РОЛЬ ЖЕНЩИН-РУКОВОДИТЕЛЕЙ В РАЗВИТИИ НАУКИ НА ПРИМЕРЕ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Ящук Анна Иосифовна
Кандидат экономических наук, доцент. Декан факультета повышения квалификации и переподготовки Института информационных технологий БГУИР https://doi.org/10.5281/zenodo.10671807 Аннотация. В статье описывается значимость гендерногоравенства в обществе и освещает ситуацию в Республике Беларусь и в мире, касающуюся равноправия женщин и мужчин в различных сферах, включая науку. Подчеркивается необходимость поддержки и развития женщин-руководителей, а также обращает внимание на неравенство по половому признаку в академической среде, указывая на статистические данные и тенденции.
Ключевые слова: гендерное равенство, наука, занятость, права.
Гендерное равенство является неотъемлемой составляющей устойчивого развития общества. В Республике Беларусь гендерная политика направлена на создание условий для равноценного развития человеческого капитала женщин и мужчин.
В современном обществе все больше признается важность участия женщин в различных сферах деятельности, включая науку, бизнес и политику. В Беларуси женщины не только составляют значительную часть населения (рисунок 1), но и демонстрируют потенциал для активного участия в общественной жизни. Постепенный рост уровня занятости женщин свидетельствует о положительных изменениях в их статусе и возможностях. Увеличение числа женщин-руководителей в различных областях также является важным шагом к достижению равноправия и разнообразия в обществе. Развитие потенциала женщин способствует не только укреплению экономики и социальной сферы, но и созданию более справедливого и равноправного общества [1].
10000 -9 429 9410 9349 9255 9200
9000 ^
8000
7000
6000 -5071 5059 5028 4977 4950
5000 _4357 4350 4321 4278 4250
4000 3000 2000 1000 0
2019 2020 2021 2022 2023
мужчины женщины всё население Рисунок 1 - Численность населения Республики Беларусь, тыс чел Примечание - Источник: собственная разработка на основе [1] Национальный план действий по обеспечению гендерного равенства в Республике Беларусь на 2021-2025 годы представляет собой важный инструмент, направленный на поддержку и развитие женщин-руководителей. Цель этого плана заключается в интеграции гендерного фактора в государственную политику для достижения равноправного развития человеческого капитала мужчин и женщин [2].
Республика Беларусь, занимающая 29-е место в индексе гендерного равенства и 60-е место в индексе человеческого развития, признает важность гендерного равенства как неотъемлемого условия устойчивого развития общества. В рамках национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития до 2030 года выделено место для поддержки и развития женщин в различных сферах, включая науку.
Для успешной реализации гендерной политики необходимо уделить внимание следующим аспектам [3]:
- Совершенствование национального законодательства для обеспечения принципов гендерного равенства.
- Создание условий для увеличения представительства женщин в сферах управления и принятия стратегических решений.
- Развитие гендерного образования и просвещения.
- Поддержка гендерного равенства в семейных отношениях.
- Обеспечение гендерно ориентированной охраны здоровья женщин и мужчин.
- Гарантирование гендерного равенства в социально-трудовой сфере и других областях.
30% исследователей в мире составляют женщины. Хотя число женщин, поступающих в университеты, растет, лишь немногие из них достигают уровня, необходимого для занятия научно-исследовательской деятельностью. Однако более тщательное рассмотрение статистических данных позволяет обнаружить интересные исключения из правил. Так, в Боливии женщины составляют 63% ученых-исследователей, в то время как во Франции их доля равна 26%, а в Эфиопии - 8%.
В Швеции женщины составляют большинство (60%) студентов первых курсов высших учебных заведений, однако их число снижается на более высоких ступенях обучения: среди аспирантов доля женщин составляет 49%, а среди ученых - всего 36%. Такая тенденция наблюдается во всех регионах, заставляя задуматься о непростом выборе, стоящем перед женщинами, которые пытаются совместить научную карьеру с семейными обязанностями.
Еще одно отличие состоит в том, что женщины-исследователи, в основном, работают в сфере образования и в государственном секторе, тогда как мужчины доминируют в частном секторе, для которого характерны более высокая заработная плата и более широкие возможности карьерного роста. Такая ситуация наблюдается даже в странах с высоким процентом женщин-исследователей. Например, в Аргентине их общая доля составляет 52%, но в частном секторе она падает до 29% [4].
Независимо от региона, женщины-исследователи в области точных наук, техники, технологии и математики составляют меньшинство. Например, в Республике Корея только 17% исследователей составляют женщины, а доля женщин в области инженерных наук -всего 9%. Однако в сфере науки их представительство значительно ниже. В 2022 году из 16 426 исследователей только 6 440 были женщинами. Это составляет всего 39,2%. Доля женщин среди руководителей учреждений высшего образования также невелика. В 2022 году она составляла 14%. Это означает, что женщины недостаточно представлены на руководящих должностях в научной сфере.
В отношении Беларуси, можно отметить, что доля женщин-исследователей снижается с течением времени, как и их доля среди руководителей учреждений высшего
образования. Это может свидетельствовать о неравенстве в возможностях для женщин в научной сфере.
Женщины-исследователи и ученые сталкиваются с рядом сложностей и препятствий на пути к научной карьере. Во-первых, существует стереотип о том, что наука и исследования - это область, где преобладают мужчины, и женщины могут испытывать давление со стороны общества или даже коллег по работе. Это может привести к недооценке их способностей, а также к ограничению возможностей для карьерного роста.
Во-вторых, современная научная среда часто характеризуется отсутствием равноправия и равных возможностей для женщин. Например, женщины могут сталкиваться с неравным доступом к финансированию и ресурсам для исследований, с несправедливым распределением ответственности за семью и домашние обязанности, а также с проблемами балансирования работы и личной жизни.
В-третьих, женщины-исследователи могут столкнуться с проблемами дискриминации и сексизма в академической среде. Это может проявляться в форме недопущения к ключевым решениям и процессам, в недостаточной поддержке со стороны коллег и руководства, а также в невозможности получения заслуженного признания за свою работу.
Чтобы преодолеть эти препятствия и создать более равные условия для женщин в научной сфере, необходимо предпринять шаги на уровне образовательных учреждений, научных организаций и государственных институтов. Это может включать в себя разработку политик по поощрению равноправия полов, обеспечение доступа к финансированию и ресурсам для всех исследователей независимо от пола, а также создание программ поддержки и менторства для женщин, стремящихся к научной карьере.
Только обеспечив равные возможности и поддерживая разнообразие в научной сфере, мы можем добиться прогресса и инноваций, которые принесут пользу всему обществу.
REFERENCES
1. Гендерная статистика [Электронный ресурс] // Национальный статистический комитет Республики Беларусь. - Режим доступа: http://gender.belstat.gov.by/home. -Дата доступа: 16.02.2024.
2. Национальный план действий по обеспечению гендерного равенства в Республике Беларусь на 2021-2025 годы [Электронный ресурс] // Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь. - Режим доступа: https://www.mintrud.gov.by/uploads/files/. - Дата доступа: 16.02.2024.
3. Национальная стратегия устойчивого развития до 2035 года [Электронный ресурс] // Министерство экономики Республики Беларусь. - Режим доступа: https://economy.gov.by/uploads/files/Ob. - Дата доступа: 16.02.2024.
4. Всего лишь 30% исследователей в мире - женщины. Какова ситуация в вашей стране? [Электронный ресурс] // UNESSCO. - Режим доступа: https://www.unesco.org/ru. - Дата доступа: 16.02.2024.