Научная статья на тему 'Высшая школа и наука: проблемы гендерного равенства'

Высшая школа и наука: проблемы гендерного равенства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
528
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЕСТКА ДНЯ НА ПЕРИОД ДО 2030 Г / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ДЕВОЧЕК И ЖЕНЩИН В НАУКЕ / ВСЕМИРНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФОРУМ / ГЛОБAЛЬНЫЙ ДОКЛАД О ГЕНДЕРНОМ РAЗРЫВЕ / НAУКА / ТЕХНОЛОГИЯ / ИНЖЕНЕРИЯ И МАТЕМAТИКА СФЕРА STEM / ГЕНДЕРНЫЕ ПРЕДРAССУДКИ / AGENDA 2030 / INTERNATIONAL DАY OF GIRLS AND WOMEN IN SCIENCE / WORLD ECONOMIC FORUM / GLOBАL GENDER GАP REPORT / SCIENCE / TECHNOLOGY / ENGINEERING AND MATHEMATICS THE FIELD OF STEM / GENDER PREJUDICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шведова Н. А.

Наука и технология лежат в основе развития человеческого благосостояния и долгосрочного прогресса цивилизации, что должно отражаться в серьезном росте государственных инвестиций в науку. Выросло число ученых, больше средств идет на науку, увеличился объем научных публикаций. Преодоление гендерного разрыва в науке имеет жизненно важное значение для выполнения Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 г. Несмотря на прогресс в обеспечении возможностей женщин в области SТЕМ, женщины и девочки по-прежнему систематически недопредставлены как пользователи и лидеры в области науки, техники и математики. Для достижения целей устойчивого развития необходимо обеспечить полный и равный доступ к науке для женщин и девочек. Борьба со стереотипами и мифами занимает ключевое место. Имеется широкий спектр возможностей для устранения как причин, так и симптомов, лежащих в основе гендерных стереотипов и социальных норм. Акцент на качестве образования и фокус на надежной стратегии с учетом гендерного подхода это то, что может способствовать достижению гендерного равенства в науке в интересах устойчивого развития цивилизованного мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HIGHER EDUCATION AND SCIENCE: PROBLEMS OF GENDER EQUALITY

Science and technology underpin the development of human well-being and the long-term progress of civilization, which should be reflected in the extraordinary growth of public investment in science. The number of scientists has grown, more funds are spent on science and the volume of scientific publications has increased. However, bridging the gender gap in science is vital for achieving sustainable development and fulfilling the promise of the 2030 Agenda. Despite progress in providing opportunities for women in the field of STEM, women and girls are still systematically underrepresented as users and leaders in science, technology, and mathematics. In order to achieve the goals of sustainable development, it is necessary to ensure full and equal access to science for women and girls. Fighting stereotypes and myths takes a key place. There exists a wide range of options available to address both the causes and symptoms underlying gender stereotypes and social norms. The emphasis on the quality of education and the focus on a sound strategy with a gender perspective are what can contribute to achieving gender equality in the interests of the sustainable development of the civilized world.

Текст научной работы на тему «Высшая школа и наука: проблемы гендерного равенства»

Woman in Russian Society

Женщина в российском обществе

2019. No. 3. P. 40—54 DOI: 10.21064/WinRS.2019.3.4

2019. № 3. С. 40—54 ББК 72.6

DOI: 10.21064/WinRS.2019.3.4

ВЫСШАЯ ШКОЛА И НАУКА: ПРОБЛЕМЫ ТЕНДЕРНОГО РАВЕНСТВА

Н. А. Шведова

Институт США и Канады, Российская академия наук, г. Москва, Россия, n. shvedova2015 @yandex.ru

Шука и технология лежт в остове рaзвития человечестого блaгоcостояния и долгоcрочного прогрева цивилизации, что должно отрaжaться в серьезном росте госудaрственных инвестиций в нaуку. Выросло число ученых, больше cредств идет на гауку, увеличился объем гаучных публикаций. Преодоление гендерного разрыва в науке имеет жизненно важное значение для выполнения Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 г. Несмотря на прогресс в обеспечении возможностей женщин в области STEM, женщины и девочки по-прежнему систематически недопредстав-лены как пользователи и лидеры в области науки, техники и математики. Для достижения целей устойчивого развития необходимо обеспечить полный и равный доступ к науке для женщин и девочек. Борьба со стереотипами и мифами занимает ключевое место. Имеется широкий спектр возможностей для устранения как причин, так и симптомов, лежащих в основе гендерных стереотипов и социальных норм. Акцент на качестве образования и фокус на надежной стратегии с учетом гендерного подхода — это то, что может способствовать достижению гендерного равенства в науке в интересах устойчивого развития цивилизованного мира.

Ключевые слова: Повестка дня на период до 2030 г., Международный день девочек и женщин в науке, Всемирный экономический форум, Глобaльный доклад о тендерном рaзрыве, гаука, технология, инженерия и матемaтика — сфера STEM, гендерные предрaссудки.

© Шведова Н. А., 2019

HIGHER EDUCATION AND SCIENCE: PROBLEMS OF GENDER EQUALITY

N. A. Shvedova

Institute for the U. S. and Canadian Studies, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russian Federation, [email protected]

Science and technology underpin the development of human well-being and the long-term progress of civilization, which should be reflected in the extraordinary growth of public investment in science. The number of scientists has grown, more funds are spent on science and the volume of scientific publications has increased. However, bridging the gender gap in science is vital for achieving sustainable development and fulfilling the promise of the 2030 Agenda. Despite progress in providing opportunities for women in the field of STEM, women and girls are still systematically underrepresented as users and leaders in science, technology, and mathematics. In order to achieve the goals of sustainable development, it is necessary to ensure full and equal access to science for women and girls. Fighting stereotypes and myths takes a key place. There exists a wide range of options available to address both the causes and symptoms underlying gender stereotypes and social norms. The emphasis on the quality of education and the focus on a sound strategy with a gender perspective are what can contribute to achieving gender equality in the interests of the sustainable development of the civilized world.

Key words: Agenda 2030, International Dаy of Girls and Women in Science, World Economic Forum, Globаl Gender Gаp Report, science, technology, engineering and mathematics — the field of STEM, gender prejudices.

Мир сегодня и место в нем высшего образования и науки

Писатель С. Брэнд1 однажды заметил, что «наука — это единственная новость» (цит. по: [Collison, Nielsen, 2018]). Однако в многочисленных заголовках новостей доминируют политика, экономика и жизнеописания будней как праздников «светских львиц» и «звезд» различных калибров, слухи и «мудрости» экстрасенсов. Между тем именно наука и технология лежат в основе развития человеческого благосостояния и долгосрочного прогресса цивилизации, что должно отражаться в соответствующем освещении в СМИ и росте государственных инвестиций в науку.

Сегодня, по сравнению с предыдущим веком, выросло число ученых, больше средств идет на науку, объем научных публикаций увеличился больше, чем когда-либо прежде [ibid.]. Как известно, в декабре 2015 г. Генеральная

1 Стюарт Брэнд (р. 1938 г.) — писатель, футурист и предприниматель, благодаря усилиям которого был сделан первый снимок Земли из космоса. Его самая известная книга — сборник рекомендаций и статей об окружающей среде и технологиях «Каталог всей Земли» («The Whole Earth Catalog») — стала настольной для С. Джобса и Дж. Безоса. Основатель ряда организаций, в том числе «The WELL», «Global Business Network» и фонда «Long Now». Автор нескольких книг, последняя из которых «Дисциплина всей Земли: манифест экопрагматика».

ассамблея ООН приняла резолюцию, в которой 11 февраля признается Международным днем девочек и женщин в науке. В этот день ООН призывает все государства мира, всех людей и организации способствовать равному участию мужчин и женщин в образовании, продвижении науки и других областях, связанных с развитием научных знаний. Предпринятая ООН акция, разумеется, не спонтанная. За ней просматривается озабоченность рупора международного голоса положением, сложившимся в данной сфере в общечеловеческом масштабе.

Международная ассоциация университетов (МАУ) как глобальный голос высшего образования в своем докладе (2018 г.) отмечает с тревогой: «К сожалению, прошедший год стал годом, когда фундаментальные ценности высшего образования, в том числе академическая свобода и университетская автономия, стали подвергаться сомнению во все большем числе стран» [Аппиа1 Report, 2018]. Не только фундаментальные ценности высшего образования — автономия университетов, академическая свобода, равенство в доступе и успехе, этика и солидарность — под угрозой, актуальность самих университетов ставится под сомнение. Требование действовать в определенных областях или в соответствии с политическими решениями — это проблемы, которые трансформируют высшее образование, и «не всегда в лучшую сторону». Последствия для сектора серьезны. Общие бюджетные ассигнования на проекты в области образования, исследований и вовлечения сообщества «зависят от предполагаемого вклада высшего образования в общество» [ibid.].

Женщины в науке

Мировое сообщество придерживается логического круга «цивилизационно-го бытия: человеческий капитал — права человека — гендерное равенство — устойчивое развитие — прогресс — качество жизни — человеческий капитал» [Шведова, 2015: 18]. Данная конструкция вполне заслуживает обозначения как гуманитарная формула цивилизационного развития, что находит отражение в международных документах, в том числе в рекомендациях, разработанных МАУ.

Необходимо осознание того, что проявление гендерного неравенства в процессе самого развития недопустимо, а развитие без образования — немыслимо. Вот почему нужна умная гендерная политика, прежде всего в университетском образовании как ведущем измерении в контексте фундаментального и универсального его сегментов.

Выделяются некоторые трудности в отношении вовлеченности женщин в университетское образование. Статистические данные многих регионов и стран свидетельствуют о росте числа женщин, бросивших обучение на поздних этапах. Многие женщины предпочитают не продолжать дальнейшее обучение в докторантуре. Гендерное неравенство становится на пути женщин, желающих продолжать свое образование на высшем уровне.

При этом расширение политических прав — это крупнейший источник гендерного неравенства, поскольку между мужчинами и женщинами существует разрыв в 77 % [STEM and Gender Advancement, 2015]. Даже в современных про-мышленно-развитых странах, которые характеризуются экономическим процветанием и высоким уровнем развития человеческого потенциала, гендерное равенство в политике также требует больших усилий.

Возникает вопрос: каковы факторы, выступающие в качестве барьера для достижения гендерного равенства в обществе? Ясно, что существует их целый комплекс: от социально-экономических до общественно-политических и культурно-психологических, со своей спецификой и конкретно-исторической традицией. Сфера, в которой «уже вчера» заложены «мины замедленного действия», способные нанести немалый ущерб делу достижения гендерного равенства и гендерной справедливости, вызывает особую тревогу. Речь идет о высшей школе и науке, месте и роли в них женщин и девушек.

С учетом того факта, что именно наука и технология лежат в основе развития человеческого благосостояния и долгосрочного прогресса цивилизации, казалось бы, существует объективная необходимость участия, не связанного никакими стереотипными предрассудками, потенциала всего человечества — женщин и мужчин — в этой сфере. Но так ли это на самом деле?

В ознаменование Международного дня женщин и девочек в науке Статистический институт ЮНЕСКО подчеркивает постоянный разрыв между мужчинами и женщинами в докторантуре и исследованиях. ООН призывает все государства мира, всех людей и организации способствовать равному участию женщин и мужчин в образовании, продвижении науки и других областей, связанных с развитием научных знаний. Именно эти обстоятельства подразумеваются под «минами замедленного действия», чреватыми усугублением гендерно-го неравенства не только на рынке труда, но и в социально-экономической, общественно-политической и иных сферах в «близком завтра». Если женщины сегодня не освоили новейшие достижения человечества, то завтра они окажутся на обочине истории и цивилизации. Их отставание происходит в настоящее время. Об этом красноречиво свидетельствуют некоторые данные [ibid.]:

— только около 30 % всех студенток выбирают связанное со сферой науки, технологии, инженерии и математики высшее образование (по данным ЮНЕСКО за 2014—2016 гг.);

— 5 % студенток — в области естественных наук, математики и статистики;

— 8 % — в области инженерии, производства и строительства.

В США, например, женщины составляют менее четверти выпускников вузов в так называемых STEM-дисциплинах, а в некоторых областях, таких как математика и астрономия, их доля всего около 10 %. Заметим, что их зарплата в среднем ниже на 20—30 %. Между тем преобладающее большинство — 90 % — будущих рабочих мест требуют навыков из сферы STEM.

Фактически женщины в мире составляли чуть большую долю — 53 % — выпускников со степенью бакалавра и магистра в 2014 г. Данные показывают, что темпы исключения и связанные с этим гендерные разрывы, как правило, растут в соответствии с более высоким уровнем образования во многих регионах и странах. Например, в настоящее время больше женщин получают степени бакалавра по всему миру, чем мужчин, но сохранение гендерного неравенства препятствует достижению женщинами наивысшего уровня обучения, и в настоящее время они составляют менее 30 % исследователей [ibid.].

В докторантуре доля выпускников-женщин снижается до 44 %, а всего женщины составляют 29 % исследователей в 110 странах (по представленным

данным), что показывает почти одинаковую картину по сравнению с данными за 2008 г. По мнению экспертов, это отражает «застойные» темпы обучения женщин в аспирантуре или на уровне последипломных исследований [The World Economic Forum... , 2018]. Многие зарубежные эксперты чаще всего называют следующие факторы, которые вызывают гендерный дисбаланс в науке:

— систематическую дискриминацию со стороны мужчин и примкнувших к ним женщин консервативных взглядов;

— низкую самооценку студенток и аспиранток, которые менее уверены в своих математических способностях и поэтому бросают учебу;

— «жертвенность» женщин, которые гораздо чаще отказываются от карьеры и/или высокой зарплаты ради семьи и детей.

Гендерные стереотипы

Многолетние предубеждения и гендерные стереотипы ведут к тому, что девочки и женщины не занимаются наукой. Об этом свидетельствуют многочисленные исследования. Одно из них, опубликованное в журнале «Наука» («Science»), показало, что в возрасте 6 лет девочки уже менее склонны, чем мальчики, описывать свой собственный пол как «блестящий» и присоединяться к деятельности, предназначенной для «очень, очень умных» детей [Gender Stereotypes. , 2017].

Еще одно исследование, в ходе которого опрошено 9500 девочек и молодых женщин в возрасте от 11 до 18 лет в девяти европейских странах, выявило шокирующие факты: в Финляндии 62 % девочек-подростков согласились с тем, что наука — это важная область, и все же только 37 % заявили, что будут рассматривать возможность карьеры в этой сфере [Study, 2017].

Борьба со стереотипами и мифами

Начало Х1Х в. ознаменовалось стартом вхождения женщин в профессорские составы университетов и появления их публикаций в серьезных научных изданиях. Так, британский математик А. Лавлейс считается основательницей целых ветвей знаний, таких как программирование и теория вычислительных систем. История покорения женщинами высот научных достижений полна драматизма, парадоксов и курьезов.

Широко известны так называемые «компьютеры» — коллектив из нескольких десятков женщин, работавших в Гарвардском университете вместе с известным астрономом Э. Пикерингом, который нанял группу женщин для ведения скучной и рутинной, несолидной для ученых мужчин работы. Лидер группы — У. Флеминг, под руководством которой была открыта одна из главных закономерностей Вселенной — зависимость между цветом звезды, ее спектром, химическим составом и температурой поверхности. Впоследствии группа Пикеринга создала современную систему классификации звезд, открыла несколько классов переменных звезд, туманностей и прочих объектов, честь обнаружения которых, в силу нравов того времени, была изначально присвоена только самому Пикерингу [Женщины в науке. , 2017].

Несмотря на прогресс в обеспечении возможностей женщин в области STEM, женщины и девочки по-прежнему систематически недопредсгавлены как пользовaтели и лидеры в области науки, техники и мaтематики. Здесь борьба со стереотипами и мифами чрезвычайно важна и целесообразна.

В «Открытом письме» (2018 г.), подписанном 26 выдающимися женщинами нашего времени, в частности, говорится: «Мы присоединяем к нашим голоса женщин-коллег, которые работали в правительствах и в многосторонних организациях в поддержку содействия гуманитарной помощи, защиты принципов прав человека и нормативной политики, продвижения устойчивого развития и урегулирования некоторых из самых сложных конфликтов в мире... Теперь мы коллективно обращаем внимание на необходимость достижения полного гендерного равенства и расширения прав и возможностей женщин во всех сферах жизни общества и на решающее значение многосторонности как средства поддержки этого» [Open Letter Group. , 2019]. «У нас ощущение, что произошла еще одна волна противодействия гендерному равенству и расширению прав и возможностей и политике, над которой мы так усердно работали (цит. по: [Whiting, 2019]), — подчеркнула С. Малькорра, бывший министр иностранных дел Аргентины, из группы авторов, которая объединила женщин-лидеров, включая К. Фигерас — бывшего исполнительного секретаря Рамочной конвенции ООН об изменении климата, С.-У. Зевде — президента Эфиопии. Среди подписавших «Открытое письмо» — бывший президент Ирландии и Верховный комиссар УВКБ ООН М. Робинсон и бывший генеральный директор Всемирной организации здравоохранения М. Чен. Они в свое время покинули высокие государственные посты, но продолжают общественно-политическую деятельность, сохраняя заметное политическое влияние.

В «Открытом письме» сказано: «Прежде всего, мы стремимся подчеркнуть, что риск, создаваемый политикой, которая стремится остановить и подорвать гендерное равенство, представляет собой риск не только для женщин, но и для всего человечества, потому что половина населения лишена возможности полностью использовать свой потенциал». В нем содержится призыв к «необходимости достижения полного гендерного равенства и расширения прав и возможностей женщин во всех сферах» [Open Letter Group. , 2019].

Совместное послание Генерального директора ЮНЕСКО О. Азуле и Исполнительного директора механизма «ООН-Женщины» Ф. Мламбо-Нгкуки по поводу Международного дня девочек и женщин в науке призывает всех к борьбе с гендерным неравенством в науках путем демонтажа барьеров и предрассудков [Совместное послание. , 2019]. В нем, в частности, сказано: «Мнения и экспертные знания женщин и девочек в области науки, техники и инноваций (НТИ) имеют жизненно важное значение для реагирования на коренные изменения в нашем быстро меняющемся мире. Нам необходимо срочно устранить ген-дерный разрыв в области науки, техники, инженерного дела и математики (НТИМ) и активно содействовать обеспечению гендерного равенства в профессиях, связанных с наукой, технологией и инновациями» [там же].

Озабоченность группы женщин-лидеров перекликается с результатами последнего доклада Всемирного экономического форума о глобальном гендерном разрыве, в котором показано, что «прогресс в достижении гендерного равенства

замедляется: с 2006 г. общий тендерный разрыв сократился на 3,6 %, а в 2018 г. произошло снижение лишь на 0,03 %, что свидетельствует о крайне медленном прогрессе.». Далее отмечается: «Хотя прогресс продолжает идти очень медленными темпами, тот факт, что большинство стран движутся к достижению большего гендерного паритета, обнадеживает и вознаграждает усилия всех политиков и практиков во всем мире, которые стремятся достичь пятую цель ООН в области устойчивого развития — гендерное равенство» [The World Economic Forum. , 2018], направленную на расширение прав и возможностей всех женщин и девочек.

О Международной ассоциации университетов

Международная ассоциация университетов, основанная в 1950 г. под эгидой ЮНЕСКО, — это ведущая всемирная ассоциация высших учебных заведений и организаций со всего мира, которая объединяет членов из более чем 120 стран, являясь независимой неправительственной организацией. МАУ — официальный партнер ЮНЕСКО (ассоциированный статус), выступающий в качестве голоса высшего образования для ЮНЕСКО и других международных организаций высшего образования и обеспечивающий глобальный форум для руководителей учреждений и ассоциаций. Ее услуги доступны в приоритетном порядке для членов, но также организаций, учреждений и органов власти, связанных с высшим образованием; отдельных политиков и лиц, принимающих решения, специалистов, администраторов, учителей, исследователей и студентов [Annual Report, 2018].

Всемирная база данных высшего образования МАУ (WHED — www.whed.net) — это уникальный онлайновый справочный инструмент, который предоставляет актуальную, авторитетную и исчерпывающую информацию о глобальных системах высшего образования. Этот источник содержит информацию о более чем 18 400 высших учебных заведениях в 186 странах [ibid.].

Десять лет назад МАУ одобрила документ под названием «Равный доступ, успех и качество в высшем образовании: заявление о политике Международной ассоциации университетов» (принято 13-й Генеральной конференцией МАУ, Утрехт, июль 2008 г.), в преамбуле которого подчеркнуто: «В большинстве стран поставлены задачи по увеличению доли населения с высшим образованием и/или расширению доступа к высшему образованию для лиц, которые недостаточно представлены из-за социально-экономического статуса, расы, этнической принадлежности, религии, возраста, пола, способности или местоположения» [Equitable Access. , 2008]. Такое решение обусловлено осознанием значимости «хорошо образованных граждан как основы социальной справедливости, сплоченности и успешного участия в глобальной экономике знаний» [ibid.].

Отмечалось существование разных подходов к расширению доступа к высшему образованию: за счет увеличения числа возможностей (в странах с низким уровнем участия в высшем образовании); большего включения людей из недопредставленных групп (как правило, в странах, которые уже достигли значительного уровня участия в высшем образовании); комбинированного подхода с решением обеих проблем одновременно.

Как глобальная ассоциация высших учебных заведений МАУ стремится к достижению двойной цели — равного доступа к высшему образованию и успешного участия в в нем всех членов общества. МАУ считает, что справедливый доступ к качественному обучению вносит значительный вклад в развитие национальных людских ресурсов, способствует социальной справедливости и сплоченности, личностному развитию, возможности трудоустройства и — в целом — устойчивому развитию. Провозглашенные ключевые принципы не теряют своей острой злободневности и актуальности в настоящее время. Их перечень включает следующие положения [ibid.]:

— доступность для всех, независимо от расы, этнической принадлежности, пола, экономического или социального положения, возраста, языка, религии, местоположения или инвалидности;

— равный доступ и академический профессионализм как важные и совместимые измерения качественного высшего образования;

— признание при поступлении потенциала учащегося, а не только учета достижений каждого учащегося и квалификации;

— разработку национальной и институциональной политики и программы посредством постоянного диалога между всеми субъектами заинтересованных сторон с признанием необходимости устранения широкого спектра академических, финансовых и личных барьеров, с которыми сталкиваются потенциальные учащиеся;

— разумную политику и адекватное государственное финансирование учебных заведений и студентов, учитывающие местные условия;

— активную связь между всеми ступенями образования — высшим, начальным и средним, а также непрерывными образовательными способами и механизмами, начиная с раннего детства и в течение всей жизни, при необходимости — с помощью профессиональных ориентаций и консультаций;

— дифференцированную и последовательную систему высшего образования, отраженную в прозрачной структуре квалификаций, в которой учреждения оцениваются в соответствии с их конкретной миссией и целями для реакции на различные потребности учащихся и общества;

— доступность различных институциональных моделей, гибких программ и разных способов обучения, позволяющих людям на всех этапах жизни получать высшее образование в соответствии с их потребностями;

— международную мобильность, обмены опытом и трансграничные образовательные мероприятия, объединяющие цели расширения доступа и справедливого участия.

Рекомендации высшим учебным заведениям

На основе указанных принципов МАУ предложила программу действий для принятия и реализации высшими учебными заведениями, признавая при этом разнообразие экономических и финансовых условий, а также конкретные политические, культурные и исторические аспекты, которые определяют различные национальные контексты. Ее рекомендации содержали 12 блоков-предложений, таких как:

1) интеграция целей равного доступа и успешного участия всех учащихся и разработка стратегии для их достижения;

2) сотрудничество с правительством, представителями других секторов образования, профессиональными ассоциациями и работодателями для комплексного решения вопросов доступа и успешного участия с учетом результатов обучения в средней школе, тенденций на рынке труда и потребностей национального развития;

3) участие в многостороннем диалоге с правительством и/или компетентными органами для разработки политики и обеспечения адекватной финансовой поддержки реализации программы по обеспечению доступа и ориентации на позитивные результаты;

4) разработка или усиление политики и практики приема, которые подчеркивают потенциал каждого кандидата и учитывают равенство доступа и успешное участие, предлагая множество гибких путей обучения;

5) обеспечение студентам комплексной системы академической, финансовой и социальной поддержки, с уделением особого внимания конкретным потребностям учащихся из недостаточно представленных групп и/или тех, кто испытывает трудности;

6) вознаграждение преподавателей за качество работы, инновации в учебных программах и открытость к разнообразию учащихся;

7) обеспечение преподавателей педагогической подготовкой, основанной на культуре обучения, ориентированного на студентов, и с акцентом на результаты обучения;

8) облегчение доступа к обучению, реагирование на разнообразные потребности в обучении и расширение охвата студентов за счет надлежащего и эффективного использования различных способов доставки информации;

9) оценка предшествующего и экспериментального обучения (например, обучение через рабочие схемы, аккредитацию рабочих мест), а также смешанное, дистанционное и электронное обучение в процессах приема, освоения и накопления знаний и навыков;

10) взаимодействие со средствами массовой информации и общественностью для понимания и поддержки ценности институциональной дифференциации;

11) институциональная политика в отношении международной мобильности, академических обменов, трансграничных образовательных мероприятий, учитывающая проблемы справедливого доступа и расширения участия в стране и за рубежом;

12) предоставление надежной и своевременной информации о доступе, успешном обучении и выпуске студентов широкой общественности, работодателям и правительствам.

Рекомендации правительствам

Правительства на всех уровнях играют важную роль в обеспечении доступа к высококачественному высшему образованию для всех членов общества. Основываясь на изложенных принципах и признавая разнообразие и значимость контекста на местном, национальном и региональном уровнях, МАУ предлагает

следующую программу действий для принятия и реализации правительствами во всем мире:

— создание комплексной образовательной, социальной и экономической повестки дня для обеспечения справедливого доступа, расширения участия и успеха в высшем образовании с учетом консультаций со всеми группами заинтересованных сторон;

— демонстрацию приверженности равному доступу и успеху, с предоставлением адекватного финансирования и использования моделей, которые чувствительны к местным условиям, соответствуют им и поддерживают высшие учебные заведения и студентов с финансовыми потребностями;

— повышение ценности и поощрение дифференциации миссий высших учебных заведений в рамках прозрачной структуры квалификаций, которая учитывает потребности общества и реалии рынка труда;

— создание политической среды, способствующей увеличению финансирования государственного и частного секторов для поддержки справедливого доступа потенциальных и зачисленных учащихся с финансовыми потребностями;

— стимулирование целевой политики и программы для устранения академических и других нефинансовых барьеров для доступа и успешного участия в высшем образовании;

— рассмотрение системы образования целостным образом, с разработкой согласованной политики и стратегии, которые выстраивают эффективные связи с предыдущими уровнями образования и обеспечивают гибкие и плавные пути для входа в высшее образование и выхода из него для всех учащихся;

— признание и вознаграждение высших учебных заведений, которые успешно обслуживают лиц из недостаточно представленных групп;

— инвестиции в соответствующую инфраструктуру для поддержки эффективного использования информационно-коммуникационных технологий в образовании с целью улучшить возможности для всех учащихся, особенно взрослых, и расширить информационно-пропагандистскую деятельность в высших учебных заведениях;

— обеспечение финансирования для доступности возможностей международной мобильности для всех с учетом растущей важности интернационализации высшего образования;

— создание широкодоступной, точной, своевременной и удобной для пользователя информации для облегчения доступа, включая информацию о финансовой помощи студентам.

Являясь всемирной ассоциацией высших учебных заведений и организаций, МАУ способствует конструктивному диалогу и сотрудничеству в поисках жизнеспособных путей для продвижения вперед. С этой целью МАУ организовывает международные конференции по актуальным вопросам, таким как государственное и частное финансирование высшего образования и партнерские отношения в интересах общества. Так, в 2018 г. МАУ предложила инициативы для членов сообщества высшего образования, чтобы принять участие в процессе формирования новой политики в области технологии и высшего образования и объединении усилий для реализации Повестки дня на период до 2030 г. по вопросам высшего образования и устойчивого развития (принята 25 сентября 2015 г.).

Таким образом, равный доступ к высшему образованию и расширение участия в нем рассматриваются как основополагающие для «обществ знаний» во всех частях мира. МАУ призывает все заинтересованные стороны, особенно правительства и высшие учебные заведения, действовать в соответствии с этими принципами и рекомендациями. Только решительные и коллективные действия, основанные на текущих и достоверных исследованиях, анализе данных и систематическом мониторинге прогресса, помогут достичь этих целей.

Доступ к высшему образованию и участие в нем имеют важное значение для расширения прав и возможностей всех, особенно тех, кто часто исключается, в частности по принципу пола.

Для преодоления барьеров и препятствий в этой чувствительной зоне человеческого бытия — образовании и науке — требуется осознанная умная ген-дерная политика, рожденная политической волей как правящих кругов, так и широкой общественности, включая женское демократическое движение.

В сокровищнице мирового опыта уже имеются вдохновляющие примеры для продвижения гендерного равенства в критических зонах. Так, в 2017 г. ученые из Испании предложили «Инициативу 11 февраля», в рамках которой рассказывают о роли женщин в развитии науки и выбирают нескольких выдающихся женщин-ученых в качестве примера для подражания для будущих поколений. Живет проект «Лауреаты Премии ЮНЕСКО в области образования девочек и женщин».

В России ежегодно вручается Международная стипендия «Для женщин в науке». В 2017 г. на конкурс поступило 452 заявки из 65 городов России [Веденеева, 2017]. Результат конкурса — 10 лауреаток: 6 москвичек, 2 жительницы Новосибирска, а также по одной из Саратова и Томска.

В рамках обсуждения на Международном форуме женщин-лидеров, состоявшемся 25—26 октября 2018 г. в Минске, Беларусь, который был организован под руководством Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (основные организаторы в партнерстве с Белорусским государственным университетом, Белорусским союзом женщин, Исполнительным комитетом Содружества Независимых Государств, Советом Европы, агентствами ООН), на секции по науке и образованию и гендерному равенству были сформулированы следующие ключевые рекомендации [Международный форум. , 2018]:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— осуществление акцента на гендерном неравенстве как неприемлемом явлении, тормозящем дальнейшее совершенствование образования и науки, без которых невозможен прогресс и устойчивое развитие;

— становление разумной гендерной политики в университетском образовании;

— продвижение равного участия мужчин и женщин в образовании, науке и иных сферах деятельности, связанных с научными знаниями, особенно с учетом ограниченного количества женщин в точных науках;

— стимулирование женщин на получение образования в области точных наук исходя из того, что в ближайшем будущем большинство вакансий будут связаны с данной отраслью;

— использование существующих возможностей для повышения качества образования в высшей школе путем обмена опытом и информацией в международном сообществе университетов.

Сколько вузов России присоединились к МАУ? Всего 18 (или 1,8 %)2 из 965 высших учебных заведений. В Российской Федерации система высшего образования объединяет 607 государственных и 358 негосударственных вузов [Статистика.]. Очевидно, столь незначительная доля вузов, участвующая в данном международном сообществе, требует размышления и анализа с точки зрения использования международного ресурса для повышения эффективности и качества отечественной высшей школы.

П. Фредман, президент МАУ и бывший ректор Гетеборгского университета, заявила: «Нынешние неспокойные времена потрясают наши общества во всем мире, и они также потрясают самые основы высшего образования» [Annual Report, 2018]. Раскрепощение женского человеческого потенциала оказывает сильное воздействие на производительность труда, которая, в свою очередь, ведет к повышению экономической эффективности, что является условием достижения и других ключевых целей в области развития. Гендерное равенство — это и цель развития, и разумный подход к экономической политике, поскольку развитие рассматривается как процесс расширения свобод в равной степени для каждого человека — женщины и мужчины.

В 2017 г. тема ООН для Международного женского дня — «Планета 50-50 к 2030 году: шаг за шагом к гендерному равенству» [A Bit of History. , 2017]. Несмотря на огромный прогресс с 1975 г., женщины по-прежнему недо-представлены во многих секторах общества, что подрывает прогресс и устойчивое развитие. Это сдерживает творчество и талант, сковывает веригами человеческий потенциал, что вредит не только женщинам — ослабляется сама ткань общества. Известно, что с принятием Цели 4 устойчивого развития (Sustainable Development Goal 4 — SDG 4) правительства обязались обеспечить всеобщее начальное и среднее образование к 2030 г. и устранить диспропорции, с тем чтобы каждый ребенок и подросток были обеспечены качественным образованием и обучением [dosing the Gender Gap, 2017].

Могут ли быть решены эти задачи? Нет сомнения в том, что они не простые, требующие огромной концентрации усилий всех субъектов политического процесса, который порой захлестывает живучая гендерная стигма. Не случайно гендерное равенство — глобальный приоритет для ООН (ЮНЕСКО), что неразрывно связано

2 Белгородский университет кооперации, экономики и права, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Курский государственный медицинский университет, Российский технологический университет, Московский энергетический институт, Московский государственный университет медицины и стоматологии им. А. И. Евдокимова, Российский университет дружбы народов, Пятигорский государственный лингвистический университет, Российский государственный гуманитарный университет, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики, Сибирский федеральный университет, Южный федеральный университет, Государственный университет управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Тульский государственный педагогический университет им. Л. Толстого, Воронежский государственный университет.

с ее усилиями по поощрению права на образование и поддержки достижения целей устойчивого развития. Цель 4 в аспекте Рамочной программы образования 2030 направлена на «обеспечение всестороннего и справедливого качественного образования и развитие возможностей для непрерывного обучения для всех». Цель 5 (SDG 5) — на «достижение гендерного равенства и расширение прав и возможностей всех женщин и девочек» [ibid.].

Несмотря на прогресс, больше девочек, чем мальчиков, по-прежнему остаются вне школы — 16 млн, а женщины составляют две трети из 750 млн взрослых без базовых навыков грамотности [ibid.]. Для достижения целей устойчивого развития необходимо обеспечить полный и равный доступ к образованию и науке для женщин и девочек и участие в них.

Упомянутое выше Совместное послание Генерального директора ЮНЕСКО О. Азуле и Исполнительного директора механизма «ООН-Женщины» Ф. Мламбо-Нгкуки по поводу Международного дня девочек и женщин в науке призывает к использованию «творческого и инновационного потенциала всех женщин и девочек». В нем подчеркнуто: «.инвестируя надлежащим образом в инклюзивное образование, научные исследования и разработки в областях НТИМ (наука, техника, инженерное дело и математика) и экосистемы НТИ (наука, техника, инновации), мы создаем беспрецедентные возможности для задействования потенциала четвертой промышленной революции на благо общества» [Совместное послание. , 2019].

Очевидно, необходимо использовать возможность занять позицию для женщин и девочек сначала в университете, а затем и в науке и сломать стереотипы, которые удерживают их [Progress. , 2015]. Ясно, что преодоление ген-дерного разрыва в науке имеет жизненно важное значение для достижения устойчивого развития и выполнения Повестки дня на период до 2030 г. У политиков имеется широкий спектр возможностей для устранения как причин, так и симптомов, лежащих в основе гендерных стереотипов и социальных норм, репродуцирующих мифы. Акцент на качестве образования и фокус на надежной стратегии — это то, что может улучшить успеваемость и обучение всех детей, а следовательно, будет способствовать достижению гендерного равенства, что провозглашено в Повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 г.

Библиографический список

Веденеева Н. В Москве выбрали 10 самых успешных женщин в науке. 2017. URL: https://www.mk.ru/science/2017/12/06/v-moskve-vybrali-10-samykh-uspeshnykh-zhenshhin-v-nauke.html (дата обращения: 07.06.2018). Женщины в науке: от «живых компьютеров» к Нобелевским премиям. 2017. URL:

https://ria.ru/science/20170211/1487678584.html (дата обращения: 07.12.2017). Международный форум женщин-лидеров, 25—26 октября 2018, Минск, Беларусь. 2018. URL: http://www.mintrud.gov.by/ru/news_ru/view/mezhdunarodnyj-forum-zhenschin-liderov-proxodit-v-minske_3060/ (дата обращения: 17.11.2018). Совместное послание Генерального директора ЮНЕСКО Одрэ Азуле и Исполнительного директора механизма «ООН-Женщины» г-жи Фумзиле Мламбо-Нгкуки по случаю Международного дня девочек и женщин в науке 11 февраля 2019 года.

URL: https://unesdoc.unesco.Org/ark:/48223/pf0000366723_rus/PDF/366723rus.pdf.multi (дата обращения: 12.02.2019).

Статистика по уровням образования. URL: http://stat.edu.ru/stat/vis.shtml (дата обращения: 22.03.2019).

Шведова Н. А. Развитие человеческого капитала и гендерное равенство: умная тендерная политика // Женщина в российском обществе. 2015. № 3—4. С. 17—30.

A Bit of History: International Women's Day, Back to 1975. 2017. URL: http://www.unesco.org/ new/en/unesco/events/prizes-and-celebrations/celebrations/international-days/international-womens-day-2017/ (дата обращения: 12.03.2019).

Annual Report. 2018. URL: https://www.iau-aiu.net/IMG/pdf/iau_annual_report_2018_v6_ light_.pdf (дата обращения: 14.01.2019).

Closing the Gender Gap. 2017. URL: http://uis.unesco.org/en/news/closing-gender-gap (дата обращения: 12.02.2019).

Collison P., Nielsen M. Science is Getting Less Bang for Its Buck. 2018. URL: https://www.theatlantic.com/science/archive/2018/11/diminishing-returns-science/575665/ (дата обращения: 02.12.2018).

Equitable Access, Success and Quality in Higher Education: a Policy Statement by the International Association of Universities. 2008. URL: https://www.iau-aiu.net/IMG/pdf/iau_policy_statement_on_equitable_access_final_version_august_2008_ eng_0.pdf (дата обращения: 12.04.2018).

Gender Stereotypes about Intellectual Ability Emerge Early and Influence Children's Interests. 2017. URL: https://science.sciencemag.org/content/355/6323/389/tab-pdf (дата обращения: 12.12.2018).

Open Letter Group of Women Leaders for Change and Inclusion. 2019. URL: https://www.passblue.com/wp-content/uploads/2019/02/Women-leaders-letter-Feb-19.pdf (дата обращения: 21.02.2019).

Progress of the World's 2015—2016. Transforming Economies, Realizing Rights. 2015. URL: http://progress.unwomen.org/en/2015/pdf/UNW_progressreport.pdf (дата обращения: 12.02.2019).

STEM and Gender Advancement. 2015. URL: http://uis.unesco.org/en/news/stem-and-gender-advancement (дата обращения: 03.02.2018).

Study: Close to Two-Thirds of Finnish Girls Reject Future Career in Science or Technology. 2017. URL: https://yle.fi/uutiset/osasto/news/study_close_to_two-thirds_of_finnish_girls_reject_ future_career_in_science_or_technology/9390127 (дата обращения: 05.02.2019).

The World Economic Forum. The Global Gender Gap Report. 2018. URL: http://www3.weforum.org/docs/WEF_GGGR_2018.pdf (дата обращения: 26.12.2018).

Whiting K. Female Leaders Warn about the Erosion of Women's Rights. 2019. URL: https://www.weforum.org/agenda/2019/02/female-leaders-warn-about-the-erosion-of-women-s-rights (дата обращения: 12.03.2019).

References

Annual Report (2018), available from https://www.iau-aiu.net/IMG/pdf/iau_annual_report_

2018_v6_light_.pdf (accessed 14.01.2019). Collison, P., Nielsen, M. (2018) Science is Getting Less Bang for Its Buck, available from https://www.theatlantic.com/science/archive/2018/11/diminishing-returns-science/575665/ (accessed 02.12.2018).

Collison, P., Nielsen M. Science is Getting Less Bang for Its Buck (2018), available from https://www.theatlantic.com/science/archive/2018/11/diminishing-returns-science/575665/ (accessed 02.12.2018).

Progress of the World's 2015—2016. Transforming Economies, Realizing Rights (2015), available from http://progress.unwomen.org/en/ 2015/pdf/UNW_progressreport.pdf (accessed 12.02.2019).

Shvedova, N. A. (2015) Razvitie chelovecheskogo kapitala i gendernoe ravenstvo: umnaia gendernaia politika [Human capital development and gender equality: smart gender policy], Zhenshchina v rossiiskom obshchestve, no. 3—4, pp. 17—30.

Sovmestnoe poslanie General 'nogo direktora IuNESKO Odre Azule i Ispolnitel'nogo direktora mekhanizma "OON-Zhenshchiny" Fumzile Mlambo-Ngkuki po sluchaiu Mezhdunarod-nogo dnia devochek i zhenshchin v nauke 11 fevralia 2019 goda (2019) [Joint message by UNESCO Director-General Odre Azule and UN-Women Executive Director Fumzile Mlambo-Ngkuku on the occasion of the International Day of Girls and Women in Science, February 11, 2019], available from https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/ pf0000366723_rus/PDF/366723rus.pdf.multi (accessed 12.02.2019).

STEM and Gender Advancement (2015), available from http://uis.unesco.org/en/news/stem-and-gender-advancement (accessed: 03.02.2018).

Study: Close to Two-Thirds of Finnish Girls Reject Future Career in Science or Technology (2017), available from https://yle.fi/uutiset/osasto/ news/study_close_to_two-thirds_ of_finnish_girls_reject_future_career_in_science_or_technology /9390127 (accessed 05.02.2019).

Whiting, K. (2019) Female Leaders Warn about the Erosion of Women's Rights, available from https://www.weforum.org/agenda/2019/02/female-leaders-warn-about-the-erosion-of-women-s-rights (accessed 12.03.2019).

Статья поступила 14.05.2019 г.

Информация об авторе /Information about the author

Шведова Надежда Александровна — доктор политических наук, профессор, руководитель Центра социально-политических исследований, Институт США и Канады РАН, г. Москва, Россия, [email protected] (Dr. Sc. (Political Sc.), Professor, Head of the Center for Social and Political Studies, Institute for U. S. and Canadian Stadies of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russian Federation).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.