УДК 332.362 DOI: 10.24412/2587-6740-2021-2-10-13
РОЛЬ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА ПРИ РАЗМЕЩЕНИИ ЛИНЕЙНЫХ ОБЪЕКТОВ НА ЗЕМЛЯХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ
В.В. Вершинин1, М.В. Сидоренко2
1ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству», г. Москва, Россия 2ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина», г. Краснодар, Россия
В статье рассматриваются линейные объекты, а также возникающие в связи с их размещением негативные последствия для землепользования. Роль землеустройства существенно снижена, отсутствует правовая основа проведения землеустройства при отводе земель под линейные объекты. Анализ сведений об осуществлении землеустройства за последнее десятилетие в Краснодарском крае показал, что землеустройство сводится не к достижению главной цели — рациональному использованию земель и их охране, а к подготовке описания местоположения границ объектов землеустройства для включения сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости. Путем принятия землеустроительных решений можно значительно снизить негативные последствия от строительства линейных объектов, а также обеспечить рациональное использование земель с учетом ограничений в зоне размещения линейного объекта. Предлагается на законодательном уровне закрепить разработку специального землеустроительного проекта как основного проектного документа на стадии согласования места размещения линейного объекта. Выдвинуты предложения по рациональному использованию земель сельскохозяйственного назначения, определены задачи, которые необходимо решать при размещении линейных объектов на землях сельскохозяйственного назначения.
Ключевые слова: линейные объекты, земельный участок, земли сельскохозяйственного назначения, изъятие земель, землеустроительный проект, рациональное использование земель.
В настоящее время, в условиях распространения деградационных процессов и постоянного сокращения сельскохозяйственных земель, вопрос снижения негативных последствий для землепользования весьма актуален.
Земли сельскохозяйственного назначения всегда были и остаются важнейшим фактором развития экономики Краснодарского края и страны в целом. В условиях строительства новых линейных объектов на землях различных категорий, в том числе сельскохозяйственного назначения, особое значение приобретает рациональное и обоснованное их использование. Размещение линейных объектов оказывает существенное влияние как на землепользование на землях сельскохозяйственного назначения, через которые они проходят, так и на окружающую территорию.
Несмотря на значительное количество нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок размещения линейных объектов и дальнейшее использование земель в охранных зонах, остается ряд острых вопросов по образованию земельных участков, оценке влияния ограничений на землепользование, расчету компенсационных выплат землевладельцам. Стоит отметить, что современная практика строительства линейных объектов показывает, что процесс планирования и строительства линейных объектов направлен больше на экономический эффект от использования объектов инженерной инфраструктуры, а интересы землевладельцев и землепользователей остаются на втором плане [4].
От вида линейного объекта в большой степени зависят возможные негативные последствия для землепользования. В настоящее время многие нормативно-правовые акты определяют те или иные объекты как линейные. Однако фактическим определением «линейный объект» их нельзя считать, так как в них приводят только перечисление сооружений. Тем самым усложняется процесс применения и установления
10 -
© Вершинин В.В., Сидоренко М.В., 2021 Международный сельскохозяйственный журнал, 20
регламентов при размещении и реконструкции линейных объектов. В большинстве случаев линейный объект соответствуют признаку, когда его длина значительно превышает ширину.
Размещение линейного объекта — довольно сложный процесс проектирования, включающий разработку технической документации, подготовку материалов согласования, расчет убытков в связи с изъятием земель и др. Земельные участки, через которые проходят линейные объекты, характеризуются, в первую очередь, местоположением, конфигурацией, площадью, категорией земель, видом разрешенного использования, видом права, формой собственности, стоимостью, наличием ограничений и обре-менений земельного участка.
В отношении сельскохозяйственных земель перед изъятием участков для строительства линейных объектов важно проанализировать их качественные характеристики. Анализ производственной деятельности сельскохозяйственного предприятия, структуры посевных площадей, оценка негативных последствий от размещения линейного объекта в его границах позволят сформулировать предложения по размещению линейного объекта, а также основные направления дальнейшего использования земель с ограничениями [6].
Несмотря на то, что линейные объекты существенно влияют на сельскохозяйственные земли, государство не уделяет должного внимания вопросу рационального их использования в сельскохозяйственном производстве. Размещение линейных объектов проводится лишь в рамках территориального планирования. Проведение землеустройства, даже в случае возникновения негативных последствий от использования линейных объектов, не является обязательным мероприятием.
За последние десятилетия роль землеустройства заметно снизилась, финансирование работ по землеустройству постоянно сокращается. В таблице 1 представлены основные виды
I, том 64, № 2 (SSO), с. Î0-ÎS.
землеустройства, проводимые на территории Краснодарского края в период с 2010 по 2019 гг.
В последние десятилетия землеустроительные работы проводились преимущественно с целью подготовки землеустроительных дел и карт (планов) объектов землеустройства. Данный вид работ не предусматривает рекомендаций по рациональному использованию земель [3]. Фактически землеустроительные работы направлены на подготовку документов, необходимых для постановки объектов землеустройства на кадастровый учет. Кроме того, с 2018 г. из перечня объектов землеустройства были исключены территориальные зоны и населенные пункты. В связи с этим работы по составлению землеустроительных дел в этих объектах прекратились. Подготовка таких документов осуществлялась лишь в отношении объектов, по которым был ранее заключен государственный или муниципальный контракт.
Для включения информации о границах населенных пунктов и территориальных зон необходимо было формировать карту (план) объектов землеустройства. Однако данные объекты уже и не являлись объектами землеустройства. Только в 2019 г. была утверждена новая форма документа, позволяющего выполнить и представить описание границ населенных пунктов и территориальных зон для постановки их на учет.
Несмотря на то, что за рассматриваемый период был подготовлен ряд проектов внутрихозяйственного землеустройства, общая тенденция к снижению роли землеустройства не изменяется [4].
Можно с уверенностью сказать, что на территории Краснодарского края не проводятся землеустроительные работы по рациональному использованию земель. Не ведется разработка землеустроительных проектных документов, включающих рекомендации по использованию сельскохозяйственных земель, рекомендуемые севообороты, технико-экономические показатели использования земель.
ЗЕМЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО
.Ui. ■/л*
В настоящее время земельные участки, в том числе сельскохозяйственного использования, могут быть изъяты с целью размещения линейных объектов. И собственники земельных участков практически не могут повлиять на выбор местоположения планируемого для строительства линейного объекта в границах их зем-лепользований. Им остается только оценить свои убытки и потери и прийти к соглашению с принятием предлагаемой компенсации. Сельскохозяйственные товаропроизводители совершенно не защищены и от последствий такого изъятия. Последствия от изъятия земельных участков и их частей могут быть как незначительными, так и существенными, требующими пересмотра сложившегося подхода к сельскохозяйственному производству. И даже эффективные сельскохозяйственные производители не способны по-новому организовать сельскохозяйственное производство без разработки проектов по использованию земель, где будет представлена организация территории и научно обоснованная система севооборотов.
Необоснованное изъятие сельскохозяйственных земель для размещения линейных объектов, возникающие негативные последствия и неудобства от их наличия приводят к снижению производственного потенциала сель-
ского хозяйства. Для решения данной проблемы требуется активное участие государства.
Отсутствие заинтересованности государства в проведении землеустройства привело к следующим последствиям:
- отсутствие прозрачной процедуры изъятия земель сельскохозяйственного назначения;
- рост стоимости землеустроительных работ;
- сокращение государственного финансирования землеустроительных работ;
- отсутствие ведения качественного учета земель сельскохозяйственного назначения;
- возникновение недостатков землепользования;
- развитие деградационных процессов сельскохозяйственных земель;
- распространение земельных споров;
- выбытие ценных сельскохозяйственных земель из оборота и др.
В настоящее время значительно сократилось количество организаций, способных выполнить землеустроительные работы по организации угодий и севооборотов. Это связано с проводимыми преобразованиями в сфере управления земельными ресурсами, снижением роли землеустроительной службы, реорганизацией проектных и научно-исследовательских институтов и предприятий. Современные предприятия и
Таблица 1
Динамика проведения землеустройства на территории Краснодарского края
Виды землеустроительных работ Год Количество работ (шт.), выполненных за счет средств: Всего, шт.
федерального бюджета бюджета субъекта РФ местного бюджета внебюджетных источников
Разработка схем землеустройства, схем использования и охраны земель 2010 - 878 - - 878
Установление на местности 2010 - 425 - - 425
2011 183 689 - - 872
границ объектов 2012 81 145 70 3 299
землеустройства — всего 2013 - - 21 - 21
2014 - - 2 - 2
из них административно- 2010 - 425 - - 425
2011 - - 21 - 21
территориальных образований 2012 81 145 70 3 299
2013 - - - 3 3
Описания 2013 - 39 72 4 115
местоположения границ объектов землеустройства — 2014 - 955 51 34 1040
2015 - 83 10 - 93
всего 2019 - 110 - - 110
из них административно- 2013 - 39 46 4 89
2014 - 377 20 1 398
территориальных образований 2015 - 28 10 - 38
2019 - 110 - - 110
Разработка проектов внутрихозяйственного землеустройства 2014 - - 8 - 8
Прочие работы 2010 - 10 - - 10
2010 1 1313 - - 1314
2011 183 689 - - 872
2012 81 145 70 3 299
Итого 2013 - 39 93 4 136
2014 - 955 51 44 1050
2015 - 83 10 - 93
2019 - 110 - - 110
индивидуальные предприниматели, занимающиеся по договору землеустройством, не способны решать поставленные перед государством задачи по рациональному использованию земель. Причиной является отсутствие специалистов в данной области, в том числе и научных сотрудников, способных применять сложные математические подходы в землеустройстве. Фактически землеустроительные работы в их современном виде выполняют кадастровые инженеры, так как основная цель — это подготовка пакета документов для дальнейшей передачи их в органы, осуществляющие кадастровый учет. Кроме того, отсутствуют организации, контролирующие выполнение землеустроительных работ. Существующие саморегулируемые организации осуществляют взаимодействие только с участниками кадастровых отношений и не заинтересованы в решении сложностей по разработке проектов землеустройства.
Если и дальше не принимать меры по развитию землеустройства, то отрицательные последствия для сельскохозяйственных земель и сельскохозяйственного сектора экономики будут только усугубляться.
Положительный эффект от землеустройства заключается в эффективном управлении земельными ресурсами. На основании материалов землеустройства можно принимать планировочные решения, которые подтверждены экологическими, экономическими, социальными и технологическими показателями. Основным документом, определяющим планировочные решения по размещению линейных объектов, на сегодняшний день является проект планировки территории. Однако проект планировки территории не определяет перспективы использования затрагиваемых линейным объектом землепользова-ний. В таблице 2 представлен сравнительный анализ проводимых мероприятий согласно действующему механизму размещения линейных объектов и при условии разработки проекта землеустройства.
Представленный перечень мероприятий доказывает, что при традиционном подходе размещения линейных объектов на сельскохозяйственных землях не учитываются интересы землевладельцев и землепользователей при сельскохозяйственном производстве в условиях действующих ограничений и неудобств при наличии линейных объектов.
При размещении линейных объектов нарушается сформированная конфигурация полей и рабочих участков, используемых под возделывание сельскохозяйственных культур, что приводит к необходимости внесения изменений в структуру посевов. Это относится, прежде всего, к этапу прокладки сооружений, так как ширина отвода линейного объекта на время строительства может сильно отличаться в зависимости от вида самого линейного объекта. Это сказывается и на размере убытков землевладельцев и землепользователей [2, 3].
Пока не будет разработан четкий алгоритм действий по размещению линейных объектов на сельскохозяйственных угодьях, включающий условие разработки проекта землеустройства, будут развиваться негативные последствия для землепользования. Лишь проведение землеустройства для земельных участков, изменивших свою структуру, конфигурацию в связи с размещением линейных объектов, позволит восстановить сельскохозяйственное производство и снизить влияние строительства до уровня, который был на момент начала осуществления проекта.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ № 2 (380) / 2021
Таблица 2
Сравнительный анализ проводимых мероприятий согласно документам территориального планирования и землеустройства
Проводимые мероприятия при размещении линейных объектов (ЛО) Документы территориального планирования Проект землеустройства
Принятие решения о необходимости размещения ЛО Проводится на муниципальном уровне Проводится согласно договору
Сбор исходной информации Проводится сбор информации в общем по району Проводится по каждому землепользованию (качественные характеристики земель, результаты сельскохозяйственного производства)
Проектный этап размещения ЛО и подготовка схем размещения линейных объектов в границах земельных участков Разработка проекта планировки территории, предусматривающего размещение ЛО (на всю протяженность) Разработка землеустроительного проекта для каждого землепользования
Обоснование проектных решений по размещению ЛО Определение общих показателей эффективности эксплуатации ЛО Проводится расчет экономических потерь сельскохозяйственного производства
Проверка подготовленной документации на соответствие градостроительным регламентам Проводится Не проводится
Разработка проекта организации угодий и севооборотов при условии размещения ЛО Не проводится Проводится
Рациональное использование земель и их охрана является важнейшим условием при размещении линейного объекта на ценных сельскохозяйственных угодьях, так как негативные процессы сводятся не только к нарушению целостности и компактности земельных участков, но и влиянию на почвенное плодородие и сельскохозяйственное производство.
При размещении линейных объектов на землях сельскохозяйственного назначения необходимо решать следующие задачи:
- проанализировать качественные свойства земель, на которых планируется строительство линейного объекта;
- оценить местоположение и конфигурацию землепользования, в границах которого планируется строительство;
- установить минимальный размер земельного участка, необходимого для размещения линейного объекта и установления охранной зоны;
- представить несколько вариантов размещения линейного объекта на участке сельскохозяйственного использования;
- рассчитать компенсационные выплаты, включающие убытки землевладельцев и землепользований на период строительства и восстановления земель в зависимости от условий изъятия;
- при необходимости провести процедуру смены категории земель;
- провести кадастровые работы в целях внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости.
Все эти задачи наиболее эффективно и обоснованно, по нашему мнению, могут быть решены исключительно в рамках разработки специального землеустроительного проекта, включающего организационно-территориальные, технические, экологические, правовые и экономические решения по размещению линей-
ного объекта на землях сельскохозяйственного использования. Можно выделить следующие важные особенности такого проекта:
Первая — в процессе его выполнения одновременно будут решаться вопросы, ранее относящиеся к так называемому межхозяйственному (территориальному) и внутрихозяйственному землеустройству, так как линейные объекты затрагивают значительное количество землевладельцев и землепользователей.
Вторая — проекты территориального планирования не предусматривают возможность учета сельскохозяйственного использования территории, что не обеспечивает расчета экономических потерь землевладельцев и землепользователей.
Третья — в процессе выделения линейного объекта в рамках разработки проекта землеустройства авторы проекта могут предложить несколько организационно-территориальных решений размещения объектов сельскохозяйственного производства, которые максимально «сгладят» негативные последствия, даже сохранив не измененной полосу отвода под линейный объект.
Четвертая — в процессе разработки проекта могут быть определены и зафиксированы правовые отношения между объектами землеустройства, чьи права и интересы были затронуты отводом линейного объекта и правовой порядок (условия и расчетная база) их возмещения.
Землеустроительный проект по отводу земель под линейные объекты должен быть неотъемлемой частью процедуры строительства и дальнейшего использования таких сооружений, так как именно оценка размещения линейного объекта и его рациональное размещение является ключевым этапом принятия планировочных решений при изъятии сельскохозяйственных земель.
Процесс землеустройства направлен на обеспечение баланса интересов сельского хозяйства и промышленного сектора, экономики и экологии. Любой процесс проектирования по размещению промышленного объекта, особенно на сельскохозяйственных землях, должен быть выполнен только при условии качественного обоснования. При этом должны быть учтены все возможные последствия, в том числе и те, которые действуют на протяжении всего использования сооружения.
Существующий алгоритм процедуры размещения линейных объектов ни в одном из принятых документов не уделяет должного внимания интересам сельскохозяйственных товаропроизводителей. Обоснование сводится к оценке эффективности (полезности) самого линейного сооружения после строительства. Можно сделать вывод о том, что практика взаимоотношений с землепользователем по поводу отвода земель сводится к единовременной выплате компенсации, включающей убытки (в том числе упущенную выгоду) и стоимость восстановления земель. Тем самым нарушается главный принцип рационального использования земель, так как отсутствует проект использования земель с учетом расположенных в границах земельных участков линейных сооружений.
Фактически сельские товаропроизводители вынуждены сами принимать решения по использованию своих угодий как во время строительства в условиях значительного вмешательства в целостность их земельных участков, так и после окончания строительства и возникновения ряда неудобств и ограничений в использовании.
Все вышесказанное свидетельствует о том, что проекты землеустройства всегда имели и будут иметь в будущем важное, а иногда и ключевое значение в организации и защите сельскохозяйственного землепользования.
Литература
1. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от 02.08.2019) // Спра-вочно-правовая система «КонсультантПлюс».
2. Барсукова Г.Н., Юрченко К.А. Региональные особенности земельных ресурсов Краснодарского края // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2020. № 6 (185). С. 29-33.
3. Волков С.Н., Липски С.А. О мерах по обеспечению рационального использования земель в сельскохозяйственном производстве и воспроизводства их плодородия // Международный сельскохозяйственный журнал. 2017. № 6. С. 10-13.
4. Жуков В.Д., Сидоренко М.В. Земельная реформа в Российской Федерации и роль землеустроительной службы в ее реализации на Кубани // Современные проблемы и перспективы развития земельно-имущественных отношений: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Краснодар, 2019. С. 323-334.
5. Подколзин О.А., Перов А.Ю., Сидоренко М.В. Современные проблемы мониторинга земель и пути их решения (на примере Краснодарского края) // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. 2018. № 3 (225). С. 144-148.
6. Vershinin V.V., Fedorinov A.V., Dontsov A.V. (2019). The use of ravariance matrices in laboratory processing of geo-environmental data of field survey for development projects of land use planning. IOP Conference Series: Earth and Environmental Science, vol. 350, 012073.
Об авторах:
Вершинин Валентин Валентинович, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой почвоведения, экологии и природопользования, ORCID: http://orcid.org/0000-0001-9046-827X, Scopus ID: 57190580623, Researcher ID: 0-1151-2017, v.vershinin.v@mail.ru Сидоренко Максим Владимирович, старший преподаватель кафедры землеустройства и земельного кадастра, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-6199-258X, sidorenko1mv@mail.ru
INTERNATIONAL AGRICULTURAL JOURNAL № 2 (380) / 2021
www.mshj.ru
ЗЕМЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО
.Uí. ■/л*
ROLE OF LAND DEVELOPMENT IN THE PLACEMENT OF LINEAR OBJECTS ON AGRICULTURAL LAND
V.V. Vershinin1, M.V. Sidorenko2
1State University of Land Use Planning, Moscow, Russia
2Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin, Krasnodar, Russia
The article discusses linear objects arising in connection with their placement, the negative consequences on land use. The role of land management has been significantly reduced, there is no legal basis for land management in the allotment of land for linear facilities. An analysis of information on land management over the past decade in the Krasnodar Territory showed that land management is not reduced to achieving the main goal — the rational use of land and their protection, but to the preparation of a description of the location of the boundaries of land management objects to include information about them in the Unified State Register of Real Estate. By making land management decisions, it is possible to significantly reduce the negative consequences of the construction of linear facilities, as well as ensure the rational use of land, taking into account the restrictions in the area of the linear facility. It is proposed at the legislative level to consolidate the development of a special land management project as the main project document at the stage of agreeing on the location of the linear object. Proposals have been put forward for the rational use of agricultural land, identified the tasks that must be solved when placing linear objects on agricultural land.
Keywords: linear objects, land plot, agricultural land, land acquisition, land management project, rational use of land.
References
1. Gradostroitel'nyi kodeks Rossiiskoi Federatsii ot 29.12.2004 № 190-FZ (red. ot 02.08.2019) [The urban planning code of the Russian Federation of December 29, 2004 No. 190-FZ (as amended on August 2, 2019)]. Spravochno-pravovaya sistema «Konsul'tantPlyus» [ConsultantPlus reference and legal system].
2. Barsukova, G.N., Yurchenko, K.A. (2020). Regional'nye osobennosti zemel'nykh resursov Krasnodarskogo kraya [Regional features of land resources of the Krasnodar territory]. Zemleustroistvo, kadastr i monitoring zemel' [Land management, land monitoring and cadaster], no. 6 (185), pp. 29-33.
3. Volkov, S.N., Lipski, S.A. (2017). O merakh po obes-pecheniyu ratsional'nogo ispol'zovaniya zemel' v sel'sko-
khozyaistvennom proizvodstve i vosproizvodstva ikh plodo-rodiya [About the measures to ensure rational use of lands in agricultural production and reproduction of their fertility]. Mezhdunarodnyi sel'skokhozyaistvennyi zhurnal [International agricultural journal], no. 6, pp. 10-13.
4. Zhukov, V.D., Sidorenko, M.V. (2019). Zemel'naya reforma v Rossiiskoi Federatsii i rol' zemleustroitel'noi slu-zhby v ee realizatsii na Kubani [Land reform in the Russian Federation and the role of the land management service in its implementation in the Kuban]. Sovremennye prob-lemy i perspektivy razvitiya zemel'no-imushchestvennykh otnoshenii: materialy Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Modern problems and prospects of development of land and property relations: materials of the
All-Russian Scientific and Practical conference]. Krasnodar, pp. 323-334.
5. Podkolzin, O.A., Perov, A.Yu., Sidorenko, M.V. (2018). Sovremennye problemy monitoringa zemel' i puti ikh resh-eniya (na primere Krasnodarskogo kraya) [Modern problems of land monitoring and ways to solve them (on the example of the Krasnodar territory)]. Vestnik Adygeiskogo gosudarstvenno-go universiteta. Seriya 5: Ehkonomika [Bulletin of Adyghe state university. Series 5: Economy], no. 3 (225), pp.144-148.
6. Vershinin V.V., Fedorinov A.V., Dontsov A.V. (2019). The use of covariance matrices in laboratory processing of geo-environmental data of field survey for development projects of land use planning. IOP Conference Series: Earth and Environmental Science, vol. 350, 012073.
About the authors:
Valentin V. Vershinin, doctor of economic sciences, professor, head of the department of soil science, ecology and nature management,
ORCID: http://orcid.org/0000-0001-9046-827X, Scopus ID: 57190580623, Researcher ID: 0-1151-2017, v.vershinin.v@mail.ru
Maksim V. Sidorenko, senior lecturer of the department of land management and land cadastre, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-6199-258X,
sidorenko1mv@mail.ru
sidorenko1mv@mail.ru
МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ № 2 (380) / 2021