ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО
УДК 332.33:332.2
ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО КАК ОСНОВНОЙ МЕХАНИЗМ ПРОВЕДЕНИЯ КОНСОЛИДАЦИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЗЕМЕЛЬ В
АЗЕРБАЙДЖАНЕ
LAND MANAGEMENT AS THE MAIN MECHANISM FOR AGRICULTURAL LAND CONSOLIDATION IN AZERBAIJAN
Низамзаде Теймур Низам оглы, кандидат географических наук, доцент, доцент кафедры Землеустройства и кадастров, Бакинский государственный университет, г. Баку, Азербайджан, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-3514-4915, [email protected]
Nizamzada Teymur Nizam oglu, candidate of geographical Sciences, associate Professor, associate Professor of land Management and cadastre Department, Baku state University, Baku, Azerbaijan, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-3514-4915, [email protected]
Аннотация: Существующая в Азербайджане фрагментация земель сельскохозяйственного назначения, обуславливает необходимость в проведение консолидации земель в республике. Но на сегодняшний день соответствующая законодательная база для проведения консолидации земель в стране, отсутствует. Целью статьи является установление возможности использования землеустройства как основного механизма проведения консолидации земель сельскохозяйственного назначения. В статье отмечается, что землеустройство является основным и единственным возможным механизмом реализации консолидации земель и были рассмотрены вопросы добровольного и принудительного проведение мероприятий по землеустройству. Проведенные анализы документации по землеустройству относительно формирования
земельных участков показали необходимость введения нового вида землеустроительной документации, а именно, проекта «Землеустройство с перераспределением земельных участков». Автор приводит собственное понимание перераспределения земель и ее роль при проведении консолидации земельных участков. Также со страны автора установлено, что в республике для организации и реализации консолидации земель сельскохозяйственного назначения правовой базы в сфере землеустройства недостаточно, поэтому, существует потребность в принятии специального закона о консолидации земель. Summary: The existing fragmentation of agricultural land in Azerbaijan makes it necessary to consolidate land in the Republic. But to date, there is no appropriate legislative framework for land consolidation in the country. The purpose of the article is to establish the possibility of using land management as the main mechanism for the consolidation of agricultural land. The article notes that land management is the main and only possible mechanism for implementing land consolidation, and the issues of voluntary and compulsory land management measures were considered. The analysis of land management documentation regarding the formation of land plots has shown the need to introduce a new type of land management documentation, namely, the project «Land Management with the redistribution of land plots». The author gives his own understanding of land redistribution and its role in land consolidation. It is also established by the author that in the Republic for the organization and implementation of consolidation of agricultural land, the legal framework in the field of land management is not enough, so there is a need to adopt a special law on land consolidation.
Ключевые слова: консолидация земель, земли сельскохозяйственного назначения, землеустройство, перераспределение земель, земельный участок, мероприятия, добровольное, принудительное.
Keywords: land consolidation, agricultural land, land management, land redistribution, land plot, measures, voluntary, compulsory.
СТОЛЫПИНСКИЙ ВЕСТНИК 2.2020 Страница 9
Введение. Известно, что консолидация сельскохозяйственных земель -это совокупность мероприятий по землеустройству относительно формирования компактных земельных участков. Существующая фрагментация земель сельскохозяйственного назначения в Азербайджане, обуславливает необходимость в проведении консолидации этих земель. Так как, консолидация земель сельскохозяйственного назначения позволит решить проблему раздробленности сельскохозяйственных землепользований, повысит конкурентоспособность сельского хозяйства, восстановит инфраструктуру сельских территорий и улучшит продовольственную безопасность страны[1]. Одной из особенностей консолидации земель сельскохозяйственного назначения, является формирование новых земельных участков (землевладений) и соответственно новой структуры землепользования сельских предприятий. Необходимо отметить, что отдельной земельно-правовой базы, которая бы регулировала этот процесс в Азербайджане, на данный момент не существует. Поэтому для решения основных проблем фрагментации сельскохозяйственных земель в республике, необходимо принять соответствующие земельно- законодательные акты по землеустройству, которые создадут возможность применения мер относительно консолидации земель сельскохозяйственного назначение.
Материал и методика исследования. Вопросам консолидации земель сельскохозяйственного назначения в европейских странах больше всех внимание уделено в работах Т. ван Дийка (T. van Dijk) [2], Томаса (J. Thomas) [3], М. Хартвигсена (M. Hartvigsen) [4]. В трудах вышеупомянутых ученых в основном сосредоточено внимание на цели, задачах, способах и методах проведения консолидации земель сельскохозяйственного назначения, оставляя без внимания инструмент ее проведения.
Консолидация земель представляет собой объединение земельных участков, преодоление их мелкоконтурности, ликвидацию чересполосицы, оптимизацию их размеров и конфигурации в целях повышения эффективности
сельскохозяйственного производства на основе рационального использования земельных, трудовых, материально-технических и финансовых ресурсов [5, с. 5]. Таким образом, консолидация земель - это совокупность мероприятий по землеустройству относительно формирования земельных участков земель сельскохозяйственного назначения.
Землеустройство по формированию земельных участков включает в себя проекты землеустройства земельных участков, техническую документацию по землеустройству относительно разделения и объединения земельных участков, а также, меры по перераспределению земель. Очень важная часть землеустройства, позволяющая видеть перспективу развития территории землевладения и землепользования в увязке с социально-экономическими и экологическими вопросами - это планирование и организация рационального и эффективного использования земель и их охраны [6]. С точки зрения эффективности землеустройства и производства сельскохозяйственной продукции, при разделении земельных массивов на участки между собственниками земельных долей в обязательном порядке необходимо предусмотреть возможность их последующего объединения в различные хозяйственные образования с целью совместного осуществления агротехнических, противоэрозионных и иных прочих мероприятий. Сильная фрагментация земель делает ее очень неудобной в использовании по причине появления вклиниваний, вкрапливаний, дальноземелья, чересполосицы[7]. Учитывая, что консолидация земель сельскохозяйственного назначения в основном проводится на землях частной собственности, то проекты землеустройства относительно земельных участков нельзя будет широко использовать. А учитывая, что консолидация земель направлена на уменьшение количества землевладельцев и земельных участков, можно предвидеть, что работы землеустройства по разделению и объединению земельных участков также не приобретут широкого применения.
Результаты и обсуждение. Во время перераспределения земель происходит изменение места расположения границ земельных участков, что
приводит к изменению их характеристик, а у их собственников возникает право собственности на соответствующие новообразованные земельные участки. То есть происходит формирование новых земельных участков.
Перераспределение земель является ключевой составляющей как добровольной, так и принудительной консолидации земель, поскольку позволяет во время проведения землеустройства земель сельскохозяйственного назначения реализовать проектные мероприятия, не учитывая фактическое использование земель и структуру собственности в пределах консолидированной территории.
Через механизм перераспределения земель, происходит приведение современного состояния использования земель, структуры собственности и землепользования, как в частных, так и в общественных интересах с использованием земельных ресурсов (определяемых при консолидации земель) и уменьшением социальной напряженности.
Перераспределение земельных участков должно осуществляться только с участками содержащимися в Государственном земельном кадастре и границы которых установлены. Максимальные и минимальные размеры сформированных земельных участков при перераспределении должны соответствовать требованиям действующего законодательства страны. Конечными планово картографическими документами, свидетельствующими о формировании новых земельных участков при перераспределении земель, должны стать планы границ сформированных земельных участков, составленные по результатам кадастровой съемки, которые являются основанием для занесения к государственному земельному кадастру. Планы границ сформированных земельных участков составляются на основе плана перераспределения земель (земельных участков).
Следует отметить, что во время проведения консолидации земель сельскохозяйственного назначения, кроме процедуры перераспределения земельных участков, не исключается возможность проведения работ по землеустройству относительно объединения смежных земельных участков и
разделения земельных участков. Процедура обмена земельными участками, на наш взгляд, не будет играть большого значения в преодолении фрагментации земель, из-за малых размеров земельных участков сельскохозяйственного назначение в республике. Ключевую роль в процессе консолидации земель сельскохозяйственного назначения, при принудительной консолидации, будет играть именно процесс перераспределения земель. В условиях нашей страны введения и реализация консолидации земель сельскохозяйственного назначения возможны только через осуществление научно-обоснованного землеустройства.
При проведении консолидации земель сельскохозяйственного назначения, для осуществления землеустройства по формированию земельных участков на научной основе, позволяет решать правовые и технические вопросы землепользования в соответствии с принятыми проектными решениями землеустройства. При отсутствии одного из этих частей проведения консолидации земель становится невозможным.
Но, на сегодня азербайджанское законодательство не дает четкого ответа на вопрос, когда меры по землеустройству могут быть выполнены путем добровольного стимулирования землевладельцев и землепользователей, а когда принудительно. Между тем потребность в таких мероприятиях существует. Известно, что из года в год в Азербайджане в результате эрозии теряются миллионы тонн почвы, а растущие масштабы эрозии, истощения и деградации почв, катастрофическое состояние мелиоративных систем дошли до своего апогея. Сейчас земельно-правовые отношения в стране не способствуют внедрению мероприятий по предупреждению развития выше приведенных процессов. По закону, землевладелец и землепользователь не должен ухудшать качество почвы, но на сегодня однозначным образом не предусмотрен механизм ответственности за причиненный вред, а те законы, которые есть, по факту не работают. По нашему мнению, эффективно бороться с негативными последствиями ведения сельского хозяйства и вводить меры по охране земель можно только путем осуществления
принудительного землеустройства через введение механизма комплекса консолидации земель сельскохозяйственного назначение.
В зависимости от целей и задач консолидации земель сельскохозяйственного назначения, заказчиками разработки проекта землеустройства по консолидации земель сельского хозяйственного назначения могут быть: собственники и/или землепользователи консолидируемых земельных участков, органы государственной власти и органы местного самоуправления. Таким образом, проекты землеустройства относительно консолидации земель, консолидируемых по инициативе землевладельцев и землепользователей должны проводиться по их абсолютному согласию.
Проекты землеустройства по консолидации земель, инициатором которых выступят представители государства, можно осуществить в принудительной форме, поскольку предусматривают защиту общественных интересов (реализация мероприятий по охране окружающей среды и природных ресурсов, сельских дорог, созданием объектов социально инфраструктуры и т. п.). Конечно, во время реализации проектов по консолидации земель сельскохозяйственного назначения могут быть ситуации, когда частный и государственный секторы будут вместе заинтересованными в инициировании проектов. Поэтому, может возникнуть необходимость в установлении требований по достижению минимального порога согласия участников консолидации земель, для инициирования проекта.
Проекты землеустройства по принудительной консолидации земель сельскохозяйственного назначения, в отличие от добровольной консолидации, предусматривают проведение большого количества топографо-геодезических, картографических, экономических и других проектно-изыскательских обследовательских работ консолидируемой территории. Конечно, для реализации такого проекта понадобится большой промежуток времени и значительные финансовые затраты.
Выводы.
1. Землеустройство выступает основным и единственным механизмом реализации консолидации земель. Но с целью обеспечения механизма ее проведения в будущем, считаем необходимым внесение в Закон Азербайджанской Республики «О землеустройство, кадастра и мониторинга земель» положения о введении нового вида землеустроительной документации «О проектах землеустройства по перераспределению земельных участков», которые при перераспределении земель будет состоять из нескольких смежных земельных участков в случае формирования новых смежных земельных участков.
2. Требует урегулирования на законодательном уровне возможность перераспределения и объединения земельных участков сельскохозяйственного назначение, имеющих различное целевое назначение (для ведения товарного сельскохозяйственного производства, для ведения фермерского хозяйства, для ведения личного подсобного хозяйства и т. п.) и разную форму собственности.
3. Нужно разработать государственные стандарты, нормы и правила для проектов землеустройства по консолидации земель.
Литература
1. Низамзаде Т.Н. Консолидация земельных долей в фермерских хозяйствах Азербайджана. Актуальные научные исследования в современном мире. Выпуск 6 (62), Часть 3, Июнь 2020 г. Переяслав. Украина. с. 212-216.
2. Van Dijk T. Dealing with Central European Land Fragmentation: Ph.D. Thesis / Terry van Dijk. The Netherlands: Uitgeverij Eburon, 2003. 219 p.
3. Thomas J. Attempt on Systematization of Land Consolidation Approaches in Europe / J. Thomas. Zeitschrift fur Geodaesie, Geoinformation und Landmanagement. 2006. № 3. P. 156-161.
4. Hartvigsen M. Land Reform and Land Consolidation in Central and Eastern Europe after 1989: Experiences and Perspectives: Ph.D. Thesis / Morten Hartvigsen. Aalborg: Aalborg University, 2015, 449 p.
5. Сагайдак А.Э., Сагайдак А. А. Экономический механизм консолидации земель в сельском хозяйстве. Московский экономический журнал. 2017. №4. с.1-15.
6. Волков С.Н. Землеустройство: в 8 т. Т.1. Теоретические основы землеустройства: учебное пособие. М.: Колос, 2001. 496 с.
7. Низамзаде Т.Н. Межхозяйственное землеустройство и консолидация земельных долей в Азербайджанской Республике. Вестник аграрной науки, 3(84), Июнь 2020, с.108-115.
References
1. Nizamzade T.N. (2020). Konsolidatsiya zemel'nykh dolei v fermerskikh khozyaistvakh Azerbaidzhana. Aktual'nye nauchnye issledovaniya v sovremennom mire. Vypusk 6 (62), Chast' 3 , Pereyaslav. Ukraina, Pp.212-216.
2. Van Dijk T. (2003). Dealing with Central European Land Fragmentation: Ph.D. Thesis / Terry van Dijk, the Netherlands: Uitgeverij Eburon, 219 p.
3. Thomas J. (2006). Attempt on Systematization of Land Consolidation Approaches in Europe / J. Thomas. Zeitschrift fur Geodaesie, Geoinformation und Landmanagement, No.3, Pp. 156-161.
4. Hartvigsen M. (2015). Land Reform and Land Consolidation in Central and Eastern Europe after 1989: Experiences and Perspectives: Ph.D. Thesis, Morten Hartvigsen, Aalborg: Aalborg University, 449 p.
5. Sagaidak A.Eh., Sagaidak A. A. (2017). Ehkonomicheskii mekhanizm konsolidaii zemel' v sel'skom khozyaistve. Moskovskii ehkonomicheskii zhurnal No.4, 115 p.
6. Volkov S.N. (2001). Zemleustroistvo: vol. 8, Vol.1. Teoreticheskie osnovy zemleustroistva: uchebnoe posobie. Moscow: Kolos, 496 p.
7. Nizamzade T.N. (2020). Mezhkhozyaistvennoe zemleustroistvo i konsolidatsiya zemel'nykh dolei v Azerbaidzhanskoi Respublike. Vestnik agrarnoi nauki, 3(84), Orel, Pp.108-115.
© Низамзаде Теймур Низам оглы, Столыпинский вестник 2/2020