Научная статья на тему 'Роль здравоохранения в формировании человеческого капитала в Азербайджане'

Роль здравоохранения в формировании человеческого капитала в Азербайджане Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
335
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА / СИСТЕМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / ФИНАНСИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ / ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ / ДОБРОВОЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ / HUMAN CAPITAL / LABOR PRODUCTIVITY / SYSTEM OF HEALTH CARE / FINANCING OF THE SYSTEM OF HEALTH CARE / MEDICAL INSURANCE / MANDATORY MEDICAL INSURANCE / VOLUNTARY MEDICAL INSURANCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абдуллаева Расмия Сабир

В статье рассматривается роль здравоохранения в системе формирования человеческого капитала, являющегося самым важным фактором экономического развития, в т. ч. науки, образования, производительности труда. С этих позиций обосновывается необходимость дальнейшего расширения источников финансирования развития системы здравоохранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF HEALTH CARE IN FORMING HUMAN CAPITAL IN AZERBAIJAN

The article discusses the role of health care in the system of forming human capital that is the most important factor of economic development as well as of science, education, labor productivity. The need for further expansion of sources of financing of the development of the system of healthcare is explained from this point of view.

Текст научной работы на тему «Роль здравоохранения в формировании человеческого капитала в Азербайджане»

Абдулллевл P.C.

РОЛЬ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Б ФОРМИРОВАНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В АЗЕРБАЙДЖАНЕ

ЭКОНОМИКА Б СНГ

АБДУЛЛЛЕВЛ Р.С.

РОЛЬ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В АЗЕРБАЙДЖАНЕ

Аннотация. В статье рассматривается роль здравоохранения в системе формирования человеческого капитала, являющегося самым важным фактором экономического развития, в т. ч. науки, образования, производительности труда. С этих позиций обосновывается необходимость дальнейшего расширения источников финансирования развития системы здравоохранения.

Ключевые слова: человеческий капитал, производительность труда, система здравоохранения, финансирование системы здравоохранения, медицинское страхование, обязательное медицинское страхование, добровольное медицинское страхование.

ABDULLAEVA

THE ROLE OF HEALTH CARE IN FORMING HUMAN CAPITAL IN AZERBAIJAN

Abstract. The article discusses the role of health care in the system of forming human capital that is the most important factor of economic development as well as of science, education, labor productivity. The need for further expansion of sources of financing of the development of the system of healthcare is explained from this point of view.

Keywords: human capital, labor productivity, system of health care, financing of the system of health care, medical insurance, mandatory medical insurance, voluntary medical insurance.

Введение

Развитие современного мира опирается на фактор качества человеческого капитала. По этой причине в развитых странах большая часть инвестиций направлена на развитие человеческого капитала, что создает предпосылки для конкурентных преимуществ этих стран, формирует условия для развития интеллектуального потенциала нации, роста прибыли, полученной на его основе, а также улучшения качества жизни населения страны. Неслучайно, что в XXI в. человеческий капитал и знания становятся главными факторами производства. Потому что другие факторы производства (за исключением земли) такие, как техника, технология, рост производства и производительности труда формируются благодаря человеческому знанию.

На развитие человеческого капитала влияет целый ряд факторов. Если в XIX в. и до него в развитии человеческого капитала (фактора) главным образом подчеркивалась роль факторов образования и обучения, то сегодня их число перевалило за десятки. Следует отметить, что Всемирный банк к отраслям, составляющим человеческий капитал, относит науку, образование, культуру и искусство, здравоохранение, информационное обеспечение. Среди них здравоохранению отводится ключевая роль. Это объясняется тем, что сегодня система здравоохранения занимает одно из важных мест в формировании физически и морально здоровых людей.

Следует отметить, что результаты исследований на примере разных стран привели к такому выводу: среди факторов, влияющих на здоровье людей, на условия жизни и образ жизни приходится 48-50%, на окружающую среду — 20-22%, генетику человека — 18-20%, на здравоохранение — 8-14%. Не случайно по инициативе ООН в сентябре 2000-го г. на Саммите тысячелетия, где участвовали представители 147 стран, здравоохранение было в первых рядах факторов, влияющих на сокращение бедности и человеческое развитие. Так, из 8 целей развития 3, а из 18 целевых задач 6 были связаны с развитием здравоохранения. Кроме того, среди 48 индикаторов, отражающих реализацию данных показателей, 18 были связаны со здравоохранением.

Современное состояние системы здравоохранения Азербайджана

При ознакомлении с показателями, характеризующими систему здравоохранения (количество врачей, количество медицинских работников, численность предприятий здравоохранения, численность больничных коек и т. д.), можно констатировать, что за последние годы в системе здравоохранения Республики Азербайджан наблюдалась позитивная динамика. Материально-техническая база системы здравоохранения в результате проведенных реформ значительно укрепилась. Реформы оказали свое положительное влияние как на количественные, так и на качественные показатели системы здравоохранения Азербайджана. Так, в 2012 г. в системе здравоохранения функционировало 539 больниц (республиканских, районных центров, сельских, специализированных диспансеров, учебных и частных больниц, включая немедицинские предприятия), 1725 амбулаторно-поликлинических предприятий. В то время как в 2000 г. функционировало всего 739 больниц. В настоящее время количество коек по сравнению с 2000 г. сократилось на 71 000 и составило 43200 единиц. Сокращение количества коек на предприятиях здравоохранения связано с процессом централизации, проводимого в данной сфере (см. табл. 1).

Таблица 1

Основные показатели здравоохранения (на конец года) [1]

Показатели 1991 1995 2000 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Численность врачей по всем специальностям, тыс. чел. 27,5 28,8 28,5 30,1 30,6 30,8 32,4 32,5 32,8 33,1 32.3

На каждые 10 тыс. чел. 38,7 38,3 36,0 36,1 36,3 36,0 37,4 37,0 36,9 36,8 35.0

Численность среднего медицинского персонала, тыс. чел. 68,0 68,8 60,6 59,7 60,8 61,6 62,2 62,5 62,9 60,1 57.5

На каждые 10 тыс. чел. 95,8 91,4 76,7 71,7 72,1 72,1 71,9 71,2 70,9 66,8 62.3

Численность предприятий здравоохранения 731 773 739 732 729 726 748 752 756 516 539

Количество коек на них, тыс. ед. 70,9 74,4 71,0 68,4 68,9 68,4 68,1 67,8 67,4 45,8 43.2

На каждые 10 тыс. чел. 99,9 98,9 89,7 82,1 81,7 80,0 78,6 77,3 76,0 50,9 46.8

В 2012 г. в здравоохранении Азербайджана работало 32300 врачей и 57500 представителей среднего медицинского персонала, т. е. 35,0 и 62,0 в расчёте на 10 тыс. чел. соответственно. Следует отметить, что по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) нормативная численность врачей, приходящихся на 10 тыс. чел., должна быть не ниже 28.Такой показатель считается удовлетворительным. Для сравнения: в бывшем СССР этот индикатор был равен 42. В Азербайджане данный показатель в 2012 г. составил 35, в России — 51, в Украине — 49. В том же году численность среднего медицинского персонала в расчёте на 10 тыс. чел. Составила, соответственно, в России — 107, в Украине — 101, в Казахстане — 97, в а в Азербайджане — 63. По количеству больничных коек самый большой показатель в 2012 г. наблюдался в Беларуси — 113. На последующих местах разместились Россия (94) и Украина (91).В Азербайджане этот показатель составил 47.

Таблица 2

Результаты лечения больных в клиниках и использование фонда больничных коек [1,2]

Показатели Годы

2000 2005 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Численность принятых в клиники больных, тыс. чел. 385,2 4(2)63,2 529,8 557,5 550,1 614,5 610,4 615.2

На каждую 1000 чел. населения 48,4 55,3 61,6 63,9 62,3 68,8 67,4 67.0

Численность больных для стационарного лечения, тыс. чел. 381,1 458,4 524,8 551,6 545,9 607,1 604,4 611.2

Численность умерших больных, тыс. чел. 3,7 4,2 4,0 4,1 3,9 4,0 4,5 4.6

Средняя численность койко-дней, проведших в клинике больных 18 15 14 13 13 13 12 11

Среднее количество койко-дней в году 104 111 122 122 117 187 201 176

Абдулллевл P.C.

_РОЛЬ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Б ФОРМИРОВАНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В АЗЕРБАЙДЖАНЕ_

Как показывают результаты лечения больных, в 2012 г. по сравнению с 2000 г. количество принятых больных увеличилось в 1,6 раза, а количество умерших пациентов в 1,2 раза. За соответствующий период средняя продолжительность времени, проведенного больными на больничных койках, сократилось с 18 до 12 дней. По республике же средняя продолжительность использования больничных коек в клиниках составила176 дней (табл. 2). В целом, показатель использования больничных коек в клиниках Азербайджана ниже аналогичного показателя стран Европейского союза в 3 раза.

За последние годы общее количество случаев заболевания населения (с первым диагнозом болезни) в 2011 г. по сравнению с 2005 г. увеличилось на 12,2%. Особый рост наблюдался среди таких болезней, как эндокринной системы, пищеварительной системы, обмена веществ, нарушения иммунитета, болезни крови и кроветворных органов. Также увеличились случаи регистрации больных с диагнозом алкоголизма, наркомании и токсикомании.

Вместе с тем за последние годы наблюдалась тенденция снижения количества больных туберкулезом. Так, по сравнению с 2000 г. в 2011 г. численность зарегистрировавшихся в лечебно-профилактических учреждениях данных больных сократилось с 14274 до 11383 человек. В соответствующем периоде удельный вес больных туберкулезом среди 100 тыс. человек населения уменьшился с 178,6 до 123,2.

При ознакомлении с данными по материнской смертности за последние годы можно констатировать положительную тенденцию к сокращению данного показателя. Так, если в 2000 г. на 100 тыс. человек показатель материнской смертности был равен 37,6, то в 2005 и 2012 гг. он соответственно составил 28,9 и 14,9.

Следует отметить, что за период 2000-2005 гг. также отмечается тенденция к сокращению детской смертности в республике. Так, если в 2000 г. на 1000 новорожденных младенцев приходилось 16,4 умерших (общее количество умерших 1896), то в 2005 г. данный показатель составил 12,7 умерших. По сравнению с 2005 г. общее количество умерших младенцев в 2012 г. возросло и составило 1884, хотя количество умерших младенцев за данный год, приходящееся на 1000 новорожденных сократилось и составило 10,8.

Наряду с развитием государственной системы здравоохранения республики была сформирована и система предоставления частных услуг здравоохранения. В настоящее время в республике населению оказывают высококачественные услуги примерно 50 частных медицинских клиник. Вместе с тем в стране действует также 22 совместных и иностранных медицинских учреждения. Из этих учреждений 73% из дальнего зарубежья.

Финансирование здравоохранения

Развитие системы здравоохранения, улучшение качества предоставляемых медицинских услуг напрямую связано с их финансированием. В современных условиях источники финансирования здравоохранения можно разделить на 3 группы: 1) бюджетные ассигнования; 2) платежи по медицинскому страхованию; 3) платежи населения.

Согласно данным Всемирной организации здоровья (ВОЗ), финансирование сферы здравоохранения должно осуществляться в следующих пропорциях: государственный бюджет — 60%; медицинское страхование — 30%; платные услуги —10%.

Следует отметить, что во многих странах, например, в Великобритании, Греции, Испании, Польше и Португалии система здравоохранения финансируется, в основном, за счет государства. В таких же странах, как Болгария, Дания, Норвегия, Финляндия, Швеция и Италия главным источником финансирования системы здравоохранения выступают региональные и муниципальные налоги. Во Франции расходы на здравоохранение на 76,9% покрываются государством.

Как видно из схемы (рис. 1), к основным источникам финансирования системы здравоохранения Азербайджана относятся бюджетные средства, платежи населения, добровольное медицинское страхование, средства учреждений и организаций и прочие (благотворительные) средства. Вместе с тем обязательное медицинское страхование не вошло в состав основных источников финансирования системы здравоохранения.

Информация о расходах на здравоохранение, произведенных за последние годы, и объеме ВВП отражена в табл. 3.

Источники формирования финансовых средств

Бюджет средства

Средства населения

Средства добровольного медицинского страхования

Средства учреждений и организаций

Прочие источники (благотворительность)

Система финансирования здравоохранения

Направления использования средств

©

нан

с и

р

о

в

а

и е

б

о

л

ьн

Рис. 1. Направления использования и источники финансирования системы здравоохранения в Азербайджане

Как видно из табл. 3 государственные расходы на здравоохранение растут из года в год. Например, в 2012 г. средства, выделенные из бюджета, по сравнению с 2000 г. увеличились в 17 раз и составили 775,71 млн долларов США. В том же году расходы на медицинское страхование и платежи населения на услуги здравоохранения составили соответственно 51,9 и 1314,8 млн долл. США.

Таблица 3

Средства, выделенные на здравоохранение [2,3]

Годы ВВП, в млн долл. США Государственные расходы на здравоохранение в млн долл. США Платежи населения в млн долл. США Поступления от медицинского страхования в млн долл. США Общие расходы на здравоохранения в млн долл. США Доля расходов на здравоохранение в ВВП в %

2000 5272,80 45,71 - - 45,71 0,87

2001 5707,72 45,10 63,2 - 108,34 1,90

2002 6235,86 46,08 153,1 - 199,14 3,19

2003 7276,01 56,30 152,9 - 209,22 2,88

2004 8680,37 74,79 165,0 - 239,75 2,76

2005 13238,71 121,89 195,3 - 317,16 2,40

2006 20982,99 181,33 302,6 - 483,88 2,31

2007 33050,34 299,73 380,6 - 680,34 2,06

2008 48852,48 421,37 467,7 13,6 902,68 1,85

2009 44297,00 500,68 591,0 18,9 1110,53 2,51

2010 52909,29 534,76 735,5 20,9 1291,19 2,44

2011 65951,63 624,79 954,2 24,3 1603,36 2,43

2012 68730,91 775,71 1314,8 51,9 2142,44 3,12

АбдУллаева P.C.

РОЛЬ аДРАВООХРАПШЮ Б ФОРМИРОВАНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА Б АЗЕРБАЙДЖАНЕ

В 2012 г. в структуре расходов на здравоохранение Азербайджана 36,2% приходилось на бюджет, 2,4% — на медицинское страхование, 61,4% — на платежи населения, 61,4% — на медицинские услуги. Согласно данным Мирового банка в структуре расходов на здравоохранение Азербайджана 1,8-2 % приходится на иностранную помощь, 75-80% — на официальные и неофициальные платежи населения, 5% — на обязательное и добровольное медицинское страхование, 20-25% — на бюджетные средства [3].

Следует отметить, что в структуре расходов населения на медицинские услуги удельный вес неофициальных расходов достаточно высок. Это связано с низкой оплатой труда в сфере здравоохранения. Так, в 2012 г. уровень среднемесячной номинальной оплаты труда в сфере здравоохранения составил 175,1 манат (рис. 2), что ниже данного показателя по остальным отраслям экономики в 2,2 раза.

Рис. 2. Среднемесячная оплата труда в сфере здравоохранения Азербайджана

Отметим, что среднемесячная оплата труда занятых в сфере здравоохранения США составила 14,5 тыс. долл. (примерно 11 тыс. манат), в Великобритании 7 тыс. евро, в Израиле примерно 7,5 тыс. долл., в Нидерландах 6,3 тыс. евро, во Франции 6 тыс. евро, в Германии 5,5 тыс. евро, в Италии 5,2 тыс. евро, в Кувейте 2,1 тыс. долл. США [3].

Принимая все это во внимание, в пункте 7.1. «Здоровье населения и основные задачи, стоящие перед сферой здравоохранения» Концепции развития «Азербайджан 2020: взгляд в будущее», утвержденной президентом Азербайджанской республики, было подчеркнуто применение принципа оценки труда занятых лиц в сфере здравоохранения на основе конечных результатов их деятельности.

Следует отметить, что по отчетным материалам ВОЗ уровень расходов на здравоохранение населения ниже 5% от ВВП страны говорит о серьезных угрозах для здоровья населения страны. Сегодня в Азербайджане данный показатель ниже мирового стандарта и равен 3,12% (для сравнения в 2012 г. он был равен 3,19%). Вместе с тем расходы на медицину в развитых странах гораздо выше. Так, например, во Франции этот показатель составил 9,8%, в Германии 10,4%, в Италии 7,7%, в Великобритании 6,9% (6).

По нашим расчетам, на медицинские услуги затрачивается примерно 12% доходов населения в развивающихся и 25% в развитых странах.

По результатам исследования домашних хозяйств в 2012 г. по квинтильным группам в структуре потребительских расходов затраты на медицинские услуги у лиц, относящихся к 5 квинтилю (наиболее богатые), были в 4 раза выше, чем у лиц, относящихся к 1 квинтилю ( самые бедные). Низкий уровень расходов на медицинские услуги связан с социальным поло-

жением домохозяйств.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По данным статистики, если в 2002-м г. в Европейском союзе на душу населения приходилось 1645 долл. США расходов, связанных с получением медицинских услуг, то в странах СНГ за тот же период данный показатель составил соответственно в России — 150 долл. США, в Беларуси — 93 долл. США. В Азербайджане данный показатель в 2002 г. составил всего 27 долл. США.

Одним из важных вопросов финансирования здравоохранения, которому следует уделять особое внимание, также выступает объем средств, выделяемый на первичные медицинские услуги. Несмотря на то что абсолютный объем финансовых средств, выделяемых из бюджета, увеличивался за последние годы, вместе с тем их удельный вес в общей структуре бюджетных расходов сократился. Так, если данные расходы в 2006 г. составили 18% от бюджетных расходов, то в 2012 г. они уже были равны14,4% (см. табл. 4).

Следует отметить, что по расчетам ВОЗ для нормального обеспечения первичной медицинской помощи требуется выделять из бюджета 20-25 долл. США на душу населения. В Азербайджане же данный показатель составил 12 долл. США.

Расходы на первичные медицинские услуги способствуют профилактике возникновения тяжелых заболеваний у населения, обеспечивают защиту их здоровья, в целом способствуют сокращению расходов на услуги здравоохранения.

Таблица 4

Удельный вес средств, выделяемых из государственного бюджета на первичные медицинские услуги (в %) [2,3]

Годы 2000 2005 2006 2007 2008 2011 2012

Средства госбюджета, выделяемые на здравоохранение, млн манат 40.9 115.3 162.0 257.2 346.3 493.4 609,4

Средства госбюджета, выделяемые на первичную санитарно-медицинскую помощь на местах, млн манат - - 27852632 45695493 52760929 88840959 87889706

Удельный вес средств госбюджета, выделяемых на первичную санитарно-медицинскую помощь на местах, в % - - 18.0 18.0 16.0 18.0 14.4

Поэтому в сложившихся условиях объем средств, выделяемых из государственного бюджета на первичные медицинские услуги, необходимо увеличивать.

Медицинское страхование Одним из путей финансирования системы здравоохранения являются выплаты по медицинскому страхованию. Медицинское страхование населения, играя большую роль в усилении социальной его защищенности, в особенности малоимущих слоев населения, способствует устранению неофициальных расчетов и платежей в сфере здравоохранения. К сожалению, в отличие от добровольного медицинского страхования, обязательное медицинское страхование все еще не получило своей широкой практической реализации. Следует отметить, что Закон о медицинском страховании был принят еще в 1999 г. Кроме того, в соответствии с указом президента Азербайджана, Кабинету министров Азербайджанской Республики и Министерству финансов было поручена подготовка программы по финансированию обязательного медицинского страхования. Однако до сегодняшнего дня было принято только решение о суммах страховых взносов. Ежегодно из государственного бюджета Азербайджанской республики на цели обязательного медицинского страхования выделяются средства (в2012 г. это цифра составила 30,1 млн манатов). Вместе с тем из-за отсутствия применения данных средств по прямому назначению указанные средства возвращаются обратно в бюджет. В то же время опыт развитых стран показывает, что обязательное медицинское страхование имеет большое значение в развитии сферы здравоохранения и социальной защиты населения.

В Республике Азербайджан, в отличие от обязательного медицинского страхования, добровольное медицинское образование получило широкое распространение и за последние годы наблюдается динамичный рост данного вида медицинского страхования.

Абдулллевл P.C.

РОЛЬ ЗДРАВООХРАПШИЯ Б ФОРМИРОВАНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В АЗЕРБАЙДЖАНЕ

Выводы и предложения

Таким образом, проведенный анализ показал, что в Республике Азербайджан существует ряд проблем, связанных с финансированием системы здравоохранения. Распределение источников финансирования данной системы в целом резко отличается от принципов распределения данных источников по требованиям Всемирной организации здравоохранения. Высокий удельный вес средств населения в структуре источников финансирования здравоохранения создает проблемы для его социальной защищенности. Поэтому в будущем необходимо провести ряд реформ в системе здравоохранения, включающих следующие мероприятия: 1) рост бюджетных средств, выделяемых на здравоохранение; 2) адаптацию источников финансирования здравоохранения к нормативным требованиям Всемирной организации здравоохранения; 3) обеспечение уровня медицинских трансфертов на душу населения в размере 15-20 долл. США с увеличением доли средств, выделяемых на первичную медицинскую помощь, в общих расходах из бюджета здравоохранения; 4) формирование системы обязательного медицинского страхования; 5) устранение неофициальных платежей в системе здравоохранении; 6) доведение уровня оплаты труда в системе здравоохранения до номинального среднемесячного уровня оплаты труда по экономике.

Реализация указанных мероприятий, наряду с повышением уровня здоровья населения, будет способствовать динамичному росту человеческого капитала, а также повышению эффективности социальных расходов Республики Азербайджан.

Литература

1. URL : http://www. state.gov.az.

2. URL : http://www. state.gov.az; www.maliyye.gov.az.

3. URL : http://www.worldbank.org/en/country/azerbaijan.

References

1. Retrieved from: http://www. state.gov.az

2. Retrieved from: http://www. state.gov.az; www.maliyye.gov.az

3. Retrieved from: http://www.worldbank.org/en/country/azerbaijan

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.