Научная статья на тему 'Государственное финансирование здравоохранения и оценка удовлетворенности населения медицинским обслуживанием'

Государственное финансирование здравоохранения и оценка удовлетворенности населения медицинским обслуживанием Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
909
281
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
система здравоохранения / бюджетное финансирование / затраты / реформирование / платные медицинские услуги / здоровье населения / качество и доступность медицинской помощи. / health care system / government outlays / costs / reforming / paid medical services / public health / quality and accessibility of medical

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шильцова Татьяна Александровна, Мармулева Юлия Валерьевна

В статье приводятся данные, характеризующие текущее состояние системы здравоох-ранения в Российской Федерации, затрагиваются вопросы недостаточного финансирования медицинскихучреждений, качества, доступности и удовлетворенности оказываемой медицинской помощью.Особое внимание уделяется низкой доле расходов выделяемых Россией на здравоохранение в валовом вну-треннем продукте, в сравнении с европейскими странами. Улучшить сложившуюся ситуацию предпола-гает ФедеральнаяПрограмма «Развитие здравоохранения» до 2020 года, котораяпредусматривает увеличе-ние объемов бюджетного финансирования, повышение оплаты труда медицинских работников, увеличениеожидаемой продолжительности жизни, снижение коэффициента смертности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC FUNDING FOR HEALTH CARE AND POPULATION HEALTH CARE SATISFACTION

The article presents data describing the current state of the health care system in the Russian Federation, addressed issues of underfunding of medical facilities, quality, accessibility and satisfaction of medical assistance. Special attention is paid to the low proportion of expenditures allocated to health-Russia’s gross domestic product, compared with European countries. Improve the situation involves the Federal program “development of health until the year 2020, which would increase the volume of budget financing, raising the pay of health care workers, increased life expectancy, reduced mortality.

Текст научной работы на тему «Государственное финансирование здравоохранения и оценка удовлетворенности населения медицинским обслуживанием»

Научный вестник ЮИМ №3' 2015

Экономическая политика и хозяйственная практика

УДК 336.6 ББК 65261.55 Ш 60

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И ОЦЕНКА УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ МЕДИЦИНСКИМ ОБСЛУЖИВАНИЕМ

(Рецензирована)

Шильцова Татьяна Александровна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры общественного здоровья, здравоохранения и истории медицины Кубанского государственного медицинского университета, г. Краснодар. Тел.: (918) 042 78 94, e-mail: TShiltsova@yandex.ru

Мармулева Юлия Валерьевна,

ассистент кафедры общественного здоровья, здравоохранения и истории медицины Кубанского государственного медицинского университета, г. Краснодар. Тел.: (918) 434 51 80, e-mail:marmyleva@gmail.com

Аннотация. В статье приводятся данные, характеризующие текущее состояние системы здравоохранения в Российской Федерации, затрагиваются вопросы недостаточного финансирования медицинских учреждений, качества, доступности и удовлетворенности оказываемой медицинской помощью.

Особое внимание уделяется низкой доле расходов выделяемых Россией на здравоохранение в валовом внутреннем продукте, в сравнении с европейскими странами. Улучшить сложившуюся ситуацию предполагает ФедеральнаяПрограмма «Развитие здравоохранения» до 2020 года, котораяпредусматривает увеличение объемов бюджетного финансирования, повышение оплаты труда медицинских работников, увеличение ожидаемой продолжительности жизни, снижение коэффициента смертности.

Ключевые слова: система здравоохранения, бюджетное финансирование, затраты, реформирование, платные медицинские услуги, здоровье населения, качество и доступность медицинской помощи.

PUBLIC FUNDING FOR HEALTH CARE AND POPULATION HEALTH CARE SATISFACTION

Shiltsova Tatyana Aleksandrovna,

candidate of economic sciences, associate professor of public health, health and history of medicine of the Kuban State Medical University, Krasnodar. Ph.: (918) 042 94 78, e-mail: TShiltsova@yandex.ru

Marmuleva Yulia Valerievna,

assistant professor of public health, health and history of medicine of the Kuban State Medical University, Krasnodar. Ph.: (918) 434 51 80, e-mail: marmyleva@gmail.com

Summary. The article presents data describing the current state of the health care system in the Russian Federation, addressed issues of underfunding of medical facilities, quality, accessibility and satisfaction of medical assistance. Special attention is paid to the low proportion of expenditures allocated to health-Russia’s gross domestic product, compared with European countries. Improve the situation involves the Federal program “development of health until the year 2020, which would increase the volume of budget financing, raising the pay of health care workers, increased life expectancy, reduced mortality.

Keywords: health care system, government outlays, costs, reforming, paid medical services, public health, quality and accessibility of medical.

17

Экономическая политика и хозяйственная практика

В последнее время государство уделяет большое внимание программам реформирования системы здравоохранения и привлечению дополнительных средств направленных на повышение доступности и эффективности медицинской помощи. Система здравоохранения России в период нестабильной экономической ситуации продолжает находиться в стадии реформирования социальной направленности. Работа по страховым принципам должна удовлетворять население и быть понятной для медицинских работников. На данном этапе сокращается число граждан, которые могут позволить себе платные услуги, возрастает количество населения вынужденного обращаться в государственные медицинские учреждения,что в сложившейся экономической ситуации ставит под угрозу реализацию программ развития отечественной медицины.

Преобразования в системе здравоохранения выявили ряд проблем, среди которых актуальной является недостаточное финансирование. Региональные бюджеты в период кризиса не только покрывают расходы на медицинское обслуживание населения, но и пытаются справиться с экономическими задачами отрасли. Размер затрат и уровень бюджетного дефицита, делает это крайне сложным. В рамках антикризисной программы правительство планирует выделить около 16 млрд. руб. на лекарственное обеспечение граждан в связи с падением курса рубля, подорожанием импортных лекарственных средств и медицинских изделий. Финансирование здравоохранения напрямую связано с уровнем удовлетворенности населения медицинским обслуживанием.

В России, по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), затраты на здравоохранение в 2013 году составили 7% от общего объема ВВП. В среднем по странам, участницам Организации экономического сотрудничества и развития(ОЭСР) в 2014 году расходы на медицину составили 9,4% ВВП. В Нидерландах - 11,8%, Франции - 11,6%, Швейцарии - 11,4%, Португалии - 10,2%, в США - 16,9% ВВП. При этом, согласно данным Росстата, реальные затраты на медицину в 2013 году составили 3,8% ВВП. В 2012 году число больничных учреждений в России составило 6,4 тыс. ед., из которых лишь 10% были частными, нынешняя ситуация меняется в сторону роста частных медицинских организаций. Средняя продолжительность жизни на 2013 год составляла 71,6 года, что в среднем на пять лет меньше, чем в США и странах ЕС. При этом смертность среди людей среднего возраста возросла на 60% по сравнению с уровнем 1991 года [7].

По данным соцопроса Общероссийского народного фронта, центра «Народная экспертиза» россияне не удовлетворены качеством и доступно-

Научный вестник ЮИМ №3' 2015

стью медицинского обслуживания.Наличие очередей, плохо налаженная организация приема пациентов и длительный срок ожидания медицинской помощи приводят к ухудшению состояния здоровья пациентов. На фоне роста численности населения сокращается количество посещений врачей, в 2014 г. число посещений сократилось на 7,7 млн. Одновременно произошло увеличение на 22% числа отказов в вызове скорой медицинской помощи [2].

Здоровье населения незначительно (только на 15%) зависит от деятельности системы здравоохранения, остальное определяют образ жизни, генетические факторы и состояние внешней среды. Такое утверждение оправдано в том случае, когда система здравоохранения обеспечила максимально возможные доступность и качество медицинской помощи для населения. Если финансирование здравоохранения недостаточное, доступность медицинской помощи низкая, что сегодня характерно для России, роль системы здравоохранения в сохранении и укреплении здоровья населения существенно возрастает. В период 2005-2013 гг. показано, что даже минимальные вложения в увеличение государственного финансирования здравоохранения позволили существенно сократить смертность и, соответственно, увеличить ожидаемую продолжительность жизни российских граждан.

По данным участников ОЭСР уровень продолжительности жизни повышается с 1970 года, в Российской Федерации он увеличивается только с середины 2000-х годов. В этот период снижению смертности на 1% соответствовало увеличение государственного финансирования в постоянных ценах в среднем на 2%. Для достижения роста средней продолжительности жизни россиян необходимы доступная и качественная медицинская помощь, рост государственных расходов на здравоохранение и эффективная социальная поддержка. В 2008 г. была утверждена Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г., определившая основные цели развития страны: социальная справедливость, снижение неравенства по доходам и бедности, улучшение здоровья населения, увеличение ожидаемой продолжительности жизни до 73 лет, снижение общего коэффициента смертности населения до 11,0 на 1 тыс. чел. Для реализации этих целей предусматривается разработка ведомственных стратегий развития, в том числе и по охране здоровья населения [3].

В развитых странах из государственных источников в систему здравоохранения вкладывается более 7% валового внутреннего продукта (ВВП). Низкий запас прочности российской системы здра-

18

Научный вестник ЮИМ №3' 2015

Экономическая политика и хозяйственная практика

воохранения и сокращение ее финансирования в постоянных ценах по отношению к 2013 г. (на 9% в 2014 г. и на 13% в 2015 г., а с учетом девальвации рубля - на 20%) привели к тому, что снижение смертности в 2014 г. впервые за последние 8 лет остановилось, а за I квартал 2015 г. возросло на 5,2% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года [1].

Проблема недостаточного финансирования здравоохранения в РФ не позволяет обеспечить увеличение объема профилактических мер и улучшение качества медицинской помощи населению. Главным финансовым показателем, определяющим уровень развития и отношения государства к здоровью населения, является доля расходов на здравоохранение в ВВП. ВОЗ рекомендует около 6%. Подавляющее число стран в мире тратят на здоровье людей существенно больше. Исключение составляет Российская Федерация. Президент В.В. Путин, выступая седьмого сентября 2015 года в Москве, принял участие в пленарном заседании форума «За качественную и доступную медицину!», организованного Общероссийским общественным движением «Общероссийский Народный Фронт» отметил, что необходимо выдерживать объем финансирования здравоохранения на уровне приблизительно в 3,6% ВВП [6].

В мировом рейтинге ведущих стран мира по эффективности систем здравоохранения, проводимым агентством Bloomberg за 2014 г. Россия приняла участие впервые, заняла в нем последнее место с 22,5 баллами и большим отрывом от лидеров. В лидерах Сингапур - 78,6 баллов; Гонконг - 77,5; Италия - 76,3; Япония - 68,1; Южная Корея - 67,4; Австралия - 65,9; Израиль - 65,4; Франция - 64,6; ОАЭ - 64,1; Великобритания - 63,1. Китай на 26 месте (49,5 баллов), Беларусь - на 42 (37,3) [5].

Для расчетов по России использовались средняя продолжительность жизни 70,5 лет, стоимость медицинских услуг на душу населения - 887 долл. Эти же показатели используются в основе методики расчета рейтинга, определяющего эффективность систем здравоохранения стран.

Отбор стран в этот рейтинг довольно жесткий - население более 5 млн., ВВП на душу свыше 5 тыс. долл., средняя продолжительность жизни выше 70 лет. Отсюда и небольшое число стран, вошедших в рейтинг.Сложившуюся ситуацию,возможно, изменит утвержденная в текущем году новая редакция федеральной программы «Развитие здравоохранения» до 2020 года. По данным программы планируется финансирование здравоохранения в объеме 26 620,8 млрд. руб. Из Федерального бюджета - 2451,2 млрд. руб., из региональных бюджетов - 11 079,4 млрд. руб. и 13 090,2 млрд. руб. - из средств ФОМС Российской Федерации [7].

В программе прописано, что к 2020 году средняя зарплата врачей будет вдвое превышать среднюю по региону, а зарплата среднего и младшего медицинского персонала сравняется со средней. Цифры, прописанные в программе, выглядят достаточно привлекательно. Реализация программы позволит в период 2015-2020 гг. вывести систему здравоохранения из критической ситуации. В таблице 1 представлены сводные значения государственного финансирования здравоохранения, запланированные Минздравом (Минфином) и предусмотренные по «базовому» варианту, также даны объемы и источники необходимых дополнительных средств для финансирования здравоохранения, включая средства от внутриотраслевой экономии.По этому варианту государственные расходы на здравоохранения с 2013 по 2020 г. должны вырасти в 1,4 раза с 3,7% до5,2% ВВП,а в 2015 и 2016 гг. сохраняется на уровне 4,2% ВВП.

Увеличение государственных расходов на здравоохранение до уровня 5,2% ВВП (что близко сегодняшним объемам государственного финансирования «новых» стран ЕС - 5,5% ВВП) позволит к 2020-2021 гг. достичь ожидаемой продолжительности жизни до 73лет, предположительно снизив ожидаемый коэффициент смертности до 11,8 случая на 1000 населения.

Здоровье людей составляет основу эффективности трудовых ресурсов, человеческого капитала

Таблица 1

Объемы государственного финансирования здравоохранения на 2015-2020 гг.

№ Статьи расходов 2013г. 2014г. 2015г. 2016г. 2017г. 2018г. 2019г. 2020г.

1 Запланированные расходы на здравоохранение в текущих ценах, млрд. руб. 2478,0 2547,6 2764,4 2956,6 3276,7 3630,6 - -

2 Запланированные расходы на здравоохранение в постоянных ценах 2013 г., млрд. руб. 2478,0 2257,2 2150,4 2065,4 2078,4 2114,0 - -

3 Необходимые государственные расходы на здравоохранение в доле ВВП 3,7% 3,6% 4,2% 4,2% 4,4% 4,7% 5,0% 5,2%

4 Необходимые государственные расходы на здравоохранение в текущих ценах 2478,0 2547,6 3097,0 3329,0 3815,3 4454,5 5184,3 5893,0

19

Экономическая политика и хозяйственная практика

как главного интенсивного фактора роста и развития современной экономики. На данном этапе экономическое положение России осложнилось в связи с введением санкций. Снизились средние доходы и платежеспособность населения примерно на 35-40%. Как результат сокращаются поступления налогов, включая отчисления в Фонд Обязательного Медицинского Страхования, снижается финансирование здравоохранения из Федерального и региональных бюджетов.

В состоянии кризиса находятся в течение длительного времени системы и подсистемы российского государства, сектора экономики, отрасли производства, сферы жизнедеятельности, составляющие человеческого капитала, семьи, мораль и нравственность населения. Сложившийся в России уклад экономики на сегодняшний день не только не повысил качество жизни населения, а даже понизил его. Продолжающиеся препятствия на пути обновления экономики России, экологические проблемы,рост неравенства по доходам сохраняют сложное положение со здоровьем россиян, высокую смертность, низкую рождаемость, суицид среди молодежи.

В России как экспортере нефти и газа делается очень сильный акцент на использование природных ресурсов, а не на диверсификацию экономики, что может серьезно повлиять на устойчивость и стабильность человеческого развития в последующие годы. Россия, тем не менее, по данным агентства Bloomberg опережает в мировом рейтингесво-их соседей по БРИКС [4].

Приведенныевыше аргументыозначают, что бюджетных средств здравоохранения недостаточно. Частые призывы средств массовой информации о помощи больным детям, нуждающимся в дорогостоящей медицинской помощи, нацелены на рядовых россиян, а социально ориентированные государственные программы не могут профинансировать объем нуждающихся в лечении. Иллюзию доступности медицинской помощи опровергают затруднения, с которыми сталкиваются больные.

Мощности системы здравоохранения, т.е. возможность обслужить потоки больных в единицу времени, определяются обеспеченностью медицинскими кадрами и стационарными койками. Они должны соответствовать размерам потоков заболевших,а в Российской Федерации число больных, приходящееся на 100 тыс. населения на 30-50% больше, чем в развитых странах, соответственно, выше должны быть и мощности системы здравоохранения.

Обеспеченность врачами и стационарными койками в России намного выше, чем в развитых странах. Действительно, в расчете на 1000 населе-

Научный вестник ЮИМ №3' 2015

ния практикующих врачей на 15% больше, чем в «новых» странах ЕС (3,5 и 3,0 соответственно), а всех коек - на 20% (7,7 и 6,1 соответственно). С учетом этого, а также огромных российских территорий, врачей в первичном звене меньше в 1,6 раза от необходимого количества. В 2013 г. обеспеченность койками в Российской Федерации была на 25% ниже от расчетного норматива (соответственно 7,7 и 9,6 на 1000 населения). Расчетный норматив сформирован на основании обеспеченности койками в «старых» странах ЕС с учетом потребности населения России в медицинской помощи. Следует отметить, что за 2012-2013 гг. обеспеченность коечным фондом сократилась на 6%. При этом реабилитационных коек в 5,7 раза меньше, чем в «новых» странах ЕС (соответственно 0,10 и 0,57 на 1 тыс. населения), коек длительного ухода (паллиативных и сестринского ухода) - в 3,9 раза меньше, (соответственно 0,18 и 0,71 на 1000. населения). Оснащенность компьютерными томографами в России в 1,2 раза ниже в расчете на 1 млн. населения, чем в «новых» странах ЕС (соответственно 11,3 и 13,8), магнитно-резонансными томографами - в 1,7 раза ниже (соответственно 4,0 и 6,7). Число исследований на этом оборудовании в 3,5-3,7 раза ниже (в расчете на 1000 населения в год), т.е. интенсивность использования снижена почти в два раза. Низко оснащенная материально-техническая база и неэффективное использование оборудования снижают качество и доступность диагностической и лечебной помощи пациентам.

В последние 16 лет общая заболеваемость населения Россиивозрастает, что объясняется, с одной стороны, ростом доли пожилого населения и более эффективной выявляемостью заболеваний с помощью новых методов диагностики, с другой - ухудшением здоровья населения и неэффективностью системы профилактики и лечения заболеваний.

За предшествующие восемьлет по большинству показателей мы отстаем от развитых стран. Так, ожидаемая продолжительность жизни в 2014 г. была на 6,2 года ниже, чем в «новых» странах ЕС (Чехии, Эстонии, Венгрии, Польше, Словакии, Словении) - соответственно 71 и 77,2 года. Эти шесть стран были выбраны для сравнений с Россией, поскольку сопоставимы по уровню экономического развития с нашей страной (аналогичный ВВП на душу населения в год).В условиях проводимых реформ обозначилась ещё одна проблема уход квалифицированных кадров из государственного здравоохранения в частный сектор. Это путь к ослаблению государственного здравоохранения. Поэтому в условиях возросших расходов на здравоохранение снижать финансирование сегодня недопустимо, важно сохранить стабильность государ-

20

Научный вестник ЮИМ №3' 2015

Экономическая политика и хозяйственная практика

ственных гарантий не только на федеральном, но и на региональном уровнях. И конечно, приоритетом в продолжающихся реформах следует считать государственную политику, главным итогом которой за последнее десятилетие стало усиление внимания власти к проблемам охраны здоровья и увеличение государственных расходов. В последние годы стала сокращаться смертность населения, но ее общий уровень выше, чем в Европейских странах. Показатели заболеваемости продолжают расти. Государство активизировало политику в сфере здравоохранения, но принимаемых мер недостаточно для решения существующих проблем. Рост заболеваемости населения, неравенство в доступности медицинской помощи, низкая эффективность лечебно-профилактических, санитарно-противоэпидемических и научно-исследовательских мероприятий в области охраны здоровья населениятребуют преобразований в организации и увеличения финансирования отрасли.

ИСТОЧНИКИ:

1. Здравоохранение России: мифы, реальность, решения. - [Электронный ресурс]: URL: http: rusrand. ru/analytics/analyticszdravoohranenie-rossii-mify-realnost-reshenija

2. Как здоровье? - [Электронный ресурс]: URL : http://fingazeta.ru/lifestyle/kak-zdorove-198023

3. Лебедева И.С., Шильцова Т.А. Финансирование здравоохранения как элемента социальной сферы России // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2014. - Выпуск 3(35). - С. 83.

4. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года. - [Электронный ресурс]: URL : m.government.ru

5. Программа развития ООН: Индекс человеческого развития в странах мира в 2014 году. - [Электронный ресурс]: URL : www.bloomberg.com

6. Форум Общероссийского Народного Фронта «За качественную и доступную медицину!». - [Электронный ресурс]: URL:http://xn--h1akeme.ru-an. info

7. Центр гуманитарных технологий. Информационно-аналитический портал. - [Электронный ресурс]: URL: gtmarket.ru

21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.