Научная статья на тему 'Управление медицинскими услугами на основе одноканального финансирования системы здравоохранения'

Управление медицинскими услугами на основе одноканального финансирования системы здравоохранения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
251
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСЛУГА / МЕДИЦИНСКАЯ УСЛУГА / ФИНАНСИРОВАНИЕ / МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / SERVICE / MEDICAL SERVICE / FINANCING / MEDICAL ASSISTANCE / HEALTH CARE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Коробкова Оксана Константиновна

В статье рассматриваются особенности финансового обеспечения медицинских услуг при переходе на одноканальную модель финансирования здравоохранения. Представлена модель одноканального финансирования медицинских услуг. Раскрыты преимущества одноканального финансирования медицинских услуг. Предложены рекомендации для обеспечения доступности медицинских услуг для всех граждан Российской Федерации при переходе на одноканальную модель финансирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Коробкова Оксана Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF MEDICAL SERVICES BASED ON ONE-CHANNEL FINANCING OF THE SYSTEM OF HEALTH CARE

The manuscript discusses the typical characteristics of financing of medical services when transitioning to a one-channel model of financing of health care. A model of one-channel financing of medical services is given. Advantages of one-channel financing of medical services have been substantiated. Recommendations to provide accessibility of medical services for all citizens of the Russian Federation when switching to a one-channel model of financing have been suggested.

Текст научной работы на тему «Управление медицинскими услугами на основе одноканального финансирования системы здравоохранения»

СФЕРА УСЛУГ

КОРОБКОВА О.К.

УПРАВЛЕНИЕ МЕДИЦИНСКИМИ УСЛУГАМИ НА ОСНОВЕ ОДНОКАНАЛЬНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются особенности финансового обеспечения медицинских услуг при переходе на одноканальную модель финансирования здравоохранения. Представлена модель одноканального финансирования медицинских услуг. Раскрыты преимущества одноканального финансирования медицинских услуг. Предложены рекомендации для обеспечения доступности медицинских услуг для всех граждан Российской Федерации при переходе на одноканальную модель финансирования.

Ключевые слова: услуга, медицинская услуга, финансирование, медицинская помощь, здравоохранение.

KOROBKOVA O.K.

MANAGEMENT OF MEDICAL SERVICES BASED ON ONE-CHANNEL FINANCING OF THE SYSTEM OF HEALTH CARE

Abstract. The manuscript discusses the typical characteristics of financing of medical services when transitioning to a one-channel model of financing of health care. A model of one-channel financing of medical services is given. Advantages of one-channel financing of medical services have been substantiated. Recommendations to provide accessibility of medical services for all citizens of the Russian Federation when switching to a one-channel model of financing have been suggested.

Keywords: service, medical service, financing, medical assistance, health care.

Улучшение здоровья имеет важнейшее значение для благополучия человека и является необходимым условием для устойчивого экономического и социального развития страны в целом. Финансирование здравоохранения во всём мире — важная составляющая усилий по обеспечению социальной защищенности в здравоохранении. Первый шаг к расширению масштабов оказания медицинских услуг — обеспечение финансовыми ресурсами медицинских организаций, их оказывающих.

Поэтому в странах разрабатывается и применяется стратегия финансирования здравоохранения (рис. 1), которая начинается с формулировки принципов всеобщего охвата населения медицинской помощью, лежащих в основе системы финансирования в каждой конкретной стране [7].

Рис. 1. Этапы разработки и внедрения стратегии финансирования медицинских услуг для всеобщего охвата населения медицинской помощью

КОРОБКОВА О.К.

УПРАВЛЕНИЕ МЕДИЦИНСКИМ УСЛУГАМИ ПА ОСНОВЕ ОДПОКАНЛЛЫЮГО ФИНАНСИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Разработка концепции финансирования медицинских услуг для всеобщего охвата населения медицинской помощью начинается с анализа ситуации финансового обеспечения и её оценки. Ситуационный анализ должен сосредоточиться на двух компонентах всеобщего охвата с точки зрения финансирования: доступе к необходимым услугам и защите от финансового риска. При планировании будущего ситуационный анализ должен учитывать различные внутренние и внешние отрасли здравоохранения, которые могут влиять на достижение универсального охвата населения медицинской помощью.

Для создания всеобъемлющей структуры финансирования системы здравоохранения необходимо оценить текущий и потенциальный объем финансирования за счет всех источников: бюджета, личных средств граждан, частного сектора, неправительственных организаций и внешних партнеров. Оценка должна включать анализ доли государственных ресурсов, распределяемых в сектор здравоохранения в течение долгого времени.

После этого формируется и применяется стратегия, основанная на ситуационном анализе и точной оценке вероятных источников финансирования, которая должна быть сосредоточена в первую очередь на трех ключевых этапах финансирования здравоохранения: сборе средств, их объединении в пулы и использовании в целях обеспечения доступности медицинских услуг. В дальнейшем проводится мониторинг и оценка результатов внедрения выбранной стратегии. Чтобы достичь всеобщего охвата медико-санитарными услугами, странам нужна такая финансовая система, которая дает возможность людям использовать все типы медико-санитарных услуг — формирование здорового образа жизни, профилактику, лечение и реабилитацию — без угрозы испытать финансовые трудности.

По расчетам экспертов Всемирной организации здравоохранения для адекватного и эффективного функционирования системы здравоохранения финансирование должно составлять не менее 6-8% от валового внутреннего продукта (ВВП). Анализируя расходы на здравоохранение, можно отметить, что отечественное здравоохранение на протяжении нескольких десятилетий (1991-2014 гг.) находится в состоянии хронического недофинансирования в пределах 2,5-3,9% от ВВП (табл.). В 2014 г. доля ВВП России, выделяемая на здравоохранение, была снижена до 3,4% [7, 8].

Таблица

Расходы на здравоохранение РФ, % от ВВП [7, 8]

Годы Расходы на здравоохранение, % от ВВП

1991 г. 2,9

1992 г. 2,5

1993 г. 3,7

1994 г. 3,9

1995 г. 2,9

2007 г. 3,7

2008 г. 3,4

2009 г. 3,8

2010 г. 3,7

2011 г. 3,7

2012 г. 3,5

2013 г. 3,7

2014 г. 3,4

В структуре расходов федерального бюджета на 2014 г. и прогнозные 2015-2016 гг. значимая доля затрат (в среднем 20%) приходится на сферу здравоохранения. Объём данных этих расходов в сравнении с аналогичными показателями 2011-2013 г. планируется сократить. То есть объём расходов на отрасль здравоохранение в % от ВВП соответственно снизится [7].

Министерство здравоохранения Российской Федерации определило три новых организаци-

РЕГИОНАЛЬНЫ!-: НРОВ.1ГМЫ HPrOr>P/\äOti;\HHQ экономики, №4, 2015

онных задачи на 2015-2016 гг.: эффективное управление финансовыми ресурсами при реализации программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи, рост эффективности расходования государственных средств, реструктуризация финансовых потоков и формирование преимущественно одноканального финансирования [9]. Главные приоритеты и задачи здравоохранения регионов направлены на сохранение и укрепление здоровья населения на основе обеспечения повышения доступности и качества медицинской помощи, увеличения продолжительности жизни, снижения уровня смертности, роста рождаемости, а также устойчивого существования отрасли [5].

Например, ресурсное обеспечение государственной программы «Развитие здравоохранения в Сахалинской области на 2014-2020 гг.» сформировано с учетом стратегии и приоритетов развития отрасли на среднесрочную и долгосрочную перспективы, демографических тенденций и прогноза социально-экономического развития региона. В целях повышения эффективности бюджетных расходов бюджет переориентирован на программно-целевой принцип, т. е. на результат расходов.

Государственная программа «Развитие здравоохранения в Сахалинской области на 20142020 гг.» состоит из 11 подпрограмм с финансовым обеспечением 199934563,5 тыс. руб., в т. ч. по годам: 2014 г. — 21691258,0 тыс. руб.; 2015 г. — 22017656,8 тыс. руб.; 2016 г. — 23026329,3 тыс. руб.; 2017 г. — 36075934,2 тыс. руб.; 2018 г. — 30988473,5 тыс. руб.; 2019 г.

— 32217660,8 тыс. руб.; 2020 г. — 33917250,9 тыс. руб. [3].

Приоритетными направлениями работы островного здравоохранения в соответствие с государственной программой «Развитие здравоохранения в Сахалинской области на 2014-2020 гг.» в 2014 г. являются [3]:

1. Совершенствование амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи населению. В 2014 г. на 10,6% выросло количество профилактических посещений (2012 г. — 1544579 посещений, 2013 г. — 1577808 посещений, 2014 г. — 1674467 посещений). Обеспеченность койками на 10 тыс. населения в 2014 г. сохраняется высокой и составляет 115,1, что ниже уровня

2013 г. — 120,8 и выше показателей по Российской Федерации (84,1) и Дальневосточному федеральному округу (93,3).

2. Развитие высокотехнологичной медицинской помощи, которая оказана 2703 пациентам, что на 19,5% больше 2013 г.

3. Капитальное строительство объектов здравоохранения (расходы областного бюджета за

2014 г. составили 2247,4 млн руб. или 73,3% от плановых годовых назначений).

4. Укрепление материально-технической базы (израсходовано 1441,0 млн руб., в т. ч. на капитальный ремонт — 682,0 млн. руб., приобретение оборудования — 753,0 млн руб.)

5. Привлечение врачей-специалистов и специалистов среднего звена.

Финансовое обеспечение Территориальной программы Сахалинской области государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 гг. в 2014 году составляет 14970,0 млн руб., что в расчете на 1 жителя Сахалинской области в 1,4 раза выше федерального норматива [1]. В 2014 г. размер доходов бюджета фонда обязательного медицинского страхования Сахалинской области составил 11,5 млрд руб., в 2015 он будет 12,7 млрд, в 2016 г. — 14,2 млрд, в 2017 г. — 18,7 млрд руб. Бюджет сбалансирован, т. е. расходы равны доходам [10].

Плановый общий объем доходов бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Хабаровского края составит на 2015 г. 19 449 404,4 тыс. руб., на 2016 г.

— 20 331 201,0 тыс. руб.; объем межбюджетных трансфертов из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2015 г. — 19 149 404,4 тыс. руб., на 2016 г. — 20 011 201,0 тыс. руб.; общий объем расходов на 2015 г. — 19 449 404,4 тыс. руб. и на 2016 г.

— 20 331 201,0 тыс. руб. [2].

С 1 января 2015 г. вся система здравоохранения переходит на «одноканальное финансирование», т. е. все потребности отрасли будут обеспечиваться за счет средств Фонда обязательного медицинского страхования, а оплата медицинских услуг будет осуществляться по конечному результату на основе комплексных показателей объёма и качества оказанных услуг (рис. 2) [4]. Основными источниками доходов системы обязательного медицинского страхования при одноканальной системе финансирования являются: страховые взносы работодателей

КОРОБКОВА О.К.

УПРАВЛЕНИЕ МЕДИЦИПСК1М1 УСЛУГАМИ ПА ОСНОВЕ ОДПОКАИЛЛЫЮЕО ФИНАНСИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

на обязательное медицинское страхование работающего населения, страховые взносы субъектов Российской Федерации на обязательное медицинское страхование неработающего населения, межбюджетные трансферты на выравнивание финансовых условий реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования [6].

Рис. 2. Модель одноканального финансирования медицинских услуг

Преимуществами одноканального финансирования из системы обязательного медицинского страхования являются:

1. Одноканальность финансирования медицинских услуг обеспечит финансирование всей медицинской помощи в полном объеме с учетом реальных затрат медицинских учреждений (оплата стоимости лечения по законченному случаю по стандартам медицинской помощи).

2. Система одноканального финансирования нацелена на обеспечение принципа экстерриториальности, т. е. доступности медицинских страховых услуг для всех граждан независимо от места их жительства. Равнодоступность обязательного медицинского страхования при переходе на одноканальное финансирование будет обеспечиваться введением единых федеральных стандартов оказания стационарной медицинской помощи и подушевого финансирования медицинской помощи.

3. Модель одноканального финансирования медицинских услуг повысит эффективность расходования бюджетных средств в отрасли здравоохранения.

Таким образом, для оптимизации финансового взаимодействия субъектов системы обязательного медицинского страхования и совершенствования управления медицинскими услугами на основе одноканального финансирования системы здравоохранения для обеспечения доступности медицинских услуг для всех граждан Российской Федерации необходимо:

1. Совершенствовать управление медицинскими услугами, оценивая качество и объем оказанных медицинских услуг, а также увязать эти показатели с объемом выделяемых средств.

2. Выделять достаточное финансовое обеспечение для приобретения необходимого медицинского оборудования, медикаментов, перевязочных и иных средств медицинского назначения.

3. Совершенствовать работу первичного звена здравоохранения путем: стабилизации объемов первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи, оказанной в дневных стационарах за счет увеличения в них числа пациенто-мест, в т. ч. развернутых в ам-булаторно-поликлинических учреждениях; создания в структуре медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, подразделений неотложной медицинской помощи, работающих во взаимодействии с единой диспетчерской службой скорой медицинской помощи; снижения объемов медицинской помощи, оказываемой в стационарах за счет дальнейшей оптимизации и реструктуризации коечного фонда, интенсификации его работы.

4. Оптимизировать мероприятия по сохранению и развитию кадрового потенциала отрасли

РЕГИОНАЛЬНЫ!-: ПРОВЛГМЫ ПРЮЬРЛЙО&ЛНИУ экономики, №4, 2015

здравоохранения (повышению заработной платы медицинского персонала, внедрению системы непрерывного медицинского образования).

5. Определить и обеспечить объёмы лекарственного обеспечения и изделий медицинского назначения граждан, особенно жителей сельской местности.

6. Развивать современные информационные технологии (информатизация отрасли, переход на электронную медицинскую карту, широкое использование информационных и телекоммуникационных технологий при оказании медицинских услуг).

Литература

1. Закон Сахалинской области от 12.12.2014 № 82-ЗО о бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования Сахалинской области на 2015 г. и плановый период 2016 и 2017 гг. — URL : http://www.consultant.ru (дата обращения 15.04.2015).

2. Закон Хабаровского края от 11.12.2013 № 331 о бюджете Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 гг.». — URL : http:// www.consultant.ru (дата обращения 15.04.2015).

3. Постановление Правительства Сахалинской области от 31 мая 2013 г. № 281 Об утверждении государственной программы Сахалинской области «Развитие здравоохранения в Сахалинской области на 2014-2020 гг.». — URL : http://docs.cntd.ru/document/460151544 (дата обращения 15.04.2015).

4. Гадаборшев, М. И., Левкевич, М. М., Рудлицкая, Н. В. Организация, оценка эффективности и результативности оказания медицинской помощи : монография. — М. : ИНФРА-М, 2014.

5. Коробкова, О. К. Оптимизация финансирования медицинских услуг учреждений здравоохранения // Власть и управление на Востоке России. — Хабаровск: Изд-во ДВАГС, 2009. № 2 (47). С. 19-24.

6. Коробкова, О. К. Финансирование медицинских услуг в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» // Актуальные проблемы учёта, экономического анализа и финансово-хозяйственного контроля деятельности организаций : материалы III Междунар. науч.-практ. конф., посвящённой 50-летию экономического факультета ВГУ: в 2 ч. — Воронеж, 2010. Ч. 2. С. 136-139.

7. Финансирование систем здравоохранения. Путь к всеобщему охвату населения медико-санитарной помощью //Доклад ВОЗ. — URL : http://www.who.int/ru (дата обращения 15.04.2015).

8. Здравоохранение России : вопросы финансирования и перспективы развития. — URL : http:// sibac.info/15081 (дата обращения 15.04.2015).

9. URL : http://www.rbc.ru/rbcfreenews/20140117162015.shtml (дата обращения 15.04.2015).

10. URL : http://www.sakhalin.biz/news/finance/97867/ (дата обращения 15.04.2015).

References:

1. The law of the Sakhalin region from 12.12.2014 No. 82-ZO on the budget of the territorial compulsory medical insurance Fund of the Sakhalin region for 2015 and planned period of 2016 and 2017 — URL : http:// www.consultant.ru (15.04.2015).

2. The law of Khabarovsk territory from 11.12.2013 № 331 on the budget of the Khabarovsk regional Fund of obligatory medical insurance for 2014 and the planning period of 2015 and 2016". — URL : http:// www.consultant.ru (15.04.2015).

3. The decree of the Government of the Sakhalin region from may 31, 2013 No. 281 On approval of the state program of the Sakhalin region "Development of health care in the Sakhalin region for 2014-2020". — URL : http://docs.cntd.ru/document/460151544 (15.04.2015).

4. The Gadaborshev, M. I., Lenkevich, M. M., Rudnicka, N. V. Organization, evaluation of the effectiveness and efficiency of medical care : a monograph. — M. : INFRA-M, 2014.

5. Korobkova, D.C. Optimization of financing of health services health care //Power and control in the East of Russia. — Khabarovsk: Publishing house of DAGS, 2009. No. 2 (47). P. 19-24.

6. Korobkova, O. K. Financing of health services in the framework of the priority national project "Health " // Actual problems of accounting, economic analysis and financial and economic activity control of organizations : proceedings of the III Intern. nauch.-practical. Conf. on the 50th anniversary of economic faculty of the Voronezh state University : 2 PM — Voronezh, 2010. Part 2. P. 136-139.

7. Financing of health systems. The path to universal coverage health care // who Report. — URL : http:// www.who.int/ru (15.04.2015).

8. Health Russia : financing issues and prospects. — URL : http://sibac.info/15081 (15.04.2015).

9. URL : http://www.rbc.ru/rbcfreenews/20140117162015.shtml (15.04.2015).

10. URL : http://www.sakhalin.biz/news/finance/97867/ (accessed on 15.04.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.