УДК 373.1 РОЛЬ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ПОДРОСТКОВ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ
Сабират Сайпудиновна Енокаева, старший преподаватель, Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева
Аннотация
В статье здоровьесберегающее пространство рассматривается как многокомпонентная система гармоничного развития подростка. Специально организованная образовательная среда направлена на сохранение, укрепление физического, психического и нравственного здоровья и на формирование культуры здоровья.
Ключевые слова: культура здоровья, сельская школа, здоровьесберегающие технологии.
ROLE OF THE HEALTH SAVING EDUCATIONAL SPACE IN FORMATION OF THE CULTURE OF HEALTH AMONG THE TEENAGERS IN RURAL SCHOOLS
Sabirat Sajpudinovna Enokaeva, the senior teacher, Karachaevo-Circassian State University of U.D.Aliev
Annotation
The article shows the health saving space as multicomponent system of harmonious teenager’s development. Specially organized educational environment is directed at preservation, strengthening of physical, mental and moral health and formation of health culture.
Keywords: culture of health, rural school, health preservation technologies.
Здоровье как целостный социально-психологический феномен является интегративным критерием и показателем качества современного образования. В здоровьсбере-гающей акцентности такое образование возможно в случае создания благоприятной образовательной среды (пространства). Эта среда обеспечивает достаточно высокий уровень личностного развития обучаемых в единстве медицинской, психологопедагогической и валеологической сторон.
Здоровьесберегающие аспекты образовательного пространства неразрывно связаны с его сущностными особенностями, раскрываемыми в многообразии научно -гуманитарного подхода.
Как «способ формирования человека внутри общества» (Дж.Саймон), образовательная система представляет собой содержательное взаимодействие ее субъектов, пребывающих в формальных (школьные классные группы, методические объединения учителей, педагогический совет, администрация и т.д.) и неформальных (педагоги, школьники, управленцы, родители) объединениях (сообществах) [2,3].
К числу факторов, отрицательно влияющих на здоровье школьников, относят перегрузку учебными занятиями, авторитарный стиль взаимоотношений педагогов и школьников, недостаточный учет индивидуальных особенностей в обучении и воспитании, гиподинамию и др.
Образование - процесс гармоничный. Здоровье в широком смысле этого слова выступает и как одна из целей в процессе получения образования, и как средство достижения «высокой гармонии», и к тому же, как индикатор правильности выбора пути. При такой постановке вопроса необходимо рассматривать фактор здоровья в проектном контексте, поверяя им все стороны жизни ребенка.
В условиях современного глобального духовно-экологического кризиса, одним из проявлений которого является продолжающееся ухудшение здоровья человечества, возникает естественный всевозрастающий интерес к проблеме здоровья в ее общенаучном и философско-антропологическом измерениях. Понимая под здоровьем объективное и субъективное чувство полного физического, психического и социального комфорта, мно-
гие известные ученые отмечают, что здоровье человека зависит от многих факторов: наследственных, социально-экономических, экологических, деятельности системы здравоохранения [2,3].
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Ряд кризисных явлений в социальной сфере способствовал изменению мотивации образовательной деятельности у детей разного возраста, снизил их творческую активность, замедлил их физическое и психическое развитие, вызвал отклонения в социальном поведении. В силу этих причин проблемы сохранения здоровья взрослых и детей становятся особенно актуальными во всех сферах человеческой деятельности и особенно остро - в образовательной области, где вся практическая работа, направленная на укрепление здоровья детей путем совершенствования службы здравоохранения, не принесла ощутимых результатов.
Среда обитания человека - природные тела или явления, с которыми организм человека находится во взаимоотношениях. Рассматривая среду жизнедеятельности ребенка, мы понимаем, что в структуре ее компонентов приоритетное значение, особенно в последнее время отводится школе. Следовательно, понимая среду жизнедеятельности ученика как совокупность природных, природно-антропогенных и социальных факторов его жизни, мы, прежде всего, рассматриваем воздействие этих факторов через воспитательную среду учреждения. Бессмысленна тотальная педагогизация среды, т.к. противоречивы задачи, решаемые в образовательных учреждениях, в семьях и т.д. Однако, объединив усилия региональных и муниципальных органов власти, медицинских учреждений, различных воспитательных и спортивно-оздоровительных центров с усилиями образовательного учреждения в единую систему, способную стимулировать развитие здорового образа жизни молодого поколения, находящегося в его пределах, можно создать своеобразное здоровьесберегающее образовательное пространство.
Г.Ш. Азитова [1] отмечает, что понятие «здоровьесберегающая педагогика» органически входит в структуру понятия «здоровьесберегающее пространство», и выделяет основные функции этой педагогики:
- педагогика, не носящая ущерба здоровью ученика, учитывающая его резервы и пределы познавательных способностей, способствующая расширению диапазона переносимых эмоциональных, физических и информационных факторов учебного труда;
- формирование потребностей и мотивации подрастают ей личности для построения личной стратегии здоровьесбергающей деятельности;
- системообразующим средством оздоровительно-развивающей работы с учащимися является индивидуально-дифференцированный подход;
- ориентация коллектива педагогов в содружестве с родителями на создание условий для становления личности творческой, интеллектуальной, духовной, ориентированной на ценности здоровья;
- построение образовательного процесса с учетом развития и расширения психофизиологических возможностей школьников;
- признание всеми субъектами педагогического процесса положения о том, что здоровый ребенок школьного возраста является не только идеальным эталоном, но и практически достижимой нормой детского развития;
- любое педагогическое воздействие (в современном понимании - взаимодействие) должно стремиться на динамическое состояние сохранения и развитии здоровья подрастающего человека, его физических, психических, социальных и духовных функций сообразной природе, обществу и самому себе как в сиюминутном состоянии, так и в будущем.
Рассматривая здоровье подростка как высшую ценность, мы говорим, прежде всего, о создании комфортной среды для ученика, в которой он может реализовывать все свои возможности, а именно: сохранять свое здоровье, развивать индивидуальные спо-
собности, склонности, интеллект, самостоятельность, а также умение осуществлять управление и контроль над собственной здоровьесберегающей деятельностью. Таким образом, определилась приоритетная цель - формирование культуры здоровья подростков в здоровьесберегающем образовательном пространстве.
Здоровьесберегающее пространство представляет собой многокомпонентную систему гармоничного развития подростка, которым является специально организованная образовательная среда, направленная на сохранение и укрепление физического, психического и нравственного здоровья каждого школьника и на формирования у них культуры здоровья. Но мы постарались просмотреть деятельность подростков в пространственновременном аспекте сельского социума: где основную часть времени подросток находиться в образовательном пространстве, но мы не исключили влияние зоны свободного времени, когда ребенок в основном может быть предоставленном самому себе. Влияние семьи, улицы, друзей, общественных организаций, средств массовой информации нельзя исключить при создании модели.
В ходе опытно-экспериментальной работы нами разработана и апробирована авторская модель формирования культуры здоровья подростков в условиях сельского социума (рис. 1).
м\Ас1£РСТ!° °БРАЗ°6^
^ «В9в'а'0'цее 0бра30ВаТель"°е про Ф ^ ^ общеобразовательна
О; диагностика
4? «еР.***
с9 е замятия, внекласс^а
а/1*
¿Чра зй°Р°вья Учитещ система семейных
культура
ЗДОРОВЬЯ ПОДрОСТКа валеологическая
грамотность родителей, ,
§ су профилактика О ¿Г лечение
^ ® заболеваний
о. -у мониторинг
>ч здоровья щ подростков
СО %. культура здоровья мотивация, ценностная *¿3 о медицинского
% ^60,В“К0Ч>-»».<Х* \ \
'УСН1ла л -
'ЗЬЯМИ,
ценностей и традиции в области 30Ж
здоровье
ЗУН, рефлексия, личная 1вация, ценное ориентация
родственников
культура здоровья всех членов семьи
СО
'"Щи я культ7Р^°?^ч
л, ’С%ЗЬЯМИ, воздедае^ ; ^
^Суп ^ействие органов мес^0* .«кФ ^ЯПОЛИТ»^
Рис.1 Модель формирования культуры здоровья подростков в здоровьесберегающем
пространстве сельского социума
Правильная организация пространства по сбережению здоровья подростка может дать эффективные результаты, только при условии активного взаимодействия всех компонентов среды, так как ребенок является не только объектом, на которого влияют, но и субъектом, со своим интересом, мнением, мотивом, поднимаясь на качественно новый уровень сознания - формированию культуры здоровья.
В связи с этим нужно отметить, что создание и формирование здоровьесберегающего образовательного пространства зависит от профессионализма и компетентности педагогов, именно они являются генератором в формировании этого пространства и примером для подражания учащихся.
Основными компонентами рассматриваемого здоровьесберегающего пространства выступают: здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса, семья, культурно-образовательное учреждение, организованное детское общественное движение, органы местного самоуправления и администрация образовательного пространства сельской школы, санитарно-простветительский общественный орган.
Основной целью и результатом здоровьесберегающего пространства сельской школы является разработка согласованных, прогнозируемых мер, обеспечивающих стабилизацию и сохранение здоровья личности школьника, сформированность навыков здорового образа жизни и культуры здоровья на пути его роста и развития в сельском социуме. В этой связи содержание здоровьесберегающего пространства направлено на устранение факторов риска здоровью школьников, гуманизацию отношений участников образовательного процесса; нормализацию двигательной активности детей, выбор физиологически обоснованных направлений, оздоровлению учебной и воспитательной деятельности.
Проектирование здоровьесберегающего пространства образовательного учреждения сельского типа - это развивающийся вариативный процесс, результативность которого зависит от всех субъектов образовательного пространства. В нем по возможности должны быть построены связи с различными социальными институтами образования, здравоохранения, общественными детскими клубами и организациями и главное с институтом семьи, ведь семейные традиции, ценности и культура здоровья родителей играют важную роль в жизни ребенка.
Таким образом, грамотно продуманное моделирование здоровьесберегающего пространства может способствовать решению многих задач:
- созданию благоприятных условий для формирования личности школьника,
способствующих конструированию его индивидуального воспитательно-
образовательного пути;
- формированию новых ценностных установок на здоровый образ жизни, умения и навыками вести такой образ жизни;
- разработка воспитательно-образовательных подходов для каждого учащегося; привлечению родителей к здоровьесберагающей работе в условиях сельской школы;
- согласованные действия педагогического коллектива, медицинского персонала, психологической службы, детских спортивных организаций и воспитанников на основе гуманистического и оптимистического подхода к обучению и воспитанию.
ЛИТЕРАТУРА
1. Азитова, Г.Ш. Воспитание культуры здоровья у школьников в условиях сельской школы : дис. ... канд. пед. наук / Азитова Г.Ш. - Казань, 2006. - 206 с.
2. Васильева, О.С. Исследование представлений о здоровом образе жизни / О.С. Васильева, Е.В. Журавлева // Психологический вестник РГУ. - Ростов н/Д., 1997. - Вып. 3. - С. 420-429.
- Лисицын, Ю.П. Образ жизни и здоровье населения / Ю.П. Лисицын. - М. : Знание, 1982. - 40 с.
Контактная информация: sabira_enokaeva@mail.ru