УДК 3786796 ББК Р11+Ч421
Семенкова Татьяна Николаевна
кандидат педагогических наук, доцент
проректор по учебно-организационной работе Кемеровский государственный университет г. Кемерово Semenkova Tatiana Nikolaevna Candidate of Pedagogics,
Assistant Professor Educational and Organizational Work Pro-Rector Kemerovo State University Kemerovo
Центры содействия по сохранению и укреплению здоровья обучающихся как необходимое условие деятельности региональной
системы образования Centres for Students’ Health Maintaining and Improving As a Necessary Condition of Regional Education System Work
В статье анализируется деятельность центров содействия сохранению и укрепления здоровья обучающихся как организационных центров реализации этой деятельности в условиях региона; выявляется зависимость этого процесса от природных условий, от системы образования, от демографии. Проблема анализируется на примере деятельности 86 Центров, созданных в Кемеровской области.
The activity of the centres for the students’ health maintaining and improving as a necessary condition of the regional education system work are analyzed in this article. The dependence of this process on natural conditions, educational system and demography is revealed in this article. This problem is analyzed by the example of 86 centres’ work in Kemerovo region.
Ключевые слова: Центры содействия сохранению и укрепления
здоровья, состояние здоровья, демография, рождаемость, смертность, заболеваемость, продолжительность жизни.
Key words: centres for the students’ health maintaining and improving, state of health, demography, birth rate, death rate, sickness rate, life expectancy.
В целях развития и совершенствования оздоровительной работы с субъектами образовательного процесса, осуществления массовых
прогностических обследований обучающихся специалистами различного профиля: педагогами, психологами, физиологами, врачами, тренерами
физической культуры, выявления критериев психического и физического развития с учетом конституциональных особенностей организма, периода онтогенеза, нами были созданы региональные и муниципальные центры сохранения и укрепления здоровья обучающихся, которые определяли организационно-методическую и функциональную основу управления системы образования.
Главными направлениями деятельности центров являются: повышение здоровьесберегающей грамотности преподавателей и формирование их готовности к здоровьесберегающей работе с обучающимися, осуществление экспертизы воспитательно-образовательного процесса в целом и отдельных его направлений; построение на основе здоровьесберегающей принципов учебных курсов, введение новых здоровьесберегающих технологий, целесообразного режима учебных занятии и самостоятельной работы школьников.
Основными задачами здоровьесберегающей деятельности центров являются:
- создать адаптивно-развивающую среду в образовательном учреждении с учетом индивидуальных психолого-физиологических особенностей обучающихся, социально-экологических факторов и организационнопедагогических условий;
- обследовать детей, поступающих в школу по специально разработанным психолого-педагогическим и медико-физиологическим программам с выделением групп «риска» и дальнейшей заботой о них;
- проводить мониторинг обучающихся по специальным программам с целью наблюдения за показателями их адаптации, здоровья и развития. Плановому обследованию подлежали дети 6-7 лет в период поступления в школу; дети 10-11 лет - при переходе из начального звена в основное звено средней школы; дети 13 лет - при кризисе развития; подростки 15-16 лет - при переходе в старшие классы; выпускники школы с учетом их интересов и
склонностей; студенты вузов;
- сформировать базы данных донозологической диагностики физических и нервно-психических отклонений в развитии обучающихся и своевременной коррекции выявленных нарушений;
- обеспечить здоровьесберегающее образование педагогического персонала учреждения;
- обеспечить обучение обучающихся здоровому образу жизни;
- организовать здоровьесберегающее просвещение родителей, помощь им в создании оптимальной экологической и психологической среды в семье;
- стимулировать процессы здоровьесберегающего воспитания в семье с целью подготовки обучающихся к реальной жизни за пределами школы;
- способствовать организации профориентационной деятельности с учетом состояния здоровья и психофизиологических особенностей каждого обучающегося;
- создать различные физкультурные секции, группы психологического тренинга, массажные кабинеты, фитокабинеты, занятия в бассейне и т. д.
В Кузбассе - индустриальном регионе со сложной экологической обстановкой под руководством профессоров Э. М. Казина, Н. Э. Касаткиной и при личном участии автора настоящего исследования разработана в 90-е годы ХХ века и в последующий период внедрена в различные общеобразовательные и профессиональные учреждения Кузбасса модель центра научных основ здоровья и развития, предусматривающая использование средств и методов социально-педагогической, психологической, медико-физиологической диагностики, прогноза, профилактики и реабилитации на довузовском, вузовском и послевузовском этапах образования; апробирована технология взаимодействия в центрах специалистов различного профиля.
Нами был разработан комплекс программно-технических средств, позволяющих на базе персональных компьютеров оценить уровень физического, психоэмоционального состояния, функционального резерва респираторной, сердечно-сосудистой, нервной и эндокринной систем.
Формирование адаптивно-развивающей образовательной среды предусматривает осуществление диагностики на начальном этапе обучения, в среднем звене и итоговой диагностики показателей адаптации, здоровья и развития на этапе завершения обучения.
На этапе входной диагностики осуществлялся сбор информации о состоянии среды и здоровья обучающихся. Состояние адаптивно-развивающей образовательной среды определялось исходя из анализа:
- внутренней среды, определяемой материально-техническим обеспечением образовательного процесса, характеристикой педагогического коллектива, санитарно- гигиеническими и организационно- педагогическими условиями, организацией образовательного процесса;
- внешней среды, обусловленной влиянием семьи и социума. Входная диагностика образовательной среды проводилась для выявления степени ее соответствия (несоответствия) возрастным, половым, индивидуальным особенностям, адаптационным возможностям, обучающихся с целью своевременного определения факторов риска для сохранения и укрепления здоровья, образования и развития. Полученная в результате диагностики информация подвергалась последующей компьютерной обработке и анализу методами математической статистики. Она составляла базовый банк данных по ряду интегральных показателей:
- готовность обучающегося к обучению в школе, вузе;
- степень адаптации и дезадаптации;
- наличие факторов риска (психофизиологического, биологического, социально-педагогического характера);
- успешность обучения обучающегося и его физиологическая «стоимость».
Итоговая диагностика на аналитико-статистическом этапе позволяла сопоставить оценку полученного результата с прогнозируемым. Выходная диагностика была текущей, итоговой, рубежной, заключительной. Комплекс диагностических методов, диагностируемых параметров и показателей зависел
от вида входной диагностики, ее целей и задач.
Индивидуализация и дифференциация физических нагрузок обучающихся являлась одной из центральных проблем, которую необходимо было решать для оптимизации их физического воспитания. Отсюда вытекала проблема формирования педагогической системы непрерывного физического воспитания, ценностные ориентации которой учитывали индивидуальные склонности, способности и возможности обучающихся, их принадлежность к социальной среде. Педагогическая система непрерывного физического воспитания учитывала необходимость использования не только возможности образовательной среды, но и возможности социо- и этнокультурной среды, находящейся вне образовательного учреждения.
Одной из главных задач образовательного учреждения мы считаем оказание психолого-педагогической помощи при выборе профессии. Полученные в ходе психофизиологического тестирования знаний школьников о себе, своих способностях, достоинствах и недостатках оказали им огромную помощь в формировании стремления к самовоспитанию, самокоррекции, самоподготовке к будущей профессиональной деятельности.
Использование вариативной части учебного плана для профильной дифференциации, проводимой с учетом индивидуальной комплексной психолого-педагогической и медико-биологической диагностики, позволило повысить эффективность педагогического руководства профессиональным самоопределением, сделать учебный процесс более адекватным особенностям личности, обеспечить сохранение здоровья выпускника ценой наименьшего напряжения (наименьшей «физиологической стоимости») в процессе обучения. С другой стороны, осуществление реальной адаптации обучающихся в период первичной профессиональной ориентации способствует существенному снижению негативных влияний социальной среды при переходе от детства к юности с целью уменьшения числа дезадаптивных состояний обучающихся, разработке экспертной системы оценки различных педагогических методик и технологий.
Деятельность Центров здоровья в регионе способствовала использованию трех групп средств, направленных на восстановление адаптивных и иммунных систем обучающихся и педагогов.
Первая группа включала средства коррекции психического статуса путем воздействия на когнитивные, эмоциональные и поведенческие компоненты личности. С этой целью использовались психотерапия, программируемая саморегуляция, аутогенная и психомышечная тренировки, аудиовизуальные методы психорегуляции.
Вторая группа - это средства коррекции регуляторных функций организма. Их действие реализовывалось через нормализацию нейрогуморальной регуляции, обеспечение оптимального уровня функционирования вегетативной нервной системы и вегетативных функций, поддержание необходимого уровня активации центральной нервной системы. В рамках данной группы было апробировано значительное количество средств: фармакологические (стимуляторы и транквилизаторы), физические (сауна, гидропроцедуры, массаж, босохождение), электро-физиологические (электротранквилизация, нейростимуляция, электро-миостимуляция), физические упражнения, рефлексотерапия и др.
Третья группа включала средства, направленные на повышение общей резистентности организма (витаминизация, адаптогены).
Все вышеизложенное свидетельствует, что центры научных основ сохранения и укрепления здоровья в валеологической практике могут:
- эффективно использовать в системе основной, средней и высшей школы внедрение новых медико-физиологических и психолого-педагогических технологий, направленных на сохранение и укрепление здоровья субъектов в воспитательно-образовательном процессе;
- осуществлять массовые и специализированные прогностические
обследования детей, подростков, студентов, педагогов специалистами
различных профилей: психологами, физиологами, врачами, тренерами по
физической культуре- с целью оценки критериев психического, физического и
полового развития, отклонений функционального состояния с учетом индивидуально-типологических особенностей организма, периода онтогенеза, темпов полового созревания, региональных факторов риска;
- нацеливать образование с помощью диагностических методов на создание адаптивно-развивающей среды, отвечающей индивидуальным особенностям обучающихся;
- проводить индивидуальную психофизиологическую, медикобиологическую консультации по вопросам коррекции здоровья и развития обучающихся в семье и общеобразовательном учреждении;
- формировать адаптационно-реабилитационную базу в образовательных учреждениях на основе внедрения спортивнооздоровительных, немедикаментозных средств и методов снятия стресса различной этиологии, витаминизации, лечебного питания с минеральными добавками, оказывать помощь учителям и педагогам высшей школы в укреплении здоровья и профессиональном развитии;
- содействовать развитию детского и юношеского спорта.
В качестве приоритета деятельность образовательных учреждений по созданию адаптивно-развивающей среды мы определили муниципальные органы управления образованием и ректоров вузов, которые посредством принятия конкретных управленческих решений обеспечивали:
- разработку и реализацию целевых муниципальных программ, в том числе программы социально-экономического развития муниципальной и вузовской системы образования;
- материально-техническое, финансовое, кадровое и информационное обеспечение участников образовательного процесса;
- оптимизацию сети образовательных учреждений, создание инфраструктуры, направленной на сохранение и укрепление здоровья обучающихся;
- разработку критериев оценки качества адаптивно-развивающей среды образовательных учреждений, мониторинг показателей здоровья, адаптации и
развития обучающихся;
- повышение квалификации педагогических работников, которая включала бы практику современного управления, освоение новых здоровьесберегающих технологий и др.
Проверка эффективности формирования адаптивно-развивающей среды образовательных учреждений муниципальной системы образования и вузов осуществлялась на основе разработанных нами критериев и показателей измерялась специалистами Центра психолого-медико-социального сопровождения с помощью комплекса автоматизированных программ.
Интегральным показателем формирования адаптивно-развивающей среды в муниципальной системе образования и вузе являлось увеличение за годы обучения почти в 3 раза числа образовательных учреждений, использующих здоровьесберегающие технологии в воспитательно-образовательном процессе (соответственно с 29,7% в 2004 году до 81,2% в 2010 году (рис. 1).
%
90 80 70 ео 50 40 30 20 10 0
20041. 2005 1. 2006 1. 20071, 20081, 2009 г, 2010 г
Рис. 1. Динамика роста числа образовательных учреждений, использующих здоровьесберегающие технологии в воспитательнообразовательном процессе
Полученные результаты исследования подтвердили выдвинутую гипотезу о том, что процесс создания здоровьесберегающей образовательной среды будет результативным, если учитывать социальные, психо-физиологические, организационно-педагогические, управленческие факторы образовательного
процесса; разработано программно-целевое обеспечение, позволяющее использовать комплекс здоровьесберегающих образовательных технологий, направленных на формирование, укрепление и сохранение здоровья участников воспитательно-образовательного процесса.
Внедрение региональной модели Центра сохранения и укрепления здоровья способствовала тому, что за последнее десятилетие здоровьесберегающей деятельностью охвачено 700 образовательных учреждений области (свыше 85% от общего числа образовательных учреждений).
Библиографический список
1. Онтогенез. Адаптация. Здоровье. Образование. [Текст] // Под ред. Э.М. Казина - Книга I - Кемерово, 2011 - 500 с.
2. Онтогенез. Адаптация. Здоровье. Образование. [Текст] // Под ред. Э.М. Казина - Книга II - Кемерово, 2011 - 695 с.
3. Онтогенез. Адаптация. Здоровье. Образование. [Текст] // Под ред. Э.М. Казина - Книга III - Кемерово, 2011 - 627 с.
4. Панчук Н.С. Проблема формирования здоровьесберегающей ответственности студента в современном вузе. [Текст]: ученые записки университета им.Н.П. Лесгафта: научно-теоретический журнал (Н.С. Панчук, Н.А.Шмырева // выпуск 1(71) - СПб: изд-во политехнического университета, 2011. - С. 85 - 90.
Bibliography
1. Ontogenesis. Adaptation. Health. Education [Text] // Edit. by E.M. Kazin. -Book I. - Kemerovo, 2011. - 500 p.
2. Ontogenesis. Adaptation. Health. Education [Text] // Edit. by E.M. Kazin. -Book II. - Kemerovo, 2011. - 695 p.
3. Ontogenesis. Adaptation. Health. Education [Text] // Edit. by E.M. Kazin. -Book III. - Kemerovo, 2011. - 627 p.
4. Panchuk, N.S. The Problem of Students’ Health-Saving Responsibility Forming at Modern Higher School [Text]: Proceedings of the University n.a. N.P. Lesgaft: Scientific-and-Theoretical Journal (N.S. Panchuk, N.А.Shmyreva // Issue 1(71). - SPb.: Publishing House of Polytechnical University, 2011. - P. 85 - 90.