Научная статья на тему 'Роль задержки дыхания на начальном этапе обучения плаванию детей с ментальными нарушениями'

Роль задержки дыхания на начальном этапе обучения плаванию детей с ментальными нарушениями Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
643
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С МЕНТАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ / ПЛАВАНИЕ / ЗАДЕРЖКА ДЫХАНИЯ / CHILDREN WITH MENTAL DISORDERS / SWIMMING / BREATH HOLDING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Попович Наталия Вячеславовна, Распопова Евгения Андреевна

Плавание жизненно важный навык, обучение которому начинается с умения задерживать дыхание в воде при нырянии. Способность задерживать дыхание говорит о резервных возможностях организма: чем меньше время задержки дыхания у человека, тем слабее его здоровье. Поэтому для детей, имеющих ментальные нарушения, задержка дыхания составляет определенную сложность. Многие дети, имеющие отклонения в состоянии здоровья, просто не умеют задерживать дыхание, что существенно осложняет обучение плаванию. Материалы. Статья посвящена рассмотрению вопроса обучения задержке дыхания детей с ментальными нарушениями, занимающихся плаванием, как главному компоненту обучения плаванию на начальном этапе. Методы исследования. Анализ и обобщение научной литературы, эксперимент, проба Штанге, методы математической статистики. Результаты. Представлены упражнения, используемые на суше и в воде для обучения задержке дыхания. Представлены данные о задержке дыхания детей с ментальными нарушениями в начале и конце эксперимента, свидетельствующие о необходимости проведения направленного формирования умения задерживать дыхание на начальном этапе обучения плаванию детей с ментальными нарушениями. Заключение. Для обучения детей с ментальными нарушениями плаванию необходимо применение специальных упражнений, направленных на формирование навыка задержки дыхания под водой и на суше.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of breath holding at the initial stage of teaching children with mental disorders swimming

Swimming is a vital skill, teaching which starts from the ability to hold breath during diving. The ability to hold breath demonstrates reserve capacities of an organism: the less the time of breath holding is, the worse is a person’s health state. That is why for children, who have mental disorders, breath holding is a difficult task. Most children, who have health disorders, just can’t hold their breath that is why it is a real problem to teach them swimming. Materials. The article is dedicated to the question of teaching children with mental disorders breath holding, as the main component of teaching swimming at the initial stage. Research methods. Scientific literature analysis and summarizing, experiment, Stange’s test, methods of mathematical statistics. Results. Trainers use exercise on land and in water, in order to teach breath holding. The presented results concern breath holding among children with mental disorders at the beginning and at the end of the experiment. They prove the necessity to realize a directed breath holding skill formation at the initial stage of teaching swimming. Conclusion. In order to teach children with mental disorders swimming it is necessary to use special exercises, directed toward the skill of breath holding formation under water and on land.

Текст научной работы на тему «Роль задержки дыхания на начальном этапе обучения плаванию детей с ментальными нарушениями»

УДК 796.01:376.2 DOI 10.14526/2070-4798-2018-13-4-43-47

Роль задержки дыхания на начальном этапе обучения плаванию детей

с ментальными нарушениями

Попович Н.В.1, Распопова Е. А.2*

1 Московский государственный педагогический университет г. Москва, Россия, gmedian@yandex.ru 2Российский государственный университет физической культуры, спорта,

молодёжи и туризма г. Москва, Россия, raspopova48@mail.ru* ORCID ID / 000-0002-1129-4492

Аннотация: Плавание - жизненно важный навык, обучение которому начинается с умения задерживать дыхание в воде при нырянии. Способность задерживать дыхание говорит о резервных возможностях организма: чем меньше время задержки дыхания у человека, тем слабее его здоровье. Поэтому для детей, имеющих ментальные нарушения, задержка дыхания составляет определенную сложность. Многие дети, имеющие отклонения в состоянии здоровья, просто не умеют задерживать дыхание, что существенно осложняет обучение плаванию. Материалы. Статья посвящена рассмотрению вопроса обучения задержке дыхания детей с ментальными нарушениями, занимающихся плаванием, как главному компоненту обучения плаванию на начальном этапе. Методы исследования. Анализ и обобщение научной литературы, эксперимент, проба Штанге, методы математической статистики. Результаты. Представлены упражнения, используемые на суше и в воде для обучения задержке дыхания. Представлены данные о задержке дыхания детей с ментальными нарушениями в начале и конце эксперимента, свидетельствующие о необходимости проведения направленного формирования умения задерживать дыхание на начальном этапе обучения плаванию детей с ментальными нарушениями. Заключение. Для обучения детей с ментальными нарушениями плаванию необходимо применение специальных упражнений, направленных на формирование навыка задержки дыхания под водой и на суше.

Ключевые слова: дети с ментальными нарушениями, плавание, задержка дыхания.

Для цитирования: Попович Н.В., Распопова Е.А. Роль задержки дыхания на начальном этапе обучения плаванию детей с ментальными нарушениями. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2018; 13(4^43-47 . DOI 10.14526/20704798-2018-13-4-43-47-

The role of breath holding at the initial stage of teaching children with

mental disorders swimming

Natalya V. Popovich1, Evgeniya A. Raspopova2*

1 Moscow Municipal Pedagogical University Moscow, Russia, gmedian@tandex.ru 2Russian State University of Physical Culture, Sport, Youth and Tourism Moscow, Russia, raspopova48@mail.ru*

Abstract: Swimming is a vital skill, teaching which starts from the ability to hold breath during diving. The ability to hold breath demonstrates reserve capacities of an organism: the less the time of breath holding is, the worse is a person's health state. That is why for children, who have mental disorders, breath holding is a difficult task. Most children, who have health disorders, just can't hold their breath that is why it is a real problem to teach them swimming. Materials. The article is dedicated to the question of teaching children with mental disorders breath holding, as the main component of teaching swimming at the initial stage. Research methods. Scientific literature analysis and summarizing, experiment, Stange's test, methods of mathematical statistics. Results. Trainers use exercise on land and in water, in order to teach breath holding. The presented results concern breath holding among children with mental disorders at the beginning and at the end of the experiment. They prove the necessity to realize a directed breath holding skill formation at the initial stage of teaching swimming. Conclusion. In order to teach children

МАССОВАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

with mental disorders swimming it is necessary to use special exercises, directed toward the skill of breath holding formation under water and on land.

Keywords: children with mental disorders, swimming, breath holding.

For citation: Natalya V. Popovich, Evgeniya A. Raspopova. The role of breath holding at the initial stage of teaching children with mental disorders swimming. The Russian Journal of Physical Education and Sport. 2018; 13 (4): 43-47. DOI 10.14526/2070-4798-2018-13-4-43-47.

Введение

Статистика свидетельствует о том, что каждый год тонут дети, причем в 70-80% случаев причиной утопления является захлёбывание в мелких водоёмах из-за неумения задерживать дыхание при попадании воды в рот.

Умение плавать необходимо всем. Плавание - жизненно важный навык, обучение которому начинается с умения задерживать дыхание в воде при нырянии. Плавание укрепляет здоровье, а задержка дыхания развивает лёгкие. Умение произвольно контролировать дыхание является важным показателем поведения ребёнка, развивает самоконтроль над поведением и концентрацию внимания. Задержка дыхания относится к одному из параметров самоуправления [1]. Свобода движений ребёнка в воде зависит от его умения задерживать дыхание при погружении. Способность задерживать дыхание говорит о резервных возможностях организма: чем меньше время задержки дыхания у человека, тем слабее его здоровье. Поэтому для детей, имеющих ментальные нарушения, задержка дыхания составляет определенную сложность. Многие дети, имеющие отклонения в состоянии здоровья, просто не умеют задерживать дыхание, что существенно осложняет обучение плаванию.

Упражнения на задержку дыхания улучшают способность детей-инвалидов к адаптации и расслаблению в воде, а также способствуют обучению плаванию. Не случайно в работах нейропсихологов [1,2,3] большое внимание уделяется упражнениям на задержку дыхания. Для детей, имеющих ментальные нарушения, обучение задержке дыхания на начальном этапе имеет особое значение. Для этого необходимо применение различных подготовительных упражнений.

Цель исследования - выявление эффективности применения специальных упражнений на задержку дыхания на суше и в воде для детей с ментальными нарушениями.

Задачи исследования:

1. Определить время задержки дыхания на вдохе у детей с ментальными нарушениями.

2. Разработать специальные упражнения для обучения детей с ментальными нарушениями задержке дыхания на вдохе.

3. Определить эффективность применения упражнений по обучению детей с ментальными нарушениями задержке дыхания на вдохе.

Методы исследования

В исследовании приняли участие 20 детей 7-летнего возраста с метальными нарушениями, с расстройством аутистического спектра (РАС), посещающих занятия по плаванию 2 раза в неделю в течение 3 месяцев. Дети были условно разделены на две группы - контрольную и экспериментальную, по 10 человек в каждой. Контрольная группа проходила обучение плаванию по общепринятой методике, без использования специальных упражнений для задержки дыхания, а экспериментальная проходила обучение по специальной методике с использованием специальных упражнений для увеличения времени задержки дыхания.

В начале исследования в обеих группах была проведена проба Штанге. Для проведения пробы Штанге использовался зажим для носа и секундомер. За 30 секунд до начала определения

времени задержки дыхания у испытуемых измерялся пульс в положении стоя. Определение времени задержки дыхания на полном вдохе проводилось в положении сидя. Перед выполнением задержки дыхания испытуемые делали три глубоких вдоха, приблизительно на % глубины объема легких. Время задержки дыхания фиксировалось в секундах.

Эксперимент проводился в течение 3 месяцев. Дети экспериментальной и контрольной групп проходили обучение плаванию 2 раза в неделю. Экспериментальная группа дополнительно выполняла специальные упражнения на задержку дыхания на суше и на воде. Дети контрольной группы занимались по стандартной методике. После возобновления дыхания повторно измерялся пульс.

Занятия проводились индивидуально или в группах по 2 человека, которые формировались в соответствии с применяемой методикой.

Результаты и обсуждение

Необходимо отметить, что для детей с ментальными нарушениями глубокие вдохи и последующая задержка составляли определенную трудность: они не всегда понимали, что от них требуется или не могли долго задерживать дыхание. Для сравнения были проведены подобные исследования времени задержки дыхания у здоровых детей 7 лет.

В таблице 1 приведены средние данные времени задержки дыхания и частоты сердечных сокращений у детей с ментальными нарушениями (экспериментальной и контрольной групп) и здоровых детей в начале эксперимента, которые показывают отсутствие различий по физиологическим показателям и времени задержки дыхания детей с ментальными нарушениями контрольной и экспериментальной групп. Выявлено существенное преимущество в способности задерживать дыхание у здоровых детей.

Таблица 1 - Средние данные времени задержки дыхания и частоты сердечных сокращений у детей с ментальными нарушениями экспериментальной и контрольной группы и здоровых детей

в начале эксперимента

Группа испытуемых Пульс за 30 с до задержки дыхания Задержка дыхания, с Пульс за 30 с после задержки дыхания

Х+п Х+п Х+п

Экспериментальная группа 32,5±0,87 0,6+0,5 31,2+ 0,87

Контрольная группа 32,6+0,87 0,6+0,5 31,1+ 0,87

Здоровые дети 7 лет 40,2 + 1,1 25,6+0,8 42,3+1,1

У детей с ментальными нарушениями наиболее трудно преодолевается инертность в мыслительной сфере, и это необходимо учитывать при организации занятий. Для таких детей важны длительность и постоянство действий [4]. Поэтому необходимо как можно больше повторять разучиваемое упражнение. Необходимо помнить, что таким детям трудно адаптироваться к новой ситуации, для них необходим индивидуальный подход. Что выражается в индивидуальном подборе упражнений и объеме их применения [5, 6].

Для того, чтобы научиться надолго задерживать дыхание, в первую очередь, важно выполнять упражнения в воде, которые направлены на тренировку лёгких и адаптацию организма к малому количеству кислорода. В воде проводились упражнения как в статике (на месте), так и в динамике (в движении). Упражнения на месте использовались по подобию упражнений на суше, но при выполнении упражнения ученик погружался под воду вместе с тренером, играя в игру «кто дольше не дышит». Следует отметить, что в начале эксперимента при выполнении данного упражнения

МАССОВАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

почти никто из испытуемых не мог оставаться под водой, играя в игру. Только после некоторого времени постоянного использования данного упражнения ребенок смог задержаться под водой хотя бы на короткое время. Упражнения в динамике использовались очень ограниченно, поскольку почти все дети из экспериментальной группы не умели нырять и отталкиваться от бортика.

В данном случае, при использовании зажима для носа, тренер с ребенком на руках погружался под воду, имитируя ныряние и отталкивание от бортика. Ребёнку необходимо было набрать в рот воздух, закрыть рот, повторять движения за тренером и, погружаясь под воду, не открывать рот. Тренер при этом внимательно следил за поведением ребёнка под водой и при попытке ребенка открыть рот сразу выныривал. Постепенно доводя до автоматизма данное упражнение, тренер добивался того, чтобы ребёнок не открывал рот под водой. Таким образом формировался навык задержки дыхания под водой. Затем ребёнок уже без поддержки тренера погружался под воду и доставал игрушки, находящиеся на дне бассейна. Нужно отметить, что глубина бассейна для этого упражнения не должна превышать 150 см. Тренер, находясь рядом, старался отвлечь ребенка и удержать его под водой как можно дольше, усложняя задание (отодвигая игрушки и т.п.).

Важным компонентом методики, направленной на обучение задержке дыхания, является гипервентиляция. Это упражнение учит набирать максимальное количество воздуха в легкие, больше, чем при обычном вдохе. Упражнение состоит из серии частых глубоких замедленных вдохов и коротких быстрых выдохов. К сожалению, данное упражнение не подходит детям с ментальными нарушениями, так как они не могут контролировать глубину и темп вдоха и выдоха. Упражнения, направленные на формирование задержки дыхания при погружении в воду, проводились на каждом занятии в течение 10 минут.

Повторное обследование было проведено в конце эксперимента, по истечении 3 месяцев. Измерялось время задержки дыхания и частота сердечных сокращений до и после пробы Штанге. Результаты исследования приведены в таблице 2.

Как следует из данных. представленных в таблице 2, за время эксперимента у детей экспериментальной группы, занимающихся по разработанной методике, существенно увеличилось время задержки дыхания по сравнению с детьми контрольной группы. В дальнейшем это позволяет более эффективно обучать детей плаванию, нырянию и просто использовать этот навык в жизни. Дети экспериментальной группы не достигли уровня здоровых детей, однако, учитывая то, что до эксперимента они вообще не могли задерживать дыхание, достигнутый уровень можно считать хорошим результатом.

Таблица 2 - Средние данные времени задержки дыхания и частоты сердечных сокращений детей с ментальными нарушениями экспериментальной и контрольной групп и здоровых детей в

конце эксперимента

Группа испытуемых Пульс за 30 с до задержки дыхания Время задержки дыхания Пульс за 30 с после задержки дыхания

Х±о Х±о Х±о

Экспериментальная группа 32,6 ± 0,87 6,6±1,1 31,1± 0,87

Контрольная группа 32,6 ± 0,87 2,6±1,1 31,1± 0,87

Здоровые дети 7 лет 40,2±1,1 35,6±0,8 42,3±1,1

Заключение

На основании проделанного нами исследования можно сделать следующие выводы: 1. Обучение детей с ментальными нарушениями плаванию показало, что они не могут

задерживать дыхание под водой и на суше, а для обучения данному навыку необходимо применение

специальных упражнений.

2. Применение специальных упражнений для задержки дыхания на суше и в воде позволило улучшить время задержки дыхания у детей с ментальными нарушениями с 1,0 до 6,6 сек.

3. Выявлено, что дети экспериментальной группы лучше осваивают упражнения начального обучения плаванию, чем дети с ментальными нарушениями контрольной группы.

Список литературы

1. Салихзянова Л.И. Метод нейропсихологической коррекции детей с ограниченными возможностями. Современная психология: материалы II Международной научной конференции (г. Пермь, июль 2014 г.). Пермь: Меркурий. 2014: 56-59. URL: https://moluch.ru/conf/psy/ archive/m/5872.

2. Распопова Е.А. Тренер — это педагог воспитатель. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2018; 13(3): 175-179. DOI: 10.14526/20704798-2018-13-3-175-179.

Paul Downward, Kirstin Hallmann, Tim Pawlowski. Assessing parental on the sports participation of children: A socio-economic analysis of the UK. European Journal of Sport Science. 2014; 14(1): 84-90. URL: http://dx.doi.org/10.1080/17461391.2013.805250.

Clemens Drenowatz, Sussane Kobel, Sarah Kettner, Dorothea Kesztyus, Jurgen M. Steinacker. Interaction of sedentary behavior, sports participation and fitness with weight status in elementary school. European Journal of Sport Science. 2014; 14(1): 100-105. URL: http://dx.doi.org/10.1080/174613 91.2012.7.32615.

Bois J.E., Sarrazin P.G., Brustad R.J., Trouilloud D.O., Cary F. Elementary school children's perceived competence and physical activity involvement: The influence of parents' role modelling behaviours and perceptions of their child's competence. Psychology of Sport and Exercise. 2005; 6(4): 381-397. DOI: 10.1016/j.psychsport.2004.03.003.

Carr S., Weigand D.A. Parental, peer, teacher and sporting hero influence of the goal orientations of children in physical education. European Physical Education Review. 2001; 7(3): 305-328. DOI: 10.1177/1356336X010073005.

Статья поступила в редакцию: 16.10.2018

Попович Наталия Вячеславовна—аспирант,Государственноеавтономноеобразовательное учреждение высшего образования «Московский государственный педагогический университет», 123423, Россия, г. Москва, проспект Маршала Жукова, дом 43 корпус 3 кв. 105, e-mail: gmedian@ yandex.ru

Распопова Евгения Андреевна* — доктор педагогических наук, профессор, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма», 105094, Россия, г. Москва, Семеновская набережная, дом 3/1 корпус 7 кв. 83, e-mail: raspopova48@mail.ru*

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.