Научная статья на тему 'Использование технологии игрового взаимодействия в процессе обучения детей младшего школьного возраста плаванию'

Использование технологии игрового взаимодействия в процессе обучения детей младшего школьного возраста плаванию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1175
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ИГРОВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИГРОВОЙ МЕТОД / PLAY EDUCATIONAL TECHNIQUES / PLAY METHOD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Егорова Анна Моисеевна, Ибраева Рахима Жаудановна

Цель исследования: определить эффективность использования игрового взаимодействия в воде в процессе обучения плаванию детей младшего школьного возраста. Организация и методы исследования. Исследование проводилось с 1 октября 2015 года по март 2016 года на базе ДЮСШ «Жастар». В исследовании принимали участие дети младшего школьного возраста (9-10 лет), умеющие плавать, в количестве 20 человек. Дети были разделены на две группы контрольную и экспериментальную. В каждой по 10 человек. Тренировки проходили не только в воде, но и на суше. В нашем исследовании был использован прямой сравнительный педагогический эксперимент, проводимый в уравниваемых условиях. Изучение и анализ научно-методической литературы по данной теме. Педагогическое наблюдение, опрос. Педагогический эксперимент. Метод математической статистики. Результаты. Данные педагогического эксперимента показывают значительный прирост результатов у занимающихся экспериментальной группы. В тесте «торпеда» прирост результатов оказался больше на 60 % по сравнению с контрольной группой, в тесте «задержка дыхания» на 22 %, в тесте «кроль на задержке дыхания» на 23 %. Кроме того, обработка тестов с помощью методов математической статистики показала достоверность различий между контрольной и экспериментальной группами в трех тестах из четырех. Заключение. Данные исследования позволяют сделать вывод о том, что применение игрового метода в основной части занятий позволяет повысить эффективность усвоения плавательных навыков, что и подтверждает гипотезу нашего исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Егорова Анна Моисеевна, Ибраева Рахима Жаудановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PLAY INTERACTION TECHNIQUE USED IN TRAINING OF PRIMARY-SCHOOL CHILDREN IN SWIMMING

Aim: to determine effectiveness of play interaction in water within training of primary-school children. Materials and Methods. The study was conducted from 1 October 2015 till March 2016 at the premises of youth sport school Zhastar. The study involved 9-10-year-old primary-school children (n = 20) who could swim. The children were divided into two groups control and experimental groups, 10 people each. Training sessions were conducted both in water and on land. The study used direct comparative educational experiment carried out under the equalized conditions. The methods included study and analysis of methodological literature on the topic, educational observation and survey, educational experiment, and mathematical statistics methods. Results. The educational experiment data revealed the significant improvement of performance in the experimental group. In comparison with the control group, the results increased by 60% in “torpedo” test, by 22% in “breath holding” test, and by 23% in “breath-holding crawl” test. Along with that, the processing of tests by methods of mathematical statistics confirmed the significance of differences between the control and experimental groups in three of four tests. Conclusion. The results suggest that using play method in the main part of training sessions increases the effectiveness of adoption of swimming skills, which proved the hypothesis of our research.

Текст научной работы на тему «Использование технологии игрового взаимодействия в процессе обучения детей младшего школьного возраста плаванию»

Спортивная тренировка

УДК 797.259 DOI: 10.14529/hsm160406

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ИГРОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПЛАВАНИЮ

А.М. Егорова, Р.Ж. Ибраева

Костанайский государственный педагогический институт, г. Костанай,

Республика Казахстан

Цель исследования: определить эффективность использования игрового взаимодействия в воде в процессе обучения плаванию детей младшего школьного возраста. Организация и методы исследования. Исследование проводилось с 1 октября 2015 года по март 2016 года на базе ДЮСШ «Жастар». В исследовании принимали участие дети младшего школьного возраста (9-10 лет), умеющие плавать, в количестве 20 человек. Дети были разделены на две группы - контрольную и экспериментальную. В каждой - по 10 человек. Тренировки проходили не только в воде, но и на суше. В нашем исследовании был использован прямой сравнительный педагогический эксперимент, проводимый в уравниваемых условиях. Изучение и анализ научно-методической литературы по данной теме. Педагогическое наблюдение, опрос. Педагогический эксперимент. Метод математической статистики. Результаты. Данные педагогического эксперимента показывают значительный прирост результатов у занимающихся экспериментальной группы. В тесте «торпеда» прирост результатов оказался больше на 60 % по сравнению с контрольной группой, в тесте «задержка дыхания» - на 22 %, в тесте «кроль на задержке дыхания» - на 23 %. Кроме того, обработка тестов с помощью методов математической статистики показала достоверность различий между контрольной и экспериментальной группами в трех тестах из четырех. Заключение. Данные исследования позволяют сделать вывод о том, что применение игрового метода в основной части занятий позволяет повысить эффективность усвоения плавательных навыков, что и подтверждает гипотезу нашего исследования.

Ключевые слова: игровые педагогические технологии, игровой метод.

Введение. Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В структуру игры, как деятельности органично входит целепола-ганние, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации [1, 5].

В структуру игры как процесса, входят:

- роли, взятые на себя играющими;

- игровые действия, как средство реализации этих ролей;

- игровое употребление предметов;

- реальные отношения между играющими;

- сюжет.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком -четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в конкретном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью [3].

Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:

- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

- учебная деятельность подчиняется правилам игры;

- учебный материал используется в качестве ее средства;

- в учебную деятельность вводится эле-

мент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

В соответствии с классификацией игры подразделяются по характеру педагогического процесса на обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие. В игровой модели учебного процесса создание проблемной ситуации происходит через введение игровой ситуации: проблемная ситуация проживается участниками в ее игровом воплощении, основу деятельности составляет игровое моделирование, часть деятельности учащихся происходит в условно - игровом плане [5].

Учащиеся действуют по игровым правилам (в случае ролевых игр - по логике разыгрываемой роли, в имитационно-моделирую-щих играх наряду с ролевой позицией действуют правила имитируемой реальности). Итоги игры выступают в двойном плане - как игровой и как учебно-познавательный результат. Дидактическая функция игры реализуется через обсуждение игрового действия, анализ соотношения игровой ситуации как моделирующей, ее соотношение с реальностью. Важнейшая роль в данной модели принадлежит заключительному ретроспективному обсуждению, в котором учащиеся совместно анализируют ход и результаты игры, соотношение игровой (имитационной) модели и реальности, а также ход учебно-игрового взаимодействия [7]. Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом. В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов по определенным признакам; группы игр, воспитывающие умения владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку, движение и др. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого учителя физической культуры, детского тренера [10].

В развитии двигательной деятельности младшего школьного возраста игровому методу принадлежит ведущая роль [5].

В системе физического воспитания игро-

вой метод используется для решения образовательных, оздоровительных и воспитательных задач. Сущность игрового метода заключается в том, что двигательная деятельность занимающихся организовывается на основе содержания, условий и правил игры.

Основными методическими особенностями игрового метода являются:

1) обеспечение всестороннего комплексного развития физических качеств и совершенствование двигательных умений и навыков, так как в процессе игры они проявляются не изолированно, а в тесном взаимодействии; в случае педагогической необходимости с помощью игрового метода подбирая соответствующие игры можно избирательно развивать определенные физические качества;

2) наличие в игре элементов соперничества требует от занимающихся значительных физических усилий, что делает ее эффективным методом воспитания физических способностей;

3) широкий выбор разнообразных способов достижения цели, импровизационный характер действий в игре способствуют формированию у человека самостоятельности, инициативы, творчества, целеустремленности и других ценных личностных качеств;

4) соблюдение условий и правил игры в условиях противоборства дает возможность педагогу целенаправленно формировать у занимающихся нравственные качества: чувство взаимопомощи и сотрудничества, сознательную дисциплинированность, волю, коллективизм и т. д.;

5) присущий игровому методу фактор удовольствия, эмоциональности и привлекательности способствует формированию у занимающихся интереса к занятиям физической культурой.

Игры в воде широко используются в обучении плаванию. Игровой метод является основным в дошкольном и одним из основных в младшем школьном возрасте. Игры и развлечения на воде проводятся в конце основной и в заключительной частей урока, в течение 10-15 мин. Выбор игры зависит от задач урока, глубины и температуры воды, количества, возраста и подготовленности занимающихся. В каждой игре должны участвовать все занимающиеся. В игру необходимо включать только упражнения, известные детям. В прохладной воде нужно проводить игры с движениями, выполняемыми в быстром темпе. Игра

выгодно отличается от других средств обучения тем, что одно движение, подчас представляющее определенную трудность, может легко разучиваться в самых различных игровых ситуациях. Все занятие может проходить в игровой форме. В основе суждений младших школьников о признаках и свойствах предметов и явлений лежат чаще всего наглядные изображения и описания. Поэтому показ упражнений и образное сравнение имеют большое значение в проведении игр.

При подборе игр и их проведении необходимо учитывать [6, 13]:

1) возраст занимающихся;

2) уровень плавательной и общефизической подготовки;

3) эмоциональное воздействие на играющих;

4) условия проведения;

5) педагогическую направленность игры (как средство начального обучения, совершенствования техники физических качеств, развлечений и отдыха после монотонной работы и др.).

Большинство игр написаны с учетом участия в них не одного ребенка, а нескольких. Их также можно проводить и в индивидуальной форме, немного изменив содержание. При подведении итогов игры при участии нескольких ребят отмечают, кто лучше всех сделал упражнение, но при этом, не обижая других.

Распределение времени между разделами в методиках по обучению плаванию игровым методом выглядит примерно следующим образом [6, 13]:

- упражнения по ознакомлению со свойствами воды - 10 %;

- упражнения обучения погружению и всплытию - 5 %;

- упражнения для выработки навыка лежания - 10 %;

- упражнения для выработки навыка скольжения - 25 %;

- упражнения, обучающие дыханию -14 %;

- упражнения, вырабатывающие и закрепляющие плавательные движения 30 %;

- упражнения для обучения простейшим прыжкам - 6 %.

В среднем вся программа, основанная на игровом методе, в младшем школьном возрасте рассчитана на 25-30 занятий по 30-45 мин. К этому времени ребенок должен научиться

лежать на спине и на груди, скользить по воде после толчка от борта бассейна без работы ног, проплывать 25 м при помощи работы ног кролем на спине или кролем на груди, находиться некоторое время под водой без дыхания, прыгать с бортика бассейна. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что включение в учебный процесс игры или игровой ситуации приводит к тому, что учащиеся, увлеченные игрою, незаметно для себя приобретают определенные знания, умения и навыки. Применение игровой технологии даёт возможность сделать то или иное обобщение, осознать правила, которые только что изучили, закрепить, повторить полученные знания в системе, в новых связях, что содействует более глубокому усвоению пройденного материала.

Повышение эффективности учебно-тренировочного процесса обеспечивается разработкой эффективной методики по включению в учебный процесс технологии игрового взаимодействия, направленной на повышения качества тренировочного процесса.

Цель исследования: определить эффективность использования игрового взаимодействия в воде в процессе обучения детей младшего школьного возраста.

Задачи исследования:

- рассмотреть использование игрового метода и основные требования ДЮСШ по плаванию в работе с группами начального обучения;

- разработать методику начального обучения плаванию с использованием игрового метод;

- опытно-экспериментальным путем проверить эффективность игрового метода обучения.

Организация и методы исследования.

Исследование проводилось с 1 октября 2015 по март 2016 года на базе ДЮСШ «Жастар». В исследовании принимали участие дети младшего школьного возраста (9-10 лет), умеющие плавать, в количестве 20 человек. Дети были разделены на две группы - контрольную и экспериментальную. В каждой -по 10 человек. Тренировки проходили не только в воде, но и на суше. В нашем исследовании был использован прямой сравнительный педагогический эксперимент, проводимый в уравниваемых условиях.

Исследование проходило в 3 этапа.

На 1-м этапе (сентябрь 2015 - ноябрь 2015)

было проведено изучение и обобщение опыта работы тренеров г. Актау с группами начального обучения плаванию. Использовался метод интервьюирования и метод педагогического наблюдения. Интервьюирование проводилось по заранее составленному вопроснику. Основные направления исследования [2, 12]:

1. Изучение формы организации занятия в зависимости от его целей и задач.

2. Определение наиболее благоприятного возраста для начала целенаправленной тренировки в плавании.

3. Выявление трудностей, с которыми сталкиваются тренеры в процессе работы с группами начальной подготовки.

4. Получение организационных и методических рекомендаций, позволяющих начинающим тренерам оптимизировать процесс обучения плаванию.

Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:

1) изучение и анализ научно-методической литературы по данной теме;

2) педагогическое наблюдение, опрос, наблюдение;

3) педагогический эксперимент;

4) метод математической статистики.

Проанализированы учебно-методические

пособия, электронные ресурсы, авторефераты, диссертационные материалы, научные статьи. В результате анализа литературы сформулированы: проблема исследования, цель, предмет, гипотеза, задачи и методы исследования. При анализе информационных источников уделялось внимание изучению особенностей технологии обучения плаванию детей младшего школьного возраста в подготовительной группе, педагогической направленности физического воспитания детей, влиянию плавания на их здоровье, психофизиологическому развитию детей 9-10 лет, их эмоциональному и физическому состоянию [4, 8, 9, 11, 14, 15].

В составленный план наблюдения были внесены задачи, определен объект и содержание наблюдения, методика анализа собранного материала, продолжительность и время проведения наблюдения. Целью педагогического наблюдения в нашем исследовании было изучение работы тренеров по плаванию с группами начального обучения. В частности, необходимо было выяснить, насколько часто в своей работе тренеры используют игровой метод.

Объектом наблюдения выступили трене-

ры по плаванию. Содержание наблюдения -особенности построения отдельного учебного занятия в группах начального обучения плаванию [4, 14].

Применение метода педагогического тестирования позволило определить состояние тренированности у занимающихся, а также оценить эффективность учебно-тренировочного процесса. Данный метод дал возможность выявить динамику развития результатов у занимающихся контрольной и экспериментальной групп в процессе начального обучения плаванию, при выполнении тестов: «торпеда», задержка дыхания, кроль на задержке дыхания. Тест «торпеда» (и.п. лежа, лицо в воде, руки прямые впереди) - преодолевание как можно большего расстояния после отталкивания от бортика с помощью работы ног кролем. Второй тест - задержка дыхания на вдохе, при выполнении теста лицо опущено в воду. Третий тест - плавание способом кроль на груди с задержкой дыхания на максимально возможное расстояние.

Результаты исследования. В течение двух недель (18 ноября - 30 ноября 2015) в интервьюировании приняли участие 12 тренеров по плаванию, работающих в 4 бассейнах г. Актау. Из них 6 имеют высшую категорию, 3 тренера - 2 категорию и 3 тренера без категории. 11 из 12 опрашиваемых имеют специальное образование. 50 % тренеров имеют более чем 20-летний стаж работы. Каждое интервью проводилось на рабочем месте (в тренерской комнате или непосредственно на бортике бассейна), что с точки зрения организации социологических исследований является наиболее удачным для получения достоверной информации. Полученные данные были внесены в карту интервью и проанализированы [2].

Наблюдение за работой тренеров по плаванию на занятиях с группами начального обучения проводилось в течение месяца (декабрь 2015) 4 раза в неделю по 3-4 ч, было непосредственным и открытым.

Результаты регистрировались в протоколе наблюдения.

На 2-м этапе исследования (январь 2016) были определены следующие направления в работе с группами начального обучения:

1. При наборе детей учитывался не столько возраст, сколько уровень их физического развития, а также степень усвоения двигательных навыков, приобретенных в процессе

освоения водной среды, степень их готовности выполнять определенный объем нагрузки, а также степень сознательного отношения к плаванию.

2. В основе занятия планировался игровой метод, как наиболее подходящий для работы с детьми.

3. К обучению отстающих детей привлекались более подготовленные ученики.

Наряду с существующей программой начального обучения плаванию, применявшейся в бассейне ДЮСШ «Жастар» г. Актау была разработана экспериментальная методика обучения. При разработке методики мы основывались на анализе современных методик, кроме этого, использовали данные, полученные после проведения 1 этапа исследования. С точки зрения организации занятий, 8 тренеров придерживаются соотношения 10:25:10 или 10:30:5 мин, приходящихся на подготовительную, основную и заключительную части занятия соответственно вне зависимости от целей и задач урока. И только 4 тренеров варьируют это соотношение в ту или иную сторону в зависимости от целей и задач. Это тренеры высшей категории, имеющие большой опыт работы. В отношении заключительной части занятия, 2 тренера считают, что применять в это время различные игры и эстафеты нет необходимости (эмоциональный фон самостоятельного купания итак довольно высок). Это молодые тренеры, имеющие опыт работы 3-4 года. 10 тренеров считают обязательным проводить заключительную часть урока в виде игр, «веселых» и спортивных эстафет (хотя и не исключают возможности «купания по желанию» в виде поощрения). Это, по их мнению, служит закреплению навыков, полученных в течение занятия, дает эмоциональную разрядку, снимает усталость, сохраняет хорошие впечатления о занятии. К тому же, игры и эстафеты обязательно должны включать разученные ранее элементы, при этом приветствуется активное участие тренера (особенно в играх). В то же время проведенные наблюдения показывают, что на самом деле многие тренеры пренебрегают игровым методом обучения. Анализ данных исследования показал, что только 30 % из этих тренеров проводят игры и эстафеты хотя бы 1 раз в месяц. В этом случае, для таких мероприятий отводится занятие целиком. Например, один из тренеров, имеющий 20-летний опыт работы только с группами начальной

подготовки, регулярно проводит так называемые «веселые уроки». На этих уроках дети целиком посвящены играм, веселым эстафетам. Такие занятия, по мнению тренера, надолго запоминаются детьми, вносят разнообразие в привычный процесс обучения.

Таким образом, можно сделать вывод, что, понимая роль игрового обучения в теории, на практике многие тренеры его не используют.

В вопросе о возрасте обучения плаванию, мнения распределились следующим образом: 7 тренеров говорят о том, что привести ребенка в бассейн можно в любом возрасте, начиная с грудного. Но, в этом случае, занятия должны быть направлены на ознакомление с водной средой, обучение простейшим навыкам дыхания, лежания на воде. Занятия должны проходить в форме игр иначе к 9-10 годам ребенок попросту «устанет» от плавания. 5 тренеров считают, что ребенка нужно начинать учить плавать в 8-9 лет, с тем, чтобы уже через 1-2 года он перешел в учебно-тренировочную группу. В этом случае, ребенок не успевает потерять интерес к плаванию. Большинство тренеров (9 человек) сходятся во мнении, что занятия со спортивной направленностью следует начинать в возрасте 8-9 (девочки) и 10-11 лет (мальчики), что соотносится с общими положениями теории начального обучения плаванию. Для обоснования именно этого возраста, как наиболее благоприятного для начала целенаправленных занятий приводятся следующие суждения, сделанные на основе личного опыта:

1. В этом возрасте у детей формируется осознанное отношение к своей деятельности, в частности, к занятиям плаванием. Они начинают выделять плавание, как особый вид спорта, мечтать о победах, достижениях.

2. Сформированный к этому времени определенный и достаточный двигательный резерв, запас двигательных навыков, а также общий уровень физического развития позволяет проводить работу по закладыванию основ общей выносливости и техники плавания.

3. Дети становятся более самостоятельными.

4. 2 тренера считают, что занятия, направленные на общую выносливость, нужно начинать раньше, а именно, в 8 лет. Умеренное равномерное плавание, по мнению одного тренера (имеющего 2 категорию), способствует закреплению навыков разученных спор-

тивных способов. Другой тренер (имеющий высшую категорию) целиком и полностью руководствуется программой для ДЮСШ (ссылаясь на нее и при ответах на другие вопросы, предполагающие высказывания своей точки зрения). Говорит, что делает так, как написано в книгах.

5. 2 тренера считают, что занятия со спортивной направленностью следует начинать еще раньше - с 7-8 лет. Причем, обосновать свои суждения они не смогли (ответы типа: «чем раньше - тем лучше»). Один из этих тренеров имеет небольшой опыт работы, другой - не имеет специального образования.

Основные трудности, с которыми сталкиваются тренеры в процессе работы с группами начальной подготовки можно выделить в следующие подгруппы:

1. Трудности, связанные с комплектованием групп:

- неоднородность состава и большая текучесть в группах;

- разный уровень физического развития детей, занимающихся в одной группе (в том числе, значительное количество детей с родовыми травмами);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- плохая посещаемость вследствие частых болезней.

2. Организационные трудности:

- недостаток времени и места для занятий на воде и на суше;

- проблемы с организацией летнего спортивного лагеря.

3. Трудности, связанные с обучением отдельным способам плавания (у тренеров с небольшим опытом работы).

4. Несоответствие места занятия гигиеническим нормам.

Молодым тренерам предлагаются сле-

дующие рекомендации: не торопить процесс обучения ребенка, проводить обучение от простого к сложному, то есть придерживаться основных педагогических принципов, таких как принципы последовательности и постепенности, систематичности, доступности и индивидуализации. Тренеры напоминают, что не нужно забывать о развитии у ребенка гибкости, координационных способностей, а также о том, что необходимо прививать детям любовь к избранному виду спорта.

Кроме этого, высказывались пожелания: любить детей, жить их интересами, любить свое дело, следить за речью, быть трудолюбивым и добросовестным, налаживать контакты с родителями.

Изучение и сравнение результатов предварительного и итогового тестирования (см. таблицу) контрольной и экспериментальной групп позволяют сделать вывод о том, что к концу учебного года результаты возросли в каждом из тестов. Вместе с тем, результаты итогового тестирования экспериментальной группы значительно превосходят результаты итогового тестирования контрольной группы (рис. 1, 2). В тесте «торпеда» прирост результатов у занимающихся контрольной группы составил 58 %, прирост результатов у занимающихся экспериментальной группы - 118 %.

В тесте «задержка дыхания» прирост результатов контрольной группы равен 57 %, экспериментальной группы - 79 %. В тесте «кроль на задержке дыхания» прирост составил 100 и 123 % соответственно на основании методов математической статистики таблицы, различия в результатах контрольной и экспериментальной групп в тестах «торпеда», «задержка дыхания» и «кроль на задержке дыхания» достоверны.

Результаты тестов и их прирост в процентном соотношении Test results and their increase in percents

Тест Test Контрольная группа Control group Экспериментальная группа Experimental group

Предварительное Preliminary Итоговое Final Прирост, % Increase, % Предварительное Preliminary Итоговое Final Прирост, % Increase, %

«Торпеда», м "Torpedo", m 5,0 7,9 58 4,9 10,7 118

Задержка дыхания, с Breath holding, s 10,8 15,4 57 9,8 19,4 79

Кроль на задержке дыхания, м Breath-holding crawl, m 4,8 9,6 100 5,5 12,8 123

Рис. 1. Результаты предварительного тестирования Fig. 1. Preliminary testing results

12 10 8 6 4 2 0

□ Контрольная группа

□ Экспериментальная группа

«Торпеда», м Задержка Кроль на

дыхания, сек задержке дыхания, м

25 20 15 10 5 0

□ Контрольная группа

□ Экспериментальная группа

«Торпеда», м Задержка Кроль на

дыхания, сек задержке дыхания, м

Рис. 2. Результаты итогового тестирования Fig. 2. Final testing results

Заключение. Для начала целенаправленных занятий плаванием возраст ребенка не имеет решающего значения. Большое значение имеет форма организации занятий. Очень важно включать в уроки разнообразные игры и эстафеты. Игровой метод позволяет закреплять двигательные навыки, полученные в результате обучения. Закрепление навыков происходит эффективнее, так как этот метод предполагает создание высокого положительного эмоционального уровня занимающихся. Кроме того, игры и эстафеты целесообразно проводить не только в заключительной, но и в основной части занятия. В результате дети отвлекаются от однообразной монотонной работы. От таких уроков у них остаются яркие впечатления. Свободное плавание, то есть предоставление детей самим себе, препятствует закреплению только что разученных движений. Проработав над освоением какого-

либо навыка основную часть урока, в заключительной части ребенок начинает играть с товарищами, забывает, чему учился только что и использует для передвижения в воде уже сформировавшиеся неправильные двигательные стереотипы. Как мы выяснили в результате исследования, многие тренеры пренебрегают использованием игрового метода и дают детям в конце каждого занятия задание плавать по желанию. Это, несомненно, является одним из отрицательных моментов, присутствующих в методике обучения у большого количества тренеров. Отбор в учебно-тренировочные группы должен производиться не только по оценке степени освоения ребенком того или иного двигательного навыка, но и с учетом возрастных критериев. Необходимо учитывать уровень подготовки учеников к выполнению различных заданий. Большинство тренеров работает по сложившейся тради-

ционной схеме, т. е. из года в год применяют одни и те же комплексы упражнений. Наблюдается некоторая инертность в отношении внедрения новых методик обучения, привнесения новых приемов, что является еще одним отрицательным моментом работы тренеров. Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что методика обучения плаванию, применяемая в экспериментальной группе, позволяет значительно повысить эффективность усвоения плавательных навыков, таким образом подтверждает гипотезу нашего исследования.

Таким образом, анализ литературных источников и требований ДЮСШ «Жастар» г. Актау по плаванию в работе с группами начальной подготовки показал, что они не содержат достаточной информации о применении игрового метода как в основной, так и в заключительной части занятия.

Установлено, что никто из тренеров регулярно не использует игровой метод в основной части занятия. Не все тренеры в полной мере используют методы, предусмотренные стандартной учебной программой.

На основе анализа существующих методик и опыта тренеров г. Актау была разработана методика обучения плаванию, особенностью которой является применение игрового метода в основной части занятия.

Данные педагогического эксперимента показывают значительный прирост результатов у занимающихся экспериментальной группы. В тесте «торпеда» прирост результатов оказался больше на 60 % по сравнению с контрольной группой, в тесте «задержка дыхания» - на 22 %, в тесте «кроль на задержке дыхания» - на 23 %. Кроме того, обработка тестов с помощью методов математической статистики показала достоверность различий между контрольной и экспериментальной группами в трех тестах из четырех. Это позволяет сделать вывод о том, что применение игрового метода в основной части занятий позволяет повысить эффективность усвоения плавательных навыков, что и подтверждает гипотезу нашего исследования.

Литература

1. Васильев, В.С. Обучение детей плаванию / В. С. Васильев, Б.Н. Никитский. - М. : Физкультура и спорт, 2004. - 240 с.

2. Научное обеспечение подготовки пловцов: Педагогические и медико-биологические

исследования / под ред. Т.М. Абсалямова, Т.С. Тимаковой. - М.: Физкультура и спорт,

2006. - 191 с.

3. Нетрадиционная методика обучения плаванию детей дошкольного возраста. - М. : Изд-во «Аркти», 2005. - 224 с.

4. Педагогический эксперимент // Щербак А.П. Характеристика методов исследования: учеб. пособие для студентов специальности «Физическая культура». - http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met93/node17.html (дата обращения 08.12.2008).

5. Развивающие игры. Быстрее, выше, сильнее. - СПб.: Дельта, 2008. - 56 с.

6. Сахарова, М.В. Сущность и содержание спортивно-педагогических технологий / М.В. Сахарова, Ж.К. Холодов, Д.Н. Платонов // Детский тренер. - 2006. - № 1. - С. 76-82.

7. Хальянд, Р. Модели техники спортивных способов плавания с методикой совершенствования и контроля / Р. Хальянд, Т. Тамп, Р. Каал. - Таллин, 2006. - 99 с.

8. Шишкова, Е.В. Инновационный подход к обучению плаванию младших школьников в системе школьного физического воспитания / Е. В. Шишкова // Вестн. спортив. науки. -

2007. - № 4. - С. 65-68.

9. Шишкова, Е.В. Инновационный подход к организации физического воспитания младших школьников / Е.В. Шишкова //12 международный научный конгресс «Современный олимпийский и паралимпийский спорт и спорт для всех». - 2008. - T. 3. - С. 164-165.

10. Шишкова, Е.В. Обучение младших школьников прикладным навыкам плавания / Е.В. Шишкова // Физ. культура в школе. -2007. - № 3. - С. 40-42.

11. Behavioral characteristics and instructional patterns of expert teaching, and the transfer of those behaviors into a musical setting: Two case studies / C. Johnson, L. Williams, J. Parisi, M. Brunkan //International Journal of Music Education. - 2016. - Vol. 34. - Iss. 3. - P. 299-310.

12. Jorgensen, R. Early years swimming: a way of supporting school transitions? / R. Jorgensen // Early Child Development and Care. -2016. - Vol. 186. - Iss. 9. - P. 1429-1437.

13. Lemonie, Y. Teacher-student interaction, empathy and their influence on learning in swimming lessons / Y. Lemonie, R. Light, P. Sarreme-jane // Sport, Education and Society. - 2016. -Vol. 21. - Iss. 8. - P. 1249-1268.

14. Management and teaching methodology of swimming lessons in the Portuguese primary

schools / H.A. Rocha, D.A. Marinho, S.S. Ferreira, A.M. Costa // Motricidade. - 2014. -Vol. 10. - Iss. 2. - P. 45-59.

15. Wizer, R.T. Junior Flotation devices

in swimming lessons for children: An interventionist study / R.T. Wizer, F.A. de Souza Castro, C. de Miranda Meira // Motricidade. - 2016. -Vol. 12. - Iss. 2. - P. 97-106.

Егорова Анна Моисеевна, старший преподаватель кафедры теории и практики физической культуры, спорта и туризма, Костанайский государственный педагогический институт, г. Коста-най, Республика Казахстан, secfcsp-kspi@mail.ru.

Ибраева Рахима Жаудановна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории и практики физической культуры, спорта и туризма, Костанайский государственный педагогический институт, г. Костанай, Республика Казахстан, ibraeva.rakhima@mail.ru.

Поступила в редакцию 20 октября 2016 г.

DOI: 10.14529/hsm160406

PLAY INTERACTION TECHNIQUE USED IN TRAINING OF PRIMARY-SCHOOL CHILDREN IN SWIMMING

A.M. Egorova, secfcsp-kspi@mail.ru,

R.Z. Ibraeva, ibraeva.rakhima@mail.ru

Kostanai State Pedagogical University, Kostanai, Kazakhstan

Aim: to determine effectiveness of play interaction in water within training of primary-school children. Materials and Methods. The study was conducted from 1 October 2015 till March 2016 at the premises of youth sport school Zhastar. The study involved 9-10-year-old primary-school children (n = 20) who could swim. The children were divided into two groups -control and experimental groups, 10 people each. Training sessions were conducted both in water and on land. The study used direct comparative educational experiment carried out under the equalized conditions. The methods included study and analysis of methodological literature on the topic, educational observation and survey, educational experiment, and mathematical statistics methods. Results. The educational experiment data revealed the significant improvement of performance in the experimental group. In comparison with the control group, the results increased by 60% in "torpedo" test, by 22% in "breath holding" test, and by 23% in "breath-holding crawl" test. Along with that, the processing of tests by methods of mathematical statistics confirmed the significance of differences between the control and experimental groups in three of four tests. Conclusion. The results suggest that using play method in the main part of training sessions increases the effectiveness of adoption of swimming skills, which proved the hypothesis of our research.

Keywords: play educational techniques, play method.

References

1. Vasil'ev V.S., Nikitskiy B.N. Obuchenie deteyplavaniyu [Teaching Children to Swim]. Moscow, Physical Education and Sports Publ., 2004. 240 p.

2. Absalyamov T.M., Timakova T.S. (Eds.) Nauchnoe obespechenie podgotovki plovtsov: Pedago-gicheskie i mediko-biologicheskie issledovaniya [Timakova Scientific Support Swimmers Training. Teaching and Biomedical Research]. Moscow, Physical Education and Sports Publ., 2006. 191 p.

3. Netraditsionnaya metodika obucheniya plavaniyu detey doshkol'nogo vozrasta [Alternative Methods of Swimming Training of Pre-School Age Children]. Moscow, Arctic Publ., 2005. 224 p.

4. [Experiment Teaching]. Shcherbak A.P. Kharakteristika metodov issledovaniya: ucheb. posobie dlya studentov spetsial'nosti "Fizicheskaya kul'tura" [Characteristics of research methods: A Manual for Students]. Available at: http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met93/node17.html (accessed 08.12.2008). (in Russ.)

5. Razvivayushchie igry. Bystree, vyshe, sil'nee [Developing Games. Faster, Higher, Stronger]. St. Petersburg, Delta Publ., 2008. 56 p.

6. Sakharova M.V., Kholodov Zh.K., Platonov D.N. [The Essence and Content of Sports-Pedagogical Technologies]. Detskiy trener [Children Coach], 2006, no. 1, pp. 76-82. (in Russ.)

7. Khal'yand R., Tamp T., Kaal R. Modeli tekhniki sportivnykh sposobov plavaniya s metodikoi so-vershenstvovaniya i kontrolya [Models Sporting Equipment Swimming ways to Improve the Procedure and Control]. Tallin, 2006. 99 p.

8. Shishkova E.V. [An Innovative Approach to Teach Swimming Younger Students in School Physical Education]. Vestn. sportiv. nauki [Vestn. Sports. Science], 2007, no. 4, pp. 65-68. (in Russ.)

9. Shishkova E.V. [An Innovative Approach to the Organization of Physical Education of Younger Schoolboys]. 12 mezhdunarodnyy nauchnyy kongress "Sovremennyy olimpiyskiy iparaolimpiyskiy sport i sport dlya vsekh" [12 International Scientific Congress Modern Olympic and Paralympic Sport and Sport for All], 2008, vol. 3, pp. 164-165. (in Russ.)

10. Shishkova E.V. [Training Younger Students Applied Skills of Navigation]. Fizicheskaya kul'tura v shkole [Physical Education in School], 2007, no. 3, pp. 40-42. (in Russ.)

11. Johnson C., Williams L., Parisi J., Brunkan M. Behavioral Characteristics and Instructional Patterns of Expert Teaching, and the Transfer of those Behaviors Into a Musical Setting: Two Case Studies. International Journal of Music Education, 2016, vol.34, iss. 3, pp. 299-310. DOI: 10.1177/0255761415619060

12. Jorgensen R. Early Years Swimming: a Way of Supporting School Transitions? Early Child Development and Care, 2016, vol. 186, iss. 9, pp. 1429-1437. DOI: 10.1080/03004430.2015.1096785

13. Lemonie Y., Light R., Sarremejane P. Teacher-Student Interaction, Empathy and Their Influence on Learning in Swimming Lessons. Sport, Education and Society, 2016, vol. 21, iss. 8, pp. 1249-1268. DOI: 10.1080/13573322.2015.1005068

14. Rocha H.A., Marinho D.A., Ferreira S.S., Costa A.M. Management and Teaching Methodology of Swimming Lessons in the Portuguese Primary Schools. Motricidade, 2014, vol. 10, iss. 2, pp. 45-59.

15. Wizer R.T., de Souza Castro F.A., de Miranda Meira C. Junior Flotation Devices in Swimming Lessons for Children: An Interventionist Study. Motricidade, 2016, vol. 12, iss. 2, pp. 97-106. DOI: 10.6063/motricidade.7696

Received 20 October 2016

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

Егорова, А.М. Использование технологии игрового взаимодействия в процессе обучения детей младшего школьного возраста плаванию / А.М. Егорова, Р.Ж. Ибраева // Человек. Спорт. Медицина. - 2016. -Т. 16, № 4. - С. 54-63. БО!: 10.14529^т160406

FOR CITATION

Egorova A.M., Ibraeva R.Z. Play Interaction Technique Used in Training of Primary-School Children in Swimming. Human. Sport. Medicine, 2016, vol. 16, no. 4, pp. 54-63. (in Russ.) DOI: 10.14529/hsm160406

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.