УДК 796.21 DOI: 10.14526/2070-4798-2019-14-2-27-31
Методика формирования двигательных умений и навыков по плаванию с элементами водного поло на спортивно-оздоровительном этапе у детей младшего школьного возраста
Адамова И.В.
Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи
и туризма Москва, Россия ORCID: 0000-0002-5370-3771, ilona-adamova@rambler.ru
Аннотация: Современный спорт обладает характерными чертами, такими как омоложение и высокий рост спортивных достижений. Для практики, какая бы совершенная она не была, имеет место быть стремление достичь лучшего результата с меньшей затратой сил за более короткий временной отрезок. Материалы. В статье рассматривается проблема как на спортивно-оздоровительном этапе уменьшив объем часов на основные разделы программы, не снизить качества в уровне освоения техники основных способов плавания, а также приемов и способов владения мячом. Методы исследования. Анализ научно-методической литературы, педагогический эксперимент, метод контрольных упражнений, методы математико-статистической обработки данных. Результаты. Разработана методика занятий плавания с элементами водного поло предназначенная для детей младшего школьного возраста как обучающая, оздоравливающая и укрепляющая здоровье система. Заключение. Разработанная методика проведения занятий по плаванию с элементами водного поло на спортивно-оздоровительном этапе у детей младшего школьного возраста может быть использована в качестве программы дополнительного образования для общеобразовательных школ, а также для спортивных учреждений, в которых имеется разноуровневый бассейн и отсутствует спортивный зал.
Ключевые слова: спортивно-оздоровительный этап, плавание, уровень владения мячом, водное поло, младший школьный возраст.
Для цитирования: Адамова И.В. Методика формирования двигательных умений и навыков по плаванию с элементами водного поло на спортивно-оздоровительном этапе у детей младшего школьного возраста. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2019; 14(2): 27-31. DOI: 10.14526/2070-4798-2019-14-2-27-31
Methodology of motor abilities and skills formation in swimming with the elements of water polo at health-improving stage among
junior schoolchildren
Ilona V. Adamova
Russian State University of Physical Culture, Sport, Youth and Tourism
Moscow, Russia ORCID: 0000-0002-5370-3771, Ilona-adamova@rambler.ru
Abstract: Modern sport provides the following typical characteristics: regeneration and high increase of sports results. For practice, no matter how perfect it is, it is typical to achieve the best result making lesser efforts within a short time period. Materials. The article considers the following problem: is it possible at a sports health-improving stage to preserve the quality in technique mastering of the main swimming ways and the ways of ball control, reducing the volume of hours for the main units of the program? Research methods. Information sources analysis and summarizing, pedagogical experiment, the method of control exercises, the methods of mathematical-statistical data handling. Results. We created the methodology of swimming lessons with the elements of water polo for junior schoolchildren, as an educational health-improving system. Conclusion. The created methodology of swimming lessons organization using the elements of water polo at sports health-improving stage among junior schoolchildren can be used as an additional education program for comprehensive schools and also for sports establishments, where there is a multi-level swimming pool and there is no sports gym.
Keywords: sports health-improving stage, swimming, the level of ball control, water polo, junior school age.
For citation: Ilona V. Adamova. Methodology of motor abilities and skills formation in swimming with the elements of water polo at health-improving stage among junior schoolchildren. The Russian Journal of Physical Education and Sport. 2019; 14(2): 27-31. DOI 10.14526/2070-4798-2019-14-2-27-31.
Актуальность нашего исследования обусловлена недостаточной разработанностью проблемы по организационно-методическим особенностям провидения занятий плаванием с элементами водного поло на спортивно-оздоровительном этапе 1-года обучения. Поэтому поиск новых форм и методов провидения занятий плаванием с элементами водного поло и влияния их на уровень физического развития и физической подготовленности детей младшего школьного возраста является проблемой исследования.
Спортивно-Оздоровительная Подготовка (СОП) - к этапу допускаются все лица, стремящиеся заниматься спортом и не имеющие медицинских противопоказаний (имеющие письменное разрешение врача). В данных группах основными направлениями педагогического процесса являются физкультурно-оздоровительная и воспитательная деятельность с упором на разностороннюю физическую подготовку в основном оздоровительной направленности и освоение базы технической подготовленности в водном поло и плавании.
Цель исследования - разработать и экспериментально обосновать методику проведения занятий по плаванию с элементами водного поло на спортивно-оздоровительном этапе у детей младшего школьного возраста.
Для решения поставленной цели, были определены задачи исследования:
1. Разработать критерии оценки выявляющий уровень владения спортивными способами плавания и критерии оценки выявляющий уровень владения мячом для детей младшего школьного возраста
2. Разработать методику занятий плаванием с элементами водного поло на спортивно-оздоровительном этапе у детей младшего школьного возраста.
3. Выявить эффективность влияния методики занятий плаванием с элементами водного поло на уровень физической подготовленности у детей младшего школьного возраста.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Анализ научно-методической литературы, педагогический эксперимент, метод контрольных упражнений, методы математико-статисти-ческой обработки данных.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
Исходя из целей и задач исследования, был спланирован и осуществлен педагогический эксперимент, продолжительностью девять месяцев. В основу построения эксперимента были положены рекомендации по физическому воспитанию и спортивной тренировки детей младшего школьного возраста, а также результаты педагогических наблюдений. В проведенном педагогическом эксперименте приняли участие 39 девочек в возрасте 7-9 лет. Но в работе представлены результаты исследования только тех детей, которые посетили не менее 75% занятий и полностью прошли все этапы запланированного тестирования. Были выполнены измерения, определяющие уровень физической подготовленности и технической подготовленности обработки мяча до и после педагогического эксперимента.
В работе использовались тесты по трем блокам, блок 1 - выявляющий уровень физической подготовленности по некоторым показателям применяемых при отборе в группы по плаванию, так же были разработаны критерии оценки выявляющий уровень владения спортивными способами плавания и критерии оценки выявляющий уровень владения мячом для детей младшего школьного возраста, блок 2 и 3.
Блок-2 выявляющий уровень владения спортивными способами плавания (кроль на спине, кроль на груди и плавание на боку) и техникой скольжения по программе А.А. Кашкина 2004 года.
В третьем блоке использовались контрольные упражнения (контроль мяча в водном поло ) выявляющие уровень владения мячом по программе С.Н. Фролова 2005 года.
№ Контрольное Критерий оценки
упражнение 3 балла 4 балла 5 баллов
Таблица № 1 - Критерий оценки выявляющий уровень владения спортивными способами плавания (Адамова И.В., Хопрова К.Э 2017)
1 Техника плавания кроля на спине 25м 1.пронос руки над водой согнутой рукой 2.широкое расстояние между ступнями Присутствует 2 ошибки Тест выполнен без ошибок
3.высокое расположение плечевого пояса по сравнению с тазом 4.несбалансированное движение туловищем
2 Техника плавания кролем на груди 25м 1.пронос руки над водой прямой рукой 2.широкое расстояние между ступнями 3.вдох выполняется не в сторону, а вперед 4. сильное сгибание в коленном суставе при работе ног Присутствует 2 ошибки Тест выполнен без ошибок
3 Техника плавания ватерпольным кролем на груди 10м 1.плечи и голова низко зарыты в воду 2.стопы не выходят изводы 3. нет высокого локтя при проносе руки над водой 4. вдох выполняется в сторону, а не вперед Присутствует 2 ошибки Тест выполнен без ошибок
4 Скольжение на груди м 1.корпус не зафиксирован 2.голова полностью не опущена в воду (ребенок смотри вперед, а не вниз) 3.длина скольжения менее 4м Присутствует 1 ошибка Тест выполнен без ошибок
Блок 3 - специальный блок упражнений выявляющий уровень владения мячом: поднятие и захват мяча на мелкой части (баллы), бросок игрового мяча на точность (баллы), ловля мяча одной рукой (баллы), передача мяча основным броском (баллы).
Таблица 2 - Критерий оценки выявляющий уровень владения мячом (Адамова И.В., Хопрова К.Э.
2017)__
№ Контрольное Критерий оценки
упражнение 3 балла 4 балла 5 баллов
1 Поднятие и 1.захват мяча производиться Присутствует 1 Тест выполнен
захват мяча на сверху ошибка без ошибок
мелкой части 2.при поднятии мяч падает с руки 3.отведение мяча происходит через вверх, а не через сторону
2 Броски игро- 1 попадание из 3 бросков 2 попадания из 3 попадания и 3
вого мяча на 3 бросков бросков
точность
3 Ловля мяча одной рукой 1.при выполнении 5ти приемов мяч два раза оказывается на воде 2.пальцы слишком близко расположены к друг другу 3.локоть опущен в воду Присутствует 1 ошибка Тест выполнен без ошибок
4 Передача мяча основным броском 1.при выполнении 5ти бросков мяч два раза оказывается на воде 2.пальцы слишком близко расположены к друг другу 3.локоть опущен в воду 4. отведение мяча происходит через вверх, а не через сторону Присутствует 2 ошибки Тест выполнен без ошибок
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Разработана методика занятий плаванием с элементами водного поло предназначенная для детей младшего школьного возраста как обучающая, и укрепляющая здоровье система.
2.Конкретизировано распределение прохождения методического материала по общей физической подготовки и плаванием с элементами водного поло, который включает 72 часа в год: 42 часа выделено на общую плавательную подготовку, 24 часа на ватерпольную подготовку на освоения навыков и умений ведения мяча «контроля мяча», 2 часа на тестирование, теоретическая часть осуществлялась во время учебно-тренировочного занятия.
3. Раскрыта зависимость этапов подготовки от координационной сложности выполнения упражнений (менялось исходное положение рук с вспомогательными средствами, облегчающими удержание тела в горизонтальном положении: плавательная доска, нудлс и калабаш-ка), а так же изменялось количество повторений проплываемых отрезков, скорости, по мере освоения техники спортивных способов плавания (кроль на груди, кроль на спине, ватерпольный кроль и плавание на боку) и добавлялись задания с фиксированным проплыванием по времени отрезков. При этом увеличивались нагрузки, что обеспечивалось посредством метода строгой регламентации выполнения упражнения, повышения моторной плотности всех составляющих основной части занятия, а так же усложнялось выполнение упражнений из раздела специальной подготовки: упражнения, имитирующие технику выполнения поднятия и захвата мяча с воды на мелкой части, изучение упражнений с мячами для осуществления бросковых дви-
жений на мелкой части, упражнения с мячами для осуществления бросковых движений в цель на мелкой части и выполнение упражнений для осуществления бросковых движений на мелкой части (с партнером) в цель.
4. Выявлена эффективность влияния методики занятий плаванием с элементами водного поло на уровень физического развития и физической подготовленности у детей младшего школьного возраста.
Так в конце педагогического эксперимента средние значения «Проба Штанге» соответствовали 45,00±2,30 секунд (оценка - отлично), отмечаются статистически достоверные различия (при р<0,05), с разницей почти в 2 раза (что составило 105% с разницей в 23 секунды).
В контрольных упражнениях, выявляющих уровень физической подготовленности отмечена положительная динамика:
- подвижности плечевых суставов на 1б,2±0,21 см (31%), силы правой кисти на 3,8±0,28 кг 27%), силы левой кисти кг на 6,01±0,17(4б%), сила мышц брюшного пресса 2,0 ±0,27 раз (11%), гибкость позвоночного столба см на 1,36±0,11(21%).
- в контрольном упражнении «Выкрут прямых рук назад и вперёд (см)» выявляющим уровень подвижности плечевых суставов, при сравнении полученных средних значений 35,80±2,52 с табличными данными (Ж.К. Холодов, 2008), наши занимающиеся имели средний уровень подвижности плечевых суставов.
- в контрольном упражнении «Динамометрия» выявляющим уровень силы правой кисти 18,09±0,74 и левой кисти 19,01±1,21 полученные средние значения соответствуют выше нормы для данной возрастной группы.
- в контрольном упражнении «Поднимание туловища из положения лежа (количество раз за 30 секунд)» оценивающего силу мышц брюшного пресса полученные средние значения 20,00±2,21 при сравнении с табличными данными из Программы по физической культуре для школы, «Оценка физической подготовленности детей школьного возраста на 2017-18 год» соответствуют оценке 5.
- в контрольном упражнении «Наклон вперед из положения седа см» определяется гибкость позвоночного столба, 7,86±0,91 при сравнении средних значений с табличными данными «Оценка физической подготовленности детей школьного возраста на 2017-18 год» соответствуют оценке 4. В показателях, характеризующих гибкость отмечается положительная динамика, но среднее значение после педагогического эксперимента является не достоверным при (р<0,05).
5. Определена динамика изменения средних показателей экспертных оценок, характеризующих уровень владения мячом у девочек 7-9 лет. Количество занимающихся в конце педагогического эксперимента, проплывающих основными спортивными способами плавания на технику (кроль на спине, кроль на груди, ватерпольный кроль и техника скольжения) без грубых ошибок, с хорошей амплитудой движений, с ритмичных согласование рук, ног и дыхания - увеличилось на 54%.
Число занимающихся в группе к концу педагогического эксперимента, выполняющих технически правильно и точно базовые элементы владения мячом из водного поло - увеличилось на 51%.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Влияние больших физических нагрузок на опорно-двигательный аппарат и функциональное состояние спортсменов // [Электронный ресурс]. - 2007. - Режим доступа: http://www.fiziolive.ru/html/fiz/statii/exercise-stress. htm. - Дата доступа: 16.02.2012.
2. Марков, К.К. Современные направления совершенствования методик обучения двигательным действиям в спорте / К.К.
Марков, О.О. Николаева // Фундаментальные исследования, - 2012. № 6-1. С. 34-38.
3. Никитушкин В.Г. Современная подготовка юных спортсменов: методическое пособие/ В.Г. Никитушкин. - Москва, 2010. -с.51-64
4. Николаева, Н.И. Школа мяча: учебно-метод. пособие для педагогов ДОУ. -СПб.: Детство - пресс, 2012. - С. 58-66.
5. Ricardo J. Fernandes, Marisa Sousa, Armindo Pinheiro, Sonia Vilar, Paulo Colaco, J. Paulo Vilas-Boas. Assessment of individual anaerobic threshold and stroking parameters in swimmers aged 10-11 years. European Journal of Sport Science. 2010; 10(5): 311-317.
6. Cardelli C., Lerda R., Chollet D. Analysis of breathing in the crawl as a function of skill and stroke characteristics. Perceptual and Motor Skills. 2000; 90: 979-987.
7. Dekerle J., Nesi X., Lefevre T., Depretz S., Sidney M., Marchand H., et al. Stroking parameters in front crawl swimming and maximal lactate steady state speed. International Journal of Sports Medicine. 2005; 26: 53-58.
8. Fernandes R., Almeida M., Morais O., Machado L., Soares S., Ascensao A., et al. Individual anaerobic threshold assessment in a swimming incremental test for VO2max evaluation. Abstract book of the 10th Annual Congress of European College Sport Science. 2005: 266.
9. Hout-Marchand F., Nesi X., Sidney M., Alberty M., Pelayo P. Variations of stroking parameters associated with 200 m competitive performance improvement in top-standard front crawl swimmers. Sports Biomechanics. 2005; 4: 8999.
10. Гониянц С.А., Адамова И.В., Рвачев В.А. Дыхательные технологии в занятиях профессионально-прикладной физической культурой у машинистов электропоездов в аспекте адаптации к психоэмоциональным нагрузкам профессиональной деятельности. Пе-дагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2017; 12(1): 46-50. DOI: 10.14526/01_2017_181
Статья поступила в редакцию: 06.04.2019
Адамова Илона Владимировна - кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, 105122, Россия, г. Москва, Сиреневый бульвар, дом 4, e-mail: Ilona-adamova@rambler.ru