Научная статья на тему 'Эффективность влияния комплексных занятий с преимущественным использованием плавания и хатха йоги на психофизическое состояние мужчин 21-35 лет'

Эффективность влияния комплексных занятий с преимущественным использованием плавания и хатха йоги на психофизическое состояние мужчин 21-35 лет Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
266
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физкультурно-оздоровительные технологии / комплексные занятия / плавание / хатха йога / первый период зрелого возраста / physical culture and health improving technologies / complex lessons / swimming / hatha yoga / the first period of middle age

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Адамова Илона Владимировна

Проблема физического состояния лиц зрелого возраста первого периода как наиболее социально значимой возрастной группы вызывает интерес у специалистов в области физической культуры и спорта. Следует заметить, что, несмотря на значительный практический опыт по данной проблеме, теоретическое обоснование использования эффективных программ комплексирования плавания и хатха йоги для лиц зрелого возраста первого периода разработав недостаточно. Материалы. В данной статье представлена методика комплексных занятий плаванием и хатха йогой и ее влияние. Методы исследования. Анализ научно-методической литературы, анкетирование и опрос, педагогический эксперимент, социально-психологическое исследование с использованием двух методик (выявление уровня функционального и психоэмоционального состояния по карте САН (на основании субъективной оценки) по каждому из параметров: «Самочувствие», «Активность» и «Настроение, и по упрощенному варианту теста Люшера "Краткий тест", который позволяет провести быстрый и глубокий анализ психоэмоционального состояния), методы математико-статистической обработки данных. Результаты. Результаты педагогического эксперимента показали, что комплексные занятия по плаванию и хатха йоге имеют выраженную оздоровительную направленность. Выявлена эффективность влияния комплексных занятий по плаванию и хатха йоге на показатели, характеризующие уровень психоэмоционального состояния лиц первого периода зрелого возраста. Разработанная комплексная методика с использованием средств плавания и хатха йоги может быть рекомендована к применению на занятиях оздоровительной физкультурой для лиц зрелого возраста первого периода; а также с целью обеспечения безопасности жизнедеятельности на занятиях по обучению плаванию и совершенствованию навыков плавания людей зрелого возраста. Заключение. Полученные результаты исследования по изучению влияния комплексной методики с использованием средств плавания и хатха йоги на психоэмоциональное состояние занимающихся могут быть использованы в учебном процессе студентов по профилю «Теория и методика физкультурно-оздоровительной деятельности», а также в практической деятельности инструкторов-методистов, работников физкультурно-оздоровительных учреждений и персональных тренеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Адамова Илона Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Effectiveness of complex lessons with swimming and hatha yoga predominance influence on psychophysical state of 21-35 year-old men

The problem of physical state among middle age people of the 1st period, as the most socially significant age group, is interesting for the specialists in the sphere of physical culture and sport. It should be noted that in spite of great practical experience in this sphere, there is no sufficient theoretical substantiation of the effective swimming and hatha yoga programs integration for middle age people of the 1st period. Materials. This article presents the methodology of complex swimming and hatha yoga lessons and this methodology influence. Research methods. Information sources analysis and summarizing, questionnaire survey and interview, pedagogical experiment, social-psychological research with two methodologies use (the level of functional and psycho-emotional state revelation with the help of HAM map (on the basis of a subjective estimation) according to each parameter: “Health”, “Activity” and “Mood” and according to a simplified variant of Lüscher test “Short test”, which helps to analyze psycho-emotional state thoroughly), methods of mathematical statistics. Results. The results of the pedagogical experiment showed that complex swimming and hatha yoga lessons have expressed health-improving orientation. We revealed the effectiveness of complex swimming and hatha yoga lessons influence on the indices. They characterize the middle age people psychoemotional state level. The created complex methodology with swimming and hatha yoga means use can be recommended for physical culture lessons among middle age people of the first period and in order to provide safety during swimming lessons and swimming skills improvement among middle age people. Conclusion. The received research results concerning the complex methodology (using swimming and hatha yoga means) influence on psycho-emotional state of those, who train can be used during the “theory and methodology of physical-health improving activity” profile and in practical activity of instructors-methodists, people, who work at physicalhealth-improving establishments and personal coaches.

Текст научной работы на тему «Эффективность влияния комплексных занятий с преимущественным использованием плавания и хатха йоги на психофизическое состояние мужчин 21-35 лет»

УДК 796.035 DOI: 10.14526/2070-4798-2019-14-2-43-47

Эффективность влияния комплексных занятий с преимущественным использованием плавания и хатха йоги на психофизическое состояние мужчин 21-35 лет

Адамова И.В.

Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и

туризма г. Москва, Россия ORCID: 0000-0002-5370-3771, [email protected]

Аннотация: Проблема физического состояния лиц зрелого возраста первого периода как наиболее социально значимой возрастной группы вызывает интерес у специалистов в области физической культуры и спорта. Следует заметить, что, несмотря на значительный практический опыт по данной проблеме, теоретическое обоснование использования эффективных программ комплексирования плавания и хатха йоги для лиц зрелого возраста первого периода разработаго недостаточно. Материалы. В данной статье представлена методика комплексных занятий плаванием и хатха йогой и ее влияние. Методы исследования. Анализ научно-методической литературы, анкетирование и опрос, педагогический эксперимент, социально-психологическое исследование с использованием двух методик (выявление уровня функционального и психоэмоционального состояния по карте САН (на основании субъективной оценки) по каждому из параметров: «Самочувствие», «Активность» и «Настроение, и по упрощенному варианту теста Люшера "Краткий тест", который позволяет провести быстрый и глубокий анализ психоэмоционального состояния), методы математико-статистической обработки данных. Результаты. Результаты педагогического эксперимента показали, что комплексные занятия по плаванию и хат-ха йоге имеют выраженную оздоровительную направленность. Выявлена эффективность влияния комплексных занятий по плаванию и хатха йоге на показатели, характеризующие уровень психоэмоционального состояния лиц первого периода зрелого возраста. Разработанная комплексная методика с использованием средств плавания и хатха йоги может быть рекомендована к применению на занятиях оздоровительной физкультурой для лиц зрелого возраста первого периода; а также с целью обеспечения безопасности жизнедеятельности на занятиях по обучению плаванию и совершенствованию навыков плавания людей зрелого возраста. Заключение. Полученные результаты исследования по изучению влияния комплексной методики с использованием средств плавания и хатха йоги на психоэмоциональное состояние занимающихся могут быть использованы в учебном процессе студентов по профилю «Теория и методика физкультурно-оздоровительной деятельности», а также в практической деятельности инструкторов-методистов, работников физкультурно-оздоровительных учреждений и персональных тренеров. Ключевые слова: физкультурно-оздоровительные технологии, комплексные занятия, плавание, хатха йога, первый период зрелого возраста.

Для цитирования: Адамова И.В. Эффективность влияния комплексных занятий с преимущественным использованием плавания и хатха йоги на психофизическое состояние мужчин 21-35 лет. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2019; 14(2): 43-47. DOI:10.14526/2070-4798-2019-14-2-43-47

Effectiveness of complex lessons with swimming and hatha yoga predominance influence on psychophysical state of 21-35 year-old

men

Ilona V. Adamova

Russian State University of Physical Culture, Sport, Youth and Tourism

Moscow, Russia ORCID: 0000-0002-5370-3771, [email protected]

Abstract: The problem of physical state among middle age people of the 1st period, as the most socially significant age group, is interesting for the specialists in the sphere of physical culture and sport. It should be noted that in spite of great practical experience in this sphere, there is no sufficient theoretical substantiation of the effective swimming and hatha yoga programs integration for middle age people of the 1st period. Materials. This article presents the methodology of complex swimming and hatha yoga lessons and this methodology influence. Research methods. Information sources analysis and summarizing, questionnaire survey and interview, pedagogical experiment, social-psychological research with two methodologies use (the level of functional and psycho-emotional state revelation with the help of HAM map (on the basis of a subjective estimation) according to each parameter: "Health", "Activity" and "Mood" and according to a simplified variant of Luscher test "Short test", which helps to analyze psycho-emotional state thoroughly), methods of mathematical statistics. Results. The results of the pedagogical experiment showed that complex swimming and hatha yoga lessons have expressed health-improving orientation. We revealed the effectiveness of complex swimming and hatha yoga lessons influence on the indices. They characterize the middle age people psycho-emotional state level. The created complex methodology with swimming and hatha yoga means use can be recommended for physical culture lessons among middle age people of the first period and in order to provide safety during swimming lessons and swimming skills improvement among middle age people. Conclusion. The received research results concerning the complex methodology (using swimming and hatha yoga means) influence on psycho-emotional state of those, who train can be used during the "theory and methodology of physical-health improving activity" profile and in practical activity of instructors-methodists, people, who work at physical-health-improving establishments and personal coaches.

Keywords: physical culture and health improving technologies, complex lessons, swimming, hatha yoga, the first period of middle age.

For citation: Ilona V. Adamova. Effectiveness of complex lessons with swimming and hatha yoga

predominance influence on psychophysical state of 21-35 year-old men. The Russian Journal of Physical

Education and Sport. 2019; 14(2^43-47. DOI 10.14526/2070-4798-2019-14-2-43-47

ВВЕДЕНИЕ

Современные условия проживания в мегаполисе с высоким темпом жизни, с возрастающим научно-техническим потоком информации приводят к психическому и физическому перенапряжению человека [5,6,7].

Эффективным средством повышения физической активности, укрепления опорно-двигательного аппарата, мышечного корсета, улучшения работы сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма является применение комплексной системы физических упражнений, в которой используется сочетание плавания с различными оздоровительными методиками [2,3,8]: аква- или гидроаэробика, гидрошейпинг [2,5,6]; пилатес и плавание, стретчинг и плавание [1,4,10], йога и плавание [9,12].

И в йоге, и в плавании достигается состояние глубокого расслабления. Использование комбинированного подхода в процессе реализации оздоровительных программ повышает эффективность занятий за счёт снижения монотонности, освоения более широкого спектра физических

упражнений, активного включения психофизиологических механизмов положительных эмоций [7, 8, 11].

Цель исследования - разработать и экспериментально обосновать методику комплексных занятий с преимущественным использованием средств плавания и хатха йоги для лиц зрелого возраста первого периода.

Задачи исследования:

1. Определить исходный уровень психоэмоционального состояния мужчин первого периода зрелого возраста.

2. Разработать методику комплексных занятий с преимущественным использованием средств плавания и хатха йоги.

3. Выявить эффективность влияния комплексных занятий с преимущественным использованием средств плавания и хатха йоги на показатели, характеризующие уровень психоэмоционального состояния мужчин первого периода зрелого возраста.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Анализ научно-методической литературы, анкетирование и опрос, педагогический эксперимент, социально-психологическое исследование с использованием двух методик (выявление уровня функционального психоэмоционального состояния по карте САН (на основании субъективной оценки) по каждому из параметров -«Самочувствие», «Активность» и «Настроение, и по упрощенному варианту теста Люшера "Краткий тест", который позволяет провести быстрый и глубокий анализ психоэмоционального состояния); методы математико-статистической обработки данных.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

В педагогическом эксперименте приняли участие 14 мужчин в возрасте от 23 до 32 лет. Ведущими мотивами к комплексным занятиям, сочетающим йогу и плавание, являлись желание укрепить мышцы и похудеть, улучшить состояние здоровья, а также улучшить настроение. Занятия проводятся 3 раза в неделю: 2 раза в неделю - плавание по 1,5 часа (упражнения на дыхание из йоги, подводящие упражнения к

плаванию, суставная разминка - зоминут, дистанционное плавание - 6о минут), 1 раз в неделю - йога, 1,5 часа.

Данная методика направлена на развитие плавательных навыков для лиц, не умеющих плавать, или умеющих, но не владеющих правильной техникой. Занятия направлены на знакомство с водой (для неумеющих плавать), избавление от стресса посредством расслабления, обучение дыханию в воду, обучение базовым упражнениям в воде, обучение всем стилям плавания, обучению упражнениям из йоги, обучение дыхательным упражнениям, обучение суставной разминке.

По результатам анкетирования и медицинского осмотра все испытуемые относились к основной и подготовительной медицинским группам и противопоказаний к занятиям плаванием и хатха йогой не имели. Было выявлено, что умственным трудом занимаются 83% испытуемых, а 17% - другим разновидностями труда.

Соотношение респондентов по типу занятости представлено на рисунке 1.

17% Я 83% ре с поде нтов,

заняты* умственным

Ж трудом

83% ■ 17% занятых другим

V 0 трудом Г

Рисунок 1 - Соотношение респондентов по типу занятости

Была выявлена эффективность влияния комплексных занятий с преимущественным использованием средств плавания и хатха йоги на показатели, характеризующие уровень функционального состояния по карте САН (на основании субъективной оценки) по каждому из параметров: «Самочувствие», «Активность» и «Настроение», и психоэмоционального состояния по упрощенному варианту теста Люшера "Краткий тест" у мужчин первого периода зре-

лого возраста.

Таким образом, на основании анализа данных, полученных после обработки опросника САН и представленных в таблице 1, отмечается улучшение показателя самочувствия на 5 единиц, показателя активности - на 1,16 ед., настроения - на 1,34 ед. Оценка статистической достоверности сдвигов в группе до и после педагогического эксперимента проводилась по и-критерию Уилкоксона (Манна-Уитни)

Wilcoxon Matched Pairs Test для уровня значимости p<0,05.

Результаты обработки тестов Люшера показывают повышение числового показателя КВ, характеризующего вегетативный тонус занима-

Таблица 1 - Динамика показателей уровня функционального и психоэмоционального состояния у мужчин (п=14)

ющихся. За время эксперимента КВ повысился на 0,17 ед. (р<0.05), что свидетельствует о положительном влиянии комплексной методики, сочетающей плавание и йогу.

Показатели Х ср + m до экспер, Х ср + m после экспер, P - level

Самочувствие 39,33+8,93 44,33 +6,57* 0,018365

Активность 42,17+7,42 43,33 +7,18* 0,045361

Настроение 43,83+5,51 45,17+5,34 0,059745

Инд. = Н/(С+А) 0,54+0,04 0,52+0,06 0,083746

КВ (коэф. вег.) 0,88+0,16 1,05+0,18* 0,001324

* P < 0,05; ** P < 0,001

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Разработанная методика комплексных занятий с использованием средств плавания и хатха йоги для лиц первого периода зрелого возраста выступает как обучающая, оздоравливающая и укрепляющая здоровье система. Данная методика направлена на развитие плавательных навыков для лиц, не умеющих плавать, или умеющих, но не владеющих правильной техникой. Занятия направлены на знакомство с водой (для неумеющих плавать), избавление от стресса посредством расслабления, обучение дыханию в воду, обучение базовым упражнениям в воде, обучение всем стилям плавания, обучение упражнениям из йоги, обучение дыхательным упражнениям. Результатом внедрения в практику данной методики является положительная динамика некоторых показателей психоэмоционального состояния занимающихся.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Адамова И.В. Технология комплексных занятий оздоровительными видами гимнастики и плавания с женщинами 35-45 лет : атореф. дис. ... канд. пед. наук. М.: Российская государственная академия физической культуры. 2000: 19.

2. Ворончихина И.А., Менхин Ю.В. Типология процесса оздоровления лиц зрелого возраста на занятиях водной аэробикой. Теория и практика физической культуры. 2006; 4: 43.

3. Галеева О.Б., Яковлева О.В. Оценка эф-

фективности комплексной программы оздоровительной степ-аэробики и гидроаэробики. Теория и практика физической культуры. 2006; 1: 40

4. Гониянц С.А., Адамова И.В., Рвачев В.А. Дыхательные технологии в занятиях профессионально-прикладной физической культурой у машинистов электропоездов в аспекте адаптации к психоэмоциональным нагрузкам профессиональной деятельности. Педагогико-психологи-ческие и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2017; 12(1): 46-50. DOI: 10.1452б/01_2017_181.

5. Зоз В.О., Адамова И.В. Методические особенности комплексных занятий с преимущественным использованием плавания и хатха йоги с лицами первого периода зрелого возраста. Наука, Фитнес, Рекреация - 2017. Материалы Всероссийской конференции с международным участием. Москва, 06-07 апреля 2017 г. М.: ФГ-БОУ ВПО РГУФКСМиТ (ГЦОЛИФК). 2017: 7884.

6. Распопова Е.А., Постольник Ю.А. Повышение физической подготовленности студенток на основе использования инновационного подхода к обучению плаванию в рамках дисциплины «Физическая культура» в педагогическом вузе. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2018; 13(4): 73-79. DOI: 10.14526/20704798-2018-13-4-73-79.

7. Cider A., Schaufelberger M., Sunnerhagen K.S., Andersson B. Hydrotherapy - a new approach to improve function in the older patient with chronic heart failure. The European Journal of Heart Failure. 2003; 5: 527-535.

8. Daley M.J., Spinks W.L. Exercise, mobility and aging. Sports Medicine. 2000; 1: 1-12.

9. Fiatarone M. Benefits of exercise and dietary measures to optimize shifts in body composition with age. The American Journal of Clinical Nutrition. 2002; 11: 642-652.

10. Lauretani F., Russo C.R., Bandinelli S., Bartali B., Cavazzini C., Di Iorio A., et al. Age-associated changes in skeletal muscles and their effect on mobility: An operational diagnosis of

sarcopenia. Journal of Applied Physiology. 2003; 95: 1851-1860.

11. Pollok M.L., Gaesser G.A., Butcher J.D., Despres J.-P., Dishman R.K., Franklin B.A., et al. The recommended quantity and quality of exercise for developing and maintaining cardiorespiratory and muscular fitness and flexibility in healthy adults. Medicine and Science in Sports and Exercise. 1998; 30(6): 975-992.

12. Volaklis K.A., Spassis A.T., Tokmakidis S.P., Greece K. Land versus water exercise in patients with coronary artery disease: Effects on body composition, blood lipids and physical fitness. American Heart Journal. 2007; 154: 560.e1-560.e6.

Статья поступила в редакцию: 07.04.2019

Адамова Илона Владимировна - кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, 105122, Россия, г. Москва, Сиреневый бульвар, дом 4, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.