DOI: 10.24411/9999-043A-2020-10025
Е.В. Полхова
РОЛЬ ЯПОНСКИХ КОМПАНИЙ В ЭВОЛЮЦИИ АРКТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ ТОКИО
Аннотация. В фокусе внимания представленной статьи находятся интересы бизнес-сообщества Японии в Арктике. В связи с тем, что, с одной стороны, в 2015 г. в своей Арктической стратегии Токио обозначил наличие интереса к Арктике, а с другой, диалог Токио и Москвы по линии президента Путина В.В. и премьер-министра С. Абэ способствовал росту взаимных ожиданий сотрудничества по многим направлениям, включая экономическое, область анализа помещена в контекст российско-японских отношений.
Прежде всего, внутри деловых кругов Японии интерес к Арктике сложился у представителей двух отраслей: энергетической и судостроительной. В дальнейшем это определило круг компаний, различных бизнес-ассоциаций и организаций, так или иначе вовлечённых в арктические проекты.
На данный момент к наиболее перспективным проектам относится Северный морской путь (СМП), который открывает множество возможностей, прежде всего, для транспортировки СПГ. Кроме того, это уникальная возможность для такого региона как Хоккайдо вписаться в логистическую цепочку СМП, что поможет стимулировать его развитие.
Другое направление сотрудничества, тесно связанное с СМП, это энергетика, и в контексте российско-японских отношений речь пойдёт об «Арктик СПГ-2». В 2019 г. к этому проекту присоединились японские компании Мицуи и JOGMEC.
Таким образом, в статье сделан акцент на том, что у компаний Японии не только существуют интересы в освоении Арктики, но также имеет место российско-японское сотрудничество, которое является стабильным и не нарушает уже сложившейся системы торгово-экономических отношений государств.
Ключевые слова: Россия, Япония, Арктика, экономическое сотрудничество, Северный морской путь, СПГ, Арктик СПГ 2
Автор: Полхова Екатерина Владимировна, аспирант Санкт-Петербургского государственного университета, Факультет международных отношений. E-mail: [email protected]
Polkhova E.V.
The Influence of Japanese Business on Arctic Strategy of Tokyo
Abstract. Since Japan's Arctic Policy was announced in 2015, the importance of Arctic for Tokyo is growing. Therefore, the current article reveals the scale of Japanese companies' interests and especially the most significant projects in the Arctic region. In addition to this, as the dialogue between the President V. Putin and Prime Minister S. Abe has become an impetus for improving Russia — Japan bilateral relations, Arctic has turned into space for mutual cooperation between two nations. Overall, the role of Russia — Japan relations also has influence on the business world ofJapan.
The sphere of Japan business' economic interests could be divided into three constituent parts such as fishery, energetics and logistics (represented by the Northern Sea Route (NSR)). The analysis touches upon energetics and the NSR as the most crucial points for Japan companies, deriving from the International Northern Sea Route Programme, which took place in 1990-s.
Nowadays, the main companies, whose interests are aimed at energetics and more precisely at LNG are Mitsui and JOGMEC. They joined Arctic LNG 2 in summer 2019 to continue diversification of Japan's energy suppliers.
Drawing attention to the NSR itself, it is associated with opportunities for Hokkaido to integrate in the logistic chain. Tomakomai port is expected to become the hub connecting the NSR with Asian countries. It can boost development ofHokkaido prefecture.
The article highlights that although Russia and Japan have several projects in Arctic for further collaboration, it does not break through the traditional economic ties with dominance of energetics. However, con-
vergence of Moscow and Tokyo appears in the niche, which meets the expectations of both nations.
Keywords: Russia, Japan, Arctic, economic cooperation, Northern Sea Route, LNG, Arctic LNG 2.
Author: Ekaterina V. POLKHOVA, PhD student at St. Petersburg Stat University, School of International Relations (e-mail: [email protected]).
В связи с возрастающим интересом к вопросу освоения Арктического региона как со стороны международного сообщества в целом, так и государств Северо-Восточной Азии в частности, один из аспектов, который нуждается в анализе — масштабы японского интереса. Так называемый интерес Токио имеет несколько измерений: геополитическое, политическое и экономическое. В представленной работе акцент будет сделан на экономическую составляющую, с учётом геополитического контекста. В связи с этим внимание будет обращено на несколько проблем: 1) интерес, который представляет Арктика для японских компаний; 2) возможности для его реализации; 3) контекст, формируемый российско-японскими отношениями для экономического сотрудничества в Арктике.
Круг интересов японских компаний в Арктике
К основным сферам интересов компаний Японии, в том числе распространяющихся и на Арктический регион, относятся: энергетика, развитие северного морского пути и биоресурсов. В связи с тем, что вопрос рыболовства можно отнести к самостоятельной тематике исследования, акцент будет сделан на энергетических проектах, а также сопряжённой с ними темы Северного морского пути (СМП). Хотя Япония не является приарктическим государством, у неё есть интересы в регионе, во многом из-за того, что она остается главным в мире экспортёром сжиженного природного газа. Так, согласно данным Международного газового союза (International Gas Union) за 2018 г., Япония по-прежнему находится на первом месте по потреблению СПГ в мире, на её долю приходится 25,4 % мирового импорта СПГ [2019 LNG Report]. Поскольку на Ямале расположе-
но крупнейшее месторождение природного газа — до 22 % всех мировых запасов [Ryuichi Shibasaki], это оставляет определённый потенциал для развития российско-японских отношений в области энергетики.
Будет справедливым отметить, что такие направления, как энергетика и СМП, в целом, не новы. Япония занималась изучением Арктики достаточно давно. JANSROP (Japanese Northern Sea Route Programme) — программа Японии по изучению Северного морского пути — активно развивалась в 1990-е гг. и проводилась при поддержке Фонда мира Сасакава (Sasakawa Peace Foundation). Программа реализовывалась в несколько этапов и довольно детально просчитывала все возможности участия Японии в освоении СМП. Однако в 2006 г., по итогам многолетних исследований, реализация идеи об СМП в обозримом будущем не представлялась возможной из-за климатических факторов. Размеры ледового покрова не позволяли всерьёз рассматривать применение СМП в коммерческих целях, так как в среднесрочной перспективе такой маршрут представлялся слишком дорогим и опасным. Ряд аналитиков обозначают такое решение, принятое японской стороной, как крупнейший стратегический просчёт [Преодолевая холод]. Однако данный исследовательский проект позволил сформировать фундаментальную базу относительно потенциала Арктического региона, которая оказалась востребованной при разработке арктической стратегии Японии.
В 2015 г. Япония анонсировала принципиально новую для себя Арктическую стратегию, разработкой которой занимался Штаб по океанической политике. Таким образом, в Токио было достаточно чётко обозначено, что Арктика — неотъемлемая составляющая интересов Японии. И одним из направлений стратегии стал в том числе СМП.
Несмотря на всю привлекательность более короткого маршрута, проходящего через Арктику, не всё так однозначно. На возможность и целесообразность эксплуатации СМП с целью транспортировки углеводородов влияют несколько факторов: сезоны навигации, стоимость транзита (плата взимается за сопровождение танкеров ледоколами), условия которого несколько усложнились с марта 2014 г., не-
стабильность рубля — тариф за транзит установлен в российской валюте, а её курс к доллару изменяется в довольно широком диапазоне. Цены на бункерное топливо (топливо, используемое в судоходстве) — ещё один определяющий фактор, влияющий на обоснованность использования СМП. В случае с этой величиной зависимость следующая: чем выше цена, тем более важным становится использование более коротких маршрутов СМП или Панамского канала, дабы сократить издержки. Тем не менее, нельзя упускать из виду, что существует зависимость между ценами на бункерное топливо и состоянием российской экономики, которая крайне чувствительна к изменению цен на энергетические ресурсы [Ryuichi Shibasaki]. Поэтому, несмотря на наличие официально обозначенных интересов в Арктическом регионе, включая СМП, существуют факторы риска, сдерживающие освоение маршрута, который вызывает немало споров среди представителей экспертного сообщества.
Реализация интересов японских компаний и российский фактор
Среди основных участников, заинтересованных в основении Арктики, присутствуют не только отраслевые объединения и непосредственно энергетические компании. Так, компаниям энергетической и судостроительной отраслей поддержку оказывает Кэйдан-рэн (Федерация бизнес-организаций). Например, в августе 2014 г. состоялось собрание в рамках Проекта по развитию Мицу-Огавара (Mutsu-Ogawara Development Project) при участии вице-губернатора префектуры Аомори Сасаки Икуо и председателя совета директоров компании Мицуи (Mitsui O.S.K.) Омия Хидэаки. В ходе встречи была подчёркнута важность развития СМП как логистического маршрута, соединяющего Европу и Азию [Action, Keidanren Times]. Также относительно линии Москва—Токио в «Базовой политике в отношении российско-японских экономических отношений» от 7 декабря 2015 г. Японо-российский комитет по экономическому сотрудничеству, одно из региональных подразделений Кэйданрэн, чётко обозначил ключевые интересы деловых кругов Японии. Пер-
воочерёдное место в освоении Арктики отведено разведке природных ресурсов и освоению СМП [Базовая политика...].
Поскольку японским компаниям необходима подробная информация и расчёты относительно возможностей и рисков ведения дел в Арктике, а она всё ещё остаётся неизученной, работа научных центров не теряет актуальности. К главным из них относятся Национальный институт полярных исследований (NIPR), Японское агентство морских наук и технологий (JAMSTEC), Японское агентство аэрокосмических исследований (JAXA). Наиболее же показательным является пример такого «мозгового центра» как Фонд по исследованию океанической политики [Ohnishi Fujio]. Он лоббирует интересы судостроителей, а также иных смежных отраслей, и основное внимание уделяет Северному морскому пути.
Переходя из институциональной плоскости к свидетельствам роста интереса японского бизнес-сообщества к Арктике, стоит отметить, что одним из серьёзных факторов, повлиявших на Токио, стал проход по СМП танкера «Эдуард Толль» в зимний период. Танкер начал свой путь в корейском порту, зашёл в порт Сабетта, забрал груз с завода «Ямал-СПГ» и успешно доставил его во Францию. А затем в июле 2018 г. в КНР был доставлен груз с Ямала танкерами, которые впервые пересекли Арктику без помощи ледокола. Общее время транспортировки от порта Сабетта до китайского порта составило 19 дней. В то время как традиционный маршрут через Суэцкий канал занимает 35 дней [Melting ice...].
В сентябре 2018 г. Японией при Штаб-квартире по океанической политике была создана проектная группа, которая должна изучать вопросы экологии в Арктике, а также возможности СМП. Интерес Японии к региону, таким образом, набирает обороты. Задачи данной проектной группы направлены на изучение следующих вопросов: сопровождение судами ледового класса для обеспечения круглогодичной навигации по СМП, введение международных правил безопасного судоходства, обучение моряков, которые будут хорошо ориентироваться на маршруте СМП, развитие и расширение спасательных и ремонтных баз, расположенных вдоль побережья, обеспечение высокой точности маршрутных карт [Танака С.].
Однако внимание Токио было сконцентрировано не только на исследовательской стороне вопроса. Японское правительство также создало специальную информационную платформу для транслирования своей позиции относительно Арктики международному сообществу. Так, например, было объявлено, что на странице правительства теперь будет аккумулирована вся информация по арктической политике. Правительство Японии решило привлечь внимание к своим интересам в Арктике со стороны международного сообщества, разместив данные о технологических разработках компаний и научных центров на английском, китайском и русском языках [Сэйфу...].
В отношении непосредственно российско-японского партнёрства, ценным стало замечание министра иностранных дел Японии Коно Таро, впервые представившего Японию на ассамблее «Арктический круг» в октябре 2018 г. в Рейкьявике. В своём выступлении министр озвучил, что Россия в области энергетики является для Японии ключевым партнёром. Так, энергетическая корпорация Японии JOGMEC подписала меморандум о взаимопонимании с Российской компанией Новатэк. В рамках данного меморандума японская сторона проявила интерес к энергетическим проектам на Ямале, Гыдань-ском полуострове, включая проект «Арктик СПГ-2» [Speech].
Результаты не заставили себя долго ждать. Одним из знаковых проектов, о котором говорили довольно давно, стал «Арктик СПГ-2». 29 июня 2019 г. японские компании Мицуи и JOGMEC заключили сделку с Новатэк на покупку 10%-ной доли. Запуск запланирован на 2023 г. с планируемым ежегодным объёмом добычи газа в 19,8 млн т. Решение было принято в связи с возможностью навигации по СМП в летний период, а также неспокойной обстановкой на Ближнем Востоке. Президент и исполнительный директор Мицуи Ясунага Тацуо отметил, что при принятии решения были учтены все возможные риски, включая наличие санкций [Mitsui].
Отдельно хотелось бы отметит роль Хоккайдо, которую префектура может сыграть, органично встроившись в логистическую цепочку СМП. Речь идёт про порт Томакомай (находится в 50 км к юго-востоку от города Саппоро), где судам, следующим из Европы в Азию по Арктическому маршруту, будет удобно останавливаться. В 2014 г. в региональной стратегии развития промышленности Хок-
кайдо уже было заявлено о намерениях региона по переоснащению своих портов для увеличения их конкурентоспособности и благоприятной интеграции в СМП [Преодолевая холод]. Примечательно, что произошло это ещё до того, как была выпущена Арктическая стратегия.
Также существуют объединения, чья деятельность направлена на проработку локальных целей по развитию портовой инфраструктуры Хоккайдо. Продвижением данного вопроса занималась Экономическая ассоциация предпринимателей Хоккайдо. В 2016 г. ассоциацией были озвучены «Предложения по стратегии развития Северного морского пути», направленные не только на формирование комфортной портовой инфраструктуры, но и создание мастерских для ремонта судов ледового класса, подготовку инженерных кадров, членов экипажей, направленных на развитие префектуры Хоккайдо.
Резюмируя вышесказанное, прежде всего, важно отметить наличие заинтересованности Японии в освоении Арктики, которая зародилась ещё в 1990-е, а не возникла как реакция на расширение экономических интересов КНР в Арктическом регионе. На протяжении всего этого времени красной нитью проходит влияние компаний, представляющих такие отрасли, как энергетика и судостроение. При этом, когда мы говорим о влиянии отраслей, то круг участников не ограничивается исключительно компаниями Мицуи или JOGMEC. К ним относятся и корпоративные объединения, так называемые отраслевые группы по интересам, а также специализированные фонды и исследовательские институты, например, Фонд мира Сасакава.
Во-вторых, относительно возможностей реализации интересов японских компаний, которые неотделимы от интересов государственных, можно выделить участие в проектах «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ-2». Данные проекты соответствуют одной из стратегий Токио по диверсификации источников энергии. Кроме того, СМП — окно возможностей для местных компаний Хоккайдо, занимающихся строительством и поддержанием портовой инфраструктуры. Их участие позволит порту Томакомай встроиться в логистическую цепочку СМП.
В-третьих, смещая акцент на возможности в контексте российско-японских отношений, и несмотря на то, что стратегическим партнёром в вопросе освоения Арктики для России считается КНР, нельзя не отметить, что по линии Москва — Токио уже сложилось достаточное количество проектов, которые получили поддержку на политическом уровне. Фактически, для того, чтобы заниматься освоением ресурсов Арктики, обоим государствам нет необходимости придавать своим отношениям статус стратегического партнёрства. С одной стороны, интересы Москвы выходят далеко за рамки интересов Токио. С другой стороны, то же самое можно сказать и о Японии, для которой важно не ограничивать диалог Москвой. Такой подход для обоих участников можно считать полностью оправданным. Однако наличие партнёрских отношений с другими участниками процесса освоения Арктики, включая приарктические государства, не является ограничителем для совместных проектов.
Библиографический список
2019 LNG Report. IGU. P. 17. URL: https://www.igu.org/sites/default/files/ node-newsJtem-ñeld_ñle/IGU%20Annual%20Report%202019_23%20loresfinal.pdñ (дата обращения: 26.11.2019).
Ryuichi Shibasaki, Takashi Usami, Masahiko Furuichi etc. How do the new shipping routes aññect Asian liquefied natural gas markets and economy? Case oñ the Northern Sea Route and Panama Canal expansion // Maritime Policy & Management. 23.03.2018. Р. 545.
Преодолевая холод. Интересы и политика стран Азиатско-Тихоокеанского региона в Арктике: вызовы и возможности для России / под ред. В.Л. Ларина и С.К. Песцова. Владивосток: ИИАЭ ДВО РАН, 2017. С. 280.
How do the new shipping routes affect Asian liquefied natural gas markets and economy? Р. 546—547.
Аомори кэн-но сасаки фуку тидзи кара дзинио: гэнсё: сякай ни окэру тиики кайхацу-но ариката кику : [Вице-губернатор префектуры Аомори о «возможностях развития территорий в условиях снижения численности населения»] // Action (кацудо:) сю:кан кэйданрэн таймусу. No. 3189. 28.08.2014. URL: http:// www.keidanren.or.jp/journal/times/2014/0828_06.html (дата обращения: 01.11.2019).
Базовая политика в отношении японо-российских экономических отношений. 07.12.2015. С. 7 (дата обращения: 14.12.2019).
Ohnishi Fujio. The Process of Formulating Japan's Arctic Policy: from Involvement to Engagement // East-Asia Arctic Relations: Boundary, Security and International Politics. No.1. November 2013. Р. 3—4.
Melting ice in Arctic Ocean opening up new faster, cheaper energy trade route.
31.08.2018. The Japan Times. URL: https://www.japantimes.co.jp/news/2018/08/31/ business/melting-ice-arctic-ocean-opening-new-faster-cheaper-energy-trade-route/# .XPJolRYzbIU (дата обращения: 15.11.2019).
Танака С. Сэйфу кайё: сэйсаку хонбу, коккёкукай ко:ро кацуё: э PT нэндом-цу икэн со матомэ : [К концу года проектная группа при Штаб-квартире по океанической политике правительства подготовит мнение относительно использования северного морского пути]. 03.09.2018. URL: http://logistics.jp/media/2018/09/ 03/2653 (дата обращения: 15.11.2019).
Сэйфу, хоккёку сэйсаку-но дзё:хо: о итигэнка HP дэ хассин-э : [Правительство объединяет информацию об арктической политике на своей странице] // The Sankei News. 07.11.2018. URL: https://www.sankei.com/politics/news/181107/ plt1811070005-n1.html (дата обращения: 09.11.2019).
Speech by H. E. Mr. Taro Kono, Minister for Foreign Affairs of Japan at the Arctic Circle 2018 Opening Session 19 October 2018, Reykjavik, Iceland. P. 3—4. URL: https://www.mofa.go.jp/files/000410409.pdf (дата обращения: 14.12.2019).
Mitsui to join LNG project in Arctic Ocean off Russia // The Japan Times.
30.06.2019. URL: https://www.japantimes.co.jp/news/2019/06/30/national/mitsui-joi n-lng-project-arctic-ocean-off-russia/#.XcceENUzbIU (дата обращения: 14.12.2019).
References
2019 LNG Report. IGU. P. 17. URL: https://www.igu.org/sites/default/files/ node-newsJtem-field_file/IGU%20Annual%20Report%202019_23%20loresfmal.pdf (accessed: 26 November, 2019).
Ryuichi Shibasaki, Takashi Usami, Masahiko Furuichi etc. (2018). How do the new shipping routes affect Asian liquefied natural gas markets and economy? Case of the Northern Sea Route and Panama Canal expansion // Maritime Policy & Management. P. 545.
Preodolevaya holod. Interesy I politika stryan Aziatsko-Tikhookeanskogo regiona v Arctice: vyzovy I vozmozhnosti dlya Rossii. (2017). [Breaking the Cold. Interests and Policies of the Asia-Pacific Countries in Arctic:Challenges and Prospects for Russia]. Ed. by V. L. Larin and S. K. Pestsov. Vladivo-stok: IHAE FEB RAS. P. 280. (In Russian).
How do the new shipping routes affect Asian liquefied natural gas markets and economy? (2018). P. 546—547.
Aomori-ken no saski fuku tiji kara jinio: gansyo: syakai ni okeru tiiki kaihatsu-no arikata kiku. (2014) [Aomori Prefecture Vice Governor Sasaki "Opportunities for Community Development in a Population Declining Society"] // Action. Keidanren Times. No. 3189. URL: http://www.keidanren.or.jp/journal/times/2014/0828_06.html (accessed: 1 November, 2019). (In Japanese).
Ohnishi Fujio (2013). The Process of Formulating Japan's Arctic Policy: from Involvement to Engagement // East-Asia Arctic Relations: Boundary, Security and International Politics. No.1. November 2013. P. 3—4.
Melting ice in Arctic Ocean opening up new faster, cheaper energy trade route. (2018). The Japan Times. URL: https://www.japantimes.co.jp/news/2018/08/31/busin ess/melting-ice-arctic-ocean-opening-new-faster-cheaper-energy-trade-route/#.XPJo lRYzblU (accessed: 15 November, 2019).
Tanaka S. (2018) Seifu/ kaiyo: seisaku honbu, Hokkyoku-kai ko:ro katsuyo: e PT nendomatsu iken-sho matome. [Government: Marine Policy Headquarters in the End of the Year Presents Opinion about the Use of the Northern Sea Route]. URL: http:// logistics.jp/media/2018/09/03/2653 (accessed: 15 November, 2019). (In Japanese.)
Seifu, Hokkyoku seisaku no jo:ho: o ichigenka HP de hasshin e. [The Government is going to centralize Arctic Policy Information on its Website]. // The Sankei News. 07.11.2018. URL: https://www.sankei.com/politics/news/181107/plt1811070005-n1. html (accessed: 15 November, 2019). (In Japanese.)