Сотрудничество России и Китая в российской Арктике Cooperation of Russia and China in the Russian Arctic
Александрова Виктория Алексеевна
Студент 2 курса Факультет Экономика Санкт-Петербургский государственный университет
Россия, г. Санкт-Петербург e-mail: aleksandrova. viktoriia@yandex. ru
Aleksandrova Viktoriia Alelkseevna
Student 2 term Faculty of Economics St. Petersburg State University Russia, St. Petersburg e-mail: aleksandrova. viktoriia@yandex. ru
Научный руководитель Чернявская Елена Михайловна
Кандидат экономических наук, ассистент кафедры мировой экономики Санкт-Петербургский государственный университет
Россия, г. Санкт-Петербург e-mail: [email protected]
Scientific adviser Chernyavskaya Elena Mikhailovna
Candidate of Economic Sciences, Assistant of the Department of World Economy
St. Petersburg State University Russia, St. Petersburg e-mail: [email protected]
Аннотация.
В данной статье проанализировано взаимодействие России и Китая в Арктическом регионе, в частности в сфере торговли сжиженным природным газом. Выявлены ключевые причины усиления заинтересованности Китая в реализации коммерческих возможностей в Арктике в последние несколько лет. Рассмотрены наиболее крупные СПГ - проекты с участием китайских инвестиций: успешно функционирующий проект Новатэк «Ямал СПГ» и находящийся в стадии разработки «Арктик СПГ-2». Продемонстрированы выгодность сотрудничества России и КНР в Арктике, а также некоторые опасности, сопровождающие усиление присутствия Китая в этом регионе, например, возможность монополизации Китаем Северного Морского пути. В качестве варианта устранения существующей угрозы предложена диверсификация международных связей в Арктическом регионе за счёт укрепления отношений с Японией.
Annotation.
This article analyzes the interaction of Russia and China in the Arctic region, in particular in the field of trade in liquefied natural gas. It reveals the key reasons for China's increased interest in implementing business opportunities in the Arctic over the past few years. The largest LNG projects with the participation of Chinese investments were considered: the successfully functioning Novatek's project "Yamal LNG" and the "Arctic LNG-2" under development. The article demonstrates the benefits of cooperation between Russia and the PRC in the Arctic, as well as some of the dangers that accompany China's increased presence in this region, such as the possibility of China's monopolizing the Northern Sea Route. As an option to eliminate the existing threat, it is proposed to diversify international relations in the Arctic region due to the strengthening of relations with Japan.
Ключевые слова: Арктика, инвестиции, Китай, Северный морской путь, природные ресурсы, СПГ, энергетическое сотрудничество.
Key words: Arctic, investment, China, Northern Sea Route, natural resources, LNG, energy cooperation.
Крайний Север - регион, традиционно характеризующийся повышенным интересом со стороны правительства России. Арктика богата множеством неосвоенных природных ресурсов, а ледокольный флот России на сегодняшний момент является самым крупным и мощным в мире. Поскольку РФ - официальное
полярное государство, все проекты в Арктическом регионе являются вопросами национальной безопасности и напрямую влияют на уровень обороноспособности России. Тем не менее кроме пятёрки арктических стран, то есть стран, с юридической точки зрения имеющих право на освоение шельфа Арктики, (Россия, Норвегия, США, Канада и Дания) ряд других стран, среди которых группа азиатских государств (Китай, Индия, Япония, Южная Корея и др.) также претендует на участие в освоении этого региона. Например, Япония входит в число мировых лидеров в области изучения Арктики и достаточно давно разрабатывает свою Арктическую внешнюю политику, особо уделяя внимание транспортной инфраструктуре и энергетическим ресурсам. Другой азиатский «гигант» Индия тоже проявляет инициативу к участию в арктических проектах, в том числе совместно с Россией. Со стороны Китая заинтересованность в «открытии» Арктики также наблюдается на протяжении не одного десятилетия. Ещё в 1981 году при китайском министерстве природных ресурсов появились Арктическая и антарктическая администрация, которые за период до 2017 года предприняли 8 экспедиций в этот регион [3]. Более того, в настоящее время внимание КНР к Арктике только усиливается. Так, в июле 2018 года началась 9-я китайская научная арктическая экспедиция, в будущем же их количество планируют удвоить, для чего в текущем 2019 году намечена выпуск ледокола «Сюэлун-2» («Снежный дракон-2») [3]. В последние несколько лет научные изыскания со стороны Китая дополнились исследованием коммерческих возможностей страны в Арктике. В частности, в стадии разработки находится проект совместной добычи Россией и Китаем углеводородов и сжиженного природного газа. В 2018 году наконец была формализована Арктическая политика КНР.
Возросшее внимание Китая в сторону Арктики можно объяснить несколькими факторами. Во-первых, геополитические причины. Российско-китайские отношения в данный момент находятся на пике своего развития. КНР для России является перспективным, растущим хозяйственным и стратегическим партнёром. В то же время сотрудничество с РФ - ключевой фактор усиления позиции Китая в Арктике -шельф, принадлежащий России составляет примерно 21% Мирового океана, около 60% которого пригодны для бурения. Оба государства выступают за конструктивный диалог в вопросах создания устойчивого и эффективного международного сотрудничества в Арктике. Во-вторых, транспортные факторы. Не секрет, что КНР давно была заинтересована в использовании Севморпути в своих целях. СМП -главная российская морская коммуникация в Арктике, он проходит по Северному Ледовитому океану вдоль северных берегов России, соединяя европейские и дальневосточные порты. Основной объём перевозок в настоящее время Китай осуществляет по южному направлению - морскому торговому маршруту через Южно-Китайское море, Суэцкий канал и Малаккский пролив. Тем не менее, здесь существуют определённые проблемы. Прежде всего, то, что Южно-Китайское море - это спорная территория, область конфликтов США и Китая. Учитывая вынесенное в 2016 году международным трибуналом, созданным при посредничестве Постоянной палаты третейского суда в Гааге решения о том, что КНР не имеет права на территории в Южно-Китайском море, США имеет законное право патрулировать акваторию моря «отстаивая принципы свободы мореплавания» [13]. Таким образом, данная торговая магистраль попадает под определённый контроль стратегического конкурента Китая, любое ухудшение во внешнеполитических отношениях двух стран может сказаться на объёмах и условиях перевозок. Следовательно, этому направлению необходима альтернатива, и СМП, с точки зрения китайского правительства, является наиболее оптимальным вариантом. Наконец, немаловажную роль играют экономические причины. С чисто экономической точки зрения арктический маршрут для Китая более выгодный, поскольку даёт возможность сэкономить время и средства. Это было доказано на опыте китайской компании Cosco - чьё судно, направлявшееся из Даляна в Швецию прибыло к месту назначения на 15 дней раньше, потратив на 400 тонн топлива меньше по сравнению с маршрутом через Суэцкий канал [6]. Учитывая привлекательность СМП как торговой магистрали, Китай планирует переместить 15% своего внешнего грузооборота по этому направлению
[6]. Кроме того, можно выделить ещё одну исключительно формальную причину - в опубликованной в 2018 году Госсоветом КНР первой в истории Белой книги о государственной политике в Арктике Китай именуется «приарктическим государством» [6]. Полученный Китаем в 2013 году статус наблюдателя в Арктическом совете даёт ему право на отношение к «северным» делам, поскольку процессы в Арктике влияют на всю планету, и регион находится под юрисдикцией международных правовых норм, установленных ООН [5].
Сотрудничество с Россией на Крайнем Севере и освоение СМП даёт КНР возможность участия в разработке российских газовых месторождений, в чём Китай, будучи крупнейшим потребителем энергетических ресурсов выражает свою крайнюю заинтересованность. По мнению директора по исследованиям Vygon Consulting Марии Беловой, «При росте мировых потребностей в СПГ на 4% в год уже в 2023 г. может возникнуть дефицит мощностей по производству сжиженного газа. Ввод большинства строящихся СПГ-заводов закончится в 2020 г.» [10]. За счет освоения полярных месторождений Китай может покрыть импортные потребности в энергоресурсах на 50-60 % [1, C. 44]. В частности, китайские компании выступают активными партнёрами России в проектах, реализуемых на Ямале. Во время церемонии первой погрузки сжиженного газа на заводе "Ямал СПГ" в 2017 году В. Путин произнёс фразу, которая оказалась пророческой: "Шелковый путь дотянулся до самого Севера. Объединим его с Северным морским путем, и будет то, что нужно, и Северный морской путь сделаем Шелковым". В опубликованной год спустя «Белой книге» было заявлено намерение КНР "совместно с другими государствами" создавать и развивать морские торговые пути в Арктическом регионе в рамках программы "Полярный шелковый путь", являющейся частью инициативы «Один пояс - один путь» [4].
Среди осуществляемых в Арктике проектов по добыче природного газа особый интерес китайских инвесторов вызывает СПГ - проект Новатэк «Ямал СПГ». Фонд шёлкового пути и Китайская национальная нефтегазовая корпорация CNPC владеют 9,9% и 20% акций проекта. Особое отношение китайцев прежде всего обусловлено близостью «Ямал СПГ» к СМП. Кроме того, запасы газа Южно-Тамбейского месторождения на конец 2017 года оценивались в 683 млрд куб м., запасы газа расположены на суше, что обуславливает относительно низкий уровень затрат на их разработку и добычу [9]. Проект «Ямал СПГ» активно поддерживается государством, в том числе и в форме налоговых льгот. Перечисленные факторы позволяют удерживать продажные цены на газ на стабильно выгодном для покупателей, в том числе для Китая, уровне. Так, стоимость СПГ составляет примерно 10,5 - 10,9$ за 1 млн британских тепловых единиц (МБТЕ), однако себестоимость поставки газа с месторождения на Ямале в Китай с учетом затрат на производство и перевозку по СМП составляет всего 6,1$ за 1 млн МБТЕ. Причём доставка СПГ в страны Азии примерно на 0,8$ выгоднее, чем по западному маршруту [9].
Производство газа на «Ямал СПГ» было начато 5 декабря 2017 года, а уже в декабре 2018 года представители ПАО «Новатэк» объявили, что завод достиг проектной мощности производства [9]. На данный момент «Ямал СПГ» - крупнейшее предприятие по производству сжиженного природного газа в России с совокупной долей мирового рынка СПГ около 5%. Мощность завода составляет 17,4 млн т. в год, при этом потенциальный уровень добычи месторождения 27 млрд куб. м. газа в год. Реализация «Ямал СПГ» включает в себя не только строительство завода, но также и создание транспортной инфраструктуры, включающей морской порт и аэропорт в районе поселка Сабетта и строительство танкеров усиленного ледового класса «Arc7» [12].
20 мая 2014 года Новатэк и CNPC подписали двадцатилетний контракт на поставку 3 млн т. СПГ в год. В 2018 году танкеры Новатэк впервые доставили сжиженный природный газ в Китай [8]. Эффективность взаимодействия РФ и КНР и в этом направлении доказывает растущий объём импорта последним сжиженного природного газа: в 2016 г. благодаря строительству завода Ямал СПГ грузоперевозки выросли до 7,5 млн т. А в 2017 г. по СМП было перевезено уже почти 11 млн т грузов [6].
Успешная реализация в последние несколько лет российско-китайской торговли сжиженным природным газом, а также усложнение отношений Китая и США делает участие в российских СПГ-проектах ещё более привлекательными в глазах китайских инвесторов. В частности, в процессе разработки инвестиционного решения находится ещё один проект Новатэк «Арктик СПГ-2», предполагающий разработку двух месторождений Гыданского полуострова и строительство завода по производству СПГ. Строительство завода планируется начать к концу 2019 года, а начало производства запланировано на 2022-2023 год, при этом проектная мощность «Арктик СПГ - 2» составляет 19,8 млн т СПГ в год. Официальными инвесторами проекта на данный момент выступают российская компания Новатэк (60% акций) и французская Total (10%). Также на долю в проекте претендует саудовская компания Saudi Aramco и японская Saibu Gas Co. Что касается КНР, то официальный договор пока не заключён, однако по словам министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова, китайские партнеры также участвуют в проекте «Арктика СПГ - 2» и, скорее всего, подпишутся под ним [7].
Для России сотрудничество с КНР в Арктике также очень выгодно. Так, взаимодействие в сфере энергетики ведёт к развитию промышленности. По мнению представителей Министерства природы РФ, к 2025 году в районе Обской губы «Новатэк» на Ямале и Гыдане будет производить около 31 млн тонн сжиженного природного газа, большая часть которого будет перевозиться по СМП в восточном направлении [10]. Для обеспечения поставок необходимо достаточное количество судов. Однако единственное место строительства ледоколов на территории России - Балтийский завод, производящий суда на ядерной установке, не может обеспечить нужный уровень ледокольной проводки. Кроме того, Международная морская организация настаивает на запрете использования к 2021 году судов на тяжёлом топливе, поскольку дизель - топливо достаточно дорогое, единственным оптимальным вариантом остаётся сжиженный природный газ. В 2018 году рамках Восточного экономического форума «Новатэк» и Росатом подписали соглашение о создании совместного предприятия для строительства ледоколов на сжиженном природном газе - «Морского арктического транспорта», в рамках которого предполагается построить 15 судов. Со стороны Китая в этом проекте участвуют COSCO и Фонд Шёлкового пути, который выступает в качестве инвестора [10].
Российская экономика нуждается в китайских источниках финансирования для реализации инвестиционных проектов по освоению месторождений природных ресурсов. развития близлежащих дальневосточных регионов. Поскольку немалая часть богатой природными ресурсами арктической зоны РФ лишена важных объектов стратегической инфраструктуры, а технические и транспортно-экономические характеристики многих северных портов устарели, масштабные инвестиции, в том числе китайские, более чем оправданы. В будущем согласно прогнозам российских экспертов по всей протяженности СМП будут располагаться предприятия по добыче и переработке нефти и газа и мощности по бункеровке судов. Среди реализуемых уже сегодня проектов можно выделить заключённое в 2016 году китайской корпорацией Poly International Holding Co и АО «Арктический транспортно -промышленный узел «Архангельск» соглашение о строительстве Архангельского морского порта [2]. В 2018 году стало известно о намерениях шанхайской компании «Чжумпу» построить на берегу Авачинской губы в Камчатском крае современный судоремонтный завод, кроме строительства самого завода, в регионе планируется создать целую промышленную зону. Кроме того, компания «Новатэк» для промежуточной перевалки СПГ с действующего завода «Ямал СПГ» и с будущего предприятия «Арктик СПГ-2» на Гыданском полуострове планирует построить два терминала на Камчатке и в Мурманской области, таким образом КНР получит базы для переработки СПГ на российской территории [3]. В рамках Восточного экономического форума было подписано соглашение с правительством Камчатки, сумма ожидаемых инвестиций в этот регион составит около 108 млрд. руб.; подписание аналогичных документов с Мурманской областью ожидается в ближайшее время [11].
С каждым годом Китай усиливает своё присутствие в Арктике. Арктическая политика КНР является частью стратегии «мирного возвышения» Китая и провозглашенного на 18 Всекитайском съезде КПК курса на превращение страны в великую морскую державу. Действия и РФ, и КНР на Крайнем Севере в первую очередь определяются национальными интересами каждой из стран. Россия, как крупный экспортёр энергетических ресурсов, заинтересована в тесном арктическом сотрудничестве с Китаем, а также в привлечении китайских инвестиций и получении технологий. Однако поскольку Арктика является одним из ключевых регионов, обеспечивающих государственную безопасность страны все осуществляемые там международные проекты должны находиться под контролем правительства. Нельзя допустить, чтобы интерес Китая к СМП и к Арктике в целом привёл к монополизации КНР этой морской артерии. На данный момент вторым по важности после инвестиций направлением сотрудничества двух стран является торговля, в частности приобретение Китаем услуг российского ледокольного флота. Однако в настоящее время КНР завершает строительство нескольких ледоколов серии «Снежный дракон», то есть фактически создаёт национальный арктический флот. Имея собственный флот, Китай обретёт определённую независимость от России в формировании своей Арктической политики. Также в условиях изменения климата и угрозы таяния льдов необходимо контролировать соблюдение Китаем экологических норм в сфере добычи ресурсов в целях сохранения хрупкой экосистемы российской Арктики. Одним из способов сохранить ведущую роль России как полярного государства и обезопасить северные рубежи страны является диверсификация направлений внешней Арктической политики РФ. В частности, целесообразно усилить взаимодействие в области торговли СПГ с Японией. В настоящее время Япония занимает первое место в мире по количеству судов для транспортировки сжиженного природного газа, а также доминирует в доле импорта СПГ. Сотрудничество с Японии может базироваться не только на экспорте газа, но и на продаже российских танкеров, поскольку вслед за ростом японского спроса на газ, растёт и потребность страны в перевозчиках.
Список используемой литературы:
1. Гао Тяньмин Сотрудничество России и Китая в Арктике в формате опорных зон/ Гао Тяньмин // Вестник университета. - 2018. - № 4. - С. 43 - 50.
2. Александрова М. В. Китайские инвестиции в России: отраслевой срез / М. В. Александрова // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. - 2017. - № 22. - С. 219 - 242.
3. Горохова А. 2018-й - год Арктики по китайскому календарю? / А. Горохова // URL: https://regnum.ru
4. Лекух Д. Россия и Китай создадут Полярный шелковый путь / Д. Лекух // URL: https://ria.ru
5. Воронов К. Арктическая политика. ЕС, Китай, Россия и Арктика: стратегические императивы / К. Воронов // URL: http://russiancouncil.ru
6. Ерёмина Н. «Полярный Шелковый путь». Китай подбирается к Арктике / Н. Ерёмина // URL: http://eurasia.expert
7. С. В. Лавров (2019) Интервью в Москве 24.02. (Архив Министерства иностранных дел Российской Федерации).
8. Топорков А. «Новатэк» впервые поставил СПГ по Северному морскому пути через Дальний Восток / А. Топорков // URL: https://www.vedomosti.ru
9. Топорков А. «Новатэк» запускает вторую очередь «Ямала СПГ» / А. Топорков // URL: https://www.vedomosti.ru
10. Горохова А. Новая эра ледокольного флота: «Атомфлот» переходит на СПГ? / А. Горохова // URL: https://regnum.ru
11. Марцинкевич Б. Сжиженный газ «Новатэка» будет храниться на плавучих складах / Б. Марцинкевич // URL: https://www.vedomosti.ru
12. Официальный сайт ПАО «НОВАТЭК» // URL: http://www.novatek.ru
13. Зюзин А. Южно-Китайское море: арена противостояния между Китаем и США / А. Зюзин // URL: https://tass.ru