Научная статья на тему 'Арктика как пространство для развития сотрудничества России и стран Азиатско-Тихоокеанского региона'

Арктика как пространство для развития сотрудничества России и стран Азиатско-Тихоокеанского региона Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
305
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРКТИКА / АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ РЕГИОН / СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ / НЕФТЕГАЗОВАЯ ОТРАСЛЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Яковлев Д.И.

Статья посвящена анализу интересов стран Азиатско-Тихоокеанского региона в Арктике в контексте перспектив развития сотрудничества с Россией. В статье проводится анализ экономических интересов Японии в Арктике, изучаются проблемы, затрагивающие интересы японских морских компаний. Далее проводится изучение роли Китая в освоении Арктики, а также его Большой стратегии, рассчитанной до 2020 года. Проводится анализ подхода России к сотрудничеству с Китаем в Арктике, который был бы сбалансированным и компромиссным. Кроме этого, в статье определяется, будет ли выгода от Российско-китайского сотрудничества в Арктике. Далее в статье проводится анализ позиции Южной Кореи в отношении Арктики и возможность усиления ее роли в процессе освоения данной территории. Изучается комплекс проблем, привлекающих устойчивое внимание южнокорейских политических элит. В заключение статьи определяется, какой вектор действий нужно предпринять России, чтобы сотрудничество с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона на арктическом направлении было плодотворным. Среди приоритетных интересов и потенциальных сфер сотрудничества выделены такие, как развитие морских коммуникаций, освоение углеводородных месторождений арктического шельфа, морской промысел, а также сохранение и приумножение морских биоресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Арктика как пространство для развития сотрудничества России и стран Азиатско-Тихоокеанского региона»

Арктика как пространство для развития сотрудничества России и стран Азиатско-Тихоокеанского региона

Яковлев Денис Игоревич,

аспирант кафедры международных проблем ТЭК, Международный институт энергетической политики и дипломатии, Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России, dnsyakovlev@gmail.com

Статья посвящена анализу интересов стран Азиатско-Тихоокеанского региона в Арктике в контексте перспектив развития сотрудничества с Россией.

В статье проводится анализ экономических интересов Японии в Арктике, изучаются проблемы, затрагивающие интересы японских морских компаний. Далее проводится изучение роли Китая в освоении Арктики, а также его Большой стратегии, рассчитанной до 2020 года. Проводится анализ подхода России к сотрудничеству с Китаем в Арктике, который был бы сбалансированным и компромиссным. Кроме этого, в статье определяется, будет ли выгода от Российско-китайского сотрудничества в Арктике.

Далее в статье проводится анализ позиции Южной Кореи в отношении Арктики и возможность усиления ее роли в процессе освоения данной территории. Изучается комплекс проблем, привлекающих устойчивое внимание южнокорейских политических элит. В заключение статьи определяется, какой вектор действий нужно предпринять России, чтобы сотрудничество с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона на арктическом направлении было плодотворным. Среди приоритетных интересов и потенциальных сфер сотрудничества выделены такие, как развитие морских коммуникаций, освоение углеводородных месторождений арктического шельфа, морской промысел, а также сохранение и приумножение морских биоресурсов.

Ключевые слова: Арктика, Азиатско-Тихоокеанский регион, Северный морской путь, нефтегазовая отрасль, национальная безопасность.

Не имея собственного выхода в Арктику, страны Азиатско-Тихоокеанского региона в последние несколько лет демонстрируют огромный интерес и готовность переходить к активным действиям в данном регионе. Такая тенденция, главным образом, поясняется превращением Южной Кореи, Японии и КНР в ведущие морские государства. Экономическая результативность и перспективы перечисленных государств напрямую зависят от степени безопасности и стабильности торговых морских коммуникаций, глобальной свободы мореплавания и общности международных торгово-экономических территорий, важным элементом которых, несомненно, выступает и Арктика. Происходящие в последнее время в международном экономическом пространстве события все стремительней втягивают Арктику в зону интересов государств региона.

Дополнительным фактором, обуславливающим пристальный интерес к Арктике, выступает остро стоящий вопрос энергетической безопасности государств региона.

В настоящее время в Арктике, по уточненным данным, сосредоточено не менее 30% разведанных мировых запасов природного газа и около 13% запасов мировой нефти. [8]

Государства региона добывают в полярных водах большие объемы морепродуктов, поэтому серьезную озабоченность у них вызывают вопросы защиты биоресурсов Арктики.

Национальная безопасность - дополнительный аргумент для Южной Кореи, Японии и КНР контролировать происходящие в Арктике процессы. Главные риски состоят в том, что экономические проекты по освоению арктического пространства, например, создание новых морских маршрутов и разработка месторождений, могут стать причиной геополитической напряженности между государствами, заинтересованными в экономическом освоении Арктики.

Основной задачей исследования является оценка интересов и перспектив сотрудничества

х

X

о

го А с.

X

го т

о

ю

М О

а>

о

сч

№ OI

О Ш

m х

<

m о х

X

России и стран Азиатско-Тихоокеанского региона в Арктике.

Постепенно Арктика начинает играть на международной политической арене роль, благодаря которой к ней приковано самое пристальное внимание многих государств, причем не все они расположены в арктическом регионе. Получить право на освоение богатейшего ресурсного потенциала Арктики активно стремятся страны, которые, казалось бы, вообще не имеют к ней отношения. Сегодня о готовности претендовать на морские ресурсы и природные ископаемые Арктики заявляют свыше двадцати мировых держав. Кроме стран, на территории которых расположен непосредственно Полярный круг, Арктику собираются осваивать страны Евросоюза, Южная Корея, Япония и КНР.

В данной статье проведем детальный анализ арктической позиции некоторых стран Азиатско-Тихоокеанского региона и изучим их национальные интересы в контексте перспектив развития сотрудничества с Россией.

Кратко охарактеризуем стратегии и интересы Китая, Японии и Южной Кореи, выступающими ключевыми странами Азиатско-Тихоокеанского региона и претендующими на освоение геоэкономического потенциала Арктики.

Япония

Японские национальные интересы в Арктике развиваются в следующих ключевых направлениях: разведка и добыча полезных ископаемых, главным образом, морских биоресурсов и углеводородов, а также развитие и освоение Северного морского пути (СМП).

Активизация экономического интереса Токио к СМП отмечалась еще с 2010-х гг., когда стремительно возросла навигационная активность Японии вдоль северных рубежей Российской Федерации. Практическое развитие интересов Токио произошло в 2012 г., в момент прохождения ледокола «Снежный дракон» (Сюэлун), принадлежащего КНР, по СМП и его выходу в воды Атлантики. Этот момент стал переломным в арктической политике Японии, она предприняла решительные шаги по входу в Арктический совет. На тот момент ее вполне удовлетворял статус наблюдателя.

Конец 2012 г. в вопросах развития СМП ознаменовался тем, что российский танкер Обь (фрахт ПАО «Газпром») впервые поставил в Японию норвежский сжиженный природный газ (СПГ) [5]. Уже в следующем 2013 г. правительство Японии поручило министерству государственных земель и коммуникации осуществить исследование правового основания участия Японии в эксплуатации СМП. Это лишний раз доказывает наличие у Токио серьезной заинтересованности в освоении этого морского пути. В рамках данного исследования, в частности, изучалась экономическая целесообразность осуществления перевозок по

СМП сжиженного природного газа, контейнерных грузов и автомобилей [14].

Тем не менее, на сегодня существует ряд еще нерешенных вопросов, касающихся национальных экономических интересов морских перевозчиков Японии. В частности, основные претензии Токио относятся к необходимости оплачивать не только услуги ледоколов, но и то, что иностранному флоту выставляются повышенные транзитные тарифы в пользу государственного бюджета России. Данные тарифы существенно снижают экономическую эффективность поставок грузов через Северный морской путь.

Еще одним поводом для недовольства Японии выступает обязанность за три месяца сообщать соответствующим российским ведомствам о предстоящем маршруте. Также для местных судоходных компаний экономически невыгодно владеть судами ледяного класса, поскольку затраты на их содержание необходимо нести круглый год, в то время как фактическая эксплуатация осуществляется только во время непродолжительного навигационного сезона. Япония считает серьезным препятствием использование СМП в условиях дефицита информации о миграции льдов, неудовлетворительного технического оснащения служб метеорологического оповещения и сложных погодных условиях, что дополнительно затрудняет навигацию по этому маршруту. Большую обеспокоенность японской стороны также вызывает откровенно плохое состояние гаваней, грузовых портов и прочих инфраструктурных объектов, обеспечивающих грузоперевозки по Севморпути, а, кроме того, установленные Россией ограничения по тоннажности судов при приеме их портами восточнее Мурманска. Это сильно усложняет судоходство по СМП и повышает риски и последствия непредвиденных ситуаций. В настоящее время японские эксперты и ученые сходятся во мнении, что сегодняшняя Арктика все еще не обеспечивает надежную и безопасную навигацию по СМП [3].

Однако сегодня уже можно говорить и о наличии положительных сдвигов в этом вопросе. В частности, к 2017 г. в порядке реализации проекта «Ямал СПГ» спущены на воду 10 ледоколов, предназначенных для транспортировки СПГ. Планируется, что это будут самые крупные суда, предназначенные для суровых условий Арктики. Также предполагается, что одной из судоходных компаний, заявленных для транспортировки СПГ, будет японская Mitsui OSK. В начале 2014 г. был заключен контракт российской компании Yamgaz SNC и Yokogawa Electric, в рамках которого предусмотрена поставка на проект «Ямал СПГ» инновационных интегрированных систем безопасности и управления ICSS [9].

В свою очередь, в зону ответственности Японии входит разработка технической возможности

освоения Северо-Западного прохода и СМП, мероприятия по обеспечению окупаемости СМП, решение экологических проблем, которые будут сопровождать интенсивную навигацию по данному маршруту, а также глубокое научное планирование эксплуатации СМП.

Поэтому особая ставка в освоении СМП всеми заинтересованными сторонами ставится на японский инновационный научный и промышленный потенциал. В частности, предполагается формирование эффективной системы слежения за перемещением ледяных масс, совершенствование существующей системы навигационного оповещения и включение в анализ ситуации в Арктике данных национальных метеорологических спутников Токио. Тем не менее, российская сторона все еще не выработала окончательного решения о допустимости использовать потенциал Японии как партнера в вопросах освоения СМП. Токио считает, что решающее значение приобретет готовность России привести свои нормы и правила в соответствие с действующими мировыми стандартами, в т. ч. с Конвенцией ООН в области морского права. В данном контексте на первый план выходит процесс разработки Полярного кодекса, осуществляемый под эгидой Международной морской организации.

У японской стороны очень важную роль играет возможность совместными усилиями создать высокоэффективную систему мониторинга дрейфования льдов и метеопрогнозов.

В процессе совместного освоения СМП существует также и геополитический аспект. В частности, точка зрения японского ученого Н. Симотомаи касается проблематики имеющихся противоречий в вопросах территориального размежевания акватории и статуса Курильских островов, между которыми планируется пролегание северного морского пути между Европой и Японией [11, с. 203].

Таким образом, можно сделать обоснованный вывод, что практическая реализации данного проекта возможна только после того, как будет снята геополитическая напряженность вокруг статуса Курильских островов.

Также Япония должна решить и еще один практический вопрос, относящийся к Арктике -может ли она также претендовать на освоение углеводородных месторождений арктического шельфового дна. Данный вопрос имеет уже непосредственное отношение к области энергетической безопасности Токио. Это поясняется тем, что закрепление за собой определенной доли в месторождениях на арктическом материковом шельфе дало бы Японии возможность минимизировать финансовые риски, обусловленные чрезмерной волатильностью стоимости углеводородов на мировом рынке.

Также в будущем Япония может стать одним из основных покупателей арктического газа. Про-

гнозируется, что рост удельного веса Японии в области спотовых контрактов на сжиженный природный газ, добываемый на арктических материковых шельфах, стабилизирует мировой газовый рынок, находящийся в прямой зависимости от рынка нефти.

Японский фактор в вопросах стабилизации мирового рынка газа состоит и в объемах спроса на газ в Европе, которая в данный момент выступает как главный потребитель данного вида топлива из Арктики, при существовании прямой зависимости спроса от времени года. В частности, потребление Европы зимой выше, чем летом, что поясняется отопительным сезоном. В Японии же наблюдается противоположная ситуация, когда максимальное потребление газа приходится на летний период, поскольку в это время кондиционеры работают на полную мощность.

Вопрос участия Токио в освоении месторождений Арктики актуализирует возможность реального использования финансового, научного и промышленного потенциала японской экономики. На территориях, лежащих за Полярным кругом, очень актуальным является применение технологий, позволяющих вести строительство при повышенной сейсмоопасности и в экстремальных климатических условиях. При практической реализации проектов освоения Арктики, Токио мог бы получить огромные заказы на поставку оборудования для разработки месторождений материкового шельфового дна, а также на строительство специального флота, эксплуатация которого будет происходить на СМП. В частности, Япония могла бы поставлять еще и специальные суда навигационного обеспечения.

Китай

В последнее время Пекин приобрел статус постоянного участника проектов по освоению Арктики, что не могло не сказаться на состоянии международных отношений в арктическом регионе.

В Китае существует многовековая традиция стратегического прогнозирования и планирования, благодаря которой государство добивается целей в самой долгосрочной перспективе. В отношении текущей политики Пекина необходимо упомянуть три ее основных элемента: обновленная Военная доктрина, Большая китайская стратегия и тринадцатая пятилетка как неотъемлемая часть последней.

Большая стратегия Пекина охватывает период до 2020 года, к этому времени страна должна стать одним из мировых лидеров, в рамках чего планируется плавный переход к максимальной настойчивости внешней политики КНР, а также отстаивании собственных интересов в международной плоскости методами мягкой силы, что предотвратит возможность назревания конфликта интересов мировых держав в арктическом вопросе [15]. Необходимо заметить, что напрямую

х

X

о

го А

с.

X

го т

о

ю

М О

да

о

см

№ О!

О Ш

т х

<

т о х

X

Большая стратегия Пекина не упоминает активное участие в освоении Арктики, однако в ней прописаны мероприятия по формированию военно-морской доктрины Китая, что имеет уже самое непосредственное отношение к арктическому вопросу [4].

Перед тринадцатой пятилеткой китайской экономики (2016-2020 гг.), являющейся составляющей Большой стратегии КНР, поставлена задача активного участия государства в разработке и реализации законотворческого процесса в Арктике.

Дополнительно прописана необходимость использования КНР в процессе участия в проектах по освоению шельфового дна Арктики только экологически чистых технологий, а также осуществления непрерывного мониторинга окружающей среды. Это свидетельствует о непреклонном намерении Пекина стать активным участником мировой арктической политики.

Основными составляющими военно-морской доктрины Китая является захват контроля над близлежащими акваториями и выход в Мировой океан. Перечисленные планы Пекина выступают фундаментальной основой формирования глобальной системы морской торговли, учитывающей китайскую специфику, в том числе, и создание «Северного шелкового пути». Нельзя сказать, что в настоящее время арктические территории являются основным приоритетом государственной политики Китая, на котором сконцентрированы ключевые усилия государств. Тем не менее, нельзя отрицать приоритетность долгосрочного планирования освоения Арктики. Необходимо отметить, что ни международные эксперты, ни военные специалисты КНР не отрицают возможное китайское участие и в конфликтах на территории Арктики.

Перечисленные аргументы дают возможность сделать обоснованный вывод относительно практических шагов Пекина в вопросах формирования наступательной военной политики в Арктике, направленной на усиление китайских позиций в этом регионе, захвате стратегической и экономической инициативы, а также приобретению собственных зон влияния.

Квалифицируя политику Пекина в отношении глобальной геополитики, можно отметить ее исключительную гибкость в выборе методов и средств реализации поставленных стратегических целей. В частности, очевидно стремление Пекина захватить инициативу в международных отношениях в области права, экономики, экологии, науки и дипломатии и преобразовать их таким образом, чтобы они стали отстаивать интересы Китая.

Специфика арктической внешней политики КНР заключается в том, что Пекин не высказывает стремления контролировать определенную

территорию, как это стремятся сделать страны-участницы АТР. Китай планирует максимизировать собственные права на судоходство, в частности, приобрести возможность для свободного судоплавания по СМП, получить возможность осуществлять хозяйственную деятельность в некоторых районах Арктики, в частности, на Шпицбергене, а также получить возможность долгосрочной аренды территорий для освоения на них месторождений углеводородов и иных полезных ископаемых или других целей. Вышесказанное подтверждается исландским инцидентом 2011 г.

Все приведенные выше ситуации демонстрируют противоречие действующего местного законодательства существующим международных законам, к которым апеллирует китайская сторона. То есть, нельзя исключать, что в определенный момент Китай выступит с инициативой корректировки или отмены части законов, а также создаст прецедент, который коренным образом повлияет на изменение действующих правил в отношении арктического региона. В пользу этого свидетельствует китайская интерпретация действующей Конвенции ООН по морскому праву от 1982 г., которая осуществляется в рамках реализации Большой стратегии КНР. Пекин интерпретирует понятия и термины, характеризующие водное и воздушное пространство Арктического региона вне его территориальных вод и называет регион принадлежащим всем странам мира, а, следовательно, и КНР [7, с. 205].

Китайские аналитики называют наиболее прогрессивной тактикой для продвижения арктических интересов Китая, позволяющей избежать излишней конфронтации на данных территориях, занятие выжидательной позиции. В процессе выжидания и наблюдения за международными инициативами в арктическом регионе Китай планирует активизировать собственную деятельность в рамках участия в формировании новых механизмов права при каждой появляющейся возможности. Осуществление китайской экспансии в Арктику осуществляется посредством достаточно мягких и ненавязчивых методов, что не является каким-то исключением из правил отстаивания геополитических интересов Китая. Это поясняется тем, что в соответствии с китайской политической доктриной, Арктика выступает как стратегический рубеж, где планируется «бережливое и уступчивое» формирование китайских позиций, в отличие, например, от АТР, который считается передовой линией.

Тактикой арктической политики Пекина в настоящее время стало постоянной присутствие за Полярным кругом, т.е. использование пространства Заполярья. К числу тактических действий Китая относятся планы по двустороннему международному сотрудничеству с северными государствами и стремление закрепиться в Арк-

тике территориально посредством реализации долгосрочных проектов.

Для нашей страны в отношении арктического сотрудничества с КНР наиболее оптимальными представляются компромиссные модели взаимодействия. Пекин может рассчитывать на достаточно выгодные долгосрочные контракты в области совместного освоения месторождений полезных ископаемых, а также гарантированные выгодные условия прохода по Севморпути. Взамен Китай должен будет предоставить инновации и инвестиционный капитал [6]. Дополнительной выгодой России от арктического сотрудничества с Китаем могла бы стать поддержка со стороны КНР в ООН в вопросах расширения границ территориального шельфа Арктики.

Тем не менее, Россия должна учитывать и существующие у КНР альтернативы - например, предпочтение более тесного сотрудничества с другими арктическими государствами, в том числе, с Канадой и США. Это может оказать самое негативное влияние на российские позиции в Арктике [1].

Однако сотрудничество нашей страны и Китая на арктических территориях имеет большой потенциал и взаимовыгодные перспективы. В частности, финансовая нагрузка в процессе реализации масштабных проектов может быть возложена на инвестиционный портфель КНР, в том числе, получены средства для обновления действующих и строительства новых международных морских портов по всей протяженности Северного морского пути. Практической реализацией перечисленных перспектив стала договоренность России и Китая, достигнутая весной 2013 г. в рамках визита председателя КНР Си Цзиньпина в Москву, между СЫРО и российской «Роснефтью», о двустороннем исследовании Медынско-Варандейского и Южно-Русского участков Печорского моря, а также Западно-Приновоземельского участка Баренцева. В том числе, было задекларировано соглашение ПАО «Газпром» и СЫРО относительно совместной разведки арктических месторождений углеводородов.

Также 2013 г. в плоскости развития российско-китайского арктического сотрудничества ознаменовался приобретением СЫРО 20% акций проекта «Ямал СПГ», в рамках которого планируется постройка завода по производству СПГ. Базой проекта выступило Южно-Тамбейское газовое месторождение. Кроме того, планируется формирование транспортной инфраструктуры в виде строительства морского порта, способного принимать крупнотоннажные танкеры по перевозке сжиженного природного газа, а также нового аэропорта на Обской губе (поселок Сабетта) [13].

Декабрь 2015 г. положил продолжение арктическому взаимодействию России и Китая заключением договора о предоставлении Фондом Шел-

кового пути российскому предприятию «Новатэк» займа на 15 лет размером 730 млн. евро. Средства планируется направить на финансирование проекта «Ямал СПГ» [10].

Через год, в январе 2016 г., Президентом России В.В. Путиным был подписан закон, в рамках которого ратифицирован протокол к соглашению правительств Китая и РФ, относительно практической совместной реализации проекта «Ямал СПГ». «Новатэк» продал китайской стороне 9,9% проекта «Ямал СПГ», после чего величина инвестиций китайского Фонда Шелкового пути достигла 2 млрд. долл. США.

Южная Корея

Начиная с 1990-х гг. и особенно активно с начала XXI в. позиция Республики Корея (РК) в отношении Арктики трансформировалась от отстраненного мониторинга происходящих в регионе процессов в пользу выработки и реализации долгосрочной стратегии на арктическом направлении. Причины, побудившие РК определить свои приоритеты и перейти к активным действиям в Арктике, носят комплексный характер.

В числе факторов, побудивших РК рассмотреть в концептуальном плане возможность усиления своей роли в Арктике, следует особо выделить стремление Сеула добиться объективной оценки экономической целесообразности коммерческого освоения Северного морского пути (СМП). Перспективы использования нового полярного транспортного пути на Запад в значительной степени стимулируют дипломатическую и научную активность Республики Корея в регионе [2].

Спрос на энергетические ресурсы, желание добиться диверсификации источников углеводородов, а также минерального сырья - еще один веский аргумент в пользу повышенного внимания южнокорейского государства и бизнеса к арктической зоне. Кроме того, растущие амбиции в Арктике других государств позволяют рассчитывать на их интерес к предлагаемым Республикой Корея технологиям и конкурентоспособной промышленной продукции.

Другой комплекс проблем, привлекающих устойчивое внимание южнокорейских политических элит, связан с необходимостью поиска адекватных ответов на растущие экологические вызовы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Экономические и экологические вопросы, стоящие на повестке дня, объективно носят международный характер. Это неизбежно выводит арктическую проблематику в сферу безопасности и внешней политики РК, т.е. тех задач, которые Сеул пытается решать не только в региональном, но и в глобальном формате.

Россия вызывает интерес у Республики Корея как крупнейшая арктическая держава и как государство, обеспечивающее функционирование

х

X

о

го А с.

X

го т

о

ю

М О

а>

о

es

№ Ol

О Ш

m х

<

m о х

X

Северного морского пути. В РК возможности российско-южнокорейского сотрудничества связывают с перспективами использования данного транспортного коридора и освоения энергетических ресурсов Арктики и приполярного региона. В частности, большое значение придается оценкам перспектив транспортировки грузов по СМП. При гипотетической оценке СМП выглядит достаточно привлекательно: расстояние между крупнейшим южнокорейским портом Пусан и городом Роттердам (Нидерланды) по полярному маршруту составляет около 13 тыс. км, а по традиционному морскому пути - более 20 тыс. км. При благоприятных обстоятельствах время в пути сокращается на одну треть.

Другой важный фактор - возможность участия в добыче и транспортировке углеводородного сырья. Южнокорейский бизнес уже проявляет к этому интерес.

Существенным подспорьем в реализации южнокорейских амбиций стало наличие в РК крупнейшего в мире судостроительного комплекса. Он позволяет строить специализированные морские суда - ледоколы, геологоразведочные корабли, танкеры усиленного ледового класса, морские буровые установки и технику для борьбы с последствиями загрязнения окружающей среды. В частности, на южнокорейской верфи «Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering» (DSME) строятся ледокольные СПГ-танкеры для российского проекта «Ямал СПГ» [12]. Судоходная компания «TPI Megaline» участвует в перевозке грузов на Ямал, что также подразумевает использование судов соответствующего ледового класса. В этом контексте активизация России в Арктике рассматривается представителями южнокорейского бизнеса и государства с учетом возможности привлечения мощностей промышленности РК, прежде всего судостроительной, к осуществлению российских арктических проектов [16].

Вместе с тем необходимо принимать во внимание взвешенный подход Республики Корея к возможностям освоения Арктики. Можно говорить о двух вариантах реализации арктической стратегии Рк, затрагивающих интересы России. Первый (активный) будет определяться вероятностью масштабного использования транспортных возможностей СМП на протяжении достаточно длительного судоходного периода.

Альтернативный вариант сдержанной стратегии возможен при возникновении у Республики Корея сомнений в потенциале Севморпути. Если их опасения относительно ограниченных возможностей данной артерии, ставящих под сомнение коммерческую эффективность транспортных проектов, подтвердятся, РК так и не перейдет к активному использованию СМП. В данном случае, акцент может быть перенесен на принятие участия в некоторых проектах по добыче минераль-

ных ресурсов и углеводородов в Заполярье, а также на реализацию мероприятий по защите природы и климата Арктики и мониторинга экологического состояния региона.

Заключение. В настоящее время статус Арктики стремительно меняется. Это больше не удаленная точка на глобусе Земли, а одна из основных осей притяжения внимания мирового сообщества. С Заполярьем связывают свои интересы не только страны, территориально расположенные в арктическом регионе, но и государства Северного полушария, которые географически весьма отдалены от Арктики. Активизация усилий по изучению арктического региона и анализа возможностей использования Северного полюса в национальных интересах наблюдается со стороны государств, в том числе, и из Азиатско-Тихоокеанского региона. Очевидно, что причиной такого всплеска интереса к Арктике стала подтвержденная информация о колоссальных энергетических и биоресурсах данного региона.

Кроме того, последние исследования свидетельствуют, что наращивание темпов перехода на ядерную энергетику и альтернативные источники энергии, тем не менее, не позволят отказаться от ископаемого топлива как ключевого источника энергии, минимум до 2040 г. Кроме углеводородов, Арктика располагает множеством разведанных месторождений цветных, благородных и редких металлов, а также неметаллических ресурсов.

Большую ценность также представляет собой многообразие существующих в Арктическом регионе биоресурсов, а также транзитный потенциал главных транспортных путей - СевероЗападного прохода и Северного морского пути. В это же время стремительно растут экономики ведущих государств азиатского региона. Положительную динамику демонстрируют и демографические показатели данных государств, развивается промышленность. Все это обуславливает растущие потребности в энергетических ресурсах.

Экономики, наращивающие темпы своего развития, а также рост населения в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, сегодня актуализируют для себя вопрос не наблюдения за изменениями климата на планете, а возможность получения доступа к новым био- и энергетическим ресурсам. Несмотря на то, что главным аргументом стремительно увеличивающейся активности этих государств в арктическом регионе являются именно ресурсы, в качестве повода для присутствия и масштабирования интересов в Арктике декларируется исследование экологии и климата.

В нынешней ситуации полностью оправданной является поговорка из области геополитики -«Арктика - кухня погоды Северного полушария». Однако следует отметить, что активизация интереса к данному региону со стороны неарктических

государств поясняется вовсе не проблемами влияния климата Заполярья на условия ведения сельского хозяйства или участившееся возникновение природных катаклизмов в Азии, а сугубо материальными и геополитическими соображениями.

Тем не менее, страны Азии уже сегодня изъявляют готовность развертывания активной рыбопромышленной деятельности в арктических морях с целью повышения собственной продовольственной безопасности. Не вызывает сомнений, что пока не сформировалось категорическое мнение относительно экономической эффективности и целесообразности добычи углеводородов и минерального сырья на арктическом шельфе или возможности осуществлять круглогодичную навигацию по всему СМП для организации регулярных грузоперевозок между Европой и Азией. Решение данных вопросов все же принадлежит весьма отдаленному будущему. Тем не менее, неоспоримым остается факт колоссального богатства Арктики природными ресурсами. В этом отношении, предпринимаемые государствами Азиатско-Тихоокеанского региона шаги по легализации собственного присутствия в арктическом регионе и участия в освоении био-, минеральных и углеводородных ресурсов данных территорий, имеют перед собой цель поиска новых ниш для активизации экономического развития данных государств.

Россия вызывает интерес у стран Азиатско-Тихоокеанского региона как крупнейшая арктическая держава Возможности развития сотрудничества России и стран региона связывают с перспективами использования Северного морского пути и освоения энергетических ресурсов Арктики и приполярного региона.

Литература

1. Ананьева М.Н., Грачев П.А. Арктику можно сделать российско-китайской // Независимая газета, 20.03.2014. Режим доступа: http://www.ng.ru/economics/2014-03-20/3_кагШ1ап8Ь.Мт1

2. Арктическая политика Республики Корея // Библиотека Арктического портала. Режим доступа: http://www.library.arcticportal.org/ 1902/1/Агйю_ Policy_of_the_Republic_of_Korea.pdf

3. Арктическая политика Японии. 16 октября 2015 г. / Штаб-квартира по океанской политике. П.5. Режим доступа: http://www.kantei.go.jp/jp/singi/kaiyou/arcticpolicy/Ja pans_Arctic_Policy[ENG].pdf

4. Бергер Я. Большая стратегия Китая в оценках американских и китайских исследователей. // Проблемы Дальнего Востока. - 2006. - № 1. Режим доступа: http://www.globalization.su/lib/articles/berger/ 1167414809. Мт!# edn10

5. Газпром. Успешная поставка СПГ по Северному морскому пути из Норвегии в Японию. Зачем? // Кипинфо. 7.12.2012. Режим доступа: http://kipinfo.ru/news/?id=4584

6. Изимов Р.Ю., Калиаскарова З.К. Глобальная энергетическая политика Китая и место в ней Центральной Азии (часть 2) // Информационно-аналитический центр «Сауран», 02.11.2015. Режим доступа: http://www.cc-sauran.kz/rubriki/politika/139-globalnaya-energeticheskaya - kitaya-2.html

7. Кассотта, Сандра; Хоссейн, Камрул; Жэнь, Цзинчжэн; Гудзайт, Майкл Э. Изменение климата и Китай как глобально развивающаяся морская держава в Северном Ледовитом океане: является ли Китай угрозой безопасности Северного Ледовитого океана? // Beijing Law Review, 2015, No.6, p. 205.

8. Оценка неоткрытых запасов нефти и газа в Арктике (Опубликовано в журнале Science, май 2009 г.) // USGS. Режим доступа: http:// www.energy.usgs.gov/GeneralInfo/EnergyNewsroom All/TabId/770/ArtMID/3941/ArticleID/

713/Assessment- of-Undiscovered-Oil-and-Gas-in-the-Arctic.aspx

9. Проект «Ямал СПГ». Режим доступа: http://www.pro-gas.ru/gas/jamal

10. Путин одобрил сотрудничество «Ямал СПГ» и китайского Фонда Шелкового пути // Ведомости, 29.01.2016. Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/business/news/2016/01/29/ 626085-putin

11. Симотомаи Нобуо. Путин ва адзиао мэдза-су. (Путин стремится в Азию). Токио, 2015. - C. 203

12. Танкеры для «Ямала СПГ» построит южнокорейская DSME // OilCapital.ru, 04.07.2013. Режим доступа: http://www.oilcapital.ru/transport/213196.html

13. Ходякова Е. «Новатэк» закрыл сделку по продаже 20% «Ямал СПГ» китайской CNPC // Ведомости, 15.01.2014. Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/business/articles/2014/01/15 /novatek-prodal-20-yamal-spg-kitajskoj-cnpc

14. Хоккёкукай - ни кансуру торикумини цуйтэ (О подходе к Арктике). Режим доступа: https:// www.kantei.go.jp/ jp/singi/kaiyou/ sanyo/ dai14/ siryou3.pdf

15. Ху Аньган. Китай и мир к 2030 г. Институт современного Китая, Университет Цинхуа. Презентация в Институте Дальнего Востока РАН. -Москва. 01.02.2012. Режим доступа: http://www.ifes-ras.ru/attaches/ conferences/2012.02.01_Hu_Angang/HU_Angang_C hina_in_2030-1.pdf

16. Южная Корея прокладывает морской путь в Арктику // Regnum, 14.03.2015. Режим доступа: http://www.regnum.ru/news/ polit71905228.html

х

X

о го А с.

X

го m

о

ю

М О

to

The Arctic as a space for the development of cooperation of Russia and the countries of the Asian-Pacific region

Yakovlev D.I.

Moscow State Institute of International Relations (MIEP - MGIMO)

The paper is devoted to evaluation of interests of countries of the Asia-Pacific region in the Arctic in the context of cooperation with Russia.

The article analyzes the economic interests of Japan in the Arctic, explores the problems affecting the interests of Japanese maritime companies. Next, we study the role of China in the development of the Arctic, as well as its Big Strategy, calculated until 2020. An analysis is being made of Russia's approach to cooperation with China in the Arctic, which would be balanced and compromise. In addition, the article determines whether there will be a benefit from Russian-Chinese cooperation in the Arctic.

Further, the article analyzes the position of South Korea regarding the Arctic and the possibility of strengthening its role in the development of this territory. A complex of problems is being studied that attract the steady attention of South Korean political elites. In conclusion, the article determines what vector of actions Russia needs to take in order for cooperation with the countries of the Asia-Pacific region in the Arctic to be useful.

Among the priority interests and potential areas of cooperation are highlighted development of maritime communications, development of the Arctic shelf fields, sea fishing.

Keywords: Arctic, Asia-Pacific region, the Northern Sea Route, the oil and gas industry, national security.

References

1. Ananyeva M.N., Grachev P.A. The Arctic can be made Russian-

Chinese // Nezavisimaya Gazeta, 03/20/2014. Access Mode: http://www.ng.ru/economics/2014-03-20/3_kartblansh.html

2. The Arctic policy of the Republic of Korea // Library of the Arctic

portal. Access Mode: http://www.library.arcticportal.org/ 1902/1 / Arctic_ Policy_of_the_Republic_of_Korea.pdf

3. The Arctic policy of Japan. October 16, 2015 / Headquarters for

Ocean Policy. A.5. Access Mode:

http://www.kantei.go.jp/jp/singi/kaiyou/arcticpolicy/Japans_Arct ic_PolicyjENGt.pdf

4. Berger Y. Big strategy of China in the estimates of American

and Chinese researchers. // Problems of the Far East. - 2006. - No. 1. Access mode:

http://www.globalization.su/lib/articles/berger/ 1167414809. html # edn10

5. Gazprom. Successful LNG supply via the Northern Sea Route

from Norway to Japan. What for? // Kipinfo. 12/07/2012. Access Mode: http://kipinfo.ru/news/?id=4584

6. Izimov R.Yu., Kaliaskarova Z.K. Global Energy Policy of China

and Central Asia's Place in It (Part 2) // Sauran Information and Analytical Center, 02/02/2015. Access Mode: http://www.cc-sauran.kz/rubriki/politika/139-globalnaya-energeticheskaya - kitaya-2.html

7. Cassotta, Sandra; Hossein, Camrul; Ren, Jingzheng; Gudzite,

Michael E. Climate Change and China as a Globally Developing Maritime Power in the Arctic Ocean: Is China a Threat to the Security of the Arctic Ocean? // Beijing Law Review, 2015, No.6, p. 205.

8. Assessment of undiscovered oil and gas reserves in the Arctic

(Published in the journal Science, May 2009) // USGS. Access Mode:

http://www.energy.usgs.gov/GeneralInfo/EnergyNewsroomAll/ TabId/770/ArtMID/3941/Article ID/ 713 / Assessment-of-Undiscovered-Oil-and-Gas-in-the-Arctic.aspx

9. The project "Yamal LNG". Access Mode: http://www.pro-gas.ru/gas/jamal

10. Putin approved the cooperation of Yamal LNG and the Chinese Silk Road Fund // Vedomosti, January 29, 2016. Access Mode: https://www.vedomosti.ru/business/news/2016/01/29/626085-putin

11. Shimotomai Nobuo. Putin wa adziao mezasu. (Putin is aiming for Asia). Tokyo, 2015 .-- C. 203

12. Tankers for Yamal LNG will be built by the South Korean DSME // OilCapital.ru, 07/04/2013. Access Mode: http://www.oilcapital.ru/transport/213196.html

13. Khodyakova E. Novatek closed a deal to sell 20% of Yamal LNG to the Chinese CNPC // Vedomosti, January 15, 2014. Access Mode: http://www.vedomosti.ru/business/articles/2014/01/15/novatek-prodal-20-yamal-spg-kitajskoj-cnpc

14. Hokyokukai - not Kansuru Torikumini Tsuite (On the approach to the Arctic). Access Mode: https: // www.kantei.go.jp/ jp / singi / kaiyou / sanyo / dai14 / siryou3.pdf

15. Hu Angang. China and the world by 2030 Institute of Contemporary China, Tsinghua University. Presentation at the Institute of the Far East of the Russian Academy of Sciences. -Moscow. 02/01/2012. Access mode: http://www.ifes-ras.ru/attaches/conferences / 2012.02.01_Hu_Angang / HU_Angang_China_in_2030-1.pdf

16. South Korea paves the sea route to the Arctic // Regnum, 03/14/2015. Access Mode: http://www.regnum.ru/news/ polit / 1905228.html

a>

o

CN

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№ Ol

O HI

m x

<

m o x

X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.