Мировая СИСТЕМА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ РЕГИОНЫ
УДК 327 Дорошев А.Ю.
Арктическая политика Японии: достижения, вызовы и перспективы дальнейшего продвижения
Арктический регион становится одним из потенциальных центров международной политики, доказательством чего является возрастающая в Арктике за последнее время активность государств, в частности стран Северо-Восточной Азии (СВА). Их интерес к северным широтам во многом продиктован не только желанием не упустить своей выгоды в связи с изменением роли Арктики в системе международных координат, но также стремлением не дистанцироваться от существующих и потенциально возможных в данном регионе проблем.
Арктический сектор не только является мировым кладезем минеральных ресурсов, но и в результате таяния льдов превращается в глобальный транспортный узел [12, р. 2]. Возрастает вероятность превращения Северного морского пути (СМП) в важнейшую судоходную трассу мирового значения, отдельной проблемой является дальнейшая милитаризация Арктики, в том числе создание здесь военных объектов, что обостряет вызовы безопасности национальным интересам арктических государств и усугубляет международную ситуацию в регионе в целом.
Одной из активно участвующих в освоении и изучении Арктики внеар-ктических держав можно назвать Японию. В 1990 Япония становится членом Международного Арктического научного комитета и в этом же году создаёт научный центр по изучению вопросов окружающей среды в Арктике на базе Национального института полярных исследований (НИПИ). Через год, благодаря сотрудничеству НИПИ и норвежского правительства, в посёлке Ню-О-лесунн (остров Шпицберген) открывается первая японская полярная станция [12, р. 2].
Япония заинтересована в использовании потенциала СМП, разработке природных ресурсов, получении контроля над рыбными ресурсами и планктонными организмами Арктики. В частности, японцам необходимы северные моря для ведения китобойного промысла (китовое мясо является традиционной пищей для японцев, и они от него, по-видимому, отказываться не собираются). Помимо явных достижений в области изучения и освоения арктических широт, Япония сталкивается с трудностями в этом направлении, из-за чего арктические перспективы Страны восходящего солнца рисуются далеко не в радужном свете.
Шаги Японии по наращиванию своего присутствия в Арктике
Хотя Япония находится далеко за пределами Арктики, она является морской державой и позиционирует себя как активный участник международных отношений, которому есть что сказать и предложить. Интерес Японии к Арктике определяется вышеназванной глобализацией арктического пространства и зависимостью процветания и благополучия Страны восходящего солнца от участия в арктической гонке.
В 2010 г. при министерстве иностранных дел Японии была учреждена рабочая группа по Арктике, которая занималась анализом и мониторингом происходящих в регионе изменений в экономике, безопасности, экологии и международном морском праве. О неподдельном интересе Японии к проблемам Арктики и в первую очередь к СМП свидетельствует создание в 2012 г.
© Дорошев А.Ю., 2018
ДОРОШЕВ Александр Юрьевич, ведущий специалист отдела по работе с иностранными студентами Дальневосточного федерального университета (г. Владивосток). E-mail: doralyr@mail. ru
парламентской Лиги за обеспечение безопасности СМП под председательством премьер-министра Синцзо Абэ.
Арктическая политика Японии, принятая японским кабинетом министров в 2013 г., выделяет следующие приоритетные области: наблюдение и исследование Арктики в глобальной перспективе; международное сотрудничество в Арктике; изучение возможности реализации СМП [11].
У Японии наблюдается концентрированный интерес к арктической проблематике. Не желая оставаться в стороне от мировых процессов, желая освоения ресурсов и возможностей арктического региона, Япония использует в том числе и приобретённый 15 мая 2013 г. статус наблюдателя в Арктическом совете, куда она подала заявку на членство в апреле 2009 г.1 [16].
Исследования Арктики и, в частности, возможностей и перспектив Северного Морского пути (СМП) велись в Японии, начиная с 1990-х гг. В последнее время наблюдается активизация интереса к арктической теме в Японии, особенно после того, как этим вопросом стали плотно заниматься Китай и Республика Корея.
Помимо изучения материковых проблем Арктики на базе НИПИ, японская сторона осуществляет программы океанических и аэрокосмических исследований. В марте 2015 г. японский Консорциум по изучению арктической природной среды опубликовал долгосрочный план арктических исследований [14].
Проведённая Японией с использованием научно-исследовательского судна Хоккайдского университета "Осёро-мару" комплексная научная съёмка северной части Берингова моря, а также части Чукотского моря, прилегающей к Берингову проливу, не только ликвидировала пробелы в области арктических знаний, но и стала серьёзной заявкой на признание Японии полноценным членом "Арктического клуба". Правительство Японии рассчитывало на подобную оценку с учётом масштабов проделанной научной работы, в ходе которой были определены скорость и характер течений, измерена температура воды, собраны образцы планктона, ихтиофауны, проб для определения содержания микроэлементов в морской воде и её кислотности, проведены наблюдения за морскими птицами и китообразными и пр.
Перечисленные работы были проведены в рамках пятилетней программы GRENE2 [9], ежегодный размер субсидирования которой составил 600 млрд. иен, полученных из госбюджета. Программа включила около 300 учёных от 35 научно-исследовательских институтов и университетов. Основной целью проекта стало прогнозирование процессов в состоянии арктической экосистемы в результате происходящих в настоящее время климато-океано-логических изменений. Данные проекта показали, что в результате таяния полярных льдов в Чукотском море может произойти взрывное увеличение биомассы планктона, за которым нельзя исключать появление в арктических морях обитателей Берингова моря — минтая и даже лососей. Уменьшение площади ледового покрова в Баренцевом море может привести к смещению циклонической активности на север, активизации и расширению сибирского антициклона, что может отразиться на японском климате, сделав зимы на островах более холодными. Всё вышеизложенное показывает заинтересованность Японии в арктическом регионе, в направлении которого она движется, постоянно расширяя свои возможности.
В отличие от остальных, прежде всего, европейских стран-наблюдателей в Арктическом совете, которые всегда могут сослаться на свой большой опыт в исследовании Арктики, формирование арктического самосознания в Японии по большей части основывается на развитии научной дипломатии и потенциальном исследовательском партнёрстве с арктическими странами. Помимо научно-исследовательских баз в Ню-Олесунне на Шпицбергене у
1 Кроме Японии статус наблюдателей получили еще пять государств: Индия, Италия, Китай, Сингапур, Южная Корея [5].
2 Green Network of Excellence ("Зеленая сеть передового опыта") - научно-исследовательская программа по изучению климатических изменений в Арктике (2011-2016), созданная Министерством образования и науки Японии.
Японии есть опыт использования ледоколов для проведения различных полярных исследований [10].
Интерес к арктической проблематике исходит как непосредственно от японского правительства, так и от неправительственных организаций (в частности со стороны Азиатско-Тихоокеанского Форума (АТФ) и крупного японского бизнеса (по проблеме использования СМП).
Существуют несколько достаточно важных тем, которые явным образом интересуют японское правительство. Приоритеты по степени важности можно расставить в следующей последовательности: научные исследования арктических морей для углубления научных знаний в области океанологии, физики и химии вод арктических морей для получения новых научных данных о морских биологических ресурсах, а также в целях прогнозирования долгосрочных климатических изменений; расширение сотрудничества и одновременно конкуренции с Россией, Китаем и другими азиатскими странами в деле совместной разработки ресурсов Арктики, в первую очередь месторождений углеводородного сырья; возможность практического использования СМП, в том числе в контексте параллельного фокуса на нерешённую проблему "северных территорий". Некоторые японские наблюдатели также обращают внимание на выработку международных стандартов и правил, касающихся защиты легко уязвимой окружающей среды Арктики [17].
В последние годы разработкой арктической стратегии Страны восходящего солнца занимаются Японский институт международных отношений и Научный фонд морской политики. Будучи морской державой, Япония стремится участвовать в нормотворческом регулировании международной арктической политики, и получение ею статуса постоянного наблюдателя в Арктическом совете можно расценивать как успех. Страна стоит перед выбором определения с вопросом о статусе мореплавания в Арктике: поддержать позицию США о свободе мореплавания или согласиться с требованиями России и Канады об уплате сборов за проход по арктическим маршрутам [12, р. 5]. Вышеизложенное имеет особое значение, учитывая, что на настоящий момент ещё нет чёткого закона, разделяющего арктические территории. Япония, как КНР и Республика Корея, старается всеми путями обрести нормативную основу для своего присутствия в Арктике, с целью получения части территорий при их возможном перераспределении.
Данный вопрос в Японии рассматривают в первую очередь с точки зрения заключения многосторонних конвенций, которые могли бы установить универсальные правила пользования пространствами и ресурсами Арктики. Правовой режим Арктики кардинально отличается от международно-правового режима Антарктики, где действуют универсальные многосторонние договоры, как, например, Договор об Антарктике 1959 г. Прибрежные арктические государства проводят свою, ни с кем не согласованную линию в освоении прилегающих территорий [17], что заставляет неарктические страны искать варианты выработки многосторонних соглашений.
Премьер-министр Японии Синдзо Абэ заявил, что правительство страны намерено сыграть активную роль в выработке международных правил навигации и разработки природных ресурсов в Арктике [19]. Высказывая подобные намерения, Япония нацелена на сотрудничество с Россией, дабы иметь поддержку мощной арктической державы, о чём свидетельствуют и уже проведённые и запланированные встречи глав государств.
На конференции 16 октября 2015 в Рейкьявике, в ходе которой были сформированы основные пункты первой комплексной арктической стратегии Японии [13], премьер Абэ заявил: "Быстрые климатические изменения в Арктике ставят перед международным сообществом новые задачи, которые глубоко связаны с интересами нашей страны". Теперь в поле зрения Японии попадает не только логистическая составляющая, но и главная ценность Арктики — запасы нефти и газа. Следовательно, Япония будет и дальше развивать данное направление.
Кроме того, Япония намерена быть не на последних ролях в создании международных правил, регулирующих прохождение морских путей и добычу полезных ископаемых в Северном Ледовитом океане. Немаловажное значение в подключении Японии к энергетическим проектам Арктики имеют Японская национальная корпорация по нефти, газу и металлам (в 2012 г. корпо-
рация профинансировала геологоразведочные работы компании "Greenland Petroleum Exploration Co., Ltd." на северо-востоке Гренландии) и Японский банк международного сотрудничества, специализирующийся на целевом кредитовании инфраструктурных проектов [15, p. 4].
Япония стремится продвигать науку и технологии в активизации ведущей роли в мировых процессах вокруг Арктики. Несмотря на конкуренцию и нерешённые политические вопросы с соседями по СВА, Япония не гнушается курса на сотрудничество с ними в арктическом направлении, рассчитывая на усиление своих позиций в регионе через поддержку со стороны Китая и Республики Корея, преследующих одинаковую с Токио цель [5].
После успешной проводки по СМП танкера с грузом сжиженного газа из порта Хаммерфест в Норвегии в Китакюсю, которую осуществила в ноябре-декабре 2012 г. российская госкорпорация "Газпром", японское государственно-частное партнёрство стало проявлять повышенное внимание к возможности использования северного маршрута. В полярных морях России проводку танкера обеспечивал атомный ледокол.
Ключевыми моментами для Японии, касательно возможностей использования СМП, являются сокращение времени и транспортных расходов, использование портов Хоккайдо для обслуживания этой транспортной артерии, а также предотвращение обострения противоречий заинтересованных стран по поводу пространств и ресурсов Арктики.
Япония стремится обеспечить себе особую роль в эксплуатации СМП. Своеобразными "воротами в Азию" на этом пути может стать остров Хоккайдо. Портом базирования судов, следующих по СМП, планируется сделать Томакомаи, имеющий более привлекательное географическое положение по сравнению с южнокорейскими портами, претендующими на эту же роль, например, Пусан, масштабами и объёмами перевозок грузов превосходящий хоккайдские гавани. Таким образом в случае реализации проекта СМП, может разгореться нешуточное международное соперничество.
Правительство Японии заинтересовано в развитии и использовании арктических морских путей, поскольку они, прежде всего СМП, будут иметь огромное влияние на распространение судоходства во всём мире, что даст японским корпорациям новые транспортные возможности для экономического роста страны. Потому является естественным, что Япония не хочет пропускать выгоды и старается занять данную нишу.
В настоящее время Япония обеспечивает себя поставками энергетического сырья с ближневосточного североамериканского и южного (из Австралии) направлений, северное пока остаётся неосвоенным. Ещё один важный мотив, определяющий повышенный интерес Японии к Арктике, — энергетическая безопасность [18, p. 98]. Учитывая напряжённую обстановку на Ближнем Востоке, диверсификация морских путей доставки углеводородного сырья становится для Японии очень важной задачей [17]. Эта задача, похоже, будет решена в 2018, когда перевозки сжиженного газа с полуострова Ямал на арктическом побережье в Сибири начнутся на регулярной основе. Линию по доставке газа, добываемого в этом сибирском и арктическом районе, будет обслуживать крупнейший японский морской перевозчик "MITSUI O.S.K. LinesLtd.". Газ будет доставляться как в Японию и другие страны Северо-Восточной Азии, так и в европейские страны. Ежегодный объем перевозок сжиженного газа прогнозируется в 3 млн тонн.
Нынешняя стратегия Японии в области доступа к энергоресурсам Арктики заключается в том, чтобы на нынешнем этапе принимать участие в исследованиях месторождений полезных ископаемых совместно с арктическими странами для того, чтобы в будущем иметь преференции по условиям доступа к их ресурсам [12, p. 7].
Вторым по важности приоритетом для Японии является расширение сотрудничества и одновременно конкуренции с Россией, Китаем и другими азиатскими странами в деле совместной разработки ресурсов Арктики, в первую очередь месторождений углеводородного сырья.
Арктическое направление японо-российского сотрудничества
Для подтверждения своего присутствия в северных широтах Япония выражает готовность укреплять сотрудничество с арктическими странами, в
том числе с Россией. Согласно государственной политике РФ в Артике [3], важным аспектом является оптимизация системы контроля над обстановкой в регионе, где Россия намерена сотрудничать с другими державами. Изменения в геополитической ситуации в мире в 2014 после событий на Украине наложили отпечаток на российские планы освоения Арктики, сделав актуальным взаимодействие крупнейшей арктической державы с новыми игроками на пространстве крайнего Севера в условиях санкций и волатильной конъюнктуры на рынке углеводородов.
Во взаимоотношениях с Россией Япония видит для себя некоторые положительные моменты. Прежде всего, экономические санкции и снижение цен на нефть, которые привели к кризисной ситуации в российской экономике, вынуждают Россия рассматривать целесообразность экономической помощи от Японии, даже несмотря на вероятность того, что Японии удастся получить от российской стороны стратегические уступки в отношении "северных территорий". События на энергетических рынках заставляют Токио, руководствующегося правилом хеджирования рисков, проявлять инициативу по оживлению сотрудничества с Россией в газовой сфере. В последнее время Япония и Россия вернулись к давней идее строительства газопровода с Сахалина на о. Хонсю протяженностью 1300 км и общей стоимостью около 6 млрд. S, реализация которой позволит российской стороне нарастить свою долю на японском рынке природного газа до 17 % [7].
В 2012 г. Россия приняла во внимание заявку Японии на ее участие в качестве наблюдателя в Арктическом совете [6], что говорит об интересе России касательно стремления Японии в Арктику. Естественно, что этот интерес должен основываться на взаимовыгодном сотрудничестве и поддержке. Участие Японии в арктических делах не противоречит курсу России на установление подлинно добрососедских отношений [7]. Москва позитивно рассматривает участие японской стороны в разработке и реализации совместных проектов в Арктике (в частности "Ямал СПГ"), в том числе использование инвестиционных возможностей и технико-технологических достижений восточного соседа.
Хотя переговоры Синцзо Абэ и В. Путина 6 мая 2016 г., несмотря на провозглашенный "новый подход" и японский план "восьми пунктов", не привнесли особого прогресса в двусторонние отношения [4], лидеры государств выразили намерение проводить двустороннее взаимодействие по вопросам Северного Ледовитого океана, используя механизм межмидовских консультаций.
Встреча В. Путина и С. Абэ 27 апреля 2017 г. показала, как изменились отношения Японии и России, и подтвердила взаимную заинтересованность обеих сторон. Сам факт этих переговоров в Кремле — свидетельство серьезного сдвига в непростых российско-японских отношениях, начало которому было положено в декабре 2016 г. во время визита российского президента в Японию. Стороны предметно обсуждали вопросы о совместном хозяйствовании на Южных Курилах, а также о расширении экономического сотрудничества в целом, включая совместное развитие СМП. Работа по совместному освоению морских путей и развитию приморских городов продолжается, и, учитывая заинтересованность Японии освоением Арктики, есть смысл полагать, что России целесообразно продолжать развитие взаимоотношений в этом направлении.
В то же время совместное освоение богатств Арктического региона и развитие международного судоходства по СМП не снимает с повестки дня щекотливые моменты арктической политики Токио, которые не совпадают с интересами России. Это касается, прежде всего, особых прав на льготное пользование СМП (а в перспективе его интернационализацию) в союзе с другими заинтересованными государствами, а также использование политико-дипломатических инициатив, направленных на нейтрализацию прав арктических на шельф и ревизию правового режима Арктики в пользу неарктических государств.
Краеугольным камнем японской внешней политики остается военно-политический альянс с США. Токио сейчас при любых обстоятельствах стремится избегать не только новой трещины в двусторонних отношениях с Вашингтоном, но даже малейшего недопонимания по основным пунктам
внешнеполитической повестки дня. В этой связи можно констатировать, что американо-японские отношения будут в ближайшие годы влиять на политику Японии в освоении Арктики.
Следует учитывать тот факт, что Япония обладает значительным финансово-экономическим и научно-технологическим потенциалом, который может оказаться полезным России в деле освоения Арктики. Однако России необходимо избирательно подходить к масштабам использования этого потенциала и аккуратно ходить по тонкому льду, балансируя между сотрудничеством с восточноазиатским игроком в Арктике и обеспечением национальной безопасности.
Проблемы, с которыми сталкивается Япония в арктическом направлении
Надо сказать, что под большим вопросом может оказаться будущее японских арктических исследований в ближайшие годы. Упомянутое судно "Осё-ро-мару" в ходе арктических исследований выполнило последний свой рейс перед списанием. Подводный беспилотник пока еще находится в проектном состоянии, и его практическое использование не решит всех проблем. Научные суда ледового класса есть только у Министерства обороны Японии, а согласно закону "О силах самообороны" оно может вести научные исследований только в Антарктике. В связи с этим другие заинтересованные министерства Японии (Министерство науки и образования, Министерство государственных земель и транспорта) приступили к рассмотрению вопроса строительства нового научного судна ледокольного класса специально для международных арктических исследований, для строительства которого понадобятся несколько сотен млн $. Помимо осуществления международных программ, судно также будет вести и самостоятельные работы в Северном Ледовитом океане, что даст возможность Японии расширить своё присутствие в Арктике [17].
В то же время японские аналитики признают и наличие проблем, которые будут оказывать влияние на степень эффективности эксплуатации СМП. Это в первую очередь суровые климатически условия, из-за которых могут меняться длительность навигации и скорость проводки судов. Кроме того, использование ледокольного флота для сопровождения транспортов значительно удорожает эксплуатацию СМП. Также Японию тревожит безлюдное побережье и слабая инфраструктура российских портов за полярным кругом. Не может не беспокоить Японию, что в случае запуска СМП, в Тихом океане может усилиться присутствие российского военно-морского контингента, в т.ч. атомных подлодок, что способно привести к дисбалансу сил в АТР [1, с. 23].
Кроме того, Японии необходимо учитывать позиции арктических держав, обеспокоенных присутствием в Арктике других стран с точки зрения обеспечения своих национальных интересов и безопасности территорий, чтобы держать дипломатические отношения с ними на приемлемом уровне [11]. В реализации своей практической политики в Арктике Япония придает особое значение созданию стабильной и безопасной международной среды. В то же время японское руководство считает Северный Ледовитый океан общечеловеческим достоянием и исходит из того, что его экономическое освоение должно быть взаимовыгодным для всех участников. [10, р. 4] Таким образом, участие Японии в расширении и дифференциация международных связей за полярным кругом не снимает с повестки дня арктических государств проблему выработки оптимальной национальной стратегии, направленной на нюансирование противоречий в Арктике и развитие взаимовыгодного сотрудничества.
Еще одним проблемным аспектом арктических устремлений Японии остается китобойный промысел, вызывающий сильную неприязнь у многих организаций по защите окружающей среды. Япония разработала новую программу под названием NEWREP-А, которая предполагает добычу 3 996 китов-полосатиков в течение ближайших 12 лет [8]. В мае 2015 г. научный комитет Международной комиссии по промыслу китов заявил, что в этой программе "недостаточно информации", потребовав от японского правительства больших доказательств необходимости "научного промысла" [8]. Однако уже в октябре японская сторона сообщила ООН о непризнании юрисдикции международного суда и намерении возобновить промысел.
По-видимому, эта проблема еще будет фигурировать как минимум несколько лет, так как, зная японский консерватизм и следование традициям, замену национальному деликатесу найти смогут не сразу. Также не стоит забывать, что торговля китовым мясом это и большая часть доходов и бюджета и частных компаний, которые являются противниками идеи лишиться своей деятельности.
Нельзя обойти вниманием и экологический фактор. Страна, инициировавшая Киотский протокол, традиционно придает огромное значение последствиям глобального потепления. В их числе ускорение процесса таянья льда в арктических водах и сокращение площади ледяного покрова в Арктике. Особое место в ряду арктических проблем занимают экологические риски, связанные, в том числе, с потенциально возможными разливами нефти, а также с утечкой загрязняющих веществ, в связи с возрастающей активностью навигации по СМП [2, с. 487].
Заключение
Исходя из вышесказанного, можно констатировать у Японии целый ряд трудностей в освоении Арктики, что, несомненно, не умаляет наличие у неё достижений в области арктических научных исследований, а также активной заинтересованности в участии в решении международных арктических вопросов, что свидетельствует о твердых намерениях Страны восходящего солнца продолжать претворять в жизнь свою арктическую политику.
Постулируя значимость арктического направления внешней политики в контексте решения международных проблем, Токио в то же время руководствуется вопросами безопасности, стремясь не допустить перерастания экономических, экологических, геополитических проблем в поле открытой силовой конфронтации.
Развитие экономических и политических отношений с Россией способно ускорить продвижение и укрепление Японии в Арктике. В свою очередь, арктическое направление двустороннего сотрудничества является важным в аспекте сглаживания существующих между государствами коллизий, в том числе и повышения возможности решения территориальной проблемы. Важно, чтобы обе стороны осознавали взаимную выгоду этого сотрудничества и стремились взаимодействовать в данном направлении.
Литература
1. Золотухин И.Н. Северный морской путь как трансокеаническая магистраль. Проблемы освоения в аспекте интересов держав Северной Пацифики: взгляд из России // Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2013. № 2. С. 16-29.
2. Крипакова А.В. Политика Японии в Арктике: институциональные и нормативные основы // Молодой ученый. 2016. № 25. С. 486-488.
3. Основы государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу, утвержденные Указом Президента РФ от 17 декабря 2008 г. [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2009/03/30/arktika -osnovy-dok.html (дата обращения 15.06.2017).
4. Российско-японские переговоры: Бог любит троицу [Электронный ресурс]. URL: http://mosmi.ru/politic/20160513/236522902.html (дата обращения:26.06.2017).
5. Слаженное трио. [Электронный ресурс]. URL: http://arctic.gov.ru/ News/616151ec-e6a3-e511-80c7-9cddd716059e?nodeld=9ce9c1ed-d94b-e511-825f-10604b797c23&page=1&pageSize=10 (дата обращения:18.06.2017).
6. Совместное заявление Президента Российской Федерации и Премьер-министра Японии о развитии российско-японского партнерства. [Электронный ресурс]. URL: http://docs.pravo.ru/document/view/44992802/ (дата обращения:12.07.2017).
7. Стрельцов Д.В. Российско-японские отношения: системный кризис или новые возможности? [Электронный ресурс]. URL: http://russiancouncil.ru/ inner/?id_4=5153#top-content (дата обращения:24.06.2017).
8. Япония опять будет убивать китов в "научных" целях [Электронный ресурс]. URL: http://www.greenpeace.org/russia/ru/news/2015/01-12-2015-whalingHuntJapon/ (дата обращения:19.06.2017).
9. Arctic Climate Change Research Project. Rapid Change of the Arctic Climate System and its Global Influences (2011-2016) [Электронный ресурс]. URL: http://www. nipr.ac.jp/grene/e/grene_E.pdf (дата обращения:10.07.2017).
10. Asari H. Recommendations for Japan's Diplomacy// "Arctic Governance and Japan's Diplomatic Strategy" Project. Chapter 8 [Электронный ресурс]. URL: https:// www2.jiia.or.jp/en/pdf/research/20l2_arctic_governance/08e-recommendations.pdf (дата обращения:11.07.2017).
11. Basic Plan on Ocean Policy // Prime Minister of Japan and his Cabinet, April 2013 [Электронный ресурс]. URL: https://www.kantei.go.jp/jp/singi/kaiyou/ kihonkeikaku/l30426kihonkeikaku_je.pdf (дата обращения:14.06.2017).
12. Grzela J. Japan's Arctic policy [Электронный ресурс]. URL: https://www. academia.edu/9676965/Japan_s_Arctic_policy (дата обращения:13.07.2017).
13. Japan's Arctic Policy (provisional English translation) // Arctic Portal Library, 21.10.2015 [Электронный ресурс]. URL: http://www.library.arcticportal.org/1883 www. russiancouncil.ru (дата обращения:19.06.2017).
14. Long-Term Plan for Arctic Environmental Research // Japan Consortium for Arctic Environmental Research [Электронный ресурс]. URL: http://www.jcar.org/menu06/ documents/longterm-e20150330_summary.pdf (дата обращения:23.06.2017).
15. Makhijani Sh. Fossil Fuel Exploration Subsidies: Japan // Oil Change International, November 2014 [Электронный ресурс]. URL: http://www.odi.org/sites/odi.org.uk/files/odi-assets/publications-opinion-files/9270.pdf (дата обращения:17.06.2017).
16. Observers of the Arctic Council// Arctic Council (official website) [Электронный ресурс]. URL: https://www.arctic-council.org/index.php/en/about-us/arctic-council/ observers (дата обращения:29.06.2017).
17. Sinclair J. Japan and the Arctic not so poles apart [Электронный ресурс]. URL: http://oilgas-info.jogmec.go.jp/pdf/5/5225/201403_039a.pdf (дата обращения:24.06.2017).
18. Tonami A., Watters S. Japan's Arctic Policy: The Sum of Many Parts // Arctic Yearbook. 2012 [Электронный ресурс]. URL: http://www.arcticyearbook.com/images/ Articles_2012/Tonami_and_Watters.pdf (дата обращения:29.06.2017).
19. Toriumi Sh. The Potential of the Northern Sea Route [Электронный ресурс]. URL: http://www.yomiuri.co.jp/adv/chuo/dy/opinion/20110228.html (дата обращения:25.06.2017).
Транслитерация по ГОСТ 7.79-2000 система Б
1. Zolotukhin I.N. Severnyj morskoj put' kak transokeanicheskaya magistral'. Problemy osvoeniya v aspekte interesov derzhav Severnoj Patsifiki: vzglyad iz Rossii // Ojkumena. Regionovedcheskie issledovaniya. 2013. № 2. S. 16-29.
2. Kripakova A.V. Politika YAponii v Arktike: institutsional'nye i normativnye osnovy // Molodoj uchenyj. 2016. № 25. S. 486-488.
3. Osnovy gosudarstvennoj politiki RF v Arktike na period do 2020 goda i na dal'nejshuyu perspektivu, utverzhdennye Ukazom Prezidenta RF ot 17 dekabrya 2008 g. [EHlektronnyj resurs]. URL: https://rg.ru/2009/03/30/arktika-osnovy-dok.html (data obrashheniya 15.06.2017).
4. Rossijsko-yaponskie peregovory: Bog lyubit troitsu [EHlektronnyj resurs]. URL: http://inosmi.ru/politic/20160513/236522902.html (data obrashheniya:26.06.2017).
5. Slazhennoe trio. [EHlektronnyj resurs]. URL: http://arctic.gov.ru/ News/616151ec-e6a3-e511-80c7-9cddd716059e?nodeId=9ce9c1ed-d94b-e511-825f-10604b797c23&page=1&pageSize=10 (data obrashheniya:18.06.2017).
6. Sovmestnoe zayavlenie Prezidenta Rossijskoj Federatsii i Prem'er-ministra YAponii o razvitii rossijsko-yaponskogo partnerstva. [EHlektronnyj resurs]. URL: http:// docs.pravo.ru/document/view/44992802/ (data obrashheniya:12.07.2017).
7. Strel'tsov D.V. Rossijsko-yaponskie otnosheniya: sistemnyj krizis ili novye vozmozhnosti? [EHlektronnyj resurs]. URL: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=5153#top-content (data o brashheniya:24.06.2017).
8. YAponiya opyat' budet ubivat' kitov v "nauchnykh" tselyakh [EHlektronnyj resurs]. URL: http://www.greenpeace.org/russia/ru/news/2015/01-12-2015-whalingHuntJapon/ (data obrashheniya:19.06.2017).
9. Arctic Climate Change Research Project. Rapid Change of the Arctic Climate System and its Global Influences (2011-2016) [EHlektronnyj resurs]. URL: http://www. nipr.ac.jp/grene/e/grene_E.pdf (data obrashheniya:10.07.2017).
10. Asari H. Recommendations for Japan's Diplomacy// "Arctic Governance and Japan's Diplomatic Strategy" Project. Chapter 8 [EHlektronnyj resurs]. URL: https:// www2.jiia.or.jp/en/pdf/research/2012_arctic_governance/08e-recommendations.pdf (data obrashheniya:11.07.2017).
11. Basic Plan on Ocean Policy // Prime Minister of Japan and his Cabinet, April 2013 [EHlektronnyj resurs]. URL: https://www.kantei.go.jp/jp/singi/kaiyou/ kihonkeikaku/130426kihonkeikaku_je.pdf (data obrashheniya:14.06.2017).
12. Grzela J. Japan's Arctic policy [EHlektronnyj resurs]. URL: https://www.academia. edu/9676965/Japan_s_Arctic_policy (data obrashheniya:13.07.2017).
13. Japan's Arctic Policy (provisional English translation) // Arctic Portal Library, 21.10.2015 [EHlektronnyj resurs]. URL: http://www.library.arcticportal.org/1883 www. russiancouncil.ru (data oDrashheniya:19.06.2017).
14. Long-Term Plan for Arctic Environmental Research // Japan Consortium for Arctic Environmental Research [EHlektronnyj resurs]. URL: http://www.jcar.org/menu06/ documentsZlongterm-e20150330_summary.pdf (data obrashheniya:23.06.2017).
15. Makhijani Sh. Fossil Fuel Exploration Subsidies: Japan // Oil Change International, November 2014 [EHlektronnyj resurs]. URL: http://www.odi.org/sites/odi.org.uk/files/odi-assets/publications-opinion- files/9270.pdf (data obrashheniya:17.06.2017).
16. Observers of the Arctic Council// Arctic Council (official website) [EHlektronnyj resurs]. URL: https://www.arctic-council.org/index.php/en/about-us/arctic-council/ observers (data obrashheniya:29.06.2017).
17. Sinclair J. Japan and the Arctic not so poles apart [EHlektronnyj resurs]. URL: http://oilgas-info.jogmec.go.jp/pdf/5/5225/201403_039a.pdf (data obrashheniya:24.06.2017).
18. Tonami A., Watters S. Japan's Arctic Policy: The Sum of Many Parts // Arctic Yearbook. 2012 [EHlektronnyj resurs]. URL: http://www.arcticyearbook.com/images/ Articles_2012/Tonami_and_Watters.pdf (data obrashheniya:29.06.2017).
19. Toriumi Sh. The Potential of the Northern Sea Route [EHlektronnyj resurs]. URL: http://www.yomiuri.co.jp/adv/chuo/dy/opinion/20110228.html (data obrashheniya:25.06.2017).
Дорошев А.Ю. Арктическая политика Японии: достижения, вызовы и перспективы дальнейшего продвижения.
С учётом возросшего стратегического и экономического значения Арктического региона в международных отношениях, особый интерес исследователей представляют действия государств, не имеющих прямого выхода в акваторию Северного Ледовитого океана. Статья посвящена становлению и современному состоянию арктической политики Японии. В статье отражены основные японские интересы в Арктике, содержание арктической политики, включая научно-исследовательское, транспортно-логистиче-ское, политическое направления. В работе также был использован анализ влияния международной ситуации на формирование и обоснование позиций Японии в Арктическом регионе.
Ключевые слова: Япония, Артика, арктическая политика Японии, Северный морской путь, Арктический Совет
Doroshev A.Yu. Japan's Arctic Policy: Achievements, Challenges and Prospects for Further Advancement.
Taking into account the increased strategic and economic significance of the Arctic region in international relations, the actions of states which do not have direct access to the Arctic Ocean induce the special interest of researchers. The article observes the formation and current state of Japan's Arctic policy and reflects the main Japanese interests in the Arctic as well as the content of Arctic policy, including research, transport, logistics, and political issues. The analysis of the influence of the international situation on the formation and substantiation of Japan's positions in the Arctic region is also used in the work.
Key words: Japan, Arctic region, Japan's Arctic Policy, Northern Sea Route, Arctic Council
Для цитирования: Дорошев А.Ю. Арктическая политика Японии: достижения, вызовы и перспективы дальнейшего продвижения // Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2018. № 2. С. 154-162. DOI: 10.24866/1998-6785/2018-2/154-162
For citation: Doroshev А^и. Japan's Arctic Policy: Achievements, Challenges and Prospects for Further Advancement // Ojkumena. Regional researches. 2018. № 2. P. 154-162. DOI: 10.24866/1998-6785/2018-2/154-162
♦