Научная статья на тему 'Приоритеты современной арктической политики Японии'

Приоритеты современной арктической политики Японии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
437
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРКТИКА / ЯПОНИЯ / НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / СЕВМОРПУТЬ / БЕЗОПАСНОСТЬ / АРКТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ARCTIC / JAPAN / RESEARCH / NORTHERN SEA ROUTE / SECURITY / ARCTIC POLICY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Курмазов Александр Анатольевич

Рассматривается поворотный момент в политике Японии в отношении Арктики, произошедший в 2015 году. Приведены приоритеты Японии в отношении укрепления собственной позиции в Арктическом регионе. Уточнено стремление Японии обеспечить указанные приоритеты с помощью научно-технического потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Priorities for the Current Arctic Policy of Japan

The article dwells on the turning point in Japan’s policy with regard to Arctic that took place in 2015. The author gives Japan’s priorities with regard to strengthening of its own position in Arctic region. The author specifies Japan’s tendency to provide the given priorities by scientific and technological potential.

Текст научной работы на тему «Приоритеты современной арктической политики Японии»

ЗОНА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

УДК 338 ББК 66.4

А. А. КУРМАЗОВ

Приоритеты современной арктической политики Японии

Рассматривается поворотный момент в политике Японии в отношении Арктики, произошедший в 2015 году. Приведены приоритеты Японии в отношении укрепления собственной позиции в Арктическом регионе. Уточнено стремление Японии обеспечить указанные приоритеты с помощью научно-технического потенциала.

Ключевые слова: Арктика, Япония, научные исследования, Севморпуть, безопасность, арктическая политика.

A. A. Kurmazov

Priorities for the Current Arctic Policy of Japan

The article dwells on the turning point in Japan's policy with regard to Arctic that took place in 2015. The author gives Japan's priorities with regard to strengthening of its own position in Arctic region. The author specifies Japan's tendency to provide the given priorities by scientific and technological potential.

Keywords: Arctic, Japan, research, the Northern Sea Route, security, Arctic policy.

Япония не является арктическим государством и до недавнего времени большого интереса к этой части Земного шара не проявляла. Вялотекущие исследования Северного морского пути (СМП) велись в Японии начиная с 1995 г. после распада СССР и активизировались после того, как этим вопросом стали плотно заниматься восточноазиатские соседи - Китай и Республика Корея [7; 12]. Последние годы в Японии такая активность постепенно нарастала. Это нашло отражение в многочисленных российских и японских публикациях [1; 4; 5; 8 и др.]. Однако в 2015 г. Япония сделала серьезный шаг вперед в деле освоения Арктики и заявила о своих приоритетах в этой области. Был утвержден новый политический курс - первая в истории Японии «Арктическая политика». Поэтому итоги японской арктической политики в 2015 г. стоит рассмотреть отдельно.

КУРМАЗОВ Александр Анатольевич — кандидат экономических наук, первый секретарь Посольства Российской Федерации в Японии. Япония, 106-0041, Токио, Минато-ку, Адзабу-дай, 2-1-1. kurmazov@yandex. ш.

© Курмазов А. А., 2016

Фоном для формирования позиции Японии в отношении Арктики и ее практических действий в этом плане в 2015 г. продолжали оставаться те же факторы, что и в последние годы.

Прежде всего - потепление климата в Антарктическом регионе. Это главный фактор повышения активности в зоне Северного Ледовитого океана многих стран мира, включая неарктические государства, в том числе Японию. Климатические изменения в Арктике неотвратимо повлекут климатические изменения как минимум в Северном полушарии Земли. Понимание долгосрочного погодного тренда чрезвычайно важно не только для экономического, но и политического планирования.

Уменьшение площади ледяного покрова, во-первых, позволит осуществлять морские перевозки из Европы в Азию Северным морским путем в течение нескольких месяцев в году, укорачивая расстояния по сравнению с традиционным маршрутом через Суэцкий канал и Индийский океан. При этом для судов сокращается время в пути и расход топлива, в целом удешевляя транспортные расходы. Во-вторых, облегчит доступ к углеводородным ресурсам. Их разработка уже начата и, скорее всего, темпы этого процесса будут расти.

Кроме того, повышение температуры воды в Северном Ледовитом океане открывает новые возможности для промысла рыбы.

Для усиления позиции в Арктике Япония пытается в первую очередь использовать научно-технический потенциал. Это характерно не только в отношении Арктики. Так, в этой стране ежегодно появляются все новые лауреаты Нобелевской премии в области естественных наук, что дает основания японским политикам делать громкие, амбициозные заявления, как то «Наука и техника Японии спасут мир» [3].

Активно используется термин «научно-техническая дипломатия» Японии в привязке к утверждениям, что значительные природно-климатические изменения последних лет в Арктике не имеют полноценного научного объяснения. По мнению японских политологов, таяние льдов способствует появлению новых экономических возможностей, включая новый морской путь, связывающий Европу и Азию через север России. Но это уже меняет не только экономическую, но и геополитическую ситуацию в мире.

Кроме того, свои потребности более активного участия в разработке и изучении арктического потенциала Япония объясняет тем, что изменения климата в Арктике сказываются не только на примыкающих к северному Заполярью странах и территориях, но и приводят к значительным и долгосрочным погодным аномалиям далеко за пределами Арктического региона, включая Японию [9]. Таким образом, влияние Арктики выходит далеко за пределы Арктического региона, поэтому арктические проблемы оставлять только странам - членам Арктического совета, не оправдано.

На 14-м заседании Штаба комплексной морской политики, состоявшемся 16 октября 2015 г., премьер-министр Японии С. Абэ, который одновременно является и председателем этого штаба, заявил об утверждении первой в истории Японии «Арктической политики». По словам премьера, такая необходимость вызвана «стремительным изменением окружающей среды Арктики, в результате которого происходит глобальное потепление, возникают другие проблемы окружающей среды планетарного масштаба. Все эти новые проблемы, остро стоящие перед мировым сообществом, глубоко затрагивают интересы Японии». Премьер также подчеркнул, что Япония является «ведущим игроком» в решении арктических проблем и должна продолжать развивать свой научно-технический потенциал, являющийся сильной стороной Японии, и на этой основе еще более активно исполнять свою лидирующую роль в этой области в международном сообществе. При этом Япония намерена принять самое активное участие в выработке международных правил поведения в Арктике, чем сейчас занимаются страны арктического кольца [2; 10].

Следующим шагом японской арктической политики должно стать принятие Стратегии исследований Арктики на средне- и долгосрочный период. Ответственным ведомством в данном случае является Министерство образования и науки. Принятие стратегии планируется на июль 2016 г. [9].

Помимо научно-технической составляющей японской арктической политики все большую поддержку со стороны государства получают проекты участия в финансировании некоторых арктических программ - создание системы навигационной поддержки для более активного использования Севморпути, участие в инвестировании разработки углеводородных ресурсов, и др.

Штаб комплексной морской политики утвердил в октябре 2015 г. арктическую концепцию и определил приоритеты при осуществлении арктической политики Японии:

- максимум активности в развитии науки и техники; наибольшее внимание уделять проблемам окружающей среды;

- повышенное внимание к событиям, касающимся обеспечения безопасности;

- вклад в формирование международных правил;

- более активное использования Севморпути, обеспечение главенства закона;

- разработка ресурсов (минеральных, биологических);

- создание опорных научных пунктов.

Принятие новой политической программы было ускорено на фоне активных действий России и Китая в зоне Арктики.

Так, в августе 2015 г. Россия подала заявку в Комиссию ООН по делимитации континентального шельфа о распространении своих прав на морское дно площадью 1,2 млн км2. В сентябре этого же года Китай, демонстрируя свой растущий интерес к морским путям и ресурсам Арктики, направил 5 боевых кораблей в Берингово море в район Аляски, где, образно выражаясь, находятся ворота в Арктику.

Видя в такой активности предпосылки снижения уровня гарантий безопасности (безопасности Японии), правительство С. Абэ будет укреплять эту сферу сотрудничества с США в прилегающих районах.

Большие надежды Япония возлагает на созданный совместно с США Международный Арктический центр исследований (1АИС).

В начале 2015 г. Япония вступила в группу 22 стран, университеты и научно-исследовательские организации которых будут вести целенаправленные исследования атмосферы и океана в арктической зоне, а также собирать сведения о морфологии и других характеристиках морского дна и суши в данном районе. При этом обращается внимание на отсутствие международных договоренностей по вопросу использования таких данных. Отмечается необходимость создания международных правил, которые бы сделали доступными результаты фундаментальных исследований по всему спектру арктических проблем. Японские аналитики сетуют, что Россия, располагая наиболее весомыми научными данными в области исследований Арктики, значительную их часть держит закрытыми.

В последние годы большая работа проводится по изучению воздействия выбросов дыма и газов в атмосферу за Северным полярным кругом, поскольку это усиливает процессы таяния арктических льдов.

Так, К. Сэкимидзу, исполнительный секретарь Международной морской организации (ИМО), находившийся с ознакомительными целями на российском атомном ледоколе в августе 2014 г., следовавшем по СМП, отмечал нефтяные пятна на льду и другие признаки загрязнения. Международный чиновник призывает к принятию скорейших мер по защите окружающей среды Арктики. По его мнению, это должен быть свод международных правил - «Полярный кодекс», который определял бы широкий круг условий - от жестких стандартов строительства специальных судов ледового класса до экологических стандартов.

В Японии не устают повторять, что вклад страны в выяснение процессов углеводородного загрязнения Арктики трудно переоценить, поскольку она представила новейшее научное оборудование для дистанционного мониторинга процессов загрязнения Арктики из космоса. Подобные исследования необходимо проводить и подо льдом, для чего потребуются

автономные подводные аппараты, для создания которых Япония также могла бы предоставить свой научно-технический потенциал.

Роль космических исследований арктических проблем все чаще начинает выступать на первый план при освещении японской арктической политики. В 2012 г. был осуществлен запуск в космос японского научно-исследовательского спутника «Сидзуку» (Капля). Одним из главных предназначений данного аппарата называется сбор данных о движении масс льда в районе СМП. Прогнозирование распределения льдов здесь - чрезвычайно важный фактор обеспечения экономически эффективной проводки морского грузового транспорта из Европы в Восточную Азию и обратно. Этим проблемам был посвящен специальный научный симпозиум, проведенный в Токио осенью 2015 г. Очевидно, что пропускная способность СМП прямо зависит от состояния ледяного покрова.

При значительном количестве рисков использования СМП повышение точности прогнозирования состояния льдов, их площади позволит удешевить и обезопасить проводку судов. С помощью данных, получаемых со спутника «Сидзуку», проводится усовершенствование моделей распределения ледяного покрова и его толщины. Летом 2013 г. погрешность прогнозирования составила 40 %, в 2014 г. погрешность уменьшилась до 20 %, в 2015 г. она составила всего 2 %. Прогноз площади ледяного покрова, рассчитанный по модели, разработанной учеными Государственного полярного НИИ Японии, составил 4,41 млн км2. Реальная площадь ледяного покрова на 11 сентября 2015 г. была 4,5 млн км2 [7].

В 2016 г. планируется запуск еще одного спутника, полученные данные с которого должны повысить точность прогнозирования ледового покрова в районе СМП и увеличить его проходимость. Проект разрабатывает компания «Weather News» из города Тиба [7].

Чтобы научно-технический потенциал было легче использовать и убедительней доказывать «незаменимую роль» Японии в решении арктических проблем, предлагается заменить жесткие механизмы международного права и международных конвенций, соблюдение которых потребует много времени и сил, на другие международные правила на основе так называемого «мягкого права» (soft law), избавленного от жестких юридических рамок и ограничений. В крайнем случае, добиваться параллельного использования традиционных и нетрадиционных правовых норм.

В этой роли могли бы выступать международные инициативы по упорядочению финансовых и интеллектуальных потоков, направленных на экономическое освоение Арктики. Здесь «научно-техническая дипломатия» была бы незаменимой.

Из чувства союзнического долга Япония выделяет лидирующую роль США в освоении и сохранении Арктики. Но она вынуждена признавать неоспоримое превосходство современного российского влияния в Арктическом регионе. Как говорят иностранные журналисты, работающие в Японии, Россия обладает «весомым авторитетом на арктической шахматной доске» [14].

Сами США в этом вопросе оценивают себя скромнее, если говорить о степени подготовки к продвижению в Арктику. Заместитель командующего БОХР США вице-адмирал Чарльз Майкл, выступая с лекцией в Академии ВМС США 7 декабря 2015 г., затронул вопросы Арктики и, в частности, провел сопоставление арктического потенциала России и США. Вице-адмирал сообщил, что в распоряжении России находится 41 ледокол и еще 11 ледоколов запланированы к строительству. У КНР ледокол пока один, но еще один строится в настоящее время. В распоряжении США только два ледокола на ходу («Полар Стар» и «Хили»). При этом только один является ледоколом тяжелого класса - «Полар Стар», но его возраст 39 лет. Президент Б. Обама 1 сентября 2015 г. пообещал к 2020 г. построить новый ледокол. Однако его ориентировочная стоимость составит около 1 млрд долл. США при реальных сроках строительства 10 лет [13]. Поэтому данное обещание американского президента у многих экспертов вызывает большие сомнения.

Не стоит сбрасывать со счетов в оценке арктических проблем грядущий секвестр и новые трудности российской экономики, включая ограничения финансирования рыбохозяйственной науки. Несмотря на необходимость выполнения поставленных задач, связанных с изучением и освоением рыбных ресурсов арктических морей, очевиден целый ряд трудностей в их решении. В конце 2015 г. были проведены исследования рыбных ресурсов в море Лаптевых и Восточно-Сибирском море. С учетом результатов этих работ руководство рыбохозяйственных НИИ Дальнего Востока считает экономически нецелесообразным открывать коммерческий промысел в этих морях и заявляет об отсутствии финансирования для продолжения таких исследований [6].

В той части российской арктической политики, которая касается научных исследований морской среды и рыболовства, может образоваться вакуум. Нельзя исключать, что этот вакуум попытается заполнить Япония с ее растущими амбициями морской научно-исследовательской державы. С еще большей вероятностью этого можно ожидать от Китая. Вопрос только в форме таких попыток.

Формат обсуждения арктических проблем уже перестал ограничиваться работой Арктического совета и странами - его участницами, а также ООН. Они изучаются и обсуждаются на самых разных уровнях, включая

неправительственный. Растет число заинтересованных в этой проблематике стран и территорий. Учитывая это, а также рассмотренный выше комплекс данных, Япония, вероятно, будет выстраивать в рамках арктической политики линию поведения, включающую [11]:

- повышенное внимание к окружающей среде и экосистемам;

- поддержание стабильных основ и социально-экономических условий жизнедеятельности аборигенных народов арктических районов;

- отслеживание динамики гарантий безопасности района;

- использование новых экономических возможностей;

- участие в решении проблем глобального масштаба с учетом полувекового опыта японских арктических исследований и научно-технических разработок в этом направлении, включая опыт исследований Антарктики.

Оценивая степень экономичности, безопасности и, на этом фоне, привлекательности Севморпути, Япония выделяет три аспекта. Во-первых, экономичность становится призрачной на фоне невероятно дешевой нефти, когда стоимость прохода судов традиционным южным морским путем становится сопоставимой с проводкой по СМП. Во-вторых, вопросы обеспечения безопасности на фоне растущей напряженности между Россией и Украиной, Россией и Турцией могут стать довлеющим фактором при выборе морских путей для доставки грузов между Европой и Восточной Азией. В-третьих, если есть выбор, надо быть готовым технологически к любому варианту [7].

Таким образом, Япония будет наращивать научно-технический потенциал в области арктических исследований для обеспечения своих интересов в сфере экономического использования потенциала данного района. Попутно она будет стремиться обеспечить снижение сопутствующих этому процессу рисков на фоне роста собственной роли «арктического миротворца», а также извлечь выгоды из статуса «неарктического государства» на основе более объективной оценки происходящего вследствие географической отдаленности и непредвзятого научно обоснованного подхода.

Список литературы

1. Арктика в современной мировой политике: место в национальных внешнеполитических интересах. Владивосток: ИИАЭ ДВО РАН, 2014. 58 с. (У карты Тихого океана: информ.-ан. бюл.; № 36).

2. Арктическая политика Японии / Штаб комплексной морской политики. Токио, 2015. 8 с. URL: https://www.kantei.go.jp/jp/singi/kaiyou/ arcticpolicy/Japans_Arctic_Policy[JPN].pdf (дата обращения 02.03.2016). На яп. яз.

3. Исихара С. Наука и техника Японии спасут мир // Санкэй симбун. 2016. 5 янв. На яп. яз.

4. Китагава Х. Северный морской путь и будущее российско-японских отношений. URL: http://www.nippon.com/ru/currents/d00099/ (дата обращения 22.07.2014). На яп. яз.

5. Курмазов А. А. Арктическая политика Японии и интересы России // Проблемы Дальнего Востока. 2015. № 3. С. 58-67.

6. Мельников И. В. Главная проблема арктического промысла - экономическая эффективность. URL: http://fishnews.ru/interviews/495 14 01 2016 (дата обращения 13.01.2016).

7. Ноёри Т. Прогноз ледовитости Северного морского пути // Асахи симбун. 2016. 31 янв. На яп. яз.

8. Отчет о выполнении порученной работы провести исследования о возможностях СМП / Управление воздушных и морских портов; Отдел логистики и портов. Губернаторство Хоккайдо: 2013. 46 с. На яп. яз.

9. Продвигать Арктическую политику на основе науки // Нихон кэйд-зай. 2016. 23 февр. На яп. яз.

10. Санкэй симбун. 2015. 17 окт.

11. Сунами А. Япония, боле активная политика в Арктике // Нихон кэйдзай симбун. 2016. 15 янв. На яп. яз.

12. Ямада Ё. Входная дверь - Хоккайдо, выгоды территории // Хоккайдо симбун. 2014. 2 авг. На яп. яз.

13. Obama pushes for more U.S. ice-breaking might in Arctic // The Japan News. 2015. Sept. 3.

14. Stratos Pourzitakis Japan and Russia: Arctic Friends // The Diplomat. 2014. 3 Feb. URL: https://www.kantei.go.jp/jp/singi/kaiyou/arcticpolicy/Japans_ Arctic_Policy[JPN].pdf (accessed 02.03.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.