3. Дайн Г.Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла. М.: Культура и традиции, 2007. 120 с.
4. Куклы мира. М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2008. 184 с.
5. Лотман Ю.М. Куклы в системе культуры // Лотман Ю. М. Избранные статьи: в 3 т. Т. 1. Таллин: Александра, 1992. 480 с.
6. Лихачев Д.С. Прошлое - будущему. Статьи и очерки. Л.: Наука, 1985. 574 с.
7. Морозов И.А. Феномен куклы в традиционной и современной культуре. Кросс-культурное исследование идеологии антропоморфизма. М.: Индрик, 2011. 345 с.
8. Мурасаки Сикибу. Повесть о Гэндзи (Гэндзи-моногатари). Приложение // пер. с яп. Т.Л. Соколовой-Делюсиной. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1992. 192 с.
9. Никольский В.А. Древнерусское декоративное искусство. Петербург: Брокгауз-Ефрон, 1923. 99 с.
10. Нихон Секи. Анналы Японии: в 2 т. // пер. и коммент. Л.М. Ермаковой и А.Н. Мещерякова. Т. 1. Свитки I-XVI. СПб.: Гиперион, 1997. 496 с.
11. Соколова В.К. Весеннее-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов (XIX - нач. XX в.). М.: Наука, 1979. 285 с.
12. Ячин С.Е. Состояние метакультуры. Владивосток: Дальнаука, 2010. 268 с.
13. Япония от А до Я. Популярная иллюстрированная энциклопедия. М.: Япония сегодня, 2000. 640 с.
14. Allison, Jeni. Daruma Doll: Japan's Most Popular Good Luck Charm. URL: http://theculturetrip.com/asia/japan/articles/daruma-doll-japan-s-most-popular-good-luck-charm/ (дата обращения 10.07.2014).
15. Miyata, Noboru. Weather Watching and Emperorship // Current Anthropology. The University of Chicago Press. 1987. Volume 28. Number 4. P. 13-18.
УДК 327.82
Гребенщикова Ксения Николаевна
студентка кафедры востоковедения
Уральский федеральный университет имени первого президента России Б.Н. Ельцина Екатеринбург, Россия, e-mail: ksu17.03@mail.ru
ЯПОНИЯ КАК ФОРПОСТ В АРКТИКУ
Ksenia N. Grebenshchikova
student of Oriental Studies
Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin Yekaterinburg, Russia, e-mail: ksu17.03@mail.ru
JAPAN AS A GATE TO THE ARCTIC
Аннотация. Статья посвящена арктическому вектору внешней политики Японии. На фоне современной тенденции интернационализации Арктического региона Япония также проявляет заинтересованность в развитии Северного полюса. В статье рассматриваются основные интересы Японии в данном регионе, в частности, ее стремление стать отправной точкой Северного морского пути.
Ключевые слова: Япония, АТР, Арктика, СМП.
© Гребенщикова К.Н., 2017
Abstract. The article is devoted to the arctic vector of the Japan's foreign policy. On the background of current tendency of the internationalization of the Arctic region, Japan also shows an interest in the development of the territories of the North Pole. The article examines main interests of Japan in that region, in particular the desire to become the starting point of the Northern Sea Route.
Keywords: Japan, Asia-Pacific region, Arctic, Northern Sea Route.
Арктический пояс - один из самых отдаленных и сложных регионов на планете Земля. Однако это не помешало Арктике привлечь к себе взоры мировых держав. Долгое время Арктика оставалась «белым пятном» на карте экономики и геополитики, но появление новых технологий и гонка за новыми источниками полезных ископаемых превратили «край белого безмолвия» в один из самых перспективных регионов мира. Многие аналитики считают, что через пятьдесят лет Арктика может стать одним из основных источников энергоресурсов и ключевым транспортным узлом планеты.
С момента распада СССР изменилось значение Арктики, циркумполярный регион приобрел тенденцию к интернационализации. К гонке за развитие территорий Северного полюса примкнули страны, чье географическое положение не имеет статуса приарктического. В их число входят ведущие страны АТР, включая Японию. Символом начала активизации арктического вектора внешней политики Японии является присвоение ей статуса наблюдателя в Арктическом совете в 2013 г. [2]. Главной причиной, по которой Япония намеревается присутствовать в Арктике, является стремительный рост ее экономики, международно-политического влияния и дефицита энергоресурсов.
Япония имеет экспортно-ориентированную экономику и является одним из главных импортеров нефти в мире. На фоне экономической конкуренции с другими представителями АТР любое ограничение доступа к зарубежным ресурсам будет иметь негативное влияние на рост японской экономики. Как известно, в Заполярье сосредоточены огромные запасы различных природных ресурсов, в связи с этим для Японии, не имеющей собственных источников энергоресурсов, перспективы арктических месторождений являются одними из приоритетных.
В настоящее время арктический климат переживает существенные изменения, площадь льда уменьшается, это неизбежно влияет на навигацию в регионе и открывает доступ отдаленным территориям. В связи с этим более привлекательной становится арктическая транспортная система. В этом направлении перспективным становится Северный морской путь (далее -СМП). Ожидается, что к середине XXI в. из-за потепления арктические судоходные маршруты будут конкурировать с традиционными судоходными маршрутами и станут альтернативой для Суэцкого канала, который является ключевым водным торговым коридором, соединяющим Азию и Европу. Преимущество СМП заключается в его экономической выгоде, он может сократить время транзита между Востоком и Западом до 40 %, а также уменьшить расход топлива [6, с. 22]. Участие в освоении Арктики сулит японской экономике новые возможности, которые, как считается, помогут стране выйти из продолжительной экономической депрессии.
Более того, для Японии это шанс укрепить свою причастность к региону с помощью идеи, в которой она выступает начальным пунктом в СМП. Японцы считают, что о. Хоккайдо с его портами может служить своеобразными «воротами» этой важной транспортной артерии. Портом базирования предлагается сделать г. Томакомай, находящийся на таком расстоянии, например, от Мурманска, которое крупные контейнеровозы способны преодолеть за две недели. По мнению местных специалистов, он мог бы стать перевалочным пунктом СМП в точке, где северные условия уже не будут ограничивать судоходство, а доставленные грузы могут из этого порта транспортироваться дальше, в южные районы Азии, учитываются и возможные риски при эксплуатации СМП. Суровые климатические условия могут изменять длительность навигации и скорость проводки судов, в связи с этим потребуется дополнительный ресурс ледокольного флота и, как следствие, произойдет значительное удорожание переходов по СМП [1, с. 134]. В условиях существующей конкуренции арктических интересов между ведущими странами АТР данная идея дает Японии существенное преимущество.
Как было отмечено ранее, Япония живет за счет экспорта товаров, поэтому она крайне заинтересована в своевременных поставках. Однако из-за проблемы сомалийских пиратов, орудующих в южных морях, и ситуации на Ближнем Востоке Суэцкий канал уже не представляется столь надежной и безопасной транспортной артерией [7]. Кроме Суэцкого канала японские суда могут столкнуться с трудностями вблизи своих границ, в Южно-Китайском море, где, как известно, сталкиваются интересы КНР, США, Японии. Уникальность СМП заключается в том, что он проходит вдоль берегов одной страны, что освобождает суда от рутинных проверок со стороны пограничных служб третьих стран. Поэтому в современных условиях СМП может стать новым надежным транспортным коридором как для Японии, так и для всей Азии.
Одним из ключевых мест в арктической политике занимает возможность использования в Арктике японского научно-технического потенциала [5, с. 3]. Япония, имея собственную станцию на Шпицбергене, проводит исследования в сферах климатологии, метеорологии, экологии и сейсмологии и является участником многих международных организаций, занимающихся арктической проблематикой.
Япония традиционно придает огромное значение последствиям глобального потепления. Вместе с процессом таяния льда, влияющим на общий уровень мирового океана, возникает угроза затопления японских островов, которые и без того находятся в зоне повышенной сейсмичности. Кроме этого, руководствуясь своей арктической политикой, японцы крайне заинтересованы в улучшении жизни коренного населения Арктики. Они выступают за сохранение традиционной жизни и культуры местного населения.
Нельзя представить деятельность азиатских стран в Арктике без ключевых региональных акторов. Япония активно строит взаимовыгодные отношения с приарктическими государствами. Более того, Япония рассматривает арктическое пространство как достояние всего человечества, в связи с этим она выступает за интернационализацию региона.
Самые противоречивые отношения в Арктике имеют Япония и Россия. С одной стороны, на взаимоотношения двух стран влияют мировые события
и сугубо двусторонние проблемы. При проведении своей арктической политики Япония в последнее время столкнулась с необходимостью учитывать «украинский фактор» и милитаризацию Крайнего Севера России и Дальнего Востока. Последний факт крайне тревожит японскую сторону, так как военное присутствие России на «северных территориях» может служить рычагом давления на Японию в решении спорного территориального вопроса между Москвой и Токио [8]. Верность союзническим отношениям с США и Европой не позволяет Японии пока идти на большее сближение с Россией даже хотя бы в отношении Арктики [3, с. 11]. Вдобавок, нерешенный территориальный спор вокруг южной группы Курильских островов тормозит развитие российско-японских отношений, включая арктическое сотрудничество. С другой стороны, будучи активным участником арктических процессов, Япония не может не учитывать региональное влияние России. Представители японского бизнеса на фоне потепления отношений между Москвой и Токио после визита президента России в Японию в декабре 2016 г. надеются на новый виток развития арктического сотрудничества. В настоящее время японский банк ШГС финансирует проект «Ямал СПГ», в планы входит возможность инвестирования в другой проект, «Арктик СПГ-2», и освоения месторождений на Гыданском полуострове. Япония также рассчитывает, что на российском Дальнем Востоке будет создана экспортная база СПГ, что укрепило бы экономическое сотрудничество между двумя странами [4].
К сотрудничеству Японию подталкивает в том числе и процесс милитаризации Арктики. Для продвижения продуктивного международного сотрудничества необходимо сохранение безопасности в регионе. Интенсивное развитие СМП, открытие новых месторождений - все это может стать причиной для новых разногласий в Арктике. Более того, японцев беспокоит наращивание военного контингента со стороны России и США. В конкуренции с другими представителями ведущих стран Азии Японию также волнуют попытки Китая и Республики Кореи закрепиться в Арктике в качестве самостоятельных факторов.
Таким образом, Арктика - это регион долгосрочного стратегического приоритета для японской внешней политики. Японское правительство считает, что Япония может внести свой вклад в устойчивое развитие Арктики путем предоставления научных знаний и технологий. Кроме того, учитывая, что Япония не имеет законного права на доступ к природным ресурсам в регионе, крайне важно для нее участвовать в международных исследованиях и сотрудничестве с арктическими государствами для обеспечения своих интересов в будущем. С этой точки зрения Япония, которая относительно недавно начала претворять в жизнь свою арктическую политику, но уже в значительной степени добилась успехов в научно-исследовательской, экономической и технологической сфере, может выполнить амбициозный план -превратить Японию в ворота в Арктику.
Список литературы
1. Журавель В.П. Китай, Республика Корея, Япония в Арктике: политика, экономика, безопасность // Арктика и Север. 2016. № 24. С.112-144.
2. Кирунская декларация по случаю Восьмой Министерской сессии Арктического совета // Министерство иностранных дел Российской Федерации. URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/ecology/-/asset_publisher/9jm0ASADm3qm/content/id/110270 (дата обращения 30.03.2017).
3. Курмазов А.А. Японские исследования арктических морей // Рыбное хозяйство . 2015. № 1. С. 9-11.
4. Японский банк профинансирует «Ямал СПГ» // Арктика-Инфо. URL: http://www.arctic-info.ru/news/20-10-2016/yaponskiy-bank-profinansiruet—yamal-spg/ (дата обращения 14.02.2017).
5. ШЩШШЖШ Арктическая стратегия Японии // Официальный сайт премьер-
министра Японии. URL: http://www.kantei.go.jp/jp/singi/kaiyou/dai14/shiryou1_2.pdf (дата обращения 18.03.2017).
(Изучение возможности новых взаимоотношений между Европой и о. Хоккайдо за счет использования Севморпути) // ^кШ/ё^Ш/ДШ^^^-т («Статегия
использования СМП» семинар в г. Томакомай). 2015. С. 59.
7. - (Новый путь Земли. Текущая ситуация вокруг арктического морского пути) // Telescope Magazine. URL:http://www.tel.co.jp/museum/magazine/mobility/141114_topics_08/index.html (дата обращения 30.03.2017).
8. Ж^^ЩП^^ЙШ//!? (Коидзуми Ю. Возрождение военной мощи
России?!) // Sukan Gendai. URL:http://gendai.ismedia.jp/articles/-/49045 (дата обращения 30.03.2017).