Золотухин И.Н., Туманов Ю.В. Арктический азимут тропической страны ^^ УДК 327
Золотухин И.Н., Туманов Ю.В. Zolotukhin I.N., Tumanov Yu.V.
Арктический азимут тропической страны
Arctic azimuth of the tropical country
В статье рассматривается арктическое направление внешней политики Сингапура. Таяние льдов Арктики и экологическая ситуация, связанная с глобальным изменением климата, способствовали вовлечению государства, расположенного в Юго-Восточной Азии, в арктические дела. Деятельность Сингапура нацелена не только на развитие территории Арктики, но и на реализацию своих внешнеполитических приоритетов. Являясь центром мировой экономики, Сингапур избегает конфронтации в полярных широтах, стремясь участвовать в формировании предсказуемой и устойчивой международной среды. В работе отражены дипломатический, экологический, экономический векторы арктической политики Сингапура, а также арктическое измерение российско-сингапурских отношений. Методической основой работы является анализ результатов исследований отечественных и зарубежных авторов, а также материалов, документов по исследуемой проблеме.
Ключевые слова : Арктика, Сингапур, Арктический Совет, внешняя политика, изменение климата, Северный морской путь, российско-сингапурские отношения
♦
The article reviews arctic direction of Singaporean foreign policy. Melting Arctic ice caps and ecological situation related to global warming have affected Southeastern state's involvement in Arctic issues. Singaporean activity focuses not only on the development of the Arctic area, but also the implementation of its foreign policy priorities. Being the core of global economy, Singapore avoids confrontation in polar latitudes and endeavors to participate in forming predictable and sustainable international environment. Diplomatic, ecological, economic vectors of Singaporean foreign policy as well as arctic dimension of the Russo-Singaporean relations are represented in the work. The article is based on the analysis of previous researches and findings of Russian and foreign authors as well as the data and documents on focused problem.
Key words : Arctic, Singapore, Arctic Council, foreign policy, climate change, Northern Sea route, Russo-Singaporean relations
Введение
Арктика, долгое время считающаяся глубокой периферией международных процессов, за последние десятилетия привлекает пристальное внимание мировой общественности, став объектом острой полемики среди академических кругов и зоной особых интересов со стороны великих держав. Климатические изменения, в силу которых происходит
ЗОЛОТУХИН Иван Николаевич, к.полит.н., доцент кафедры международных отношений Дальневосточного федерального университета (г. Владивосток). E-mail: zolivnik@ mail.ru
ТУМАНОВ Юрий Владимирович, аспирант Дальневосточного федерального университета (г. Владивосток). E-mail: [email protected]
таяние арктических льдов, влияют не только на уникальные природные условия полярных широт, но и создают новые контуры геополитических и геоэкономических отношений, связанных с проблемами сохранения и использования природных ресурсов Севера и устойчивого развития арктического региона, а также статуса полярных территорий и сфер интересов государств, прилегающих в арктическому сектору. Арктика превращается в один из полюсов мировой политики, где причудливо переплетаются вопросы сотрудничества и конфронтации.
Кроме государств, проблемами Арктики занимаются многочисленные международные организации, но относительно новым фактором международных отношений стало вовлечение в арктические дела внерегиональных участников, удаленных от побережья Северного Ледовитого океана на тысячи километров. С одной стороны, они вносят элемент неопределенности и усугубляют острые политические вопросы, связанные со сферами влияния и арктическими границами, а с другой, участвуют в обсуждении и решении проблем глобального характера. На сегодняшний момент свое присутствие в Артике обозначили не только гранды Европы (Великобритания, Франция, Германия) и Азии (Китай, Индия, Япония), но и государства, не столь заметные в мировой политике. В данном контексте интересной представляется активность в Арктике Сингапура, города-государства Юго-Восточной Азии.
Арктическая дипломатия Сингапура
На первый взгляд, казалось бы, что может связывать тропический остров-государство с льдами Арктики? Однако международное положение Сингапура, который на протяжении 50 лет является центром глобализации и акцентирован на взаимодействие с перспективными центрами мировых экономических процессов, объясняет его очевидное стремление стать ближе к северному полюсу. С другой стороны, статус Сингапура как «глобального города» [39, р. 6] делает его зависимым от вызовов внешней среды и требует от сингапурского правительства адекватных действий, чтобы предотвратить вероятные негативные последствия.
Сингапур с первых дней обретения суверенитета делает ставку на выстраивание эффективных внешнеполитических отношений, прекрасно осознавая недостаток военной мощи для защиты национальных интересов. Для маленького города-государства, в котором взаимосвязь внутренней и внешней политики ощущалась очень сильно, обеспечение предсказуемой внешней среды стало одним из важных элементов международной деятельности. Еще с 1960-х годов отец сингапурской дипломатии Синнатхамби Раджаратнам исходил из целесообразности и прагматизма в отношениях с соседями по региону и выстраивания связей с внерегиональными акторами и институтами. Вовлечение в международные процессы строилось на необходимости обеспечения безопасности страны от внешних угроз [39, р. 4], что реализовывалось посредством налаживания и укрепления сотрудничества как на региональном, так и глобальном уровнях.
Благодаря нацеленности на избегание конфронтации и политике открытости маленький Сингапур создает экономику, основанную на активном внедрении в производство высоких технологий, становится важнейшим финансовым, транспортным и информационным хабом всего мира, приобретает колоссальный международный авторитет. Последовательные действия Сингапура в координации внутрирегиональных связей способствовали возникновению Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и ее превращению в один из триггеров интеграционных процессов в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР).
С другой стороны, Сингапур, сознавая оборотную сторону тесной взаимосвязи с глобальными процессами, стремится реагировать на усложняющиеся условия внешней среды, подчас играя на опережение. В этом отношении показательна политика Сингапура на вовлечение в арктический регион, интерес к которому Сингапур проявлял еще в 1990-х гг. Серьезность своих намерений в отношении ситуации за полярным кругом он обозначил в 2009 г., озаботившись катастрофическими последствиями климатических изменений в Арктике для судьбы государства-острова [28].
С 2011 г. Сингапур начал активно лоббировать место наблюдателя в Арктическом Совете [16]1 , одной из наиболее известных международных организаций, которая занимается вопросами устойчивого развития арктического региона (включая социально-экономическое развитие), предотвращения чрезвычайных ситуаций, охраны окружающей среды в Арктике. Для получения статуса наблюдателя Сингапур назначил Специального Уполномоченного по арктическим делам [34]. Обретение Сингапуром, наряду с другими внеарктическими государствами, 2 искомого статуса в 2013 г., стало признанием его высокой международной репутации, а его участие в деятельности Совета (прежде всего в рабочих группах) также дает ему возможность для активизации двусторонних связей с арктическими державами. Примером успешного взаимодействия Сингапура с полярными странами является Норвегия, с которой удалось наладить сотрудничество по таким важным аспектам, как управление водными ресурсами, возобновляемые источники энергии. Стороны тесно взаимодействуют в международных переговорах по изменению климата [29].
Безусловно, присутствие Сингапура в Арктике несоизмеримо с деятельностью «большой тройки» восточноазиатских государств — Китая, Японии и Кореи, для которых важно не столько место наблюдателя в Арктическом Совете, не дающее возможности прямого влияния на арктическую политику [14, р. 5], сколько доступ к ресурсам Арктики. Однако их действия, направленные, в том числе на пересмотр правового статуса Арктики и закрепление своего территориального присутствия в регионе, влекут обострение отношений и могут привести к негативным последствиям, в том числе и военной конфронтации [1, с. 11].
В отличие от азиатских колоссов Сингапур придерживается сбалансированного подхода и уповает больше на дипломатические механизмы, игнорируя геополитические амбиции и концентрируя внимание на глобальных проблемах: защита окружающей среды, устойчивое экономическое развитие Арктики и развитие в регионе человеческого капитала. Также Сингапур нацелен на взаимодействие с организациями, представляющими коренные народы Севера.
Стоит отметить, что главный инструмент проникновения Сингапура в Арктику — это технологии: обслуживающие, научные, образовательные, управленческие, благодаря которым тропическое государство демонстрирует независимую позицию в арктическом регионе, готовность идти на диалог и развивать тесные партнерские отношения [30]. Таким образом, Сингапур нюансирует напряженность в Арктике, вызванную
1 В 1993 г. восемью министрами полярных государств (арктической восьмерки: РФ, США, Канада, Дания, Норвегия, Исландия, Швеция, Финляндия) была подписана Ну-укская декларация, в которой, помимо прочего, были сформулированы критерии для приема новых членов в статусе наблюдателей. Министры подтвердили, что приглашение наблюдателей должно исходить из прагматической и функциональной оценки их участия и вклада в решение экологических проблем Арктики [4, с. 174].
2 Статус наблюдателей в АС получили члены Евросоюза (Великобритания, Франция, Германия, Польша, Испания, Италия, Нидерланды), а также страны Восточной (Китай, Япония, Южная Корея, Сингапур) и Южной Азии (Индия).
проявлением «полярного ориентализма» [25, р. 1430], и имеет хорошие шансы для углубления взаимовыгодного сотрудничества с арктическими державами. Отношения с США и Канадой в этом ракурсе представляются наиболее благоприятными благодаря тесным экономическим связям североамериканских государств с Сингапуром, в том числе участию последнего в Транс-Тихоокеанском партнерстве.
Вовлечение Сингапура в дипломатический диалог с арктическими государствами может способствовать экспорту переговорной модели ASEAN-way («путь АСЕАН»), что может стать хорошим подспорьем для сглаживания противоречий и формирования формата консультаций и неофициальных встреч по ключевым вопросам.
Наиболее серьезные проблемы, которые определяют характер арктической политики Сингапура, видятся в двух плоскостях — экологической и экономической, последняя, в свою очередь, тесно связана с ролью транзитного центра, которую город-государство традиционно играет в международной экономической системе и на которую может существенно повлиять активизация северных транспортных коридоров.
Экологическое и экономическое измерения арктической политики Сингапура
Экологические проблемы носят всеобъемлющий характер, затрагивают интересы всего человечества. Проблема изменения климата на планете давно стало темой не только научного, но и политического дискурса, особенно обеспокоены этой проблемой страны, которые рискуют пострадать в результате природных катастроф, вызванных климатическими метаморфозами. Арктика является индикатором глобальных процессов изменения окружающей среды, и за последние десятилетия процесс таяния полярных льдов стал вызовом не только для отдельных государств, но и для всего международного сообщества.
Серьезные трансформации произошли с ледниками Северной Америки. В начале XXI века распался ледник Элсмир, от которого осталось несколько небольших сегментов общей площадью менее 900 квадратных километров. В сентябре 2008 после распада шельфового ледника Мар-хам, осталось всего четыре сегмента: Серсон, Петерсен, Айлс, Уорд Хант, которые являются последними шельфовыми ледниками Северной Америки [13].
Согласно докладу Межправительственной группы экспертов по проблемам изменения климата Организации Объединенных Наций, от 3,5 до 4,1 % ледового покрова Арктики тает каждые 10 лет с 1979 по 2012 гг. [26]. В свою очередь эксперты американского Национального управления по воздухоплаванию и исследованию космического пространства (НАСА) прогнозируют, что в ближайшие 100—200 лет уровень Мирового океана поднимется не менее чем на 1 метр, и под угрозой ухода под воду могут оказаться островные государства и крупные города, имеющие выход к побережью, такие как Токио и Сингапур [32].
По замечанию сингапурского министра Сэм Тан Чин Сионга, если свой 50-тилетний юбилей Сингапур встречал на поверхности, но свое столетие рискует отпраздновать под водой [26]. Повышение уровня океана также может привести к нехватке пресной воды, наводнениям и распространению тропических болезней. В силу этих причин Сингапуру важно понять тенденции изменений климата в Арктике, где температура повышается в два раза быстрее, чем в других частях мира [21, р. 67]. Осознавая влияние природных трансформаций в Арктике на свою судьбу, Сингапур стремится предотвратить угрозу затопления, поэтому экологическая составляющая остается для него важным звеном вовлечения в арктические дела.
На недавней конференции «Глобальное лидерство в Арктике: сотрудничество, инновации, вовлечение и устойчивость»,1 проходившей 30-31 августа 2015 в Анкоридже, Сингапур подчеркнул свое участие в совместных научных и деловых арктических проектах и вместе с представителями других делегаций, кроме Индии и Китая, подписал совместную декларацию по вопросам изменения климата в Арктике [15].
Особое внимание Сингапур уделяет проблеме загрязнения полярных вод. Государство является подписантом Полярного Кодекса Международной морской организации (ИМО), содержащего положения, касающиеся охраны окружающей среды, связанные с деятельностью судов, плавающих в водах Арктики и Антарктики. Среди них фигурируют такие вопросы, как предотвращение загрязнения нефтью, контроль над загрязнением ядовитыми веществами, предотвращение загрязнения сточными водами с судов и др. [6].
Сингапур выполняет международные обязательства в рамках соглашения по изменению климата, постоянно сокращая выбросы углекислого газа в атмосферу, а также изыскивает альтернативные источники энергии, намереваясь к 2020 г. довести мощность использования солнечной энергии до 350 МВт [31].
Таким образом, придерживаясь экологически ответственного развития, Сингапур стремится сохранить репутацию технологически развитого участника арктических исследований, который, в отличие от своих восточноазиатских соседей, заинтересован не столько в эксплуатации природных ресурсов полярных широт, сколько в устойчивом развитии Арктики.
В то же время экономические интересы Сингапура подразумевают не только экспорт энергосберегающих технологий, но и продукции судостроительной, нефтедобывающей отраслей. По мнению исследователей Центра стратегических оценок и прогнозов, Сингапур является выгодным союзником для многих арктических государств, которых интересует опыт и достижения города-государства в создании, управлении и развитии морской и прибрежной инфраструктуры, а также в судостроении [5].
Сингапур считается одним из мировых лидеров в производстве техники, необходимой для работы в открытом море, ключевых секторов экономики Сингапура. Сингапуру принадлежит 70% мирового рынка морских буровых установок и 2/3 рынка плавучих установок для добычи, хранения и отгрузки нефти. Обе технологии особенно важны для осуществления морского бурения в суровых климатических условиях, таких как Арктика [40, p. 15].
Всемирно известная сингапурская компания Keppel Corporation, инвестируемая правительством, является одним из крупнейших в мире производителей морских нефтяных платформ [24], а ее дочернее предприятие — Keppel Singmarine, в 2008 г. построила для компании «Лу-койл-Калининградморнефть» 2 ледохода: «Варандей» и «Тобой» [23]. Компания Keppel Offshore and Marine Technology проводит испытания морских буровых установок для их работы в полярных условиях [27]. В 2012 г. Keppel и Conoco Phillips объявили о своем намерении разработать совместную новаторскую установку для бурения на шельфе Северного Ледовитого океана [40, p. 15].
1 GLACIER (Global Leadership in the Arctic: Cooperation, Innovation, Engagement, and Resilience; аббревиатура переводится с английского как «ледник») — конференция, проводимая Госдепартаментом США с целью обозначить наиболее актуальные вопросы, стоящие перед Арктикой, а также определить инновационные подходы на местном, национальном и международном уровнях для решения проблем региона. На конференции принимают участие участники Арктического Совета, а также политики и представители коренных народов и общественности Аляски и Арктики [14].
Зельда Сориано отмечает прагматический подход Сингапура, который увязывает свою арктическую дипломатию с необходимостью защиты ключевых отраслей промышленности [41]. В этом отношении действия Сингапура в Арктике могут быть интерпретированы как желание обрести выгоду, однако, в данном вопросе Сингапур стремится проявлять гибкость, не желая рисковать возможностью получать дипломатическую и политическую поддержку со стороны арктических держав.
По мнению Сориано, существует вероятность, что Сингапур способен пожертвовать ледокольным бизнесом на Северном Ледовитом океане и даже готов провозгласить запрет как на разведку и добычу нефти, так и на неконтролируемый промысел рыбы в Арктике ради сохранения международного престижа [41].
Георгий Иванов, напротив, склонен полагать, что Сингапур крайне заинтересован в коммерческом использовании Арктики, что продиктовано, в том числе, потребностями города-государства в энергоресурсах. По мнению Иванова, Сингапур на 60% зависит от поставок нефти и газа из-за рубежа: большая часть нефти идет с Ближнего Востока, где крайне нестабильная политическая ситуация, а газ поставляют соседи по Юго-Восточной Азии (ЮВА) - Малайзия и Индонезия. Оба региона сейсмоо-пасны, причем если Ближний Восток с точки зрения политических проблем, то ЮВА по геологическим причинам. Поскольку данная ситуация усугубляет вызовы энергетической безопасности государства, Сингапуру выгодна диверсификация поставок из других регионов, в том числе и из Арктики [19].
В свою очередь, видный специалист по ЮВА Иэн Стори считает, что экономические интересы Сингапура в Арктике в меньшей степени исходят из потребления природных ресурсов региона. Сингапур преуспел в маркетинге передовых морские технологий, необходимых для разработки арктических ресурсов в ближайшие десятилетия, и будет их развивать и совершенствовать. В то же время он обращает внимание на то, что таяние арктических льдов не только делает тамошние природные ресурсы более доступными, но также улучшает перспективы судоходства в северных широтах и поднимает проблему увеличения объемов грузоперевозок на трансарктических морских маршрутах, которые обеспечивают более короткие сроки сообщения между Европой и Азией. Эксперт придерживается мнения, что в долгосрочной перспективе, один из этих маршрутов — Северный морской путь (СМП), может стать угрозой бизнеса морских грузоперевозок Сингапура [21, р. 67].
Однако с момента получения статуса наблюдателя в Арктическом Совете, Сингапур использует свое положение для активизации арктического судоходства. Один из последних форумов, посвященных развитию морских путей в Арктике, прошел в Сингапуре в ноябре 2015 г. [38].
Портовая инфраструктура Сингапура — одна из наиболее развитых в мире, а по суммарному грузообороту сингапурский порт до 2005 г. не имел равных. В период между 2005 и 2012 гг., когда он уступил пальму первенства Шанхаю, общий объем грузов, проходящих через Сингапур, возрос на 27 % (от 423,7 млн. тонн до 538 млн.) [22].
Долгое время положение Сингапура как центра ключевых торговых путей, транспортного хаба, не подлежало сомнению, но городу-государству не следует исключать арктические пути (и прежде всего СМП) как альтернативу традиционному налаженному морскому трафику через Малаккский пролив. Ситуация усугубляется тем фактом, что Сингапур может потерять значительный объем грузоперевозок в случае создания глубоководного порта в г. Тавой, на побережье Мьянмы, что может стать серьезным вызовом для сингапурской портовой индустрии [18].
Во многом перспективность арктических путей для Сингапура, также как возможности для города-государства стать одним из центров трансарктического транзита, сохранив при этом роль хаба в новой конфигурации глобальных транспортных коммуникаций, будет зависеть и от позиции России, для которой СМП является самой важной судоходной магистралью в Арктике.
Россия и Сингапур: арктический вопрос
Интересы России в Арктике исходят из двух перемежающихся плоскостей: обеспечения национальной безопасности и социально-экономического развития. Первая включает в себя отстаивание позиций по международно-правовым вопросам, касающимся границ российского континентального шельфа и использования пространственных особенностей арктического региона для дислокации военно-стратегических сил. Вторая предусматривает комплексное освоение и развитие арктических территорий, что прописано в таких документах, как «Основы государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу (2008)», «Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года (2013)».
Особое внимание Россия уделяет развитию СМП, который способен серьезно сократить скорость транспортировки грузов из Европы в Азию и создать конкуренцию Суэцкому и Панамскому каналу и Малаккскому проливу. Оптимистичные прогнозы доводили объемы грузопотока через СМП от 64 млн. тонн в год к 2020 г. до 85 млн. тонн в год к 2030 [20, р. 7].
Даже несмотря на снижение числа судов в 2014—15 гг., в том числе в результате падения цен на нефть и антироссийских санкций, из-за которых иностранные судоходные компании стали избегать заключения контрактов с российскими фирмами [9], СМП остается для России перспективным проектом, реализация которого помимо конкурентных вызовов для Сингапура может также способствовать росту товарооборота между двумя странами [3].
Для России в Арктике будет очень полезен опыт Сингапура в таких сферах, как транспортировка и охрана грузов, предотвращение разливов нефти и управление морского судоходства. Как уже отмечалось, несколько лет назад сингапурская компания Keppel Singmarine построила 2 ледохода для российской компании «Лукойл-Калининградморнефть».
Сотрудничество в Арктике может стать одним из приоритетных направлений сингапурских внешних связей на фоне усиления экономического сотрудничества с Россией. За последние годы отношения между двумя странами развиваются достаточно бурно. За 2014 г. российско-сингапурский товарооборот превысил 8 млрд. $ [36], хотя еще в 2003 он составлял всего 250 млн. $, а в 2007 - 1,54 млрд. [37]
В 2006 г. Сингапур и Россия подписали меморандум о взаимопонимании по вопросам экономического сотрудничества в особых экономических зонах, ставшем основой для привлечения сингапурских технологий в российские отрасли. Отношения между сторонами активизировались после подписания в сентябре 2010 г. межправительственного соглашения о поощрении и защите инвестиций (вступившего в силу в июне 2012 г.), включавшего в себя пункты о недискриминационном, справедливом и равноправном режиме для сингапурских инвесторов и инвестиций в России и российских в Сингапуре, о незамедлительной, адекватной и действующих компенсациях в случае экспроприации, о гарантиях свободного движения капиталов, вырученных доходов и иных платежей, а также об обращении в международные арбитражные суды в случае любого спора между инвестором и государством [16].
Важное значение в двустороннем политическом диалоге играет межправительственная комиссия, курирующая вопросы содействия обеспечению широкого сотрудничества между Россией и Сингапуром в таких сферах, как торговля и инвестиции, информационные и коммуникационные технологии, транспорт, здравоохранение, образование, культура и т.д. [16] В ноябре 2015 г. на VI заседании комиссии были рассмотрены вопросы о создании российско-сингапурской зоны свободной торговли (ЗСТ) [8].
Проблемами развития и активизации сотрудничества между деловыми кругами двух стран занимается созданный в 2009 г. по инициативе трех важнейших государственных экономических структур РФ — Минэкономразвития, Торгово-промышленной палаты и госкорпорации «Ростех», Российско-Сингапурский Деловой Совет (РСДС). Деятельность Совета направлена на увеличение высокотехнологичной продукции в российско-сингапурском товарообороте, в том числе путем привлечения инновационных компаний к совместным проектам [7].
С российской стороны недавно в состав РСДС вошел ряд компаний, опыт которых может пригодиться в условиях арктических широт. Например, «МНИИПА Системотехника ОВД» занимается аэронавигацией и созданием телекоммуникационных систем, а «Пространственные системы информации» — инженерно-геодезическими работами с применением новейших технологий обработки геопространственных данных [7].
На кулуарной встрече в рамках XXVII Саммита АСЕАН в Куала-Лумпуре в ноябре 2015 г. премьер-министр Сингапура Ли Сянь Лун и его российский коллега Дмитрий Медведев отметили расширение экономической деятельности российских компаний в Сингапуре и сингапурских в России и выразили обоюдное желание развивать дальнейшее сотрудничество, обсудив его направления в том числе на предстоящем Саммите Россия-АСЕАН, который состоится в Сочи в мае текущего года [33].
Российский посол в Сингапуре Леонид Моисеев отметил, что отношения с Россией становятся все более и более привлекательным для Сингапура [36], хотя главным фактором в двусторонней торговле все же остается энергетическая составляющая (львиную долю товарооборота (около 90%) составляет импорт из России нефти и газа) [35]. Сингапур превращается в выгодного партнера России, экспортируя морские нефтяные платформы и суда, работающие в Каспийском море, интересуясь разработкой арктических месторождений.
Но сингапурские инвестиции могут стать основой для развития не только российской Арктики, но и российского Дальнего Востока. Чиновники и бизнесмены Сингапура посещают восточные регионы России, изучая возможности возможного сотрудничества в нефтяных, аграрных секторах, изыскивая пути модернизации транспортной инфраструктуры [36].
Среди дальневосточных городов особый интерес для сингапурских компаний представляет Владивосток, в том числе и как территория Свободного порта. В конце 2014 г. в Приморье насчитывалось 22 предприятия с сингапурскими инвестициями и аккредитованные представительства сингапурских компаний [11]. Обладая более развитой транс-портно-инфраструктурной и логистической отраслями, Владивосток имеет хорошие шансы для вовлечения в международные транспортные артерии, в том числе и в трансарктические, поскольку город является одним из базовых пунктов СМП.
В целом Сингапур видит Россию ключевым партнером и выражает готовность участия в освоении российской части Арктики [2]. Среди направлений сотрудничества в арктическом регионе, прописанных в Стра-
тегии развития Арктической зоны РФ, где поощряется международное сотрудничество, инвестиции города-государства также были бы весьма приемлемы в следующих сферах: развитие систем навигации и экспедиционной деятельности, участие в глобальных и региональных технологических и исследовательских проектах [10].
Маловероятным выглядит сценарий ограничения российско-сингапурского сотрудничества в Артике из-за возможных действий со стороны североамериканских партнеров тропической страны. Во-первых, оно только начинает развиваться, во-вторых, вопрос об актуализации судоходства через СМП остается для обеих сторон открытым и может стать поводом для разногласий, в-третьих, сотрудничество не несет прямой угрозы безопасности ни США, ни Канады. Гораздо более серьезным вызовом интересам США и Канады является усиление российско-китайского взаимодействия в арктических широтах [12].
Заключение
Сингапур осознает необходимость участия в Арктике, которая в настоящее время становится индикатором международных процессов. Действия Сингапура направлены не только на активное вовлечение в освоение арктического пространства, но и на устранение рисков дальнейшего развития тропического государства.
Как участник, готовый сотрудничать по широкому кругу вопросов и, в то же время, не желающий идти на обострение отношений в арктическом регионе, Сингапур имеет хорошие шансы на укрепление своих позиций за полярным кругом. Его уникальная роль глобального хаба, сочетающая прагматизм в реализации внешнеполитических приоритетов и приверженность геоэкономической парадигме с необходимостью расширения международных связей и встраивания в новые международные структуры, позволяет ему претендовать на поддержку со стороны других акторов в решении проблем Арктики. Параллельно перед Сингапуром стоит задача формирования комплексной арктической стратегии, нацеленной на долгосрочную перспективу.
♦
Литература
1. Конышев Валерий, Сергунин Александр. С кем России придется иметь дело в Арктике?// Ориентир. 2014. № 4. C. 7-13.
2. Литвинцева Гелла. Индия и Сингапур помогут России в освоении Арктики [Электронный ресурс]. URL: http://провэд.рф/eшnomics/k>gistics/18630-arktika_transtec.html (дата обращения: 18.11.2015 г.).
3. Магомедов Арбахан. Россия создаёт новые «морские ворота» в Арктике: реанимация Северного морского пути (СМП) и закладка нового порта [Электронный ресурс]. URL: http://glasru.ru/arbahan-magomedov-rossiya-sozdayot-novyie-morskie-vorota-v-arktike-reanimatsiya-severnogo-morskogo-puti-i-smp-i-zakladka-novogo-porta/ (дата обращения: 16.01.2016 г.).
4. Нуукская Декларация (1993 г.) // Арктический регион: проблемы международного сотрудничества. Хрестоматия в 3-х тт. Т.3. Рос. совет по межд. делам [под общ. ред. И. С. Иванова]. М.: Аспект-Пресс. 2013. 663 с.
5. От Великобритании до Сингапура: как мир делит шкуру «арктического» медведя// Regnum. Информационное агентство, 8.10.2014 [Электронный ресурс]. URL: http://regnum.ru/news/polit/1854698.html (дата обращения: 26.07.2015 г.).
6. Полярный кодекс ИМО вступит в силу с 1 января 2017 года [Электронный ресурс]. URL: http://portnews.ru/news/189153/ (дата обращения: 25.12.2015 г.).
7. Российско-сингапурский Деловой Совет при ТПП РФ [Электронный ресурс]. URL: http://www.rsbc.today/ (дата обращения: 29.01.2015 г.).
8. Россия и Сингапур начинают консультации о создании ЗСТ [Электронный ресурс]. URL: http://economy.gov.ru/minec/press/news/2015171109 (дата обращения: 31.01.2015 г.).
9. Слонов Роберт. Северный морской путь: временная заморозка [Электронный ресурс]. URL: http://chinalogist.ru/book/articles/analitika/severnyy-morskoy-put-vremennaya-zamorozka (дата обращения: 10.01.2016 г.).
10. Стратегия развития арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года [Электронный ресурс]. URL: http://minec.gov-murman.ru/files/Strategy_azrf.pdf (дата обращения: 12.01.2016 г.).
11. Усольцев Василий. Сотрудничество Приморья и Республики Сингапур динамично развивается [Электронный ресурс]. URL: http://primamedia.ru/news/ primorye/12.11.2014/400302/sotrudnichestvo-primorya-i-respubliki-singapur-dinamichno-razvivaetsya-vasiliy-us.html (дата обращения: 26.12.2015 г.).
12. Andreas Kuersten. Russian Sanctions, China, and the Arctic [Электронный ресурс]. URL: http://thediplomat.com/2015/01/russian-sanctions-china-and-the-arctic/ (дата обращения: 29.12.2015 г.).
13. Andrew Hamilton and Sheri Gagnon. Climate Change: Ellesmere Island Ice Shelves [Электронный ресурс]. URL: http://www.canadiangeographic.ca/ magazine/oct08/feature_grisefiord_cc3.asp (дата обращения: 16.12.2015 г.).
14. Arctic Council Observer Manual for Subsidiary Bodies, as adopted by the Arctic Council at the 8th Arctic Council Ministerial Meeting. Kiruna, Sweden. May 15, 2013.
15. Asaf Shalev. dimate change, opportunities drive far-flung interest in Arctic [Электронный ресурс]. URL: http://www.adn.com/article/20150902/ climate-change-opportunities-drive-far-flung-interest-arctic (дата обращения: 12.01.2016 г.).
16. Bilateral Collaborations between Singapore and Russia [Электронный ресурс]. URL: http://www.iesingapore.gov.sg/Venture-Overseas/Browse-By-Market/Europe/Russia/Bilateral-Collaborations (дата обращения: 14.01.2016 г.).
17. Conference on Global Leadership in the Arctic: Cooperation, Innovation, Engagement and Resilience (GLACIER) [Электронный ресурс] URL: http:// climate-l.iisd.org/events/conference-on-global-leadership-in-the-arctic-cooperation-innovation-engagement-and-resilience-glacier/ (дата обращения: 19.12.2015 г.)
18. Florence Chong. Why Singapore is breaking ice in the Arctic... [Электронный ресурс]. URL: http://www.asiatoday.com.au/content/why-singapore-breaking-ice-arctic (дата обращения: 10.01.2016 г.).
19. Georgy Ivanov. Singapore: Oil, Gaz and the Arctic [Электронный ресурс]. URL: http://natocouncil.ca/singapore-oil-gas-and-the-arctic/ (дата обращения: 10.01.2016 г.).
20. Hong S.W. Commercial Transit through the Northern Sea Route. 2012, May 15th. 36 pp.// [Электронный ресурс]. URL: http://www.institutenorth.org/ assets/images/uploads/articles/Hong_-_Arctic_Ambitions.pdf (дата обращения: 15.01.2016 г.).
21. Ian Storey. The Arctic Novice: Singapore and the High North//Asia Policy. 2014. N 18. Pp. 66-72.
22. Katherine Cima and Russell Sticklor. Japan, Korea, Singapore and the Arctic Sea Lanes [Электронный ресурс]. URL: http://thediplomat.com/2014/03/ japan-korea-singapore-and-the-arctic-sea-lanes/ (дата обращения: 28.12.2015 г.).
23. Keppel Singmarine first Asian yard to build icebreakers [Электронный ресурс]. URL: http://www.seatrade-maritime.com/news/asia/Keppel-Singmarine-first-Asian-yard-to-build-icebreakers.html (дата обращения: 16.01.2016 г.).
24. Kevin Lim, Christopher Cushing. Keppel Corp Q3 net profit rises 32 pct on property earnings// Reuters, 17.10.2014 [Электронный ресурс]. URL: http://www. reuters.com/article/keppel-results-idUSL3N0I725020131017?type=companyNews. (дата обращения: 12.01.2016 г.).
25. Klaus Dodds, Alan D. Hemings. Britain and the British Antarctic Territory in the wider geopolitics of the Antarctic and the Southern Ocean// International Affairs, 2013, N6 (89): 1429-1444.
26. Kong Lingyu. China, Others in Asia Showing More Interest in Arctic Region [Электронный ресурс]. URL: http://english.caixin.com/2015-02-05/100781752.html (дата обращения: 14.01.2016 г.).
27. Mia Bennet. In Singapore, they say, there are two seasons: summer outdoors and winter indoors [Электронный ресурс]. URL: http://www.rcinet.ca/eye-on-the-arctic/2015/09/29/blog-singapore-and-the-arctic/ (дата обращения: 16.01.2016 г.).
28. Mia Bennett. Singapore steals the show at the Arctic Circle Arctic [Электронный ресурс]. URL: http://foreignpolicyblogs.com/2013/10/24/singapore-steals-the-show-at-the-arctic-circle/ (дата обращения: 09.01.2016 г.).
29. MFA Press Release: Remarks by Minister for Foreign Affairs K Shanmugam, Second Minister for Foreign Affairs Grace Fu, and Senior Minister of State for Foreign Affairs Masagos Zulkifli in Parliament during the Committee of Supply Debate on 5 March 2015 [Электронный ресурс]. URL: http://www.mfa.gov.sg/ content/mfa/media_centre/press_room/pr/2015/201503/press_20150305.html (дата обращения: 13.01.2016 г.).
30. MFA Press Release: Remarks by Minister of State in the Prime Minister's Office and Ministry Of Manpower Sam Tan Chin Siong at the dinner dialogue of the Arctic Circle Singapore Forum on "Advancing Global Cooperation in the Arctic", 12 November 2015 [Электронный ресурс]. URL: http://www.mfa.gov.sg/ content/mfa/media_centre/press_room/pr/2015/201511/Press_201511121.printable. html?status=1 (дата обращения: 11.01.2016 г.).
31. MFA Press Statement: Visit of Minister of State in The Prime Minister's Office and Ministry Of Culture, Community and Youth, Sam Tan to Norway, 18 to 22 January 2015 [Электронный ресурс]. URL: http://www.mfa.gov.sg/content/mfa/ media_centre/press_room/pr/2015/201501/press_201501200.html?status=1 (дата обращения: 12.01.2016 г.).
32. NASA: Токио и Флорида уйдут под воду в следующем столетии [Электронный ресурс]. URL: http://zn.ua/WORLD/nasa-tokio-i-florida-uydut-pod-vodu-v-sleduyuschem-stoletii-186809_.html (дата обращения: 26.12.2015 г.).
33. Olivia Siong. Singapore and Russia affirm growing relations. 23 Nov 2015 [Электронный ресурс]. URL: http://www.channelnewsasia.com/news/singapore/ singapore-and-russia/2284264.html (дата обращения: 30.12.2015 г.).
34. Per Erik Solli, Elana Wilson Rowe & Wrenn Yennie Lindgren. Coming into the cold: Asia's Arctic Interests// Polar Geography, 2013 DOI: 10.1080/1088937X.2013.825345
35. Product Imports by Singapore from Russian Federation 2014// World Integrated Trade Solution Database [Электронный ресурс]. URL: http://wits. worldbank.org/CountryProfile/en/Country/SGP/Year/2014/TradeFlow/Import/ Partner/RUS/Product/all-groups (дата обращения: 22.12.2015 г.).
36. Russia-Singapore trade at record high this year - diplomat [Электронный ресурс]. URL: http://tass.ru/en/economy/768869 (дата обращения: 16.01.2016 г.).
37. Russia and Singapore: mutual striving for greater understanding [Электронный ресурс]. URL: http://meridian103.com/issue-1/embassy/russia-and-singapore-striving-understanding/ (дата обращения: 15.01.2016 г.).
38. Singapore launches Arctic sea route forum [Электронный ресурс]. URL: http://fairplay.ihs.com/commerce/article/4256641/singapore-launches-arctic-circle-forum (дата обращения: 24.12.2015 г.).
39. Sinnathamby Rajaratnam. On Singapore: From Ideas To Reality. Edited by Kwa Chong Guan. Singapore, World Scientific Pub Co Inc, 2006. 281 p.
40. Stewart Watters, Aki Tonami. Singapore: the Arctic Newcomer// The Circle. 2013. N 1. Pp.13-15.
41. Zelda Soriano. The Southeast Asian monsoon, the Arctic and Singapore [Электронный ресурс]. URL: http://www.greenpeace.org/seasia/ph/News/ greenpeace-philippine-blog/the-southeast-asian-monsoon-the-arctic-and-si/ blog/46104/ (дата обращения: 27.12.2015 г.).
Транслитерация по ГОСТ 7.79-2000 Система Б
1. Konyshev Valerij, Sergunin Aleksandr. S kem Rossii pridetsya imet' delo v Arktike?// Orientir. 2014. № 4. C. 7-13.
2. Litvintseva Gella. Indiya i Singapur pomogut Rossii v osvoenii Arktiki [EHlektronnyj resurs]. URL: http://provehd.rf/economics/logistics/18630-arktika_ transtec.html (data obrashheniya: 18.11.2015 g.).
3. Magomedov Arbakhan. Rossiya sozdayot novye «morskie vorota» v Arktike: reanimatsiya Severnogo morskogo puti (SMP) i zakladka novogo porta [EHlektronnyj resurs]. URL: http://glasru.ru/arbahan-magomedov-rossiya-sozdayot-novyie-morskie-vorota-v-arktike-reanimatsiya-severnogo-morskogo-puti-i-smp-i-zakladka-novogo-porta/ (data obrashheniya: 16.01.2016 g.).
4. Nuukskaya Deklaratsiya (1993 g.) // Arkticheskij region: problemy mezhdunarodnogo sotrudnichestva. KHrestomatiya v 3-kh tt. T.3. Ros. sovet po mezhd. delam [pod obshh. red. I. S. Ivanova]. M.: Aspekt-Press. 2013. 663 s.
5. Ot Velikobritanii do Singapura: kak mir delit shkuru «arkticheskogo» medvedya// Regnum. Informatsionnoe agentstvo, 8.10.2014 [EHlektronnyj resurs]. URL: http://regnum.ru/news/polit/1854698.html (data obrashheniya: 26.07.2015 g.).
6. Polyarnyj kodeks IMO vstupit v silu s 1 yanvarya 2017 goda [EHlektronnyj resurs]. URL: http://portnews.ru/news/189153/ (data obrashheniya: 25.12.2015 g.).
7. Rossijsko-singapurskij Delovoj Sovet pri TPP RF [EHlektronnyj resurs]. URL: http://www.rsbc.today/ (data obrashheniya: 29.01.2015 g.).
8. Rossiya i Singapur nachinayut konsul'tatsii o sozdanii ZST [EHlektronnyj resurs]. URL: http://economy.gov.ru/minec/press/news/2015171109 (data obrashheniya: 31.01.2015 g.).
9. Slonov Robert. Severnyj morskoj put': vremennaya zamorozka [EHlektronnyj resurs]. URL: http://chinalogist.ru/book/articles/analitika/severnyy-morskoy-put-vremennaya-zamorozka (data obrashheniya: 10.01.2016 g.).
10. Strategiya razvitiya arkticheskoj zony Rossijskoj Federatsii i obespecheniya natsional'noj bezopasnosti na period do 2020 goda [EHlektronnyj resurs]. URL: http://minec.gov-murman.ru/files/Strategy_azrf.pdf (data obrashheniya: 12.01.2016 g.).
11. Usol'tsev Vasilij. Sotrudnichestvo Primor'ya i Respubliki Singapur dinamichno razvivaetsya [EHlektronnyj resurs]. URL: http://primamedia.ru/news/ primorye/12.11.2014/400302/sotrudnichestvo-primorya-i-respubliki-singapur-dinamichno-razvivaetsya-vasiliy-us.html (data obrashheniya: 26.12.2015 g.).
12. Andreas Kuersten. Russian Sanctions, China, and the Arctic [EHlektronnyj resurs]. URL: http://thediplomat.com/2015/01/russian-sanctions-china-and-the-arctic/ (data obrashheniya: 29.12.2015 g.).
13. Andrew Hamilton and Sheri Gagnon. Climate Change: Ellesmere Island Ice Shelves [EHlektronnyj resurs]. URL: http://www.canadiangeographic.ca/magazine/ oct08/feature_grisefiord_cc3.asp (data obrashheniya: 16.12.2015 g.).
14. Arctic Council Observer Manual for Subsidiary Bodies, as adopted by the Arctic Council at the 8th Arctic Council Ministerial Meeting. Kiruna, Sweden. May 15, 2013.
15. Asaf Shalev. Slimate change, opportunities drive far-flung interest in Arctic [EHlektronnyj resurs]. URL: http://www.adn.com/article/20150902/climate-change-opportunities-drive-far-flung-interest-arctic (data obrashheniya: 12.01.2016 g.).
16. Bilateral Collaborations between Singapore and Russia [EHlektronnyj resurs]. URL: http://www.iesingapore.gov.sg/Venture-Overseas/Browse-By-Market/ Europe/Russia/Bilateral-Collaborations (data obrashheniya: 14.01.2016 g.).
17. Conference on Global Leadership in the Arctic: Cooperation, Innovation, Engagement and Resilience (GLACIER) [EHlektronnyj resurs] URL: http:// climate-l.iisd.org/events/conference-on-global-leadership-in-the-arctic-cooperation-innovation-engagement-and-resilience-glacier/ (data obrashheniya: 19.12.2015 g.)
18. Florence Chong. Why Singapore is breaking ice in the Arctic... [EHlektronnyj resurs]. URL: http://www.asiatoday.com.au/content/why-singapore-breaking-ice-arctic (data obrashheniya: 10.01.2016 g.).
19. Georgy Ivanov. Singapore: Oil, Gaz and the Arctic [EHlektronnyj resurs]. URL: http://natocouncil.ca/singapore-oil-gas-and-the-arctic/ (data obrashheniya: 10.01.2016 g.).
20. Hong S.W. Commercial Transit through the Northern Sea Route. 2012, May 15th. 36 pp.// [EHlektronnyj resurs]. URL: http://www.institutenorth.org/ assets/images/uploads/articles/Hong_-_Arctic_Ambitions.pdf (data obrashheniya: 15.01.2016 g.).
21. Ian Storey. The Arctic Novice: Singapore and the High North//Asia Policy. 2014. N 18. Pp. 66-72.
22. Katherine Cima and Russell Sticklor. Japan, Korea, Singapore and the Arctic Sea Lanes [EHlektronnyj resurs]. URL: http://thediplomat.com/2014/03/ japan-korea-singapore-and-the-arctic-sea-lanes/ (data obrashheniya: 28.12.2015 g.).
23. Keppel Singmarine first Asian yard to build icebreakers [EHlektronnyj resurs]. URL: http://www.seatrade-maritime.com/news/asia/Keppel-Singmarine-first-Asian-yard-to-build-icebreakers.html (data obrashheniya: 16.01.2016 g.).
24. Kevin Lim, Christopher Cushing. Keppel Corp Q3 net profit rises 32 pct on property earnings// Reuters, 17.10.2014 [EHlektronnyj resurs]. URL: http://www. reuters.com/article/keppel-results-idUSL3N0I725020131017?type=companyNews. (data obrashheniya: 12.01.2016 g.).
25. Klaus Dodds, Alan D. Hemings. Britain and the British Antarctic Territory in the wider geopolitics of the Antarctic and the Southern Ocean// International Affairs, 2013, N6 (89): 1429-1444.
26. Kong Lingyu. China, Others in Asia Showing More Interest in Arctic Region [EHlektronnyj resurs]. URL: http://english.caixin.com/2015-02-05/100781752.html (data obrashheniya: 14.01.2016 g.).
27. Mia Bennet. In Singapore, they say, there are two seasons: summer outdoors and winter indoors [EHlektronnyj resurs]. URL: http://www.rcinet.ca/eye-on-the-arctic/2015/09/29/blog-singapore-and-the-arctic/ (data obrashheniya: 16.01.2016 g.).
28. Mia Bennett. Singapore steals the show at the Arctic Circle Arctic [EHlektronnyj resurs]. URL: http://foreignpolicyblogs.com/2013/10/24/singapore-steals-the-show-at-the-arctic-circle/ (data obrashheniya: 09.01.2016 g.).
29. MFA Press Release: Remarks by Minister for Foreign Affairs K Shanmugam, Second Minister for Foreign Affairs Grace Fu, and Senior Minister of State for Foreign Affairs Masagos Zulkifli in Parliament during the Committee of Supply Debate on 5 March 2015 [EHlektronnyj resurs]. URL: http://www.mfa.gov.sg/ content/mfa/media_centre/press_room/pr/2015/201503/press_20150305.html (data obrashheniya: 13.01.2016 g.).
30. MFA Press Release: Remarks by Minister of State in the Prime Minister's Office and Ministry Of Manpower Sam Tan Chin Siong at the dinner dialogue of the Arctic Circle Singapore Forum on "Advancing Global Cooperation in the Arctic", 12 November 2015 [EHlektronnyj resurs]. URL: http://www.mfa.gov.sg/ content/mfa/media_centre/press_room/pr/2015/201511/Press_201511121.printable. html?status=1 (data obrashheniya: 11.01.2016 g.).
31. MFA Press Statement: Visit of Minister of State in The Prime Minister's Office and Ministry Of Culture, Community and Youth, Sam Tan to Norway, 18 to 22 January 2015 [EHlektronnyj resurs]. URL: http://www.mfa.gov.sg/content/mfa/
media_centre/press_room/pr/2015/201501/press_201501200.html?status=1 (data obrashheniya: 12.01.2016 g.).
32. NASA: Tokio i Florida ujdut pod vodu v sleduyushhem stoletii [EHlektronnyj resurs]. URL: http://zn.ua/WORLD/nasa-tokio-i-florida-uydut-pod-vodu-v-sleduyuschem-stoletii-186809_.html (data obrashheniya: 26.12.2015 g.).
33. Olivia Siong. Singapore and Russia affirm growing relations. 23 Nov 2015 [EHlektronnyj resurs]. URL: http://www.channelnewsasia.com/news/singapore/ singapore-and-russia/2284264.html (data obrashheniya: 30.12.2015 g.).
34. Per Erik Solli, Elana Wilson Rowe & Wrenn Yennie Lindgren. Coming into the cold: Asia's Arctic Interests// Polar Geography, 2013 DOI: 10.1080/1088937X.2013.825345
35. Product Imports by Singapore from Russian Federation 2014// World Integrated Trade Solution Database [EHlektronnyj resurs]. URL: http://wits. worldbank.org/CountryProfile/en/Country/SGP/Year/2014/TradeFlow/Import/ Partner/RUS/Product/all-groups (data obrashheniya: 22.12.2015 g.).
36. Russia-Singapore trade at record high this year - diplomat [EHlektronnyj resurs]. URL: http://tass.ru/en/economy/768869 (data obrashheniya: 16.01.2016 g.).
37. Russia and Singapore: mutual striving for greater understanding [EHlektronnyj resurs]. URL: http://meridian103.com/issue-1/embassy/russia-and-singapore-striving-understanding/ (data obrashheniya: 15.01.2016 g.).
38. Singapore launches Arctic sea route forum [EHlektronnyj resurs]. URL: http://fairplay.ihs.com/commerce/article/4256641/singapore-launches-arctic-circle-forum (data obrashheniya: 24.12.2015 g.).
39. Sinnathamby Rajaratnam. On Singapore: From Ideas To Reality. Edited by Kwa Chong Guan. Singapore, World Scientific Pub Co Inc, 2006. 281 p.
40. Stewart Watters, Aki Tonami. Singapore: the Arctic Newcomer// The Circle. 2013. N 1. Pp.13-15.
41. Zelda Soriano. The Southeast Asian monsoon, the Arctic and Singapore [EHlektronnyj resurs]. URL: http://www.greenpeace.org/seasia/ph/News/ greenpeace-philippine-blog/the-southeast-asian-monsoon-the-arctic-and-si/ blog/46104/ (data obrashheniya: 27.12.2015 g.).