17. Ryzhova N.A. 'Ekologicheskoe obrazovanie vdetskom sadu. Available at: http://dob.1september.ru/article.php?ID=200502310
18. Kozlova S.A. Doshkol'naya pedagogika. Moskva: Akademiya, 2001.
19. Voroshilova V.V., Baglaeva Yu.P. Didakticheskaya igra kak sredstvo razvitiya poznavatel'nogo myshleniya u doshkol'nikov v processe 'ekologicheskogo vospitaniya Pedagogicheskoe obrazovanie. 2009; 2: 13 - 29.
Статья поступила в редакцию 12.06.18
УДК 371
Romanchyuk K.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Theory and History of Pedagogy,
Gerzen RSPU (St. Petersburg, Russia), E-mail: kira1962@yandex.ru
Zhukov P.A., teacher, Naval Forces (Nakhimov Naval School) (St. Petersburg, Russia), E-mail: kira1962@yandex.ru
THE ROLE OF Y. G. GUREVICH IN THE DEVELOPMENT OF EDUCATION IN RUSSIA IN THE SECOND HALF OF THE XIX - EARLY XX CENTURY. The article outlines results of the research materials for Y.G.Gurevich biography from L.Y. Gurevich foundation, completes reconstruction of Y.G. Gurevich biography, shows diversity and intensity of his pedagogical activities, clarifies his value for the progress of the Russian school. The paper provides early unpublished fragments of letters of Y.G. Gurevich to famous Russian poet Y.P. Polonski, journalist K.N. Mozdalevskii, metropolitan Isidor and other personalities of Russian culture. Of particular interest is the information about personal memos of Y.G. Gurevich about the study of history by older students.
Key words: historical and pedagogical source, private school, biography, gymnasium, pedagogical magazine.
К.В. Романенчук, канд. пед. наук, доц. каф. теории и истории педагогики РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург,
E-mail: kira1962@yandex.ru
П.А. Жуков, воспитатель НВМУ (Нахимовское военно-морское училище), г. Санкт-Петербург,
E-mail: kira1962@yandex.ru
РОЛЬ Я.Г. ГУРЕВИЧА В РАЗВИТИИ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА
В статье изложены результаты исследования материалов для биографии Я.Г. Гуревича из фонда Л.Я. Гуревич, выполнена реконструкция биографии Я.Г. Гуревича, показаны многообразие и интенсивность его педагогической деятельности, раскрыто ее значение для развития отечественной школы. В статье приведены фрагменты переписки Я.Г. Гуревича с известным русским поэтом Я.П. Полонским, журналистом К.Н. Модзалевским, митрополитом Исидором и другими деятелями российской культуры ранее не публиковавшиеся. Особый интерес представляет информация о личных заметках Я.Г. Гуревича об изучении истории учениками старшего возраста.
Ключевые слова: историко-педагогический источник, биография, частная школа, гимназия, педагогический журнал.
В этом году, исполняется 175 лет со дня рождения, выдающегося отечественного педагога Якова Григорьевича Гуревича. Он был методистом-историком, содержал частную гимназию и реальное училище в Санкт-Петербурге и издавал прогрессивный педагогический журнал «Русская школа». К сожалению, имя Якова Григорьевича Гуревича малоизвестно сегодня, биография и педагогическая деятельность малоизучены в истории отечественной педагогики. Это удивляет, поскольку корпус истори-ко-педагогических источников хранящих память о педагогической деятельности Якова Григорьевича значителен. В Российской национальной библиотеке собрано его обширное опубликованное педагогическое наследие. Фундаментальная библиотека РГПУ имени А.И. Герцена хранит номера журнала «Русская школа» за 27 лет. Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга располагает большой коллекцией документов о деятельности гимназии и реального училища Я.Г. Гуревича. В Пушкинском Доме (ИРЛИ РАН) в фонде Любови Яковлевны Гуревич с 20-х годов XX века хранятся материалы для биографии ее отца Якова Григорьевича Гуревича, которые до настоящего времени были не востребованы исследователями. Изучив этот библиотечный и архивный материал, мы, используя историко -биографический метод восстановили ряд интересных подробностей жизни замечательного педагога.
Яков Григорьевич Гуревич, родился 1 января 1843 года в семье купца. Это была богатая семья, но она разорилась, и маленьким мальчиком он познал нужду, уже в годы отрочества вынужден был работать гимназистом младших классов, чтобы финансово поддержать себя, мать и сестёр, Я.Г. Гуревич занимался репетиторством с отстающими товарищами. По окончании в 1860 году второй гимназии в Одессе Яков Григорьевич Гуревич слушает лекции в университете Святого Владимира в Киеве, затем поступает в Московский университет: сначала на юридический факультет, но в 1863 году переводится на историко-филологический факультет. В годы студенчества он сам старается заработать себе на жизнь, продолжая заниматься с частными учениками. Сохранилось свидетельство об этом, письмо В.В. Васильева, в котором Владимир Васильевич пишет о Я.Г. Гуревиче: «Я был его учеником в то время, когда он еще был
студентом Московского университета и готовил меня к тому же университету на дому на ряду с Яковом Симоновичем, он заложил (или лучше сказать поддержал) то хорошее, что дало мне силы быть работником для родной страны» [1, л. 1 - 2] . Во второй половине 60-х годов XIX века происходят серьезные изменения в личной жизни Якова Григорьевича. Он женится на Любови Ильиной, дочери полковника И.И. Ильина (коменданта Кремлевского дворца). Этот был счастливый брак, по любви. 20 октября 1866 года у молодоженов рождается дочь Любовь (в будущем известный литератор). В 25 лет, видимо в связи с семейными обстоятельствами Я.Г. Гуревич переводится в Санкт-Петербургский университет на историко-филологический факультет, который и оканчивает в 1868 году со степенью кандидата. Конец 60-х - начало 70-х годов XIX века, молодость Якова Григорьевича, время поиска себя, становления семьи. В этот период он часто меняет место жительства и работу. 21 марта 1868 года Яков Григорьевич назначается учителем истории и географии в Новгородскую гимназию. 25 марта 1869 года у него рождается первый сын Яков (в будущем известный педагог). 24 августа 1870 года Я.Г. Гуревича переводят сверхштатным преподавателем истории в Первую Санкт-Петербургскую гимназию, а через год, с 26 июня 1871 года он начинает служить в ней в основном штате. 12 ноября 1871 года у него рождается второй сын Григорий (в будущем врач, профессор), а сам Я.Г. Гуревич в это время направляется министерством народного просвещения на учебу за границу в Германию. Здесь он слушает лекции знаменитых берлинских и боннских профессоров Иоганна Густава Дройзена, Теодора Моммзена, Генриха фон Зибеля, Кампершульта (по истории), Гельда (по политической экономии и государственному праву) и работает в семинарах Дройзена, Зибеля и Гельда. В свободное время интересуется рабочим движением, посещает собрания германских рабочих, об этом мы знаем благодаря письму Якова Григорьевича отправленному из Германии неизвестному корреспонденту с описанием трех собраний Берлинских рабочих. Нельзя сказать чтобы молодой Гуревич симпатизировал в этом письме рабочему движению, скорее он поражен его масштабностью и организованностью, его интересуют лидеры и политическая программа движения [2, л. 1].
По возвращении в Санкт-Петербург в 1873 году Яков Григорьевич Гуревич получает место в только что открывшемся Санкт-Петербургском учительском институте, директором которого был К.К. Сент - Илер. Там он преподает историю и её методику в течение десяти лет, а также является преподавателем-совместителем в третьей Санкт-Петербургской гимназии и старших классах гимназии княгини Оболенской, в Константиновском военном и Михайловском артиллерийском училищах. С 1881 года Я.Г. Гуревич читает лекции по новой истории на высших женских курсах. Работая в учительском институте он пишет свои первые педагогические статьи и публикует их в журналах «Учитель», «Педагогический сборник», «Народная школа» и «Семья и школа». В эти годы Яков Григорьевич создает учебные пособия по истории России, античности, новой истории. Одна из его работ «История Греции и Рима» в 1876 году удостоена премии императора Петра I министерства народного просвещения. В 70-е годы Я.Г. Гуревич получает первые награды и продвигается по службе: указом Сената от 21 мая 1875 года №1675 утверждается в чине коллежского асессора; 26 декабря 1875 года награждается орденом Святого Станислава III степени; 2 августа 1876 года указом Сената №88 произведён за выслугу лет в надворные советники; указом Сената №152 от 19 января 1877 года утверждён в чине коллежского советника; 28 декабря 1879 года награждён орденом Святой Анны III степени; указом Сената № 125 от 7 августа 1880 года произведён в статские советники .
В конце 70-ых годов XIX века Я.Г. Гуревич дает уроки детям из семьи Романовых. Это подтверждает запись в его личном деле: «... во внимание к особенным заслугам, оказанным в деле воспитания и учения Его Императорского Высочества, Государя Великого Князя Дмитрия Константиновича награждён орденом Святой Анны II степени 21 сентября 1880 года» [3, л. 6] . Происходят перемены в этот периоде и в семейной жизни Я.Г. Гуревича: в 1873 году рождается вторая дочь Екатерина (она в будущем станет матерью Ираклия Андроникова, известного советского литературоведа); в 1876 году появляется на свет третий сын Виссарион; в 1878 году последний ребенок - дочь Анна. Я.Г. Гуревич много занимался в этот период общественной деятельностью. С 1877 по 1891 год он состоял в должности товарища председателя учебного Комитета Императорского Человеколюбивого общества. Это было одно из самых крупных и влиятельных благотворительных обществ, имевшее общероссийский характер. Сохранилась в личном деле Якова Григорьевича благодарность ему от императора Александра III за труды в этом обществе (№ 554 от 2.II.1882 года) [4, л. 2].
Занимаясь благотворительностью Я.Г. Гуревич поддерживает активные контакты с митрополитом Санкт-Петербургским и Новгородским Исидором по поводу помощи сиротам и нуждающимся. Личное дело Якова Григорьевича хранит несколько писем владыки к нему. В одном из них митрополит Исидор извещает Якова Григорьевича о закрытии приюта для детей-сирот в память Восточной войны и сообщает, что императрица Мария Федоровна благодарит его « за полезную и неутомимую деятельность, в качестве руководителя всею учебной частью в названном приюте» и жалует подарок [4 л. 6]. В 1883 году Я.Г. Гуревич, круто меняет свою жизнь, он приобретает известную в своё время частную гимназию Бычкова и становится в ней директором. Он преобразовывает гимназию Бычкова в гимназию и реальное училище Я.Г. Гуревича. В. Грибовский писал об этом так: «Он создал и поставил на ноги свою гимназию, в которой действительные педагогические приемы применялись иногда в то тяжелое и беспросветное время, когда в других учебных заведениях еще царствовали отголоски толстовских порядков» [5, с. 10]. Яков Григорьевич хотел создать школу, чуждую политики, чуждую всяких внешних воздействий и отчасти это ему удалось. В Пушкинском Доме хранится шесть листков из записной книжки, ежедневника Я.Г. Гуревича за 1893 год, достаточно полно позволяющие представить какие проблемы решал он как директор, чем была наполнена его повседневная жизнь. Так в листке от 25-го августа 1893 года читаем: «переговорить об ученике Виноградове; отметить в распределении уроки по которым не задается; просить преподавателей задавать поменьше; позаботиться о речи для акта и об отчете; попросить преподавателей записать уроки в журнал; проверить списки учеников; выбрать правительственные распоряжения для сентябрьской книжки; составить списки статей для сентябрьской книжки; побывать на уроке у Семенни-кова; переговорить о письменной работе в VII классе; отправить заграничные экземпляры «Русской школы, а также городскую и загородную поставку [6, л. 1].
Остальные 5 листов датированы 28 августа - 4 сентября 1893 года и в них у Я.Г. Гуревича намечено несколько десятков различных дел ежедневно, в основном связанных с тем, что нужно с кем то переговорить, кому-то написать и что-то послать (в основном деньги), подыскать для кого-то репетитора, где-то побывать, кому-то дать поручение, о чем-то «справиться» (уточнить информацию), что-то закупить. Типичная деятельность организатора учебно-воспитательного процесса. Удивляет энергия и активность Якова Григорьевича, ведь ему уже 50 лет, он десять лет руководит гимназией и реальным училищем, но он неутомим. Тщательно подбирал Я.Г Гуревич педагогический персонал своего учебного заведения. На 1904 год в гимназии и реальном училище Гуревича, расположенных в доме № 1-43 на углу Лигов-ской и Бассейной улиц, работало 35 преподавателей. Среди них такие известные петербургские педагоги, как Д.П. Цинзерлинг, В.А. Канделаки, В.А. Калтуяла, В.В. Мусселиус, П.А. Знаменский, О.Ф. Фидлер, Н.К. Леман и другие. Обучалось в гимназии и реальном училище Гуревича в 1904 году 349 учащихся, это была большая для своего времени частная школа. Я.Г. Гуревич был не только учителем и директором в своём учебном заведении, но и воспитателем своих учеников. Он сопереживал им, старался их поддержать и помочь им. В архиве сохранилось любопытное письмо Якова Григорьевича Гуревича отцу выдающегося композитора Игоря Стравинского свидетельствующее об этом. Письмо посвящено проблемам старшего брата великого композитора, который получил два на экзамене по латинскому языку. Приведем отрывок из письма: «Милостивый государь Федор Игнатьевич, с чувством искреннего удовольствия спешу уведомить вас о результатах моего свидания с О.О. Согласно своему обещанию я был у него сегодня вечером и обстоятельно переговорил о Вашем старшем сыне. Оказывается, О.О. в вопросе о переводе вашего сына в следующий класс вполне склонен к положительному решению, и даже уполномочил меня передать Вам, что вы можете быть совершенно спокойны за Вашего сына, и что на его перевод в 7 класс О.О. смотрит как на свершившийся факт. Само собой разумеется, что в беседе с О.О. я постарался объяснить ему тяжелое поведение вашего сына, обусловленное его крайней нервностью, а также разъяснить и все то, что могло быть для О.О. неясного или странного в поведении Вашего сына. Объяснения мои, кажется, вполне удовлетворили О.О..» [7, л. 1]. Взгляд Якова Григорьевича на педагогическую деятельность был взглядом особенным. Он относился с одинаковым уважением ко всякому честному труду, но он считал, что всякий человек, имеющий способности к педагогическому делу, обязательно должен себя ему посвятить, он считал работу педагога деятельностью творческой и престижной. Я.Г. Гуревич был одним из выдающихся преподавателей истории своего времени. Он умел заинтересовать своих учеников в изучении предмета и развить в них любовь к чтению исторических сочинений. В рукописном отделе Пушкинского Дома хранятся его неопубликованные заметки «Что может дать ученикам старшего возраста серьезное изучение истории и в чем должны заключаться самостоятельные занятия их по этому предмету?», написанные в 1903 году. Начинаются они тезисом «История один из самых интересных, но вместе с тем один из самых трудных предметов в курсе средних учебных заведений» [8, л. 2]. В заметках автор дает ряд четких кратких рекомендаций по методике обучения истории, которые обобщает так: «правильные поставленные занятия историей должны заключаться в качественном изучении руководств, в самостоятельном чтении обширных курсов, выдающихся, особенно художественно написанных монографий, в изучении избранных отрывков, в чтении лучшей художественной литературы, самостоятельных письменных работах по истории» [8, л. 3]. Рекомендации эти вполне современны и сегодня. Яков Григорьевич был педагогом в лучшем значении этого слова, потому что любил своё дело и любил детей. И дети платили ему такою же любовью, и трудно было найти в Петербурге более популярного педагога, чем директор гимназии и реального училища Гуревича, отмечали современники. Яков Григорьевич справедливо гордился своими выдающимися учениками: И.А. Шляпкиным, К.А. Красуским,
A.Н. Потресовым-Старовером, Д.А. Граве, В.А. Гердом, князем
B.А. Оболенским. В свой труд вкладывал он сердечную теплоту и истинную гуманность. С любовью принимал на полное своё иждивение нищих детей, которым устраивал судьбу, выручал из беды запутавшихся взрослых людей. Рукописный отдел Пушкинского Дома хранит интересные письма свидетельствующие об этом. Это письма Я.Г. Гуревича известному русскому поэту Я.П. Полонскому с которым Яков Григорьевич поддерживал дру-
жеские отношения, постоянно бывал на его знаменитых «пятницах» и принимал у себя. Вот фрагмент одного из них «Глубокоуважаемый Яков Петрович! Я позволил себе вчера обеспокоить Вас просьбой, собрать какие - либо сведения о дворянине Никольском, писавшем под псевдонимом и находящемся в очень бедственном положении. Вы были так любезны, что собирались даже заехать к редактору «Петербургских ведомостей» Авсеенко, чтобы расспросить о Никольском и затем сообщить мне, что вы узнали о нем. Так как мне удалось другими путями собрать сведения об этом господине, оказавшемся человеком, действительно заслуживающим поддержки, то прошу не беспокоиться. Спешу сообщить вам об этом, так как время ваше несомненно должно быть дорого» [9, л. 2]. В последующие годы своей жизни Я.Г. Гуревич разовьет свою благотворительную деятельность, будет товарищем председателя правления Педагогического общества взаимопомощи, казначеем Литературного Фонда, активистом Санкт-Петербургского комитета грамотности.
В 1885 году Яков Григорьевич пробует свои силы как преподаватель высшей школы, он получает звание приват-доцента кафедры всеобщей истории историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета, и в течении трех лет читает лекции по новой и новейшей истории для студентов старших курсов. Но управление гимназией и реальным училищем отнимает много сил и времени, и он вынужден оставить преподавание в университете. Надо отметить, что здоровье Якова Григорьевича было слабым, его долгие годы беспокоило сердце, к весне у него часто случались обмороки. Проблемы со здоровьем вынуждали его ежегодно брать отпуск и отправляться на лечение заграницу, обычно в Германию на курорты Баден-Вюртемберга или в Киссенген. Он так описывает свой отдых в одном из писем к К.Н. Модзалевскому: « Я отлично отдыхаю и благодаря лечению и отличному воздуху совершенно избавился от головной боли и чувствую себя отлично. Остаюсь здесь еще на несколько дней, потом поеду на поезде в Баден-Баден, и на Франкфурт и Берлин, возвращусь в Петербург. Я завел здесь очень приятный для меня круг знакомых А.Ф. Кони, профессор Поссе и некоторые другие и это способствовало приятному препровождению времени» [10, л. 3] .
С энтузиазмом принимал Я.Г. Гуревич на себя выполнение крупных общественно-просветительских задач, постоянно участвую в различных комитетах и комиссиях министерства народного просвещения и Петербургского учебного округа. В 1890 году он участвовал в комиссии министерства народного просвещения по пересмотру гимназических правил и был председателем подкомиссии по выработке новой программы по истории. С 31 декабря 1895 года Яков Григорьевич успешно работает в составе комиссии занимающейся вопросами улучшений в средней школе при министерстве народного просвещения. Предписанием министерства народного просвещения № 1527 от 15 января
1902 года Якова Григорьевича назначили членом образовательной комиссии для составления устава средней школы, 19 марта
1903 года он приглашён для участия в работе учёного комитета министерства народного просвещения по разработке проектов предполагаемой реформы средней школы. Можно утверждать, что влияние его на формирование образовательной политики было значительным. Многие современники, знавшие его, отмечают, что он был блестящим оратором и человеком огромной образованности, хотя отличался вспыльчивостью и раздражительностью. Яков Григорьевич был педагогом практиком, и в то же время педагогом-теоретиком, педагогом-журналистом и педагогом-редактором, в лучшем смысле этих слов. Он был сторонником высших педагогических идеалов, пропагандировал эти
идеалы, проводил их в жизнь. Я.Г. Гуревич в течение шестнадцати лет (с 1890 по 1906) издавал и редактировал прогрессивный педагогический журнал «Русская школа». В журнале он регулярно публиковал свои статьи общепедагогического характера («К вопросу о подготовке преподавателей для гимназии» и другие) и рецензии на педагогические труды коллег. Якову Григорьевичу удалось привлечь для работы в журнале талантливых педагогов и публицистов: М.Л. Песковского, К.К. Сент - Илера, В.А. Латышева, Г.И. Паульсона, П.И. Вайнберга, В.Я. Стоюнина, П.Ф. Лесгафта, Н.И. Познякова, М.Ю. Гольдштейна, Н.А. Осоки-на, Е.А. Соловьева, В.Я. Аврамова.12 сентября 1895 года журнал получил первое официальное признание, похвальный отзыв от Министерства Финансов за представление в 1895 году на первую всероссийскую выставку печатного дела. В 90-е XIX века Яков Григорьевич морально и материально поддерживает старшую дочь Любовь Яковлевну, ставшую во главе литературного журнала «Северный вестник». Он выделил ей денежные средства в размере 5000 рублей, чтобы она смогла стать пайщиком журнала, позже помогал ей с подбором сотрудников. Яков Григорьевич гордился дочерью, которой удалось сделать авторами журнала таких писателей, как Л.Н. Толстой, Н.С. Лесков, Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус. Мнение Я.Г. Гуревича высоко ценилось коллегами и общественностью. 21 сентября 1895 года он выбран в члены попечительского совета Санкт-Петербургской женской гимназии М.Н. Стоюниной. 28 января 1903 года стал членом комиссии по вопросам празднования 200 - летия Санкт-Петербурга. Заслуги Я.Г. Гуревича были отмечены Отечеством. 10 декабря 1890 года Я.Г Гуревич был произведён в потомственные дворяне. 6 мая 1884 года Яков Григорьевич стал кавалером ордена Св. Владимира IV степени, затем 1 января 1891 года он награждён орденом Святого Князя Владимира III степени, а 1 января 1896 года удостоен ордена Святого Станислава I степени. В начале XX века Яков Григорьевич располагает весьма солидным состоянием, владеет имением в Тульской губернии в 220 десятин земли и каменным трехэтажным домом в Санкт-Петербурге. Сам он, правда, по этому поводу любил пошутить, по свидетельству современников. Один из них вспоминал: «Яков Григорьевич горячился, когда его называли богатым человеком: «Если бы вы знали этого богача! Вот, например, у меня есть единственная слабость: я люблю сигары, но если бы вы знали какие сигары я курю: в шесть рублей сотня. Вот какой я богач! У меня в гимназии до 60 учеников льготных и 20 бесплатных. Мой журнал, за которым я сижу до 3 часов ночи не приносит мне ровно ничего, и если я не бросаю этого дела, то только потому что вложил туда часть своей души, оно составляет неразрывную часть того педагогического дела, которое я веду»» [5, с. 11].
В 1906 году Я.Г. Гуревич скоропостижно скончался. Он был под вечер в гостях у знакомых на Екатерининском канале, в 8 часов поехал в гимназию на заседание педагогического совета, по дороге почувствовал себя плохо и умер. Похоронен он в Александро-Невской лавре, проводить его в последний путь пришли около 1000 человек, среди них были и близкие многие годы ему А.Ф. Кони и И.Ф. Анненский. Дело Якова Григорьевича достойно продолжил его старший сын Яков Яковлевич Гуревич. Он стал директором гимназии и реального училища Гуревича и издателем журнала «Русская школа». Яков Григорьевич Гуревич несомненно был счастливым человеком. Он состоялся и в личной жизни и в профессиональной. Он сам сделал себя. Умение постоянно учиться, огромная работоспособность, активная жизненная позиция, любовь к людям привели его к успеху. Молодому поколению российских учителей пример его жизненного пути может быть весьма полезен и назидателен.
Библиографический список
РО ИРЛИ РАН. РО ИРЛИ РАН. ЦГИА СПб. Ф РО ИРЛИ РАН. РО ИРЛИ РАН. РО ИРЛИ РАН. РО ИРЛИ РАН.
8. РО ИРЛИ РАН.
9. РО ИРЛИ РАН.
10. РО ИРЛИ РАН.
1. 2.
3.
4.
5.
6. 7.
Ф. 89; No Ф. 89; No 139; Оп. 1;
Ф. 89 Ф. 89 Ф. 89 Ф. 89 Ф. 89 Ф. 89 Ф. 89
20.231.
20.237.
Д. 16096.
20.239.
20.228.
20.236.
25.332.
20.235.
12.043.
4994.
References
1. RO IRLI RAN. F. 89; No 20.231.
2. RO IRLI RAN. F. 89; No 20.237.
3. CGIA SPb. F. 139; Op. 1; D. 16096.
4. RO IRLI RAN. F. 89; No 20.239.
5. RO IRLI RAN. F. 89; No 20.228.
6. RO IRLI RAN. F. 89; No 20.236.
7. RO IRLI RAN. F. 89; No 25.332.
8. RO IRLI RAN. F. 89; No 20.235.
9. RO IRLI RAN. F. 89; No 12.043.
10. RO IRLI RAN. F. 89; No 4994.
Статья поступила в редакцию 04.07.18
УДК 378.1:7.071-057.875
Seregin N.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of Department of Folk Instruments and Orchestral Conducting,
Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: SereginNV@yandex.ru
THE MONITORING FRAMEWORK OF THE MUSICAL-PEDAGOGICAL PROCESS. The article presents the results of the study of the main approaches to the monitoring of the musical and pedagogical process. The author analyzes the studies related to the management of the educational process, the education of the musician's technique and culture. As the most important components for monitoring, the variants of control over the development of educational programs are analyzed, the correspondence of knowledge, skills, possession of the musician, evaluation indicators, actual data of the musical and performing process and its components of gnostic qualities, the prospects of inclusion in the monitoring process of the musician-performer. The paper observes indicators of studying, diagnostics and forecasting of educational process, and also the results of training, which are a basis for making pedagogical decisions.
Key words: research essence of musical and pedagogical process, monitoring, diagnostics, forecasting, efficiency, self-development of musician.
Н.В. Серегин, д-р пед. наук, проф., зав. каф. народных инструментов и оркестрового дирижирования Алтайского
государственного института культуры, г. Барнаул, Е-mail: SereginNV@yandex.ru
ОСНОВЫ МОНИТОРИНГА МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
В статье представлены результаты исследования основных подходов к мониторингу музыкально-педагогического процесса. Автор проанализировал исследования, связанные с управлением образовательным процессом, воспитанием техники музыканта и его культуры. В качестве важнейших составляющих для мониторинга были проанализированы варианты контроля освоения образовательных программ, выявлены соответствия знаний, умений, владений музыканта, оценочные показатели, фактические данные музыкально-исполнительского процесса и составляющих его гностических качеств, перспективы включения в мониторинговый процесс самого музыканта-исполнителя. Конкретизированы показатели изучения, диагностики и прогнозирования учебного процесса, а также результатов обучения, являющихся основой для принятия педагогических решений.
Ключевые слова: научно-исследовательская сущность музыкально-педагогического процесса, мониторинг, диагностика, прогнозирование, эффективность, саморазвитие личности музыканта.
Основным фактором повышения эффективности профессионального музыкального образования является совершенствование педагогического процесса в связи с изменениями исполнительских качеств музыканта. Возможность решения этого вопроса на наш взгляд лежит исключительно при исследовании в нескольких областях, связанных с управлением образовательным процессом, воспитанием техники музыканта и его культуры. В качестве важнейших составляющих для исследования мы видим анализ вариантов контроля освоения образовательных программ, выявление соответствий знаний, умений и владений музыканта. Анализ оценочных показателей, фактических данных музыкально-исполнительского процесса и составляющих его гностических качеств, выявленных в процессе диагностики учебного процесса, а также результатов обучения, является основой для принятия педагогических решений. Сущность такого анализа составляет исследование информационной составляющей музыкально-исполнительского и педагогического процессов.
Мониторинг учебного процесса, результатов и качества обучения рассматривается сегодня с различных позиций. Чаще всего он представляется «наиболее совершенным способом обеспечения своевременной и качественной информацией сферы управления различными видами деятельности» [1, с. 12].
При уточнении научно-исследовательской сущности педагогического процесса мониторинг рассматривается как системная диагностика качественных и количественных характеристик эффективности функционирования и тенденций саморазвития образовательной системы, включая ее цели, содержание, формы, методы, дидактические и технические средства, условия и результаты обучения, воспитания и саморазвития личности и коллектива [2].
При конкретизации временных, инновационных и управленческих показателей мониторинг характеризуется как длительное слежение за объектами или явлениями педагогической действительности с целью обеспечения педагогов качественной и сво-
евременной информацией, необходимой для принятия решений [3].
Конкретизируя содержание мониторинга, исследователи выявляют процесс непрерывного научнообоснованного прогностического слежения за состоянием, развитием педагогического процесса в целях оптимального выбора целей, задач и средств их решения [4] и конкретизируют содержание диагностики, оценки и прогнозирования состояния педагогического процесса: отслеживание его хода, результатов, перспектив развития [5].
Для нашего исследования важным представляется конкретизация системообразующих признаков мониторинга педагогического процесса и его результатов. В качестве таковых исследователи выделяют:
- включенность объекта мониторинговой оценки в педагогическую систему в качестве ее составляющего элемента;
- определение целей педагогического оценивания состояния образовательного процесса;
- педагогическое прогнозирование и коррекция развития наблюдаемого объекта;
- систематичность и непрерывность, научная обоснованность проведения педагогического мониторинга;
- использование результатов педагогического мониторинга для эффективного управления образовательными системами [6].
Целенаправленность педагогического процесса на развитие учащихся конкретизируется формирующимися у них качествами. Любая музыкальная деятельность требует уточнения целого ряда параметров важных для её реализации качеств. Для определения важности качеств их нужно диагностировать с точки зрения той или иной профессии. Кроме того, необходимо прогнозировать возможности функционирования профессионально важных качеств относительно конкретных условий и личности. Для этого необходимо уточнить исходные параметры диагностики, прогнозирования и мониторинга в педагогическом процессе [7].