3. CGIA SPb. F. 139; Op. 1; D. 16096.
4. RO IRLI RAN. F. 89; No 20.239.
5. RO IRLI RAN. F. 89; No 20.228.
6. RO IRLI RAN. F. 89; No 20.236.
7. RO IRLI RAN. F. 89; No 25.332.
8. RO IRLI RAN. F. 89; No 20.235.
9. RO IRLI RAN. F. 89; No 12.043.
10. RO IRLI RAN. F. 89; No 4994.
Статья поступила в редакцию 04.07.18
УДК 378.1:7.071-057.875
Seregin N.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of Department of Folk Instruments and Orchestral Conducting,
Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: SereginNV@yandex.ru
THE MONITORING FRAMEWORK OF THE MUSICAL-PEDAGOGICAL PROCESS. The article presents the results of the study of the main approaches to the monitoring of the musical and pedagogical process. The author analyzes the studies related to the management of the educational process, the education of the musician's technique and culture. As the most important components for monitoring, the variants of control over the development of educational programs are analyzed, the correspondence of knowledge, skills, possession of the musician, evaluation indicators, actual data of the musical and performing process and its components of gnostic qualities, the prospects of inclusion in the monitoring process of the musician-performer. The paper observes indicators of studying, diagnostics and forecasting of educational process, and also the results of training, which are a basis for making pedagogical decisions.
Key words: research essence of musical and pedagogical process, monitoring, diagnostics, forecasting, efficiency, self-development of musician.
Н.В. Серегин, д-р пед. наук, проф., зав. каф. народных инструментов и оркестрового дирижирования Алтайского
государственного института культуры, г. Барнаул, Е-mail: SereginNV@yandex.ru
ОСНОВЫ МОНИТОРИНГА МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
В статье представлены результаты исследования основных подходов к мониторингу музыкально-педагогического процесса. Автор проанализировал исследования, связанные с управлением образовательным процессом, воспитанием техники музыканта и его культуры. В качестве важнейших составляющих для мониторинга были проанализированы варианты контроля освоения образовательных программ, выявлены соответствия знаний, умений, владений музыканта, оценочные показатели, фактические данные музыкально-исполнительского процесса и составляющих его гностических качеств, перспективы включения в мониторинговый процесс самого музыканта-исполнителя. Конкретизированы показатели изучения, диагностики и прогнозирования учебного процесса, а также результатов обучения, являющихся основой для принятия педагогических решений.
Ключевые слова: научно-исследовательская сущность музыкально-педагогического процесса, мониторинг, диагностика, прогнозирование, эффективность, саморазвитие личности музыканта.
Основным фактором повышения эффективности профессионального музыкального образования является совершенствование педагогического процесса в связи с изменениями исполнительских качеств музыканта. Возможность решения этого вопроса на наш взгляд лежит исключительно при исследовании в нескольких областях, связанных с управлением образовательным процессом, воспитанием техники музыканта и его культуры. В качестве важнейших составляющих для исследования мы видим анализ вариантов контроля освоения образовательных программ, выявление соответствий знаний, умений и владений музыканта. Анализ оценочных показателей, фактических данных музыкально-исполнительского процесса и составляющих его гностических качеств, выявленных в процессе диагностики учебного процесса, а также результатов обучения, является основой для принятия педагогических решений. Сущность такого анализа составляет исследование информационной составляющей музыкально-исполнительского и педагогического процессов.
Мониторинг учебного процесса, результатов и качества обучения рассматривается сегодня с различных позиций. Чаще всего он представляется «наиболее совершенным способом обеспечения своевременной и качественной информацией сферы управления различными видами деятельности» [1, с. 12].
При уточнении научно-исследовательской сущности педагогического процесса мониторинг рассматривается как системная диагностика качественных и количественных характеристик эффективности функционирования и тенденций саморазвития образовательной системы, включая ее цели, содержание, формы, методы, дидактические и технические средства, условия и результаты обучения, воспитания и саморазвития личности и коллектива [2].
При конкретизации временных, инновационных и управленческих показателей мониторинг характеризуется как длительное слежение за объектами или явлениями педагогической действительности с целью обеспечения педагогов качественной и сво-
евременной информацией, необходимой для принятия решений [3].
Конкретизируя содержание мониторинга, исследователи выявляют процесс непрерывного научнообоснованного прогностического слежения за состоянием, развитием педагогического процесса в целях оптимального выбора целей, задач и средств их решения [4] и конкретизируют содержание диагностики, оценки и прогнозирования состояния педагогического процесса: отслеживание его хода, результатов, перспектив развития [5].
Для нашего исследования важным представляется конкретизация системообразующих признаков мониторинга педагогического процесса и его результатов. В качестве таковых исследователи выделяют:
- включенность объекта мониторинговой оценки в педагогическую систему в качестве ее составляющего элемента;
- определение целей педагогического оценивания состояния образовательного процесса;
- педагогическое прогнозирование и коррекция развития наблюдаемого объекта;
- систематичность и непрерывность, научная обоснованность проведения педагогического мониторинга;
- использование результатов педагогического мониторинга для эффективного управления образовательными системами [6].
Целенаправленность педагогического процесса на развитие учащихся конкретизируется формирующимися у них качествами. Любая музыкальная деятельность требует уточнения целого ряда параметров важных для её реализации качеств. Для определения важности качеств их нужно диагностировать с точки зрения той или иной профессии. Кроме того, необходимо прогнозировать возможности функционирования профессионально важных качеств относительно конкретных условий и личности. Для этого необходимо уточнить исходные параметры диагностики, прогнозирования и мониторинга в педагогическом процессе [7].
Музыкально-педагогическая диагностика основывается на способности распознавать, на понимании процесса постановки диагноза, на установлении уровня музыкального развития, общекультурного образования и профессиональной воспитанности обучающегося.
Функционирование музыкально-педагогической диагностики осуществляется в процессе сбора информации, оценки и корректировки педагогического процесса. Сведения о личности, коллективе, музыкальной деятельности в последующем процессе мониторинга оцениваются. При этом конкретизируются уровни образования, уровни развития личности, коллектива, уровни развития отдельных качеств личности и т. п. Мониторинг предполагает в перспективе реализацию корректирующей функции -внесение частичных, либо кардинальных исправлений, поправок в ход музыкально-педагогического и музыкально-исполнительского процесса.
Виды музыкально-педагогической диагностики основываются на содержании научно-исследовательского процесса. При определении конкретных задач диагностики, в начале определения векторной направленности музыкально-педагогической, исполнительской деятельности, на различных стадиях работы с детьми, студентами, музыкантами формируется представление основного содержания мониторинга. Текущая диагностическая работа реализует содержание и отслеживание хода музыкально-педагогического процесса на всех этапах формирования и развития профессионала. Обобщая результаты диагностики, исследователь формирует представления, подводящие итоги какого-то периода жизнедеятельности педагогического коллектива или личности музыканта. При этом анализируется процесс реализации конкретной музыкально-исполнительской задачи.
Сущность музыкально-педагогической диагностики конкретизируется в сборе информации о субъекте музыкально-исполнительского и образовательного процесса. Формируются сравнительные характеристики полученной информации. Сегодняшние состояния сравниваются с предыдущими. Параллельно происходит сбор информации о сходных объектах и предметах исследования. Исследуемый субъект идентифицируется с другими идентичными субъектами. Отбираются варианты стандартов, описывающих сходные характеристики субъекта. Мониторинг содержит анализ, целью которого становится конкретизация и определение сущностных характеристик причинно-следственных связей удачных или неудачных компонентов развития, образования, формирования личности. Постепенно раскрывается смысл вариантов решения проблем, раскрывающих и объясняющих изменения, происходящие в музыканте. В педагогический процесс включаются уровни и элементы всей системы образования и воспитания. С учётом индивидуальности и конкретной ситуации результаты диагностики доводятся до сведения обучающихся (их родителей, других педагогов). Формируется система мониторинга результатов диагностической деятельности, которая проверяет воздействия различных диагностических методов на личность музыканта-исполнителя.
Педагогический мониторинг является исследовательской деятельностью по выявлению состояний, уточнению изменений, происходящих у музыканта-исполнителя в процессе диагностики, конкретизации результатов и перспектив педагогического процесса.
Организуя музыкально-педагогического процесс, мы формируем перспективу исследования всей совокупности действий, систематизирующих самовоспитание музыканта-исполнителя.
Библиографический список
Включение личности музыканта в мониторинг помогает активизировать факторы самовоспитания, ведущие к образованию и совершенствованию взаимосвязей между компонентами педагогического и музыкально-исполнительского процесса личности. К основным компонентам организации педагогического и музыкально-исполнительского процесса мы относим психолого-педагогический мониторинг, проектировочную, собственно организаторскую, гностическую деятельность.
Психолого-педагогическое прогнозирование понимается нами как предвидение будущих изменений в развитии музыканта-исполнителя, его образовании, формировании его личности; определение путей совершенствования личности музыканта-исполнителя; проектирование хода развития музыкально-педагогического процесса.
При составлении прогноза необходим мониторинг информации о прошлом и настоящем исследуемого объекта и предмета. Самовоспитание в процессе мониторинга помогает обучающемуся вникать в законы и тенденции развития образовательно-воспитательного процесса и составляющих его элементов. Важное значение для музыкальной педагогики играет активизация предвидения, которая формируется в результате включения музыканта в процесс мониторинга собственного развития. Музыкант учится предвидеть будущие музыкально-исполнительские тенденции, включается в педагогическое исследование, анализирует готовность себя и учебного процесса для активного изменения хода событий в благоприятную сторону.
Музыкально-педагогическое прогнозирование не терпит пассивность и созерцательность. Вдумчивый и творчески работающий педагог стремится предвидеть вместе с учеником музыкально-исполнительское поведение, поступки, действия, прогнозировать развитие и формирование личности, осуществлять управление педагогическим процессом.
Прогнозирование как завершающая функция цикла музыкально-педагогического мониторинга подводит итог изучения и диагностики. Прогноз в музыкально-исполнительской деятельности чаще всего относят к начальному периоду становления музыканта. Однако продуктивность музыкально-педагогического процесса определяется постоянным процессом обновления цели и задач. Без конкретизации цели не может быть самого музыкально-педагогического процесса. Прогнозирование на основе изучения и формирует цель исполнительской деятельности, на реализацию которой направлен музыкально-педагогический процесс.
Музыкально-педагогическая цель определяется содержанием музыкально-исполнительской деятельности, в процессе которой изучается личность музыканта. В результате возникает логическая формула педагога и музыканта-исследователя: систематически изучая музыканта, учитывать закономерности развития личности, распознавать внутренний мир, исполнительские качества, которые необходимо учитывать в организации процессов обучения и воспитания, при прогнозировании поведения и деятельности. При этом происходит сопоставление разнообразных взаимосвязей, взаимодействий, взаимообусловленностей качеств, свойств личности, учёт их взаимокомпенсационных процессов.
Для решения проблемной ситуации исследователь диагностирует отстающие элементы, которые нарушают гармонию личности. Соответственно, мониторинг и прогнозирование строится по логике проектирования путей восстановления гармонии, исправления диссонансов, восстановления и создания позитивной перспективы [8].
1. Майоров А.Н. Мониторинг в образовании. Книга 1. Санкт-Петербург: Образование - культура, 1998.
2. Андреев В.И. Проблемы педагогического мониторинга качества образования. Известия Российской Академии Наук. 2001; 1: 37.
3. Орлов А.А. Мониторинг инновационных процессов в образовании. Педагогика. 1996; 3; 9 - 15.
4. Беспалько В.П. Мониторинг качества обучения - средство управления образованием. Мир образования. 1996; 2; 31 - 38.
5. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. Москва: Совершенство, 1998.
6. Подковко Е.Н. Научно-педагогические основы мониторинга качества обучения. Гуманитарные научные исследования. 2012; 5 (9).
7. Серегин Н.В. Музыкальная педагогика и психология: монография. Алтайский государственный институт культуры. Барнаул: Издательство Алт. гос. инст. культуры, 2017.
8. Серегин Н.В. Психодидактика музыкальной деятельности: монография. Алтайская государственная академия культуры и искусств. Барнаул: Издательство Алт. гос. акад. культуры и искусств, 2014.
References
1. Majorov A.N. Monitoring vobrazovanii. Kniga 1. Sankt-Peterburg: Obrazovanie - kul'tura, 1998.
2. Andreev V.I. Problemy pedagogicheskogo monitoringa kachestva obrazovaniya. Izvestiya RossijskojAkademiiNauk. 2001; 1: 37.
3. Orlov A.A. Monitoring innovacionnyh processov v obrazovanii. Pedagogika. 1996; 3; 9 - 15.
4. Bespal'ko V.P. Monitoring kachestva obucheniya - sredstvo upravleniya obrazovaniem. Mir obrazovaniya. 1996; 2; 31 - 38.
5. Stefanovskaya T.A. Pedagogika: nauka i iskusstvo. Moskva: Sovershenstvo, 1998.
6. Podkovko E.N. Nauchno-pedagogicheskie osnovy monitoringa kachestva obucheniya. Gumanitarnye nauchnye issledovaniya. 2012; 5 (9).
7. Seregin N.V. Muzykal'naya pedagogika i psihologiya: monografiya. Altajskij gosudarstvennyj institut kul'tury. Barnaul: Izdatel'stvo Alt. gos. inst. kul'tury, 2017.
8. Seregin N.V. Psihodidaktika muzykal'noj deyatel'nosti: monografiya. Altajskaya gosudarstvennaya akademiya kul'tury i iskusstv. Barnaul: Izdatel'stvo Alt. gos. akad. kul'tury i iskusstv, 2014.
Статья поступила в редакцию 15.06.18
УДК 373.24
Sokolova E.V., Cand. of Sciences (History), senior lecturer, Head of Department, Tarsky branch of Omsk State Agrarian University (Tara, Russia), E-mail: lev-15@mail.ru
Grinyova L.P., senior teacher, Tarsky branch of Omsk State Agrarian University (Tara, Russia), E-mail: l_grineva@mail.ru Parshukova S.S., senior teacher, Tarsky branch of Omsk State Agrarian University (Tara, Russia), E-mail: sve_parshukova@mail.ru
FORMATION OF THE FEELING OF PATRIOTISM AT PRESCHOOL AGE (FROM THE EXPERIENCE OF THE ORGANIZATION OF REGIONAL WORK ON THE MATERIAL OF THE TARSK DISTRICT OF OMSK REGION). The article deals with the organization of local history work in a pre-school educational organization. The authors disclose the potential of local history material for the comprehensive development of the child, the formation of patriotism and the basis of his active life position. The authors dwell in detail on the organization of interaction between preschool educational organizations and cultural and educational institutions, whose activities are aimed at translating knowledge to preschool and primary school children. At the same time, the emphasis is placed on the possibilities of cooperation with the museum of local studies through the organization of joint cognitive activities, excursions, museum lessons. The author presents the authors' development of conducting regional studies in kindergartens of the city of Tara, Omsk Region. The thematic plan is designed for two years of study, built from simple to complex, from the known to the unknown. Its contents cover all milestones in the history of the city. The novelty of the research is seen in the fact that the authors' project is carried out taking into account the principle of systemic nature, which makes it possible to exclude fragmentation in the organization of local history activities and make this work comprehensive. The practical significance of the research is the possibility of applying its results in the pre-school educational organization of a particular subject of the Russian Federation, and also using it as a model for organizing of local studies activities in other regions.
Key words: pre-school educational organization, local history work, patriotic education, regional component.
Е.В. Соколова, канд. ист. наук, доц., зав. каф. гуманитарных, социально-экономических и фундаментальных
дисциплин Тарского филиала ФГБОУ ВО Омский ГАУ, г. Тара, Е-mail: lev-15@mail.ru
Л.П. Гринёва, ст. преп. Тарского филиала ФГБОУ ВО Омский ГАУ, г. Тара, Е-mail: l_grineva@mail.ru
С.С. Паршукова, ст. преп. Тарского филиала ФГБОУ ВО Омский ГАУ, г. Тара, Е-mail: sve_parshukova@mail.ru
ФОРМИРОВАНИЕ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ (ИЗ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЫ НА МАТЕРИАЛЕ ТАРСКОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ)
В статье рассматриваются вопросы организации краеведческой работы в дошкольной образовательной организации. Авторы раскрывают потенциал краеведческого материала для всестороннего развития ребёнка, формирования патриотизма и основы его активной жизненной позиции. Авторы подробно останавливаются на организации взаимодействия дошкольной образовательной организации с учреждениями культуры и образования, деятельность которых направлена на трансляцию краеведческих знаний детям дошкольного и младшего школьного возраста. При этом сделан акцент на возможности сотрудничества с краеведческим музеем через организацию совместных познавательных мероприятий, экскурсий, музейных уроков. В статье представлена авторская разработка проведения краеведческих занятий в детских садах города Тары Омской области. Предлагаемый тематический план рассчитан на два года обучения. Его содержание охватывает все вехи истории города. Новизна исследования видится в том, что авторская разработка выполнена с учетом принципа системности, что позволяет исключить фрагментарность в организации краеведческой деятельности и сделать эту работу комплексной. Практическая значимость исследования заключается в возможности применения его результатов в дошкольной образовательной организации конкретного субъекта РФ, а также использование в качестве модели для организации краеведческой деятельности в других регионах.
Ключевые слова: дошкольная образовательная организация, краеведческая работа, патриотическое воспитание, региональный компонент.
Введение
Известный исследователь Омского Прииртышья А.П. Долгушин говорил: «К истории своей малой родины можно относиться по-разному - трепетно или, наоборот, равнодушно. Но нельзя не уважать, ибо это история, с которой пересеклись судьбы твоих предков, а в далях ее брезжит твое начало» [1]. Иными словами - знание истории своего края является неотъемлемой частью внутреннего мира любого человека. Это позволяет почувствовать себя частицей своего народа, ощутить своё единство с ним [2].
Теоретический анализ проблемы
Краеведение сегодня рассматривается как комплексная дисциплина, включающая в себя всестороннее изучение родного края: его природы, истории, культуры, населения, экономики. И начинать изучение края, а вместе с тем и формирование чувства толерантности, сопереживания, сопричастности, следует с младшего возраста. Необходимость подобного подхода осозна-
ётся и принимается не только каждым членом общества, но и на уровне государства. Так, одним из приоритетов национального проекта «Образование» является патриотическое воспитание человека и становление его гражданской позиции. Сегодня, начиная с начальной школы, дети знакомятся с историей своего края, с культурными традициями территории, с людьми, которые внесли неоценимый вклад в развитие малой родины. Кроме того, первые знания о своей малой родине дети получают в семье и в дошкольном образовательном учреждении.
Говоря о развитии личности ребёнка, психологи выделяют несколько кризисных возрастных периодов, в которые происходят наиболее важные личностные перестройки. К числу наиболее важных периодов относится и период дошкольного детства. Значение данных периодов для развития личности отмечались виднейшими педагогами прошлого - К.Д. Ушинским, П.Ф. Лесгаф-том и другими. В период дошкольного детства, по мнению крупнейшего отечественного психолога А.Н. Леонтьева, происходит