© Я.В. Февралёва, 2017 Использованная литература:
1. Азаров Ю. П. Тайны педагогического мастерства — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. — 432 с
2. Полиаспектная подготовка современного педагога: Коллективная монография/Науч. ред. Г. А. Медяник. — М.: Академия Естествознания, 2011. — 238 с.
3. Щербакова Т. Н. Творчество в деятельности современного педагога / Т. Н. Щербакова // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 21-25.
Лэпбук - как средство формирования универсальных учебных действий учащихся начальных классов.
Садовская Ирина Владимировна
С внедрением ФГОС начального общего образования перед учителем поставлены новые цели: формирование универсальных учебных действий и мотивации к обучению. Учитель должен не только дать учащимся определённую сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить учиться, привить ему навыки практических действий. Для этого необходимо использовать новые технологии, методы и средства обучения. Одним из способов достижения этой цели является использование технологии создания лэпбука.
Лэпбук — это самодельная тематическая папка формата АЗ, А4 с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему, с которой мы хотим проработать. Лэпбук обязательно включает в себя различные творческие задания. Это не просто поделка, это заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, ученику нужно будет выполнить определенные задания, провести исследовательскую работу, изучить представленный материал. Можно организовать данную работу при проведении исследования в рамках внеурочной деятельности.
Лэпбук помогает быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме. Развивает творческие способности и коммуникативные навыки. Ученики не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной исследовательской — познавательной деятельности. При создании лэпбука обеспечиваются индивидуальный и дифференцированные подходы в обучении.
Наиболее интересные работы получаются при изучении материала по окружающему миру и литературному чтению в начальных классах на уроке закрепления или уроке обобщения и повторения, когда учащиеся владеют информацией по заданной теме, но создавая лэпбук, им приходится детализировать информацию по теме. Лучше всего получаются лэпбуки на какие-то частные, а не на общие темы. Например, по окружающему миру в 4 классе можно сделать лэпбук после изучения раздела «Природные зоны России». Но полностью отразить эту многообразную тему в ограниченном объеме папки невозможно. Интереснее получится, если учащиеся сами распределят, кто о какой природной зоне подготовит материал.
Так как лэпбук является разновидностью проекта, то его создание содержит все этапы проекта:
-целеполагание (выбор темы);
-разработка лэпбука (составление плана);
-выполнение (практическая часть);
-подведение итогов.
После того, как ученики выберут тему, нужно написать план. Тщательно продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему. А для этого нужен план того, что вы хотите в этой папке рассказать.
Следующий этап: нужно придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана, то есть нарисовать макет. Здесь ученикам предлагается пофантазировать: формы представления могут быть любые. От самого простого — текстового, до игр и развивающих заданий. И все это нужно будет разместить на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм, карточках, разворачивающихся страничках