Научная статья на тему 'Инновационная технология "лэпбук" как средство обучения русскому языку младших школьников'

Инновационная технология "лэпбук" как средство обучения русскому языку младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1850
266
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
373.3.016:81 / ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ЛЭПБУК / INNOVATION / INNOVATION TECHNOLOGY / LAPBOOK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никулина В. А., Милованова Л. А.

Одной из инновационных технологий в обучении русскому языку младших школьников является лэпбук. Авторы формулируют требования для создания лэпбука. Выделяют положительные стороны применения лепбука при обучении младших школьников русскому языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovational technology "lapbook" as a means of teaching Russian language of primary schoolchildren

One of the innovational technologies in teaching Russian to primary schoolchildren is a lapbook. The authors formulate the requirements for creating a lapbook. There are positive aspects of the use of lapbook in teaching primary schoolchildren of the Russian language.

Текст научной работы на тему «Инновационная технология "лэпбук" как средство обучения русскому языку младших школьников»

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37119/ (Accessed 29.07.2018).

5. Zakirova A.F. Kontseptual'nye osnovaniya pedagogicheskoj germenevtiki [Conceptual foundations of pedagogical hermeneutics]. Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta [Herald of Tyumen State University], 2008, no. 5, pp. 8-18.

6. Lappo M.A. «Dialogicheskoe soglasie»: M.M. Bahtin kak elitarnaya yazykovaya lichnost' [«Dialogue agreement»: M.M. Bakhtin as an elite linguistic person]. Russkaya rech' [Russian speech], 2015, no. 5, pp. 50-55.

7. Moroz E.N. Pravovaya norma kak tsennost'. Avtoref. diss. kand. yurid. nauk. [Legal norm as a value. Ph. D. (Jurisprudence) Thesis]. Chelyabinsk, 2013. 28 p.

8. Samojlov L.P. Germenevtika i obrazovanie: ot dialoga k metodologii [Hermeneutics and education: from dialogue to methodology]. Izvestiya VolgGTU [Proceedings of Volgograd TechnicalUuniversity], 2006, no. 6, pp. 92-96.

УДК 373.3.016:81

В.А. Никулина, студентка педагогического факультета ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»

г. Шадринск, Россия valerya-nikulina2014@yandex.ru Л.А. Милованова,

кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и методики начального

образования

ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»

г. Шадринск, Россия milovanova-45@mail.ru

Инновационная технология «лэпбук» как средство обучения русскому

языку младших школьников

Одной из инновационных технологий в обучении русскому языку младших школьников является лэпбук. Авторы формулируют требования для создания лэпбука. Выделяют положительные стороны применения лепбука при обучении младших школьников русскому языку.

Ключевые слова: инновации, инновационная технология, лэпбук.

V.A.Nikulina, student of the pedagogical faculty Shadrinsk State Pedagogical University Shadrinsk, Russia valerya-nikulina2014@yandex.ru L.А. Milovanova,

candidate of philological sciences, docent of the chair of theory and methods of primary

education

Shadrinsk State Pedagogical University Shadrinsk, Russia milovanova-45@mail.ru

Innovational technology «lapbook» as a means of teaching Russian language

of primary schoolchildren

One of the innovational technologies in teaching Russian to primary schoolchildren is a lapbook. The authors formulate the requirements for creating a lapbook. There are positive aspects of the use of lapbook in teaching primary schoolchildren of the Russian language.

Keywords: innovation, innovation technology, lapbook.

В условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) учителю необходимо искать современные средства обучения, которые будут соответствовать новым требованиям и целям обучения.

Значимым моментом в сфере образования для учителя является «научиться самому учиться». Перед педагогом стоит задача научить школьника выбирать правильные пути решения для усвоения и поиска информации. Не весь материал, изученный в школе, запоминается. С.В. Зенкина отмечает, что «применение инновационных технологий на уроках русского языка в школе, прежде всего, позволяет активизировать задачу формирования навыков самостоятельной познавательной и практической деятельности обучаемых» [1, с.22]. Следовательно, необходимо сделать так, чтобы некоторые сведения оставались в памяти ученика, и он смог пользоваться этими знаниями без затруднений. Способом достижения этой цели является применение различных технологий. При максимальном усвоении материала младшими школьниками можно использовать инновационную технологию «Лэпбук».

Термин «лэпбук» впервые был введен мамой и писателем из Вирджинии Тэмми Дюби, которая использовала в домашнем обучении своих детей данное средство для систематизации информации. Лэпбук она назвала так именно потому, что он умещается на коленях ребенка. Для российских младших школьников лэпбук адаптирован Татьяной Пироженко.

Данную технологию ученые трактуют по-разному: одни считают ее игровой, другие проектной, третьи - исследовательской технологией. Вероятнее всего, это зависит от того, какова ведущая задача работы с использованием лэпбука [3, с. 46].

Лэпбук - это интерактивное пособие в виде папки формата А4 или А3, сложенной определенным способом, на прочной картонной (или иной) основе, в которую вставлены различные вкладки (мини-книжки, кармашки, окошки и т.д.), подвижные детали, иллюстрации на заданную тему.

По мнению Е. Тихомировой, «лэпбук - это папка или картонная основа, на которую наклеены кармашки разной формы, маленькие книжки, книжки-гармошки, коробочки с сюрпризами и тому подобное» [4, с.57]. Также она считает, что «это не просто интерактивная папка, а эффективная технология обучения, которая отвечает современным требованиям организации предметно-развивающей среды в условиях реализации ФГОС НОО, а именно лэпбук:

— информативен;

— полифункционален: способствует развитию творчества, воображения, мышления, логики, памяти, внимания;

— пригоден к использованию одновременно группой учащихся;

— обладает дидактическими свойствами;

— является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;

— его структура и содержание доступны возрасту;

— обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность обучающихся» [4, с.58].

Разработка лэпбука решает ряд задач современного образования: учащиеся качественнее усваивают изучаемый предмет, учатся всесторонне смотреть на проблему, ставить и решать задачи, творчески подходить к вопросу организации и подбору информации. В условиях модернизации образования с помощью лэпбука при обучении русскому языку можно решать задачи по коррекции звукопроизношения, совершенствованию фонетико-фонематических процессов, формированию лексико-грамматических категорий и расширению лексического запаса слов.

А.А. Зяблицкая считает, что лэпбук - это портфолио или книжечка с кармашками, небольшими текстами, подвижными деталями, которая содержит информацию в картинках [2, с.57]. Специфика лэпбука заключается в усвоение знаний, их обобщении и систематизации по определённой теме, в том числе и по русскому языку. Карточки в лэпбуке можно самостоятельно доставать, перекладывать и складывать по своему усмотрению [2, с.59].

Технология изготовления лэпбука - это творческий процесс, в ходе которого ученики самостоятельно находят информацию, анализируют ее и, конечно же, создают свой проект. Работа по изготовлению книжек с картинками носит творческий характер, помогает ребёнку расширять кругозор и действовать креативно. Вследствие этого формируются умения и навыки, необходимые для преодоления трудностей и поставленных задач. При создании проекта младший школьник может составить собственную страничку в лэпбуке, посвященную определенной теме [1, с.24].

Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, лэпбук помогает учителю начальных классов, например, формировать понятия о роде имен существительных, развивать умение выделять в речи слова, обозначающие предмет, развивать умение определять число, записывать существительные в другом числе. Воспитательная функция заключается в том, что он может изготовляться с детьми и их родителями. Папка должна быть креативно и красочно оформлена, все составные части должны быть удобны и понятны для самостоятельного использования.

Одним из плюсов лэпбука является использование разных форм организации деятельности обучающихся (индивидуальная, групповая, парная работа).

Работая индивидуально на уроках русского языка, младший школьник занимается сбором информации и творческим оформлением своей работы самостоятельно, рассчитывая только на себя и свои способности. Данная деятельность помогает стеснительному и необщительному ребёнку раскрыть себя и показать свой потенциал перед учителем и сверстниками.

С другой стороны, работая в паре, ответственность делиться между собой. Младшие школьники стараются выполнять все задания сообща или каждый свою микротему.

Групповая форма предполагает взаимоотношение между учениками. Главной задачей является то, что каждый должен осознавать свою значимость в группе и нельзя допускать, чтобы кто-то остался без задания. В группе младшие школьники учатся выстраивать свои рабочие взаимоотношения и стараются выполнить задания максимально хорошо и качественно.

При работе с лэпбуком необходимо уделять много времени для создания подходящего источника информации, так как каждый из них уникален. Сам по себе процесс создания дает возможность концентрировать внимание на определенном аспекте.

Для изготовления папки для лэпбука чаще всего используют листы формата A3 или

А4. Работа проходит в несколько этапов: выбор темы, обсуждение плана, создание макета, изготовление шаблона лэпбука.

1 этап - выбор темы. Тему для папки необходимо выбирать, анализируя информацию, которая будет представлена в будущем проекте. Чаще всего на уроках русского языка в начальной школе можно сделать лэпбуки на темы «Самостоятельные части речи», «Служебные части речи», «Члены предложения». Они хорошо подойдут для повторения и обобщения знаний. Когда тема определена, можно переходить к плану.

2 этап - план. Лэпбук - это не просто книжка с картинками, это учебное пособие. Поэтому важно продумать, что он должен включать в себя, какие задания будут уместны, чтобы полностью раскрыть заданную тему. Для этого необходим план того, что нужно представить в папке. На этом этапе проходит изучение источников информации, осуществляется ее отбор, и проводятся исследования.

Как правило, все задания имеют развивающий характер и направлены:

1) на развитие речи, познавательных процессов, мелкой моторики;

2) на знакомство с терминологией;

3) на использование связи с жизнью, межпредметные связи.

3 этап - макет. Этот этап считается самым интересным, так как здесь необходимо продумать важные детали в проекте и создать игровой сюжет. Он может содержать тексты, различные игры и задания. Все это необходимо размещать на разных элементах: кармашках, мини-книжках, блокнотиках, вращающихся кругах, карточках.

4 этап - создание шаблона - самый кропотливый этап практической работы. В соответствии с макетом необходимо сделать шаблон папки в натуральную величину. Ведь известно, что большинство людей запоминает 5 % услышанного и 20 % увиденного [1, с.26].

Инновационная технология «Лэпбук» на уроках русского языка в начальных классах играет немаловажную роль. Любая тема может быть представлена в наглядно-образном виде и удобна для понимания. Пример такого лэпбука можно рассмотреть при изучении темы «Фразеологизмы». Папка может содержать следующие элементы: книжка-памятка «Фразеологизмы» и их обозначения; мини-книжка «Источники фразеологизмов»; кармашек «Загадки»; кармашек «Ребусы»; мини-книжка «Крылатые слова»; мини-книжка «Пословицы и поговорки».

Таким образом, применение лэпбука на уроках русского языка помогает младшему школьнику, исходя из своего желания, представить изучаемый материал, а также лучше понять и запомнить его. Также лэпбук - превосходное средство для повторения изученного материала.

При создании лэпбука одновременно решается несколько задач современного образования. Такая деятельность помогает младшим школьникам лучше усвоить русский язык, в полном объеме видеть проблему, формулировать и решать задачи, проявлять нестандартное решение при организации и подборе информации.

Таким образом, в условиях совершенствования процесса образования, учителю начальных классов необходимо использовать инновационные методы и технологии обучения, способствующие обучению и воспитанию личности, умеющей мыслить нестандартно, предлагать и осуществлять разнообразные идеи.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Зенкина, С.В. Информационно-образовательная среда как фактор повышения качества образования / С.В. Зенкина // Педагогика. - 2008. - № 6. - С. 22-28.

2. Зяблицкая, А.А. Применение лэпбука при автоматизации звуков у младших школьников / А.А. Зяблицкая // Логопедия. - 2016. - № 7. - С. 57-61.

3. Ратахина, Н.В. Учебные проекты по русскому языку и литературе в начальных классах / Н.В. Ратахина // Русский язык. — 2017. — №5-6. — С. 45-46.

4. Тихомирова, Е. Лэпбук - эффективная технология логопедической работы / Е. Тихомирова // Коррекционная работа. - 2017. - № 12. - С. 57-58.

REFERENCES

1. Zenkina S.V. Informatsionno-obrazovatel'naya sreda kak faktor povysheniya kachestva obrazovaniya [Informational and educational environment as a factor in improving the quality of education]. Pedagogika [Pedagogics], 2008, no. 6, pp. 22-28.

2. Zyablitskaya A.A. Primenenie lepbuka pri avtomatizatsii zvukov u mladshih shkol'nikov [The use of lapbook in the automation of sounds of primary schoolchildren]. Logopediya [Speech therapy], 2016, no. 7, pp. 57-61.

3. Ratahina N.V. Uchebnye proekty po russkomu yazyku i literature v nachal'nyh klassah [Educational projects in the Russian language and literature in primary school]. Russkijyazyk [Russian language], 2017, no. 5-6, pp. 4546.

4. Tihomirova E. Lepbuk - effektivnaya tekhnologiya logopedicheskoj raboty [Lapbook - efficient speech therapy technology]. Korrektsionnaya rabota [Correctional work], 2017, no. 12, pp. 57-58.

УДК 37.016:004

М.М. Ожогина,

студентка факультета информатики, математики и физики ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический университет»

г. Шадринск, Россия В.Е. Евдокимова,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры физико-математического и

информационно-технологического образования ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический университет»

г. Шадринск, Россия

Использование личностно-ориентированного подхода на уроках

информатики

По причине вступления человечества в эпоху информатизации, перед педагогами ставится новая задача: необходимо обеспечить такой уровень подготовки, чтобы учащиеся могли самостоятельно, осознанно и творчески использовать различные информационные технологии во всех общественно значимых областях деятельности человека. Все это возможно с помощью реализации в учебном процессе личностно-ориентированного подхода.

Ключевые слова: процесс обучения в школе, личностно-ориентированный подход.

М.М. Оzhogina,

Student of the faculty of informatics, mathematics and physics

Shadrinsk State Pedagogical University Shadrinsk, Russia V.Е. Еvdokimova,

Candidate of pedagogical sciences, docent of the chair of physical-mathematical and

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.