2. Зяблицкая, А.А. Применение лэпбука при автоматизации звуков у младших школьников / А.А. Зяблицкая // Логопедия. - 2016. - № 7. - С. 57-61.
3. Ратахина, Н.В. Учебные проекты по русскому языку и литературе в начальных классах / Н.В. Ратахина // Русский язык. - 2017. - №5-6. - С. 45-46.
4. Тихомирова, Е. Лэпбук - эффективная технология логопедической работы / Е. Тихомирова // Коррекционная работа. - 2017. - № 12. - С. 57-58.
REFERENCES
1. Zenkina S.V. Informatsionno-obrazovatel'naya sreda kak faktor povysheniya kachestva obrazovaniya [Informational and educational environment as a factor in improving the quality of education]. Pedagogika [Pedagogics], 2008, no. 6, pp. 22-28.
2. Zyablitskaya A.A. Primenenie lepbuka pri avtomatizatsii zvukov u mladshih shkol'nikov [The use of lapbook in the automation of sounds of primary schoolchildren]. Logopediya [Speech therapy], 2016, no. 7, pp. 57-61.
3. Ratahina N.V. Uchebnye proekty po russkomu yazyku i literature v nachal'nyh klassah [Educational projects in the Russian language and literature in primary school]. Russkijyazyk [Russian language], 2017, no. 5-6, pp. 4546.
4. Tihomirova E. Lepbuk - effektivnaya tekhnologiya logopedicheskoj raboty [Lapbook - efficient speech therapy technology]. Korrektsionnaya rabota [Correctional work], 2017, no. 12, pp. 57-58.
УДК 37.016:004
М.М. Ожогина,
студентка факультета информатики, математики и физики ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический университет»
г. Шадринск, Россия В.Е. Евдокимова,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры физико-математического и
информационно-технологического образования ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический университет»
г. Шадринск, Россия
Использование личностно-ориентированного подхода на уроках
информатики
По причине вступления человечества в эпоху информатизации, перед педагогами ставится новая задача: необходимо обеспечить такой уровень подготовки, чтобы учащиеся могли самостоятельно, осознанно и творчески использовать различные информационные технологии во всех общественно значимых областях деятельности человека. Все это возможно с помощью реализации в учебном процессе личностно-ориентированного подхода.
Ключевые слова: процесс обучения в школе, личностно-ориентированный подход.
М.М. Оzhogina,
Student of the faculty of informatics, mathematics and physics
Shadrinsk State Pedagogical University Shadrinsk, Russia V.Е. Еvdokimova,
Candidate of pedagogical sciences, docent of the chair of physical-mathematical and
information-technological educati on Shadrinsk State Pedagogical University Shadrinsk, Russia
Using of personality oriented approach on the lessons of Informatics
Due to the entry of humanity into the era of informatization, teachers are faced with a new task: it is necessary to provide such a level of training so that students can independently, consciously and creatively use various information technologies in all socially significant areas of human activity. All this is possible through the implementation of the student-centered approach in the educational process.
Keywords: school study, personality-oriented approach.
В нашей стране уже многие годы вводятся новшества в системе Российского образования. У нас появились новые учебные заведения различных типов, так же разработан и постепенно вводится федеральный государственный образовательный стандарт, который предполагает обращение повышенного интереса на гибкость, вариативность содержания образовательных программ, форм, методов и приемов обучения.
Для выполнения поставленной задачи педагогам необходимо создавать на уроках благоприятный климат, в котором бы максимально раскрывалась, развивалась и закреплялась личность всех обучаемых. И только после этого учитель может выявить подходящие формы, методы и приемы, необходимые для дальнейшего обучения детей [3].
При изучении информатики в школе педагогу предоставляется больше возможностей осуществить благоприятные условия, поскольку информатика рассматривает некоторые части большинства образовательных областей. Это может быть математика, физика, области творчества и другие. С помощью данной науки ученик может раскрыться как личность с помощью познания основ информатики, заложенных в фундаменте, таких как: средства информатизации, информационные технологии и другие.
Целью моей работы является раскрытие понятия личностно-ориентированного подхода на уроках информатики, рассмотрение его задач, форм, функций и методов.
Актуальность рассматриваемого вопроса в моей статье заключается в необходимости осуществления перехода на новый федеральный государственный стандарт, который предоставляет требования к пересмотру структуры, технологии и ведению учебной деятельности, условиям реализации образовательных программ и к результатам их освоения [1].
В современной школе перед учителем стоит требование в применении различных подходов в обучении детей, главные цели которых заключаются в становлении индивидуальной личности, воспитание добросовестного гражданина и человека, умеющего самостоятельно и быстро выявлять проблемы и рационально решать различные вопросы. В педагогике существует большое количество подходов. Но наиболее часто используют следующие: акустический, дифференцированный, индивидуальный, компетентностный, деятельностный, коммуникативный, социокультурный, личностно -ориентированный и другие. Более подробно я бы хотела остановиться на рассмотрении личностно - ориентированного подхода в информатике.
Рассматриваемый подход относится к гуманистическому направлению в педагогике. Его важнейшим принципом является проявление особого интереса на само учение, а не на преподавание. В центре такого обучения находится индивидуальная личность обучаемого, его целенаправленность, мотивация, интерес, склонности и способности, а так же обеспечение комфортных и бесконфликтных условий в классе [2].
Личностно - ориентированное обучение - является многозначащим направлением в
практике педагогики, которая осуществляет сохранение уже имеющихся процессов самопознания и развитие личности учащегося. Оно реализуется с помощью взаимосвязанных понятий и идей, а так же способов действий, направленных на воспитание личности ребенка.
Данный подход имеет особую цель в образовании, которая заключается в формировании системы благоприятного климата, запускаемого механизмы самообразования, самореализации и адаптации, необходимые для становления индивидуальной личности человека.
Личностно-ориентированное обучение в информатике планирует выполнение ниже перечисленных задач:
1. Проявить интерес у всех учащихся к данной дисциплине и гарантировать его развитие в коллективе класса;
2. Способствовать развитию творческой личности в соответствии с разнообразием технических средств;
3. реализовать развитие индивидуальных особенностей обучающихся в области информатики;
4. Оказать помощь личности в самопознании, самоопределении и самореализации.
Перечисленные задачи реализуются в формах различных игр (интеллектуальных,
спортивных, образно - ролевых), занятий, наблюдений, различной экспериментальной деятельности и упражнений [2].
Данный подход предполагает выполнение трех функций, реализация которых не возможна в условиях авторитарного и либерального стиля отношения учителя и ученика. К функциям относятся:
1. Гуманитарная. Сущность гуманитарной функции заключается в признании ценности человека, осмысление смысла жизни, принятие активного участия в ней, а так же осознание личностной свободы и возможность максимальной реализации своего потенциала. Средствами осуществления являются общение и сотрудничество;
2. Культурообразующая функция ориентирована на развитие культуры различными средствами образования. Она реализуется с помощью механизмов культурного самосознания, принятия ценностей в качестве своих собственных;
3. Функция социализации подразумевает усвоение и воспроизведение учеником социального опыта для вступления им в социальную среду. Она реализуется с помощью рефлексии, сохранении индивидуальности и творчества как личностной позиции в любой деятельности.
Так как перечисленные выше функции реализуются при демократическом стиле руководства, необходимо рассмотреть, что требует позиция педагога:
-оптимистичный подход к индивидуальности ребенка и его будущему. Максимально стимулировать развитие потенциала ученика;
-отношение к ребенку как к личности, способной учиться по собственному желанию, предоставлять ему выбор, принимать активное участие в его обучении;
-опираться на личный интерес каждого ребенка, помогать приобретать и развивать его способности.
Анализируя личностно - ориентированный подход можно сказать, что он построен на уважении личности ребенка, его личностных особенностей и индивидуального развития, на отношении к нему как к сознательному, полноправному и ответственному участнику воспитательного процесса.
Для рассмотрения методов личностно-ориентированного подхода необходимо
ввести понятие. А.Г. Чернявская дает определение методам обучения как способам взаимодействия педагога и учащихся в процессе обучения, которые направлены на выявление вопросов и решение задач.
Данное обучение предполагает использование таких методов как игра, рефлексия, диалог, диагностика и создание ситуации выбора и успеха. Перечисленные методы необходимы для раскрытия субъективного опыта учащихся, для развития разносторонних способностей и темперамента, а так же для эффективного воспитательного процесса.
Личностно - ориентированный подход, как и остальные, имеет ряд преимуществ и недостатков. К преимуществам данной технологии я бы отнесла более глубокое доверие среди детей, а так же между учителем и ребенком. Предполагается быстрое достижение результатов посредством индивидуальной работы с каждым учеником. Недостатков гораздо больше у этой технологии. Рассмотрим некоторые из них:
1. Большая вероятность допущения учителем ошибки, потому как технология является новой. Для полной реализации данного подхода у молодых учителей может не хватить опыта, и, самое главное, отсутствует внешний контроль;
2. Большая вероятность возникновения моральных травм в связи со сменой учителя и обстановки.
3. Создание педагогической ситуации на уроках требует высокой квалификации, компетентности учителя и повышенных затрат жизненно - временных ресурсов.
4. Уроки в школах ограниченны 40 - 45 минутами. И этого времени не хватит на работу с каждым учеником в отдельности.
Таким образом, личностно-ориентированный подход необходим в использовании педагогами при преподавании всех без исключения дисциплин в школе для того, чтобы воспитать личность в каждом ученике. Я думаю, что используя методики данного подхода, у педагогов больше возможностей воспитать развитую, творческую личность на уроках информатики. В изучении данной дисциплины будет легко отследить самостоятельную деятельность учащихся, их мышление, скорость и качество усвоенного материала, а так же критичность ума. Проанализировав данный подход, можно сказать, что каждый учащийся сможет выйти в жизнь успешным человеком, способным самостоятельно и рационально решать не только жизненные вопросы и проблемы, но и профессиональные задачи.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Филиппов, В.М. Министерство образования. Стандарты основного общего и полного образования по информатике и информационным технологиям / В.М. Филиппов // Информатика и образование. - 2004. - № 4. - С. 7-26.
2. Якиманская, И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе / И.С. Якиманская. - М., 2014. - 176 с.
3. Лапчик, М.П. Методика преподавания информатики / М.П. Лапчик, И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер. - М. : Академия, 2011. - 538 с.
REFERENCES
1. Filippov V.M. Ministerstvo obrazovaniya. Standarty osnovnogo obshchego i polnogo obrazovaniya po informatike i informatsionnym tekhnologiyam [Ministry of Education. Standards of basic general and complete education in computer science and information technology]. Informatika i obrazovanie [Informatics and education], 2004, no. 4, pp. 7-26.
2. Yakimanskaya I.S. Tekhnologiya lichnostno-orientirovannogo obucheniya v sovremennoj shkole [Technology of personality oriented study in modern school]. Moscow, 2014. 176 p.
3. Lapchik M.P., Semakin I.G., Henner E.K. Metodika prepodavaniya informatiki [Методика преподавания