Пермский педагогический журнал (№ 7/2015)
УДК 371.31:373.2 Габидуллина Е.В.
лэпбук и его возможности в развитии детей старшего дошкольного возраста
В статье представлено описание опыта работы МБДОУ «Детский сад №8» п. Куеда по использованию лэпбука в старшем дошкольном возрасте, раскрываются его возможности в развитии детей.
Ключевые слова: совместная деятельность, лэпбук, целевые ориентиры,универсальные культурные умения, виды детской деятельности.
В условиях модернизации дошкольного образования требования стандарта к результатам освоения представлены в виде целевых ориентиров образования, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Одним из итоговых результатов воспитания выпускника детского сада является овладение ребенком основными культурными способами деятельности, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности; способность к самостоятельному выбору участников по совместной деятельности [1].
При организации образовательного процесса в группе я обнаружила проблему при взаимодействии детей друг с другом: неумение включаться в совместную деятельность, принимать общую задачу, распределить действия между собой, проявлять заинтересованность к действиям партнера. Все это приводит к конфликтам, разобщенности, неумению доводить дело до конца. Причин этому несколько: новый детский сад (ребята пришли из разных детских садов, соответственно, детский коллектив не сформирован); большая часть педагогов -молодые малоопытные воспитатели, которые в недостаточной мере владеют технологиями организации совместной деятельности. В нашем «педагогическом багаже» пока мало
разнообразных образовательных форм совместной деятельности взрослого с детьми, которые бы соответствовали современному дошкольному образованию, были интересны дошкольникам.
Определив проблему, мы изучили методическую, психолого-педагогическую литературу, акцентируя свое внимание на формах, подходах организации совместной деятельности. При ознакомлении с очередным номером журнала «Дошкольное образование» мы заинтересовались незнакомой нам формой работы с детьми «лэпбук». «Лэпбук» (lapbook) - сравнительно новое средство обучения, пришедшее в российское образование из Америки. В дословном переводе с английского «лэпбук» значит «наколенная книга» (lap - колени, book - книга). По мнению авторов статей, размещенных на разных сайтах и в периодической печати, лэпбук представляет собой тематическую папку, в которую помещены материалы на изучаемую тему. Вместо страниц в папке оформлены различные мини-книжки-раскладушки с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями. Авторы статей делают акцент на том, что лэпбук - это отличный способ обобщения информации по определенной теме с детьми дошкольного возраста, повторение пройденного программного материала. Его можно также использовать и при освоении детьми нового
Раздел VII. Наши дебютанты: педагоги дошкольных образовательных организаций - Центров инновационного опыта
содержания. При создании лэпбука ребенок научается самостоятельно собирать и систематизировать познавательную информацию. Работа с лэпбуком может осуществляться по-разному в зависимости от образовательных задач.
Мы с коллегами считаем, что использовать лэпбук целесообразно при реализации комплексно-тематической модели, на основе которой выстраивается образовательный процесс в нашем детском саду. Сначала мы использовали лэпбук для обобщения опыта детей по теме «Зима». Первую тематическую папку мы изготовили сами и предложили ее ребятам в день рефлексии пройденной темы. Мы рассмотрели лэпбук как необычную книжку про зиму, в которой нет страниц, но есть интересные кармашки, конвертики и т.д. Интерес детей к папке был вызван не только ее красочностью и необычностью, но и знакомым содержанием. Рассматривая книжки-малышки, конвертики и картинки, дети с удовольствием убеждались в том, как много они знают о зиме.
На родительском собрании мы информировали взрослых о сущности, назначении и воспитательном потенциале лэпбука, что привело родителей к заинтересованности к данной форме работы и активному участию в изготовлении лэпбука.
Первая неделя марта была посвящена теме «Пришла весна», и мы совместно составили план: «Что мы хотим узнать про весну?». Ребята предложили разные варианты: почитать книжки, рассмотреть журналы, посмотреть альбомы, в которых есть информация о весне. Перед детьми была озвучена проблема: накапливается много разной информации, а как же мы сможем её всю запомнить? Дети предложили нарисовать картинки, сделать книжку-малышку и т.д. Вспомнили книжку про зиму, и определили, сможем ли мы все вместе сделать такую же книжку про весну. Ребята приняли предложенную цель.
Далее обсудили с детьми, какое содержание будет в нашей необычной книжке, наметили макет нашего лэпбука. Совместное определение содержания приводит детей к структурированию материала. Действуя по аналогии с уже знакомой папкой, дети выделяли то, что им интересно узнавать: весенние праздники, стихи, пословицы и загадки о весне, изменения в растительном мире и пр.
В содержание нашей новой папки вошли:
- мини-книжка «Весенние стихотворения»
- кармашек «Загадки о весне»
- конверт «Именинники весны»
- картинки трёх весенних месяцев
- ваза «Весенние цветы»
- конверт «Весенние праздники».
Оформление каждого кармашка было
распределено между детьми всей группы. План, который мы составили по изучению темы «Пришла весна», был конкретизирован: в какой день недели чем мы будем заниматься и кто отвечает за оформление того или иного материала (раздела). В течение недели наша «книжка» (лэпбук) стала заполняться. Например, в понедельник в течение дня мы читали с ребятами стихотворения о весне. Во вторую половину дня ребята, ответственные за эту работу, занялись оформлением мини-книжки «Весенние стихотворения». В четверг на занятии по рисованию мы изображали весенние цветы, а затем заполнили кармашек «Ваза с цветами». И так в течение всей недели наш лэпбук пополнялся материалом, который мы изучали. Ребята были довольны полученными результатами, каждый стремился показать лэпбук своим родителям и рассказать, над какими кармашками он работал и что это значит. Последовательное изготовления лэпбука явилось культурной практикой, в процессе которой были использованы следующие виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, изобразительная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора.
Пермский педагогический журнал (№ 7/2015)
В результате данной культурной практики у детей развиваются универсальные культурные умения:
- планировать предстоящую деятельность;
- договариваться со сверстниками;
- распределять обязанности;
- искать нужную информацию, обобщать её, систематизировать;
- самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы;
- принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения;
- используя устную речь, выражать свои мысли и желания.
список ЛИТЕРАТУРЫ
В перспективе мы планируем работу по изготовлению индивидуальных лэпбуков исходя из интересов детей, когда каждый ребенок в течение определенного времени изготавливает свою книжку, а потом презентует её детям группы или, например, на родительском собрании. В результате получится целая выставка лэпбуков. Лэпбук может стать творческим продуктом детской исследовательской или проектной деятельности. Такой подход будет способствовать реализации принципа индивидуализации, на что ориентирует нас стандарт дошкольного образования.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства науки и образования РФ от 17 октября 2013г. №1155)
2. Блохина Елена, Лиханова Тамара. Лэпбук - «наколенная книга» // Обруч. 2015. №4. С. 29-30.
3. Пироженко Татьяна. Лэпбук «Золотая осень» // Дошкольное образование. 2014. №11; 12.