Научная статья на тему 'Формирование инклюзивной компетентности учителя иностранного языка в процессе профессиональной подготовки'

Формирование инклюзивной компетентности учителя иностранного языка в процессе профессиональной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
434
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Огарёв-Online
Область наук
Ключевые слова
ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ИНКЛЮЗИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / INCLUSIVE EDUCATION / INCLUSIVE COMPETENCE / CHILDREN WITH DISABILITIES / FOREIGN LANGUAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Касимкина Ангелина Андреевна, Соловьёва Елена Александровна

В статье затрагивается ряд вопросов формирования инклюзивной компетентности будущего учителя иностранного языка. В этой связи рассматривается структура инклюзивной компетентности, которой должен обладать современный педагог. На примере английского языка представлены технологии и языковые задания для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Касимкина Ангелина Андреевна, Соловьёва Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING INCLUSIVE COMPETENCE IN FOREIGN LANGUAGE TEACHER AS PART OF PROFESSIONAL TRAINING

The article deals with the issues of developing inclusive competence in a future teacher of foreign languages. The structure of the inclusive competence of a contemporary educator is considered. The teaching techniques and language tasks for children with disabilities are provided.

Текст научной работы на тему «Формирование инклюзивной компетентности учителя иностранного языка в процессе профессиональной подготовки»

КАСИМКИНА А. А., СОЛОВЬЁВА Е. А.

ФОРМИРОВАНИЕ ИНКЛЮЗИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация. В статье затрагивается ряд вопросов формирования инклюзивной компетентности будущего учителя иностранного языка. В этой связи рассматривается структура инклюзивной компетентности, которой должен обладать современный педагог. На примере английского языка представлены технологии и языковые задания для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: инклюзивное образование, инклюзивная компетентность, дети с ограниченными возможностями здоровья, иностранный язык.

KASIMKINA A. A., SOLOVYOVA E. A.

DEVELOPING INCLUSIVE COMPETENCE IN FOREIGN LANGUAGE TEACHER

AS PART OF PROFESSIONAL TRAINING

Abstract. The article deals with the issues of developing inclusive competence in a future teacher of foreign languages. The structure of the inclusive competence of a contemporary educator is considered. The teaching techniques and language tasks for children with disabilities are provided.

Keywords: inclusive education, inclusive competence, children with disabilities, foreign language.

Одной из самых тревожных тенденций современного общества является постоянно растущее число детей с проблемами здоровья, в их числе и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). На сегодняшний день основным направлением в реализации обучения детей с ОВЗ является инклюзивное образование. Основная идея такого образования состоит в том, чтобы обучать детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных школах вместе со здоровыми учениками. Инклюзивное (фр. inclusif -включающий в себя) или включенное образование - это процесс трансформации общего образования, основанный на понимании, что люди с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе могут (и должны) быть вовлечены в социум [3, с. 125].

На данном этапе российское образование стремится к тому, чтобы стать инклюзивным. Безусловно, что для решения этой сложной задачи потребуется много времени, так как школы пока не готовы принять детей с ОВЗ. Существует ряд проблем, препятствующих реализации инклюзивного образования в общеобразовательных школах. Главная проблема - это недостаточная подготовленность учителей к работе в рамках

1

инклюзивного обучения. Чтобы решить это проблему, создаются различные курсы по повышению квалификации, проводятся мастер-классы, практикуется сотрудничество учителей с психологами, логопедами, дефектологами.

Следующая проблема заключается в отсутствии специальных технических средств для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Также необходимо, чтобы в школе имелись специальные педагоги, которые бы занимались коррекционно-развивающей работой с детьми-инвалидами.

Однако основным препятствием для обучения детей с ОВЗ в общеобразовательных школах является психологический барьер. Российское общество не привыкло к тому, чтобы здоровые дети и дети с ОВЗ обучались вместе. Внедрение инклюзивного обучения возможно только при учете принципов демократизации и при отсутствии дискриминации по любому признаку [1].

Инклюзивное обучение детей с ОВЗ в общеобразовательной школе ставит перед учителями сложную задачу обеспечить грамотную подачу учебного материала детям-инвалидам. Особенно остро эта проблема стоит перед учителями иностранного языка. Это объясняется тем, что изучение иностранного языка является сложным процессом для здоровых учащихся, не говоря уже о детях с особенными потребностями.

В этой связи все большую актуальность приобретает компетентностный подход, который предполагает значительные преобразования в преподавании учебного предмета. В результате этого появляется необходимость в профессионально-компетентном специалисте. В. Н. Введенский определяет профессиональную компетентность как систему знаний, умений и навыков, определяющих результативность профессионального труда [10].

Инклюзивная компетентность является одним из элементов профессиональной компетентности будущего учителя. Существуют общая, профессиональная, специальная и частная профессиональные компетентности специалиста. Инклюзивная компетентность педагога относится к специальным профессиональным компетентностям, так как цель инклюзивного образования - обучение детей с ОВЗ в общеобразовательной школе.

По мнению И. Н. Хафизуллиной, инклюзивная компетентность - это интегративное личностное образование, обуславливающее способность выполнять профессиональные функции в рамках инклюзивного образования, учитывая разные образовательные потребности учащихся и обеспечивая включение ребенка с ОВЗ в среду общеобразовательного учреждения и создание условий для его развития [7, с. 11].

Структура инклюзивной компетентности будущего учителя иностранного языка состоит из следующих компонентов: мотивационного, рефлексивного и когнитивно-информационного.

Мотивационный компонент напрямую связан с мотивационной компетентностью педагога. Мотивационная компетенция трактуется как способность мотивировать себя на выполнение определенных профессиональных действий и задач. Соответственно, основной целью этой компетенции является готовность педагога осуществлять профессиональную педагогическую деятельность в рамках инклюзивного образования.

По мнению Ю. В. Кушеверской, рефлексивная компетентность - это базисный компонент профессиональной деятельности педагога, а также качество личности, позволяющее эффективно осуществлять рефлексию, что дает возможность развиваться и саморазвиваться [11]. Также рефлексивная компетентность позволяет педагогу творчески подходить к профессиональной деятельности. Более того, рефлексивно-компетентный специалист способен проанализировать свою деятельность, выявить свои сильные и слабые стороны, оценить свои способности.

Когнитивно-информационный компонент состоит из двух элементов - когнитивной и информационной компетентностей. Когнитивная компетентность - это способность педагога мыслить и действовать на основе системы знаний, необходимых для работы с детьми в рамках инклюзивного обучения. Сюда относится умение принимать правильные решения в выполнении теоритических и практических задач инклюзивного обучения. Л. А. Осипова считает, что когнитивная компетентность проявляется в стремлении и готовности личности реализовать свой потенциал в процессе профессиональной деятельности [12].

Информационная компетентность, по мнению некоторых исследователей, может считаться современной грамотностью учителя, подразумевающей умение эффективно работать с информацией [5]. Также в информационную компетенцию учителя входит решение различных педагогических задач с использованием технических средств, что в конечном итоге является результатом овладения данной компетенцией. Информационные технологии не обошли стороной процесс обучения в общеобразовательных школах. В распоряжении современных учеников имеются различные цифровые технологии. Опора на них является безусловным фактом, признающим необходимость использования современных технологий.

Подготовка будущих учителей к работе с инклюзией - это сложный и трудоемкий процесс, требующий особого внимания, так как практика инклюзивного обучения в нашей стране широко не распространена. Многие исследователи признают, что первичным и важнейшим этапом формирования инклюзивной компетентности у будущих педагогов является этап психологических и ценностных изменений [6].

Зарубежный исследователь Дж. Корбет выделяет четыре элемента инклюзивной культуры, которым должен быть обучен будущий педагог в процессе профессиональной подготовки: уважительное отношение учителя к взглядам, которые отсутствуют в его личном жизненном опыте; осознание педагогом того, что интеллектуально развитые люди встречаются не только среди тех, кто наделен высоким социальным и академическим статусом; признание равных возможностей всех обучающихся в праве на образование и удовлетворение этих прав с учетом индивидуальных потребностей каждого ребенка; осознанное следование истинно педагогическим приоритетам и ценностям; формирование умения у педагога работать в команде, организовывать коллективное сотрудничество [9].

По мнению Т. Ю. Четвериковой, будущего учителя необходимо познакомить с содержательной и организационной сторонами инклюзивного обучения. Автор акцентирует внимание на изучении следующих ключевых моментов: сведений об инклюзивном образовании, особых образовательных потребностях обучающихся с ОВЗ, методиках обучения детей-инвалидов, технологиях организации совместного обучения детей с разными возможностями [8]. В этой связи одним из наиболее эффективных методов работы с инклюзивным классом является ведение портфолио учеников. Таким образом учитель сможет контролировать успехи в обучении учеников, осуществлять индивидуализацию учебного процесса с учетом умственных и физических особенностей обучающихся [4].

Урок иностранного языка в классе, где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья, должен начинаться с фонетической или речевой зарядки. Она помогает вовлечь ребенка в учебный процесс, настроиться на урок. Речевую зарядку на начальном этапе изучения иностранного языка рекомендуется начинать с простых вопросов: «What is your name?», «How are you?», «What date is it today?», «What is the weather like today?» и др. Они приближены к повседневному общению и чаще всего не вызывают сложностей. Ученик с ограниченными возможностями здоровья будет чувствовать себя комфортно, отвечая на простые вопросы. Однако если ребенок затрудняется ответить на тот или иной вопрос, то в таком случае предлагаются варианты ответов с картинками с опорными фразами. Например, задав вопрос «What date is it today?», можно показать ученикам картинки с цифрами, среди которых будет правильный ответ.

Обучение лексике возможно при использовании технологии «мозговой штурм» (brainstorming). Учитель задает определенную тему, а ученики называют слова, которые они знают по данной теме. Преимуществом этого метода является «умножение» знаний лексических единиц по той или иной теме, а также возможность для учителя отметить пробелы в знаниях каждого учащегося. Также надо отметить, что дети с ОВЗ не будут

бояться сделать ошибку и чувствовать себя неловко, так как в заданиях подобной технологии нет строгих правил [4].

На помощь учителю иностранного языка в рамках инклюзивного образования придет технология «фрирайтинг» (free writing) или свободное письмо. Учитель задает конкретную тему, а учащиеся пишут слова на эту тему на отдельных листах. Для данного метода нет необходимости прилагать сверхусилия, чтобы правильно и аккуратно написать слово. Эта технология подойдет для работы с детьми с нарушением функции письма.

Введение новой лексики также возможно при помощи нахождения соответствий. Для этого потребуется наглядный материал. Учитель объясняет новые слова на тему «Цвета». Он раздает детям листки с изображением овощей и дает задание соединить картинку того или иного овоща с соответствующим ему цветом. Например, a carrot - orange, a cucumber -green, a tomato - red, an onion - yellow.

Популярным средством обучения иностранному языку детей с ОВЗ является лэпбук (lapbook). В дословном переводе с английского языка это значит «наколенная книга». Лэпбук представляет собой большую папку-раскладушку с кармашками, окошками и вкладками, в которую помещены наглядные материалы на определенные темы.

С помощью лэпбука можно вводить и затем закреплять лексический материал, обучать детей счету, порядку слов в предложениях, развивать фонетические и грамматические навыки. Это эффективный и удобный способ подать ученику всю необходимую информацию в компактном виде. Тематическое содержание папки-раскладушки может быть самым разнообразным («Holidays», «Seasons», «Clothes», «Vegetables and fruits», «Animals» и др.). Примером задания на отработку долгих и кратких гласных с использованием лэпбука может быть следующее упражнение. Учитель заранее клеит в лэпбуки учеников кармашки с надписями «short vowels» и «long vowels». Затем он раздает карточки со словами и дает задание: Read the words and match the cards to the correct pocket. Сложность слов зависит от этапа обучения иностранному языку.

Также лэпбуки могут составляться по грамматическим временам. Например, лэпбук по теме «Present Simple» будет содержать кармашки со вспомогательными глаголами, с вопросительными словами, с окончаниями «-s» для 3-го лица единственного числа, с местоимениями, со словами, которые указывают на употребление данного времени (always, usually, often, never), схемы порядка слов различных типов предложений и др.

Будущим учителям необходимо знать, что значение технологии лэпбука особенно важно для детей с ограниченными возможностями здоровья, так как данное средство обучения является наглядным и эффективным для освоения нового материала. Яркое

оформление и наличие всевозможных кармашков безусловно заинтересует детей и послужит мотивацией для дальнейшего изучения иностранного языка.

В рамках дисциплины «Методика преподавания иностранных языков» будущие педагоги обучаются тому, как надо формировать фонетические навыки у обучающихся. Для этого отбираются скороговорки, детские песни, рифмовки, стишки и другие средства. Надо отметить, что фонетические навыки у детей с нарушениями здоровья и ограниченными возможностями формируются слабо, особенно на начальных этапах изучения иностранного языка [2, с. 21]. В этом случае будущим учителям предлагается выбирать простые фонетические зарядки, которые тренирует определенный звук. Например, скороговорка на отработку звука [w].

Why do you cry Willy?

Why do you cry?

Why Willy? Why Willy?

Why, Willy, why?

Еще один пример скороговорки на отработку звука [ж]:

A black cat sat on a mat and ate a fat rat.

В процессе профессиональной подготовки будущих педагогов иностранного языка могут познакомить с палочками Кюизинера. Это набор разноцветных счетных палочек разной длины, которые можно задействовать при обучении грамматике иностранного языка. Например, их можно использовать как понятную иллюстрацию для сравнительных прилагательных при работе с детьми с нарушением зрения. Палочка меньшей длины соответствует изначальному слову, палочка средней длины представляет сравнительную степень прилагательного и самая длинная палочка - превосходную степень (long - longer -the longest).

Таким образом, результатом сформированной инклюзивной компетентности будущего учителя иностранного языка является его готовность работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья, умение адекватно преподносить учебный материал и справляться с различными задачами теоритического и практического характера, возникающими в процессе обучения иностранному языку в рамках инклюзивного образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алехина С. В. Инклюзивное образования: история и современность: учебно-методическое пособие. - М.: Первое сентября, 2013. - 33 с.

2. Васильева Е. А. Особенности обучения английскому языку детей с ограниченными возможностями здоровья (Д!ЦП) // Английский язык в школе. - 2017. - № 2 (58). - С. 18-23.

3. Донгаузер Е. В., Частухина С. А. Современное состояние инклюзивного образования в системе высшего образования России // Высшее образование в России: история и современность: сборник научных трудов / науч. ред М.А. Дьячкова; отв. ред. О.Н. Томюк. - Екатеринбург: УрГПУ, 2017. - С. 124-130.

4. Жидкова И. Е. Подготовка учителя иностранного языка к работе в условиях инклюзивного образования [Электронный ресурс] // Научно-практический электронный журнал «Аллея Науки». - Режим доступа: https://alley-science.ru/domains_data/flles/Journal_May17/PODGOTOVKA%20UChITELYa%20INOSTRAN NOGO%20YaZYKA%20K0/o20RABOTE0/o20V0/o20USLOVIYaH0/o20INKLYuZIVNOGO0/o20O BRAZOVANIYa.pdf (дата обращения 01.05.2019).

5. Кравец В. А., Кухаренко В. Н. Формирование информационной культуры // Дистанционное образование. - 2000. - № 4. - С. 35-37.

6. Кузьмина О. С. Проблемы подготовки педагогов к работе в условиях инклюзивного образования. Обзор педагогических исследований // Педагогические науки. - 2016. - № 4 (46). - С. 71-74.

7. Хаффизулина И. Н. Формирование инклюзивной компетентности будущих учителей в процессе профессиональной подготовки: автореф. дисс. ... к. пед. наук. -Астрахань, 2008. - 22 с.

8. Четверикова Т. Ю. Теоретическая готовность педагогов к работе в условиях инклюзивного образования // В мире научных открытий. - 2014. - № 5-1(53). - С. 475-485.

9. Corbet J. Inclusive education and school culture [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/136031199285183 (дата обращения 01.05.2019).

10. Введенский В. Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php? subaction=showfull&id=1193142520&archive=1195596785&start_from=&ucat=&

(дата обращения 05.05.2019).

11. Кушеверская Ю. В. Формирование рефлексивной компетентности студентов в образовательном процессе педагогического колледжа: автореф. дис. ... канд. пед. наук. -Петрозаводск, 2007. - 21 с.

12. Осипова Л. А. Информационно-образовательные проекты как средство формирования у студентов когнитивной компетентности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. -Брянск, 2008. - 22 c.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.