Научная статья на тему 'Роль высшего образования в формировании человеческого капитала'

Роль высшего образования в формировании человеческого капитала Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
263
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее образование / человеческий потенциал / человеческий капитал / экономическое развитие / общество / higher education / human potential / human capital / development / society

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Анна Николаевна Беляева

Исследуется высшее образование как составляющая развития человеческого потенциала страны. Отмечено, что мировая экономическая система характеризуется новой парадигмой экономического развития на основе значительного уменьшения роли материально-ресурсных компонентов общественного производства и повышения его интеллектуального компонента. Определено, что устойчивое экономическое развитие на основе инновационной модели развития требует подготовки и задействования человеческого потенциала, превращение его в весомый фактор общественного производства. В постиндустриальной экономике умения и способности человека, весь его интеллектуальный, психофизический и социокультурный потенциал, а также духовное состояние, превращаются в главный производственный ресурс

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF HIGHER EDUCATION IN THE FORMATION OF HUMAN CAPITAL

Higher education is explored as part of the country 's human development. It was noted that the world economic system is characterized by a new paradigm of economic development based on a significant reduction in the role of material and resource components of public production and an increase in its intellectual component. It has been determined that sustainable economic development based on an innovative model of development requires the preparation and use of human potential, its transformation into a significant factor of social production. In the post-industrial economy, the skills and abilities of man, who weighs intellectual, psychophysical and sociocultural potential, as well as spiritual state, turn into the main production resource

Текст научной работы на тему «Роль высшего образования в формировании человеческого капитала»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 33 ББК 65

DOI 10.24411/2073-0454-2020-10050 © А.Н. Беляева, 2020

Научная специальность 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством

РОЛЬ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

Анна Николаевна Беляева, адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: anna_beliaeva@mail.ru

Научный руководитель: доктор экономических наук Е.И. Кузнецова

Аннотация. Исследуется высшее образование как составляющая развития человеческого потенциала страны. Отмечено, что мировая экономическая система характеризуется новой парадигмой экономического развития на основе значительного уменьшения роли материально-ресурсных компонентов общественного производства и повышения его интеллектуального компонента. Определено, что устойчивое экономическое развитие на основе инновационной модели развития требует подготовки и задействования человеческого потенциала, превращение его в весомый фактор общественного производства. В постиндустриальной экономике умения и способности человека, весь его интеллектуальный, психофизический и социокультурный потенциал, а также духовное состояние, превращаются в главный производственный ресурс.

Ключевые слова: высшее образование, человеческий потенциал, человеческий капитал, экономическое развитие, общество.

THE ROLE OF HIGHER EDUCATION IN THE FORMATION OF HUMAN CAPITAL

Anna N. Belyaeva, adjunct of the faculty of scientific-pedagogical and scientific personnel Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: anna_beliaeva@mail.ru

Research supervisor: doctor of economic sciences E.I. Kuznetsova

Abstract. Higher education is explored as part of the country 's human development. It was noted that the world economic system is characterized by a new paradigm of economic development based on a significant reduction in the role of material and resource components of public production and an increase in its intellectual component. It has been determined that sustainable economic development based on an innovative model of development requires the preparation and use of human potential, its transformation into a significant factor of social production. In the post-industrial economy, the skills and abilities of man, who weighs intellectual, psyc-hophysical and sociocultural potential, as well as spiritual state, turn into the main production resource. Keywords: higher education, human potential, human capital, development, society.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Беляева А.Н. Роль высшего образования в формировании человеческого капитала. Вестник Московского университета МВД России. 2020;(1):223-228.

В современных условиях развития общества на конкурентоспособность государства влияет ряд факторов и условий. В частности, это природно-климатические условия (географическое положение, наличие природных ископаемых) и экономическое положение страны (масштаб, опыт, экономический потенциал, уровень государственного регулирования экономики, ВВП на душу населения, развитие инфраструктуры, размер государственного внешнего и внутреннего долга, уровень экономической преступности). Немаловажной является и политическая ситуация — политическая стабильность, совершенство законодательства, внешняя стратегия, способность защиты интересов граждан. Однако, все более убедительной представляется гарантия высокой конку-

рентности и устойчивого развития общества (экономик государств и даже самих обществ) не столько благодаря естественным ресурсам или производствам, сколько благодаря человеческому потенциалу. Здесь важны численность населения, его возрастной состав, динамика миграции, образовательный и профессиональный уровень, интеллектуально-инновационные мероприятия, занятость в системах образования и науки, здравоохранения, потенциал человеческого развития, удельный вес инновационных предприятий в их общем количестве, уровень качества институтов, развитие научно-технической сферы, сбалансированность технической и экономической сторон инноваций, уровень развития инновационной инфраструктуры. Основой всех этих состав-

ляющих является система высшего образования страны. Соответственно, актуальным становится вопрос роли высшего образования как основы формирования человеческого потенциала и повышения конкурентоспособности государства. Целью данной работы является исследование высшего образования в качестве структурного компонента процесса формирования человеческого потенциала России.

Среди исследователей, наработки которых следует выделить в рамках данной статьи, такие авторы, как: И.В. Онюшева, В.Н. Никитенко, Г.Р. Исла-каева, Т.Е. Давыдова, С.А. Баркалов, В.П. Веряс-кина, Г.С. Абдрахманова. Несмотря на большое число работ по направлению перманентная информатизация и глобализация общественных процессов обусловливает необходимость динамичного реформирования системы высшего образования с целью развития человеческого потенциала страны в современных условиях рыночных преобразований.

Человеческий потенциал составляет первооснову национального богатства каждой страны, поскольку главным критерием социально-экономического прогресса выступают достижения в сфере развития человека. В современной экономике человеку отводится центральное место не только в традиционно духовной сфере общественной жизни, но и в системе производственных связей. Сохранение и воспроизводство человека является важнейшей предпосылкой эффективного роста любой страны. Переход России к информационному обществу характеризуется возрастанием роли человеческого потенциала как главного фактора социально-экономического развития, поскольку в условиях стандартных средств и предметов труда конкурентное преимущество компании обеспечивается преимуществом его работников над работниками конкурентов.

В целом, человеческий потенциал необходимо рассматривать как совокупность природных данных (способностей) человека, образования, воспитания и жизненного опыта, а также как способность к получению и использованию информации и знаний [4, с. 348-359]. В развитых странах мира определяющее место занимают цели и приоритеты человеческого развития, поскольку именно человеческий фактор является определяющим для усиления инновационной и креативной составляющих национального роста.

В России также пришло время признать значимость ранее недооцененных факторов человече-

ского потенциала, таких как его качество, образование и способность к инновациям и креативности, влияющих на экономические результаты и национальную конкурентоспособность. Именно человеческий потенциал является двигателем человеческого прогресса. Человеческий потенциал отражает современные научные взгляды на возможности человека и государства с точки зрения приближения их к гармоничному развитию [3, с. 22-28]. Это требует глубоких научных исследований компонентной структуры человеческого потенциала, его составляющих, взаимного влияния, степени управляемости отдельных факторов, которые влияют на развитие человеческого потенциала в условиях современной экономики.

В Концепции долгосрочного социально-экономическою развития Российской Федерации на период до 2020 г. обеспечение сбалансированного социально-экономического развития регионов является одним из целевых ориентиров социально-экономического развития. Идея сбалансированного социально-экономического развития регионов имеет в своей основе равенство прав граждан на бюджетные блага, вне зависимости от места проживания. Другими словами, эго предполагает создание условий, позволяющих каждому региону иметь необходимые и достаточные ресурсы для создания равных возможностей для своих граждан на бюджетные блага и содействия развитию человеческою потенциала [5, с. 68-71].

Основным механизмом обеспечения долгосрочной самодостаточности и конкурентоспособности России в глобализированном мире должно стать формирование нового качества жизни человека, что приводит к необходимости увеличения инвестирования в человеческий капитал, совершенствование социальной инфраструктуры и повышения эффективности жизни наиболее многочисленных слоев населения как основы для формирования среднего класса — основы стабильности общества. Уже длительный период усиление социальной составляющей государственной политики положительно повлияет на формирование социального капитала и прогресс человеческого развития в нашей стране [7, с. 251-255]. Традиционно считается, что одним из главных факторов успешной реализации социальной политики страны выступает позитивная макроэкономическая динамика. Однако, международная

практика показала, что сам по себе экономический рост не приводит автоматически к прогрессу человеческого развития.

В научных публикациях цель образования рассматривается в отдельных узконаправленных аспектах. Зачастую речь идет об обеспечении национальной безопасности и конкурентоспособности страны, ее интеграции в мировое образовательное пространство. Тем не менее, национальные интересы страны сводятся далеко не только к ее безопасности, а имеют многоаспектный характер. В определении этого понятия в «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2030 года» они трактуются как «совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства» [6, с. 66-76].

Устойчивый прогресс человеческого и социального развития, расширение доступа к достойному труду способна обеспечить только система высшего образования и государственная политика, предусматривающая значительные инвестиции в потенциал людей и развитие экономики знаний.

Экономика знаний — это общественно-экономическое явление, которое возникло в развитых странах в последние десятилетия ХХ в., когда способность к обучению становится ключевым фактором конкурентоспособности индивида, растет спрос на человеческий капитал, который формируется через инвестиции в образование. Экономика знаний включает: образование, информационно-коммуникационные рынки, производство инноваций, интеллектуальные услуги, (консультирование, информационное посредничество, аналитика, маркетинговые услуги).

Мировое сообщество наработало подходы к оценке готовности стран к переходу на модель развития, основанную на знаниях. Среди них индекс экономики знаний, рассчитанный специалистами Всемирного банка «Знание для развития»1. Как один из самых комплексных и конструктивных подходов к измерению экономики знаний индекс рассчитывается как средний из 4-х индексов: индекса институционального режима, индекса образования, индекса инноваций и индекса информационных технологий и коммуникаций. В последнем исследовании Всемирного банка за 2012 г. представлены данные 146 государств и территорий, среди которых

Россия заняла лишь 55 строку в рейтинге. Невысокий рейтинг страны по этому индексу обусловлен, прежде всего, низкими значениями индексов институционального режима, информационных технологий и коммуникаций, по которым РФ все еще отстает от европейских и мировых стандартов, что замедляет переход к экономике знаний.

По индексу инноваций, который указывает на активизацию связей бизнеса с университетами, библиотеками, исследовательскими центрами, различными профессиональными объединениями, Россия близка к странам, которые имеют несколько выше рейтинг по индексу инноваций и по индексу экономики знаний (Чехия, Словения). По индексу образования страна удерживает достаточно высокие позиции среди экономически развитых стран.

Росту роли инноваций, новаторства, творчества, динамики познания в обществе посвящен доклад «К обществам знаний» (ЮНЕСКО, 2005)2. В обществе знаний, которое создается на основе производства, распространения и использования знаний, последние становятся инструментом инноваций, конкуренции и экономического успеха; в структуре понятия «развитие» значительно возрастает роль знаний и элементов, связанных с обучением, высшее образование становится главным среди видов экономической деятельности.

В современном обществе наблюдается процесс изменения классических схем создания, распространения и применения знаний. Сегодня на смену четкому институциональному разделению производства (ученый, педагог) и потребления (студент, ученик) знаний пришло их соединение: потребитель и производитель знаний вместе участвуют в производстве знаний. Возникают фирмы с участием и потребителей и производителей знаний, создаются различного рода творческие коллективы на период производства знаний, функционирование которых обеспечивает эффективные способы использования человеческого потенциала [8, с. 334-335].

В последнее время в мировой практике получили распространение расчеты интегральных индексов, составляющими которых являются показатели

1 Индекс экономики знаний // KNOEMA // URL://https://-кпоета.га^^Лор^/Мировые-рейтинги/Мировые-рей-тинги/Индекс-экономики-знаний

2 К обществам знания // Всемирный доклад ЮНЕСКО URL://-https://www.ifap.ru/library/book042.pdf

человеческого капитала в сфере информационных технологий: индекс конкурентоспособности ИТ-индустрии, индекс сетевой готовности информационных технологий, индекс электронной готовности. Если по уровню первого из них Россия в 2009 г. занимала 38 место из 66 стран [2, с. 19-25], то по второму в 2015 г. — 41 место из 143 стран3, а по третьему в 2008 г. — 59 место среди 69 стран. В индексе конкурентоспособности ИТ-индустрии по значению составляющей человеческого капитала Россия является 37-й (по сравнению с общим рейтингом) [2, с. 19-25]. Этот уровень обеспечили показатели, которые оценивают образовательные (общее количество студентов вузов в процентах к населению студенческого возраста), научные (доля студентов, вовлеченных в научные программы уровня вуза) и бизнес (способность образовательной системы обучить технических специалистов бизнес-навыкам) аспекты высшего образования и занятости (уровень занятости в технологическом секторе экономики) [1, с. 6-11].

С целью определения уровня человеческого потенциала в мировой практике применяется индекс человеческого развития (HumanDevelopmentIndex). Данный индекс являет собой комбинированный показатель, характеризующий развитие человека в странах и регионах мира, который составляется Программой развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) и используется в рамках специальной серии докладов Организации Объединенных Наций (ООН) о развитии человека. В 2018 г. Россия в рейтинге по данному индексу заняла 49 место из 189 стран4.

В отношении непосредственно уровня образования в России стоит выделить Индекс уровня образования (UnitedNationsDevelopmentProgramme: Edu-cationIndex 2018), в рейтинге по которому Россия получила 32 место из 189 стран5. При этом, в рейтинге стран мира по уровню научно-исследовательской активности, который рассчитывается по количеству научно-исследовательских статей, опубликованных в рецензируемых научных изданиях, страна занимает за тот же период 15 место из 195 позиций, что отражает достаточно высокий уровень6. Несмотря на относительно высокие позиции высшего образования в вышеупомянутых рейтингах, развитие человеческого потенциала еще не стало серьезной тенденцией. С одной стороны, из-за невысокого уровня его инвестирования, неудовлетворенных потребно-

стей государства, регионов, населения в качестве образовательных услуг происходит потеря человеческого капитала.

Чтобы содержание образования не теряло своей актуальности, не устаревало и работало на опережение необходима разработка программ, модулей, которые можно было бы быстро менять, адаптируя их к потребностям и требованиям общества. Именно образование способно вывести Россию на качественно новый уровень развития как в экономическом, так и в культурном отношении [8, с. 334-335]. Поэтому, целесообразно во время учебного процесса уделять внимание таким важным вопросам, как глобальная гражданственность, борьба с экстремизмом, распространение ценностей свободы, толерантности, недискриминации. Нужно также всячески содействовать проведению совместных научно-исследовательских работ институтов, отраслевых научных учреждений и университетов, инновационных предприятий с обязательным привлечением студентов и аспирантов [1, с. 6-11].

В некоторых странах с развитой научно-образовательной системой всячески поощряется практика, когда преподаватели университетов работают в научных институтах на основе неполной занятости и, наоборот, ученые из научных институтов читают лекции в высших учебных заведениях.

Одним из важных направлений повышения конкурентоспособности вуза может быть сотрудничество образования, науки и бизнеса. Международный опыт доказывает эффективность таких видов сотрудничества бизнеса и учреждений высшего образования, как:

♦ организация и проведение совместных исследовательских проектов, партнерство в публикации результатов научных изобретений;

♦ привлечение представителей предприятий, бизнес-организаций к непосредственному участию в уп-

3 Индекс сетевой готовности // Центр гуманитарных технологий // URL://https://gtmarket.ru/ratings/networked-readiness-index/networked-readiness-index-info

4 Индекс развития человеческого потенциала // Центр гуманитарных технологий URL://https://gtmarket.ru/ratings/hu-man-development-index/human-development-index-info

5 Рейтинг стран мира по индексу уровня образования // Центр гуманитарных технологий URL://https://gtmarket.ru/ratings/edu-cation-index/education-index-info

6 Рейтинг стран мира по уровню научно-исследовательской активности // Центр гуманитарных технологий URL://https://gtmar-ket.ru/ratings/scientific-and-technical-activity/info

равлении учебным процессом, в частности, путем участия в разработке и внедрении учебных программ, курсов, тренингов, семинаров и др.;

♦ совместное использование патентов и авторских прав;

♦ создание дочерних подразделений корпораций, инкубаторов новых научных разработок и бизнес моделей;

♦ организация и прохождение производственной практики студентами на предприятиях и организациях и т.д.

Одним из требований современного общества, обусловленных интеграцией в мировое сообщество, является знание иностранных языков. Ведь современный мир нуждается в специалистах, свободно владеющих иностранным языком не только на бытовом, но и на профессиональном уровне. Поэтому, необходимо интенсифицировать изучение иностранного языка в высших учебных заведениях, используя самые современные методики, активно используя современные информационные технологии, что обеспечивает обучение интерактивными формами деятельности, позволяет использовать мультимедийные средства и характеризуется высоким уровнем производительности в учебном процессе.

Одним из важных направлений повышения конкурентоспособности вуза может быть широкое внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Стоит добавить, что активное использование ИКТ в целом в учебном процессе позволяет создавать, получать доступ, хранить, передавать и изменять информацию, способствует экономии времени и усилий, что сказывается на рационализации учебной деятельности. Повышению эффективности учебной работы будет способствовать разработка с использованием ИКТ дидактического обеспечения учебного процесса. Важным учебным ресурсом в современном вузе является высокоскоростной Интернет, использование которого позволяет не только получить доступ к источникам дополнительных материалов для преподавателей и студентов, но и использовать on-line подключение аппаратуры к сети во время аудиторных занятий.

На современном этапе трансформируются задачи преподавателя, который должен нацелить студента на умение ориентироваться в глобальной сети, где существует большой объем информации, и эффективно использовать необходимый массив инфор-

мации при выполнении творческих заданий, написании рефератов, разработке проектов и др. Облегчить поисковую деятельность в глобальной сети может овладение знаниями иностранных языков. Конкурентный рынок образовательных услуг требует от вузов повышения эффективности управления и организации учебной деятельности.

Необходима комплексная оценка с учетом потребностей и требований заказчиков образовательных услуг (государства, учеников, родителей, работодателей и др.). Одним из направлений повышения качества предоставления образовательных услуг, а, следовательно, конкурентоспособности вузов и уровня человеческого потенциала страны, является усиление практической подготовки студентов. Ведь студенты должны уметь применять теоретические знания в их практической деятельности, что будет способствовать адаптации выпускников вузов на их будущем рабочем месте. Поэтому, важно при организации производственной практики проводить предварительные консультации с потенциальными работодателями по направлениям, объемам, видам практической подготовки, срокам ее проведения и пр. Важным при оценке качества образования, предоставляемого вузом, является учет количественного и качественного состава предметов, наличия материально-технического, учебно-методического обеспечения учебного процесса, внедрения педагогических инноваций.

Выводы. Гармонизация научно-педагогической деятельности с мировыми образовательными требованиями и достижениями лучших мировых университетов с целью развития человеческого потенциала страны должна носить системный характер и осуществляться по следующим направлениям:

1) оптимизация учебной и научной работы, возрождение и развитие научных школ, достижение качественно нового уровня научной работы преподавателей;

2) совершенствование структуры и содержания учебных планов, повышение их фундаментальной составляющей, оптимизация учебной нагрузки, внедрение целостной системы подготовки специалистов по индивидуальным учебным планам;

3) интенсификация учебного процесса, наполне-ниеего качественно новым содержанием;

4) введение системы диагностики знаний, которая соответствует международным требованиям и обес-

печивает полноценную реализацию ее основных функций, прежде всего, мотивирующей и контролирующей;

5) обеспечение прозрачности учебного процесса в самом широком понимании ее сути, повышение информированности студентов по вопросам образовательной деятельности; формирование современного типа отношений между преподавателем и студентом; создание системы обучения, при которой студент не только и не столько объект, но и субъект образовательной деятельности.

Речь идет о мерах, которые сближают различные высшие образовательные учреждения и об определенной унификации учебной деятельности в положительном смысле ее последствий. Высшее учебное заведение, которое хочет иметь безоговорочные конкурентные преимущества на современном рынке образовательных услуг, должно осуществлять свою деятельность с учетом современных тенденций развития мирового образования, и максимальной ориентацией на раскрытие и развитие творческого потенциала студента, на всестороннее попечение о его потребностях, на формирование не только высокопрофессионального специалиста, но и гармонично развитой личности. Именно такой должна быть философия образовательной деятельности в каждом высшем учебном заведении для полноценного развития человеческого потенциала страны.

Литертура

1. Абдрахманова Г.С. Роль высшей школы в обеспечении устойчивости общества // Ползунов-ский альманах. 2017. Т. 4. № 4. С. 6-11.

2. Вершинская О.Н., Алексеева О.А. Международные индексы готовности стран к информационному обществу // Труды института системного анализа РАН. 2011. № 2. С. 19-25.

3. Веряскина В.П. Динамика развития человеческого потенциала и приоритеты высшего образования // Экономика образования. 2014. № 3. С. 22-28.

4. Давыдова Т.Е., Баркалов С.А. Человеческий потенциал в стратегии развития региона: государственно-частное партнерство в системе высшего образования // Экономика и менеджмент систем управления. 2018. Т. 28. № 2-3. С. 348-359.

5. Ислакаева Г.Р. Региональная политика в сфере высшего профессионального образования как

фактор формирования человеческого потенциала территорий // Известия Уфимского научного центра Российской академии наук. 2012. № 2. С. 68-71.

6. Никитенко В.Н. Профессиональное образование и национальные интересы России // Профессиональное образование в современном мире. 2015. № 1 (16). С. 66-76.

7. Онюшева И. В. Развитие человеческого потенциала как миссия современного образования // Вестник университета Туран. 2015. № 3 (67). С. 251-255.

8. Харисова А.З., Гайсина А. В. Повышение конкурентоспособности вузов как фактор роста человеческого потенциала страны // Евразийский юридический журнал. 2016. № 3 (94). С. 334-335.

References

1. Abdrakhmanova G.S. Rol' vysshey shkoly v obes-pechenii ustoychivosti obshchestva // Polzunovskiy al'manakh. 2017. T. 4. № 4. S. 6-11.

2. Vershinskaya O.N., Alekseeva O.A. Mezhduna-rodnye indeksy gotovnosti stran k informatsionnomu obshchestvu // Trudy instituta sistemnogo analiza RAN. 2011. № 2. S. 19-25.

3. Veryaskina V.P. Dinamika razvitiya cheloveche-skogo potentsiala i prioritety vysshego obrazovaniya // Ekonomika obrazovaniya. 2014. № 3. S. 22-28.

4. Davydova T.E., Barkalov S.A. Chelovecheskiy potentsial v strategii razvitiya regiona: gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v sisteme vysshego obrazovaniya // Ekonomika i menedzhment sistem upravleniya. 2018. T. 28. № 2-3. S. 348-359.

5. Islakaeva G.R. Regional'naya politika v sfere vy-sshego professional'nogo obrazovaniya kak faktor for-mirovaniya chelovecheskogo potentsiala territoriy // Izvestiya Ufimskogo nauchnogo tsentra Rossiyskoy akademii nauk. 2012. № 2. S. 68-71.

6. Nikitenko V.N. Professional'noe obrazovanie i natsional'nye interesy Rossii // Professional'noe obra-zovanie v sovremennom mire. 2015. № 1 (16). S. 66-76.

7. Onyusheva I.V. Razvitie chelovecheskogo po-tentsiala kak missiya sovremennogo obrazovaniya // Vestnik universiteta Turan. 2015. № 3 (67). S. 251-255.

8. Kharisova A.Z., Gaysina A.V. Povyshenie kon-kurentosposobnosti vuzov kak faktor rosta cheloveche-skogo potentsiala strany // Evraziyskiy yuridicheskiy zhurnal. 2016. № 3 (94). S. 334-335.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.