УДК 3.30.301
DOI: 10.21685/2072-3016-2016-4-18
Г. Н. Тугускина, В. Д. Дорофеев
ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА РОССИИ
Аннотация.
Актуальность и цели. Основу новой экономики, экономики знаний, инноваций, глобальных информационных систем, новейших технологий, составляет человеческий капитал, являющийся главной движущей силой социально-экономического развития современного общества. В связи с этим функционирование и развитие человеческого капитала, носителем которого выступает персонал предприятия, становится не менее важным, чем внедрение современной технологии; знания и информация выступают в качестве определяющих факторов производства. Цель работы - исследование процессов формирования и развития человеческого капитала.
Материалы и методы. Реализация цели исследования была достигнута посредством анализа уровня развития человеческого капитала. Методологический потенциал исследования включает системный и сравнительный методы, которые позволяют проанализировать факторы, влияющие на формирование и развитие человеческого капитала.
Результаты. Исследовано состояние человеческого капитала России на основании оценки, проводимой отечественными и зарубежными рейтинговыми агентствами. Обозначены сильные и слабые позиции человеческого капитала России.
Выводы. Проведенное исследование позволило обозначить основную, на наш взгляд, причину, оказывающую сдерживающее влияние на инновационное развитие экономики, а именно низкий уровень человеческого капитала ввиду недостатка образования, знаний и профессиональных навыков, компетенций персонала, решение которой возможно посредством инвестиций в индивидуальный человеческий капитал как основу человеческого капитала предприятия, региона и государства.
Ключевые слова: человеческий капитал, инновационное развитие экономики, формирование человеческого капитала.
G. N. Tuguskina, V. D. Dorofeev STUDYING THE HUMAN CAPITAL STATUS IN RUSSIA
Abstract.
Background. The basis of the new economy, the knowledge economy, innovation, global information systems, the latest technology, is human capital, which is the main driving force of social and economic development of the modern society. In this connection, functioning and development of human capital, represented by enterprise personnel, are as important as implementation of modern technologies; knowledge and information act as determining factors of production. The objective of the work is to study the processes of formation and development of human capital.
Materials and methods. The research objective was implemented through analyzing the level of development of human capital. The methodological potential of the research included systematic and comparative methods that allowed to analyze the factors affecting the formation and development of human capital.
Results. The authors studied the status of Russian human capital on the basis of assessments carried out by Russian and foreign rating agencies and marked its strengths and weaknesses.
Conclusions. The study has allowed to identify the main, in the authors' opinion, reason for a deterrent effect on the innovative development of the economy, namely - a low level of human capital due to a lack of education, knowledge, skills and competencies of staff. This problem can be solved through investments in individual human capital as the basis of enterprise human capital, regional and state human capital.
Key words: human capital, innovative development of economy, human capital formation.
Проблема формирования и развития человеческого капитала для нашей страны, провозгласившей курс на инновационное развитие, является как никогда актуальной, поскольку только интеллект, умения и профессионализм человека лежат в основе разработки новшеств, которые кардинальным образом могут изменить экономическую ситуацию. Поэтому именно человеческий капитал на сегодняшний день имеет столь важное значение.
Человеческий капитал является одной из форм капитала. Впервые понятие человеческого капитала было сформулировано в трудах Г. Беккера, У. Боуэна, Э. Дженисона, Т. Шульца и др. На сегодняшний день существуют множество подходов к определению данного понятия. Принимая во внимание нематериальный характер и многогранность человеческого капитала, различные авторы делают неоднозначный упор на его составные элементы: одни акцентируют внимание на функциональной стороне человеческого капитала, т.е. на возможности обладателя получать доход, на росте его производительности труда, другие выделяют такие содержательные характеристики человеческого капитала, как знания, профессиональные навыки и опыт, творческий потенциал, морально-психологическое и физическое здоровье. Ряд авторов использует трактовку человеческого капитала, учитывающую как характеристики человеческого капитала, так и функциональные возможности.
На наш взгляд, принципиально важным в рамках всех подходов является признание того, что основой для формирования человеческого капитала являются врожденные способности и дарования, которые развиваются за счет инвестиций в человеческий капитал предприятия.
Учитывая, что представленные различные точки зрения не противоречат друг другу, а являются взаимодополняющими, можно дать следующее определение: человеческий капитал - это совокупность таких составляющих, как врожденные способности, здоровье, мотивы и интересы, творческий и культурный потенциал, накопленные и усовершенствованные в результате инвестиций знания и профессиональный опыт, которые необходимы для профессиональной деятельности, содействуют росту производительности и приносят доход [1].
Согласно расчетам, произведенным российскими учеными С. Валенте-ем и Д. Нестеровым, среднедушевая величина человеческого капитала для России составляет 19,4-22,6 тыс. долларов. В Соединенных Штатах Америки «наименее квалифицированные работники (не имеющие аттестата об окончании средней школы), в среднем обладают человеческим капиталом в размере
250-300 тыс. долларов, а лица с высшим образованием - в 600-700 тыс. долларов» [2].
В рейтинге стран мира по уровню развития человеческого капитала 2015 г., опубликованном аналитической группой Всемирного экономического форума и учитывающем 46 показателей, объединенных в четыре основные группы: образование (высшее, среднее, начальное) и профессиональная подготовка; здоровье, физическое и психологическое благополучие; трудоустройство и занятость; инфраструктура, правовая защита, социальная мобильность - Россия заняла 26-е место, поднявшись по сравнению с предыдущим рейтингом сразу на 25 позиций. Наиболее сильные стороны России связаны с доступностью образования в любом возрасте. В то же время, занимая высокие позиции по всем показателям, связанным с распространением начального, среднего и высшего образования, Россия отстает от многих стран с сопоставимым уровнем экономического развития по всем другим критериям, характеризующим реализацию человеческого потенциала, таким как качество рабочих мест, возможности развития на рабочем месте, доступ к повышению квалификации, качество здравоохранения и продолжительность здоровой жизни населения, социальная мобильность.
Мировыми лидерами по уровню развития человеческого капитала является Финляндия, которая занимает ведущие позиции по всем основным показателям индекса. В первую десятку наиболее развитых в этом отношении стран также вошли: Норвегия, Швейцария, Канада, Япония, Швеция, Дания, Нидерланды, Новая Зеландия и Бельгия.
Среди стран СНГ и Балтии позиции распределились следующим образом: Эстония заняла 16-е место, Литва - 18-е, Латвия - 3-е, Украина - 31-е, Казахстан - 37-е, Армения - 43-е, Кыргызстан - 44-е, Азербайджан - 63-е, Таджикистан - 65-е, Молдова - 71-е.
Крупнейшие государства мира расположились на разных местах в рейтинге: Франция занимает 14-е место, Соединенные Штаты Америки - 17-е, Великобритания - 19-е, Германия - 22-е, Китай - 64-е, Бразилия - 78-е, Индия - 100-е. Замыкают рейтинг Нигерия, Бурунди, Мавритания, Чад и Йемен1.
С человеческим капиталом неразрывно связан и индекс человеческого развития (ИЧР) - это совокупный показатель уровня развития человека в той или иной стране (составляется Программой развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) и используется в рамках специальной серии докладов ООН о развитии человека). ИЧР измеряет достижения страны с точки зрения состояния здоровья, получения образования и фактического дохода ее граждан, по трем основным направлениям, для которых оцениваются свои индексы:
1. Индекс ожидаемой продолжительности жизни: здоровье и долголетие, измеряемые показателем средней ожидаемой продолжительности жизни при рождении.
2. Индекс образования: доступ к образованию, измеряемый средней ожидаемой продолжительностью обучения детей школьного возраста и средней продолжительностью обучения взрослого населения.
1 Индекс развития человеческого потенциала. - URL: http://gtmarket.ru/ratings/ human-development-index/human-development-index-info
3. Индекс валового национального дохода: достойный уровень жизни, измеряемый величиной валового национального дохода на душу населения в долларах США по паритету покупательной способности.
Согласно рейтингу 2015 г., составленному ООН, который охватывает 188 государств и территорий Россия занимает 50-ю строчку, входя в группу стран с высоким уровнем Индекса человеческого развития. Лидерами являются такие страны, как Норвегия, Австралия, Швейцария, Дания, Нидерланды, Германия .
Достаточно высокое место России в рейтинге стран мира по уровню развития человеческого капитала 2015 г. (рейтинг измеряет возможности для развития человеческого капитала в различных возрастных группах, включая доступность и качество образования и возможностей для повышения квалификации; занятость, или, другими словами, вовлеченность в экономику, а также навыки и компетенции) напрямую связано с высокой доступностью образования, которое, впрочем, не соответствует современным требованиям экономики и остается, по мнению экспертов Всемирного экономического форума, на низком уровне.
Сильные позиции страны во многом связаны с доступностью системы образования на всех уровнях: от начального школьного до высшего. Практически по всем показателям, характеризующим доступность образования, Россия занимает высокие места, например, первое место по доступности начального образования.
Слабые стороны России связаны с демографическими факторами, т.е. относительно низкой долей населения в трудоспособном возрасте (82-е место), относительно высоким уровнем безработицы (52-е место), ограниченными возможностями для развития на рабочем месте (79-е место). Также к слабым сторонам относится качество системы образования (73-е место) и здоровье населения (81-е место).
В России самый высокий процент людей с высшим образованием -53,5 %. Однако российские университеты до сих пор не входят в топ-100 в мире по основным глобальным рейтингам.
На наш взгляд, представляет интерес рейтинг национальных систем высшего образования стран мира 2015 г. (U21 Rankings of National Higher Education Systems 2015), представленный международной сетью университетов Universitas 21. Главная цель проекта заключается в том, чтобы выяснить, какие страны предоставляют лучшее высшее образование. В отличие от рейтингов высших учебных заведений, где учитываются показатели отдельных образовательных учреждений, в рейтинге Universitas 21 оцениваются системы высшего образования среди относительно большого числа стран, находящихся на различных этапах экономического развития.
Рейтинг рассчитан по методике Института прикладных экономических и социальных исследований Университета Мельбурна (Австралия) и оценивает национальные системы высшего образования по 24 основным показателям, объединенным в четыре группы (рис. 1);
1 Всемирный экономический форум: Рейтинг стран мира по уровню развития человеческого капитала 2015 года. - URL: http://gtmarket.ru/news/2015/05/19/7160
1. Ресурсы (инвестиции со стороны частного и государственного секторов).
2. Результаты (научные исследования, научные публикации, соответствие высшего образования потребностям национального рынка труда, включая последующее трудоустройство выпускников учебных заведений).
3. Связи (уровень международного сотрудничества, который демонстрирует степень открытости или замкнутости систем высшего образования).
4. Окружение (государственная политика и регулирование, возможно -сти получения образования).
□ Ресурсы ^Результаты ПСвязи ^Окружение
Рис. 1. Основные группы показателей рейтинга национальных систем высшего образования мировых стран
В итоговых расчетах учитывалась поправки на численность населения исследуемых стран. Рейтинг 2015 г. охватывает 50 государств, для которых имеются подтвержденные статистические данные по всем показателям.
В этом году странами с лучшими системами высшего образования по всем показателям стали пять государств: Соединенные Штаты Америки, Швейцария, Дания, Финляндия и Швеция. Россия заняла 33-е место из 50 возможных, улучшив свои позиции на два пункта по сравнению с 2014 г. Последнее место в рейтинге занимает Индия .
В российском рейтинге вузов 2016 г., проводимом рейтинговым агентством «Эксперт РА», лидирующее первое место уже три года подряд занимает МГУ им. М. В. Ломоносова, который имеет все ресурсы и необходимую материально-техническую базу для получения качественного высшего образования. Вторую позицию занимает Московский физико-технический институт, который по многим показателям считается лучшим техническим высшим учебным заведением страны. Третье место - Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана2.
Пензенский государственный университет на протяжении ряда лет входит в Топ-50 лучших российских вузов, по данным рейтинга Агентства RAEX («Эксперт РА»), по направлению подготовки «Экономика и управление».
1 Universitas 21: Рейтинг национальных систем высшего образования 2015 года. - URL: http://geopolitics.by/news/universitas-21-reyting-nacionalnyh-sistem-vysshego-obrazovaniya-2015-goda#sthash.Bi3XpYXT.dpuf
2 Рейтинг вузов России 2016 года. - URL: http://bs-life.ru/makroekonomika/vuzy 2015-.html
Цель данного рейтинга - оценка способности вузов обеспечивать выпускникам высокое качество знаний, навыков и умений, исходя из условий для их получения и результатов применения. Рейтинг учитывает как статистические показатели, так и результаты репутационных опросов работодателей, представителей академических и научных кругов, студентов и выпускников.
Определение итогового балла происходит на базе анализа следующих факторов:
1. Условия для получения качественного образования в вузе (вес = 0,5).
2. Уровень востребованности работодателями выпускников вуза (вес = 0,3).
3. Уровень научно-исследовательской деятельности вуза (вес = 0,2).
Однако следует отметить значительный разрыв в рейтинговом функционале. Так, для МГУ им. М. В. Ломоносова данный показатель равен 93,72, для Пензенского государственного университета - лишь 1,27 .
Обобщая данные многочисленных исследований отечественных и зарубежных ученых, можно выделить следующие характерные признаки человеческого капитала. Это в первую очередь образование человека и его способность к непрерывному повышению образовательного уровня с целью получения новых знаний и профессиональных навыков. Это и развитие индивидуальных способностей личности, творческий и креативный потенциал, мобильность, мотивация, здоровье.
Как показывает практика, одной из причин, оказывающей сдерживающее влияние на инновационное развитие экономики, является низкий уровень человеческого капитала ввиду недостатка образования, знаний и профессиональных навыков, компетенций персонала.
Это объясняется отсутствием четкой взаимосвязи между работодателями и учебными заведениями, хотя определенные шаги в этом направлении сделаны. Устранить указанные противоречия, на наш взгляд, возможно путем инвестиций в развитие человеческого капитала. Это позволит повысить индивидуальный человеческий капитал и, как следствие, человеческий капитал предприятия, региона и государства в целом.
Несмотря на то, что по данным областного Правительства в 2015 г. в экономику Пензенской области было привлечено 88,7 млрд рублей инвестиций, что в абсолютном значении на 6,6 млрд рублей больше, чем в 2014 г., а индекс физического объема инвестиций в основной капитал составил 100,6 % к уровню 2014 г., что на 9 % превысило значение данного показателя в целом по России, доля инвестиций в человеческий капитал остается низкой2.
Список литературы
1. Тугускина, Г. Н. Управление развитием человеческого капитала в условиях инновационного развития региона / Г. Н. Тугускина // Russian Journal of Management. - 2016. - Т. 4, № 1. - C. 39-46.
1 URL: http://raexpert.ru/rankingtable/university/reputation_2015/tab02/
2 В Пензенской области удалось сохранить положительную динамику показателей инвестиционного развития региона. - URL: http://pnzreg.ru/news/2016/03/24/ 18350119
2. Новиков, В. И. Человеческий капитал в России: реалии и перспективы / В. И. Новиков. - URL: http://www.intelros.ru/readroom/mir-i-politika/m6-2012/ 14910-chelovecheskiy-kapital-vrossii-realii-i-perspektivy.html
References
1. Tuguskina G. N. Russian Journal of Management. 2016, vol. 4, no. 1, pp. 39-46.
2. Novikov V. I. Chelovecheskiy kapital v Rossii: realii i perspektivy [Human capital in Russia: reality and prospects]. Available at: http://www.intelros.ru/readroom/mir-i-politika/m6-2012/14910-chelovecheskiy-kapital-vrossii-realii-i-perspektivy.html
Тугускина Галина Николаевна
доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры менеджмента и экономической безопасности, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)
E-mail: galina066@mail.ru
Дорофеев Владимир Дмитриевич
доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой менеджмента и экономической безопасности, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)
E-mail: galina066@mail.ru
Tuguskina Galina Nikolaevna Doctor of economic sciences, associate professor, professor of sub-department of management and economic security, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)
Dorofeev Vladimir Dmitrievich Doctor of engineering sciences, professor, head of sub-department of management and economic security, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)
УДК 3.30.301 Тугускина, Г. Н.
Исследование состояния человеческого капитала России / Г. Н. Тугускина, В. Д. Дорофеев // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2016. - № 4 (40). - С. 170-176. Б01: 10.21685/ 2072-3016-2016-4-18