Научная статья на тему 'РОЛЬ ВЫБОРОВ АКИМОВ СЕЛЬСКОГО УРОВНЯ КАЗАХСТАНА В КОНТЕКСТЕ УСИЛЕНИЯ ПАРТИЙНОЙ КОНКУРЕНЦИИ'

РОЛЬ ВЫБОРОВ АКИМОВ СЕЛЬСКОГО УРОВНЯ КАЗАХСТАНА В КОНТЕКСТЕ УСИЛЕНИЯ ПАРТИЙНОЙ КОНКУРЕНЦИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
101
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
аким / выборы / политическая партия / политика / реформа / akim / elections / political party / politics / reform
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ВЫБОРОВ АКИМОВ СЕЛЬСКОГО УРОВНЯ КАЗАХСТАНА В КОНТЕКСТЕ УСИЛЕНИЯ ПАРТИЙНОЙ КОНКУРЕНЦИИ»

Серикбаев Б. С.

докторант, Евразийский национальный университет, Нур-Султан

sayasat.kz86@mail.ru

Сергазин Е. Ф.

PhD, доцент, Евразийский национальный университет, Нур-Султан

sergazin1958@mail.ru

РОЛЬ ВЫБОРОВ АКИМОВ СЕЛЬСКОГО УРОВНЯ КАЗАХСТАНА В КОНТЕКСТЕ УСИЛЕНИЯ ПАРТИЙНОЙ КОНКУРЕНЦИИ

Ключевые слова: аким, выборы, политическая партия, политика, реформа.

Keywords: akim, elections, political party, politics, reform.

Политические партии являются неотъемлемой частью формирования демократического процесса в обществе, важнейшими политическими организациями, которые принимают участие в парламентских, президентских выборах от имени своих избирателей.

Эффективность институтов и обоснованность демократической политики - это общепризнанные катализаторы развития.

Демократия создает благоприятную среду, в которой возможности политического выбора обусловлены контролем со стороны свободных и ответственных граждан, способных обеспечивать подотчетность политических партий, правительственных и государственных учреждений в процессе реализации избранной ими политики.

В Казахстане за последние два года, в условиях пандемии, реализуются такие крупные политические процессы, как праймериз, парламентские выборы, выборы сельских акимов. Глобальные тренды и изменения, происходящие в мире, способствуют реализации политических реформ в Казахстане, совершенствованию работы партий и способов коммуникаций с населением.

В своем Послании народу Казахстана от 1 сентября 2020 года «Казахстан в новой реальности: время действий» Глава государства Касым-Жомарт Токаев выступил с инициативой о проведении выборов сельских акимов.

Президент отметил: «Опросы общественного мнения показали повышенный интерес к выборам акимов сёл населением напрямую. Этот важный шаг следует рассмотреть всесторонне и последовательно реализовать его. Мы должны чётко знать, как должна работать эта система. Однако нельзя решение этого вопроса оставлять на потом. В следующем году заканчивается срок полномочий акимов округов. Думаю, можно проводить прямые выборы акимов»1 .

В Казахстане, несмотря на условия пандемии, впервые в Центральной Азии была проведена реформа по выборам сельских акимов. Это прагматичное направление, которое увеличивает демократизацию страны и конкуренцию между политическими партиями.

Преимущества выборов сельских акимов для Казахстана:

Во-первых, в первый год выборов сельских акимов акимами были избраны представители всех политических партий, зарегистрированных в стране. Авторитет политических партий перед местным населением будет оцениваться через конкретные практические дела акимов, избранных от партии.

Во-вторых, повысится заинтересованность политических партий в эффективной работе своих акимов. Будет усилен конкурентный формат между партиями. В настоящее время в стране официально зарегистрировано шесть политических партий - Партия «Nur Otan», Народно-демократическая патриотическая партия «Ауыл», Демократическая партия Казахстана «Ак жол», Партия «Адал», Народная партия Казахстана, Общенациональная социал-демократическая партия.

В-третьих, назначение сельских акимов сверху является фактором, снижающим эффективность государственного управления. При назначении акимов местные жители напрямую обвиняли центр даже в мелких проблемах в селе. Выборы акима села населением, вмешательство жителей в работу акима через «Сельсовет», будут развивать в Казахстане институт местного самоуправления. Повышается и ответственность сельских жителей.

По мнению политолога Е. Сергазина, сегодня в казахстанском обществе, к сожалению, преобладает точка зрения, что только государство должно заниматься формированием комфортной среды для жизни населения, борьбой с коррупцией, повышением культуры граждан.

1 Послание Главы государства Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана «Казахстан в новой реальности: время действий». - https://www.akorda.kz/ru/addresses/addresses_of_president/poslanie-glavy-gosudarstva-kasym-zhomarta-tokaeva-narodu-kazahstana-1-sentyabrya-2020-g

В современных условиях правовой основой местного самоуправления в Республике Казахстан являются Конституция (статья 89), Закон Республики Казахстан от 23 января 2001 года «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан» (с многочисленными изменениями и дополнениями) и Указ Президента Республики Казахстан от 28 ноября 2012 года №438 «Об утверждении Концепции развития местного самоуправления в Республике Казахстан».

VIII раздел Конституции Казахстана «Местное государственное управление и самоуправление» посвящен регулированию местного самоуправления. Часть 1 статьи 89 Конституции устанавливает, что «в Республике Казахстан признается местное самоуправление, обеспечивающее самостоятельное решение населением вопросов местного значения».

В части второй этой статьи говорится: «Местное самоуправление осуществляется населением непосредственно, а также через маслихаты и другие органы местного самоуправления в местных сообществах, охватывающих территории, на которых компактно проживают группы населения». Конституция также регулирует право на наделение органов местного самоуправления государственными функциями1.

В-четвертых, во время выборов акимов кандидаты боролись за голоса избирателей, проводили дебаты перед народом, осваивали тонкости политических технологий. Этот процесс является одним из позитивных факторов развития политической конкуренции и демократических процессов в стране.

Практика избрания сельских акимов показывает, что отношение населения к выборам акимов в Казахстане положительное. Общественность и большинство сельского населения поддерживают реформу выборов акимов. Особенностью выборов сельских акимов является законодательное закрепление возможностей, благодаря которым можно установить контроль за работой акима через «сельсовет».

В Казахстане существуют следующие принципиальные вопросы, касающиеся кандидатуры сельского населения на избрание акима:

избранный аким должен быть постоянным жителем села.

иметь заслуги перед страной.

общественный авторитет кандидата в сельской местности.

В Республике Казахстан насчитывается около 2346 сельских акимов. До конца 2021 года по Казахстану будут избраны 775 акимов сел. В стране широкомасштабный процесс избрания первых акимов начался в третьем квартале 2021 года с выборов 730 сельских акимов. Остальные сельские акимы избираются поэтапно в связи с окончанием своих полномочий.

Одной из особенностей выборов сельских акимов является то, что кандидаты, выдвинутые партиями «Ауыл» и «Адал», выиграли в регионах больше мест, чем парламентские партии «Ак жол» и «Народная партия Казахстана».

Глава государства продемонстрировал свою принципиальность и последовательность, приступив к выполнению озвученных им во время прошедших президентских выборов намерений относительно проведения диалога государства и общества, обеспечения открытости власти и осуществления трансформации политической системы.

Политические инициативы Президента Республики Казахстана Касым-Жомарта Токаева - это необходимые и стратегически актуальные реформы для нашей страны2.

В их числе такие важные реформы, как снижение порога прохождения партий в парламент, введение в избирательном бюллетене пункта «против всех», переход к формату информирования местных органов управления при выходе на мирный митинг, переход к выборам сельских акимов с 2021 года, акимов районов с 2024 года.

1 Сергазин Е.Ф. О местном самоуправлении в Республике Казахстан // Самоуправление. - М., 2016. - № 2. - С. 40-42.

2 https://www.inform.kz/ru/analiticheskiy-doklad-politicheskie-iniciativy-kasym-zhomarta-tokaeva-osobennosti-3-paketov_a3806419

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.