Научная статья на тему 'ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА НА ДОСТАТОЧНОЕ ПИТАНИЕ КАК ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ НОВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО КУРСА КАЗАХСТАНА'

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА НА ДОСТАТОЧНОЕ ПИТАНИЕ КАК ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ НОВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО КУРСА КАЗАХСТАНА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
156
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / ПИТАНИЕ / ПАНДЕМИЯ / ЖИЗНЕННЫЙ УРОВЕНЬ / ПРОДОВОЛЬ-СТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КОРЗИНА / ПРОЖИТОЧНЫЙ УРОВЕНЬ / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / HUMAN RIGHTS / FOOD / PANDEMIC / STANDARD OF LIVING / FOOD SECURITY / CONSUMER BASKET / COST OF LIVING / INTERNATIONAL LAW / АДАМ құқЫғЫ / ТАМАқТАНУ / өМіР ДЕңГЕЙі / АЗЫқ- ТүЛіК қАУіПСіЗДіГі / ТұТЫНУ қОРЖЫНЫ / КүНКөРіС ДЕңГЕЙі / ХАЛЫқАРАЛЫқ құқЫқ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абайдельдинов Ербол Мусинович, Абдирайымова Акдана Ернаркызы

. В данной статье рассмотрены вопросы обеспечения прав человека на достаточное питание, в целом понятие продовольственной безопасности страны и всего человечества в современный период, который характеризуется повышенным спросом на качественную и доступную для всего населения сельскохозяйственную продукцию. Проанализированы нормы международного права, приведены некоторые акты национального законодательства и соответствующей государственной программы Казахстана в сфере агропромышленного комплекса, дано сравнение уровня доступа к продовольствию с другими странами. Рассмотрены проблемы региональной продовольственной безопасности, приведены данные исследования в период пандемии оказавшей влияние на Республику Казахстан, также раскрываются проблемы по обеспечению населения продовольствием, масштабы голода в мире с каждым годом увеличиваются.Также рассмотрены модельные законы «О продовольственной безопасности», рекомендованные государствам-членам СНГ для использования при разработке национального законодательства, проведен анализ международно-правовых актов по обеспечению прав человека на достаточное питание. Рассмотрены проблемы, из-за которых впоследствии может возникнуть недостаточное количество безопасной и питательной пищи.В результате проведенного исследования сделаны некоторые предложения по совершенствованию отдельных норм национального законодательства, и в определенной части - Программы развития Агро-Промышленного Комплекса, в целях улучшения благосостояния граждан и полного обеспечения прав человека на достаточное питание, удовлетворения спроса населения на необходимую сельскохозяйственную продукцию и ориентации отечественного сельхозпроизводителя для производства продукции на экспорт. Государство должно быть готовым к новым серьезным вызовам, и целенаправленно вести работу по всем направлениям обеспечения максимального уровня своей безопасности, в том числе продовольственной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENSURING THE HUMAN RIGHT TO ADEQUATE FOOD AS AN ESSENTIAL PART OF KAZAKHSTAN’S NEW ECONOMIC COURSE

The article covers the issues of ensuring the human right to adequate food, in general, the concept of food security of the country and humanity in the world today, which is characterized by an increased demand for quality and affordable agricultural products for the entire population. The norms of international law are analyzed, some acts of national legislation and corresponding state program of Kazakhstan in the sphere of agroindustrial complex are given, the level of access to food is compared with other countries. The problems of regional food security are considered, research data are presented during the pandemic that affected the Republic of Kazakhstan, the problems of providing the population with food are also revealed, the scale of hunger in the world is increasing every year.Model laws «on food security» recommended to the CIS member States for use in the development of national legislation are also considered, and international legal acts on ensuring human rights to adequate food are analyzed...The article covers the issues of ensuring the human right to adequate food, in general, the concept of food security of the country and humanity in the world today, which is characterized by an increased demand for quality and affordable agricultural products for the entire population. The norms of international law are analyzed, some acts of national legislation and corresponding state program of Kazakhstan in the sphere of agroindustrial complex are given, the level of access to food is compared with other countries. The problems of regional food security are considered, research data are presented during the pandemic that affected the Republic of Kazakhstan, the problems of providing the population with food are also revealed, the scale of hunger in the world is increasing every year.Model laws «on food security» recommended to the CIS member States for use in the development of national legislation are also considered, and international legal acts on ensuring human rights to adequate food are analyzed. The problems due to which, in the future, there may not be enough safe and nutritious food are considered.The article resulted in some proposals to improve certain norms of national legislation, and in a specifc part - the Programme for the Agro-industrial Complex Development. Some suggestions for the improvement of certain norms of national legislation, and in some part of the Program of development of agro-Industrial Complex, to improve the welfare of citizens and full human rights to adequate food, meet the public demand for the necessary agricultural products, and orientation of domestic agricultural producers for production for export was made in article. The state should be prepared for new serious challenges and purposefully work in all areas to ensure the maximum level of its security, including food security

Текст научной работы на тему «ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА НА ДОСТАТОЧНОЕ ПИТАНИЕ КАК ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ НОВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО КУРСА КАЗАХСТАНА»

УДК 341

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА НА ДОСТАТОЧНОЕ

ПИТАНИЕ КАК ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ НОВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО КУРСА КАЗАХСТАНА

Абайдельдинов Ербол Мусинович

Доктор юридических наук, профессор Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева, главный научный сотрудник отдела международного права и сравнительного правоведения Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан; Нур-Султан, Республика Казахстан; e-mail: erbolabay@mail.ru

Абдирайымова Акдана Ернаркызы

Докторант Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева; Нур-Султан, Республика Казахстан; e-mail: a.abdiraiymova@gmail.com

Ключевые слова: права человека, питание, пандемия, жизненный уровень, продовольственная безопасность, потребительская корзина, прожиточный уровень, международное право.

Аннотация. В данной статье рассмотрены вопросы обеспечения прав человека на достаточное питание, в целом понятие продовольственной безопасности страны и всего человечества в современный период, который характеризуется повышенным спросом на качественную и доступную для всего населения сельскохозяйственную продукцию. Проанализированы нормы международного права, приведены некоторые акты национального законодательства и соответствующей государственной программы Казахстана в сфере агропромышленного комплекса, дано сравнение уровня доступа к продовольствию с другими странами. Рассмотрены проблемы региональной продовольственной безопасности, приведены данные исследования в период пандемии оказавшей влияние на Республику Казахстан, также раскрываются проблемы по обеспечению населения продовольствием, масштабы голода в мире с каждым годом увеличиваются.

Также рассмотрены модельные законы «О продовольственной безопасности», рекомендованные государствам-членам СНГ для использования при разработке национального законодательства, проведен анализ международно-правовых актов по обеспечению прав человека на достаточное питание. Рассмотрены проблемы, из-за которых впоследствии может возникнуть недостаточное количество безопасной и питательной пищи.

В результате проведенного исследования сделаны некоторые предложения по совершенствованию отдельных норм национального законодательства, и в определенной части - Программы развития Агро-Промышленного Комплекса, в целях улучшения благосостояния граждан и полного обеспечения прав человека на достаточное питание, удовлетворения спроса населения на необходимую сельскохозяйственную продукцию и ориентации отечественного сельхозпроизводителя для производства продукции на экспорт. Государство должно быть готовым к новым серьезным вызовам, и целенаправленно вести работу по всем направлениям обеспечения максимального уровня своей безопасности, в том числе продовольственной.

ЦАЗАЦСТАННЬЩ ЖАЦА ЭКОНОМИКАЛЫЦ БАГЫТЫНЬЩ МАЦЫЗДЫ Ц¥РАМДАСЫ РЕТ1НДЕ АДАМНЫЦ ЖЕТК1Л1КТ1 ДЭРЕЖЕДЕ ТАМАЦТАНУ Ц¥К;ЫГЫН ЦАМТАМАСЫЗ ЕТУ

Ербол Мусин^лы Абайдшдинов

Зац гылымдарыныц докторы, Л.Н.Гумилев атындагы Еуразиялыц улттыц университетШц профессоры, Казацстан Республикасыныц Зацнама жэне цуцыцтыц ацпарат институтыныц Халыцаралыц цуцыц жэне салыстырмалы цуцыцтану болмшц бас гылыми цызметкерг, Нур-Султан ц., К^азацстан Республикасы; e-mail: erbolabay@mail.ru

Алдана Ернаркызы Эбд^райымова

Л.Н. Гумилев атындагы Еуразия улттыц университетШц докторанты; Нур-Султан ц., Казацстан Республикасы; e-mail: a.abdiraiymova@gmail.com

Тушн создер: адам цуцыгы, тамацтану, пандемия, ом1р децгеш, азъщ- mYnÍK цаутЫздт, тутыну цоржыны, кунквргс децгеш, халыцаралыц цуцыц.

Аннотация. Мацалада адамныц жеmкiлiкmi тамацтануга цуцыгын цамтамасыз ету мэселелер1 царастырылган, жалпы елдщ жэне барлыц адамзаттыц цазгргг кезецдегг азыц-mYлiк цаутЫздт жэне mYсiнiгi, ол адамдардыц барлыгы Yшiн сапалы жэне цолжеmiмдi ауыл шаруашылыц eнiмдерiне жогары суранысымен сипатталады. Халыцаралыц цуцыц нормала-рына талдау жасалды, Агроонеркэсттж кешет аясында Цазацстанныц mиiсmi мемлекет-тж багдарламасыныц жэне улттыц зацнаманыц кейбiр акmiлерi келmiрiлген., басца елдер-мен азыц -mYлiкке цолжеmiмдiлiк децгешн салыстыруы бершген.

Ощрлж азыц-тулж цауiпсiздiгi мэселелерi царалды, пандемия кезецiндегi Цазацстан Ре-спубликасына эсерi жайлы зерттеулердщ дерекmерi келтгршдi, сондай-ац халыцты азыц-тулжпен цамтамасыз ету жвнiндегi мэселелер ашылып, элемде аштыц ауцымы жыл сайын артуда. Сонымен цатар, ТМД-га муше мемлекеттерге улттыц зацнаманы эзiрлеу кезтде пайдалану ушт усынылган «Азыц-тулж цау1пс1здт туралы» модельдж зацдар царалды, жет-кШктг тамацтануга адам цуцыцтарын цамтамасыз ету жвнiндегi халыцаралыц-цуцыцтыц актшерге талдау ЖYргiзiлдi. Нэтижестде цаугпсгз жэне цоректж тагамныц жеткшкЫз мелшерг туындауы мYмкiн мэселелер царастырылады.

ЖYргiзiлген зерттеу нэтижестде улттыц зацнаманыц жекелеген нормаларын атап айтцанда - азаматтардыц эл-ауцатын жацсарту жэне адамныц жеткшктг тамацтануга цуцыцтарын толыц цамтамасыз ету, халыцтыц цажетт1 ауыл шаруашылыгы eнiмiне суранысын цанагаттандыру жэне отандыц ауыл шаруашылыгы oндiрушiсiн экспортца отм вндiру ушт багдарлау мацсатында Агро-Онеркэст Кешент дамыту багдарламасын жетт-дгру бойынша кейбiр усыныстар жасалды. Мемлекет жаца кYрделi сын-цатерлерге дайын болуы эрi оз цауiпсiздiгiнiц, оныц шшде азыц-mYлiк цауiпсiздiгiнiц барынша жогары децгешн цамтамасыз етудщ барлыц багыттары бойынша мацсатты mYрде жумыс ЖYргiзуi тшс.

ENSURING THE HUMAN RIGHT TO ADEQUATE

FOOD AS AN ESSENTIAL PART OF KAZAKHSTAN'S NEW ECONOMIC COURSE

Abaideldinov Yerbol

Doctor of LAW, Professor of L.N. Gumilyov Eurasian National University, Main scientific employee of the Department of international law and comparative law of Institute of legislation and legal information of the Republic of Kazakhstan; Nur-Sultan, Republic of Kazakhstan; e-mail: erbolabay@mail.ru

Abdiraiymova Akdana

PhD student of L.N.Gumilyov Eurasian National University; Nur-Sultan, Republic of Kazakhstan; e-mail: a.abdiraiymova@gmail.com

Keywords: human rights, food, pandemic, standard of living, food security, consumer basket, cost of living, international law.

Abstract. The article covers the issues of ensuring the human right to adequate food, in general, the concept of food security of the country and humanity in the world today, which is characterized by an increased demand for quality and affordable agricultural products for the entire population. The norms of international law are analyzed, some acts of national legislation and corresponding state program of Kazakhstan in the sphere of agroindustrial complex are given, the level of access to food is compared with other countries.

The problems of regional food security are considered, research data are presented during the pandemic that affected the Republic of Kazakhstan, the problems of providing the population with food are also revealed, the scale of hunger in the world is increasing every year.

Model laws «on food security» recommended to the CIS member States for use in the development of national legislation are also considered, and international legal acts on ensuring human rights to adequate food are analyzed. The problems due to which, in the future, there may not be enough safe and nutritious food are considered.

The article resulted in some proposals to improve certain norms of national legislation, and in a specific part - the Programme for the Agro-industrial Complex Development.

Some suggestions for the improvement of certain norms of national legislation, and in some part of the Program of development of agro-Industrial Complex, to improve the welfare of citizens and full human rights to adequate food, meet the public demand for the necessary agricultural products,

and orientation of domestic agricultural producers for production for export was made in article. The state should be prepared for new serious challenges and purposefully work in all areas to ensure the maximum level of its security, including food security.

К числу наиболее острых проблем не только Казахстана, но и всех стран мира, специалисты относят вопросы обеспечения прав человека на достаточное питание, которые являются ключевой частью продовольственной безопасности как отдельно взятой страны, так и всего человечества.

Решение вопроса осуществления права на питание названо ООН одним из вызовов в области прав человека, актуального и в XXI веке1, и в современном международном праве было закреплено как «право каждого на пищу, на достаточное питание». К примеру, в Статье 25 Всеобщей декларации прав человека, принятой 10 декабря 1948 года Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций, провозглашено право на пищу: «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.»2.

Ст.11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 года, признает «право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни. Государства-участники примут надлежащие меры к обеспечению осуществления этого права». Во втором пункте статьи этого Международного пакта отмечено, что «государства, признавая основное право каждого человека на свободу от голода, должны принимать необходимые меры индивидуально и в порядке международного сотрудничества, включающие проведение конкретных программ, для того чтобы:

а) улучшить методы производства, хранения и распределения продуктов питания путем широкого использования технических и научных знаний, распространения знаний о прин-

ципах питания и усовершенствования или реформы аграрных систем таким образом, чтобы достигнуть наиболее эффективного освоения и использования природных ресурсов; и

Ь) обеспечить справедливое распределение мировых запасов продовольствия в соответствии с потребностями и с учетом проблем стран как импортирующих, так и экспортирующих пищевые продукты»3.

Как видно из норм этих международно-правовых актов, законодательные и организационные условия для реализации права человека на пищу и необходимого социального обслуживания трудоспособного человека создает государство. Однако каждый дееспособный человек сам в первую очередь несет ответственность за собственное благополучие, достаток, обеспеченность и безопасность семьи. И лишь в случае утраты работоспособности, недостатка средств к существованию по не зависящим от человека обстоятельствам (безработица, болезнь, инвалидность и др.), государство берет на себя соответствующее социальное обеспечение гражданина.

В XXI веке на международном уровне право на питание получило свое конкретное развитие в 2004 году в связи с принятием ФАО (Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН) Добровольных руководящих принципов в поддержку постепенного осуществления права на достаточное питание в контексте национальной продовольственной безопасности, или сокращенно - «Руководящих принципов реализации права на питание»4.

В этом документе отмечено, что «Продовольственная безопасность существует при наличии у всех людей в любое время физического и экономического доступа к достаточному количеству безопасной и питательной пищи, позволяющей удовлетворять их пищевые потребности и предпочтения для ведения активного и здорового образа жизни. Четырьмя основами продовольственной безопасности являются наличие, устойчивость предложения, доступ и использование».

Обращает на себя внимание, что изложенные в документе 19 Руководящих принципов,

1 Осуществление права на питание - вызов XXI века в области прав человека. Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО)// http://un.Ъy/f/file/WFDLeaflet2007R.pdf (обращение 1 августа 2020 г.)

2Всеобщая декларация прав человека. Принята и провозглашенарезолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1948 года//http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr (Обращение 11 марта 2020 г.).

3 Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) // http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactecon.shtml (Обращение 10 июля 2020 г.).

4 Добровольные руководящие принципы в поддержку постепенного осуществления права на достаточное питание в контексте национальной продовольственной безопасности. Приняты на 127-й сессии Совета ФАО ноябрь 2004 года. - Продовольственная и Сельскохозяйственная Организация Объединенных Наций. - Рим, 2005 год //http://www.fao.org/3/a-y7937r.pdf (Обращение 1 августа 2020 г.).

в которых закреплено постепенное осуществление права каждого на достаточный уровень жизни, включая достаточное питание, начинаются с такого принципа как «Демократия, добросовестное управление, права человека и правопорядок» и далее идут такие принципы как «политика экономического развития», «стратегии», «рыночные системы», «правовая основа», «доступ к ресурсам и активам», «труд», «земля», «вода», «генетические ресурсы для производства продовольствия и ведения сельского хозяйства», «безопасность пищевых продуктов и защита потребителя» и др.

По замыслу создателей этих Добровольных руководящих принципов, они призваны гарантировать наличие продовольствия, количество и качество которого достаточны для удовлетворения пищевых потребностей индивидов; физическую и экономическую доступность для всех, включая уязвимые группы населения, достаточного количества продуктов питания, не содержащих опасных веществ и приемлемых в рамках определенной культуры; или средств для их приобретения.

Несмотря на предпринимаемые человечеством усилия по обеспечению населения продовольствием, масштабы голода в мире не только не уменьшаются, но они с каждым годом увеличиваются. В соответствии с данными опубликованного 13 июля 2020 г. ежегодного доклада «Положение дел в области продовольственной безопасности и питания в мире», подготовленном экспертами пяти профильных учреждений ООН, включая Продовольственную и сельскохозяйственную организацию (ФАО), ЮНИСЕФ и Всемирную организацию здравоохранения (ВОЗ), еще до пандемии СОУГО-19 от голода во всем мире страдало около 690 млн человек, и за последний год эта цифра увеличилась на 10 миллионов, а за пять лет - почти на 60 миллионов. Растет и число тех, кто испытывает дефицит продовольствия. В прошлом году этот показатель составил 750 млн - это практически каждый десятый житель планеты. Согласно отчету, около двух миллиардов жителей планеты не имеют возможности полноценно питаться - постоянно получать достаточное количество безопасной и питательной пищи. Если ничего не изменится, человечество не сможет выполнить поставленную задачу и покончить с голодом к 2030 году. Более того, в этом случае через десять лет число голодающих на планете может превысить 840 миллионов человек.

В 2020 году, в зависимости от того, по какому сценарию будет развиваться экономика, пандемия СОУГО-19 может добавить к общему числу недоедающих во всем мире от 83 до 132 млн человек5.

Хроническое недоедание, голод значительной части населения - это крайняя степень недостаточности обеспечения продовольственной безопасности страны. Отсутствие продовольственной безопасности означает, что человек лишен продовольственной безопасности, если у него нет регулярного доступа к достаточному количеству безопасной и полноценной пищи для нормального роста и развития и ведения активного и здорового образа жизни. Это может быть вызвано недоступностью продовольствия и/или отсутствием ресурсов для его получения6. Т.е. даже определенная нехватка или невозможность приобрести необходимые продукты питания в определенный сезон (к примеру, весной или зимой - свежие овощи и фрукты), а для страдающих теми или иными болезнями - отсутствие возможности быть обеспеченным соответствующей диетой, является угрозой для полноценной жизнедеятельности человека. Невысокий уровень доходов также заставляет граждан основную часть своих доходов в первую очередь направлять на приобретение продуктов питания, вынужденно ограничивая другие сферы потребления, имеющие не менее важный характер - приобретение жилья, необходимой мебели и бытовой техники, развитие детей в спортивных секциях, музыкальных школах и т.д.

В современном Казахстане достигнут такой уровень экономического развития, который во многом обеспечивает продовольственную безопасность страны, практически исключает ситуации массового голодания населения. Однако в соответствии с официальными данными, приведенными в Государственной программе развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 2017 - 2021 годы, «Экономическая доступность продовольствия в Казахстане ниже, чем в развитых странах и странах ЕАЭС. Часть доходов населения Казахстана, направляемая на приобретение продовольствия, существенно выше аналогичных показателей развитых стран. Например, для Казахстана данный показатель для 10% наименее обеспеченных слоев населения составляет 52,3%, для России - 44,8%, Беларуси - 49,1%, 25 стран Европейского союза - 25-30%, США - 22%»7. По

Положение дел в области продовольственной безопасности и питания в мире. Краткий обзор // http://www. fao.Org/3/ca9699ru/CA9699RU.pdf /(Обращение 30 июля 2020 г.).

6 Голод и отсутствие продовольственной безопасности // http://www.fao.org/hunger/ru/(Обращение 21 июля 2020 г.).

7 Об утверждении Государственной программы развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 2017 - 2021 годы. Постановление Правительства Республики Казахстан от 12 июля 2018 года № 423 // https://primeminister.kz/assets/media/gprapk.pdf (Обращение 18 марта 2020 г.).

некоторым данным, на 2019 год казахстанские семьи по-прежнему тратят огромные суммы на продукты питания - до 47,6% доходов, что почти в 5,5 раз больше, чем тратят на эти же цели в Люксембурге, и в 4 раза больше, чем тратят на продовольствие семьи в Нидерландах, Великобритании, Ирландии, Финляндии8.

Приведенные статистические данные показывают, что в Казахстане сохраняется непростое положение в сфере экономической доступности порой даже необходимых для поддержания жизнедеятельности человека продовольственных товаров (мясо-молочные, мука, сахар, фрукты и овощи), связанное с неравномерным развитием регионов, значительной разницей доходов разных слоев нашего населения, а теперь, в условиях пандемии и связанной с ней ощутимым ограничением экономической деятельности, всплеском безработицы и связанной с этими факторами упадком доходов значительной части населения, эта ситуация в настоящее время еще более усложняется.

Так, по данным исследования, проведенного KPMG, посвященного анализу эффективности мер господдержки бизнеса в Казахстане в период пандемии СОУГО-19, режим ЧП и введение карантинных мер оказали негативное влияние на бизнес Казахстана:

• около 300 тыс. субъектов предпринимательства приостановили свою деятельность,

• 1 млн субъектов предпринимательства пострадали от пандемии напрямую, в основном это сфера услуг и торговли,

• свыше 1,6 млн человек были отправлены в отпуск без содержания,

• около 14-15 тыс. субъектов предпринимательства, имеющих займы в БВУ, обратились за отсрочкой,

• 4,5 млн человек получили социальную выплату в размере 42500 тенге9.

Безусловно, государство предпринимает значительные усилия по поддержке бизнеса и всего населения в этот крайне непростой в жизни страны период, однако требуется кардинальное изменение в структуре и правовом регулировании экономики страны. Поэтому совершенно закономерно в январе 2020 г. президент Республики Казахстан К.К. Токаев, выступая на расширенном заседании правительства, отметил необходимость перезагрузки подходов Правительства к достижению стратегических целей, изложенных в Страте-

гии «Казахстан-2050», Стратегический план развития страны до 2025 года, 100 Шагов Плана нации, и дал Правительству поручение подготовить программу «глубоких, возможно, радикальных реформ экономики страны», и в соответствии с этим разработать новый экономический курс, который «даст четкое видение ключевых проблем и методов их решения» [1].

Здесь же Глава государства отметил, что и в сфере агропромышленного комплекса нужен «совершенно новый и, главное, выверенный подход», т, и «несмотря на то, что за последние 5 лет в АПК направлено свыше 2,4 трлн тенге доля сельского хозяйства в ВВП страны не превышает 4,5 % ... сохраняются вопросы полноценной продовольственной обеспеченности страны. Половину основного продовольствия и продуктов, потребляемых в стране, мы импортируем... нанесен серьезный ущерб продовольственной безопасности страны. Дальше так продолжаться не может».

Данное давно ожидаемое от руководства страны предложение реализуется в новых для страны и всего мира политических и экономических условиях - и уже получило в широком обиходе название «новой экономической политики» [2].

События в мире с конца 2019 г. по настоящее время (август 2020 г.) показали, что особенно остро вопрос с обеспечением продовольственной безопасности государства возник в период пандемии, когда были временно приостановлен ряд межгосударственных перевозок, в том числе и продовольственных товаров, население на период самоизоляции стало в больших масштабах скупать продукты первой необходимости, при этом ряд стран стал испытывать проблемы с продуктовым обеспечением, в результате им была оказана необходимая помощь со стороны международных организаций и других государств. К примеру, Казахстан оказал гуманитарную помощь Кыргызстану и Таджикистану в виде поставок муки в объеме по 5 тысяч тонн каждой стране на общую сумму свыше 3 млн. долл. США10. Аналогичная гуманитарная помощь в виде поставки муки, макаронных изделий, масла, сгущенного молока была оказана и Афганистану.

Одним из выводов в данной ситуации может быть то, что каждое государство должно быть готовым к новым серьезным вызовам, и целенаправленно вести работу по всем на-

8

Сколько от заработка казахстанцы тратят на еду // https://www.zakon.kz/4999116-skolko-ot-zarabotka-kazahstantsy.html (Обращение 16 декабря 2019 г.).

9 Пандемия С^Ю-19: эффективны ли меры господдержки бизнеса в Казахстане? Мнение рынка. Июль 2020 г. kpmg.kz // https://assets.kpmg/content/dam/kpmg/kz/pdf/2020/07/covid-pandemic-report.pdf (Обращение 29 июля

2020 г.).

10

10 Казахстан оказывает гуманитарную помощь соседям // https://www.gov.kz/memleket/entities/mfa-addis-aЪaЪa/press/news/details/kazahstan-okazyvaet-gumanitarnuyu-pomoshch-sosedyam?lang=ru (Обращение 17 апреля 2020 г.).

правлениям обеспечения максимального уровня своей безопасности, в том числе продовольственной.

Пандемия коронавируса показала, что страна должна быть обеспечена продовольствием отечественного производства, по крайней мере, основными видами сельскохозяйственной продукции, иного необходимого сырья и готового продовольствия более чем на 80%, и при избытке продукции иметь возможность оказать помощь в виде оплачиваемых или безвозмездных гуманитарных поставок продовольствия другим странам, в первую очередь соседним, с которыми на протяжении длительного исторического времени сложились добрые отношения. Это, вероятно, можно указать в качестве одной из перспектив развития продовольственной независимости ближайших соседей Казахстана - стран ЕАЭС, Центральной Азии и др.

Если обратиться к вопросу о региональной продовольственной безопасности стран СНГ, а затем и ЕАЭС, то нужно отметить, что еще в 1999 году в рамках СНГ был принят модельный закон «О продовольственной безопасности»11, рекомендованный государствам-членам СНГ для использования при разработке национального законодательства. Кроме того, Межпарламентская Ассамблея государств-участников СНГ рекомендовала парламентам стран Содружества «выработать общие концептуальные подходы, способствующие решению проблем продовольственной безопасности в Содружестве Независимых Государств, предусмотрев обеспечение согласованного выхода государств Содружества на продовольственные рынки третьих стран»12.

В Модельном законе было установлен порог обеспечения продовольственной независимости на уровне менее 80 процентов годовой потребности населения производства жизненно важных продуктов питания в государстве. Эта норма соответствует нормативам Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО).

Каждое государство должно наращивать уровень собственной продовольственной безопасности. Учитывая, что природные условия стран, находящихся в разных климатических поясах, не позволяют им производить весь спектр необходимой продукции, возникает вопрос более тесного регионального экономи-

ческого сотрудничества государств, глубокой специализации в производстве той или иной сельскохозяйственной продукции, которая в данной стране имеет более высокое качество при менее затратном производстве. И если на постсоветском пространстве, наверное, только Казахстан и Российская Федерация, имеющие на своих огромных территориях различные климатические пояса и значительные площади для выращивания и производства всего спектра необходимой продовольственной продукции, имеют возможность полностью себя обеспечить практически всем необходимым продовольствием. Совершенно закономерно, что в принятой РФ в 2020 году Доктрине продовольственной безопасности по ряду показателей поставлена планка обеспечения отечественной продукцией от 90 до 95 процентов, а экономическая доступность продовольствия - 100 процентов13. Эти показатели отражают современные тенденции в мире и показывают назревшую необходимость более полного обеспечения продовольственной безопасности и для Казахстана. И если для России основной причиной для принятия таких подходов стали экономические санкции с 2014 года со стороны некоторых стран, то для Казахстана пандемия стала последним убедительным аргументом в принятии решения о срочном укреплении продовольственной безопасности страны при обеспечении доступа к продовольствию для всего без исключения населения. Кроме того, Казахстан и страны Центральной Азии должны быть в более тесной кооперации, чтобы создать экономическое пространство, обеспечивающее, в том числе, и продовольственную безопасность.

Одним из конкретных показателей обеспечения прав человека на достаточное питание является прожиточный минимум. В соответствии со статьей 18 ЗРК «О минимальных социальных стандартах и их гарантиях» прожиточный минимум - минимальный денежный доход на одного человека, равный по величине стоимости минимальной потребительской корзины. Минимальная потребительская корзина представляет собой минимальный набор продуктов питания, товаров и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека, в натуральном и стоимостном выражении и состоит из: 1) продовольственной корзины; 2) фиксированной доли расходов

11 Модельный закон «О продовольственной безопасности». Принят на четырнадцатом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ (постановление N14-10 от 16 октября 1999 года) //http://docs.cntd.ru/document/901818474 (Обращение 8 апреля 2020 г.).

Межпарламентская ассамблея государств-участников Содружества Независимых Государств. Постановление «О модельном законе «О продовольственной безопасности» // http://docs.cntd.ru/document/901818135 (обращение 8 апреля 2020 г.).

13 Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 21 января 2020 года N 20 // http://docs.cntd.ru/document/564161398 (Обращение 10 апреля 2020 г.).

на непродовольственные товары и услуги14. Как поясняет Комитет по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан, доля расходов на минимально необходимые непродовольственные товары и услуги для расчета прожиточного минимума установлена в размере 45 процентов стоимости минимальной потребительской корзины15.

Величина прожиточного минимума устанавливается ежегодно законом о республиканском бюджете. Указом Президента Республики Казахстан «Об уточненном республиканском бюджете на 2020 год» от 8 апреля 2020 года с 1 января 2020 года с 1 апреля 2020 года установлены16: минимальный размер заработной платы - 42 500 тенге (около 100 долларов США); величина прожиточного минимума для исчисления размеров базовых социальных выплат - 32 668 тенге (около 77 долларов США). Черта бедности в Казахстане, дающая право на получение адресной социальной помощи, определена, если месячный среднедушевой доход не превышает 70% от величины прожиточного минимума. Прожиточный минимум по Нур-Султану в 1 квартале 2020 года составил 34 654 тенге, черта бедности - 24 258 тенге17. По заявлению Министра труда и социальной защиты населения Казахстана Б. Ну-рымбетова от 3 февраля 2020 г., «по итогам 2020 года мы должны рассмотреть вопрос увеличения черты бедности с сегодняшних 70% от прожиточного минимума до 100% от прожиточного минимума... планируется увеличить наименование продуктов с 43 до 51 наименования» [3].

Совершенно очевидно, что данные суммы далеко не дают возможность человеку на достойное существование. Поэтому, учитывая нормы международного права в сфере права человека на достойную жизнь, предлагаем п. 1-1 статьи 2 ЗРК «О государственной адресной социальной помощи»: «Размер черты бедности по Республике Казахстан определяется центральным исполнительным органом на основе величины прожиточного минимума в среднем на душу населения в процентном выражении в зависимости от экономических возможностей государства»18 изложить в следующей редакции: «Черта бедности в Республике Казахстан равняется величине прожиточного минимума. Про-

житочный минимум определяется центральным исполнительным органом в зависимости от требуемого для человека достаточного количества безопасной и питательной пищи, позволяющей удовлетворять его пищевые потребности и предпочтения для ведения активного и здорового образа жизни, а также расходы на коммунальные платежи, транспорт, одежду, обувь, лекарства».

Как отмечают специалисты, казахстанская потребительская корзина меньше в два раза, чем у россиян, и в три-четыре раза, чем у европейских стран. В России потребительская корзина состоит из 156 товаров и услуг ... Потребительская корзина США - это 300 продуктов и услуг, Франции - 250, Англии - 350. В Германии потребительская корзина содержит 475 пунктов. В корзине американца учтены затраты на отдых, образование, бытовую технику, одежду, аренду жилья, плата за теплоснабжение и воду, мобильную связь, интернет, бензин и ремонт машины, книги, средства для личной гигиены и красоты [4].

В соответствии с поручением Президента К.К. Токаева, Программа развития АПК19 в ближайшее время будет кардинально переработана. В качестве одного из предложений рекомендуем одно их положений раздела 2. Введение изложить в следующем виде:

Действующая редакция

Предлагаемая редакция

Пояснение

В целях увеличения объемов

сельхозпроизводства с акцентом на наиболее востребованные виды продуктов питания и развнше экспорта переработанной сельскохозяйственной продукции, в

предстоящий период необходимо обеспечить

максимальный охват

сельхозтоваропроизво дителей (далее -СХТП)

государственной поддержкой путем создания благоприятных условий и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

инфраструктуры для производства первичной

переработки, хранения и сбыта

конкурентоспособной продукции.

Дополнить этот абзац следующим содержанием: с

преимущественным размещением производственных мощностей в

сельских населенных пунктах страны, развития сети

специализированных лабораторий по определению качества продукции, выделения оборудованных для хранения и продажи сельскохозяйственны х товаров торговых площадей в городах и создания условий для

беспрепятственных прямых поставок продукции «село-город».

Размещение перерабатывающих предприятий на селе позволит сократить безработицу, дать возможность производить больше качественной отечественной продукции без

существенных потерь, исключить недобросовестных перекупщиков продукции, обеспечил» горожан свежим разнообразным продовольствием.

14 Закон Республики Казахстан «О минимальных социальных стандартах и их гарантиях» от 19 мая 2015 года (с изменениями и дополнениями по состоянию на 07.07.2020 г.) // https://online.zakon.kz/document/?doc_ id=37608800#pos=350;-23 (Обращение 4 августа 2020 г.).

15 Величина прожиточного минимума в январе 2019 года составила 26 915 тенге // https://www.gov.kz/ memleket/entities/stat/press/news/details/velichina-prozhitochnogo-minimuma-v-yanvare-2019-goda-sostavila-26-915-tenge?lang=ru (Обращение 4 августа 2020 г.).

Указ Президента Республики Казахстан Об уточненном республиканском бюджете на 2020 год // https:// online.zakon.kz/document/?docJd=39519164#pos=120;-28 (Обращение 1 августа 2020 г.).

17 С начала года в Нур-Султане по вопросам назначения АСП проконсультировано 7 579 семей. // http://astana. gov.kz/ru/news/news/21553 (Обращение 2 августа 2020 г.).

18 О государственной адресной социальной помощи. Закон Республики Казахстан от 17 июля 2001 года № 246 //http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z010000246_ (Обращение 4 августа 2020 г.).

Государственная программа развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 2017-2021 годы // https://primeminister.kz/ru/page/view/razvitie agropromishlennogo kompleksa (Обращение 7 ноября 2019 г.).

Данное предложение является лишь одним из многих по совершенствованию всей Программы развития АПК, оно появилось в результате проведенного нами анализа мнений специалистов, работающих на селе, и направлено на совершенствование ключевого программного документа в сфере АПК, в целях более полного обеспечения прав человека на достаточное питание, удовлетворения спроса населения на необходимую сельскохозяйственную продукцию и ориентации отечественного сельхозпроизводителя для производства продукции на экспорт.

Как и ожидалось, новый импульс этому процессу придало Послание народу Казахстана Президента К.К. Токаева, объявившего стратегию дальнейшего развития страны, в которой

в основные задачи государства и всего общества включены: самообеспечение социально значимыми продовольственными товарами; стабильное повышение доходов миллионов сельских жителей; повышение производительности труда в два с половиной раза; увеличение экспорта продукции АПК в два раза20.

Таким образом, все мероприятия по укреплению продовольственной безопасности страны, улучшению благосостояния граждан, в том числе и обеспечения его прав на достаточное питание, должны осуществляться системно, последовательно, на плановой основе, с учетом норм международного права и лучшего зарубежного опыта в этой сфере.

ЛИТЕРАТУРА

1. Выступление Президента Касым-Жомарта Токаева на расширенном заседании Правительства Республики Казахстан. 24 января 2020 г. // https://www.akorda.kz/ru/speeches/internal_political_ affairs/in_speeches_and_addresses/vystuplenie-prezidenta-kasym-zhomarta-tokaeva-na-rasshirennom-zasedanii-pravitelstva-respubliki-kazahstan (Обращение 25 января 2020 г.).

2. Панченко Т. Нэп по-казахстански: анализ ошибок, 7%роста ВВП и запрет на прорывные программы Режим доступа: // https://forbes.kz//process/expertise/nep_po-kazahstanski_analiz_oshibok_7_ rosta_vvp_i_zapret_na_proryivnyie_programmyi/? (Обращение 27января 2020 г.).

3. Мельников В. Черта бедности поднимется в Казахстане Режим доступа: //https://ru.sputniknews. kz/economy/20200203/12726661/cherta-bednost-podnimetsya-kazakhstan.html (Обращение 1 августа 2020 г.).

4. Иванилова А. Казахстанская продуктовая корзина в два раза скуднее, чем в России // https:// mk-kz.kz/economics/2020/02/06/kazakhstanskaya-produktovaya-korzina-v-dva-raza-skudnee-chem-v-rossii.html Режим доступа: (Обращение 2 августа 2020 г.).

5. Пандемия COVID-19: эффективны ли меры господдержки бизнеса в Казахстане? Мнение рынка. Июль 2020 г. kpmg.kz // https://assets.kpmg/content/dam/kpmg/kz/pdf/2020/07/covid-pandemic-report.pdf (Обращение 29 июля 2020 г.).

6. Послание Главы государства Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана. 1 сентября 2020 г. // http://www.akorda.kz/ru/addresses/addresses_of_president/poslanie-glavy-gosudarstva-kasym-zhomarta-tokaeva-narodu-kazahstana-1-sentyabrya-2020-g (Обращение 1 сентября 2020 г.).

REFERENCES

1. Vyistuplenie Prezidenta Kasyim-Zhomarta Tokaeva na rasshirennom zasedanii Pravitelstva Respubliki Kazahstan. 24 yanvarya 2020 g. // https://www.akorda.kz/ru/speeches/internal_ political_affairs/in_speeches_and_addresses/vystuplenie-prezidenta-kasym-zhomarta-tokaeva-na-rasshirennom-zasedanii-pravitelstva-respubliki-kazahstan (Obraschenie 25 yanvarya 2020 g.).

2. Panchenko T. Nep po-kazahstanski: analiz oshibok, 7% rosta VVP i zapret na proryivnyie programmyi Rezhim dostupa: // https://forbes.kz//process/expertise/nep_po-kazahstanski_analiz_ oshibok_7_rosta_vvp_i_zapret_na_proryivnyie_programmyi/? (Obraschenie 27yanvarya 2020 g.).

3. Melnikov V. Cherta bednosti podnimetsya v Kazahstane Rezhim dostupa: // https:// ru.sputniknews.kz/economy/20200203/12726661/cherta-bednost-podnimetsya-kazakhstan.html (Obraschenie 1 avgusta 2020 g.)

4. Ivanilova A. Kazahstanskayaproduktovaya korzina v dva raza skudnee, chem v Rossii // https:// mk-kz.kz/economics/2020/02/06/kazakhstanskaya-produktovaya-korzina-v-dva-raza-skudnee-chem-v-rossii.html Rezhim dostupa: (Obraschenie 2 avgusta 2020 g.).

5. Pandemiya COVID-19: effektivny li mery gospodderzhki biznesa v Kazahstane? Mnenie rynka. Iyul 2020 g. kpmg.kz // https://assets.kpmg/content/dam/kpmg/kz/pdf/2020/07/covid-pandemic-report. pdf (Obraschenie 29 iyulya 2020 g.).

6. Poslanie Glavy gosudarstva Kasyim-Zhomarta Tokaeva narodu Kazahstana. 1 sentyabrya 2020 g. // http://www.akorda.kz/ru/addresses/addresses_of_president/poslanie-glavy-gosudarstva-kasym-zhomarta-tokaeva-narodu-kazahstana-1-sentyabrya-2020-g (Obraschenie 29 sentyabrya 2020 g.).

20 Послание Главы государства Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана. 1 сентября 2020 г. // http:// www.akorda.kz/ru/addresses/addresses_of_president/poslanie-glavy-gosudarstva-kasym-zhomarta-tokaeva-narodu-kazahstana-1-sentyabrya-2020-g (Обращение 1 сентября 2020 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.