Научная статья на тему 'Сфера потребления продовольствия: необходимость институциональных преобразований в условиях новых рисков'

Сфера потребления продовольствия: необходимость институциональных преобразований в условиях новых рисков Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
91
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПОТРЕБЛЕНИЕ ПРОДОВОЛЬСТВИЯ / FOOD CONSUMPTION / ДОХОДНЫЕ ГРУППЫ / INCOME GROUPS / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ ПОМОЩЬ / FOOD AID

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Решетникова Елена Геннадиевна

Настоящее исследование посвящено изучению состояния сферы потребления продовольствия в условиях нарастания внешних вызовов и обоснованию направлений решения назревших институциональных проблем. Цель. Развить институциональную составляющую процесса формирования сферы потребления продовольствия на основе систематизации международных и национальных нормативно-правовых актов, направленных на обеспечение продовольственной безопасности и здорового питания. Задачи. Показать основные тенденции сферы потребления продовольствия глобального характера и специфические проблемы, зависящие от экономического положения страны. Обосновать необходимость внутренней продовольственной помощи при переходе к расширительной трактовке понятия «социальное государство», проанализировать зарубежный опыт программы льготной покупки продуктов питания. Выявить особенности потребления продовольствия на основе дифференцированного подхода. Результаты. В ходе проведенного комплексного пространственно-временного анализа сферы потребления продовольствия прослежены взаимосвязи динамики реальных доходов населения РФ и среднедушевого потребления основных продуктов питания на протяжении трех десятилетий, выявлены периоды роста и снижения рассматриваемых параметров как результат действия совокупности экзогенных и эндогенных факторов. Показано соотношение потребления основных продуктов питания с рациональными и минимальными физиологическими нормами прожиточного минимума в разрезе доходных групп населения. Выявлено отставание фактического уровня потребления продовольствия у групп с низкими доходами не только от рациональных норм, но и от минимальных физиологических норм прожиточного минимума, что противоречит основным национальным нормативно-правовым документам по вопросам физической и экономической доступности продовольствия, здорового питания. Выводы. Для оптимизации сферы потребления продовольствия необходимо наращивание выпуска конечной продукции национального агропродовольственного комплекса, реализация политики импортозамещения, совершенствование государственной доходной и налоговой политики, пропаганда разумного потребления и здорового образа жизни, формирование государственной системы продовольственной помощи, обеспечивающей продовольственную поддержку наиболее уязвимых слоев населения и стабильный спрос на продукцию национального АПК. Государственная система внутренней продовольственной помощи должна включать не только программу продовольственных сертификатов (талонов) для лиц с доходом ниже прожиточного минимума, но и целевые программы по поддержке особо нуждающихся в полноценном питании категорий населения, таких как беременные и кормящие женщины, дети до 3 лет и др. Рациональные нормы потребления основных продуктов питания следует дифференцировать по природно-климатическим зонам и половозрастным группам и закрепить в законодательном порядке, поскольку на их достижение ориентирует Доктрина продовольственной безопасности РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Food Consumption: A Need for Institutional Reforms in the Face of New Risks

This study is dedicated to examining the current state of food consumption in the context of increasing external challenges and substantiating possible ways of overcoming the existing institutional problems. Aim. This study aims to develop the institutional component of the process of food consumption formation through the systematization of the crucial international and national statutory instruments aimed at ensuring food security and healthy nutrition. Tasks. This study shows major global trends in food consumption and specific problems that depend on the country’s economic situation; substantiates the need for internal food aid during the transition towards an extensive interpretation of the term “social state”; analyzes foreign experience with supplemental nutrition assistance programs; identifies the specific features of food consumption using a differentiated approach. Results. Complex spatiotemporal analysis of food consumption shows a correlation between the dynamics of real expenditures of the Russian population and average staple food consumption per capita over a period of three decades. Periods of increase and decrease in the examined parameters are identified as a result of effect of exogeneous and endogeneous factors. The correlation between staple food consumption and rational norms and minimum physiological subsistence level is shown with a breakdown by income groups of the population. It is determined that the actual food consumption level of low income groups is lower than both rational norms and minimum physiological subsistence level, which contradicts the fundamental national statutory instruments dealing with the physical and economic availability of food and healthy nutrition. Conclusion. In order to optimize food consumption, it is necessary to undertake the following measures: to increase the final output of the national agri-food complex, implement an import substitution policy, improve the government income and tax policy, promote sustainable consumption and healthy lifestyle, develop a government food aid system that would provide food assistance to the most vulnerable population strata and ensure stable demand for the national agri-food complex. The government system of internal food aid should include not only a food stamps program for individuals whose income is below the living wage, but also targeted programs to assist categories of the population that require adequate nutrition the most, i. e. pregnant and nursing women, children under three years of age, etc. Rational staple food consumption norms should be differentiated according to climatic zones and age-sex groups and enshrined in legislation, since the Food Security Doctrine of the Russian Federation is looking to meet these norms.

Текст научной работы на тему «Сфера потребления продовольствия: необходимость институциональных преобразований в условиях новых рисков»

0

1

о ^

о о;

s <

со s

с; <

s >

о

Сфера потребления продовольствия: необходимость институциональных преобразований в условиях новых рисков

Food Consumption: A Need for Institutional Reforms in the Face of New Risks

УДК 339.35

Решетникова Елена Геннадиевна

заведующий лабораторией Института аграрных проблем РАН (г. Саратов)

410012, г. Саратов, Московская ул., д. 94 Elena G. Reshetnikova

Institute of Agrarian Problems of the Russian Academy of Science (Saratov Branch)

Moskovskaya Str. 94, Saratov, Russian Federation, 410012

Настоящее исследование посвящено изучению состояния сферы потребления продовольствия в условиях нарастания внешних вызовов и обоснованию направлений решения назревших институциональных проблем. Цель. Развить институциональную составляющую процесса формирования сферы потребления продовольствия на основе систематизации международных и национальных нормативно-правовых актов, направленных на обеспечение продовольственной безопасности и здорового питания.

Задачи. Показать основные тенденции сферы потребления продовольствия глобального характера и специфические проблемы, зависящие от экономического положения страны. Обосновать необходимость внутренней продовольственной помощи при переходе к расширительной трактовке понятия «социальное государство», проанализировать зарубежный опыт программы льготной покупки продуктов питания. Выявить особенности потребления продовольствия на основе дифференцированного подхода.

Результаты. В ходе проведенного комплексного пространственно-временного анализа сферы потребления продовольствия прослежены взаимосвязи динамики реальных доходов населения РФ и среднедушевого потребления основных продуктов питания на протяжении трех десятилетий, выявлены периоды роста и снижения рассматриваемых параметров как результат действия совокупности экзогенных и эндогенных факторов. Показано соотношение потребления основных продуктов питания с рациональными и минимальными физиологическими нормами прожиточного минимума в разрезе доходных групп населения. Выявлено отставание фактического уровня потребления продовольствия у групп с низкими доходами не только от рациональных норм, но и от минимальных физиологических норм прожиточного минимума, что противоречит основным национальным нормативно-правовым документам по вопро-

сам физической и экономической доступности продовольствия, здорового питания. Выводы. Для оптимизации сферы потребления продовольствия необходимо наращивание выпуска конечной продукции национального агропродовольственного комплекса, реализация политики импортозамещения, совершенствование государственной доходной и налоговой политики, пропаганда разумного потребления и здорового образа жизни, формирование государственной системы продовольственной помощи, обеспечивающей продовольственную поддержку наиболее уязвимых слоев населения и стабильный спрос на продукцию национального АПК. Государственная система внутренней продовольственной помощи должна включать не только программу продовольственных сертификатов (талонов) для лиц с доходом ниже прожиточного минимума, но и целевые программы по поддержке особо нуждающихся в полноценном питании категорий населения, таких как беременные и кормящие женщины, дети до 3 лет и др. Рациональные нормы потребления основных продуктов питания следует дифференцировать по природно-климатическим зонам и половозрастным группам и закрепить в законодательном порядке, поскольку на их достижение ориентирует Доктрина продовольственной безопасности РФ. Ключевые слова: потребление продовольствия, доходные группы, продовольственная помощь

This study is dedicated to examining the current state of food consumption in the context of increasing external challenges and substantiating possible ways of overcoming the existing institutional problems. Aim. This study aims to develop the institutional component of the process of food consumption formation through the systematiza-tion of the crucial international and national statutory instruments aimed at ensuring food security and healthy nutrition.

Tasks. This study shows major global trends in food consumption and specific problems that depend on the country's economic situation; substantiates the need for internal food aid during the transition towards an extensive interpretation of the term "social state"; analyzes foreign experience with supplemental nutrition assistance programs; identifies the specific features of food consumption using a differentiated approach.

Results. Complex spatiotemporal analysis of food consumption shows a correlation between the dynamics of real expenditures of the Russian population and average staple food consumption per capita over a period of three decades. Periods of increase and decrease in the examined parameters are identified as a result of effect of exogeneous and endogeneous factors.

The correlation between staple food consumption and rational norms and minimum physiological subsistence level is shown with a breakdown by income groups of the population. It is determined that the actual food consumption level of low income groups is lower than both rational norms and minimum physiological subsistence level, which contradicts the fundamental national statutory instruments dealing with the physical and economic availability of food and healthy nutrition. Conclusion. In order to optimize food consumption, it is necessary to undertake the following measures: to increase the final output of the national agri-food complex, implement an import substitution policy, improve the government income and tax policy, promote sustainable consumption and healthy lifestyle, develop a government food aid system that would provide food assistance to the most vulnerable population strata and ensure stable demand for the national agri-food complex. The government system of internal food aid should include not only a food stamps program for individuals whose income is below the living wage, but also targeted programs to assist categories of the population that require adequate nutrition the most, i. e. pregnant and nursing women, children under three years of age, etc. Rational staple food consumption norms should be differentiated according to climatic zones and age-sex groups and enshrined in legislation, since the Food Security Doctrine of the Russian Federation is looking to meet these norms.

Keywords: food consumption, income groups, food aid

Вопросы оптимизации сферы потребления продовольствия в настоящее время находятся под пристальным вниманием международных организаций и национальных правительств. В современных условиях к «старым» проблемам сферы потребления продовольствия (голода, недоедания и дефицита необходимых для здоровья человека микроэлементов) присоединилась новая, не менее опасная — проблема переедания и ожирения, увеличи-

вающая риск возникновения патологических ^ состояний и развития в дальнейшем серьез- § ных заболеваний. Обе эти крайние ситуации ° вредны и опасны для здоровья населения. И 2 если проблема голода обусловлена нищетой и ^ бедностью, расслоением населения по уровню и доходов, то проблема переедания связана с раз- | витием общества потребления, преобладанием ^ материальных потребностей над духовными и =И свойственна, прежде всего, странам «золотого н миллиарда». £

В обществе потребления процесс покупки ^ товаров, так называемый шопинг, становится одной из наиболее распространенных форм досуга, когда товары часто приобретаются не из-за реальной потребности в них, а ради морального удовлетворения и демонстрации своего социального статуса. Особенности «демонстрационного» потребления были всестороннее изучены основоположником институционального направления в политической экономии Т. Ве-бленом, влияние на покупки товаров уровня и структуры потребления «соседей» по социальной лестнице отражены в гипотезе относительного дохода Дж. Дьюзенберри. Основой гипотезы относительного дохода, которую развил Дж. Дьюзенберри в 1949 г. в работе «Доход, сбережения и теория потребительского поведения», является мысль о том, что расходы потребителя зависят не только от его дохода, но и от социального положения в общей массе потребителей. На текущее поведение потребителя оказывают влияние решения других потребителей, в первую очередь близко расположенных к нему на социальной лестнице в предшествующие периоды.

Дж. Дьюзенберри была выдвинута также «гипотеза привычки к достигнутому уровню потребления», в соответствии с которой при снижении текущего дохода наблюдается слабая реакция потребительских расходов [1]. В соответствии с этой гипотезой потребительские расходы зависят не только от индивидуального текущего дохода, среднего дохода социальной группы, но и от максимального дохода предшествующего периода, который обеспечил домашнему хозяйству такой уровень потребления, который он не хочет терять.

В экономической литературе существует мнение, что характерной чертой поведения домашних хозяйств в современных условиях является появление новых источников для достижения «демонстрационного эффекта», а именно приобретение многих товаров в кредит, что ведет к возникновению долговой проблемы. Рост уровня жизни многих домохо-зяйств происходит путем наращивания долга. Термин «кредитопия» появился в США как утопичное представление о нескончаемых возможностях увеличения богатства посредством

^ быстрого получения легкодоступных кредитов

1 [2, с. 23].

° Особенности экономического развития стран

2 обуславливают различия проблем в сфере по-^ требления продовольствия: в развивающихся Ез- странах преобладающей проблемой является | борьба с голодом и недоеданием, в странах ^ с развитой рыночной экономикой на первый

план выходит проблема переедания. Вместе н с тем в любом государстве, в силу внутреннего ¡5 расслоения по доходам, названные проблемы ^ существуют с разной степенью выраженности применительно к определенным доходным группам. Можно отметить, что проблема здорового питания является комплексной, требует дифференцированного подхода и развитой институциональной среды.

Международные организации, правительства многих стран озабочены сложившимися тенденциями в сфере потребления продовольствия. Начиная с 1990-х гг. приняты ряд важных международных документов, основные идеи которых нашли отражение в национальных нормативно-правовых актах. Благодаря такому пристальному вниманию к рассматриваемой проблеме удалось переломить некоторые негативные тенденции, в частности уменьшилось число голодающих в мире. Однако позитивные процессы идут недостаточно быстрыми темпами, кроме того, усугубляются проблемы сферы питания, которые являются непосредственным следствием развития общества потребления.

Среди важнейших международных документов, направленных на улучшение количественных и качественных характеристик потребления продовольствия, можно выделить несколько: Декларацию тысячелетия ООН, Повестку дня в области устойчивого развития на период до 2030 г. ООН, Римскую декларацию по вопросам питания и Рамочную программу действий, которые были приняты на международной конференции по питанию ФАО (Всемирной продовольственной организации).

На заседании 70-й сессии Генеральной ассамблеи ООН 25 сентября 2015 г. была принята Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 г. [3]. Документ включает 17 целей и 169 задач. Среди них можно выделить следующие цели, имеющие непосредственное отношение к оптимизации сферы потребления продовольствия:

Цель 2. Ликвидация голода, обеспечение продовольственной безопасности и улучшение питания и содействие устойчивому развитию сельского хозяйства.

Цель 3. Обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию для всех в любом возрасте.

Цель 12. Обеспечение перехода к рациональным моделям потребления и производства.

Для реализации этих целей предусмотрено, в частности, к 2030 г. обеспечить всем, особенно малоимущим и уязвимым группам населения, включая младенцев, круглогодичный доступ к безопасной, питательной и достаточной пище, решить проблему голода и всех форм недоедания, достичь к 2025 г. согласованных на международном уровне целевых показателей, касающихся борьбы с задержкой роста и истощением у детей в возрасте до 5 лет, удовлетворять потребности в питании девочек подросткового возраста, беременных и кормящих женщин и пожилых людей. Для этого к 2030 г. планируется удвоить продуктивность сельского хозяйства и доходы мелких производителей продовольствия, в частности женщин, представителей коренных народов, фермерских семейных хозяйств, скотоводов и рыбаков.

В России постоянно развивается нормативно-правовая база обеспечения продовольственной безопасности. Действуют такие документы федерального значения, как Доктрина продовольственной безопасности РФ, Основы государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 г., Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., федеральный закон «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации», Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации и др., нормативные акты на региональном уровне.

В Доктрине продовольственной безопасности, утвержденной указом Президента РФ от 30 января 2010 г. № 120, в разделе 2 «Понятие продовольственной безопасности, основные термины и определения» продовольственная безопасность страны рассматривается как такое состояние экономики, при котором обеспечивается продовольственная независимость, гарантируется физическая и экономическая доступность для населения страны пищевых продуктов, соответствующих требованиям технических регламентов, в объемах не ниже рациональных норм потребления [4]. Физическая доступность пищевых продуктов рассматривается как наличие основных пищевых продуктов для населения в стране в каждый момент времени в объемах и ассортименте, соответствующих установленным рациональным нормам потребления, необходимых для обеспечения здоровья и активной жизни человека. Экономическая доступность трактуется как ситуация, когда уровень покупательного спроса населения при сложившихся ценах обеспечивает возможность приобретения населением основных пищевых продуктов в объемах и ассортименте, не ниже установленных рациональных норм потребления.

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности в среднесрочной перспективе определяется продовольственная безопасность и гарантированное снабжение населения высококачественными и доступными лекарственными препаратами [5]. Для противодействия угрозам национальной безопасности в области повышения качества жизни россиян в соответствии с рассматриваемым документом силы обеспечения национальной безопасности во взаимодействии с институтами гражданского общества содействуют росту благосостояния, сокращению бедности и различий в уровне доходов населения в интересах обеспечения постоянного доступа всех категорий граждан к необходимому для здорового образа жизни количеству пищевых продуктов. В Стратегии научно-технологического развития России отмечается, что наиболее значимыми с точки зрения научно-технологического развития Российской Федерации вызовами являются потребность в обеспечении продовольственной безопасности и независимости России, конкурентоспособности отечественной продукции на мировых рынках продовольствия.

Одной из основных проблем в сфере продовольственной безопасности является обеспечение экономической доступности основных продуктов питания для всех слоев населения, удовлетворение спроса на продовольствие различных доходных групп. Возникновение новых рисков глобальной социально-политической нестабильности вновь ставит вопрос о возможности решения социальных проблем в условиях рыночной экономики. Понятие «социальное государство» было введено в 1850 г. Л. фон Штайном, который считал, что «социальное государство обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, так как развитие одного выступает условием развития другого, и именно в этом смысле мы говорим об общественном или социальном государстве» [6, с. 9].

Все определения социального государства объединяет наличие двух признаков: «правовая природа осуществления социальной политики, проявляющаяся в наделении граждан социальными правами, а государства — социальной ответственностью; наличие социальных бюджетных выплат и государственных систем социальной защиты» [7, с. 67]. В современных условиях глобализации и повышения глобальной конкуренции, по мнению большинства ученых, должны меняться подходы к трактовке сущности социального государства. Представляется справедливым переход от традиционного подхода к трактовке социального государства к расширенному подходу [Там же, с. 72].

Традиционный подход предполагает, что g социальное государство предоставляет насе- 1 лению услуги в сфере образования, здраво- ° охранения, пенсионного и социального обе- 2 спечения. Расширенный подход заключается к в создании государством условий для разви- =т тия высокоэффективной экономики в услови- | ях глобальных рисков и на этой основе обес- ^ печение социальных приоритетов развития. =И Для осуществления эффективной социальной н политики в современных условиях необходи- £ ма экономическая политика, опирающаяся на i конкурентоспособные институты.

Следует согласиться, что проблема становления постиндустриального социального государства включает с себя три составляющие: достижение глобальной конкурентоспособности, осуществление новой индустриализации и развитие секторов «неоэкономики», развитие человеческого потенциала и повышение жизненного уровня граждан. В современных условиях особое место принадлежит институту социальной защиты во всех ее многочисленных формах, включая внутреннюю продовольственную помощь. Несмотря на стратегическую направленность на активизацию социальной политики, социальная защита неизбежна в условиях глобальных рисков и угроз. В связи с этим целесообразно структурирование доходов малоимущих граждан с целью выявления оптимального набора мер социальной защиты.

Если доход не превышает стоимости минимальной продуктовой корзины, то основное внимание необходимо уделить оказанию продовольственной помощи. Значительный опыт по оказанию продовольственной помощи накоплен в США. Американская программа льготной покупки продуктов (Supplemental Nutrition Assistance Program) представляет собой федеральную программу помощи жителям страны, не имеющим доходов или имеющим низкие доходы, которая осуществляется под руководством Министерства сельского хозяйства США. Главной целью программы льготной покупки продуктов является улучшение качества питания малообеспеченных граждан. Домохозяйства получали право на продовольственные талоны, если треть их дохода была ниже расчетной стоимости адекватного рациона, выводимого исходя из размера домохозяйства (План экономного питания — Thrifty Food Plan). Продовольственные талоны дают возможность увеличить потребление продовольствия домохозяйствами в большей степени, чем денежные выплаты [8].

Прогнозирование трансформации параметров сферы потребления продовольствия предполагает изучение тенденций динамики реальных доходов населения, поскольку начиная с классических теорий спроса и потребления

^ Э. Энгеля, Дж. Кейнса, Ф. Модильяни, И. Фи-

1 шера фактор денежных доходов рассматривает° ся в качестве определяющего при осуществле-

2 нии потребительского выбора. Новая институт

к циональная экономическая теория, повышая Ез- значение факторов субъективного порядка, оо например психологических факторов — как ^ в теории лауреата Нобелевской премии по экономике Д. Каннемана, не оспаривает данный н тезис [9, с. 47].

¡5 На протяжении новой российской истории ^ могут быть выделены несколько периодов, отличающихся особенностями потребления основных продуктов питания, обусловленными прежде всего динамикой реальных доходов населения. В 1990-е гг. реальные доходы населения России снижались вплоть до 1998 г., когда был зафиксирован наибольший спад реальных доходов населения — они составили 60% от уровня 1991 г. [10]. Среднедушевое потребление основных продуктов питания сокращалось вплоть до 1999 г. [11].

В 1991 г. среднедушевое потребление молока и молочных продуктов составило 89,7% к уровню 1990 г., а в 1999 г. — уже 55,3% к уровню 1990 г. Уменьшение среднедушевого потребления молока и молочных продуктов в 1999 г. по сравнению с 1990 г. составило 44,7 п. п., мяса и мясопродуктов — 40 п. п., рыбы и рыбопродуктов — 50 п. п., фруктов и ягод — 22,9 п. п., овощей — 11,2 п. п. После 1999 г. реальные доходы населения начали расти, к 2006 г. превысив уровень 1990 г., рост продолжался вплоть до 2012 г., затем в течение 2 лет имела место стабилизация реальных доходов населения, в 2015-2016 гг. в условиях мировой социально-политической нестабильности и экономического кризиса произошло сокращение этого показателя.

Среднедушевое потребление основных продуктов питания начиная с 1999 г. увеличивалось по всем основным продуктам питания вплоть до 2015 г., когда сократилось по сравнению с предшествующим годом потребление: рыбы и рыбопродуктов на 5,5 п. п., фруктов и ягод — на 14,2 п. п., овощей — на 3,0 п. п. Вместе с тем снижение потребления не коснулось таких продуктов питания, как мясо, молоко и масло растительное, в силу низкой эластичности спроса на них. Следует отметить, что в настоящее время превышен уровень среднедушевого потребления 1990 г. по всем продуктам питания, кроме молока и молочных продуктов. В 2015 г. среднедушевое потребление молока и молочных продуктов составляло лишь 68,7% к уровню 1990 г.

В 2015-2016 гг. в условиях политики санкций в отношении России, ответного продовольственного эмбарго, роста цен на продовольствие произошла определенная трансформация

сферы потребления продовольствия. Значительный темп роста цен на продовольственные товары в 2015 г. по сравнению с предыдущим годом — 121,5% (наиболее интенсивно выросли цены на крупы и бобовые, рыбу и морепродукты, овощи и фрукты) — привел к снижению реальных доходов населения. В результате изменились количественные и качественные характеристики платежеспособного спроса, что нашло отражение в соответствующих сдвигах структуры потребительских расходов. Доля расходов населения на продукты питания в этот период выросла с 28 до 31,8%, причем в сельской местности прирост составил 4 п. п., а в городе — 3,6 п. п. [12].

Картина потребления продовольствия будет неполной без рассмотрения особенностей дифференциации потребления продуктов питания в различных доходных группах. В настоящее время калорийность питания во всех доходных группах выше 1819 ккал в день (пороговое значение ФАО, характеризующее недоедание) [13]. Однако в первой доходной группе калорийность составила в 2015 г. 1881 ккал, снизившись по сравнению с предыдущим годом на 2%. Ситуация с потреблением продовольствия у малообеспеченной части населения может быть прослежена по данным табл. 1, в которой представлено соотношение фактического потребления в различных доходных группах населения и минимальных физиологических норм потребления прожиточного минимума.

В первой доходной группе с минимальными доходами, т. е. у 10% населения, фактическое потребление продовольствия отстает от минимальных физиологических норм потребления прожиточного минимума по всем продуктам питания, что может негативно отражаться на здоровье и трудоспособности индивидов. Фактическое потребление в этой группе отстает от норматива по мясу — на 8,7%, по молоку — на 41,8%, по фруктам и ягодам — на 38,3%, по овощам и бахчевым — на 45,5%, по яйцам — на 25,2%, по рыбе и рыбопродуктам — на 29,2%, по маслу растительному — на 20%, по хлебу и хлебопродуктам — на 37,5%, по картофелю — на 52,65%.

В соответствии с планом мероприятий по реализации положений Доктрины продовольственной безопасности РФ 2 августа 2010 г. приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ были утверждены рекомендации по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающим современным требованиям здорового питания. Данные рекомендации по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, необходимым для активного и здорового образа жизни, были разработаны в целях укрепления здоровья детского и взрослого населения,

Таблица 1 ^

Соотношение фактического потребления в различных доходных группах населения

и норм потребления прожиточного минимума в 2015 г., % °

Продукты питания Группа

1-я 2-я 3-я 4-я 5-я 6-я 7-я 8-я 9-я 10-я

Хлеб и хлебные продукты 62,5 68,3 72,0 75,3 77,0 77,3 75,8 76,6 80,2 84,0

Картофель 47,4 53,2 55,4 58,0 58,4 59,0 56,7 58,5 62,0 63,7

Овощи и бахчевые 54,5 66,8 74,8 80,5 86,3 90,4 91,6 97,1 104,8 116,9

Фрукты и ягоды 61,7 81,0 92,8 103,0 113,7 121,7 130,5 140,0 159,0 171,8

Мясо и мясные продукты 91,3 113,5 126,1 132,2 144,2 151,2 153,4 163,8 175,6 185,8

Молоко и молочные продукты 58,2 72,0 80,7 86,9 93,0 95,3 99,3 100,5 110,9 115,4

Яйца, шт. 74,8 86,7 93,3 98,6 104,8 127,1 106,7 111,0 120,0 130,5

Рыба и рыбные продукты 70,8 87,0 97,3 107,6 113,5 120,0 120,0 126,5 142,2 152,4

Сахар и кондитерские изделия 94,1 108,0 115,5 124,4 130,3 135,3 132,4 139,5 150,4 155,9

Масло растительное и другие жиры 80,0 83,6 90,9 94,5 99,1 101,8 99,1 99,1 107,3 109,1

Рассчитано: автором на основе данных [14].

Таблица 2

Соотношение фактического потребления в различных доходных группах населения и рациональных

норм потребления в 2015 г., %

Продукты питания Группа

1-я 2-я 3-я 4-я 5-я 6-я 7-я 8-я 9-я 10-я

Хлеб и хлебные продукты 79,0 86,4 91,1 95,3 97,4 97,8 95,9 96,9 101,5 106,3

Картофель 48,8 54,8 57,0 59,7 60,1 60,7 58,4 60,2 63,8 65,6

Овощи и бахчевые 48,1 58,8 65,9 71,0 76,1 79,7 80,8 85,6 92,4 103,1

Фрукты и ягоды 38,9 51,2 58,6 65,1 71,8 76,8 82,4 88,4 100,4 108,5

Мясо и мясные продукты 73,8 91,7 101,9 110,1 116,6 122,2 124,0 132,4 141,9 150,2

Молоко и молочные продукты 51,2 63,2 70,1 76,4 81,8 83,8 87,3 88,3 97,5 101,4

Яйца, шт. 60,4 70,0 75,4 79,6 84,6 102,7 86,2 89,6 96,9 105,4

Рыба и рыбные продукты 65,5 80,5 90,0 99,5 105,0 111,0 111,0 117,0 131,5 141,0

Сахар и кондитерские изделия 86,2 98,8 105,8 113,8 119,2 123,8 121,2 127,7 137,7 142,7

Масло растительное и другие жиры 80,0 83,6 90,9 94,5 99,1 101,8 99,1 99,1 107,3 109,1

Рассчитано: автором на основе данных [14].

профилактики неинфекционных заболеваний, состояний, обусловленных недостатком микро-нутриентов, и улучшения демографической ситуации в Российской Федерации [15]. Разработанные рациональные нормы потребления носят рекомендательный характер в отличие от минимальных физиологических норм прожиточного минимума. На наш взгляд, рациональные нормы следует закрепить в законодательном порядке, поскольку на их достижение ориентирует Доктрина продовольственной безопасности РФ, дифференцировав рациональные нормы по природно-климатическим зонам и половозрастным группам.

Как видно из табл. 2, уровень рациональных норм потребления основных продуктов питания достигнут лишь в группе с наибольшими доходами. В десятой доходной группе с максимальными доходами наблюдается значительное превышение потребления по сравнению с рациональными нормами таких продуктов, как мясо, рыба и сахар. Потребление сахара и кондитерских изделий превышает

нормативный уровень у 60% домохозяйств, что подтверждает необходимость пропаганды здорового питания. Можно констатировать, что потребление ниже рациональной нормы мяса характерно для 20%, молочных продуктов — 80%, овощей — 90%, фруктов — 80%, яиц — 50%, рыбы — 30% населения.

У первой и второй доходных групп с минимальными доходами не достигнут уровень рациональной нормы ни по одному из рассматриваемых продуктов питания. Для обеспечения экономической доступности продовольствия в соответствии с рациональными нормами потребления для всего населения необходимо совершенствование государственной доходной и налоговой политики, повышение устойчивости национального агропродоволь-ственного комплекса и реализация стратегии импортозамещения.

В октябре 2010 г. распоряжением Правительства РФ № 1873-р утверждены Основы государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^ на период до 2020 г. [16]. Под государственной | политикой Российской Федерации в области ° здорового питания населения понимается ком-2 плекс мероприятий, направленных на созда-^ ние условий, обеспечивающих удовлетворение =т в соответствии с требованиями медицинской | науки потребностей различных групп населе-^ ния в здоровом питании с учетом их традиций, привычек и экономического положения. Основными задачами государственной по-¡5 литики в области здорового питания являются: ^ • расширение отечественного производства основных видов продовольственного сырья, отвечающего современным требованиям качества и безопасности;

• развитие производства пищевых продуктов, обогащенных незаменимыми компонентами, специализированных продуктов детского питания, продуктов функционального назначения, диетических (лечебных и профилактических) пищевых продуктов и биологически активных добавок к пище, в том числе для питания в организованных коллективах (трудовые, образовательные и др.);

• разработка и внедрение в сельское хозяйство и пищевую промышленность инновационных технологий, включая био- и нанотех-нологии; совершенствование организации питания в организованных коллективах, обеспечения полноценным питанием беременных и кормящих женщин, а также детей в возрасте до 3 лет, в том числе через специальные пункты питания и магазины, совершенствование диетического (лечебного и профилактического) питания в лечебно-профилактических учреждениях как неотъемлемой части лечебного процесса;

• разработка образовательных программ для различных групп населения по вопросам здорового питания;

• мониторинг состояния питания населения. Как было показано выше, в настоящее время

в первой доходной группе с минимальными денежными доходами потребление основных продуктов питания ниже не только рациональной нормы потребления, но и минимальной физиологической нормы прожиточного минимума. Следует отметить, что эта доходная группа населения далеко не однородна. К ней относятся как малоимущие, так и крайне бедные домохозяйства, как правило, в эту группу попадают многие многодетные семьи. Поэтому важно развивать институт внутренней продовольственной помощи. Причем система продовольственной помощи должна развиваться поэтапно: на первом этапе — достижение уровня потребления, соответствующего минимальным физиологическим нормам прожиточного минимума, а затем обеспечение уровня потребления в соответствии с рациональными нормами.

Реализация идеи адресной продовольственной поддержки является также фактором обеспечения стабильного спроса на продовольственную продукцию отечественного агро-продовольственного комплекса. Планируемое введение в 2017 г. в нашей стране внутренней продовольственной помощи является своевременным, соответствует рассмотренным выше международным и национальным нормативно-правовым актам, позволит малообеспеченным категориям граждан приобрести продукты, которые они раньше не могли себе позволить: свежее охлажденное мясо, свежую охлажденную рыбу, свежие овощи. При организации внутренней продовольственной помощи государством решается еще одна важная задача, помимо поддержки групп риска, в сфере потребления продовольствия — помощь отечественному товаропроизводителю через систему государственного заказа, что является важным элементом реализации стратегии импортоза-мещения [17, с. 7].

На наш взгляд, государственная система внутренней продовольственной помощи должна включать не только продовольственную поддержку малоимущих слоев населения с доходом ниже прожиточного минимума посредством продовольственных сертификатов (талонов), но в соответствии с требованиями Основ государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 г. необходимы целевые федеральные и региональные программы по поддержке и других категорий населения, находящихся в группе риска, особо нуждающихся в полноценном питании, таких как беременные и кормящие женщины, дети до 3 лет и ряд других категорий населения.

Оптимизация сферы потребления продовольствия предполагает наращивание конечной продукции национального агропродоволь-ственного комплекса, реализацию политики импортозамещения, пропаганду разумного потребления и здорового образа жизни, формирование государственной системы продовольственной помощи. Для оказания эффективной продовольственной помощи важно максимально точно выявить ее объем, поэтому необходимо комплексно использовать имеющиеся статистические формы, обосновать возможные направления их совершенствования.

Для прогнозирования емкости продовольственного рынка и перспектив экономической доступности продовольствия для всего населения важно оценить уровень платежеспособного спроса населения в разрезе различных доходных групп. Важнейшим фактором, определяющим объем и структуру спроса населения, является фактор реальных доходов. Основные данные о движении денежных доходов и рас-

ходов населения сосредоточены в соответствующем финансовом балансе на национальном и территориальном уровне. Однако в балансовых таблицах, применяемых на практике, рассматриваются денежные доходы всего населения в целом, т. е. сложно выявить уровень платежеспособного спроса конкретной доходной группы. Такие данные содержатся лишь в статистическом массиве бюджетных обследований.

В экономической литературе неоднократно поднимался вопрос о целесообразности разработки балансов денежных доходов и расходов населения по социально-семейным группам. Особенно актуален такой подход в современных условиях реализации политики импорто-замещения и необходимости выявления реальной потребности в продовольствии и степени ее удовлетворения у низкодоходных групп населения для оказания соответствующей помощи.

Литература

1. Рыночная экономика: В 3 т. Т. 1: Теория рыночной экономики. Ч. 2: Макроэкономика / В. Ф. Максимова, А. Л. Шишов; Ред. Ю. Б. Рубин. М.: СОМ-ИНТЭК, 1992. 255 с.

2. Антипина О. Н. Потребительское поведение и рыночное ценообразование в информационной экономике под воздействием долгов // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. 2014. № 1. С.19-36.

3. Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 г.: Декларация Генеральной Ассамблеи ООН от 25 сентября 2015 г.: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/420355765.

4. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации / Утв. указом Президента РФ от 30 января 2010 г. № 120: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/12172719.

5. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. / Утв. Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rg.ru/2009/05/19/ strategia-dok.html.

6. Stein L. von. Geschichte der socialen Bewegung in Frankreich von 1789 bis auf unsere Tage. Leipzig, 1850. 434 p.

7. Андреева Е. Л., Захарова В. В., Ратнер А. В. Эволюция социального государства: теория и практика вопроса // Журнал экономической теории. 2014. № 3. С.66-73.

8. Роджерс Б. Л., Коутс Д. Системы и программы социального обеспечения, связанные с предоставлением продовольствия // Сборник по вопросам социального обеспечения. 2002: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docplayer.ru/32121118-Sbornik-materialov-po-voprosam-socialnogo-obespe-cheniya.html.

9. Решетникова Е. Г. Информационные аспекты обеспечения продовольственной безопасности России // Информационная безопасность регионов. 2014. № 3 (16). С. 45-50.

10. Основные тенденции динамики показателей среднедушевых денежных доходов населения Россий-

ской Федерации: [Электронный ресурс]. Режим g доступа: http://zdamsam.ru/a31689.html.

11. Динамика потребления основных продуктов пи- о тания в среднем на душу населения в России: q [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// ^ zdamsam.ru/a53697.html. ^

12. Динамика структуры потребительских расходов и домашних хозяйств России в 2014-2015 гг. // со Росстат: [Электронный ресурс]. Режим доступа: ^ http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ х rosstat/ru/statistics/population/level/#. >

13. Положение дел в связи с отсутствием продоволь- s ственной безопасности в мире. Множественные о проявления продовольственной безопасности: 2013. s ФАО. Рим. 2013: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.fao.org/docrep/019/i3434r/ i3434r.pdf.

14. Потребление продуктов питания в домашних хозяйствах в 2015 г. // Росстат: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/ regl/b16_101/Main.htm.

15. Об утверждении рекомендаций по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающих современным требованиям здорового питания: Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 2 августа 2010 г. № 593н: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/902230578.

16. Основы государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 г.: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mpmo.ru/archives/5753.

17. Решетникова Н. В. Стратегия импортозамещения в агропродовольственном комплексе: основные проблемы и пути решения // Региональные агро-системы: экономика и социология. 2016. № 1: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://iagpran. ru/datas/users/2a7b8b85e8be6ec345a4a67c0f673f88. pdf.

References

1. MaksimovaV. F., Shishov A. L. Rynochnaya ekono-mika. V3 t. T. 1: Teoriya rynochnoy ekonomiki. Ch.: Makroekonomika [Market economy. In 3 vols. Vol. 1: The theory of market economy. Pt. 2: Macroeconomics]. Moscow, Somintek Publ., 1992. 255 p.

2. Antipina O. N. Potrebitel'skoe povedenie i rynochnoe tsenoobrazovanie v informatsionnoy ekonomike pod vozdeystviem dolgov [Consumer behavior and market pricing in information economy under the influence of debts]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 6. Ekonomika [Bulletin of Moscow University. Series 6. Economics], 2014, no. 1, pp. 19-36.

3. Transformation of our world: An agenda for sustainable development for the period up to 2030. Declaration of the UN General Assembly of 25.09.2015. Available at: http://docs.cntd.ru/document/420355765. (in Russ.).

4. The Doctrine of food security of the Russian Federation. Approved by the Decree of the President of the Russian Federation of January 30, 2010 № 120. Available at: http://base.garant.ru/12172719. (in Russ.).

5. The national security strategy of the Russian Federation up to 2020. Approved by the Decree of the President of the Russian Federation of May 12, 2009 № 537. Available at: https://rg.ru/2009/05/ 19/strategia-dok.html. (in Russ.).

g 6. Stein L. von. Geschichte der socialen Bewegung in Frankreich von 1789 bis auf unsere Tage [From the history of the social movement in France from 1789

0 to our days]. Leipzig, O. Wigand Verlag, 1850. 434 p. q 7. Andreeva E. L., Zakharova V. V., Ratner A. V. Evo-^ lyutsiya sotsial'nogo gosudarstva: teoriya i prak-=J tika voprosa [Evolution of social state: Theory and m practice of the issue]. Zhurnal ekonomicheskoy te-

1 orii, 2014, no. 3, pp. 66-73.

x 8. Rogers B. L., Coates J. Food-based safety nets and > related programs. Collection of materials on social security issues, 2002, no. 0225, 79 p. Available at: o http://docplayer.ru/32121118-Sbornik-materialov-x po-voprosam-socialnogo-obespecheniya.html. (in Russ.).

9. Reshetnikova E. G. Informatsionnye aspekty obespe-cheniya prodovol'stvennoy bezopasnosti Rossii [Information aspects of ensuring food security of Russia]. Informatsionnaya bezopasnost'regionov, 2014, no. 3 (16), pp. 45-50.

10. The main trends in the dynamics of average per capita monetary income of the population of the Russian Federation. Available at: http://zdamsam. ru/a31689.html. (in Russ.).

11. Dynamics of consumption of basic food products on average per capita in Russia. Available at: http:// zdamsam.ru/a53697.html. (in Russ.).

12. Dynamics of the structure of consumer spending of households in Russia in 2014-2015. RF FSSS. Available at: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/

rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/lev-el/#. (in Russ.).

13. The state of affairs in connection with the lack of food security in the world: Multiple manifestations of food security. Rome, FAO, 2013. 61 p. Available at: http://www.fao.org/docrep/019/i3434r/i3434r. pdf. (in Russ.).

14. Consumption of food products in households in 2015. RF FSSS. Available at: http://www.gks.ru/bgd/ regl/b16_101/Main.htm. (in Russ.).

15. On the approval of recommendations on rational norms for the consumption of food products that meet modern requirements for healthy nutrition. Order of the Ministry of Health and Social Development of the Russian Federation of August 2, 2010 № 593 n. Available at: http://docs.cntd.ru/docu-ment/902230578. (in Russ.).

16. Fundamentals of the state policy of the Russian Federation in the field of healthy nutrition of the population for the period up to 2020. July 14, 2014. Available at: http://mpmo.ru/archives/5753. (in Russ.).

17. Reshetnikova N. V. Strategiya importozameshcheni-ya v agroprodovol'stvennom komplekse: osnovnye problemy i puti resheniya [The strategy of import substitution in the agro-food complex: main problems and solutions]. Regional'nye agrosistemy: eko-nomika i sotsiologiya, 2016, no. 1 (1). Available at: http://iagpran.ru/datas/users/2a7b8b85e8be6ec345 a4a67c0f673f88.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.