Научная статья на тему 'Специфика обеспечения экономической безопасности в условиях усиления санкций'

Специфика обеспечения экономической безопасности в условиях усиления санкций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1375
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПОЛИТИКА ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ / ECONOMIC SECURITY / FOOD SECURITY / POLICY OF IMPORT SUBSTITUTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Османов Жасым Джафарович, Моисеев Павел Сергеевич

Статья посвящена проблеме обеспечения экономической безопасности в продовольственной сфере, что связано с введением против России санкций. Обеспечение продовольствием в России напрямую связано с развитием агропромышленного комплекса, функционирование которого не настолько эффективно, чтобы обеспечить продовольственную безопасность. Такое положение АПК связано и с сезонным характером производства, и с отсталостью в технологическом плане. Кроме того действует ряд негативных факторов, которые формируют угрозы для продовольственной безопасности: превышение порога насыщения импортной продукцией; низкий уровень платежеспособного спроса; диспропорции цен на рынке сельхозпродукции; недостаточность инфраструктуры внутреннего рынка. Однако, ситуация введения санкций способствует укреплению положения АПК за счет усиленной государственной поддержки и реализации программы импортозамещения. В рамках рассмотрения данного аспекта автором предложен ряд последовательных задач, целесообразных к выполнению. Отдельное внимание обращено на тот факт, что продовольственная безопасность страны может быть обеспечено только путем реализации системы мер и мероприятий, сочетающих национальные меры с использованием внутренних ресурсов промышленности, предприятий и фермерских хозяйств агропромышленного комплекса. Такая реализация предусматривает совершенствование механизмов таможенно-тарифного регулирования импорта основных сельскохозяйственных, рыбных и других продуктов из водных биологических ресурсов, планируется создать государственную автоматизированную информационную систему в сфере обеспечения продовольственной безопасности России, разъяснений списка и методологии расчета показателей, отражающих состояние продовольственной безопасности, обновления рекомендаций по рациональной нормы потребления пищевых продуктов. В заключении сделан вывод, что принятые решения позволят усилить роль и участие России в международном сотрудничестве в области сельского хозяйства, рыболовства и продовольственной безопасности. Реализация плана мероприятий обеспечит к 2020 г. увеличение производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и уменьшит зависимость отечественного продовольственного рынка от импорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS OF PROVIDING ECONOMIC SECURITY IN THE CONDITIONS OF STRENGTHENING OF SANCTIONS

Article considers a problem of providing economic security in the food sphere connected with introduction against Russia of sanctions. Providing with the food in Russia directly connects with development of agro-industrial complex which functioning isn't so effective to ensure food security. Such position of agrarian and industrial complex connects with seasonal nature of production and with backwardness in the technological plan. Besides a number of negative factors which form threats for food security acts: excess of a threshold of saturation by import production; low level of solvent demand; disproportions of the prices in the market of agricultural products; insufficiency of infrastructure of domestic market. However, the situation of imposition of sanctions promotes strengthening of position of agrarian and industrial complex due to the strengthened state support and implementation of the import substitution program. The author offered a number of consecutive tasks, expedient to performance within consideration of this aspect and paid the separate attention to that fact that only the realization of system of the measures and actions combining national measures with use of internal resources of the industry, the enterprises and farms of agro-industrial complex can provide the food security of the country. Such realization provides improvement of mechanisms of customs and tariff regulation of import of the main agricultural, fish and other products from water biological resources, it is planning to create the state automated information system in the sphere of ensuring food security of Russia, explanations of the list and methodology of calculation of the indicators reflecting a condition of food security, updating of recommendations on rational norm of consumption of foodstuff. The author drew a conclusion that the made decisions will allow to strengthen a role and participation of Russia in the international cooperation in agriculture, fishery and food security. Implementation of the plan of measures will provide increase in production of agricultural production, raw materials and food by 2020 and will reduce dependence of the domestic food market on import.

Текст научной работы на тему «Специфика обеспечения экономической безопасности в условиях усиления санкций»

doi: 10.20310/1819-8813-2015-10-10-111-115

СПЕЦИФИКА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УСЛОВИЯХ УСИЛЕНИЯ САНКЦИЙ

ОСМАНОВ ЖАСЫМ ДЖАФАРОВИЧ

Центр макроэкономики, финансов и управления Института экономики Комитета науки Министерства образования и науки Республики Казахстан, г. Алма-Аты, Республика Казахстан, e-mail: dissovet@tsu.tmb.ru

МОИСЕЕВ ПАВЕЛ СЕРГЕЕВИЧ ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: econom_404@mail.ru

Статья посвящена проблеме обеспечения экономической безопасности в продовольственной сфере, что связано с введением против России санкций. Обеспечение продовольствием в России напрямую связано с развитием агропромышленного комплекса, функционирование которого не настолько эффективно, чтобы обеспечить продовольственную безопасность. Такое положение АПК связано и с сезонным характером производства, и с отсталостью в технологическом плане. Кроме того действует ряд негативных факторов, которые формируют угрозы для продовольственной безопасности: превышение порога насыщения импортной продукцией; низкий уровень платежеспособного спроса; диспропорции цен на рынке сельхозпродукции; недостаточность инфраструктуры внутреннего рынка. Однако, ситуация введения санкций способствует укреплению положения АПК за счет усиленной государственной поддержки и реализации программы импортозамещения. В рамках рассмотрения данного аспекта автором предложен ряд последовательных задач, целесообразных к выполнению. Отдельное внимание обращено на тот факт, что продовольственная безопасность страны может быть обеспечено только путем реализации системы мер и мероприятий, сочетающих национальные меры с использованием внутренних ресурсов промышленности, предприятий и фермерских хозяйств агропромышленного комплекса. Такая реализация предусматривает совершенствование механизмов таможенно-тарифного регулирования импорта основных сельскохозяйственных, рыбных и других продуктов из водных биологических ресурсов, планируется создать государственную автоматизированную информационную систему в сфере обеспечения продовольственной безопасности России, разъяснений списка и методологии расчета показателей, отражающих состояние продовольственной безопасности, обновления рекомендаций по рациональной нормы потребления пищевых продуктов. В заключении сделан вывод, что принятые решения позволят усилить роль и участие России в международном сотрудничестве в области сельского хозяйства, рыболовства и продовольственной безопасности. Реализация плана мероприятий обеспечит к 2020 г. увеличение производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и уменьшит зависимость отечественного продовольственного рынка от импорта.

Ключевые слова: экономическая безопасность, продовольственная безопасность, политика импортозамещения

Данная тема в настоящее время очень актуальна, так как в области продовольствия в нашей стране происходят масштабные изменения в связи с введением против Российской Федерации европейскими государствами и США санкциями. Прежде чем мы непосредственно подойдем к исследованию темы обеспечения продовольственной безопасности, обратимся к рассмотрению ключевой сферы деятельности, от которой зависит обеспеченность населения продуктами питания - агропромышленный комплекс. АПК на внутреннем российском рынке занимает положение, которое не

позволяет в полной мере участвовать в межотраслевой конкуренции. Прежде всего, это обусловлено тем, что деятельность агропромышленного комплекса непосредственно зависит от природных факторов и имеет сезонный характер производства. Кроме того, в последние годы сельское хозяйство является отсталой в технологическом плане по сравнению с промышленностью, в связи с чем финансовые средства, которые вкладывают в сельское хозяйство, приносят мало прибыли, а ведь именно от него зависит продовольственная безопасность страны.

В современных условиях хозяйствования многократно сократились затраты на научные исследования в сельском хозяйстве, не полностью восстановлена материально-техническая база сельского хозяйства. Если 30 лет назад тракторов и комбайнов производили больше 200 тыс. шт. в год, то на данный момент их производство почти не превышает 20 тыс. шт. в год, и даже импорт техники не может остановить сокращение масштабов производства сельскохозяйственной техники. За период адаптации к новым экономическим отношениям импортные товары вытеснили отечественные, и данный процесс мог бы идти дальше по линии регрессии, если бы на нашу страну не обрушались санкции США и европейских стран в связи с ситуацией на Украине. Этот факт обусловил переориентацию финансовых потоков в развитие АПК, поскольку необходимо обеспечить подъем сельского хозяйства, так как теперь производство продуктов, которые в основном поступали к нам из-за границы, необходимо обеспечить в России.

В сложившихся условиях в нашей стране уверенно развивается программа импортозамещения, которое направлено на ускоренное развитие агропромышленного комплекса [7]. В результате реализации политики импортозамещения наша страна не будет зависеть от поставок импортных продуктов и товаров, что существенно повысит уровень экономической безопасности в сфере продовольствие, что является огромным плюсом для нашей страны.

Обратимся непосредственно к рассмотрению термина «Продовольственная безопасность». Продовольственная безопасность - это обеспечение населения страны продовольствием в том количестве, которое позволит вести здоровый образ жизни всему населению. Обеспечения продовольственной безопасности выстраивается строго на правовой основе. Выше мы рассмотрели роль аграрного сектора в продовольственной безопасности, из этого следует, что наше государство должно поддерживать сельское хозяйство и выделять средства на научную деятельность в этой сфере.

Продовольственная безопасность связана с таким понятием, как «Потребительская корзина». Потребительская корзина - это набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг для поддержания жизнедеятельности населения страны. В эту корзину входит примерно 400 наименований товаров и услуг. От размера потребительской корзины и стоимости продуктов зависит прожиточный минимум. Прожиточный минимум характеризует стоимость минимальные допустимых границ потребления продуктов питания,

предметов гигиены, лекарств, жилищно-коммунальных услуг. В свою очередь, прожиточный минимум определяет минимальный размер оплаты труда. По закону работодатель не имеет право устанавливать заработную плату ниже прожиточного минимума. На формирование потребительской корзины влияют очень многие факторы, такие как возраст человека, химический и энергетический состав продукта и др. Продовольственная безопасность, с одной стороны, очень проста в своем понимании, т. е. это обеспечение доступа населения к продуктам питания, но если мы углубимся в ее изучение, то найдем проблемы и важнейшие задачи, которые надо решить для здорового и активного образа жизни населения нашей страны.

Продовольственная безопасность является неотъемлемой чертой социальной политики государства. Социальное государство или государство благосостояния обеспечивает баланс между правителями и управляемыми, создает условия для создания эффективного механизма власти, предпосылок для устойчивого развития государства в интересах общества.

В продовольственной сфере реализованы наиболее важные потребности государства [4]:

а) обеспечить устойчивое развитие отечественной пищевой продукции, и, следовательно, достичь необходимого уровня продовольственной независимости Российской Федерации;

б) обеспечить безопасность пищевых продуктов (в том числе импортных) на всех стадиях их производства, хранения, транспортировки, переработки;

в) достичь и перманентно поддерживать физическую и экономическую доступность для каждого гражданина к безопасной пище независимо от внешних и внутренних угроз.

Таким образом, обеспечение доступности качественных и безопасных продуктов в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. определяется в качестве гарантии достижения стратегического национального приоритета - улучшение качества жизни российских граждан [6].

Продовольственная безопасность в России может быть рассмотрена с точки зрения всей страны и отдельных регионов, то есть региональный аспект. Последний аспект из-за большого размера страны, различия природных и климатических условий, экономической, демографической ситуации и территориального распределения населения, потому что удовлетворение потребностей в пище должно быть реализовано по отношению к каждой

SOCIAL AND ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES

конкретной личности в местах фактического местожительства. Таким образом, в дополнение к продовольственной безопасности страны должна быть рассмотрена продовольственная безопасность индивидуумов.

Обеспечение продовольственной безопасности в России связано с рисками, которые могут существенно ослабить его. Обеспечение национальной продовольственной безопасности связано с преодолением негативных факторов, которые формируют угрозу для продовольственной безопасности, что приводит к уменьшению, отсутствию или ухудшению пищевой и энергетической ценности основных видов продуктов питания.

К таким негативным факторам относятся: значительное превышение порога насыщения внутреннего рынка импортной продукцией; низкий уровень платежеспособного спроса населения на продукты питания; искажение цен на рынке сельского хозяйства и рыболовства, сырья и продовольствия; нарушение функционирования финансово-кредитной системы; недостаточный уровень развития инфраструктуры внутреннего рынка [2]; моральный и физический износ материально-технической базы сельского хозяйства и рыболовства; разрыв в инновационной сфере; сокращение национальных генетических ресурсов; сокращение возможностей расширения производства биотоплива из сельскохозяйственной продукции, сырья и материалов; нехватка квалифицированных кадров [4].

Для решения задачи выбора мер государственного регулирования в целях обеспечения продовольственной безопасности в России может быть использована адаптированная для этой задачи основная макроэкономическая модель агропромышленного комплекса (АПК). Для чего необходимо последовательное выполнение следующих задач [5]:

- определить отношение между уровнем дохода и ценами, достаточное для обеспечения доступа населения к продовольствию в рамках разумных медицинских стандартов в условиях рыночного равновесия;

- на основе модели функционирования АПК определить масштаб необходимых затрат на производство основных видов продукции растениеводства, животноводства и переработки, а также размер минимально допустимых цен продажи для прибыльной работы в сельскохозяйственном секторе;

- на основе анализа модели импорта продуктов питания из-за рубежа определить перечень и величину таможенных тарифов и квот, обеспечивающих достаточный уровень аграрного протек-

ционизма и необходимый уровень конкурентоспособности импортной продукции;

- разработать стратегию государственной поддержки сельскохозяйственного производства, в том числе определить перечень грантов, субсидий и т. д., реализация которых обеспечит баланс спроса и предложения на рынке сельхозпродукции.

Продовольственная безопасность страны может быть обеспечена только путем реализации системы мер и мероприятий, сочетающих национальные государственные меры с использованием внутренних ресурсов промышленности, предприятий и фермерских хозяйств агропромышленного комплекса [7]:

для обеспечения сбалансированного функционирования агропромышленного сектора, в том числе сельского хозяйства, в режиме расширенного воспроизводства и инновационного развития, как нормальных, так и экстремальных ситуациях с учетом справедливого и взаимовыгодного экономического сотрудничества, использовать разделение труда в сельском хозяйстве и кооперацию;

рационализировать структуру внешней торговли сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием, обеспечивая максимальный уровень удовлетворенности внутренних потребностей страны за счет импорта, чтобы учесть принятые в международной практике защитные меры по защите отечественных производителей;

- сохранить единое экономическое пространство, развивать и совершенствовать межрегиональное продовольственное и товарное взаимодействие, обеспечить соблюдение общенациональных интересов, за исключением регионального сепаратизма, различных административных ограничений и запретов на движение товарных потоков сельскохозяйственной продукции на территории России, способствуя развитию российского рынка сельскохозяйственной продукции, интеграции российского рынка сельскохозяйственной продукции в общий аграрный рынок стран СНГ и ЕврАзЭС и в различные международные союзы и ассоциации;

- углубить территориальное и отраслевое разделения труда в сельском хозяйстве, активно развивать интеграционные процессы в агропромышленном производстве и специализацию в области производства отдельных видов сельскохозяйственной продукции, стимулировать сотрудничество в данных сферах;

- создать необходимые правовые, организационные, экономические и административные условия, исключающие деформацию системы производства и сбыта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

- чтобы обеспечить эффективность государственного регулирования экономических процессов, связанных с производством, продажей и использованием сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, необходимо гарантировать нормальное функционирование внутреннего агропромышленного комплекса и отечественного продовольственного рынка, как в целом, так и в экстремальных ситуациях.

С точки зрения вероятного увеличения экономических санкций со стороны США и ЕС, проблема обеспечения продовольственной безопасности страны выходит в современных условиях хозяйствования на первый план. Тем более, что Россия, к сожалению, по-прежнему очень сильно зависит от импорта продовольствия, объем которого в прошлом году вырос на 4 % и составил почти 42 млрд долл. [1]. Если мясом и яйцом птицы в целом мы обеспечиваем себя, то мясо говядины и свинины мы импортируем из-за рубежа.

Правительство России одобрило план мероприятий (дорожная карта) по содействию импорто-замещению в сельском хозяйстве на 2014-2015 гг. Соответствующий указ подписал и премьер-министр Дмитрий Медведев, опубликованный на сайте Кабинета министров. В данном документе отмечено, что утверждение «дорожной карты» содержит комплекс мероприятий (включая систему разработанных правил), направленных на достижение показателей, отраженных в Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг. и Государственная программа «Развитие рыбохозяй-ственного комплекса», в качестве характеризующих уровень достигнутого импортозамещения. Рассматриваемый план мероприятий предусматривает также совершенствование механизма таможенно-тарифного регулирования импорта основных сельскохозяйственных, рыбных и других продуктов, принимая во внимание членство России во Всемирной торговой организации и Таможенном союзе. Планируется создать государственную автоматизированную информационную систему в сфере обеспечения продовольственной безопасности России, информация и значения показателей, предоставляемые в которой, отражают состояние продовольственной безопасности, а также характеризует уровень потребления населением пищевых продуктов. Дорожная карта включает также мероприятия по повышению эффективности использования сельскохозяйственных земель и совершенствованию системы государственной ветеринарии и фитосанитарного контроля (надзора), в том числе

предполагается создание государственной автоматизированной информационной системы для раннего оповещения о случаях возникновения очагов опасных в ветеринарно-санитарном отношении к сельскохозяйственному производству товаров. Принятые решения направлены на повышение участия России в международном сотрудничестве в области сельского хозяйства и рыболовства, в рамках повышения уровня продовольственной безопасности. В соответствии с предоставляемыми планами, реализация предлагаемых мероприятий обеспечит к 2020 г. увеличение производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и уменьшение зависимости отечественного продовольственного рынка от импорта мяса с 21,6 % до 7,7 %, молока и молочных продуктов с 23,6 % до 16,6 %, овощей из 14,6 % до 10,1 % [3].

Таким образом, продовольственная безопасность является неотъемлемой частью государственной политики обеспечения национальной безопасности. Обеспечение населения продовольствием является важной социально-экономической задачей для государства имеет большое значение со стратегических позиций. Продовольственная сфера является важной областью государственной политики, поскольку она находится под влиянием широкого спектра национальных, экономических, экологических и социальных факторов.

Литература

1. Байкалова А. Правительство озаботилось продовольственной безопасностью в условиях санкций // МК в регионах. URL: http://www.mk.ru-/economics/ arti-cle/2014/03/27/1005157-pravitelstvoozabotilos-prodo-vol-stvennoy-bezopasnostyu-v-usloviyah-sanktsiy.html

2. Колесниченко Е. А., Бугаков В. М., Гузеева О. Г. Теоретико-методические аспекты оценки уровня насыщенности региональной экономики инновационной инфраструктурой // Лесотехнический журнал. 2015. Т. 5. № 1 (17). С. 288-299.

3. Правительство РФ планирует до 2020 г. снизить зависимость от импортных поставок. URL: http:// tass.ru/ekonomika/1493570

4. Симонова С. С. Проблемы продовольственной безопасности в современной России // Вопросы безопасности. 2014. № 1. URL: http://www.e-notabene.ru-/nb/article_10740.html

5. Степанов П. Ю. Продовольственная Безопасность России в современных экономических условиях // Вопросы безопасности. 2014. № 1. URL: http:// www.e-notabene.ru/nb/article_11647.html

6. О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: указ Президента РФ № 537. URL: http://prognoz-2030.hse.ru/2_1meth

7. Юрьев В. М., Карпунина Е. К., Колесниченко Е. А. Реальные модели и инструменты импортозаме-щения в экономике России // Вестник Тамбовского

SOCIAL AND ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES

университета. Серия Гуманитарные науки. 2015. № 2 (142). С. 17-24.

References

1. Bajkalova А. Pravitel'stvo ozabotilos' prodovol'stvennoj bezopasnostyu v usloviyakh sanktsij [The government attended to food security in the conditions of sanctions] // MK v regionakh. URL: http://www.mk.ru-/economics/ article/2014/03/27/ 1005157-pravitelstvoozabotilos-prodo-volstvennoy-bezopasnostyu-v-usloviyah-sanktsiy.html

2. Kolesnichenko E. А., Bugakov V. M., Guzeeva O. G. Teoretiko-metodicheskiye aspekty otsenki urovnya nasyshchennosti regional'noj ekonomiki innovatsionnoj infrastrukturoj [Theoretic-methodical aspects of an assessment of level of a saturation of regional economy by innovative infrastructure] // Lesotekhnicheskij zhurnal. 2015. T. 5. № 1 (17). S. 288-299.

3. Pravitel'stvo RF planiruyet do 2020 g. snizit' zavisimost' ot importnykh postavok [The Government of the Russian Federation plans to reduce dependence on import deliveries till 2020]. URL: http:// tass.ru/ekonomika/ 1493570

4. Simonova S. S. Problemy prodovol'stvennoj bezopasnosti v sovremennoj Rossii [Problems of food security in modern Russia] // Voprosy bezopasnosti. 2014. № 1. URL: http://www.e-notabene.ru-/nb/article_10740.html

5. Stepanov P. Yu. Prodovol'stvennaya Bezopasnost' Rossii v sovremennykh ekonomicheskikh usloviyakh [Food security of Russia in modern economic conditions] // Voprosy bezopasnosti. 2014. № 1. URL: http:// www.e-notabene.ru/nb/article_11647.html

6. O strategii natsional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federatsii do 2020 goda: ukaz Prezidenta RF № 537 [About strategy of national security of the Russian Federation till 2020: decree of the Russian President № 537]. URL : http ://prognoz-2030.hse.ru/2_ 1 meth

7. Yur'ev V. M., Karpunina E. K., Kolesnichenko E. A. Real'nye modeli i instrumenty importozameshcheniya v ekonomike Rossii [Real models and instruments of import substitution in economy of Russia] // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. 2015. № 2 (142). S. 17-24.

* * *

SPECIFICS OF PROVIDING ECONOMIC SECURITY IN THE CONDITIONS OF STRENGTHENING OF SANCTIONS

OSMANOV ZHASYM DZHAFAROVICH Center of Macroeconomic, Finance and Management of Institute of Economy of Committee of Science of the Ministry of Education and Science of the Republic of Kazakhstan, Alma-Ata, the Republic of Kazakhstan, e-mail: dissovet@tsu.tmb.ru

MOISEEV PAVEL SERGEEVICH Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: econom_404@mail.ru

Article considers a problem of providing economic security in the food sphere connected with introduction against Russia of sanctions. Providing with the food in Russia directly connects with development of agro-industrial complex which functioning isn't so effective to ensure food security. Such position of agrarian and industrial complex connects with seasonal nature of production and with backwardness in the technological plan. Besides a number of negative factors which form threats for food security acts: excess of a threshold of saturation by import production; low level of solvent demand; disproportions of the prices in the market of agricultural products; insufficiency of infrastructure of domestic market. However, the situation of imposition of sanctions promotes strengthening of position of agrarian and industrial complex due to the strengthened state support and implementation of the import substitution program. The author offered a number of consecutive tasks, expedient to performance within consideration of this aspect and paid the separate attention to that fact that only the realization of system of the measures and actions combining national measures with use of internal resources of the industry, the enterprises and farms of agro-industrial complex can provide the food security of the country. Such realization provides improvement of mechanisms of customs and tariff regulation of import of the main agricultural, fish and other products from water biological resources, it is planning to create the state automated information system in the sphere of ensuring food security of Russia, explanations of the list and methodology of calculation of the indicators reflecting a condition of food security, updating of recommendations on rational norm of consumption of foodstuff. The author drew a conclusion that the made decisions will allow to strengthen a role and participation of Russia in the international cooperation in agriculture, fishery and food security. Implementation of the plan of measures will provide increase in production of agricultural production, raw materials and food by 2020 and will reduce dependence of the domestic food market on import.

Key words: economic security, food security, policy of import substitution

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.