Научная статья на тему 'Политика импортозамещения как фактор обеспечения продовольственной безопасности'

Политика импортозамещения как фактор обеспечения продовольственной безопасности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1549
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Нива Поволжья
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОЛИТИКА ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ САНКЦИИ / ПРОГРАММА ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / БАЗОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / ПЕНЗЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ / ИМПОРТ / ПРИЧИНЫ ИМПОРТА / МЕХАНИЗМ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ / IMPORT SUBSTITUTION POLICY / ECONOMIC SANCTIONS / THE PROGRAM OF IMPORT SUBSTITUTION / AGRICULTURE / FOOD SECURITY / BASIC INDICATORS / PENZA REGION / IMPORTS / CAUSES OF IMPORTS / IMPORT SUBSTITUTION MECHANISM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Уланова О. И., Сологуб Н. Н.

Рассмотрены сущность и роль импортозамещения в аграрной сфере, его эффективность, причины слабого его использования, формирование оптимальной политики импорта товаров и услуг в российской аграрной экономике в условиях экономических санкций. Одной из целей Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции и продовольствия на 2013-2020 гг. является ускоренное импортозамещение. Авторами приведен пример положительного опыта реализации положений политики импортозамещения в Пензенской области. Уделено внимание современному состоянию продовольственной безопасности в связи с введением экономических санкций стран Запада против России. Делается вывод о том, что приоритетным направлением политики государства должно стать развитие внутреннего рынка продовольствия, поддержка и защита отечественных товаропроизводителей, опора на собственные сельскохозяйственные ресурсы, сокращение потерь сельскохозяйственных продуктов, более полное использование существующих в сельском хозяйстве резервов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLICY OF IMPORT SUBSTITUTION AS A FACTOR OF PROVIDING FOOD SECURITY

The article deals with import substitution in the agrarian sphere, its efficiency, reasons for its pure use, development of the optimal policy of importing goods and services in the Russian agrarian economy in the conditions of economic sanctions. The nature and role of import substitution in the agricultural sector, its efficiency, causes of its weak use, the formation of the optimal policy of imports of goods and services in the Russian agrarian economy in the face of economic sanctions are considered in the article. One of the goals of the State program of development of agriculture and regulation of markets for agricultural products and foodstuffs for the period of 2013-2020 is accelerated import substitution. The authors describe an example of positive experience in the realization of the policy of import substitution in Penza region. The attention is paid to the present day situation of food security status in connection with the introduction of economic sanctions of Western countries against Russia. It is concluded that the priority of state policy should be the development of the domestic food market, support and protection of domestic producers, relying on their own agricultural resources, reduction of losses of agricultural products, better utilization of existing agriculture reserves.

Текст научной работы на тему «Политика импортозамещения как фактор обеспечения продовольственной безопасности»

10. Samygin, D. Yu. Assessment of the economic added value of agriculture in Penza region / D. Yu. Samygin, N. G. Baryshnikov, Ye. V. Isayev // Models, systems, networks in the economy, engineering, environmental and society. - 2013. - № 3(7). - P. 79-85.

11. Bespakhotny, G. V. Formation of the state planning system in the agricultural sector / G. V. Bespakhotny, A.F. Konev, A. A. Kapitonov // Economist. - 2014. - No. 10. - P. 36-42.

12. Bespakhotny, G.V. Funding of state programs for import substitution in agriculture / G. V. Bespakhotny // Economics of agricultural and processing enterprises. - 2016. - No. 1. - P. 19-22.

13. Samygin, D. Yu. Forecasting models of strategic development of agriculture / D. Y. Samygin, N. G. Baryshnikov // Models, systems, networks in the economy, engineering, nature and society. - 2015.

- № 1(13). - P. 81-86.

14. Baryshnikov, N. G. Econometric models of analysis and assessment of efficiency of using budgetary resources in agriculture / N. G. Baryshnikov, D. Yu. Samygin // Economic analysis: theory and practice. - 2012. - № 24 (279) - P. 2-10.

15. Samygin, D. Yu. Scenarios of Agricultural Business Development in Penza Oblast: Forecast and Risk Estimate / D. Yu. Samygin, N. G. Baryshnikov // Studies on Russian Economic Development.

- 2015. - Vol. 26, No. 1. - P. 59-62. DOI: 10.1134/S1075700715010037.

УДК 631.151.6(470)

ПОЛИТИКА ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

О. И. Уланова, канд. культурологии, доцент; Н. Н. Сологуб, канд. истор. наук, доцент

ФГБОУ ВО Пензенская ГСХА, Россия, т. 8(841)62-83-76, e-mail: olga. ulanova2010@ yandex.ru

Рассмотрены сущность и роль импортозамещения в аграрной сфере, его эффективность, причины слабого его использования, формирование оптимальной политики импорта товаров и услуг в российской аграрной экономике в условиях экономических санкций. Одной из целей Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции и продовольствия на 2013-2020 гг. является ускоренное импортозамещение. Авторами приведен пример положительного опыта реализации положений политики импортозамещения в Пензенской области. Уделено внимание современному состоянию продовольственной безопасности в связи с введением экономических санкций стран Запада против России. Делается вывод о том, что приоритетным направлением политики государства должно стать развитие внутреннего рынка продовольствия, поддержка и защита отечественных товаропроизводителей, опора на собственные сельскохозяйственные ресурсы, сокращение потерь сельскохозяйственных продуктов, более полное использование существующих в сельском хозяйстве резервов.

Ключевые слова: политика импортозамещения, экономические санкции, программа импортозамещения, сельское хозяйство, продовольственная безопасность, базовые показатели, Пензенская область, импорт, причины импорта, механизм импортозамещения.

Импортозамещение в России - главный экономический ориентир государства в санкционной борьбе с Западом. До недавнего времени импортозамещение стихийно и более или менее успешно осуществлялось в различных секторах экономики.

Актуализация данной проблемы в текущий исторический момент вызвана, прежде всего, возросшим напором западных, в основном американских, транснациональных корпораций с целью захвата новых рынков с использованием при этом приемов недобросовестной конкуренции, свидетельством чему являются так называемые санкции Запада против Российской Федерации.

Санкции западных стран и предпринятые российской стороной ответные шаги

привели к тому, что стратегия импортозамещения стала одним из приоритетных направлений деятельности российского правительства. Данная политика направлена на создание таких условий, при которых отечественные производители могут конкурировать с зарубежными компаниями на честных рыночных основаниях. Она нашла отражение в ряде положений, содержащихся в 7 указах Президента РФ и почти 200 федеральных законах, которые регулируют вопросы национальной безопасности.

Первые решения по развитию импор-тозамещения были приняты в сельском хозяйстве. В октябре 2014 года, раньше, чем в других отраслях, была утверждена

Нива Поволжья № 3 (40) август 2016 121

Динамика импорта продовольствия

программа импортозамещения в сельском хозяйстве.

Программой предусмотрен комплекс мероприятий по разработке и корректировке нормативных правовых актов в сферах обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации, развития производства и сбыта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, развития инфраструктуры и логистического обеспечения агропродовольственного рынка, таможенно-тарифного регулирования, фитосанитарного и ветеринарного контроля (надзора), земельной политики и международного сотрудничества. Распоряжением Минсельхоза России от 27 марта 2015 года был утвержден перечень инвестиционных проектов, реализация которых способствует импортозамещению по приоритетным направлениям данной государственной программы. В перечень вошли 464 проекта. Объем инвестиций составил 265 миллиардов рублей [1].

В настоящее время проблема импорто-замещения является стратегической, так как выступает одним из факторов обеспечения продовольственной безопасности и индикатором независимости государства.

В настоящее время под продовольственной безопасностью, как правило, понимают обеспечение всех людей и социальных групп населения той или иной страны мира физическим и экономическим доступом к безопасной, достаточной в количественном и качественном отношении пище, необходимой для ведения активной и здоровой жизни [2]. Изучением некоторых аспектов продовольственной безопасности занимаются многие современные исследователи [3-6].

К базовым показателям продовольственной безопасности, которые номинируются как её качественные стандарты, Римская декларация о всемирной продовольственной безопасности 1996 года относит:

- физическую доступность достаточной в количественном отношении, безопасной и питательной пищи. Продукты питания должны быть в наличии на территории страны в необходимом объеме и ассортименте (в соответствии с принятыми нормами потребления), их поступление должно быть бесперебойным;

- экономическую доступность продовольствия должного объёма и качества для всех социальных групп населения. Каждый гражданин страны независимо от возраста, имущественного и должностного положения должен иметь достаточный уровень доходов для приобретения минимального набора продуктов питания;

- автономность и экономическую самостоятельность национальной продовольственной системы (продовольственную независимость);

- надёжность, то есть способность национальной продовольственной системы минимизировать влияние сезонных, погодных и иных колебаний на снабжение продовольствием населения всех регионов страны;

- устойчивость, означающую, что национальная продовольственная система функционирует в режиме, не уступающем темпам изменения численности населения страны;

- безопасность питания. Качество сырья и продуктов питания должно соответствовать установленным требованиям и гарантировать безопасное потребление. Человек должен получать с пищей весь комплекс необходимых для нормального развития организма веществ и в то же время быть уверенным в ее безопасности, т. е. в отсутствии вредных для здоровья и окружающей среды веществ. Повышение интереса к безопасности продуктов питания в мире объясняется ростом числа заболеваний, связанных с пищевыми отравлениями [7].

Необходимое условие продовольственной безопасности страны - ее самообеспечение, под которым понимается удовлетворение потребностей в продуктах питания за счет отечественного производства. Условием устойчивой продовольственной независимости является достижение удельного веса отечественного производства по наиболее важным продуктам питания в общем объеме их потребления на уровне 80 процентов [8-12].

С начала 2000-х гг. импорт сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров в России вырос с 7 млрд. долл. в 2000 г. до 43 млрд. долл. в 2013 г. Таким образом, объем импорта в данной сфере вырос в 6 раз за 13 лет. Процесс роста импорта в большей степени происходил с 2010 г. до 2013 г. (рисунок).

В структуре импорта продовольствия происходит рост отдельных категорий товаров. Так, доля молочной продукции в 2013 г. в объеме ввозимых товаров выросла на 6,4 процентных пункта по сравнению с 2000 г., доля фруктов и орехов - на 5,6 процентных пункта, а рыбы - на 4,8. В последние годы высокая доля импорта остается в поставках овощей, фруктов и молочной продукции. А положительным моментом является то, что значительно снижается импорт мяса птицы и свинины. Сейчас уровень отечественного производства не может в полной мере обеспечить население продуктами питания, поэтому Россия импортирует недостающую продукцию. Необходимо стремиться к тому, чтобы страна была продовольственно независимой [13].

Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденная указом Президента России от 30 января 2010 г. № 120, предусматривает самообеспечение ключевыми продуктами питания на 80-95 % к 2020 г.: зерном - на 95 %, сахаром - на 80 %, растительным маслом - на 80 %, мясом и мясопродуктами - на 85 %, молоком и молокопродуктами - на 90 %, рыбной продукцией - на 80 %, картофелем - на 95 % и пищевой солью - на 85 %. Импортозамещение в сфере сельского хозяйства стало особенно важным после того, как в 2014 г. Россия в ответ на санкции, введенные европейскими странами, США, Канадой, Австралией и Японией, запретила импорт европейских и американских продуктов питания [14].

Наша страна самодостаточна по всем основным видам ресурсов — энергетических, сырьевых, трудовых и земельных. Россия имеет больше, чем в других стра-

нах, пашни в расчете на одного человека — около 0,85 га. Но у нас не хватает продовольствия для полноценного обеспечения народа. Это может стать не только фактором внутренней нестабильности, но и возможности внешнего давления на страну со всеми вытекающими из этого негативными последствиями.

Вместе с тем для России, как одного из крупных мировых производителей и одновременно импортеров продовольствия, основой укрепления продовольственной безопасности является повышение эффективности функционирования отечественного АПК и его базовых отраслей за счет:

- мобилизации потенциала собственного агропромышленного производства, способного гарантировать надежное обеспечение населения страны отечественным продовольствием;

- формирования конкурентных продуктовых рынков, создания законодательной базы и институциональной инфраструктуры для их эффективного развития, защиты отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей от неблагоприятной конъюнктуры мировых рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

- обеспечения оптимизации межотраслевых экономических отношений для достижения такого соотношения цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, которое бы стимулировало рост темпов расширенного воспроизводства, прежде всего в сельском хозяйстве;

- совершенствования системы краткосрочного, среднесрочного и особенно долгосрочного кредитования, достижения его доступности для основной массы сельскохозяйственных товаропроизводителей, создания благоприятных экономических условий для привлекательности инвестиций и роста инвестиционной активности в агропромышленном производстве;

- создания системы гарантий качества продовольствия, поступающего на внутренний рынок, путем обеспечения контроля над применяемыми технологиями по всей продовольственной цепочке, и особенно за импортной продукцией;

- наращивания и рационального использования продовольственных ресурсов за счет повышения технологического уровня агропромышленного производства и стимулирования внедрения ресурсосберегающих и экологически чистых технологий производства продукции АПК;

- формирования и развития специализированных зон производства основных

Нива Поволжья № 3 (40) август 2016 123

видов сельскохозяйственной продукции, ликвидации барьеров и административных ограничений на перемещение сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия внутри страны.

По оценке Правительства России, в случае реализации продуманной политики импортозамещения к 2020 году можно рассчитывать на снижение импортозависимо-сти по разным отраслям промышленности с уровня 70...90 % до уровня 50...60 %. А в ряде отраслей возможен выход на более низкие показатели. В целом, российским предприятиям понадобится до 2,5 лет, чтобы наладить выпуск импортозамещающей продукции. Реализация программы импортозамещения, по оценкам Минпром-торга, позволит российским предприятиям сформировать дополнительный объем производства на сумму свыше 30 миллиардов рублей ежегодно, начиная с 2015 года.

Для поддержания продовольственной безопасности на достаточном уровне и реализации политики импортозамещения в регионах необходима срочная разработка программ и соответствующей системы мер, которые входят составной частью в программу построения системы продовольственной безопасности России. При их разработке необходимо учитывать следующие факторы, влияющие на уровень продовольственной безопасности регионов: обеспеченность земельными ресурсами; степень деградации сельскохозяйственных земель; степень обновления основных фондов агропромышленного комплекса; уровень монополизации продовольственного рынка; степень импортного давления на внутренний продовольственный рынок; уровень безработицы в сельском хозяйстве; уровень государственной поддержки сельхозпроизводителей; уровень использования ресурсного потенциала в агропромышленном комплексе.

В целях снижения зависимости Пензенской области от импорта продукции, а также ввоза товаров продовольственных и промышленных групп из других регионов за счет удовлетворения внутреннего спроса высококачественной продукцией собственного производства Правительство Пензенской области утвердило Программу импор-тозамещения и расширения выпуска продукции в Пензенской области на 2015-2017 годы. Ее приоритетными направлениями являются: удовлетворение потребностей жителей региона в продуктах питания и товарах народного потребления за счет насыщения регионального рынка высоко-

качественными товарами, производимыми предприятиями и организациями, расположенными на территории региона, в том числе субъектами малого и среднего бизнеса; формирование условий для расширения масштабов производства конкурентоспособной продукции, создания новой импортозамещающей наукоемкой технологической продукции, обеспечения занятости населения, создания новых рабочих мест, увеличения поступлений в бюджет и изменения структуры регионального рынка с увеличением доли продукции, выпускаемой областными товаропроизводителями, и сокращением ввозимой в Пензенскую область продукции [15].

Задачами Программы являются:

- расширение ассортимента, повышение качества и конкурентоспособности продукции, производимой предприятиями региона;

- сокращение ввозимых импортных товаров в Пензенскую область, содействие продвижению продукции пензенских товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках;

- реализация новых инвестиционных проектов, направленных на создание высокотехнологичного производства продукции сельского хозяйства, ее хранения и переработки;

- увеличение численности сельскохозяйственных потребительских кооперативов, занятых в сфере малого и среднего бизнеса;

- ввод в оборот неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения;

- увеличение производства картофеля, овощей и плодово-ягодной продукции на основе внедрения современных инновационных технологий производства, хранения и переработки;

- создание стабильных сырьевых зон для перерабатывающих и торгово-заготовительных предприятий, обеспечение максимально возможной загрузки их производственных мощностей сырьем местного производства.

Благодаря развитию АПК в регионе удовлетворяются потребности в муке, гречке, пшене, хлебе из ржаной и ржано-пшеничной муки, сахаре. Достигнут высокий уровень самообеспечения мясом, в том числе за счет развития свинокомплексов, предприятий по переработке скота и других животных. В 2015 году валовой сбор зерновых и зернобобовых культур в весе после доработки составил 1 млн. 550 тыс. тонн, что превышает плановый показатель на 19,7 %. Валовой сбор сахарной свеклы

составил 1 млн. 460 тыс. тонн. В данном году произведено 237 тыс. тонн сахара белого свекловичного, что выше планового значения на 24,7 %. Пензенские аграрии произвели 594 тыс. тонн картофеля и 224,6 тыс. тонн овощей, что выше плана на 5,9 % и 9,8 % соответственно [там же].

Так, урожайность картофеля в Ширяево Пензенской области рекордная - 450 центнеров с гектара. Это почти в два раза выше, чем в среднем по стране. Чернозем на этой территории считается эталонным. Однако секрет успеха все же не в природном даре, а в технологиях [16].

Можно отметить высокие показатели по отрасли животноводства. Производство скота и птицы на убой в живом весе увеличилось по сравнению с плановым показателем на 28,2 % и составило 250 тыс. тонн, производство молока составило 330 тыс. тонн. В регионе по итогам года произведено 3,5 тыс. тонн сыров и сырных продуктов, 2,45 тыс. тонн сливочного масла.

Увеличилось на 10,6 % от плана производство говядины. Валовое производство в живом весе по итогам года составило 3,65 тыс. тонн, производство высококачественной говядины от мясного скота в живом весе составило 0,95 тыс. тонн [15].

В 2015 г. ООО «ПензаМолИнвест» (ГК «Дамате») реализовало проект по расширению комплекса по выращиванию и переработке мяса индейки до 60 тыс. тонн в год. Комплекс представляет собой вертикально-интегрированную структуру, включающую полный цикл производства: инкубаторий, производственные площадки по подращиванию и откорму птицы, цех убоя и переработки мяса, элеватор для хранения зерна, комбикормовый завод, а также всю необходимую инфраструктуру. Объем капитальных вложений по проекту составил 12,2 млрд. рублей. Из них на середину 2015 г. были уже освоены 8,4 млрд. рублей, из которых 7,1 млрд. рублей - кредитные средства, 1,3 млрд. рублей - собственные средства предприятия [17].

Однако это не означает, что проблема импортозамещения в сельском хозяйстве региона решена полностью. Здесь недостаточно производится сыров, яблок, рыбы и других продуктов.

На основе анализа продукции, реализованной в торговых сетях Пензенской области, можно определить перечень продукции сельского хозяйства, характеризующейся наибольшими объемами ввоза на территорию региона.

В импорте сельскохозяйственного сырья и продовольственных товаров преоб-

ладают: мясо говядины, кролика и утки, молочные продукты, овощи, фрукты и ягоды.

По итогам 2015 года, в область поступило импортных товаров на 196,9 млн. долларов США, или 76,7 % к уровню 2014 года. Завоз товаров осуществлялся из 5 стран ближнего и 49 стран дальнего зарубежья. Доля ввоза товаров из Германии в общем объеме импорта по области в 2015 году составила 18,6 %, из Китая — 18,1 %, Италии — 7,6 %[18].

В Пензенскую область овощи импортируются преимущественно в зимне-весенний период из Голландии, Египта, Израиля. Продовольственный картофель ввозится из Тамбовской, Брянской областей, Краснодарского края, импортируется из Египта, Марокко (ранний картофель), Голландии (продовольственный и семенной картофель). Плодово-ягодная продукция и фрукты ввозятся из южных регионов России, а импортируются преимущественно из Голландии, Китая, Испании, Бельгии.

Решение вопроса импортозамещения и расширения выпуска картофеля, овощей, фруктов, ягод возможно за счет: формирования областного картофелеводческого и овощеводческого кластера; создания логистических (оптово-распределительных) центров для хранения, предпродажной подготовки и реализации овощей, фруктов и картофеля; создания современных тепличных комплексов, реконструкции и модернизации действующих теплиц; реализации инвестиционных проектов по направлениям картофелеводства, овощей открытого и защищенного грунта; реализации проектов по восстановлению существующих и закладке новых садов; развития кооперации.

Основными причинами импорта мясной продукции являются: низкая доля мясного скота в общем поголовье крупного рогатого скота; высокая изношенность оборудования, техническая и технологическая отсталость основных фондов непосредственно в мясном скотоводстве, низкая продуктивность естественных кормовых угодий и слабая база производства основных кормов для откормочного контингента и другие. Анализируя ввоз мяса и мясопродуктов на территорию региона, следует отметить, что ввозится преимущественно мясо кролика и утки. Импорт мяса осуществляется преимущественно из Венгрии.

Решение вопроса импортозамещения и расширения выпуска мяса возможно за счет: реализации инвестиционных проектов в животноводстве; строительства и мо-

Нива Поволжья № 3 (40) август 2016 125

дернизации комплексов по промышленному выращиванию мясного скота; создания кролиководческих ферм, рассчитанных на интенсивное содержание кроликов с полным производственным циклом «выращивание - убой - переработка»; активного участия сельхозтоваропроизводителей области в мероприятиях по поддержке начинающих фермеров и развитию семейных животноводческих ферм.

Основными причинами импорта молока и молочных продуктов выступают: низкий уровень обеспеченности животных высококачественными кормами; изношенность основных производственных фондов животноводства, низкий удельный вес животноводческих помещений с современными технологиями и оборудованием; дефицит квалифицированных работников молочного скотоводства.

Решение вопроса импортозамещения и расширения выпуска молока и молочных продуктов возможно за счет: создания условий для модернизации молочной отрасли; перехода на современные индустриальные технологии производства молока; укрепления кормовой базы.

Таким образом, Программа импортоза-мещения и расширения выпуска продукции в Пензенской области на 2015-2017 годы предусматривает скоординированные действия региональных товаропроизводителей и исполнительных органов государственной власти Пензенской области, направленные на повышение конкурентоспособности продукции как на внутреннем, так и на внешнем рынке, создание привлекательного инвестиционного климата в регионе.

Вопросы импортозамещения напрямую связаны с конкурентоспособностью отечественной сельскохозяйственной продукции, которая пока невысока.

Средиключевыхнаправленийповышени яконкурентоспособностиследуетотметитьс ледующие:

- освоение заброшенных угодий (бо-лее56 млн. га не используются);

- технологическое обновление отрасли (в стране производится менее 1 тысячи

отечественных тракторов, штучным стал выпуск сельскохозяйственной техники; в перерабатывающих отраслях износ производственных фондов достигает 60.65 %);

- расширение доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынку конечного потребителя;

- увеличение объема агротехнических работ (в России используется в 5 раз меньше удобрений, чем в других развитых странах);

- устойчивое развитие сельских территорий.

Вывод. Процесс импортозамещения в России имеет отличные шансы на успех. Связано это с большим количеством факторов. Во-первых, у российских предприятий нет проблем с доступом к необходимому сырью, природным ресурсам. Во-вторых, производственные издержки при открытии производства в РФ во многих случаях будут ниже, чем за рубежом, собственно, за счет дешевизны некоторых природных ресурсов. В-третьих, у России есть ощутимый технологический потенциал. Пока что он реализуется в основном в сфере ВПК. Однако при необходимости, как считают многие аналитики, можно перевести те или иные военные наработки в гражданскую отрасль.

Несмотря на сложности из-за введенных санкций и наших ответных действий позитивных моментов немало. Отечественные производители получили возможности для роста, российские граждане получили новые рабочие места, а национальная экономика стала меньше зависеть от зарубежных партнеров.

Удовлетворяя свои потребности и замещая импортные продукты отечественными, сельское хозяйство может влиять на эволюцию экономики страны, являясь определенным образом катализатором развития. Предпосылки экономической нестабильности демонстрируют, что необходимо интенсивное развитие сельского хозяйства для преодоления зависимости от импорта. Кроме того, удачное импортозамещение постепенно приведёт к ориентации сельского хозяйства на экспорт.

Литература

1. Программа импортозамещения в российской экономике в 2014-2015 годах //http://ria. ru.

2. О продовольственной безопасности России: доклад группы экспертов Изборского клуба под руководством академика РАН С. Ю. Глазьева // http://www. dynacon. ru.

3. Бондина, Н. Н. Обеспечение оптимальной структуры источников формирования финансовых ресурсов / Н. Н. Бондина // Нива Поволжья. - 2014. - № 1. - С. 115-122.

4. Бондина, Н. Н. Обеспеченность сельскохозяйственных организаций производственными ресурсами / Н. Н. Бондина // Нива Поволжья. - 2015. - № 1. - С. 97-105.

5. Сологуб, Н. Н. Критерии оценки продовольственной безопасности / Н. Н. Сологуб // Образование, наука, практика: инновационный аспект: сборник материалов международной научно-практической конференции, посвященной 60-летию ФГБОУ ВПО «Пензенская ГСХА». - Пенза: РИО ПГСХА, 2011. - С. 225-227.

6. Уланова, О. И. О продовольственной безопасности в Российской Федерации / О. И. Уланова // Научное обеспечение развития АПК России: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции / МНИЦ ПГСХА. - Пенза: РИО ПГСХА, 2012. - С. 88-91.

7. Чернова, О. А. Организационно-правовые проблемы обеспечения стратегических национальных приоритетов Российской Федерации в продовольственной сфере / О. А. Чернова // Российская юстиция. - 2011. - № 12. - С. 63-64.

8. Сологуб, Н. Н. Проблемы обеспечения экономической безопасности в России / Н. Н. Сологуб // Экономика и финансы. - 2011. - № 9 - 10. - С. 6-7.

9. Уланова, О. И. О продовольственной безопасности России/ О. И. Уланова // Вклад молодых ученых в инновационное развитие АПК России: сборник Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых. - Пенза, 2014. - С. 79-81.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Уланова, О. И. Продовольственная безопасность России: внутренние и внешние угрозы /О. И. Уланова // Вклад молодых ученых в инновационное развитие АПК России: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых 26...27 ноября 2009 г. - Пенза: РИО ПГСХА, 2009. - С. 108.

11. Уланова, О. И. Продовольственная безопасность России: угрозы и возможности / О. И. Уланова, Н. Н. Сологуб // Нива Поволжья. - 2015. - № 3. - С. 151-157.

12. Сологуб, Н. Н. Экономические санкции и продовольственная безопасность России / Н. Н. Сологуб // Образование, наука, практика: инновационный аспект: сборник материалов международной научно-практической конференции, посвященной Дню российской науки. - Пенза: РИО ПГСХА, 2015. - С. 12-14.

13. Импорт продовольствия и сельскохозяйственной продукции // Институт комплексных стратегических исследований. - 2014. - № 68(136).

14. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента РФ от 30 января 2010 г. № 120) // СПС «Гарант».

15. В Минсельхозе Пензенской области подвели итоги работы агропромышленного комплекса в 2015 году // http://www.mcx.ru.

16. Программа импортозамещения продукции в Пензенской области на 2015-2017 годы // http://www. mcx-penza.ru.

17. Пензенская область активно наращивает импортозамещение в производстве картофеля // http://penza.yodda.ru.

18. В Пензенской области утверждена программа импортозамещения // http://penza. гШ. ги.

UDK 631.151.6(470)

POLICY OF IMPORT SUBSTITUTION AS A FACTOR OF PROVIDING FOOD SECURITY

O. I. Ulanova, candidate of culture sciences, assistant professor;

N. N. Sologub, candidate of histor. sciences, assistant professor

FSBEE HE Penza SAA, Russia, telephone: 8(841)62-83-76, e-mail: olga. ulanova2010@ yandex.ru

The article deals with import substitution in the agrarian sphere, its efficiency, reasons for its pure use, development of the optimal policy of importing goods and services in the Russian agrarian economy in the conditions of economic sanctions. The nature and role of import substitution in the agricultural sector, its efficiency, causes of its weak use, the formation of the optimal policy of imports of goods and services in the Russian agrarian economy in the face of economic sanctions are considered in the article. One of the goals of the State program of development of agriculture and regulation of markets for agricultural products and foodstuffs for the period of 2013-2020 is accelerated import substitution. The authors describe an example of positive experience in the realization of the policy of import substitution in Penza region. The attention is paid to the present day situation of food security status in connection with the introduction of economic sanctions of Western countries against Russia. It is concluded that the priority of state policy should be the development of the domestic food market, support and protection of domestic producers, relying on their own agricultural resources, reduction of losses of agricultural products, better utilization of existing agriculture reserves.

Key words: import substitution policy, economic sanctions, the program of import substitution, agriculture, food security, basic indicators, Penza region, imports, causes of imports, import substitution mechanism.

Нива Поволжья № 3 (40) август 2016 127

References:

1. The program of import substitution in the Russian economy in 2014-2015 //http://ria. EN.

2. About food security in Russia: report of the group of experts of the Izborsk club under leadership of academician S. Yu. Glazyev // http://www. dynacon. EN.

3. Bondina, N. N. Ensuring the optimal structure of sources of formation of financial resources / N. N. Bondina // Niva Povolzhya. - 2014. - No. 1. - P. 115-122.

4. Bondina, N. N. The security of the agricultural organizations with production resources / N. N. Bondina // Niva Povolzhya. - 2015. - No. 1. - P. 97-105.

5. Sologub, N. N. Evaluation criteria for food security / N. N. Sologub // Education, science, practice: innovative aspects: proceedings of the international scientific-practical conference dedicated to the 60th anniversary of FSBEE HPT "Penza state agricultural academy". - Penza: EPD PSAA, 2011. - P. 225227.

6. Ulanova, O.I. About food security in the Russian Federation / O. I. Ulanova // Scientific support of AIC development of Russia: collection of articles of All-Russian scientific-practical conference / Publ. center PSAA. - Penza: EPD PSAA, 2012. - P. 88-91.

7. Chernova, O. A. Organizational and legal problems of ensuring strategic national priorities of the Russian Federation in the food sector / O.A. Chernova // Russian justice. - 2011. - No. 12. - P. 63-64.

8. Sologub, N. N. Problems of providing economic security in Russia / N. N. Sologub // Economics and Finance. - 2011. - № 9 - 10. - P. 6-7.

9. Ulanova, O. I. About food security of Russia/ O. I. Ulanova // Contribution of young scientists to the innovative development of AIC of Russia: collection of papers of All-Russian scientific-practical conference of young scientists. - Penza, 2014. - P. 79-81.

10. Ulanova, O. I. Food safety of Russia: internal and external threats /O. I. Ulanova // ontribution of young scientists to the innovative development of agrarian and industrial complex of Russia: proceedings of All-Russian scientific-practical conference of young scientists 26...27 Nov. 2009 - Penza: EPD PSAA, 2009. - 108 p.

11. Ulanova, O. I. Food safety of Russia: threats and opportunities / O. I. Ulanova, N. N. Sologub // Niva Povolzhya. - 2015. - No. 3. - P. 151-157.

12. Sologub, N. N. Economic sanctions and food security of Russia / N. N. Sologub // Education, science, practice: innovative aspects: proceedings of the international scientific-practical conference devoted to the Day of Russian science. - Penza: EPD PSAA, 2015. - P.12-14.

13. The import of food and agricultural products // Institute for complex strategic studies. - 2014. -№ 68(136).

14. The food security doctrine of the Russian Federation (approved by decree of the President of the Russian Federation of January 30, 2010 № 120) // ATP Garant.

15. The Ministry of agriculture of the Penza region summed up the results of work of agro-industrial complex in 2015 // http://www.mcx.ru.

16. The program of import substitution products in the Penza region for the years 2015-2017 // http://www. mcx-penza.ru.

17. Penza region is actively expanding import substitution in the production of potato // http://penza.yodda.ru.

18. In Penza region the program of import substitution is adopted // http://penza. rfn. EN. 2015 // http://www.mcx.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.