Научная статья на тему 'Экономический потенциал Пензенской области для импортозамещения сельскохозяйственной продукции'

Экономический потенциал Пензенской области для импортозамещения сельскохозяйственной продукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
378
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Нива Поволжья
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИМПОРТ / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / САМООБЕСПЕЧЕНИЕ / ЭКСПОРТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ПРОДУКЦИЯ / IMPORTS / IMPORT SUBSTITUTION / COMPETITIVENESS / SELF-SUFFICIENCY / EXPORT POTENTIAL / AGRICULTURAL PRODUCTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Малюк Л.И., Павлов А.Ю.

Введенные против России экономические санкции со стороны западных стран, вынуж-денные ответные меры России по-новому ставят вопросы импортозамещения, при этом первоочередной задачей становится самообеспечение России сырьем и продовольствием. В статье рассматривается современное состояние процесса импортозамещения в Рос-сии в целом и в Пензенской области в частности. Обоснована необходимость диверсификации видов деятельности сельского населения, как способа сохранения сельского образа жизни. На основе расчета коэффициента самообеспеченности основными продуктами питания выявлены категории продуктов с высоким потенциалом импортозамещения. Представлена оценка потенциала импортозамещения основных отраслей сельского хозяйства Пензенской области. Проведенные исследования позволили разработать предложения по первоочередным мероприятиям повышения конкурентоспособности регионального агропромышленного комплекса на российском рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Малюк Л.И., Павлов А.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ECONOMIC POTENTIAL OF PENZA REGION FOR IMPORT SUBSTITUTION OF AGRICULTURAL PRODUCTS

Imposed against Russia economic sanctions from the West, forced Russia's response in a new way raises questions of import substitution, a priority task being the self-sufficiency of Russia in raw materials and foodstuffs. The article deals with the current state of the process of import substitution in Russia as a whole, and in Penza region in particular. The necessity for diversification of activities of rural population, as a way of preserving a rural lifestyle is substantiated in the article. Based on the calculation of the coefficient of self-sufficiency in basic food products the product categories with high potential for import substitution were identified by the authors. An assessment of the substitution potential of the main branches of agriculture of the Penza region was done. The conducted researches enabled to develop proposals for priority activities to improve the competitiveness of regional agro-industrial complex in the Russian market.

Текст научной работы на тему «Экономический потенциал Пензенской области для импортозамещения сельскохозяйственной продукции»

10. Svistunova, I. G. The formation and development of human capital in rural areas: Author. dis. cand. economic sciences: 08.00.05 / I. G. Svistunova. - Stavropol, 2013. - 166 p.

11. Khachaturyan, N. S. Еssence and function socially responsible business / N. S. Khachaturyan // Vestnik voyennogo university. - 2011. - № 1/25. - 108 p.

12. Cherevko, L. D. Management of competitiveness of small businesses in the conditions of Russia's membership in the WTO / L. D. Cherevko, N. N. Bekreneva, N. M. Guryanova // Vestnik of the Federal State Institution of Higher Professional Education «Moscow State Agro University in the name of V. P. Goryachkin». - 2014. - № 3 - P. 56-58.

13. Cherevko, L. D. The category «food supplyy» and its relationship with other categories / L. D. Cherevko, N. M. Guryanova // Economy and entrepreneurship. - 2014. - № 8 (49) - P. 64-67.

14. Chupina, I. P. Solving the problem of food security based on the concept share-division / I. P. Chupina // Upravlenets. - 2015. - № 1 (53). - P. 64-68.

15. http://pnz.gks.ru/

УДК 332.142.4

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ДЛЯ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ

Л. И. Малюк, канд. экон. наук, доцент; А. Ю. Павлов, канд. экон. наук, доцент

ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный технологический университет»,

Россия, e-mail: crsk@mail.ru

Введенные против России экономические санкции со стороны западных стран, вынужденные ответные меры России по-новому ставят вопросы импортозамещения, при этом первоочередной задачей становится самообеспечение России сырьем и продовольствием.

В статье рассматривается современное состояние процесса импортозамещения в России в целом и в Пензенской области в частности. Обоснована необходимость диверсификации видов деятельности сельского населения, как способа сохранения сельского образа жизни. На основе расчета коэффициента самообеспеченности основными продуктами питания выявлены категории продуктов с высоким потенциалом импортозамещения. Представлена оценка потенциала импортозамещения основных отраслей сельского хозяйства Пензенской области. Проведенные исследования позволили разработать предложения по первоочередным мероприятиям повышения конкурентоспособности регионального агропромышленного комплекса на российском рынке.

Ключевые слова: импорт, импортозамещение, конкурентоспособность, самообеспечение, экспортный потенциал, сельскохозяйственная продукция.

Глобализация и интернационализация мировых экономических процессов одним из своих последствий имеют определенные диспропорции в экономике, которые выражаются в постепенном размывании грани между пограничным и внутренним регулированием международного экономического обмена. С одной стороны, Россия получила доступ на международные рынки и возможность наращивать свой экспорт, с другой стороны - активное освоение отечественного рынка иностранными компаниями. Именно на данном этапе развития особое значение приобретает развитие региональных экономик, при этом акцент смещается в сторону производства сырья и продовольствия и, следовательно, развития сельского хозяйства и сельских территорий [6].

В России наряду с этими задачами большое значение имеет увеличение объ-

емов производства сельскохозяйственной продукции, которое сопряжено с наращиванием инвестиционной активности в отрасли и привлечением в нее новых игроков. Данные задачи особенно актуальны с учетом исторических особенностей отечественного сельского хозяйства - его много-укладности, высокого веса низкоэффективных сельхозпредприятий с низким производственным потенциалом, которые при этом преобладают численно и по-прежнему охватывают около 2/3 сельскохозяйственных угодий [5].

В августе 2014 г. президент России подписал указ о применении специальных экономических мер «в целях защиты национальных интересов» [1], который вводит запрет на ввоз в течение года сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия из стран, которые ввели санкции против России (США, Канады, Австралии,

Норвегии и стран Евросоюза). Частичное возмещение импорта продуктов было произведено за счет снятия введенных ранее ограничений на поставки мясомолочной продукции из Бразилии, а также подписания договоров о расширении поставок сельскохозяйственных продуктов на российский рынок из латиноамериканских стран [9].

Введенное продуктовое эмбарго привело к диверсификации поставщиков на российский рынок и стимулированию увеличения объемов производства российскими сельскохозяйственными предприятиями. Данное обстоятельство актуализировало тезис о том, что нет нежизнеспособных сел и недостаточный аграрный потенциал может быть заменен другими, не менее эффективными видами деятельности по переработке сельскохозяйственной продукции. В каждой местности, в каждом муниципальном образовании следует искать идеи, которые могут привести к притоку населения, к увеличению занятости. Целесообразно поощрять сотрудничество между людьми, живущими в районе, между некоммерческими и коммерческими организациями, поскольку модернизации сельской экономики способствуют не кардинальные макроэкономические ограничительные меры, а аграрные проекты, которые делают деревню более привлекательной для населения.

Особенно важным это стало в условиях запрета ввоза в Российскую Федерацию сельскохозяйственной продукции, обострились проблемы импортозамещения основных продовольственных товаров (мяса, молока, овощей, фруктов и др.). Это обстоятельство потребовало пересмотра аграрной политики государства, переоценки ранее принятых программ и проектов развития АПК [2].

Развал российского сельского хозяйства в начале 90-х годов стал причиной резко возросшего импорта продовольствия в Российской Федерации. Импорт, естественно, влиял на эффективность производственно-хозяйственной деятельности российских сельскохозяйственных товаропроизводителей [8].

Аграрная и земельная реформы, начавшиеся в современной России с 1990 года, вместо ожидаемого прогресса в развитии сельского хозяйства оказали деструктивное воздействие на аграрную экономику.

Неспособность отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей обеспечить население страны необходимым сырьем и продовольствием по причине

резкого спада объемов производства сельскохозяйственной продукции отрицательно сказалась на импорте продовольственных товаров [7].

По данным Минсельхоза, в целом доля самообеспечения населения в России продовольствием составляет: зернопродукта-ми - 134,8 %; молоком и молокопродукта-ми - 80,2 %; мясом и мясопродуктами -75,9 %; сахаром - 87,8 %.

Следует отметить, что импортозамеще-ние не решает проблему зависимости страны от поставок продовольствия, этот процесс призван создать для отечественных производителей условия для догоняющего развития (иногда ценой установления протекционизма на несколько лет) ради того, чтобы добавленная стоимость продуктов питания, потребляемых на внутреннем рынке, создавалась внутри страны.

Как показывает опыт зарубежных стран, вслед за этапом импортозамещения следует этап экспансии наиболее конкурентных отраслей пищевого комплекса за пределы локального рынка и развитие экспорта. Исходя из этого, импортозамещение должно быть частью последовательной аграрной политики страны [10].

Повышение конкурентоспособности регионального агропромышленного комплекса на российском рынке - одна из важнейших задач региона, требующая инновационных подходов к модернизации отрасли сельского хозяйства. Динамичное развитие АПК, безусловно, способствует укреплению и стабилизации экономики области.

В разрезе регионов в силу различных причин производство продовольствия находится на разных уровнях.

В Пензенской области агропромышленный комплекс занимает одно из ведущих мест среди отраслей материального производства. В нем производится около одной пятой части валовой региональной продукции, от его состояния зависит продовольственная самодостаточность и социальное развитие села. В АПК Пензенской области за последние годы наметилась устойчивая тенденция производственно-экономического развития сельскохозяйственной отрасли, чему способствовала реализация долгосрочных целевых программ (одной из которых является «Развитие агропромышленного комплекса Пензенской области на 2014-2020 годы»), в результате чего она располагает достаточным производственным потенциалом и в значительной степени обеспечивает себя основными продуктами питания. Однако сразу полностью отказаться от импортной

Нива Поволжья № 1 (38) февраль 2016 113

Таблица 1

Производство основных видов сельскохозяйственной продукции в Пензенской области,

все категории хозяйств, 2008-2013 гг.

Вид продукции Г о д 2013 в % к 2008

2008 2009 2010 2011 2012 2013

Скот и птица (в живом весе), тыс. т 142,5 148,9 157,5 168,3 195,4 225,8 158,5

Молоко, тыс. т 549,2 511,2 466,6 483,8 486,0 350,2 63,8

Яйца, млн. шт. 275,3 323,4 332,3 343,7 369,8 356,3 129,4

продукции не представляется возможным , и в целях реализации мероприятий по дальнейшему снижению зависимости Пензенской области от импорта товаров (работ, услуг), а также ввоза товаров (работ, услуг) из других регионов за счет удовлетворения внутреннего спроса высококачественной продукцией собственного производства, формирования условий для расширения масштабов производства и реализации конкурентоспособной продукции, производимой местными предприятиями, была принята «Программа импортозаме-щения продукции в Пензенской области на 2015-2017 годы», ориентированная на создание благоприятных условий для развития агропромышленного, промышленного комплекса Пензенской области и экспортного потенциала региона [3].

Пензенская область вносит весомый вклад в развитие агропромышленного комплекса России, где отмечаются хорошие темпы роста производства мяса и птицы (табл. 1) [11].

Положительная тенденция наблюдается по мясу и яйцу (темп роста составил 158,5 и 129,4 % соответственно), по молоку производство за анализируемый период снизилось на 36,2 %.

Регион является одним из лидеров по темпам развития малого аграрного бизнеса.

В Пензенской области реализуется уникальный проект, направленный на увеличение плотности предпринимательского сектора в так называемых перспективных селах (с льготной системой налогообложения). В 2015 г. таких сел насчитывалось 103.

Если в 2012 г. в субъектах малого предпринимательства было занято 270,73

тыс. чел., то в 2015 г. - уже 282 тыс. чел. Оборот продукции (услуг), производимой субъектами малого предпринимательства, также возрастает: темп роста в 2015 г. по сравнению с 2012 г. составил 1,22. На долю хозяйств населения приходится: производства мяса - 30 % (в хозяйствах всех категорий), молока - 62 %, яйца - 32 %).

На базе балансов продовольственных ресурсов определяется показатель, характеризующий продовольственную безопасность страны, - уровень самообеспечения основными видами сельскохозяйственной продукции.

Положительная динамика развития сельскохозяйственного производства в последние годы в Пензенской области, рост реальных доходов населения и, соответственно, повышение его платежеспособности способствовали изменению структуры питания жителей области в сторону увеличения потребления продуктов животного происхождения, рыбной продукции, а также овощей и фруктов. Исходя из объема производства и внутреннего потребления рассчитан уровень самообеспечения по отдельным видам сельскохозяйственной продукции (табл. 2) [11].

Пензенская область относится к тем регионам России, в которых, в основном за счет местных сельхозпроизводителей, формируются ресурсы мяса, молока, яиц, овощей и картофеля. Однако формирование продовольственных ресурсов региона осуществляется как за счет собственного производства, так и за счет ввоза продовольствия из соседних областей, стран дальнего и ближнего зарубежья: доля импортной продукции последние годы дер-

Таблица 2

Уровень самообеспечения Пензенской области по отдельным видам сельскохозяйственной продукции, 2007-2013 гг.

Вид продукции Г о д

2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013

Мясо 111,7 115,2 114,1 127,5 131,2 145,7 157,7

Молоко 113,5 114,2 109,8 103,3 106,7 107,6 97,8

Яйцо 81,7 81,4 95,8 94,0 92,0 92,7 90,7

Картофель 101,7 104,1 114,6 28,6 179,6 116,3 113,5

Овощи и продовольственные бахчевые культуры 87,8 90,3 98,1 75,7 104,8 106,8 112,4

жится на уровне 30 % и снизить ее в настоящее время не представляется возможным. Более 85 %% производства картофеля и овощей сосредоточено в ЛПХ. В то же время наметившиеся тенденции к снижению численности трудоспособного населения, ведущего личное подсобное хозяйство, дают негативный прогноз в отношении производства продуктов питания, в том числе и картофеля. Особенно остро данная проблема стоит для городского населения. В Пензенской области в 2014 г. емкость хранилищ у сельскохозяйственных товаропроизводителей увеличилась на 47 % и составила 62,9 тыс. тонн. Несмотря на это, объем производства картофеля и овощей открытого грунта в сельскохозяйственных организациях и КФХ региона превышает на 40 % существующую емкость хранения.

Сложившаяся ситуация с развитием хранения и предпродажной подготовки картофеля и овощей в регионе сдерживает увеличение производства данных культур в Пензенской области и не позволяет обеспечить население качественной продукцией картофелеводства и овощеводства в течение всего года. Это приводит к ввозу данных видов продукции из других регионов и импорту, особенно в зимне-весенний период, для удовлетворения потребности городского населения и учреждений социальной сферы в картофеле и овощах. В Пензенскую область овощи импортируются преимущественно в зимне-весенний период из Голландии, Польши, Египта, Израиля, Турции. Продовольственный картофель возится из Тамбовской, Брянской областей, Краснодарского края, импортируется из Египта, Марокко (ранний картофель), Голландии (продовольственный и семенной картофель). Плодово-ягодная продукция и фрукты ввозятся из южных регионов России, а импортируются преимущественно из Польши, Германии, Италии, Голландии, Китая, Испании, Бельгии. Плодово-ягодная продукция и фрукты ввозятся из южных регионов России, а импортируются преимущественно из Польши, Германии, Италии, Голландии, Китая, Испании, Бельгии. Анализируя ввоз мяса и мясопродуктов на территорию региона, следует отметить, что ввозится преимущественно мясо кролика и утки. Импорт мяса осуществляется преимущественно из Венгрии.

Программа импортозамещения определила отрасли сельского хозяйства, обладающие высоким потенциалом импорто-замещения. В перечень продуктов и сель-

скохозяйственного сырья, обладающих высоким потенциалом импортозамещения, названы мясо говядины, баранины, мясо свинины, мясо кролика, мясо птицы, мясо утки и гуся, молочные продукты: сыры, творог, сухое молоко и сливки, кисломолочная продукция [12].

В долгосрочной перспективе развитие названных производств создаст благоприятные условия для развития агропромышленного, промышленного комплекса Пензенской области и экспортного потенциала региона. При реализации областной программы импортозамещения предусматривается развивать взаимодействие сельскохозяйственных товаропроизводителей, торгово-заготовительных организаций, перерабатывающих предприятий и торговых сетей, что обеспечит выработку общих требований к качеству, ассортименту и объёму производства продукции, объединение усилий по её продвижению на региональном рынке и за пределы региона, формирование стабильной сырьевой базы для перерабатывающих предприятий.

Таким образом, в результате реализации Государственной программы Пензенской области «Развитие агропромышленного комплекса Пензенской области на 2014-2020 гг.» планируется увеличение к 2020 г. производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) на 22,4 %, среднего уровня рентабельности сельскохозяйственных организаций до 14,9 % (с учетом субсидий), уровня заработной платы в сельском хозяйстве - до 25269 рублей, производительности труда - до 1349,7 тыс. рублей, численности высокопроизводительных рабочих мест - до 6000 единиц; обеспечение среднегодового темпа прироста объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства в размере 4 %. Кроме того, ожидается рост к 2020 году производства: зерна - до 1571,6 тыс. тонн, сахарной свеклы - до 1752,7 тыс. тонн, картофеля - до 604 тыс. тонн, скота и птицы на убой - до 221,1 тыс. тонн в живой массе, молока - до 410 тыс. тонн; прирост мощностей по убою скота и его первичной переработке на 0,2 тыс. тонн [4].

В конечном итоге к 2020 г. реализация мероприятий программы будет способствовать ускоренному импортозамещению продукции сельского хозяйства, а также повышению конкурентоспособности региональной продукции растениеводства и животноводства на внутреннем и внешнем рынках.

Нива Поволжья № 1 (38) февраль 2016 115

Литература

1. Указ Президента РФ от 6 августа 2014 г. № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» // Правовая система «ГАРАНТ».

2. Распоряжение Правительства РФ от 2 октября 2014 г. № 1948-р «Об утверждении плана мероприятий по содействию импортозамещению в сельском хозяйстве на 2014-2015 годы» // Правовая система «ГАРАНТ».

3. Постановление Правительства Пензенской области от 9 апреля 2015 года № 179-пП «Об утверждении Программы импортозамещения и расширения выпуска продукции в Пензенской области на 2015-2017 годы» // Правовая система «ГАРАНТ».

4. Постановление Правительства Пензенской области от 18 сентября 2013 г. № 691-пП (в ред. Постановлений Правительства Пензенской обл. от 22.05.2015 № 278-пП, от 10.07.2015 № 388-пП, от 21.10.2015 № 582-пП, от 23.11.2015 № 646-пП) «Государственная программа Пензенской области «Развитие агропромышленного комплекса Пензенской области на 2014-2020 гг.» // Правовая система «ГАРАНТ».

5. Батова, В. Н. Проблемы обеспечения продовольственной безопасности АПК / В. Н. Батова, А. Ю. Киндаев // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. - 2014. - Т. 1, № 2 (18). -С. 131-136.

6. Минаков, И. А. Экономика агропродовольственного рынка: учеб. пособие / И. А. Минаков, А. Н. Квочкин и др.; под ред. д. э. н., проф. И. А. Минакова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 232 с.

7. Милосердов, В. В. Причины продовольственной зависимости России / В. В. Милосердов, К. В. Милосердов // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2014. -№ 3. - С. 6-11.

8. Нуралиев, С. У. Особенности развития продовольственного рынка России / С. У. Нуралиев // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2014. - № 6. - С. 49-51.

9. Рыжкова, Ю. А. Влияние санкций на экономику России / Ю. А. Рыжкова, В. Н. Батова // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2015. - № 2. - С. 62-65.

10. Сиптиц, С. О. Особенности проблем импортозамещения в АПК и пути их решения в современных условиях / С. О. Сиптиц // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2015. - № 2. - С. 55-58.

11. Сельское хозяйство Пензенской области в цифрах и фактах: статистический сборник / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области // http: // www.pnz.gks.ru

12. Ушачев, И. Г. Агропродовольственный сектор России в условиях санкций: проблемы и возможности / И. Г. Ушачев // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2015. - № 5. - С. 2-8.

UDK 332.142.4

THE ECONOMIC POTENTIAL OF PENZA REGION FOR IMPORT SUBSTITUTION OF AGRICULTURAL PRODUCTS

L.I. Maluk, candidate of economic sciences, associate professor;

A.Yu. Pavlov, candidate of economic sciences, associate professor

FSBEE HPT «Penza state technological university», Russia, e-mail: crsk@mail.ru

Imposed against Russia economic sanctions from the West, forced Russia's response in a new way raises questions of import substitution, a priority task being the self-sufficiency of Russia in raw materials and foodstuffs.

The article deals with the current state of the process of import substitution in Russia as a whole, and in Penza region in particular. The necessity for diversification of activities of rural population, as a way of preserving a rural lifestyle is substantiated in the article. Based on the calculation of the coefficient of self-sufficiency in basic food products the product categories with high potential for import substitution were identified by the authors. An assessment of the substitution potential of the main branches of agriculture of the Penza region was done. The conducted researches enabled to develop proposals for priority activities to improve the competitiveness of regional agro-industrial complex in the Russian market.

Key words: imports, import substitution, competitiveness, self-sufficiency, export potential, agricultural products.

References:

1. The decree of the President of the Russian Federation from 06 August 2014, No. 560 «On applying certain special economic measures to ensure security of the Russian Federation» // Legal system «GARANT»

2. The order of the government of the Russian Federation from 2 October 2014 No. 1948-R «On approval of the plan of measures to assist import substitution in agriculture for the period of 2014-2015» // Legal system «GARANT»

3. The decree of the Government of Penza region from April 9, 2015 No. 179-PP «On approval of the Program of import substitution and expansion of the output of products in Penza region for the period of 2015-2017» // Legal system «GARANT»

4. The decree of the Government of Penza region from September 18, 2013 N 691-PP (as amended by the Resolutions of the Government of the Penza region from 22.05.2015 N 278-PP, from 10.07.2015 N 388-PP, 21.10.2015 N 582-PP, 23.11.2015 No. 646-PP) «State program of the Penza region «Development of agriculture of Penza region for the period of 2014-2020» // Legal system «GARANT»

5. Batova, V. N. The problems of providing food security in the agricultural sector / V. N. Batova, A. Yu. Kindayev // XXI century: the past and challenges of the present plus. - 2014. - Vol. 1. No. 2 (18). -pp. 131-136.

6. Minakov, I. A. Economics of the agro-food market: textbook / I. A. Minakov, A. N. Kvochkin, et.al.; under the editorship of doctor of economic sciences, professor I.A. Minakov. - M.: SRC INFRA-M, 2014. - 232 p.

7. Miloserdov V. V. Causes of Russian food dependence / V. V. Miloserdov, K. V. Miloserdov // Economics of agricultural and processing enterprises. -2014. - No. 3. - P. 6-11

8. Nuraliyev, S. U. Peculiarities of the development of the food market of Russia/ S.U. Nuraliyev // Economics of agricultural and processing enterprises. - 2014. - No. 6. - P. 49-51

9. Ryzhkova, Yu.A. Impact of sanctions on the Russian economy / Yu.A. Ryzhkova, V.N. Batova // Azimuth of research: economics and management. - 2015. - No. 2. - P. 62-65.

10. Siptits, S. O. The peculiarities of the problems of import substitution in agriculture and ways of their solution in modern conditions / S. O. Siptits // Economics of agricultural and processing enterprises. - 2015. - No. 2. - P. 55-58

11. Agriculture of Penza region in facts and figures: statistical collection / Territorial body of Federal service of state statistics in Penza region - http: // www. pnz. gks. ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Ushachev, I. G. Agro-food sector of Russia in conditions of sanctions: challenges and opportunities / I. G. Ushachev // Economics of agricultural and processing enterprises. - 2015. - No. 5. - P. 2-8

УДК 338.124.2

ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ И БАНКРОТСТВО ГРАЖДАН В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СПАДА

Э. И. Позубенкова, канд. экон. наук, доцент; П. С. Позубенков, канд. ист. наук, доцент ФГБОУ ВО Пензенская ГСХА, Россия, e-mail: epozubenkova@mail. ru, ppozubenkov@mail.ru

Замедление темпов роста экономики, значительные колебания валютного курса, ухудшение финансового состояния предприятий привели к росту просроченной кредиторской задолженности физических лиц.

На фоне падения реальных доходов населения и увеличения объемов потребительского и других форм кредитования, особенно в последние два года, появление закона о банкротстве физических лиц не случайно. Предполагается, что законодательное закрепление возможности реструктуризации задолженности и восстановления платежеспособности должника будут способствовать решению сразу двух задач: повышению деловой активности населения и увеличению возможностей кредиторов взыскать долги.

Обобщены данные Федеральной службы государственной статистики РФ и её территориального органа по Пензенской области о снижении индекса ожидаемых позитивных изменений экономической ситуации в России, индекса потребительской уверенности, падении реальных доходов населения и деформации их структуры, росте безработицы и задолженности граждан по потребительским кредитам. Сделан вывод о своевременности введения Федерального закона о банкротстве физических лиц, дана краткая его характеристика.

Ключевые слова: реальные располагаемые доходы населения, закредитованность, банкротство физических лиц.

Ухудшение макроэкономической ситуации в России, рост инфляции, введение значительных ограничений на импорт продуктов, сокращение экспорта, падение

потребления, а также снижение прежних объемов инвестиций негативным образом влияют на развитие рецессии экономики [4, 6].

Нива Поволжья № 1 (38) февраль 2016 117

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.