ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
УДК 338
DOI 10.21685/2309-2874-2017-1-9
Ю. Д. Бахтеев, Г. Ю. Куряева, В. А. Папшева
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ 2016: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА
В ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ И ПО РОССИИ В ЦЕЛОМ
Аннотация.
Актуальность и цели. Как известно, одной из ключевых проблем экономики России последних двух лет являются санкции, введенные странами, входящими в состав Евросоюза. В результате Россией были введены ответные санкции в виде запрета на ввоз в страну многих продуктов питания (молоко и молочная продукция, практически все виды мяса, рыбы, морепродуктов, овощи, фрукты, орехи и т.д.). Это обусловило необходимость проведения политики импортозамещения, т.е. продукты, которые попали в список санкционных и в которых нуждается Россия, стали производиться внутри страны. Цель работы - выяснить, каковы перспективы и пути развития российского производителя в Пензенской области и по России в целом.
Материалы и методы. Для решения исследовательских задач был проведен сравнительный анализ данных программы по импортозамещению в Пензенской области (данные Министерства Сельского хозяйства Пензенской области), а также достигнутых на самом деле результатов. Также была рассмотрена программа по импортозамещению в целом по России на долгосрочную перспективу.
Результаты. Были исследованы направления программы по импортозаме-щению по Пензенской области и по России в целом. Были выявлены «слабые места» производителей, предложены рекомендации по улучшению программы импортозамещения.
Выводы. Отечественные продукты питания становятся популярнее заграничных, потому что привлекают соотношением «цена-качество». А в связи с этим можно сделать вывод, что для отечественных товаропроизводителей антироссийские санкции стали шансом вывести свою продукцию на качественно новый уровень. Выходит, планируемый урон не был нанесен.
Ключевые слова: импортозамещение, антироссийские санкции, перспективы развития, отечественная продукция
Yu. D. Bakhteev, G. Yu. Kuryaeva, V. A. Papsheva
IMPORT SUBSTITUTION 2016: PROSPECTS OF DOMESTIC PRODUCTION DEVELOPMENT IN PENZA REGION AND RUSSIA AS A WHOLE
Abstract.
Background. As you know, one of the key problems of the Russian economy of the last two years is the sanctions imposed by the EU countries. As a result Russia
imposed retaliatory sanctions in the form of banning the import of many food products (milk and dairy products, almost all types of meat, fish, seafood, vegetables, fruits, nuts, etc.). This has necessitated a policy of import substitution, i.e. the products that entered the sanction list and needed by Russia have been produced in the country. The aim of this work is to find out what are the prospects and ways of development of Russian producers in Penza region and Russia as a whole.
Materials and methods. The research tasks were implemented through a comparative analysis of these programs for import substitution in Penza region (based on the data of the Ministry of Agriculture of Penza region), as well as of the actual results achieved. The authors also discussed the program of import substitution in Russia as a whole in the long term outlook.
Results. Considering the directions of the import substitution program for Penza region and Russia as a whole, the authors have identified "weak points" of manufacturers and suggested recommendations for improving the program of import substitution.
Conclusions. Local food products are becoming more popular overseas due to the "price-quality" ratio. And in this regard we can conclude that as for domestic producers the anti-Russian sanctions have become a chance to bring their products to a new level. It turns out that the planned damage did no harm.
Key words: import substitution, anti-Russia sanctions, development prospects, domestic production
Как известно, одной из ключевых проблем экономики России последних двух лет являются санкции, введенные странами, входящими в состав Евросоюза. Причиной тому послужила внешняя политика России в отношении Украины, в частности Крыма и Севастополя, на тот момент входивших в состав Украины. А именно, был ограничен доступ ряда российских банков (Сбербанк России, ВТБ, Газпромбанк, ВЭБ, Россельхозбанк) [1] и компаний (Сириус, Станкоинструмент, Химкомпозит, концерн Калашников, Тульский оружейный завод, Технологии машиностроения, Высокоточные комплексы, концерн ПВО Алмаз-нтей, НПО Базальт) к рынку капитала Евросоюза. Санкции затронули также нефтяную (Роснефть, Транснефть, Газпромнефть), авиастроительную отрасли и оборонный комплекс (Уралвагонзавод, Оборон-пром, Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК)) [2]. А также гражданам стран ЕС и европейским компаниям запрещается производить операции с ценными бумагами этих компаний сроком обращения свыше 30 дней; компаниям запрещается оперировать со счетами в европейских банках, инвестиционные консультации, управление портфельными инвестициями и организация размещения ценных бумаг; гражданам стран ЕС и европейским компаниям запрещено оказание услуг по разработке и добыче нефти на глубоководье, в Арктике и на сланцевых месторождениях; запрещены поставки европейских технологий двойного назначения, которые могут использоваться не только в гражданской, но и в оборонной промышленности, технологий и оборудования, необходимых для освоения шельфовых месторождений, а также доступа к рынкам капитала [3].
В результате Россией были введены ответные санкции в виде запрета на ввоз в страну многих продуктов питания, столь любимых нашими сооте-четвенниками (молоко и молочная продукция, практически все виды мяса, рыбы, морепродуктов, овощи, фрукты, орехи и т.д.) [4]. Продовольственное эмбарго действует в РФ с 7 августа 2014 г. в отношении продукции из США,
ЕС, Австралии, Норвегии и Канады, позднее список стран был расширен. В список включены пищевые или готовые продукты, изготовленные по технологиям производства сыра и содержащие 1,5 мас.% или более молочного жира (постановление от 25.06.2015 № 625) [5]. Это обусловило необходимость проведения политики импортозамещения, т.е. продукты, которые попали в список санкционных и в которых нуждается Россия, стали производиться внутри страны. При этом стоит отметить, что отечественный производитель, дабы быть более конкурентоспособным, стремится использовать больше натуральных ингредиентов для производства своего товара. Как важную стоит отметить позицию запрета на импорт пищевых молокосодержащих продуктов на основе растительных жиров. Именно растительные жиры причиняют огромный вред здоровью россиян, а такие из них, как пальмовое масло, не усваиваются организмом.
По данным, предоставленным Ведомством таможенной службы на 29 мая 2016 г., было задержано 5,69 тыс. т санкционной продукции, из них 270 т продукции животного происхождения, 5,42 тыс. т - растительного, в основном это овощи и фрукты. Была уничтожена не вся продукция, но большая ее часть, а именно: 5,274 тыс. т и 207 т соответственно. Приказ об уничтожении продукции, которая попала в санкционный список, был подписан Президентом в июле 2015 г. [6].
На фоне необходимости проведения политики импортозамещения возникает ряд вопросов. Объем производства какой продукции требуется увеличить? Каким образом это сделать? Будет ли данная продукция конкурентоспособной? Какие существуют проекты по поддержанию российского производителя? Каковы перспективы развития отечественного производителя, в частности, пензенского? И, наконец, главный вопрос: антироссийские санкции нанесли планируемый урон российской экономике?
Основным направлением импортозамещения должна быть организация производства тех видов продукции, которые востребованы в регионе, имеют высокую добавленную стоимость, затраты на организацию производства которых дадут наибольшую отдачу [7]. Основу политики импортозамещения России сегодня должна составлять не полная замена импортных товаров российскими аналогами, а создание условий для диверсификации отечественного производства (расширение ассортимента выпускаемой продукции и переориентация рынков сбыта, освоение новых видов производств с целью повышения эффективности производства, получения экономической выгоды) и выхода на мировой рынок, так как он обладает более высоким потенциалом для роста отечественных компаний с конкурентоспособной продукцией российского производства. Для осуществления данной политики необходимо:
- проанализировать торговый оборот страны и ее регионов за последние пять лет, выявить «слабые места» в российском рынке импортных товаров, услуг, технологий и оборудования в отдельных отраслях и сегментах экономики;
- определить степень импортозависимости в отраслях, а также по отдельным товарным группам;
- проанализировать производственный потенциал и научно-технический потенциал предприятий, выпускающих продукцию, которая является конкурирующей с импортной;
- разработать перечень оборудования и технологий, являющихся необходимыми для региональных производителей и оценить экономическую целесообразность производства данного оборудования на территории региона (альтернатива - закупка в других регионах РФ или в странах, не применяющих санкции против РФ);
- провести анализ конкурентоспособности продукции потребительского назначения региональных товаропроизводителей;
- выявить перечень потребительских товаров, потребности в которых Россия сможет удовлетворить, увеличив собственное производство за счет имеющихся резервов и мероприятий, направленных на развитие предприятий области;
- определить перечень потребительских товаров, потребность в которых может быть удовлетворена только за счет импорта из стран ближнего и дальнего зарубежья [8].
Производители каждого региона стремятся к проиводству продукта-лидера среди аналогов, а потому старается соблюдать баланс «цена-качество». В сравнении с другими регионами конкурентоспособной является и Пензенская область. В основном она специализируется на производстве молочной продукции, мяса и овощей, что крайне необходимо российским потребителям. В табл. 1 представлены реальные результаты реализации программы по импортозамещению на конец 2015 г.
Таблица 1
Результаты программы по импортозамещению по Пензенской области [9]
Наименование контрольного показателя Единициа измерения 2015 г.
Динамика экспорта Млн долл. США 212,9
Динамика импорта Млн долл. США 151,4
Производство скота и птицы на убой в хозяйствах всех категорий (в живом весе) Тыс. т 195,0
Производство молока в хозяйствах всех категорий Тыс. т 330,0
Производство сыров и сырных продуктов Тыс. т 3,5
По данным Министерства сельского хозяйства Пензенской области, Пензенская область ожидала следующих результатов от программы импорто-замещения, представленных в табл. 2.
Как видно из данных табл. 1, у Пензенского региона большие планы на период с 2014 по 2017 г. Но как важное стоит отметить положение о том, что по некоторым показателям Пензенская область перевыполнила план примерно на 30 % (в частности, если брать валовое производство молока). Планируется снижение зависимости Пензенской области от ввоза производственных и промышленных товаров из других регионов за счет удовлетворения внутреннего спроса высококачественной продукцией собственного производства, которое будет достигаться путем расширения масштабов производства конкурентоспособной продукции, создания новой импортозамещающей наукоемкой технологической продукции, планируется активное развитие областных предприятий, где будут создаваться новые рабочие места, обеспечивающие занятость населения.
Таблица 2
Ожидаемые результаты от программы импортозамещения в Пензенской области [9]
Показатели Годы 2017 г. к 2014 г.
2014 2015 2016 2017 (+/-) %
Валовое производство молока, тыс. тонн 176 218 232 243 67,0 138,1
Производства скота и птицы на убой в живом весе, тыс. тонн 191,0 210,0 229,0 248,0 57,0 129,8
Валовой сбор овощей защищенного грунта - всего: 10,6 11,0 22,3 33,0 22,4 311,0
Валовой сбор овощей открытого грунта, тыс. тонн 20,7 37,3 58,5 65,0 44,0 314,0
Валовой сбор картофеля, тыс. т 64,0 89,5 129,3 165,7 101,7 259
Производство яблок, тыс. т 12,1 14,2 15,9 17,3 5,2 143,0
Производство ягод, т 80,0 120,0 160,0 380,0 300,0 475,0
Также было бы полезно оказывать поддержку малому предпринимательству, причем как в Пензенском регионе, так и по стране. В России существует множество мелких товаропроизводителей, которые производят продукцию, ни капли не уступающую качеством более известным маркам. По мнению авторов, требуется проводить больше ярмарок, созданных специально для мелких производителей, где типовая продукция на конкурсной основе могла бы найти своего потребителя (магазин или сеть) и заключить с ним контракт на обговоренный срок. На эти ярмарки можно было бы привлекать иностранных инвесторов.
В продвижении политики импортозамещения заинтересованы практически все категории наших соотечественников. Успех в реализации программы импортозамещения открывает огромную возможность для многих граждан России заработать и улучшить уровень собственной жизни. Будущие же поколения, действительно, получат государство с сильной экономикой. Проясним ситуацию конкретнее: во-первых, выгоду получат рядовые граждане России, так как при успешной реализации политики импортозамещения увеличится количество рабочих мест в регионах развития, следовательно, потребуется большее количество специалистов в различных отраслях, а это означает, что повысится конкуренция среди работодателей, откуда вполне логично повышение заработной платы, чтобы «переманить» специалистов к себе на производство. Во-вторых, появится больше преимуществ для развития малого и среднего бизнеса: за счет развития увеличится доля предпринимателей за счет развития сельского хозяйства и других видов деятельности; развитие будет происходить за счет государственной поддержки, т.е. увеличатся субсидии; поддержка государством отечественного производителя будет сопровождаться увеличением объема продаж, что будет сопровождаться увеличением доли рынка в России; также государственная политика может выражаться в налоговых льготах для бизнеса на несколько лет. В-третьих, для банков будет увеличиваться прибыль за счет роста количества заемщиков. В-четвертых, для нашего государства успешная реализация политики им-
портозамещения будет сопровождаться ростом ВВП, а развитие внутреннего рынка будет означать снижение зависимости от западных товаров.
Если же рассматривать политику импортозамещения в целом, то государство стремится к следующим показателям, представленным в табл. 3.
Таблица 3
Ожидаемые результаты от политики импортозамещения по России в целом [10]
Отрасль Текущая доля импорта Цель к 2020 г.
Гражданское самолетостроение Более 80 % 40 %
Тяжелое машиностроение Порядка 70 % 35 %
Нефтегазовое оборудование 60 % 40 %
Энергетическое оборудование Около 50 % 30 %
Сельхозмашиностроение (в зависимости от категории продукции) От 50 до 90 % 20 %
Следует отметить, что Россия небезосновательно рассчитывает на такие перспективы, так как проводит различные программы по поддержке отечественного производителя. В частности, созданы такие программы, как «Выбирай российское». Проект направлен на развитие коммуникаций между поставщиками и заказчиками с целью предоставления последним большего объема информации о местных производителях. Предполагается, что эта программа будет способствовать импортозамещению в реальном секторе экономики. Проект «Выбирай российское» реализован совместно с торгово-промышленной палатой и «Единой электронной торговой площадкой» на базе уже существующей электронной системы торговли. В программу включены более 6 000 заказчиков. Проект разработан во исполнение поручений президента РФ Владимира Путина по реализации программы импортозамещения и увеличения объемов промышленного производства. Непосредственный контакт покупателей с производителями будет проходить на закрытых бизнес-сессиях, где каждому продавцу будет предоставлено время для презентации своей продукции и ее преимуществ [10].
Нельзя оставить без внимания работу Фонда развития промышленности, через который выдано 28 млрд руб. кредитов на 94 проекта [10].
В России выросли показатели продовольственной безопасности по ряду направлений. Страна полностью обеспечивает себя зерном, маслом, сахаром, картофелем. В 2015 г. впервые за долгие годы удалось достичь и даже превысить порог. Об этом 28 апреля заявил министр сельского хозяйства Александр Ткачев [10].
Только за последний год поставки импортного продовольствия сократились на треть (33,6 % до 26,5 млрд долл. против 39,9 млрд долл. в 2014 г.), при этом импорт мяса птицы сократился почти в 2 раза (до 253,4 тыс. т на 44,2 % по сравнению с 2014 г.), а по свинине Россия перестала быть крупнейшим импортером в мире (в 2015 г. импорт составил 304,5 тыс. т).
Рост производства стал стимулировать производителей к экспорту этих видов мяса. В 2015 г. экспорт мяса птицы и свинины вырос на 20 %. В целом по итогам года Россия экспортировала сельхозпродукции и продовольствия
на 16 млрд долл. - это в 2 раза больше, чем 5 лет назад (но ниже уровня 2014 г. на 15 %) [10].
Подводя черту, можно ответить на главный вопрос: антироссийские санкции нанесли планируемый урон российской экономике? Безусловно, урон был нанесен, так как российским производителям пришлось в сжатые сроки налаживать производство таким образом, чтобы в магазинах не наблюдалось дефицита, но при этом не пострадало качество продукции. Была ли выполнена эта задача? Безусловно. Более того, отечественные продукты питания становятся популярнее заграничных, потому что привлекают соотношением «цена-качество». А в связи с этим можно сделать вывод, что для отечественных товаропроизводителей антироссийские санкции стали шансом вывести свою продукцию на качественно новый уровень. Выходит, планируемый урон не был нанесен. Для дальнейшего развития требуется расширение производства, его удешевление за счет более экономичных технологий, применения безотходного производства. По мнению авторов, требуется развитие именно мелких и малоизвестных производителей. Также реализуются государственные программы по поддержке отечественного производителя. Все это возможно реализовать. Двигаясь в данном направлении, шансы, не просто выжить, но и подняться, у российской экономики резко возрастают.
Библиографический список
1. Главный портал о финансах. - URL: http://crediti-bez-problem.ru/kakie-banki-popali-pod-sankcii-smogut-li-krupnejshie-banki-rossii-vyzhit.html
2. Официальный сайт газеты «Аргументы и факты». - URL: http://www.aif.ru
3. Информационный портал фонда «Русский мир». - URL: http://russkiymir.ru/ news/147535/
4. О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации : указ Президента РФ от 6 августа 2014 № 560 // Система КонсультантПлюс. - URL: http://www.сonsultant.ru
5. Перечень сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия и Княжество Лихтенштейн и которые до 5 августа 2016 г. (включительно) запрещены к ввозу в Российскую Федерацию // Система ГАРАНТ. - URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_167001/
6. Официцальный сайт журнала «Эксперт». - URL: http://expert.ru/2016/05/29/wall-street-journal-sanktsii-protiv-rossii-raskalyivayut-zapad/
7. Скворцов, А. О. Импортозамещение: опыт других стран и задачи для России / А. О. Скворцов // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Экономические науки. - 2015. - № 1. - С. 97-104.
8. Миронова, О. А. Импортозамещение: зарубежный опыт и уроки для России / О. А. Миронова // Международный научно-исследовательский журнал. - 2015. -№ 7. - С. 84-87.
9. Официальный сайт Министерства сельского хозяйства Пензенской области. -URL: www.mcx-penza.ru/programm_importozamena
10. Официальный сайт Импортозамещения. - URL: http://zimport.ru/
References
1. Glavnyy portal o finansakh [The main financial portal]. Available at: http://crediti-bez-problem.ru/kakie-banki-popali-pod-sankcii-smogut-li-krupnejshie-banki-rossii-vyzhit.html
2. Ofitsial'nyy sayt gazety «Argumenty i fakty» [Official website of "Argumenty i fakty" newspaper]. Available at: http://www.aif.ru
3. Informatsionnyy portal fonda «Russkiy mir» [Information portal of "Russkiy mir" foundation]. Available at: http://russkiymir.ru/news/147535/
4. O primenenii otdel'nykh spetsial'nykh ekonomicheskikh mer v tselyakh obespecheniya bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii: ukaz Prezidenta RF ot 6 avgusta 2014 № 560 [On application of individual special economic measures ensuring security of the Russian Federation: the decree of the RF President from the 6th of August 2014 №560]."ConsultantPlus" reference system. Available at: http://www.сonsultant.ru
5. Sistema GARANT [GARANT system]. Available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_167001/
6. Ofitsitsal'nyy sayt zhurnala «Ekspert» [Official website of "Expert" journal]. Available at: http://expert.ru/2016/05/29/wall-street-journal-sanktsii-protiv-rossii-raskalyivayut-zapad/
7. Skvortsov A. O. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Ekonomicheskie nauki [University proceedings. Volga region. Economic sciences]. 2015, no. 1, pp. 97-104.
8. Mironova O. A. Mezhdunarodnyy nauchno-issledovatel'skiy zhurnal [International research journal]. 2015, no. 7, pp. 84-87.
9. Ofitsial'nyy sayt Ministerstva sel'skogo khozyaystva Penzenskoy oblasti [Official website of the Ministry of Agriculture of Penza region]. Available at: www.mcx-penza.ru/programm_importozamena
10. Ofitsial'nyy sayt Importozameshcheniya [Official website of Import Substitution]. Available at: http://zimport.ru/
Бахтеев Юсеф Джафярович
доктор экономических наук, профессор, кафедра менеджмента и экономической безопасности, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)
E-mail: [email protected]
Куряева Гульсум Юсефовна кандидат экономических наук, доцент, кафедра экономики и финансов, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)
E-mail: [email protected]
Папшева Влада Анатольевна
студентка, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)
E-mail: [email protected]
Bakhteev Yusef Dzhafyarovich Doctor of economic sciences, professor, sub-department of management and economic security, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)
Kuryaeva Gul'sum Yusefovna Candidate of economic sciences, associate professor, sub-department of economics and finances, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)
Papsheva Vlada Anatol'evna
Student, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)
УДК 338 Бахтеев, Ю. Д.
Импортозамещение 2016: перспективы развития отечественного производства в Пензенской области и по России в целом / Ю. Д. Бахтеев, Г. Ю. Куряева, В. А. Папшева // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Экономические науки. - 2017. - № 1 (5). - С. 77-85. DOI 10.21685/2309-2874-2017-1-9