Научная статья на тему 'РОЛЬ ВУЗОВСКОЙ НАУКИ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ АКТИВИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ В РОССИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА'

РОЛЬ ВУЗОВСКОЙ НАУКИ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ АКТИВИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ В РОССИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
23
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ДЕМОГРАФИЯ / ОТРАСЛИ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ / ЗАДАЧИ ОТРАСЛЕЙ НАУКИ / ТЕМАТИКА ИССЛЕДОВАНИЙ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Клеева Л.П.

На основе анализа проблем развития человеческого капитала в РФ были выявлены задачи отраслей науки по активизации такого развития. В данной статье перечень подобных задач сопоставлен с тематическими планами исследований учреждений образования, в частности, Московского финансово-юридического университета МФЮА и Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Это позволило сделать вывод относительно участия отечественной вузовской науки в решении проблем активизации развития в России человеческого капитала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF UNIVERSITY SCIENCE IN SOLVING THE PROBLEMS OF REVITALIZING THE DEVELOPMENT OF HUMAN CAPITAL IN RUSSIA

Based on an earlier analysis of the problems of human capital development in the Russian Federation, the tasks of the branches of science to intensify such development were revealed. In this article, the list of such tasks was compared with the thematic plans for research institutions of education, in particular, the Moscow Finance and Law University and the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration. This made it possible to draw a conclusion regarding the participation of the national university science in solving the problems of the activation of human capital development in Russia.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ВУЗОВСКОЙ НАУКИ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ АКТИВИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ В РОССИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА»

УДК 338

doi:10.52210/2224669X_2021_1_112

РОЛЬ ВУЗОВСКОЙ НАУКИ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ АКТИВИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ В РОССИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

Л.П. Клеева

Аннотация. На основе анализа проблем развития человеческого капитала в РФ были выявлены задачи отраслей науки по активизации такого развития. В данной статье перечень подобных задач сопоставлен с тематическими планами исследований учреждений образования, в частности, Московского финансово-юридического университета МФЮА и Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Это позволило сделать вывод относительно участия отечественной вузовской науки в решении проблем активизации развития в России человеческого капитала.

Ключевые слова: человеческий капитал, демография, отрасли экономики знаний, задачи отраслей науки, тематика исследований.

THE ROLE OF UNIVERSITY SCIENCE IN SOLVING THE PROBLEMS OF REVITALIZING THE DEVELOPMENT OF HUMAN CAPITAL IN RUSSIA

L.P. Kleeva

Abstract. Based on an earlier analysis of the problems of human capital development in the Russian Federation, the tasks of the branches of science to intensify such development were revealed. In this article, the list of such tasks was compared with the thematic plans for research institutions of education, in particular, the Moscow Finance and Law University and the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration. This made it possible to draw a conclusion regarding the participation of the national university science in solving the problems of the activation of human capital development in Russia.

Keywords: human capital, demographics, knowledge economy, science industry tasks, research subjects.

В современном мире ключевым фактором развития общества и конкурентоспособности экономики становится человеческий капитал, понимаемый как совокупность возможностей, умений, навыков населения страны. К сожалению, состояние и развитие этого важнейшего в настоящее время фактора в России существенно отстает от положения в развитых странах, что видно из таблицы 1, в которой

приведены результаты расчетов Всемирного банка по оценке величины человеческого капитала.

Таблица 1

Оценки величины человеческого капитала в конце ХХ в. по расчетам Всемирного банка

Страны Общий объем, трлн. долл. Человеческий капитал в процентах к:

национальному богатству страны мировому итогу уровню США

Мировой итог 365 66 100 384

Развитые страны 215 78 59 226

США 95 77 26 100

Россия 30 50 11 42

Китай 77 77 7 26

Индия 7 58 2 7

Бразилия 9 74 2 9

Источник: [6].

Как видим, в конце прошлого века величина человеческого капитала России составляла всего 11 % мировой величины (при том, что США - 26 %, а все развитые страны - 59 %), и этот важнейший фактор развития составлял в стране только половину национального богатства, что являлось наименьшей величиной среди перечисленных стран, даже меньше величины Индии, не говоря уже о развитых странах, Китае и даже Бразилии.

Можно также привести данные Всемирного банка относительно величин разных видов национального богатства в России и в мире (таблица 2). Как видим, если в мире соотношение (величина человеческого капитала : природные ресурсы : физический капитал) составляет 73 : 18 : 19, то в развитых странах - 43 : 20 : 6, а в России 5 : 4 : 1. Иными словами, в мире величина природных ресурсов и физического капитала почти равны, а человеческого капитала - более, чем в два раза больше их; в развитых странах человеческий капитал более, чем в два раза превышает величину природных ресурсов и более, чем в семь раз - физический капитал; а в России оценка человеческого капитала не сильно превышает природные ресурсы, зато в 5 раз больше величины физического капитала. И это в стране с пока еще высоким уровнем образования!

Таблица 2

Данные Всемирного банка по величинам разных видов национального богатства в мире на начало XXI в.

Страны Национальное богатство В том числе, по видам

Всего, трлн долл. На душу населения, тыс. долл. Человеческий капитал Природные ресурсы Физический (основной капитал)

Мировой итог 550 90 365 90 95

Развитые страны 275 360 215 100 30

Россия 60 400 30 24 6

Источник: [6].

Из таблицы 2 виден целый ряд перекосов в развитии РФ: доля в ней человеческого капитала недопустимо мала, но и обеспечение труда физическим капиталом (то есть эффективность использования человеческого капитала) также отстает и от развитых стран, и от мира в целом. Это создает неотложные задачи активизации развития человеческого капитала в РФ и повышения эффективности его использования, что, в свою очередь, ставит перед отечественной наукой соответствующие проблемы по повышению глубины научного обоснований этого процесса:

1. Задачи отечественной науки по активизации развития в стране человеческого капитала. Рассматривая формирование и развитие человеческого капитала, следует исходить из основных факторов этого процесса, к которым отнесем, во-первых, его основу - демографическую составляющую, предопределяющую количественный состав населения, а во-вторых, факторы, определяющие его качественный уровень и возможности. К последним отнесем отрасли экономики знаний: здравоохранение (со связанными с ним биотехнологиями), образование и развитие информационно-коммуникационных технологий.

К сожалению, доля отраслей знаний в экономике России недостаточна, что видно из таблицы 3, в которой приведены данные относительно того, какую долю отрасли сферы экономики знаний занимают в ВВП России и развитых странах.

Таблица 3

Доля отраслей сферы «экономика знаний» в России и развитых странах (в %)

Доля отдельных отраслей и «экономики знаний» в целом в ВВП Страны 0-7* Россия

Образование 6 4,1

Здравоохранение и биотехнологии 10-14 5,5

Информационно-коммуникационные технологии 8 3

«Экономика знаний в целом» (включая ИиР) 30 15

* США, Япония, Германия, Великобритания, Франция, Италия, Канада. Источник: [6].

Как видим, доля экономики знаний в целом в России в два раза ниже, чем в развитых странах, развитие ИКТ почти в 3 раза хуже, здравоохранения - в 2,5 раза отстает от их уровня, и даже образования - почти в полтора раза ниже, чем в «Большой семерке».

Иными словами, недостаточное развитие отраслей экономики знаний представляет для России значимую проблему.

Ранее, в работах [1-4] нами была проанализирована динамика развития человеческого капитала: в работе [1] - общая демографическая ситуация в России и ее регионах, в статье [2] - естественного прироста населения, в [3] - миграции в РФ, в [4] - развитие образования, а в [5] здравоохранения (и связанных с ним «красных» биотехнологий) и информационно-коммуникационных технологий. Проведенное в этих работах исследование состояния факторов, определяющих состояние и тенденции развития человеческого капитала в России, позволил выявить основные проблемы страны, препятствующие такому развитию.

Исходя из того, что адекватное решение указанных проблем может быть обеспечено только на основе соответствующей их научной проработки, проблемы активизации развития человеческого капитала в России были сформулированы нами как цели развития отечественной науки. Эти цели были декомпозированы, что позволило сформировать цели развития отраслей отечественной науки по активизации развития российского человеческого капитала.

На основе этих задач были сформированы системы задач для каждой из отраслей науки. Эти системы содержат по отраслям:

- математические науки - 7 задач;

- физические науки - 7 задач;

- технические науки - 14 задач;

- науки о Земле - 12 задач;

- информационные технологии - 56 задач;

- химия - 13 задач;

- биологические науки - 22 задачи;

- нанотехнологии - 7 задач;

- сельскохозяйственные науки - 4 задач;

- медицинские науки - 110 задач;

- общественные науки:

- социология - 127 задач;

- экономические науки - 213 задач;

- международные отношения - 7 задач;

- гуманитарные науки:

- правоведение - 35 задач;

- история - 15 задач;

- культурология - 9 задач;

- философия - 3 задачи;

- филология - 6 задач;

- теология - 3 задачи;

- педагогика - 72 задачи.

Большинство задач науки по активизации развития в России человеческого капитала требуют участия в исследованиях нескольких отраслей науки, то есть междисциплинарности: только 47, или 17,3 % исследований, требовали участия представителей одной отрасли науки. Зато 99 задач, что составляет 36,5 % всего их количества, потребовали участия работников двух отраслей наук; 84, или 31,0 % задач - взаимодействия представителей трех наук; 22, или 8,1 % задач - четырех отраслей науки; 7 задач, или их 2,6 % потребовали участия представителей пяти отраслей науки; совместной деятельности ученых, работающих в шести и более научных отраслях, потребовали 5 задач или 1,9 % всех задач по стимулированию развития человеческого капитала России.

Семь задач (что составляет 2,6 % общего количества сформулированных задач) были отнесены к общенаучным проблемам и требуют участия в исследовании всех наук. Это проблемы развития

самой науки («Исследовать причины отсутствия у отечественных ученых, эмигрирующих из России, возможности самореализации в своей стране», «Выявить новые формы привлечения ученых и других научных работников к работе в РФ путем создания привлекательных условий работы и взаимодействия с другими отраслями науки и инновационными и прочими предприятиями»), а также проблемы развития образования («Оценить реализуемость в вечерних школах разный видов образовательных программ», «Сформировать будущий и желаемый облики всех сфер нашего общества», «Сформировать ключевой подход к формированию общих требований к системе отечественного высшего образования и к каждой его предметной составляющей», «Сформулировать общие требования к системе отечественного высшего образования и к каждой его предметной составляющей» и «Исследовать последствия для общества и народного хозяйства снижения уровня подготовки выпускников учреждений образования»).

Эти проблемы были сопоставлены нами с тематическим планом Российской академии наук. В данной работе предстоит сопоставить их с тематикой научных исследований учреждений образования. Заметим, что, поскольку анализ развития человеческого капитала в перечисленных работах проводился на данных до 2018 г., тематика научных исследований должна относиться примерно к этому же временному периоду.

2. Соответствие исследований вузовской науки выявленным проблемам развития человеческого капитала в России. На сайте МФЮА за 2017 г. содержится всего 9 проектов, из них 2 - по вопросам экологии, 1 - информационной безопасности, 1 - экономической и финансовой безопасности, 1 - по проблемам развития индустриального общества, 2 - науки, 1 - инноваций, 1 - таможенного дела [5]. Как видим, большинство этих проблем имеет косвенное отношение к развитию человеческого капитала. Поэтому рассмотрим соответствие тематики исследований вузовской науки на примере более крупного учреждения образования, а именно, Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.

Исследования в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ проводятся в соответствии с Государственным заданием РАНХиГС и, соответственно,

ориентированы на решение прикладных задач. В соответствии с образовательной направленностью РАНХиГС, исследования в рамках РАНХиГС проводятся преимущественно по общественным наукам, а также по международным отношениям и историко-филологическим наукам.

Рассмотрим план исследований РАНХиГС в соответствии с Государственным заданием на 2018 г. Всего в плане содержится 193 темы. Из них 41 соответствует задачам развития в России человеческого капитала, что составляет 21 %. По направлениям развития человеческого капитала:

- демография: 18 тем (9 %);

- развитие здравоохранения: 4 темы (2 %);

- развития образования: 12 тем (6 %);

- развития информационно-коммуникационных технологий: 7 тем

(4 %).

И одна тема затрагивает проблемы развития человеческого капитала в России в целом: «Оценка эффективности инвестиций в человеческий капитал в современных условиях».

На рисунке 1 показано распределение тем исследований РАНХиГС в соответствии с Государственным заданием на 2018 г. по направлениям развития человеческого капитала в РФ.

Рисунок 1. Распределение тем исследований РАНХиГС в соответствии с Государственным заданием по направлениям развития человеческого капитала в России, 2018 г.

Как видим, в основном это проблемы демографии и развития образования. Последнее естественно, поскольку РАНХиГС - учреждение образования.

Далее, проанализируем план научных исследований РАНХиГС в соответствии с Государственном заданием на 2019 г. Всего тем исследований 170, из них 46, или 27 % призваны решать проблемы активизации развития человеческого капитала по следующим направлениям:

- демография: 11 (6 %);

- здравоохранение: 4 (2 %);

- образование: 20 (12 %);

- развитие ИКТ: 11 (6 %).

На рисунке 2 показано распределение тем исследований РАНХиГС в соответствии с Государственным заданием на 2019 г. по направлениям развития человеческого капитала в РФ.

Как видим, в основном, основные исследуемые проблемы связаны с проблемами развития образования (что, как уже отмечалось, естественно, поскольку РАНХиГС - учреждение образования), демографии и информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ).

В таблице 4 приведено сравнительное распределение тематики РАНХиГС по направлениям развития человеческого капитала, соответственно, в 2018 и 2019 гг.

Рисунок 2. Распределение тем исследований РАНХиГС в соответствии с Государственным заданием по направлениям развития человеческого капитала в России, 2018 г.

Таблица 4

Распределение тематики исследований в соответствии с Госзаданием РАНХиГС по направлениям развития человеческого капитала

Направления развития человеческого капитала 2018 г. 2019 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Демография 18 11

Развитие здравоохранения 4 4

Развитие образования 12 20

Информационно-коммуникационные технологии 7 11

Из таблицы 4 видно, что количество и доля тем, связанных с развитием образования и ИКТ, увеличилось, а с демографией -снизилось.

В целом, тематика исследований РАНХиГС в довольно высокой степени соответствует решению проблем развития человеческого капитала в России.

Проведенное исследование показало, что вузовская наука (в частности - исследования РАНХиГС) в довольно высокой степени соответствует решению проблем развития человеческого капитала в России.

Кроме проблем образования, исследование которых естественно для РАНХиГС, анализируемые научные задачи связаны и с другими проблемами развития человеческого капитала: демографии и развития информационно-коммуникационных технологий и здравоохранения. Количество НИР по всем этим направлениям, кроме демографии, имеет тенденцию к росту.

Библиографический список

1. Клеева Л.П. Общая демографическая ситуации в России и ее регионах // Вестник Московского финансово-юридического университета МФЮА. 2020. № 1.

2. Клеева Л.П. Динамика естественного прироста населения Российской Федерации // Компетентность. 2020. № 4.

3. Клеева Л.П. Миграция как фактор динамики населения Российской Федерации // Энергия: экономика, техника, экология. 2020. № 9.

4. Клеева Л.П. Эффективность механизмов взаимодействия элементов отечественных научно-инновационных систем». М., 2020.

<g!fc>

МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА

5. МФЮА. Научная летопись. URL: https ://www.mfua.ru/about-the-univer-sity/science-policy/scientific-events/ (дата обращения: 23.01.2021).

6. Человеческий капитал как источник социально-экономического развития в современных условиях / отчет по НИР, выполненной в соответствии с Государственным заданием РАНХиГС на 2017 год. Руководитель А.Г. Аганбегян. М., 2017.

Л.П. Клеева

доктор экономических наук, профессор

заведующий сектором

Институт Проблем развития науки Российской академии наук

E-mail: Lucy45@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.