Научная статья на тему 'Влияние процессов информатизации на развитие человека'

Влияние процессов информатизации на развитие человека Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
94
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ПОСТИНДУСТРИАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ишмухаметов Наиль Салаватович

Рассматривается актуальный вопрос современной постиндустриальной экономики - воздействие процессов информатизации на развитие человеческого капитала. Выдвигается гипотеза о влиянии информатизации по двум «каналам»: на институты развития человеческого капитала и собственно человеческий капитал, его отдельные компоненты. Дается критический анализ процессов информатизации, осуществляемых в современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние процессов информатизации на развитие человека»

УДК 681.518

ВЛИЯНИЕ ПРОЦЕССОВ ИНФОРМАТИЗАЦИИ НА РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА

ABOUT THE INFLUENCE OF INFORMATIZATION PROCESSES ON HUMAN CAPITAL DEVELOPMENT

H. С. Ишмухаметов

N. S. Ishmukhametov

Ключевые слова: информатизация, информационные технологии, человеческий капитал, постиндустриальная экономика Key words: informatization, information technologies, human capital, post-industrial economy

Рассматривается актуальный вопрос современной постиндустриальной экономики -воздействие процессов информатизации на развитие человеческого капитала. Выдвигается гипотеза о влиянии информатизации по двум «каналам»: на институты развития человеческого капитала и собственно человеческий капитал, его отдельные компоненты. Дается критический анализ процессов информатизации, осуществляемых в современной России.

The article considers the live issue of modern post-industrial economy, in particular the influence of informatization processes on human capital development. The hypothesis is brought forth about the informatization influence by two "channels": on institutes of the human capital development and on the human capital itself and its separate components. A critical analysis is made of the informatization processes realized in modern Russia.

Формирование постиндустриальной экономической системы происходит под воздействием факторов постиндустриализации, задающих определенные векторы развития постиндустриального сектора и ведущего ресурса постиндустриального хозяйства - человеческого капитала. Сущность последнего, эволюционирует во временном измерении в человеческий капитал постиндустриальной эпохи.

В ряду разнообразных факторов постиндустриализации информатизация выступает основополагающим, подготовительным фактором для такого направления развития как постиндустриальная экономика инновационного типа. Исходя из гипотезы, что информатизация позволяет создать информационно-коммуникационную инфраструктуру (ИКТ-инфраструктуру) «экономики знаний», рассмотрим далее вопрос о влиянии процессов информатизации на развитие человеческого капитала.

При этом будем исходить из следующих предпосылок:

• для ряда отраслей информация выступает таким же стратегически важным ресурсом, как материальные и энергетические ресурсы;

• современные информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) стали важным элементом жизнедеятельности общества и средством повышения эффективности управления всеми сферами общественной деятельности;

• уровень информатизации (степень и скорость распространения ИКТ) становится одним из существенных факторов успешного социально-экономического развития и повышения конкурентоспособности.

Если информатизацию рассматривать как комплексное, системное явление, имеющее воздействие на все сферы жизнедеятельности современного общества, то можно выдвинуть (и попытаться обосновать) гипотезу о её воздействии по двум каналам:

1) на институты развития человеческого капитала, в первую очередь, сферы здравоохранения, образования и науки;

2) на собственно человеческий капитал, его отдельные компоненты.

I. Относительно институтов развития человеческого капитала резонно отметить два важных момента. Во-первых, на сегодняшний день российские системы образования и здравоохранения всё также насущно нуждаются в комплексной внутренней информатизации самих «производственных» процессов. Предоставление («производство») услуг в большей части учреждений этих систем осуществляется с помощью архаичных (с точки зрения информационно-коммуникационного обеспечения) средств производства. Учебный процесс в типичных школах, колледжах, университетах России проходит «у доски с тряпкой». Инновационные ИКТ (мультимедиа-технологии, дистанционный доступ к интерактивному учебному процессу, интерактивные доски) остаются мало распространенными, слабо используемыми, либо вообще неизвестными преподавателям и учащимся.

Отсутствуют развитые сети информационного обмена между системой образования и академической наукой. Проникновение ИКТ в отечественную систему здравоохранения также осуществляется очень низкими темпами.

Во-вторых, именно системы образования и здравоохранения (и функционирующий в них человеческий капитал) должны, на наш взгляд, выполнять в составе ИКТ-инфраструктуры организационные и обслуживающие функции для «экономики знаний». От качества информатизации образования и здравоохранения зависит способность этих систем включиться в инфраструктуру «экономики знаний».

Цель информатизации образования состоит в глобальной рационализации интеллектуальной деятельности, в подготовке человека к полноценной жизни в информационном обществе путем повышения качества образования на основе применения новейших информационных технологий. На наш взгляд, инвестиции в информатизацию образования есть вложения, направляемые, прежде всего, на развитие будущего человеческого капитала. В свою очередь, в этом аспекте инвестиции в информатизацию здравоохранения можно считать вложениями, направляемыми на повышение эффективности охраны здоровья для сохранения «витальной» составляющей реально функционирующего и будущего человеческого капитала. Инвестиции в информатизацию науки выступают условием создания систем информационного обмена, выступающих катализатором инноваций в сфере науки и за её пределами. Соответственно, инвестиции в информатизацию правительственных органов следует признать вложениями, направляемыми на повышение эффективности деятельности институтов государственной власти, в том числе связанных с развитием человеческого капитала, а также повышение мобильности информации как экономического ресурса в масштабах всей национальной экономики, поскольку правительственные органы «находятся на пересечении» большинства информационных потоков современного общества. Как отмечает Скрыль Т. В., «по мере развития процесса информатизации экономики меняется роль правительства, оно вынуждено менять спектр услуг и способы их предоставления. Благодаря появлению новых информационных технологий власть меняет способ общения с гражданами» [1]. По нашему мнению, информатизация органов государственной власти должна способствовать обеспечению всех уровней (муниципального, регионального, федерального) эффективным механизмом информационного взаимодействия между собой и с населением и бизнесом.

Таким образом, представляется целесообразным рассматривать проблему совершенствования институтов развития человеческого капитала в современной России в аспекте глобальных для национальной экономики тенденций, которые отвечают условиям становления постиндустриальной экономики инновационного типа, а именно - процессов информационно-инновационной трансформации. Необходимость информатизации ставит перед органами государственной власти, системами здравоохранения, образования и науки более масштабные задачи, чем просто процесс компьютеризации (как накопление компьютерной техники и ее использование для решения узких задач). На передний план выходит, в частности, задача интеграции указанных институтов с постиндустриальным сектором экономики.

По нашему мнению, актуальность и необходимость информатизации и распространения инноваций заключаются, прежде всего, в том, что они представляют взаимодополняемую основу для развития основных ресурсов постиндустриальной экономики - информации и знаний (рисунок).

Рисунок. Комплементарность процессов информатизации, распространения инноваций и развития человеческого капитала

Стоит отметить, что все указанные на рисунке направления информатизации и «инноватизации» нуждаются в комплексном взаимодействии с человеческим капиталом (требуют применения производительных, потребительных, творческих способностей людей и в то же время содействуют их развитию).

2. В отношении второго канала (воздействия информатизации на человеческий капитал) следует, по нашему мнению, обратить внимание на его проявление в нескольких направлениях, в частности:

A. Формирование нового сектора экономики (получившего название «ГГ-сектор»), предъявляющего спрос на специалистов нового класса, способных эффективно работать в сфере ИТ, а также совершенствовании ИКТ-инфраструктуры информационного и других секторов экономики, востребованности в отношении специалистов всех отраслей экономики получения и регулярного обновления навыков в сфере ИТ.

B. Развитие потребительных способностей в сфере ИТ, которые, в свою очередь, содействуют развитию производительных и даже творческих способностей в сфере ИТ, выдвижении социальных способностей на качественно новый уровень развития, с предоставлением новых возможностей, в особенности, для развития коммуникативных способностей (посредством мобильной связи, информационных социальных сетей и т.п.).

C. Создании качественно новых условий (например, интерактивности) организации производительной деятельности, с внедрением в практику новых понятий («конференция» может при определенных условиях замещаться «веб-конференцией», «семинар» заменяться «вебинаром», консультации специалистов - оп-Ппе-консультациями и т.д.), что способствует более эффективной реализации человеческого потенциала посредством распространения дистанционных форм деятельности (в особенности это касается потенциала людей с ограниченными возможностями).

В обоснование «второй части» выдвинутой гипотезы необходимо по каждому из вышеприведенных направлений воздействия дополнительно отметить следующее:

A. Формирование ГТ-сектора экономики приводит к расширению спроса на специалистов, в чьи профессиональные компетенции должны включаться способности к обеспечению и продвижению процессов информатизации (в частности, такие специальности, как информационная безопасность, электронная техника, радиотехника и связь, информатика и вычислительная техника).

В качестве примеров возникновения новых ГТ-секторов (секторов информационных технологий с инновационной «начинкой») можно назвать развитие сети Интернет, свидетельствующее о том, что в США удалось сформировать принципиально новую отрасль нематериального производства, которая взаимодействует с «базовыми» отраслями экономики на основе информации и знаний. Эта отрасль не только содействует росту производительности труда в других отраслях, но и сама по себе составляет все более значимую и быстрорастущую часть экономики. Не менее перспективной можно считать относительно новую отрасль информационного сектора - спутниковую навигацию, которая уже создается в нашей стране в качестве системы «ГЛОНАСС». Эта система внедряется в экономическую практику гораздо медленнее, чем это могло быть, что, по нашему мнению, обусловлено слабой степенью развития специального человеческого капитала, необходимого для такого уровня технологий.

Анализ данных по выпуску специалистов указанных групп специальностей в России свидетельствует об устойчивом росте данного показателя (в процентном отношении к суммарному выпуску специалистов) в системе среднего профессионального образования, и его стабильное значение

(3,5 %) для системы высшего образования. В абсолютном выражении наблюдается рост выпускаемых ГТ-специалистов в обеих ступенях профессионального образования, за исключением специальности «Электронная техника, радиотехника и связь».

Безусловно, круг специалистов, определяющих состав профессионального человеческого капитала ГТ-сектора экономики, не ограничивается тремя рассмотренными специальностями. По мере развития такого сектора ГТ как Интернет, возникли совершенно новые виды профессиональной деятельности: веб-разработка, веб-дизайн, веб-администрирование, модерирование, электронная коммерция и т.д. Изменения с точки зрения компетенций уже коснулись и «традиционных» специалистов, задействованных в ГТ-секторе: например, юристу требуются соответствующие, довольно специфичные знания в области права (законодательство и правоприменительная практика, прежде всего, в сфере интеллектуальной собственности), экономисту, бухгалтеру - знания об особенностях хозяйственной деятельности ГТ-предприятий.

B. ГТ-сектор экономики создает также особый круг потребителей, которые, по сути, включаются в новые виды потребительной деятельности (феномен Интернет достаточно быстро породил такой феномен как блогер, который изначально возник из преимущественно потребительной деятельности).

В аспекте воздействия информатизации на развитие человеческого капитала можно отметить ещё один аспект развития потребительных способностей людей, а именно: развитие

«информационных потребностей». По мере роста потоков информации, учет которой необходим для принятия каждодневных решений, те люди, которые не обладают достаточными навыками ее усвоения, фактически могут оказаться «неспособными адекватно оценивать ситуацию». Проблема способности оценить ситуацию в рамках определенного информационного «поля» имеет отношение ко всем сферам жизнедеятельности человека: экономической, социальной, духовной, политической. По мнению

В. Л. Иноземцева, демократическая процедура, призванная обеспечить реализацию воли большинства, становится чрезвычайно опасным средством принятия решений, коль скоро это большинство может иметь извращенные представления о природе и характере стоящих перед социумом проблем, равно как и о путях их решения [2]. В этой связи очевиден рост социально-экономической значимости образования, самообразования, средств массовой информации и массовых коммуникаций (сетевых информационных технологий) как инструментов удовлетворения «информационных потребностей» и соответственно развития человеческого капитала. Возникает проблема не столько увеличения информационной нагрузки на современного человека, сколько возможностей его развития как рационального субъекта-потребителя информации, а также «обучения» индивида эффективному распределению ресурсов рабочего и свободного времени на усвоение новой информации.

Эффективное внедрение и распространение информационных технологий немыслимо без соответствующих (минимально необходимых для осуществления указанной цели) запасов накопленного человеческого капитала. Человеческий капитал необходим для создания спроса на информационные и инновационные услуги (чтобы выступать потребителем подобных благ, необходимо обладать специальным человеческим капиталом) и для формирования соответствующего предложения (производство информационных продуктов также требует привлечения специального человеческого капитала). Таким образом, успешная реализация программ информатизации должна включать не только политику стимулирования предложения, но и активизацию спроса на соответствующие услуги.

С. Следует также особо выделить тот факт, что в действительности современный этап информатизации предоставляет широкие возможности для дистанционной деятельности, будь то деятельность в сфере образования, на рынке труда, на потребительских рынках или в сфере социальных взаимодействий. Интеллектуальные ресурсы, открываясь для глобальных рынков, приобретают небывалую мобильность благодаря, в первую очередь, процессам информатизации, которые выступают сегодня важнейшим фактором глобализации мировой экономики. По нашему убеждению, человеческий капитал XXI века будет иметь более высокие показатели отдачи вследствие распространения дистанционных виртуальных форм трудовой деятельности в виде виртуальных коллективов, телеработы (удаленной работы), виртуального рабочего места и т.п.

Ускорение процессов информатизации, развитие на их основе новых, в частности, дистанционных форм деятельности немыслимо без обеспечения экономики современными средствами информатизации и связи, а также их обновления на постоянной основе. Несмотря на недавний экономический кризис, использование услуг ИКТ, таких как мобильные телефоны и Интернет, продолжает расти во всем мире. В современной России можно выделить такие показатели информатизации, как значительный рост числа домашних компьютеров и численности пользователей сети Интернет. При этом наблюдается сохранение значительных разрывов по данным показателям в сравнении с развитыми странами мира.

На сегодняшний день критически важная проблема экономики России, как мы полагаем, состоит в том, что ей пока не удается эффективно «конвертировать» человеческий потенциал страны в человеческий капитал, реально задействованный в процессе общественного производства, в особенности в отраслях «новой экономики». Одной из причин такого положения дел является, на наш взгляд, низкая скорость процессов информатизации отечественной экономики, «зацикленная» на технологиях догоняющего развития, отсюда неразвитая ИКТ-инфраструктура, не отвечающая требованиям инновационного развития современного хозяйства.

Развитая ИКТ-инфраструктура экономики способна выполнять важные организационные и обслуживающие функции по отношению к отраслям знаний. При этом национальная система развития человеческого капитала, основная задача которой - подготовка человеческого капитала как важнейшего фактора производства в «экономике знаний», может (в современных условиях, безусловно, должна) быть органично переплетена с этой инфраструктурой. Процессы информатизации, выступающие здесь в качестве катализаторов, приводят к существенным изменениям в структуре человеческого капитала, выдвигая на передний план способности к функционированию в условиях информационного общества.

Список литературы

1. Скрыль Т. В. Формирование информационного сектора экономики: теоретико-методологический аспект // Вестник ТГУ. - 2008. - № 4 (60). - С. 297.

2. Иноземцев В. Л. На рубеже эпох. Экономические тенденции и их неэкономические последствия. - М.: Экономика, 2003. - 776 с.

Сведения об авторе

Ишмухаметов Наиль Салаватович, старший преподаватель, Башкирский государственный университет, г. Уфа, тел.: 89273026550; e-mail: 007@efbgu.ru

Ishmukhametov N. S., senior lecturer, Bashkir State University, Ufa, phone: 89273026550; е-mail: 007@efbgu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.