Научная статья на тему 'Структурная трансформация социальной сферы в информационной экономике'

Структурная трансформация социальной сферы в информационной экономике Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1134
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / ВОСПРОИЗВОДСТВО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / SOCIAL SERVICES / THE REPRODUCTION OF HUMAN CAPITAL / INFORMATIZATION / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Дятлов С. А., Селищева Т. А., Дядечко О. В.

В статье анализируется влияние информатизации экономики на структурные трансформации социальной сферы. Рассмотрены подходы к определению сущности и структуры социальной сферы, выявлены факторы структурной трансформации, приведены примеры использования информационно-коммуникационных технологий в сферах здравоохранения, образования, культуры РФ. Проанализированы экономический, управленческий и социальный аспекты влияния применения ИКТ на субъекты и на процессы социальной сферы. Построена карта проблем информатизации социальной сферы России, позволившая вычленить ключевые проблемы, требующие первостепенного решения для обеспечения эффективного применения новых информационно-коммуникационных технологий. Разработаны теоретические основы модели виртуального кластера информатизации социальной сферы, формирующего на основе применения ИКТ виртуальное пространство информационного обмена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Structural transformation of the social sphere in the information economy

The article deals with the impact of informatization on the structural transformation of the social sphere economy. The approaches to determination of content and structure of the social sphere are reviewed, the factors of structural transformation are discussed. The examples of using ICT in the areas of healthcare, education and culture are considered. The economic, administrative and social aspects of the impact of ICT on the subjects and the processes of social sphere are analyzed. We have composed the map of informatization problems in social sphere in Russia, which can help to find out the key problems, influencing on the efficiency of using new ICT. The theoretical basis of virtual cluster model in the social sphere using ICT, which formes a virtual space of information exchange, is developed.

Текст научной работы на тему «Структурная трансформация социальной сферы в информационной экономике»

УДК 338.488; 33:37

Дятлов С.А., Селищева Т.А., Дядечко О.В.

СТРУКТУРНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В ИНФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ*

В статье анализируется влияние информатизации экономики на структурные трансформации социальной сферы. Рассмотрены подходы к определению сущности и структуры социальной сферы, выявлены факторы структурной трансформации, приведены примеры использования информационно-коммуникационных технологий в сферах здравоохранения, образования, культуры РФ. Проанализированы экономический, управленческий и социальный аспекты влияния применения ИКТ на субъекты и на процессы социальной сферы. Построена карта проблем информатизации социальной сферы России, позволившая вычленить ключевые проблемы, требующие первостепенного решения для обеспечения эффективного применения новых информационно-коммуникационных технологий. Разработаны теоретические основы модели виртуального кластера информатизации социальной сферы, формирующего на основе применения ИКТ виртуальное пространство информационного обмена.

Ключевые слова: социальная сфера, воспроизводство человеческого капитала, информатизация, информационно-коммуникационные технологии.

Вводная часть

Стремительное распространение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) оказывает многоплановое трансформирующее влияние на различные секторы современной экономики, в том числе - и на социальную сферу, основной функцией которой является участие в воспроизводстве человеческого капитала. Признание интеллектуальной и информационно-коммуникационной составляющих человеческого капитала драйверами современной экономики естественным образом вызывает необходимость модернизации социальной сферы и делает ее областью повышенного внимания со стороны ученых и практиков.

Влияние информатизации на экономку страны обусловило необходимость переосмысления роли и содержания социальной сферы в современном обществе. Процессы регулирования социальной сферы, направленные на обеспечение развития человеческого капитала, оказывают серьезное влияние на повышение конкурентоспособности национальной экономики. Однако формирующаяся в настоящее время практика применения ИКТ слабо увязана со стратегическими ориентирами развития социальной сферы, что вызывает возникновение проблем организационного, правового, информационного, финансового характера при использовании ИКТ, а также - трудности кадрового обеспечения; нарастающее цифровое неравенство в обществе. Все это приводят к снижению эффективности применения ИКТ и, как следствие, - к сдерживанию развития социальной сферы, соответствующей требованиям современной информационной экономики.

Целью данной статьи является исследованию теоретических основ структурной трансформации

социальной сферы в условиях информатизации экономики.

Сущность и структура социальной сферы

Разобщенность взглядов на сущность социальной сферы определяет наличие нескольких подходов к трактовке социальной сферы с точки зрения ее структуры, например, определение социальной сферы:

- как части нематериальной сферы (сферы услуг), состоящей из совокупности организаций, отраслей, определяющих уровень жизни людей (Л.И. Абал-кин[1], О. Грачева[2], В.Д. Роик[3], О.А. Ломовцева, А.И. Мордвинцев[4]);

- как система социальных отношений (С.А. Кравченко^], Ф.И. Шарков[6]);

- как подсистемы общества, обеспечивающей воспроизводство человеческого капитала (Н.С. Вол-кова[7], Т.Б. Острая[8], Г.И. Осадчая[9]; В.Е. Мака-ров[10]);

- как аспекта общественной жизни, социальное пространство, составной элемент других сфер жизнедеятельности общества (В.А. Артемов[11], С.В. Бойко, К.М. Оганян, Б.И. Каверин[12], Т.И. За-славская[13], Н.Д. Эмиров[14].

В информационной экономике человеческий капитал становится важнейшим фактором ее развития; роль интеллектуальной и информационно-коммуникационной составляющей человеческого капитала возрастает, а воспроизводство человеческого капитала становится приоритетным для социальной сферы, поскольку позволяет повысить его качественные параметры и конкурентные преимущества. Современная социальная сфера представляет собой подсистему национальной экономики, образованную из элементов социальной инфраструктуры, которые функционируют на основе внутренних

* Поддержано грантом РГНФ, проект № 13-02-00415а «Формирование, оценка и конкурентоспособность интеллектуально-сетевого капитала в глобальной информационной экономике».

© Дятлов С.А., Селищева Т.А., Дядечко О.В., 2015

Экономика образования ♦ № 2, 2015

27

отношений и внешних связей, обеспечивают воспроизводство человеческого капитала и регулируются государственными, рыночными и общественными институтами.

Предложенная трактовка социальной сферы отражает влияние современных состояний факторов на ее деятельность. В качестве содержательного критерия, задающего состав, границы и структуру социальной сферы, предлагается использовать ее функциональное назначение в системе национального общественного воспроизводства. При этом акцент делается на воспроизводственной функции социальной сферы и необходимости накопления человеческого капитала. Учтены структурные и институциональные особенности регулирования социальной сферы: наличие трех собственников (государства, бизнеса и общества); обособление элементов социальной инфраструктуры, которые своей деятельностью вносят ощутимый вклад в воспроизводство человеческого капитала и являются социально значимыми для общества; формирование социально ответственных моделей поведения в обществе.

Социальная сфера состоит из социальных объектов (с их социальными интересами, потребностями, мотивами и стимулами), субъектов (организаций здравоохранения, образования, культуры и искусства, фондов, ассоциаций и органов управления), производимых услуг (услуги образования, здравоохранения), институтов (нормативно-правовых механизмов и неформальных процессов регулирования социальных отношений).

Особенность изучения структурной трансформации социальной сферы заключается в определении ее составных частей, связей меду ними и их соотношения в структуре. Опираясь на исследования российских экономистов (С.Ю. Глазьева[15], Т.А. Се-лищевой[16], Ю.В. Яковца[17]), С.А. Дятлова [32], структурную трансформацию социальной сферы можно определить, как совокупность целенаправленных качественных и количественных изменений и сдвигов в социально-экономической системе. Структурная трансформация под воздействием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) проявляется в реструктуризации социальной сферы (за счет НКО, частных организаций) и перекомбинации участников процессов (за счет добавления элементов обработки и передачи информации, автоматизации труда), изменении количественных и качественных характеристик услуг социальной сферы, получении синергийно-сетевых социальных эффектов.

Развивающиеся посредством глобальных инфо-коммуникационных сетей процессы сетевой интеграции различных социальных сфер, комплексного взаимодействия знаний, технологий, научно-исследовательских групп, производственных коллективов и социальных групп различных сфер, отраслей, ре-

гионов, стран обеспечивают новую сетевую, конкурентную комбинацию традиционных факторов производства, большую гибкость, эффективность, реализацию конкурентных преимуществ, ведут к снижению экономической энтропии и получению социальных сетевых эффектов, в том числе в социальной сфере.

Состояние, степень развития и расширение возможностей социальной сферы зависит не только от внутренней организации элементов и возникающих у них отношений, но также и от факторов ее структурирования, определяющих тенденции в трансформационном развитии. Структурная трансформация социальной сферы - это сложный многофакторный процесс, благодаря которому она переходит на новый уровень функционирования. Разделение факторов трансформации социальной сферы по признаку эволюционного развития социально-экономических процессов позволяет определить их роль в происходящих изменениях и отделить влияние информатизации от трансформирующего воздействия других факторов. На доиндустриальном этапе развития общества основное влияние на трансформационные процессы оказывали природно-географи-ческие факторы. Индустриальный этап развития характеризовался особенно сильным влиянием трудовых и организационно-экономических факторов. В информационной экономике доминирующими трансформационными факторами являются технологические (в том числе фактор информатизации), институциональные и глобализационные.

Информатизация как фактор структурной трансформации социальной сферы

В информационной экономике доминирующим фактором трансформации социальной сферы выступает информатизация, которая представляет собой процесс преобразования производственно-технологической структуры экономической системы за счет внедрения телекоммуникаций и средств связи, развития компьютеризации и программирования, повышения компьютерной грамотности населения, приводящих к формированию сектора информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-сектора), воздействующего на другие секторы экономики и формирующего новый тип хозяйственной системы - информационную экономику.

Информатизация и глобализация являются взаимообусловленными процессами, а продуктом их тесного взаимодействия выступает единое киберп-ространство. Распространение ИКТ позволяет развивать международное многоканальное интерактивное информационное поле с разнообразным контентом, поддерживаемое кабельными, сотовыми и спутниковыми системами. Информационная глобализация влияет на изменение технологического базиса экономики. Формируется особая разновид-

ность инфраструктуры - информационная, способная выполнять управленческие и распределительные функции, повышая эффективность системы на микро-, мезо-, макро- и мегауровнях.

Новому информационному обществу требуется новый уровень услуг социальной сферы, которые государство не способно предоставить самостоятельно. Возрастающие требования общества к оказываемым услугам стимулируют бизнес и гражданское общество к активному включению в социальные проекты и снижают роль государства как социального института. В условиях информатизации большую значимость приобретает принцип трипартизма - партнерства между частными, государственными и общественными субъектами.

В мировой практике применение ИКТ весьма распространено и позволяет повысить эффективность и качество услуг. В специализированной литературе отмечается акселерация трансформационных процессов в современном мире. В частности в докладе Всемирного экономического форума о развитии глобальных информационных технологий за 2014 год отмечается, что трансформационные процессы, которые раньше занимали 3-5 лет, теперь проходят за 12-18 месяцев [18].

Ежегодно на сайте Всемирного экономического форума публикуется разработанный в 2001 году Индекс сетевой готовности [19], который отражает уровень развития ИКТ и выступает концептуальной основой для оценки их влияния на развитие экономики отдельных стран и всего мира. Данный индекс основан на комплексной оценке условий применения информационных технологий (институциональных, политических), инновационного потенциала, затрат на развитие информационной сферы, доступности информационных технологий, наличия действующих интернет-ресурсов государственных организаций, количественных характеристик применения компьютерных и коммуникационных технологий (количество персональных компьютеров, интернет-пользователей, абонентов мобильной связи). Рейтинг возглавляют Финляндия, в которой более 90% населения используют интернет; Сингапур, имеющий лучшие он-лайн сервисы в мире и отличную систему образования, и Швеция, развитие ИКТ в которой находится на высоком уровне, но ограничивается очень высокими налогами. В 2014 году Россия расположилась на 50-м месте и улучшило свою позицию на четыре пункта по сравнению с 2013 годом.

О текущем состоянии информационного сектора экономики различных стран можно судить, опираясь на данные отчета Международного союза электросвязи «Измерение информационного общества» [20]. В 2014 году лидерами этого рейтинга стали Дания, Южная Корея и Швеция. Россия оказалась на 42-м месте против 40-го в 2013 году. Этот

индекс отражает уровень доступа к ИКТ и интенсивность их использования, включает значения числа стационарных и мобильных телефонов на 100 жителей страны, количества домашних хозяйств, имеющих компьютер, количества пользователей Интернета, уровни грамотности.

Оценить перспективы развития ИКТ можно с помощью рейтинга глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума, который определяет способность стран обеспечивать стабильные темпы экономического роста. В 2014 году первые три места заняли Швейцария, Сингапур и США, Россия оказалась на 53-м месте. Скромные результаты нашей страны во многом обусловлены низкими позициями в отношении развития базовых институтов и инфраструктуры рынка (100130-е места), слабым инновационным потенциалом (78-е место), низкой эффективностью труда (72-е место) и низким уровнем внедрения современных технологий (127-е место) [21].

Процессы структурной трансформации социальной сферы

Структурная трансформация социальной сферы под воздействием информатизации проявляется в преобразовании состава субъектов социальной сферы и изменении ее процессов за счет трансформации стадий и этапов выполняемых работ, изменении подчиненности, взаиморасположения и численного соотношения элементов субъектов и проявляется в трех аспектах: экономическом, управленческом и социальном.

Влияние на экономическую сторону социальной сферы прослеживается в уменьшении трансакци-онных издержек субъектов социальной сферы, расширении границ их деятельности; трансформации отношений собственности и усилении конкуренции, содействии росту кастомизации и появлении новых услуг; изменении базовых процессов работы с информацией; расширении возможностей сотрудничества и др.

Экономический аспект структурной трансформации социальной сферы заключается в воздействии на социальную сферу таких новых явлений, как: концепция «DIY» (от английского «do it yourself» - сделай это сам), нетократия (от англ. netocracy -власть сети) и других.

Использование DIY в социальной сфере позволяет создавать дополнительные возможности для потребителей: настраивать услуги с учетом предпочтений каждого пользователя, задавать параметры, выбирать набор услуг, управлять своей жизнью. Компьютерные программы способны оказать поддержку, за которой ранее необходимо было обращаться к специалистам. Например, количество визитов к диетологу можно сократить, установив на смартфон программу, которая позволяет контроли-

ровать количество потребляемых ежедневно калорий и составлять оптимальный рацион питания. Спортивные тренажеры со встроенными датчиками помогут правильно распределять силы при занятии физкультурой и откорректируют график занятий. При обучении в университете посредством специального программного обеспечения можно самостоятельно выбирать перечень и последовательность прохождения дисциплин.

Изменение характера отношений собственности также связано с зарождением новой формы организации общества - нетократией (от англ. netocracy - власть сети). Шведы А. Бард и Я. Зодер-квист[22] описывают процесс влияния этой социальной группы на все сферы жизни человека. Они утверждают, что по аналогии с аристократией, которая способствовала обеспечению государственной защиты частной собственности как важной предпосылки для экспансии капитализма, так и современная элита стремится узаконить защиту патентов и авторских прав как важнейших компонентов неток-ратии. Становление информационной экономики связано с увеличением в структуре собственности нематериальных активов. Операции на рынке виртуальной собственности становятся источником большей прибыли, чем манипуляции с материальным имуществом. Важно учитывать данную тенденцию при решении вопросов при долгосрочном планировании пути развития социальной сферы, потому что слабая защищенность авторских и других нематериальных прав может иметь как положительный, так и отрицательный эффект для развития человеческого капитала. С одной стороны, у населения появляется возможность пользоваться общедоступными ресурсами Интернета для обучения, саморазвития и самореализации, с другой - снижаются стимулы к созданию нового знания в связи с невозможностью получить, например, материальную отдачу от затраченных усилий.

Управленческий аспект трансформации проявляется при изучении механизма трансформации социальной сферы. Принимая во внимание воздействие факторов доиндустриальной, индустриальной и постиндустриальной стадий общественного развития, возникает возможность установить наличие эмерджентности государственной, рыночной и общественной систем регулирования трансформаций. Рассмотрение новых управленческих концепций: подход Web 2.0, геймификация (от англ. game - игра), электронная занятость, краудсорсинг (от англ. crowd - толпа и sourcing - использование ресурсов) и других позволяет сделать вывод о влиянии применения ИКТ на параметры качества производимой информации, эффективности командной работы, вовлеченности и мотивированности сотрудников и добровольцев при решении общественно значимых задач, усилении тенденций к саморегулированию.

Результатом широкого распространения интернета и применения крауд-концепций явилось возникновение нового экономического ресурса - сетевого общества, которое включает всех пользователей интернета объединенных единой сетью. Сетевое общество по сути является новым фактором производства. Сетевые формы взаимодействия подробно рассматривал М. Кастельс. Он описывал сетевую структуру как «комплекс взаимосвязанных узлов», при этом «конкретное содержание каждого узла зависит от характера той конкретной сетевой структуры, о которой идет речь» [23]. В своих работах он отмечал значимость информации как основного ресурса современного общества функционирующего посредством коммуникационных сетей.

Социальный аспект трансформации проявляется в повышения роли знания и связан с позиционированием социальной сферы в информационной экономике как сферы, обеспечивающей воспроизводство человеческого капитала. Возрастающая роль знаний вызывает повышенный интерес к образовательной деятельности и активизирует появление новых концепций реализации процесса обучения. Информатизация обуславливает возникновение таких тенденций, как: непрерывное, массовое, опережающее, камерное образование; компетентност-ный подход; поддержка обучения разных поколений; здоровье 2.0. (использование технологии web 2.0. для обучения здоровьесберегающим технологиям); эдьютеймент (объединение обучения и развлечения, обучение в неформальной обстановке).

Наглядно демонстрируют необходимость перехода на новые ИКТ примеры их успешного применения в нашей стране. За 2013-2014 гг. введены в эксплуатацию 49 симуляционных тренинговых центров для врачей общей практики, 7 - для хирургов разного профиля, 13 - для неонатологов, акушеров-гинекологов и детских реаниматологов; были созданы интерактивные дистанционные программы, которые уже успешно внедрены в 12 субъектах РФ. Эти симуляционные технологии являются современными методами повышения квалификации врачей, которые позволят улучшить показатели качества услуг социальной сферы [24].

В Москве, в Морозовской детской городской клинической больнице осуществлен проект маршрутизации пациентов на основе компьютерной программы, которая позволяет врачам в режиме реального времени отслеживать, каких пациентов, с какими патологиями, везут кареты скорой помощи. Таким образом, врачи получают информацию о пациенте еще до его прибытия в больнице. У них появляется возможность перегруппироваться и подготовиться к приему пациентов.

В Астраханской области реализован пилотный проект по внедрению электронного больничного. В ходе исследований было установлено, что врач тра-

тит около 30% времени на оформление документов. Электронная форма позволит сократить количество времени, затрачиваемое на оформление документов и избавить пациента от курьерских функций. Отработка новых технологий продлится до мая 2015 и в случае получения положительных результатов будет внедрена во всех субъектах РФ [25].

В одной из школ Москвы проводится эксперимент по обучению ребенка-инвалида, который обучается на дому при помощи робота R.Bot100 [26]. Изобретение подобных интерактивных программ и симуляторов виртуальной реальности может найти широкое применение в социальной сфере будущего, т.к. позволит смоделировать любую ситуацию.

В 2010 г. в Татарстане приступили к созданию информационной системы «Сводный электронный библиотечный каталог Республики Татарстан». Ее цель - обеспечение доступа граждан и сотрудников библиотек Татарстана, России и зарубежных стран к сводному электронному каталогу библиографических записей Республики Татарстан. Единым окном доступа к ресурсам нескольких библиотек республики, число которых постепенно возрастает, стала Национальная электронная библиотека Республики Татарстан (kitap.tatar.ru).

Размещение информации о государственных закупках и проводимых торгах на соответствующих сайтах (zakupki.gov.ru, torgi.gov.ru) позволяют осуществлять общественный контроль. Ведение электронного учета способствует поддержанию актуальности, полноты и достоверности информации о движении денежных средств. Разработка специальных программ позволит предотвратить закупку оборудования по завышенным ценам, предметов, которые не соответствуют целям организации. Автоматизация финансовых операций упростит учет и сделает его более прозрачным, позволит вести мониторинг эффективности расходования средств с последующим наглядным представлением результатов.

Однако, несмотря на определенные успехи в применении ИКТ, отечественными учеными и практиками неоднократно отмечалось кризисное состояние социальной сферы России [27], [28]. Наличие систематических глубинных проблем, отсутствие отлаженной системы работы и адекватных методов управления, дефицит информации о функционировании и неэффективное использование ресурсов позволяет говорить о наличии управленческого кризиса в данной сфере. Именно на фоне происходящей структурной трансформации социальной сферы прослеживается несовершенство управления и проблемы регулирования административно-правовых отношений. Смещение акцента в сторону расширения применения ИКТ в социальной сфере на фоне кризиса в управлении приводит к возникновению проблем.

Анализ трансформаций социальной сферы дал

возможность выявить и систематизировать проблемы, возникающие при использовании информационно-коммуникационных технологий. Установлено, что в настоящее время процессы информатизации не имеют четкого администрирования, а внедрение новых технологий в социальную сферу России носит точечный характер. Учитывая значимость проблем, появляющихся вследствие применения ИКТ, нами построена карта проблем информатизации социальной сферы, позволяющая выявить зависимости между проблемами и обозначить коренные проблемы, тормозящие развитие социальной сферы и требующие первостепенного решения (рис. 1): цифровое неравенство; отсутствие институционального проектирования внедрения ИКТ; дефицит достаточных и подробных статистических показателей, способных оценить последствия изменений социальной сферы в процессе информатизации.

Нерешенность выделенных ключевых проблем в ходе информатизации социальной сферы может привести к непрогнозируемым негативным последствиям как для потребителей услуг, так и для персонала вследствие затрудненности принятия обоснованных решений о целесообразности использования современных ИКТ на разных этапах оказания услуг.

Министр связи и массовых коммуникаций РФ Н.А.Никифоров обеспокоен наличием проблемы цифрового неравенства [29], представляющего собой неравные возможности доступа граждан к информационно-коммуникационным технологиям и имеющее своим следствием усиление экономического, социального и культурного неравенства. Информационное неравенство отражает, прежде всего, наличие экономического неравенства и также становится одним из факторов деления людей на богатых и бедных [30]. Неготовность основных групп потребителей услуг социальной сферы к новым условиям, малая доля квалифицированных пользователей современными ИКТ, неразвитость и высокая стоимость инфраструктуры осложняют преодоление барьеров развития информатизации социальной сферы.

Вторая выделенная нами ключевая проблема, заключается в неразвитости институциональной структуры социальной сферы, то есть отсутствии достаточного количества современных институтов и механизмов, позволяющих использовать ИКТ в социальной сфере. Институциональное проектирование, представляющее собой приведение системы социальной сферы в институциональное равновесие, необходимо для синхронизации процессов информатизации и трансформации социальной сферы России и закрепления тенденций, принимающих новые институциональные формы в информационной экономике. Развитая институциональная структура позволяет обеспечивать устойчивость систе-

Нсли'кн; цифроюгс

Отсутстглс

проектирования [шформ^шзщ-и

От^утс тснс с тап: с пгегс ссшх гюеп отсл;^ ИЖЕ СИЯЮЩИХ оценить р

ы!(до!нил нет 5 оргалит .ш1с1

РйЗЛЛЧИЯ ъ

урсгне ш.ткапыюй

Узел ячейке

ПОГНИ!

нкдптппяппнпЕт п пин.'^ьи аеший мнфорыачЕИ

Ь ЬПС^ГОСПЛС И171

Рягттчиг: 15 ыя^рщнЗ® компетентности уЧ£С7НЫЕ0В о онагги? а ни

V

\

А.

1 Отс/тсгеке

1 хомпетлггпоп

1 организации

ИН|[| ПрШТЧТНТ1 Я11(ИИ

!'1лф ирматл^ацил

н? пинягва

ттпгтрппяя'гр.няг/г

Н.-г! Д| в л'з и

утгоб

\

\

\

Стр сыпгашс расширить ИСПОЩЗОЕШШЕ ИКТ £3 ирпьаакл к ьандятиу ШЗЩ

НесозершкнстЕй

3 £еокодатмп стт

£ Е обласш применения

Отч.у гиталае _1ин.1'ш.и£_ цгпи е н<?,^р еяия v. 1гт. четкого разграничения

прав, сблзанностейи

оть етсп енности межд,' утгастникамн кн^орматшации

Отсутсгеиа методшше геого эЬегпе'ченкя ынформлшэ щги:

Заыенцегшв

техзошшн ила; алг. д у илу! и Рй^ ^ГТЛРТТЙНИТ

ироцеесог

* ~

.Ъылеленке

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ресурсэг,

необходимых для то ср:л4Т?гзйцрш не

Смещение акцента в сторону ф]кнанБЕро.5 шшя

енвдэзыи Л КТ

, 1Й (Т-Н-^КТ Ниф-'рИ'.ЕЩ^.Ы п рк^угътг та у п^гсленеяия ИРСГ

Неэффективная

реализация

ШЕгао1ациокш>:.х и транс £ ормациош-: ь:х стратегии

Невозможно™ объеьтквноЁ

оцгккх рээтотыатоЕ изо срмжтзаци

/

/

/

Н епр сгнозируекьй Нсоэослоэплэс

нептиш-ш отглхнешсе ст

с аидапвньй э ф ф е:ст от шнлл

нслоп:.зоб ання К КГ кнфорыатизщ*!

Рис. 1 Карта проблем использования ИКТ в социальной сфере России

мы посредством реализации комплекса институциональных преобразований, адаптирующих возможности применения ИКТ к порядку функционирования социальной сферы.

Пробелы в институциональной подготовке социальной сферы во многом связаны с несовершенством законодательства в области применения ИКТ. В связи с тем, что информационное право - это молодая и динамично развивающаяся отрасль, еще не накоплена практика применения норм, регламентирующих отношения в информационной сфере, недостаточно разработаны прикладные аспекты для различных отраслей народного хозяйства. Появление новых технологий и услуг может спровоцировать, например, развитие теневых отношений в социальной сфере, вызванных желанием скрыть доходы. Слабая спецификация отношений виртуальной собственности будет способствовать увеличению числа имущественных споров, так как количество участников виртуального рынка велико и идентификация их прав собственности требует определенных технологий, которые до сих пор не разработаны в нашей стране.

Проблема отсутствия достаточных и подробных статистических показателей, отражающих применение ИКТ в социальной сфере, затрудняет проведение анализа их влияния на рассматриваемый элемент экономической системы. Впервые данные по информационным технологиям стали публиковаться в России в 2004 году. Статистический ежегодник предлагает ограниченный перечень показателей отраслевой статистики, которого не достаточно для того, чтобы оценить цели и масштабы использования ИКТ в социальной сфере как на региональном, так и на федеральном уровне. Результативность деятельности по внедрению информационных технологий в процессы оказания услуг социальной сферы не оценивается. Отдельные регионы страны и отдельные организации формируют электронные базы данных, каталоги, библиотеки, организуют оцифровку имеющихся данных, но их деятельность не имеет статистического отражения. Очень ограниченный объем статистических данных затрудняет управление ходом процесса информатизации в социальной сфере и принятие управленческих решений. Формирование большого числа различных концепций развития образования, науки, здравоохранения без должной оценки получаемых результатов вызывает необоснованное отклонение от планов, представленных в данных концепциях.

Отыскание рациональных решений требует обработки больших объемов информации с привлечением специальных технических средств. В мире вопросы информатизации решаются по-разному В Японии делается ставка на разработку новых типов компьютеров, в США принимаются меры по интенсификации инновационных способностей инфор-

матизации всех сторон деятельности американского общества, а именно: увеличение инвестирования в новые исследовательские разработки, улучшение качества образования, повышение качества рабочей силы и ряд других мероприятий. В основе американской модели информатизации лежит долговременная программа создания системы информационного обеспечения всех потребителей информации в стране, которая предоставляет им возможность использования ИКТ.

Многие страны имеют национальные программы информатизации с учетом местных особенностей и условий. В нашей стране основу составляют сетевые технологии - область достаточно новая и очень быстро развивающаяся. Основываясь на этом факте, нами разработана модель виртуального кластера, позволяющего сформировать информационную сеть.

Применение ИКТ позволяет создать виртуальное пространство информационного обмена, не зависящее от физического расположения субъектов социальной сферы, или виртуальный кластер. За основу модели такого виртуального кластера целесообразно принять концепцию тройной спирали [31]. Нами спроектирована трехкомпонентная структура виртуального кластера, который включает ультраструктуру, инфраструктуру и интраструктуру (рис. 2).

Ультраструктура - это инновационная составляющая, катализатор прогресса. Она состоит из субъектов генерирования знания, сопровождающих информатизацию, и включает научно-исследовательские организации, университеты и пр. Инфраструктура виртуального кластера - это субъекты организации информационного обмена, среди которых центральное место занимает интегратор информатизации - дата-центр, выполняющий обеспечивающие процессы социальной сферы информационного общества. Интраструктура формируется из субъектов, занимающихся оказанием услуг социальной сферы. В первую очередь, это ведущие организации социальной сферы и пилотные площадки, открытые для внедрения инноваций: федеральные учреждения здравоохранения, образования, культуры, организации активно применяющие ИКТ и обладающие инновационной способностью, организации, обладающие лучшими в регионе показателями качества оказания услуг социальной сферы.

Представленная структура виртуального кластера позволяет получить сетевой эффект от интеграционных процессов, обусловленных применением ИКТ.

Кластерный подход к построению структуры социальной сферы в условиях информатизации содержит некоторые спорные моменты и слабые стороны, но, вместе с тем, обладает рядом преимуществ, например, создание разнообразия подходов

Виртуальный инновационный кластер информатизации социальной сферы

Ультраструктура

Академическая основа -научные школы:

- технико-технологического профиля;

- институционального и юридического профиля;

- организационно-управленческого профиля;

- социального и поведенческого профиля.

Инфраструктура:

Интегратор информатизации - дата-центр: - статистическая служба; - 1Т-служба; - специализированные службы.

Интрастурктура:

- ведущие организации социальной сферы;

- пилотные площадки.

Рис. 2. Структура виртуального кластера информатизации социальной сферы

к решению проблем информатизации; формирование квалифицированной экспертной группы; повышение потенциала к восприятию инноваций; си-нергический эффект взаимодействия социальной и информационной сферы, государственных, частных и общественных субъектов, которые позволят органично применять ИКТ в социальной сфере и расширить ее инновационный потенциал.

Вывод

Подводя итог сказанному, следует отметить, что информатизация социальной сферы, основанная на внедрении ИКТ, является реакцией общества на потребность в существенном увеличении эффективности и производительности труда в информационном секторе. Проблема информатизации социальной сферы уже не может рассматриваться как инструментально-технологическая, а тем более как проблема насыщения информационной сферы средствами информатики и создания на их основе информационных инструментов. Сегодня необходимо учитывать принципиально новые условия информационного общества и обеспечивать расширенное внедрение ИКТ, направленное на повышения эффективности и качества услуг социальной сферы.

Библиографический список

1. Абалкин, Л.И. Экономическая энциклопедия / под ред. Л.И. Абалкина. - М.: Экономика, 1999. -С. 747.

2. Грачева, О. Место социальной поддержки населения в региональной социальной политике: методологический аспект / О. Грачева // Человек и труд. - 2008. - №1. С. 9.

3. Роик, В.Д. Социальное страхование в меняющемся мире: каким будет выбор России? / В.Д. Роик. -СПб.: Питер, 2014. - С. 144.

4. Ломовцева, О.А. Условия и векторы развития социальной инфраструктуры регионов России/ О.А.Ломовцева, А.И. Мордвинцев //Вестник АГТУ Серия: Экономика. - 2012. - №2. - С. 46.

5. Кравченко, С.А. Учебный социологический словарь / Под. ред.С.А. Кравченко. 3-е изд., доп., пе-рераб. - М.: Экзамен, 1999. - С. 261.

6. Социальная политика: Энциклопедический словарь / Под общ. ред. Н.А. Волгина; отв. ред. Т. С. Сулимова. - М.: Академический проект Трикста, 2005. - С. 608.

7. Волкова, Н.С. Государственное управление социальной сферой: состояние и модернизация/ Н.С.Волкова// Журнал российского права. - 2013. № 7. - С. 6.

8. Острая, Т.Б. Институциональные преобразования в социальной сфере как условие экономического развития России: дис. ... канд.экон.наук: 08.00.01/ Острая Татьяна Борисовна. - Томск, 2006. - С. 29.

9. Осадчая Г.И. Социальная сфера: теория, методология и методика социологического анализа: дис. ... д-ра социол. наук: 22.00.01 / Осадчая Галина Ивановна. - М., 1996. - С. 30.

10. Макаров, В.Е. Социальная сфера социального государства в условиях модернизации современного общества / В.Е. Макаров // Социальная работа в России: тенденции и перспективы. Сборник материалов II Международной научно-практической конференции. Часть 1. - Таганрог: Изд-ль А.Н. Сту-пин, 2013. - С. 35.

11. Артемов, В.А. Институциональные аспекты финансирования инвестиционных процессов в социальной сфере / В.А. Артемов // Финансовая ана-

литика: проблемы и решения. - 2013. - N° 18. - С. 16.

12. Бойко, С.В. Социально-антропологический анализ качества жизни/ С.В. Бойко, К.М.Оганян, Б.И.Каверин и др. - Череповец: ИНЖЭКОН-Чере-повец, 2007. - С. 8.

13. Заславская, Т.И. Социетальная трансформация российского общества: Деятельностно структурная концепция/ Заславская Т.И. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Дело, 2003. - С. 148.

14. Эмиров, Н.Д. Инновационные подходы в управлении социальной сферой: Монография / Н.Д. Эмиров. - СПб. : Изд-во Политехи. ун-та, 2011. -С. 6.

15. Глазьев, С.Ю. Новый технологический уклад в современной мировой экономике / С.Ю. Глазьев. Международная экономика. - 2010. - №5. - С. 5-27.

16. Селищева, Т.А. Структура российской экономики: на пути к информационному обществу/ Т.А.Селищева. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2006. -184 с.

17. Яковец, Ю.В. К новой структуре экономики России. М. Междунар. фонд. Н.Д. Кондратьева и др. - 1993. - 109 с.

18. Глобальный отчет по информационным технологиям [Электронный ресурс] World Economic Forum. - URL: http://www3.weforum.org/docs/ WEF_GlobalInformationTechnology_Report_2014.pdf (дата обращения 05.03.2015).

19. Индекс сетевой готовности 2014 [Электронный ресурс] World Economic Forum. - URL: http:// reports.weforum.org/global-information-technology-report-2014/ (дата обращения 05.03.2015).

20. Индекс развития информационно-коммуникационных технологий 2014 [Электронный ресурс] International Telecommunication Union. - URL: http:/ /www.itu.int/en/ITU-D/Statistics/Documents/ publications/mis2014 /MIS2014 _without_Annex_4.pdf (дата обращения 05.03.2015).

21. Индекс глобальной конкурентоспособности 2014-2015 [Электронный ресурс] World Economic Forum. - URL: http://www3.weforum.org/docs/ WEF_GlobalCompetitivenessReport_2014-15.pdf (дата обращения 05.03.2015).

22. Бард, А. №К>кратия. Новая правящая элита и

жизнь после капитализма / А.Бард, Я.Зодерквист // Перевод со шведского языка. — СПб.: Стокгольм-ская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2004. - 252 с.

23. Кастельс, М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе/ М.Кас-тельс. - Екатеринбург: У-Фактория, 2004. - С. 167.

24. Вероника Скворцова рассказала президенту про сертификат врача [Электронный ресурс] Док-торПитер - URL: http://doctorpiter.ru/articles/10754/ (дата обращения 05.03.2015).

25. События и факты // Экономика ЛПУ в вопросах и ответах. - 2015. №№1. - С. 8-9.

26. R.bot в технопарке [Электронный ресурс] Youtube - URL: http://www.youtube.com/ watch?v=1IXR2By _bs0 (дата обращения 15.03.2015).

27. Акишкин, В.Г. Региональное здравоохранение в условиях институциональных преобразований: экономико-финансовый аспект: Монография / В.Г. Акишкин, И.Е.Квятковский, С.А. Путина: Монография. - Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2014. - С. 182.

28. Журавлёва, Г.П. Современная экономика и институциональный вакуум в экономической теории / Г.П.Журавлёва, Н.В.Манохина// Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. - 2013. - .№ 3. - С. 12-17.

29. В России процветает цифровое неравенство [Электронный ресурс] ВестиFM. - URL:http:// radiovesti.ru/episode/show/episode_id/17056 (дата обращения 05.03.2015).

30. Дятлов С.А., Селищева Т.А. Регионально-пространственные характеристики и пути преодоления цифрового неравенства в России// Экономика образования. - 2014. - №> 2. - С. 48-52.

31. Ицковиц, Г. Тройная спираль. Университеты-предприятия-государство. Инновации в действии / Г. Ицковиц. - Томск: Изд-во Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники, 2010. - 237с.

32. Дятлов С.А. Инновационная реиндустриали-зация экономики России в условиях усиления гиперконкуренции на мировых рынках // Инновации. Всероссийский научно-практический журнал.- . 9 (191).- 2014.- С.4-8.

Dyatlov S., Selischeva T., Dyadechko O.

STRUCTURAL TRANSFORMATION OF THE SOCIAL SPHERE IN THE INFORMATION ECONOMY

The article deals with the impact of informatization on the structural transformation of the social sphere economy. The approaches to determination of content and structure of the social sphere are reviewed, the factors of structural transformation are discussed. The examples of using ICT in the areas of healthcare, education and culture are considered. The economic, administrative and social aspects of the impact of ICT on the subjects and the processes of social sphere are analyzed. We have composed the map of informatization problems in social sphere in Russia, which can help to find out the key problems, influencing on the efficiency of using new ICT. The theoretical basis of virtual cluster model in the social sphere using ICT, which formes a virtual space of information exchange, is developed.

Keywords: social services, the reproduction of human capital, Informatization, information and communication technology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.