Научная статья на тему 'РОЛЬ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК В ФОРМИРОВАНИИ ЗУБОЧЕЛЮСТНЫХ АНОМАЛИЙ И СПОСОБЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ'

РОЛЬ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК В ФОРМИРОВАНИИ ЗУБОЧЕЛЮСТНЫХ АНОМАЛИЙ И СПОСОБЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
5267
662
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗУБОЧЕЛЮСТНЫЕ АНОМАЛИИ / ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ / ФОРМИРОВАНИЕ ПРИКУСА

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Никанорова А. А., Атаева М. А.

Представлено влияние вредных привычек на формирование челюстно-лицевой области. Указаны методы устранения вредных привычек и нормализации функций зубочелюстной системы, которые способствуют правильному развитию зубочелюстной системы у детей и предупреждению развития стойких зубочелюстных аномалий и деформаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК В ФОРМИРОВАНИИ ЗУБОЧЕЛЮСТНЫХ АНОМАЛИЙ И СПОСОБЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ»

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ ЮГРЫ:

47.Vaiano, F., Pascali, J.P., Bertol, E. New psychoactive substances: An actual problem or an overestimated phenomenon? // Forensic Sci Int. 2019. № 304:109941. doi: 10.1016/j.forsciint.2019.109941

48.Wagmann, L., Hempel, N., Richter, L.H.J., Brandt, S.D., Stratford, A., Meyer, M.R. Phenethylamine-derived new psychoactive substances 2C-E-FLY, 2C-EF-FLY, and 2C-T-7-FLY: Investigations on their metabolic fate including isoenzyme activities and their toxicological detectability in urine screenings

опыт и инновации №3 2020

// Drug Test Anal. 2019. №11 (10). P. 1507-1521. doi: 10.1002/dta.2675

49.World Drug report 2016: Global trends in the estimated number of people who uses drugs, 20062014. United Nations Office on Drugs and Crime.

50.Zickler, P. 33-year study finds lifelong, lethal consequences of heroin addiction // NIDA Notes. 2001. V 16, № 4. Р. 1-7.

© Зотова Е.П., 2020

УДК 616.314-089.23

РОЛЬ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК В ФОРМИРОВАНИИ ЗУБОЧЕЛЮСТНЫХ АНОМАЛИЙ И

СПОСОБЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ

Никанорова А.А.,

врач-ортодонт детского отделения терапевтической стоматологии БУ «Лангепасская городская стоматологическая поликлиника»

Атаева М.А.,

врач-ортодонт детского отделения терапевтической стоматологии БУ «Лангепасская городская стоматологическая поликлиника»

Представлено влияние вредных привычек на формирование челюстно-лицевой области. Указаны методы устранения вредных привычек и нормализации функций зубочелюстной системы, которые способствуют правильному развитию зубочелюстной системы у детей и предупреждению развития стойких зубочелюстных аномалий и деформаций.

Ключевые слова: зубочелюстные аномалии, вредные привычки, формирование прикуса

Актуальность

Вредные привычки у детей являются одной из причин возникновения и развития зубочелюстных аномалий и деформаций. Они способствуют возникновению парафункции мышц, окружающих зубные ряды, смещению нижней челюсти, вызывают нарушение положения отдельных зубов и их групп, изменение формы зубных рядов, нарушение прикуса в сагиттальном, трансверзальном и вертикальном направлениях. Эти нарушения закрепляются с возрастом и нередко приводят к изменению формы лица. Кроме того, они могут являться причиной заболевания пародонта. В ходе последних исследований было установлено, что в основном вредные привычки выявляются в раннем возрасте. Проблемой является отсутствие знаний у родителей и детей про последствия вредных привычек для зубочелюстной системы.

Основная задача врачей-ортодонтов — создание условий для гармоничного роста и развития зубочелюстной системы ребёнка. Этиология зубочелюстных аномалий многофакторна.

На формирование зубочелюстных аномалий оказывают влияние общие заболевания, наследственные факторы, наличие вредных привычек. Под вредными привычками в стоматологии подразумевают те, которые отрицательно сказываются на росте и развитии челюстных и других костей лицевого отдела черепа и прилежащих мягких тканей. В.П. Окушко систематизировала разновидности вредных привычек и сгруппировала их по физиологическому принципу.

I. Привычка сосания (зафиксированные двигательные реакции):

1) сосания пальцев,

2) сосания и прикусывания губ, щек, различных предметов,

3) сосания и прикусывания языка.

II. Аномалии функции (зафиксированные неправильно протекающие функции):

1) нарушение функции жевания,

2) неправильное глотание и привычка давления языком на зубы,

3) ротовое дыхание,

4) неправильная речевая артикуляция.

III. Зафиксированные позотонические рефлексы, определяющие неправильное положение частей тела в покое:

1) неправильная поза тела и нарушение осанки,

2) неправильное положение нижней челюсти и языка в покое.

Часто вредные привычки сочетаются друг с другом, иногда после устранения одной привычки появляется другая.

Привычка сосания пальцев

Сосательный рефлекс — врождённый. После рождения функция сосания развивается, к шести месяцам достигает максимума. К году должна угаснуть. Но иногда на основе рефлекса сосания возникают патологические оральные привычки (парафункции), которые играют негативную роль во время формирования прикуса. Наиболее распостранено длительное сосание «Пустышек», либо их роль выполняют губы, язык, щёки, пальцы, карандаши и др. В соответствии с давлением на конкретные участки наблюдается наклон вперёд верхних резцов и избыточное развитие верхней челюсти. Изменяется тонус губ: верхняя губа расслабляется, нижняя напрягается, нижние зубы наклоняются внутрь, верхние вперёд. У языка нет опоры — он выдвигается вперед, прокладывается между зубами, формируется открытый прикус.

Сосание пальцев, в основном большого пальца правой руки, реже левой, встречается чаще других разновидностей вредных привычек. Нервное напряжение, эмоциональное беспокойство имеют значение при возникновении вредной привычки сосания. Такая привычка проявляется чаще у детей, находящихся на грудном вскармливании. Она нередко возникает после отнятия соски или отнятия от груди. Дети чаще сосут палец во время засыпания и пробуждения, но при выраженной вредной привычке сосут днем и ночью. Если привычка менее выражена, то отучить ребенка возможно путем воздействия на его психику. В случаях более выраженных привычек сосания дети бывают менее контактными, они стесняются своей привычки, но не в силах ее преодолеть. Наказывать таких детей не следует, резкие действия старших могут привести к замкнутости ребенка, его заиканию и другим расстройствам нервной системы.

Клинически: палец, который сосет ребенок, бывает чище других, тоньше, на его коже нередко заметны кровоизлияния, ноготь истончен. Дети, подростки и взрослые во время сосания пальца отворачиваются, стараются найти укромное место, чтобы избежать насмешек окружающих.

Наиболее типичные зубоальвеолярные нарушения, развивающиеся в результате сосания пальца:

- протрузия передних зубов верхней челюсти и зубоальвеолярное укорочение в этом участке, что нередко приводит к возникновению открытого прикуса (рис.1, 2). Протрузия резцов чаще сочетается с образованием трем между ними, реже — с тесным их расположением;

Рис. 1. Открытый прикус, сформировавшийся под влиянием вредной привычки сосание пальца

шн

¡4

Рис. 2. Открытый прикус на этапе лечения с помощью «брекет-системы»

- при длительном и интенсивном сосании нередко нарушается рост челюстей;

- выступание верхних резцов затрудняет смыкание губ и способствует ротовому дыханию;

- передний участок нижней зубной дуги обычно бывает уплощенным в результате ре-

трузии нижних резцов или наблюдается их тесное расположение;

- зубные ряды деформируются по форме пальца, расположенного между ними. Если попросить ребенка показать, как он сосет палец, то можно убедиться в этом;

- длительное сосание пальца и его давление на коронки зубов, альвеолярные отростки приводит к дистальному смещению нижней челюсти, отставанию ее роста. Этому способствует мезиальное перемещение верхних боковых зубов в область более узкой части зубной дуги, первые постоянные моляры нередко поворачиваются по оси вокруг их небного корня, что приводит к стойкому удлинению верхней зубной дуги;

- сужение верхнего зубного ряда, возникающее в результате повышения отрицательного давления в полости рта при сосании большого пальца, усиливается;

- сужение верхнего зубного ряда нередко приводит к развитию вестибулярного перекрестного прикуса;

- может возникать привычное смещение нижней челюсти вперед, в сторону, развитие мезиального или перекрестного прикуса при сосании согнутого указательного пальца или при расположении одного или двух пальцев в области угла рта;

- формируется глубокий купол нёба («готическое нёбо»), деформируется дно носовой полости, искривляется носовая перегородка, что затрудняет носовое дыхание;

- изменяется также расположение языка, нередко его кончик и корень смещаются кзади или язык занимает низкое (каудальное) положение. При последнем нарушении на основании осмотра лица в профиль можно увидеть кожную складку на поверхности кожи, под подбородком («двойной подбородок»), свидетельствующую о низком расположении языка.

Вредная многолетняя привычка сосания большого пальца приводит к нарушению осанки, а именно, наклону головы вперед, изменению в шейном участке позвоночника, в результате нарушения функции мышц, окружающих зубные ряды, а также межреберных мышц. Последствием таких нарушений является уменьшение жизненного объема легких, нарушение функции дыхания, кровообращения. В связи с этим вопросы ранней профилактики зубоче-

_ЗДРАВООХРАНЕНИЕ ЮГРЫ:

опыт и инновации №3 2020

люстных аномалий, обусловленных вредной привычкой сосания большого пальца, приобретают социальное значение. Кроме большого пальца, дети нередко сосут другие пальцы — один или несколько, но следует подчеркнуть, что положение в полости рта одного или нескольких пальцев бывает не всегда одно и то же у каждого ребенка. Иногда сосание пальцев сочетается с другой вредной привычкой, например, одновременного удерживания одной рукой мочки уха или ушной раковины; поглаживание, потирание другой рукой отдельного участка тела.

Вредная привычка сосания наблюдается в младшем школьном возрасте, у некоторых детей после тяжёлых инфекционных заболеваний, что объясняется нагрузкой на нервную систему из-за ослабления организма. У школьников вредные привычки могут возникнуть вследствие подражания.

У родителей детей с вредной привычкой сосания пальца нужно собрать подробные анамнез о способе вскармливания ребенка, длительности пользования соской и длительности вредной привычки, ее периодичности в течение суток, а также о характере ребенка, реактивности нервной системы, об окружающей его внешней среде. Детей с повышенной возбудимостью нервной системы важно направить на консультацию к невропатологу.

Детям, у которых привычка сосания пальца привела к зубоальвеолярной протрузии на верхней челюсти или зубоальвеолярной ретру-зии на нижней челюсти и сужению верхнего зубного ряда с тенденцией к развитию дисталь-ного или открытого прикуса, назначают стандартную вестибулярную пластинку, которая способствует отучиванию от вредной привычки. Применение стандартных вестибулярных пластинок в течение 2—4 месяцев приводит к устранению вредной привычки.

Сосание и прикусывание губ

Привычка прикусывать нижнюю губу возникает при патологии носоглотки, затрудняющей носовое дыхание, детям приходится прикусывать нижнюю губу, чтобы удержать нижнюю челюсть в удобном положении. Эта привычка выражается в сосании и прикусывании нижней либо верхней губы, языка и щёк, в кусании карандаша, ручки, ногтей. Чаще — это прикусывание (рис.3) или сосание нижней губы.

Рис. 3. Вредная привычка прикусывание нижней губы

Рис. 4. Патологический прикус в результате вредной привычки

Длительное прикусывание нижней губы ведёт к скученности нижних передних зубов, недоразвитию зубного ряда и нижней челюсти, недостатку места для зубов. (рис.4)

Если дети держат ручку или карандаш между резцами — возникает диастема. Сосание угла подушки, одеяла, воротника с поворотом головы при длительной привычке приводит к появлению асимметрии лица.

Неправильная речевая артикуляция

Функция речи не является врождённой, формируется постепенно у ребёнка, находящегося в речевой среде, завершается в основном к 3-5-летнему возрасту. Органы полости рта — важная часть речевого аппарата, поэтому часто патология речи и нарушения прикуса взаимообусловлены. Если малыш для произнесения шипящих и свистящих звуков прокладывает язык между зубами формируется промежуток между зубными рядами, т.е. открытый прикус. И также, если имеется открытый прикус и сужены зубные ряды у детей встречаются дефекты в произнесении звуков ч, с, ш, р.

Ротовое дыхание.

Во всех возрастных периодах нормой является носовое дыхание. При дыхании через рот поток воздуха, проходя через полость рта, оказывает давление на твёрдое нёбо и стимулирует

рост формирующих его костей. Нёбо выгибается в полость носа и имеет вид сужающегося кверху купола, т.е. «готическое» нёбо. Поскольку давление потока воздуха не оказывает давления на альвеолярные дуги, они остаются недоразвитыми, а зубные ряды — суженными со скученностью зубов. Хроническое ротовое дыхание чаще связано с нарушением проходимости носовых ходов из-за ринита, полипов, искривления носовой перегородки и т.д. Необходимо направить ребёнка на лечение к педиатру (при ОРЗ) или отоларингологу (при ЛОР-патологии). Развитие зубочелюстной системы взаимосвязано с развитием всех систем растущего организма и влияет не только на внешность, но и на общее состояние здоровья ребёнка, его осанку, речь и развитие в целом. Ротовое дыхание приводит к нарушению деятельности мимических мышц, круговой мышцы рта, языка и зубочелюстным аномалиям. При нарушении дыхания активность круговой мышцы рта в несколько раз повышается по сравнению с нормой, а её выносливость снижается. При ротовом дыхании ребёнок прокладывает язык между зубными рядами, что ведёт к протрузии резцов верхней челюсти. Дополнительное давление натянутых щёчных мышц, возникающее у ребёнка при дыхании ртом, способствует сужению зубных дуг.

Неправильная поза тела и нарушение осанки

Негативное влияние на формирование прикуса оказывает вынужденное положение ребёнка за столом, не соответствующим его росту. Родителям необходимо следить, чтобы во время сна голова ребёнка не была запрокинута, следить за положением ребёнка (на спине или боку), чтобы не допустить деформации позвоночного столба, чтобы не была высокой подушка и мягкой перина, ребёнок не подкладывал «ручку под щёчку», рот должен быть закрыт на период сна и бодрствования. Родители должны обеспечить ребёнка правильной мебелью для сна: упругий матрац и невысокая подушка.

Статистика свидетельствует также, что в возрасте шести лет у детей уже имеются деформации прикуса. Среди детей в возрасте 5-8 лет распространенность составляет от 42% до 67%.

Частота встречаемости вредных привычек и их влияние на формирование зубочелюст-

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ ЮГРЫ:

ных аномалий проанализирована автором в ходе профилактических осмотров учащихся 1-5 классов (7-12 лет) в стоматологических кабинетах двух общеобразовательных учреждений (школ) города Лангепаса. Обследовано 243 ребенка. Выявлено 94 человека с физиологической окклюзией, 149 с зубочелюстными аномалиями.

Обследованных разделили на группы:

- по виду окклюзии;

- по наличию вредных привычек.

Клиническое обследование состояло из осмотра лица, полости рта, опроса детей о наличии вредных привычек.

При обследовании детей с физиологическим прикусом у 27 человек (28,7%) выявлены вредные привычки (привычка грызть ручки, карандаши, ногти, сосать верхнюю или нижнюю губу, язык, подкусывать щеки), у детей с патологической окклюзией вредные привычки выявлены у 76 детей (51,3%).

Среди 243 обследованных детей у 149 (61,3%) выявлены зубочелюстные аномалии.

опыт и инновации №3 2020

У детей с зубочелюстными аномалиями наблюдались следующие вредные привычки:

- 29,2 % — привычка грызть ручки и карандаши;

- 28,5% — привычка грызть ногти;

- 20,1% — привычка сосания верхней или нижней губы;

- 19,2% — привычка сосания языка и прикусывания щёк;

- 3% — привычка подкладывать ладошку под щёку во время сна.

Среди 103 детей с вредными привычками у 74 обнаружены зубочелюстные аномалии (71,8%).

Среди детей с вредными привычками у:

- 37,9% — дистальная окклюзия;

- 15,7% — вертикальная резцовая окклюзия;

- 9,1% — перекрестная окклюзия;

- 6,7% — глубокая резцовая окклюзия;

- 2,6% — мезиальная окклюзия;

- 28% — физиологическая окклюзия (рис.5).

□ дистальная окклюзия

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

□ вертикальная резцовая окклюзия

□ перекрестная окклюзия

□ глубокая резцовая окклюзия

□ мезиальная окклюзия

□ физиологическая окклюзия

Рис. 5. Распределение видов окклюзии у детей с вредными привычками.

Таким образом, распространенность вредных привычек у детей 7-12 лет зубочелюстными аномалиями составляет 51,3%. Зубочелюстные аномалии среди детей с вредными привычками встречаются в 72 % .

У детей с вредными привычками и зубоче-люстными аномалиями выявлены диспропорции профиля лица и зубных рядов в соответствии с аномалией окклюзии и наличием патологических привычных действий. Сохранение

вредных привычек ведёт к формированию зу-бочелюстных аномалий.

С целью предотвращения проблем с формированием прикуса, нужно следить, чтобы все функции челюстно-лицевой области формировались своевременно и правильно, предупреждать появление вредных привычек. Необходимым условием для предупреждения возникновения вредных оральных привычек является правильная организация питания ре-

бёнка: сохранение грудного вскармливания, своевременное введение прикорма с ложечки, питьё из чашки. Важно создать условия для психического и физического развития ребёнка, психологический комфорт внутри и вокруг ребёнка, ему не придется искать успокоения в парафункциях.

Лечение от уже сложившихся вредных привычек сводится к психологической и педагогической помощи. Сегодня большинство стоматологов с уважением относятся к психологическим проблемам маленьких пациентов. При необходимости применяются специальные ортодонтические аппараты для нормализации нарушенных функций и ранней коррекции зубочелюстных аномалий, вестибулярные пластинки, трейнеры (рис.6), LM-активаторы.

Рис. 6. Трейнер

Применение стандартных вестибулярных пластинок имеет социально-гигиеническое значение, что довольно комфортно для использования детьми. Преимущество стандартных вестибулярных пластинок в их доступности для массового применения, общем экономическом эффекте и экономии времени врача. Их применение в детских садах имеет целью борьбу с вредными привычками и, главное, их последствиями.

Для профилактики зубочелюстных аномалий важно повысить стоматологическую грамотность родителей и детей, возможно проведение «уроков здоровья» с привлечением врачей-стоматологов, ортодонтов.

Также необходимо повысить мотивацию родителей для проведения эффективного лечения деформаций зубных рядов, если они возникли.

Саморегуляция аномалий прикуса, вызванных вредными привычками, возможна, если привычка устранена до 3 лет. Если не устранена до 4-5 лет, то саморегуляция сомнительна. Действие вредной привычки после 5 лет способствует закреплению и прогрессированию аномалий.

Доказано, что развитие зубочелюстной системы проще нормализовать в период смены молочных зубов на постоянные, так как при этом включаются механизмы саморегуляции и нормализация прикуса происходит за счёт биологических механизмов адаптации растущего организма.

Своевременная диагностика нарушенных функций челюстно-лицевой области и вредных привычек, а также ранняя их коррекция способствует правильному развитию зубоче-люстной системы у детей и предупреждает развитие стойких зубочелюстных аномалий и деформаций.

Литература

1. Хорошилкина, Ф.Я. Ортодонтия. — М.: Медицинское информационное агентство, 2006. — С.45-52.

2. Флаттер, Джон Ротовое дыхание как фактор негативного влияния на общее развитие детского организма //Ортодонтия. — 2012. — №2. С.50—55.

3. Русакова, Е.Ю., Савинова, Л.П., Малыгина, Д.Е., Авакян, С.А. Профилактика и лечение зубоче-люстных аномалий у детей младшего школьного возраста //Ортодонтия. — 2012. — №1. — С. 90-91.

4. Данилова, М.А., Гвоздева, Ю.В., Убирия, Ю.И. Динамика показателей электромиографического исследования в процессе лечения миофункцио-нальных нарушений у детей в периоде прикуса временных зубов //Ортодонтия. — 2010 — №4. — С.3-5.

5. Рублева, И.А. Оценка взаимосвязи зубочелюст-ных аномалий и психоневрологических нарушений у детей 7-12 лет: автореферат. — М., 2010. -С. 3 - 23.

6. Терехова, Т.Н. Факторы риска развития зубоче-люстных аномалий. // Современная стоматология - 2013. - №1. - С. 24 - 27.

© Никанорова А.А., Атаева М.А., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.