ЗУБОЧЕЛЮСТНЫЕ АНОМАЛИИ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА И ИХ ДИАГНОСТИКА
© Алимирзоев Ф.А.*
Дагестанская государственная медицинская академия, г. Махачкала
В данной статье рассмотрены варианты зубочелюстных деформаций, рассмотрены методы для реализации задач организации ортодон-тической помощи, а также схема установления ортодонтического диагноза, изучены аномалии зубных рядов и их диагностика.
Ключевые слова: деформация, аномалии прикуса, ортодонтическая помощь.
Установление связи между основными причинными факторами и вызванной ими деформацией представляет трудную задачу. Затруднения состоят в том, что действие одних и тех же факторов на рост и развитие жевательного аппарата в различном возрасте и при неодинаковом общем состоянии организма может вызвать возникновение разных деформаций.
Множество этиопатогенетических факторов в сочетании с индивидуальными особенностями организма служит причиной возникновения различных форм и вариантов зубочелюстных деформаций.
Необходима систематизация этих многообразных форм, так как она облегчает правильную постановку диагноза и выбор метода терапии.
Попытки систематизировать различные формы патологии и выделить их в отдельные нозологические единицы наблюдались уже на ранних этапах возникновения и развития ортодонтии. Отсюда понятно, что к настоящему времени насчитывается большое число классификаций аномалий зубочелю-стной системы и методов их диагностики [3].
Первые попытки классифицировать деформации относятся к началу XIX столетия. Эти классификации построены на принципе определения правильного или неправильного положения отдельных зубов. Характер этих классификаций отражает присущие тому времени методы терапии, которые сводились лишь к лечению аномалий положения отдельных зубов.
Затем появились классификации аномалий прикуса, которые построены только на изучении соотношений фронтальных участков зубных дуг.
Развитие ортодонтии, накопление клинических данных по этиопатоге-незу, изучение различных вариантов деформаций зубочелюстной системы побудило обратить внимание не только на соотношение зубных дуг во фронтальном участке, но и на артикуляцию боковых зубов, на их взаимоотношение при нормальной и патологической окклюзии.
* Ассистент кафедры «Стоматология детского возраста»», кандидат медицинских наук.
Изучение распространенности форм зубочелюстных аномалий в разные периоды формирования прикуса представляет научный интерес. Данные такого рода исследований используются для разработки организационных принципов профилактики зубочелюстных аномалий и специализированной лечебной помощи.
В 20-40-х годах научные исследования в области эпидемиологии зубочелюстных аномалий были единичными. Значительно большее внимание уделено этому вопросу за последние три десятилетия, о чем свидетельствует возросшее количество публикаций.
Хотелось бы отметить роль динамического наблюдения, которое целесообразно проводить стоматологическим поликлиникам.
Динамическое наблюдение - система работы лечебно-профилактических учреждений, обеспечивающая предупреждение болезней, раннее их выявление и лечение при систематическом наблюдении за больным.
Организация и проведение плановой стоматологической санации детей, включающей также предупреждение развития зубочелюстных аномалий, являются основой диспансеризации детского и подросткового населения.
Здоровые зубы, здоровые ткани пародонта и нормальный прикус - необходимые условия для правильного пищеварения и роста ребенка.
Для предупреждения нарушений в зубочелюстно-лицевой области важно проводить следующие мероприятия:
1. осуществлять медико-генетическое консультирование новобрачных;
2. организовывать рациональный режим труда, отдыха, питания беременной женщины, охранять ее здоровье;
3. организовывать гигиенический уход за ребенком, проводить гигиеническое воспитание, обучать регулярной чистке зубов и контролировать ее качество. Обеспечить плановую лечебно-профилактическую стоматологическую санацию детского населения для сохранения зубов, предупреждения их кариозного разрушения, одонтоген-ных патологических процессов, болезней слизистой оболочки полости рта, пародонта, используя территориально-участковый принцип обслуживания детского населения;
4. выявлять семейное предрасположение к развитию зубочелюстных аномалий;
5. предупреждать развитие зубочелюстных аномалий (борьба с вредными привычками у детей, нормализация закрывания рта, дыхания, глотания, речи, нормализация функции мышц околоротовой области, пластика укороченной уздечки языка, аномальной уздечки губ, восстановление коронок разрушенных молочных зубов и замещение дефектов зубных дуг путем протезирования, своевременное удаление сверхкомплектных и задержавшихся временных зубов);
6. устранять имеющиеся зубочелюстные аномалии путем применения ортодонтических аппаратов и комплексных методов лечения (сто-
матологических - ортодонтического, терапевтического, хирургического, а также оторино-ларингологического, эндокринологического, психоневрологического, ортопедического, логопедического и др.);
7. предупреждать рецидивы зубочелюстных аномалий;
8. стремиться к достижению морфологического, функционального и эстетического оптимума в зубочелюстно-лицевой области.
Для реализации задач организации ортодонтической помощи необходимо:
1. обеспечить дальнейшее развитие сети стоматологических поликлиник, предусмотреть организацию детских отделений в стоматологических поликлиниках, а при отсутствии их в других амбулаторно-поликлинических учреждениях;
2. обеспечить профилактическую плановую санацию полости рта у детского населения;
3. организовать своевременное выявление, взятие на учет и диспансерное наблюдение и лечение в стоматологических поликлиниках и стационарах детей с врожденной патологией челюстно-лицевой области;
4. увеличить число ортодонтических отделений и кабинетов;
5. при проведении профилактической плановой санации полости рта организовать выявление детей, нуждающихся в ортодонтическом лечении.
6. разрушение зубов вследствие кариеса и его осложнений, а также их ранняя потеря предрасполагает к деформации зубных рядов.
В каждом детском учреждении (ясли, сады), где планируется внедрение комплексной системы стоматологической профилактики, необходимо организовать специальные кабинеты.
Сотрудники детской стоматологической поликлиники, работающие на дошкольно-школьном участке, должны составить план работы с родителями, воспитателями, медицинским персоналом, включив в него следующие вопросы:
1. средние сроки прорезывания и смены временных зубов;
2. особенности их формирования и функции;
3. влияние вредных привычек на развитие зубочелюстной системы;
4. несмыкание губ, ротовое дыхание, нарушение осанки и их неблагоприятные последствия;
5. кариес зубов у детей и его осложнения;
6. средние сроки формирования и прорезывания постоянных зубов;
7. влияние кариозного разрушения временных и постоянных зубов на формирование прикуса;
8. ортодонтическое лечение и зубочелюстное протезирование у детей;
9. правильный подбор зубной щетки и зубной пасты;
10. когда и как правильно чистить зубы [4].
Необходимо выявлять детей с повышенным риском возникновения и развития аномалий прикуса, кариеса зубов. Это в основном:
1. дети, у родителей которых или близких родственников имеются резко выраженные аномалии прикуса;
2. дети с нарушенным развитием височно-нижнечелюстных суставов, перенесшие травму во время родов;
3. дети, рожденные недоношенными, имеющие пороки развития, в том числе несращение в челюстно-лицевой области, перенесшие в период новорожденное и грудного вскармливания гемолитическую болезнь, пневмонию, гнойно-септические заболевания;
4. дети, рожденные от матерей с пороками сердечно-сосудистой системы, гипертонией, нефропатией, диабетом, туберкулезом, токсикозом беременных и др.
Для широкой ортодонтической практики Ф.Я. Хорошилкиной разработана алгоритмическая схема установления ортодонтического диагноза, ориентация на которую позволяет ортодонту выработать логико-динамический стереотип мышления. Ортодонтический диагноз должен отражать морфологические, функциональные и эстетические нарушения в зубочелюстно-ли-цевой области. При диагностике следует учитывать также данные о влиянии зубочелюстных аномалий или деформаций на состояние смежных органов и всего организма в целом, а также этиологический фактор в тех случаях, когда он может быть выявлен [1].
Данные аномалии характеризуются изменением количества, величины и положения зубов:
1. аномалии количества зубов;
2. аномалии величины зубов, их формы, цвета, твердых тканей - гипоплазия эмали, неправильная форма коронки, корня зуба;
3. аномалии положения (позиции) зубов.
При последней аномалии указывают место расположения, например правого клыка верхней челюсти между премолярами с вестибулярной стороны альвеолярного отростка.
Аномалии зубных рядов характеризуются изменением размеров и формы зубных рядов в трех взаимно перпендикулярных направлениях:
1. сагиттальном;
2. вертикальном;
3. трансверсальном.
Прикус в сагиттальном направлении в области клыков и моляров с обеих сторон может быть охарактеризован следующими соотношениями: ней-троокклюзия, дистоокклюзия, мезиоокклюзия (расположение зубов нижней челюсти по отношению к зубам верхней челюсти). Степень выраженности сагиттальных аномалий прикуса определяют в миллиметрах (дистоокклю-зия в области первых постоянных моляров слева равна 5 мм) или по отно-
шению к величине бугров моляров (например, дистальная ступень в области первых постоянных моляров равна величине бугра моляра). Величину сагиттальной щели между резцами выражают в миллиметрах.
Наблюдаются аномалии формы и прикрепления щечных тяжей слизистой оболочки, длины и прикрепления уздечки языка [1], величины, формы плотности и подвижности языка, величины небно-глоточных миндалин, выраженности подъязычных желез.
Функциональные нарушения могут наблюдаться:
1. нарушенное носовое или ротовое дыхание (степень нарушения и его причины уточняют по заключению оториноларинголога), несмыкание губ;
2. нарушенное произношение звуковых фонем, неправильная артикуляция вследствие изменения положения языка (например, межрезцовое расположение его кончика при произнесении звуков);
3. неправильное глотание (инфантильное) в возрасте старше 3 лет;
4. нарушения функции жевания (быстрое, медленное);
5. вредные привычки: сосание или прикусывание губ, щек, языка, различных предметов;
6. парафункция губ, щек, языка, жевательных мышц - бруксизм;
7. смещение нижней челюсти при широком открывании рта или смыкании зубных рядов в центральной окклюзии (направление смещения и его степень);
8. нарушения функции височно-нижнечелюстных суставов;
9. функциональная перегрузка пародонта в области отдельных зубов или их групп.
Классификация в ортодонтии, как и в любой другой области медицины, отражает определенный уровень знаний, в связи с чем она не может быть неизменной. Накапливаются противоречия между формально-логическим аппаратом классификации, новым уровнем знаний и возможностями практики. Подвергаются ревизии принципы классификаций и терминология, которая их отражает. Это один из источников развития научной ортодонтии.
Список литературы:
1. Хорошилкина Ф. Я., Ортодонтия. Дефекты зубов, зубных рядов, аномалии прикуса, морфофункциональные нарушения в челюстно-лицевой области и их комплексное лечение. - М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2006. - 544 с.
2. Ортопедическая стоматология: учебник / Под редакцией И.Ю. Лебе-денко. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 460 с.
3. Основы ортодонтии / Лаура Митчелл; пер. с англ.; под ред. Ю.М. Малыгина. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 336 с.
4. www.стоматология.рф.