Научная статья на тему 'Зубочелюстные аномалии детского возраста и их диагностика'

Зубочелюстные аномалии детского возраста и их диагностика Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
503
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕФОРМАЦИЯ / АНОМАЛИИ ПРИКУСА / ОРТОДОНТИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Алимирзоев Ф. А.

В данной статье рассмотрены варианты зубочелюстных деформаций, рассмотрены методы для реализации задач организации ортодонтической помощи, а также схема установления ортодонтического диагноза, изучены аномалии зубных рядов и их диагностика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Зубочелюстные аномалии детского возраста и их диагностика»

ЗУБОЧЕЛЮСТНЫЕ АНОМАЛИИ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА И ИХ ДИАГНОСТИКА

© Алимирзоев Ф.А.*

Дагестанская государственная медицинская академия, г. Махачкала

В данной статье рассмотрены варианты зубочелюстных деформаций, рассмотрены методы для реализации задач организации ортодон-тической помощи, а также схема установления ортодонтического диагноза, изучены аномалии зубных рядов и их диагностика.

Ключевые слова: деформация, аномалии прикуса, ортодонтическая помощь.

Установление связи между основными причинными факторами и вызванной ими деформацией представляет трудную задачу. Затруднения состоят в том, что действие одних и тех же факторов на рост и развитие жевательного аппарата в различном возрасте и при неодинаковом общем состоянии организма может вызвать возникновение разных деформаций.

Множество этиопатогенетических факторов в сочетании с индивидуальными особенностями организма служит причиной возникновения различных форм и вариантов зубочелюстных деформаций.

Необходима систематизация этих многообразных форм, так как она облегчает правильную постановку диагноза и выбор метода терапии.

Попытки систематизировать различные формы патологии и выделить их в отдельные нозологические единицы наблюдались уже на ранних этапах возникновения и развития ортодонтии. Отсюда понятно, что к настоящему времени насчитывается большое число классификаций аномалий зубочелю-стной системы и методов их диагностики [3].

Первые попытки классифицировать деформации относятся к началу XIX столетия. Эти классификации построены на принципе определения правильного или неправильного положения отдельных зубов. Характер этих классификаций отражает присущие тому времени методы терапии, которые сводились лишь к лечению аномалий положения отдельных зубов.

Затем появились классификации аномалий прикуса, которые построены только на изучении соотношений фронтальных участков зубных дуг.

Развитие ортодонтии, накопление клинических данных по этиопатоге-незу, изучение различных вариантов деформаций зубочелюстной системы побудило обратить внимание не только на соотношение зубных дуг во фронтальном участке, но и на артикуляцию боковых зубов, на их взаимоотношение при нормальной и патологической окклюзии.

* Ассистент кафедры «Стоматология детского возраста»», кандидат медицинских наук.

Изучение распространенности форм зубочелюстных аномалий в разные периоды формирования прикуса представляет научный интерес. Данные такого рода исследований используются для разработки организационных принципов профилактики зубочелюстных аномалий и специализированной лечебной помощи.

В 20-40-х годах научные исследования в области эпидемиологии зубочелюстных аномалий были единичными. Значительно большее внимание уделено этому вопросу за последние три десятилетия, о чем свидетельствует возросшее количество публикаций.

Хотелось бы отметить роль динамического наблюдения, которое целесообразно проводить стоматологическим поликлиникам.

Динамическое наблюдение - система работы лечебно-профилактических учреждений, обеспечивающая предупреждение болезней, раннее их выявление и лечение при систематическом наблюдении за больным.

Организация и проведение плановой стоматологической санации детей, включающей также предупреждение развития зубочелюстных аномалий, являются основой диспансеризации детского и подросткового населения.

Здоровые зубы, здоровые ткани пародонта и нормальный прикус - необходимые условия для правильного пищеварения и роста ребенка.

Для предупреждения нарушений в зубочелюстно-лицевой области важно проводить следующие мероприятия:

1. осуществлять медико-генетическое консультирование новобрачных;

2. организовывать рациональный режим труда, отдыха, питания беременной женщины, охранять ее здоровье;

3. организовывать гигиенический уход за ребенком, проводить гигиеническое воспитание, обучать регулярной чистке зубов и контролировать ее качество. Обеспечить плановую лечебно-профилактическую стоматологическую санацию детского населения для сохранения зубов, предупреждения их кариозного разрушения, одонтоген-ных патологических процессов, болезней слизистой оболочки полости рта, пародонта, используя территориально-участковый принцип обслуживания детского населения;

4. выявлять семейное предрасположение к развитию зубочелюстных аномалий;

5. предупреждать развитие зубочелюстных аномалий (борьба с вредными привычками у детей, нормализация закрывания рта, дыхания, глотания, речи, нормализация функции мышц околоротовой области, пластика укороченной уздечки языка, аномальной уздечки губ, восстановление коронок разрушенных молочных зубов и замещение дефектов зубных дуг путем протезирования, своевременное удаление сверхкомплектных и задержавшихся временных зубов);

6. устранять имеющиеся зубочелюстные аномалии путем применения ортодонтических аппаратов и комплексных методов лечения (сто-

матологических - ортодонтического, терапевтического, хирургического, а также оторино-ларингологического, эндокринологического, психоневрологического, ортопедического, логопедического и др.);

7. предупреждать рецидивы зубочелюстных аномалий;

8. стремиться к достижению морфологического, функционального и эстетического оптимума в зубочелюстно-лицевой области.

Для реализации задач организации ортодонтической помощи необходимо:

1. обеспечить дальнейшее развитие сети стоматологических поликлиник, предусмотреть организацию детских отделений в стоматологических поликлиниках, а при отсутствии их в других амбулаторно-поликлинических учреждениях;

2. обеспечить профилактическую плановую санацию полости рта у детского населения;

3. организовать своевременное выявление, взятие на учет и диспансерное наблюдение и лечение в стоматологических поликлиниках и стационарах детей с врожденной патологией челюстно-лицевой области;

4. увеличить число ортодонтических отделений и кабинетов;

5. при проведении профилактической плановой санации полости рта организовать выявление детей, нуждающихся в ортодонтическом лечении.

6. разрушение зубов вследствие кариеса и его осложнений, а также их ранняя потеря предрасполагает к деформации зубных рядов.

В каждом детском учреждении (ясли, сады), где планируется внедрение комплексной системы стоматологической профилактики, необходимо организовать специальные кабинеты.

Сотрудники детской стоматологической поликлиники, работающие на дошкольно-школьном участке, должны составить план работы с родителями, воспитателями, медицинским персоналом, включив в него следующие вопросы:

1. средние сроки прорезывания и смены временных зубов;

2. особенности их формирования и функции;

3. влияние вредных привычек на развитие зубочелюстной системы;

4. несмыкание губ, ротовое дыхание, нарушение осанки и их неблагоприятные последствия;

5. кариес зубов у детей и его осложнения;

6. средние сроки формирования и прорезывания постоянных зубов;

7. влияние кариозного разрушения временных и постоянных зубов на формирование прикуса;

8. ортодонтическое лечение и зубочелюстное протезирование у детей;

9. правильный подбор зубной щетки и зубной пасты;

10. когда и как правильно чистить зубы [4].

Необходимо выявлять детей с повышенным риском возникновения и развития аномалий прикуса, кариеса зубов. Это в основном:

1. дети, у родителей которых или близких родственников имеются резко выраженные аномалии прикуса;

2. дети с нарушенным развитием височно-нижнечелюстных суставов, перенесшие травму во время родов;

3. дети, рожденные недоношенными, имеющие пороки развития, в том числе несращение в челюстно-лицевой области, перенесшие в период новорожденное и грудного вскармливания гемолитическую болезнь, пневмонию, гнойно-септические заболевания;

4. дети, рожденные от матерей с пороками сердечно-сосудистой системы, гипертонией, нефропатией, диабетом, туберкулезом, токсикозом беременных и др.

Для широкой ортодонтической практики Ф.Я. Хорошилкиной разработана алгоритмическая схема установления ортодонтического диагноза, ориентация на которую позволяет ортодонту выработать логико-динамический стереотип мышления. Ортодонтический диагноз должен отражать морфологические, функциональные и эстетические нарушения в зубочелюстно-ли-цевой области. При диагностике следует учитывать также данные о влиянии зубочелюстных аномалий или деформаций на состояние смежных органов и всего организма в целом, а также этиологический фактор в тех случаях, когда он может быть выявлен [1].

Данные аномалии характеризуются изменением количества, величины и положения зубов:

1. аномалии количества зубов;

2. аномалии величины зубов, их формы, цвета, твердых тканей - гипоплазия эмали, неправильная форма коронки, корня зуба;

3. аномалии положения (позиции) зубов.

При последней аномалии указывают место расположения, например правого клыка верхней челюсти между премолярами с вестибулярной стороны альвеолярного отростка.

Аномалии зубных рядов характеризуются изменением размеров и формы зубных рядов в трех взаимно перпендикулярных направлениях:

1. сагиттальном;

2. вертикальном;

3. трансверсальном.

Прикус в сагиттальном направлении в области клыков и моляров с обеих сторон может быть охарактеризован следующими соотношениями: ней-троокклюзия, дистоокклюзия, мезиоокклюзия (расположение зубов нижней челюсти по отношению к зубам верхней челюсти). Степень выраженности сагиттальных аномалий прикуса определяют в миллиметрах (дистоокклю-зия в области первых постоянных моляров слева равна 5 мм) или по отно-

шению к величине бугров моляров (например, дистальная ступень в области первых постоянных моляров равна величине бугра моляра). Величину сагиттальной щели между резцами выражают в миллиметрах.

Наблюдаются аномалии формы и прикрепления щечных тяжей слизистой оболочки, длины и прикрепления уздечки языка [1], величины, формы плотности и подвижности языка, величины небно-глоточных миндалин, выраженности подъязычных желез.

Функциональные нарушения могут наблюдаться:

1. нарушенное носовое или ротовое дыхание (степень нарушения и его причины уточняют по заключению оториноларинголога), несмыкание губ;

2. нарушенное произношение звуковых фонем, неправильная артикуляция вследствие изменения положения языка (например, межрезцовое расположение его кончика при произнесении звуков);

3. неправильное глотание (инфантильное) в возрасте старше 3 лет;

4. нарушения функции жевания (быстрое, медленное);

5. вредные привычки: сосание или прикусывание губ, щек, языка, различных предметов;

6. парафункция губ, щек, языка, жевательных мышц - бруксизм;

7. смещение нижней челюсти при широком открывании рта или смыкании зубных рядов в центральной окклюзии (направление смещения и его степень);

8. нарушения функции височно-нижнечелюстных суставов;

9. функциональная перегрузка пародонта в области отдельных зубов или их групп.

Классификация в ортодонтии, как и в любой другой области медицины, отражает определенный уровень знаний, в связи с чем она не может быть неизменной. Накапливаются противоречия между формально-логическим аппаратом классификации, новым уровнем знаний и возможностями практики. Подвергаются ревизии принципы классификаций и терминология, которая их отражает. Это один из источников развития научной ортодонтии.

Список литературы:

1. Хорошилкина Ф. Я., Ортодонтия. Дефекты зубов, зубных рядов, аномалии прикуса, морфофункциональные нарушения в челюстно-лицевой области и их комплексное лечение. - М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2006. - 544 с.

2. Ортопедическая стоматология: учебник / Под редакцией И.Ю. Лебе-денко. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 460 с.

3. Основы ортодонтии / Лаура Митчелл; пер. с англ.; под ред. Ю.М. Малыгина. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 336 с.

4. www.стоматология.рф.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.