BACTERIAL CONTAMINATION OF PREMISES DENTAL CLINICS
Resume: The analysis of the resulted literature allows to make a following conclusion: bacterial pollution of stomatologic offices is studied insufficiently. There is no data about stomatologic sick as an infection source. It is not enough information on frequency of detection of sanitary-indicative microorganisms, both in the air environment, and in washouts from toolkit, equipment, the equipment and other objects of stomatologic offices of a various profile. There is data about distribution wearing pathogenic microorganisms among the medical personnel and stomatologic patients.
Keywords: pollution, contamination, bacteria, infection
УДК 616.31-08-039.71
С.К. ШАРИПОВА, Р. И. АГАПОВА, К. БИТИК, Е.В. БУДЯНСКАЯ, В.М. НОВИКОВ, Ч.Э. ШАРИПОВ, П.У.ЭИБОВА
Казахский Национальный медицинский университет им. С.Д.Асфендиярова Модуль пропедевтики стоматологии детского возраста и ортодонтии
ВОПРОСЫ ПРОФИЛАКТИКИ В ОРТОДОНТИИ
Детскому врачу стоматологу ортодонту необходимо знать содержание проводимых профилактических мероприятий по возрастным группам, эпидемиологию заболеваний, организацию диспансерного наблюдения, рекомендации МЗ РК по нозологическим формам заболеваний в ортодонтии, протоколы Международной классификации болезней -10 (МКБ-10). Ключевые слова: врач-ортодонт, эпидемиология, профилактика, диспансеризация, классификация МКБ-10.
Изучение распространенности зубочелюстных аномалий и их отдельных нозологических форм в разные периоды формировании прикуса имеет важное значение при решении вопросов: расчета необходимого количества врачей-ортодонтов, организации сети ортодонтических отделений и кабинетов, планирования врачебно-профилактических мероприятий [3,5,6]
Получение научно обоснованных и сопоставимых показателей распространенности зубочелюстных аномалий может быть достигнуто при строгом соблюдении принципов: возрастной группировки обследуемых контингентов, одинаковом методическом подходе к оценке морфологического и функционального состояния функций зубочелюстно-лицевой системы, зубов, зубных дуг, прикуса, с учётом этнических особенностей строения лица и отдельных его частей, обоснованном применении классификаций для
структурирования диагноза.
Первичная профилактика - это система государственных, социальных, медицинских, гигиенических и воспитательных мер, включает определение этиологии морфологических и функциональных нарушений в зубочелюстно-лицевой области, сочетающихся с ними общих нарушений организма, применение методов их профилактики и устранения. [2,3,9] После завершения ортодонтического или комплексного лечения (логопедическое обучение; лечебная гимнастика; хирургические стоматологические мероприятия - вестибулопластика, френулопластика , удаление сверхкомплектных зубов, а также отдельных зубов по ортодонтическим показаниям, обнажение коронок ретенированных зубов и др.;терапевтические стоматологические мероприятия - лечения зубов, заболеваний пародонта и слизистой оболочки полости рта;помощь специалистов других профилей медицины -оториноларингологов, ортопедов, невропатологов, психологов, педиаторов, врачей подростковых кабинетов и др.) приступают к мерам вторичной профилактики - диспансеризация пациентов у врача ортодонта.
Задачами вторичной профилактики являются: выявление рецидива и осложнений, ранее устраненных зубочелюстных аномалий, а также вновь развившейся патологии, обусловленной функциональными нарушениями в зубочелюстно-лицевой области, вредными привычками, кариозным разрушением и ранней потерей отдельных зубов, давлением ретенированных зубов на корни соседних, заболеваниями пародонта и височно-нижнечелюстных суставов. [2,4,6,10,11,12,13]
Диспансеризация ортодонтических больных должна осуществляться органами здравоохранения методом внедрения групповой профилактики отдельных групп населения поэтапно
реализовывая перспективный план комплексной профилактики стоматологических заболеваний у детей. [2,4,6,10] На современном этапе развития ортодонтии по рекомендации МЗ РК необходимо знать нозологические формы заболеваний и разрабатываемые протоколы по Международной классификации-10 (МКБ-10) для систематизации диагностики и вхождения в международную практику. [1,7,12,16,17] Классификация МКБ-10
К00 Нарушения развития и прорезывания зубов
• K00.0 Адентия
• К00.1 Сверхкомплектные зубы
• К00.2 Аномалия размеров и формы зубов
• К00.3 Крапчатые зубы
• К00.4 Нарушения формирования зубов
• K00.5 Наследственные нарушения структуры зуба, не
классифицированные в других рубриках
• К00.6 Нарушения прорезывания зубов
• К00.7 Синдром прорезывания зубов
• К00.8 Другие нарушения развития зубов
• K00.9 Нарушение развития зубов неуточненное
К01 Ретенированные и импактные зубы
• К01.0 Ретенированные зубы
• K01.1 Импактные зубы КОЗ Другие болезни твердых тканей зубов
• КОЗ.О Повышенное стирание зубов
• КОЗ.1 Сошлифование зубов
• К03.2 Эрозия зубов
• К03.3 Патологическая резорбция зубов
• К03.4 Гиперцементоз
• К03.5 Анкилоз зубов
• К03.6 Отложения наросты на зубах
• K03.7 Изменение цвета твердых тканей зубов после прорезывания
• K03.8 Другие уточненные болезни твердых тканей зубов
K03.9 Болезнь твердых тканей зубов неуточненная
К07 Челюстно-лицевые аномалии [включая аномалии прикуса]
• K07.0 Основные аномалии размеров челюстей
• K07.1 Аномалии челюстно-черепных соотношений
• К07.2 Аномалии соотношений зубных дуг
• К07.3 Аномалии положения зубов
• К07.4 Аномалия прикуса неуточненная
• К07.5 Челюстно-лицевые аномалии функционального происхождения
• К07.6 Болезни височно-челюстного сустава
• К07.8 Другие челюстно-лицевые аномалии
• К07.9 Челюстно-лицевая аномалия
неуточненная К08 Другие изменения зубов и их опорного аппарата
• К08.0 Эксфолиация зубов вследствие системных нарушений
• К08.1 Потеря зубов вследствие несчастного случая, удаления или локальной периодонтальной болезни
• К08.2 Атрофия беззубого альвеолярного края
• К08.3 Задержка зубного корня [ретенционный корень]
• К08.8 Другие уточненные изменения зубов и их опорного аппарата
• К08.9 Изменения зубов и их опорного аппарата неуточненное
К10 Другие болезни челюстей
К10.0 Нарушения развития челюстей[1,7,12,16,17]
ПРИМЕРНЫЙ КОМПЛЕКС ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ И ЛЕЧЕБНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В РАЗЛИЧНЫЕ ВОЗРАСТНЫЕ ПЕРИОДЫ В задачи профилактических и лечебных мероприятий в ортодонтии входят положительное воздействие на общее состояние беременной, эмбриона, плода, родившегося ребенка, а также организационные и лечебные мероприятия, обеспечивающие выявление и устранение зубочелюстно-лицевых аномалий у детей, подростков и взрослых. Для выполнения основных задач профилактики и лечения зубочелюстно-лицевых аномалий у детей и подростков выделено 8 периодов формирования зубочелюстной системы с учетом ее физиологических, морфологических и функциональных изменений.
I период - внутриутробное развитие эмбриона и плода (формирование тканей и органов в зубочелюстно-лицевой системе).
Рациональный режим труда и отдыха беременных. Сбалансированное питание беременных.
Регулярная гигиена и санация полости рта у беременных с использованием средств гигиены специального назначения. Пользование одеждой, не стесняющей развития плода у беременной.
Выявление особенностей положения плода. Санитарное просвещение по вопросам причин развития зубочелюстных аномалий и деформаций, их проявлений и способам профилактики.
Выявление зубочелюстных и других аномалий у родственников жены, мужа, в том числе макро- и микрогнатии, макродонтии, адентии, сверхкомплектных зубов, диастемы, укороченной уздечки языка, врожденной расщелины в челюстно-лицевой области и других врожденных пороков развития. Рассечение укороченной уздечки языка.
Выявление врожденной расщелины в челюстно-лицевой области, синдрома Робина, ангидротической эктодермальной дисплазии и другой патологии, разъяснение особенностей ухода за младенцами и взятие их на диспансерный учет врачом-ортодонтом.
Исправление формы верхней челюсти при врожденной сквозной одно- или двусторонней расщелине верхней губы, челюсти, неба (в возрасте 2-3 мес.). Применение повязок на верхнюю губу с тягой, оказывающей давление на чрезмерно развитый участок челюсти.
Рациональный режим и сбалансированное питание матери и ребенка.
II период - от рождения до 6 мес. (до прорезывания первых молочных зубов).
Правильное искусственное вскармливание ребенка: правильная его укладка при кормлении; предотвращение давления горлышка бутылки на альвеолярный отросток;регулирование усилий ребенка при сосании за счет сжатия пальцами материнской груди, правильного подбора отверстия в соске; длины соски и степени ее введения в полость рта; наблюдение за регулярностью глотания.
Выявление преждевременно прорезавшихся зубов и определение показаний к их удалению.
Применение по показаниям нагубных повязок и внеротовой тяги.
III период - от 6 мес. до 3 лет (формирование молочного прикуса).
Массаж альвеолярного отростка при затрудненном прорезывании молочных зубов.
Наблюдение за последовательностью прорезывания молочных зубов и их установлением в зубную дугу. Пластика укороченной уздечки языка.
Применение лечебных сосок и стандартных вестибулярных пластинок, оказывающих давление на чрезмерно развитый участок челюсти.
Задерживание роста челюсти с помощью пращи, повязки и внеротовой эластичной тяги.
Борьба с вредными привычками сосания пальцев и другими (накистевые, налоктевые повязки).
Выявление привычной неправильной позы, нарушенной осанки, плоскостопия, направление на консультацию к врачу-ортопеду. Нормализация: смыкания губ, носового дыхания, расположения нижней челюсти (с помощью лечебной гимнастики и вестибулярных пластинок).
Протезирование при врожденном дефекте неба после велопластики и стимулирование роста верхней челюсти по краям расщелины.
Выявление детей с выраженными зубочелюстными аномалиями и деформациями и направление их к врачу ортодонту для оказания специализированной помощи и принятия их на диспансерный учет.
IV период - от 3 до 6 лет (период сформированного молочного прикуса).
Пластика укороченной или неправильно прикрепленной уздечки языка.
Комплексы лечебно-гимнастических упражнений для нормализации смыкания губ, расположения нижней челюсти и языка в покое и во время функций. Применение вестибулярных пластинок и других профилактических аппаратов. Борьба с вялым жеванием, отказом от употребления относительно жесткой пищи, обучение правильному глотанию. Обучение правильному произношению отдельных звуков речи ("р", "л", шипящих и др.).
Плановая санация и гигиена полости рта с использованием средств специального назначения.
Выявление и удаление прорезавшихся сверхкомплектных зубов. Замещение отсутствующих зубов с помощью пластиночных протезов при множественной или полной их адентии или потере.
Наблюдение за глубиной резцового перекрытия и формой зубных дуг.
Применение специальных ортодонтических аппаратов с 4 до 6 лет для устранения вертикальных и сагиттальных аномалий прикуса.
V период - от 6 до 9 лет (начальный период сменного прикуса).
Выявление больных с зубочелюстными аномалиями, направление их на ортодонтическое лечение. Плановая санация полости рта и регулярная гигиена с использованием средств специального назначения. Наблюдение за последовательностью прорезывания первых постоянных моляров, резцов и массаж альвеолярного отростка. Избирательное пришлифовывание нестершихся бугров молочных зубов (чаще клыков).
Пластическая операция для укороченной или неправильно прикрепленной уздечке языка.
Перемещение места прикрепления уздечки верхней губы с иссечением ее основания в области межальвеолярной перегородки.
Удаление задержавшихся молочных резцов, прорезавшихся сверхкомплектных зубов, обнажение коронок резцов при их затрудненном прорезывании или ретенции. Замещение путем прорезывания по показаниям рано потерянных молочных зубов, ретенированных и отсутствующих в результате адентии. Направление больных с ангидротической эктодермальной дисплазией на консультацию к педиатру, дерматологу, окулисту, невропатологу.
Выявление нарушений осанки, плоскостопия и направление больных на консультацию к ортопеду.
Борьба с вредными привычками сосания и прикусывания пальцев, губ, щек, языка, различных предметов, с привычной неправильной позой.
Направление больных с ротовым дыханием на консультацию к оториноларингологу. Удаление аденоидов и небных миндалин по ортодонтическим показаниям при резко выраженных нарушениях прикуса, нормализации носового дыхания с помощью вестибулярных пластинок и других приспособлений. Применение комплексов лечебной гимнастики для нормализации носового дыхания, глотания, осанки. Обучение у логопеда правильному произношению отдельных звуковых фонем.
Нормализация положения нижней челюсти в покое и во время функции при ее привычном смещении.
Применение верхненагубной, подбородочной,
поднижнечелюстной пращи и внеротовой тяги для задерживания роста одной из челюстей в период прорезывания первых постоянных моляров и резцов.
Выявление детей с зубочелюстными аномалиями и направление их для лечения к врачу ортодонту - применение ортодонтических аппаратов для исправления положения зубов, формы зубных рядов, нарушений их смыкания. Выявление индивидуальной макродентии, мезиального сдвига боковых зубов и обусловленных ими аномалий прикуса. Определение ортодонтических показаний к последовательному удалению отдельных зубов или их групп. Определение последовательности проведения комплексов профилактических и лечебных мероприятий.
Определение показаний к удалению разрушенных первых постоянных моляров или резцов при резко выраженных зубочелюстных аномалиях.
Восстановление разрушенных коронок первых постоянных моляров или резцов путем протезирования после их травмы или кариозного разрушения.
Предупреждение деформации верхней челюсти после уранопластики.
VI период - от 9 до 12 лет (конечный период сменного прикуса).
Выявление больных с зубочелюстными аномалиями и их
направление на консультацию к врачу-ортодонту.
Плановая санация полости рта и регулярная гигиена с
использованием средств специального назначения.
Удаление молочных зубов при хроническом гранулирующем
периодонте, а также задержавшихся молочных моляров и
клыков.
Выявление индивидуальной макродентии, мезиального сдвига боковых зубов, резко выраженных аномалий прикуса и определение ортодонтических показаний к удалению отдельных зубов. Продолжение последовательного удаления отдельных зубов по ортодонтическим показаниям, начатого в V периоде.
Избирательное пришлифовывание нестершихся бугров молочных клыков и моляров.
Пластика укороченной или неправильно прикрепленной уздечки языка.
Перемещение места прикрепления уздечки верхней губы с иссечением основания уздечки в области межальвеолярной перегородки.
Удаление прорезавшихся или ретенированных сверхкомплектных зубов, одонтом, обнажение коронок ретенированных премоляров и клыков.
Определение ортодонтических показаний к удалению разрушенных первых постоянных моляров или отдельных резцов при резко выраженных зубочелюстных аномалиях до прорезывания постоянных клыков и вторых моляров. Замещение отсутствующих зубов, в том числе при адентии, путем протезирования. Направление больных с ангидротической эктодермальной дисплазией на консультацию и лечение к педиатру, дерматологу, окулисту, невропатологу. Выявление нарушений осанки, плоскостопия, кривошеи и направление больных к ортопеду.
Борьба с вредными привычками сосания пальцев, губ, щек, языка, различных предметов, с привычками прикусывания, неправильной позы, в том числе во время сна. Лечебная ортодонтическая гимнастика для нормализации смыкания губ, носового дыхания, осанки.
Обучение правильному глотанию, произношению отдельных звуков речи.
Нормализация положения нижней челюсти в покое и во время функции при ее привычном смещении.
Применение верхнегубной, подбородочной,
поднижнечелюстной и внеротовой тяги для задерживания роста одной из челюстей в период прорезывания вторых постоянных моляров.
Наблюдение за последовательностью прорезывания премоляров, выявление адентии вторых премоляров и решение вопроса о сохранении или удалении задержавшихся молочных моляров.
Наблюдение за последовательностью прорезывания вторых постоянных моляров и массаж в их области. Наблюдение за последовательностью прорезывания постоянных клыков, совпадением средней линии между верхними и нижними центральными резцами и срединной плоскостью лица. Выявление ретенции постоянных клыков и первых премоляров или их адентии.
Удаление при резко выраженных аномалиях прикуса увеличенных аденоидов, небных миндалин. Активное ортодонтическое лечение с учетом нозологических разновидностей зубочелюстных аномалий. VII период - от 12 до 15 лет (период постоянного прикуса). Выявление больных с зубочелюстными аномалиями и их направление на консультацию к стоматологу-ортодонту. Плановая санация полости рта и регулярное соблюдение правил гигиены с использованием средств специального назначения. Выявление индивидуальной макродентии при тесном расположении передних зубов и аномалиях прикуса и определение ортодонтических показаний к удалению отдельных зубов или их групп на верхней, нижней или обеих челюстях. Продолжение последовательного удаления отдельных зубов по ортодонтическим показаниям, начатого в V и VI периодах формирования прикуса. Избирательное пришлифовывание бугров отдельных зубов. Удаление прорезавшихся или ретенированных сверхкомплектных зубов, одонтом, кист.
Обнажение коронок ретенированных премоляров, клыков, вторых моляров.
Восстановление разрушенных постоянных зубов путем протезирования.
Замещение зубов после их потери и при множественной первичной адентии путем зубочелюстного протезирования. Направление больных с ангидротической эктодермальной дисплазией на консультацию и лечение к педиатру, терапевту, дерматологу, окулисту, невропатологу.
Выявление нарушенной осанки, плоскостопия, кривошеи, направление больных к ортопеду.
Выявление нарушений пищеварительной системы и направление больных к ортопеду.
Определение нарушений оссификации скелета и направление больных к эндокринологу.
Борьба с вредными привычками сосания, прикусывания, неправильной позы и лечебная ортодонтическая гимнастика
для нормализации смыкания губ, носового дыхания, осанки в сочетании с комплексами ортодонтических и других лечебных мероприятий, направленных на нормализацию прикуса. Применение гипноза для борьбы с вредными привычками. Пластика укороченной или неправильно прикрепленной уздечки языка.
Выявление заболеваний пародонта и направление больных в пародонтологическое отделение.
Активное ортодонтическое и комплексное лечение съемными и несъемными ортодонтическими аппаратами. VIII период - от 15 лет до 21 года (завершение формирования постоянного прикуса).
Санация и соблюдение правил гигиены полости рта с использованием средств специального назначения. Выявление зубочелюстных аномалий и деформаций, направление больных в ортодонтические отделения для лечения подростков, взрослых, в стационары для хирургического исправления резко выраженных аномалий прикуса.
Своевременное зубочелюстное протезирование,
восстановление высоты прикуса, избирательное пришлифовывание бугров отдельных зубов, выравнивание окклюзии.
Пластика укороченной уздечки языка.
Наблюдение за последовательностью протезирования и установлением в зубные ряды третьих моляров, после ортодонтического лечения сагиттальных аномалий прикуса или удаления их зачатков на чрезмерно развитой челюсти. Ортодонтическое и комплексное лечение зубочелюстно-лицевых аномалий.
Выявление возможности передачи по наследству врожденной расщелины в челюстно-лицевой области, ангидротической эктодермальной дисплазии и других нарушений. [10,14,15,] Ведущая роль должна принадлежать врачу-ортодонту! Врач стоматолог-ортодонт (руководитель программы) осуществляет руководство, при необходимости обучает средний медицинский персонал - медицинских сестер и зубных техников-ортодонтов.
Врач-стоматолог в женской консультации проводит лечебно-профилактические мероприятия у беременных, дает
рекомендации по гигиеническому воспитанию детей различного возраста.
Врач стоматолог-ортодонт выявляет микропризнаки нарушений развития зубочелюстной системы, разрабатывает комплексные планы профилактических и лечебных мероприятий, осуществляет лечение и последующее наблюдение за пациентом в процессе диспансеризации.
Медицинские сестры ортодонтического кабинета после предварительного обучения могут выполнять некоторые мероприятия (стоматологическое просвещение; обучение правилам ухода за полостью рта при пользовании съемными и несъемными ортодонтическими аппаратами и др.). Помимо этого в программе должен быть задействован и другой персонал:
Педагоги-логопеды обучают правильной артикуляции языка с окружающими органами и тканями и чистоте произнесения звуков речи, осуществляют борьбу с вредными привычками сосания и др.
Врачи-оториноларингологи выявляют ЛОР патологию, назначают консервативные или хирургические мероприятия в первую очередь для нормализации носового дыхания. Врачи по лечебной физкультуре - обучают правильному дыханию, глотанию, гимнастическим упражнениям для нормализации осанки; проводят индивидуальные и групповые занятия.
Зубные техники ортодонты готовят современные конструкции ортодонтических устройств, регулярно повышают свой профессиональный уровень.
Работники детских учреждений (воспитатели ДДУ, учителя школ, работники детских домов, домов ребенка, интернатов) -проводят контроль чистки зубов, выявляют вредные привычки у детей и принимают меры по их устранению, следят за рациональным питанием детей, за правильной осанкой школьников, сидящих за партами. Непременным условием эффективности выполнения региональной программы является активное участие в ней родителей, которые должны контролировать ежедневную чистку зубов, осуществлять борьбу с вредными привычками сосания пальцев, различных предметов, следить за осанкой детей, 1 раз в год посещать врача ортодонта для выявления зубочелюстных аномалий. [8,9,17]
СПИСОК ЛИТЕРАТУРА
1 Приказ МЗ РК №473 от 10.10.2006г. «Об утверждении Инструкции по разработке и совершенствованию клинических руководств и протоколов диагностики и лечения заболеваний».
2 Алдашева М.А. Первичная профилактика основных стоматологических заболеваний у детей: Учебное пособие. - Алматы: 2004 - 143 с.
3 Виноградова Т. Ф. Стоматология детского возраста: Руководство для врачей. - М.: Медицина, 1987 - 526 с.
4 Виноградова Т. Ф. Диспансеризация детей у стоматолога: (Б-ка практ. врача. Важнейшие вопросы стоматологии ). - М.: Медицина 1988 - 256 с.
5 Мирзабеков О.М. Основы организации стоматологической помощи Республики Казахстан на современном этапе. - Алматы: 2002 - 86с.
6 Ортодонтия: Учебное пособие для студентов стоматологического факультета, врачей-интернов / под ред. В.И. Куцевляка. - Харьков: ХГМУ, 2005. - 464с. - Рус. яз.
7 Периодические протоколы профилактики, диагностики и лечения стоматологических заболеваний на амбулаторно-поликлиническом приёме. 2006 г.
8 Персии Л.С. Ортодонтия. Диагностика и лечение зубочелюстных аномалий. - М.: Медицина. 2004 - 360с.
9 Персии Л.С. Ортодонтия. Современные методы диагностики зубочелюстно-лицевых аномалий. Руководство для врачей. - М.: Медицина. - 2007 - 252 с.
10 Пропедевтическая ортодонтия: учебное пособие / Ю.Л. Образцов, С.Н. Ларионов. - СПб. : Спец Лит, 2007 - 160с.
11 Ральф Е., Мак-Дональда. Дэвида Р. Эйвери. // Стоматология детей и подростков. МИА . - М.: 2003 - 766с.
12 Сабитова К.Е. Проект клинического протокола диагностики и лечения пульпита. //Проблемы стоматологии. - № 1-2(43-44). - 2009.
13 Уильям Р. Профит. Современная ортодонтия. - М.: Медпресс-информ. 2006.- 520с.
14 Хорошилкина Ф.Я. Ортодонтия. Дефекты зубов, зубных рядов, аномалии прикуса, миофункциональное нарушение челюстно-лицевой области и их комплексное лечение. МИА . - М.: 2006 - 402с.
15 http://vse-zabolevaniya.ru/bolezni-stomatologii-detskoj/zubnye-anomalii.html
16 Международная классификация болезней 10-го пересмотра (МКБ-10)
17 Шарипова С.К. Формирование новых подходов к оценке ортодонтического лечения пациентов зубочелюстно-лицевыми аномалиями. //Проблемы стоматологии. - № 3-4. - 2009. - С.45-46.
С.К. ШАРИПОВА, Р. И. АГАПОВА, К. БИТИК, Е.В. БУДЯНСКАЯ, В.М. НОВИКОВ, Ч.Э. ШАРИПОВ, П.У.ЭЙБОВА
ортодонтиядаг ы профилактика с¥ра;тары
ТYйiн: Балалар Tic дэр^ернортодонт жас топтарына жYргiзiлетiн профилактикалы^ шаралардыц мазмунын, КР ДМ ортодонтологиядагы
аурулардыц нозологиялы^ тYрлерiн, Халы^аралы^ жжтеме-10 (ХАЖ-10) бiлуi тиic.
ТYйiндi свздер: дэрiгер-ортодонт, эпидемиология,профилактика, диспансеризация, ХАЖ-10 жжтемеа.
S.K. SHARIPOVA, R.I. AGAPOV, K.BITIK, E.V. BUDYANSKAYA, V.M. NOVIKOV, CH.E. SHARIPOV, P.U. EYBOVA
PREVENTION ISSUES IN ORTHODONTICS
Resume: Pediatric orthodontist need to know the content of preventive measures by age, disease epidemiology, organization of dispensary checkup, recommendations of the Ministry of Health of Kazakhstan on nosologic forms of diseases in orthodontics, protocols of International Classification of Diseases 10 (ICD-10).
Keywords: orthodontist, epidemiology, prevention, clinical examination, classification ICD-10.
УДК 616.31 (075.4 )
А. КОСМАГАНБЕТОВА
Модуль пропедевтики хирургической стоматологии КазНМУ имени С.Д. Асфендиярова ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА «АССИСТЕНТ ВРАЧА СТОМАТОЛОГА-ХИРУРГА»
Основной целью обучения будущих врачей является подготовка к практической деятельности, дальнейшее закрепление знаний, полученных студентами во время занятий, а также углубление и совершенствование практических навыков, в связи с этим незаменимая роль в учебном процессе принадлежит производственной практике
Ключевые слова: производственная практика, основные компетенции, знания, операциональные навыки, коммуникативные навыки, правовая компетенция, самообразование
Повышение качества медицинской помощи населению страны в современных условиях имеет важное значение в свете признания Казахстаном принципов «Болонского процесса» в мае 2010 года КазНМУ имени С.Д. Асфендиярова подписал «великую Хартию Университетов», разработал и внедрил модель медицинского образования - «Модель медицинского образования выпускника КазНМУ имени С.Д. Асфендиярова». Осуществление реформы здравоохранения и высшего медицинского образования направлено на активизацию обучения будущих врачей, способных в сложных условиях при постоянно возрастающих требованиях к уровню подготовки и огромных объемах информации самостоятельно решать сложные профессиональные задачи.
Согласно этой модели, для успешного конкурирования не только на рынке медицинских услуг РК, но и в других странах ближнего и дальнего зарубежья и в соответствии требованиям, выставленным медицинским работникам современного общества, выпускник нашего университета за время обучения должен приобрести пять основных компетенций:
1. «Знание»
2. «Умение»
3. «Коммуникативные навыки»
4. «Правовая компетенция»
5. «Самообразование»
Основной целью обучения будущих врачей является подготовка к практической деятельности, дальнейшее закрепление знаний, полученных студентами во время занятий, а также углубление и совершенствование практических навыков, в связи с этим незаменимая роль в учебном процессе принадлежит производственной практике.
При прохождении производственной практики студенты должны знать организацию хирургической стоматологической помощи и условия работы врача в городе и на селе, приобрести навыки пропаганды медицинских знаний, здорового образа
жизни, гигиенического обучения и воспитания различных групп населения. Студенты должны знать организацию рабочего места хирурга-стоматолога, научиться самостоятельно пользоваться стоматологическим креслом, правильно устанавливать освещение, получить навыки пользования инструментами. Знать правила асептики и антисептики, осуществлять профилактику распространения инфекционных заболеваний, производить обработку рук хирурга. Студенты должны познакомиться с заполнением учетно-отчетной документации в отделении или кабинете и привлекаться к ее заполнению.
ОБЩИЕ ПРАВИЛА И ПОРЯДОК ВЕДЕНИЯ ДНЕВНИКА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
Дневник должен отражать всю работу студента в процессе производственной практики (обследование, лечение хирургических стоматологических больных) Студент заполняет ежедневно в конце рабочего дня:
1) дневник
2) медицинскую карту стоматологического больного - учётная форма № 43/у
3) листок ежедневного учёта работы врача-стоматолога -учётная форма 037/у-88
4) сводную ведомость учёта работы врача-стоматолога стоматологической поликлиники - учётная форма 039-2у-88)
В дневнике указываются:
1) фамилия, имя, отчество студента, номер группы, фамилии и должности руководителя практики
2) индивидуальный план работы студента
3) Форма ежедневного учета работы студента
4) критерии оценки навыков и умений по итогам производственной практики «Ассистент врача - стоматолога -хирурга» производится по оценочным рубрикам (чек-листам) согласно Типовой программе (2010 года г. Астана).
5) характеристика базового учреждения, график прохождения практики.