МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»
№3/2016
ISSN 2410-700Х
11. Михайлов В. М. Блок-схемы - один из этапов решения задач [текст] // Математика в школе. - 2012. - № 7. - С. 23 - 27
12. Пранцова Г. В., Романичева Е. С. Современные стратегии чтения: теория и практика. Смысловое чтение и работа с текстом : учебное пособие [текст]. - 2-е изд. испр. и доп. - М.: ФОРУМ, 2015. - 368 с.
© Далингер В. А., 2016
УДК 378.4
Денисова Елена Николаевна
канд. пед. наук, доцент КГУ, г. Курск, РФ E-mail: elena.nik.denisova @ yandex.ru Фетисова Екатерина Юрьевна канд. пед. наук, доцент КГУ, г. Курск, РФ E-mail: [email protected]
РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ДЕФЕКТОЛОГОВ
Аннотация
В статье раскрывается и анализируется сущность, задачи и направления воспитательной работы в подготовке будущих дефектологов.
Ключевые слова
Современная подготовка учителя, дефектолог, профессиональная компетентность, стратегия воспитательной работы, организация воспитывающей среды.
Современный период развития общества характеризуется как сложный и противоречивый в связи с изменениями социально-экономических и политических условий, разрастанием межнациональных конфликтов, обострением общечеловеческих и мировых проблем. Поэтому крайне актуальным становится воспитание молодого поколения, в частности - студентов педагогических вузов, возрастает роль учителя как носителя национальных и общечеловеческих ценностей, образца поведения, обладающего высокой гражданской культурой, сознательностью, ответственного за будущее России.
Перед высшей педагогической школой сегодня стоит сложная задача: воспитать личность будущего учителя-гражданина, личность с государственно-общественным мышлением, ориентированную в своей профессиональной деятельности на решение стратегической задачи, состоящей в укреплении и развитии авторитета российского образования, российского народа и государства на мировой арене.
И.М. Яковлева указывает на то, что одним из важнейших требований к специальному педагогу является профессионально-гуманистическая направленность его личности, выражающаяся в осознанности им гуманистических ценностей профессиональной деятельности, удовлетворенности ею, целеустремленности в овладении профессиональным мастерством, действенности и активности личности в достижении гуманистических целей и задач воспитания и обучения детей с нарушениями в развитии [3].
Современная подготовка дефектолога предполагает не только наличие соответствующего уровня профессиональной компетентности, но и высокого уровня воспитанности, поэтому воспитательная работа студентов на сегодняшний день остаётся одним из приоритетных направлений учебно-воспитательного процесса дефектологического факультета Курского государственного университета.
Стратегия воспитательной работы на факультете раскрыта в Концепции развития дефектологического факультета, в которой сформулированы цели воспитательной деятельности на факультете: формирование ценностного отношения к будущей профессиональной деятельности, организация воспитывающей среды для
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_
вхождения студента в контекст современной культуры; создание условий для гармоничного развития личности студента. Воспитательная работа факультета рассматривается как неотъемлемая часть профессионального и личностного становления будущих дефектологов.
Основные направления воспитательной работы, сформулированные в Концепции, находят свое отражение в реализуемых формах работы и мероприятиях, в ходе всего процесса обучения и воспитания в вузе, выполнения соответствующих разделов образовательно-профессиональных программ, организации внеаудиторной работы со студентами и реализуются на основе взаимосвязанных друг с другом годичных планов воспитательной работы: общеуниверситетского и факультетского.
В Концепции выделены основные направления воспитательной деятельности на факультете: патриотическое воспитание; привлечение студентов к научно-исследовательской работе; организация досуга студентов, проведение культурно-массовых мероприятий; адаптация студентов младших курсов к учебному процессу; формирование здорового образа жизни.
Патриотическое воспитание
Формированию гражданско-патриотических качеств студенчества способствуют мероприятия, ежегодно организуемые в университете и на факультете: торжественное празднование Дня народного единства, Дня защитника Отечества, посещение тематических экспозиций и выставок, участие в различных акциях, демонстрациях, в мероприятиях, посвященных Дню Победы - «Бессмертный полк» и др.
Осознанию социальной значимости будущей профессиональной деятельности, ценностному отношению к любому человеку, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья, способствует включение обучающихся в волонтерское движение, в основе которого лежит важнейший принцип -уважение к человеческой личности [1].
На факультете сформирован волонтёрский творческий педагогический отряд «Счастливые мгновения», который осуществляет организацию и проведение культурно-просветительских мероприятий и благотворительных акций для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Участники волонтёрского педагогического отряда «Счастливые мгновения» тесно сотрудничают с образовательными организациями города Курска и Курской области. Для учащихся с интеллектуальными нарушениями ежегодно проводятся новогодние праздничные мероприятия «Новогодняя сказка», благотворительные акции «Рождественский подарок» и «Подари детям сказку».
Ежегодно студентами в образовательных организациях проводятся спортивные праздники «День здоровья», «Остров сокровищ» и др.
В весеннее - осенний период студенты-волонтёры помогают школам-интернатам, Дому ребенка в организации и проведении субботников.
Студенты дефектологического факультета принимают участие в благотворительных акциях, которые приводятся Курским государственным университетом, общественной организацией «Смородина»: «Белый цветок», «Подари ангела, и он появится».
Участники педагогического отряда принимают активное участие в качестве волонтёров в различных мероприятиях, научных конференциях, форумах: Педагогический форум «Специальное инклюзивное образование Курск - 2015», 1 Всероссийский интегрированный молодежный форум «Преодоление», где они сопровождают лиц с инвалидностью. Волонтёры участвуют в различных семинарах , проектах (Добровольческий арт-терапевтический проект «Поющие клоуны»).
Таким образом, люди, открытые сердцем и готовые помогать другим, всегда будут нужны тем, кто нуждается в помощи и поддержке. В ближайшем будущем добровольчество должно стать эффективным инструментом государственной политики в молодежной и социальной сферах. Участие будущих учителей-дефектологов в волонтерском движении способствует формированию у обучающихся социальной активности, лидерских качеств и нравственных ценностей, их полноценному личностному росту [1].
Научно-исследовательская работа студентов
Современный высококвалифицированный специалист - это прежде всего исследователь, поскольку ему профессионально необходимо не только до тонкостей разбираться в своем деле, но и обладать высокой профессиональной мобильностью, уметь самостоятельно ориентироваться в обширной научно-технической
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_
информации. Всего этого невозможно достичь без активного участия в научно-исследовательской работе уже на этапе профессиональной подготовки.
К основным формам научно-исследовательской работы студентов дефектологического факультета относятся следующие:
• работа студенческих научно-исследовательских кружков, исследовательских творческих и проблемных групп;
• участие в научных конференциях, выступление с докладами и сообщениями по материалам исследований;
• организация и проведение внеаудиторной работы;
• сотрудничество с образовательными организациями;
• участие в международных программах;
• представление материалов научно-исследовательской деятельности на конкурсы различного уровня (внутривузовский, региональный, всероссийский и т.д.)
Одним из инновационных методов на факультете является участие студентов в научно-исследовательских проектах: «Педагогический дебют учителя-дефектолога», «Кукольный театр для детей с нарушением интеллекта», «Педагогическая мастерская», «Школа здоровья». Проектная деятельность бакалавров-дефектологов обеспечивает высокий уровень профессионализма выпускников. Участие студентов в проектах формирует их готовность к инновационной деятельности, повышает их заинтересованность к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, приближает будущих дефектологов к практическому аспекту дальнейшей профессиональной деятельности, осознанию себя в профессии [2]
Организация досуга студентов. Проведение культурно-массовых и спортивных мероприятий
Немаловажную роль в воспитании будущих профессионалов играют специально организованные мероприятия. Факультет проводит активную работу по формированию и укреплению собственных традиций. Традиционными на факультете стали такие мероприятия, как «Посвящение в студенты», «День студента», «День учителя», «Новогодняя сказка для детей сотрудников», «Гуляй, Масленица», «Драгоценные наши женщины», «День самоуправления» (1 апреля), вечер военной песни «Споёмте, друзья», «Праздник славянской письменности и культуры» (24 мая), «Последний звонок», «Вручение дипломов выпускникам», а также конкурсы студенческих газет и открыток, посвященных Дню учителя, Новому году, выпуск факультетской газеты «Ясный день» и т.д.
Адаптация студентов первых курсов к учебному процессу
Важная и ответственная роль в воспитании студентов отводится кураторам академических групп 1 -х курсов, задачей которых является формирование студенческого коллектива, обеспечение эффективной адаптации студентов в вузе, условий реализации моральной и материальной защищенности студентов, соблюдения их прав и выполнения ими своих обязанностей.
Содержание работы и обязанности куратора академической группы формируются на основе профессиональной, духовно-нравственной и культурно-творческой направленности обучения и воспитания, индивидуального подхода, демократического и гуманистического стиля общения
В начале учебного года с целью адаптации первокурсников каждой кафедрой факультета проводятся выездные мероприятии в санатории-профилактории «Росинка» под общим названием «Курс молодого студента».
В соответствии с планом воспитательной работы КГУ вновь поступившие студенты ежегодно участвуют в мероприятиях, посвященных адаптации первокурсников (маршрутная игра «5 баллов», игра на сплочение «Верёвочный курс», игра-презентация «Навигатор», проводимая региональным центром «Профессионал» КГУ).
Формирование здорового образа жизни.
Основным направлением работы, способствующим формированию здорового образа жизни, является организация досуга студентов, раскрытие и реализация личностных творческих способностей, привлечение их к участию в спортивной жизни университета, в художественной самодеятельности.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»
№3/2016
ISSN 2410-700Х
Кроме того, на факультете и в целом в университете проводятся специальные профилактические мероприятия: беседы о вреде курения, алкоголя, наркотиков, лекции по пропаганде здорового образа жизни, индивидуальная работа со студентами, проводятся лекции, «круглые столы», выставки плакатов по данной тематике для студентов и сотрудников, ведущих воспитательную работу.
Таким образом, эффективность и качество подготовки будущих учителей - олигофренопедагогов зависят от взаимодействия процессов обучения и воспитания, результатом которого должно стать формирование у студентов высокой нравственной культуры; формирование активной гражданской позиции и патриотического сознания, правовой и политической культуры; формирование личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности; хранение и приумножение историко-культурных традиций университета, преемственность в воспитании студенческой молодежи; укрепление и совершенствование физического состояния, стремление к здоровому образу жизни.
Список использованной литературы:
1. Денисова Е.Н., Кудрявцева М.В. Волонтерское движение в системе подготовки учителя-дефектолога // Интегративные процессы в образовании и науке: сборник научных статей по материалам IX Международной научно-практической конференции молодых ученых и студентов, посвященной памяти профессора Р.Е.Левиной «Встреча поколений...Февральские чтения» 28 февраля 2016 г. ФГБОУ ВПО «Курский государственный университет» -Курск, 2016.- Т.1, Ч.1. - С. 60-64.
2. Фетисова Е.Ю. Творческая самостоятельная работа как средство формирования общекультурных и профессиональных компетенций бакалавров-дефектологов // Теоретические и прикладные аспекты современной науки: сборник научных трудов по материалам III Международной научно-практической конференции 31 января 2015 г.: в 10 ч. Под общ ред. М.Г. Петровой. - Белгород: ИП Петрова М.Г., 2015.-Часть IX. - 180 с. - С.155-159.
3. Яковлева И.М. Формирование профессиональной компетентности учителя-олигофренопедагога: монография. - М.: «Спутник+», 2009.
© Денисова Е.Н., Фетисова Е.Ю., 2016
УДК 371.321
Егорова Людмила Сергеевна
учитель начальных классов, г. Ишим, РФ E-mail: [email protected]
МЕЖПРЕДМЕТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В КОНТЕКСТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС
Аннотация
В статье изложены авторское видение проблемы межпредметной интеграции на уроках и во внеучебной деятельности в начальной школе. Выделены достоинства и ограничения межпредметной интеграции, методические приемы и этапы интегрированных занятий.
Ключевые слова
Интеграция, межпредметная интеграция, начальная школа, приемы интеграции.
Перед современной начальной школой стоит важная образовательная задача: сформировать у учащегося представление о целостной картине мира. В основе такого комплексного образования лежит идея интеграции [3, с.154].
Начальная ступень обучения является благодатной для интеграции предметов в единую систему, потому что у младшего школьника целостное восприятие окружающего мира, и для него стираются границы