Научная статья на тему 'Особенности компрессивной технологии обучения учащихся решению текстовых задач'

Особенности компрессивной технологии обучения учащихся решению текстовых задач Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
406
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
КОМПРЕССИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКЕ / ЭТАПЫ КОМПРЕССИВНОГО ОБУЧЕНИЯ / ТЕКСТОВЫЕ ЗАДАЧИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Далингер Виктор Алексеевич

В статье рассматриваются особенности компрессивного обучения учащихся математике, описаны этапы этой технологии, которые затем проиллюстрированы на решении текстовых задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности компрессивной технологии обучения учащихся решению текстовых задач»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_

Контрольный срез показал эффективность использования дидактических игр в пропедевтический период обучения математике с целью развития пространственных представлений детей с нарушениями интеллекта, что наглядно видно из диаграммы 2.

Диаграмма 2

Сравнительные результаты эксперимента (%)

50 45 40 35 30 25 20 15 10 5 0

_ Высокий уровень

21,4

47,6

s Средний уровень

47,6

45,3

| Низкий уровень

31

7,1

1

2

На основании полученных данных можно сделать вывод, что в целом уровень оперирования пространственными образами и представлениями у детей стал выше. Результаты выполнения заданий показали, что выявленное в ходе констатирующего эксперимента неумение младших школьников с нарушениями интеллекта пользоваться чувственными ориентирами было преодолено у большинства детей класса. Постоянная опора на схему тела при осуществлении различных видов пространственной ориентировки обеспечило успешное выполнение заданий.

Мы считаем, что целесообразно дальнейшее применение предложенной нами системы работы, основанной на использовании дидактических игр и упражнений, по преодолению трудностей ориентировки в пространстве и на плоскости у детей с нарушениями интеллекта. Список использованной литературы:

1. Никитин Б.П., Ступеньки творчества или Развивающие игры. - М.: Просвещение, 1990.

2. Психолого-педагогические особенности проведения дидактических игр. Под.ред. Акшиной А., Акшиной Т., Жарковой - М.: Просвещение,1990.

3. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.

© Гусева И.Н., Коняева М.П., 2016

УДК 371.3:51

Далингер Виктор Алексеевич

доктор педагогических наук, профессор ОмГПУ, г. Омск, РФ

E-mail: [email protected]

ОСОБЕННОСТИ КОМПРЕССИВНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ РЕШЕНИЮ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ

Аннотация

В статье рассматриваются особенности компрессивного обучения учащихся математике, описаны

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_

этапы этой технологии, которые затем проиллюстрированы на решении текстовых задач.

Ключевые слова

Компрессивное обучение математике, этапы компрессивного обучения, текстовые задачи.

При подготовке учащихся к ЕГЭ по математике, очень важно использовать такие приемы, средства, технологии, которые позволяют сэкономить время и уделить тем самым больше внимания решению наиболее трудных задач.

Такой технологией является технология компрессивного обучения. «Под компрессивным обучением понимается технология, позволяющая за ограниченное время усвоить значительный объем материала и которая включает в себя комплексное использование таких направлений как развитие памяти, внимания, технику быстрого чтения, умения анализировать текст, устанавливать взаимосвязи между понятиями, выделять новую смысловую информацию и необходимый для изучения материал, умелое использование информационных систем, технических и информационных средств обучения» [9, с.17].

При компрессивном обучении математике, последовательность усвоения материала должна содержать такие этапы:

1) быстрое прочитывание нового материала;

2) выделение в нем смысловых единиц, понятий и отношений;

3) анализ текста на энтропийность, то есть разбиение встречающихся понятий на уже «известные» и «новые» для обучающихся;

4) установление взаимосвязей между новыми и известными понятиями;

5) повторение ранее усвоенных понятий, необходимых для восприятия новых понятий;

6) оценка возможной значимости новых понятий;

7) формулировка целей запоминания.

У читателя, как и у автора, может вызвать несогласие первый этап компрессивного обучения - быстрое прочтение задачи, ибо привычно, что читать текст задачи надо не на скорость, а на понимание текста, на установление взаимосвязей известных и неизвестных величин.

По поводу чтения приведу высказывание И. В. Гёте: «Эти добрые люди и не подозревают, каких трудов и времени стоит научиться читать. Я сам на это употребил 80 лет и всё не могу сказать, что вполне достиг цели» [цитируется по

12, с. 3].

Сейчас ставится задача овладения обучающимися стратегиями чтения. Много полезных советов читатель найдет в работе[12].

Рассмотрим применение компрессивного обучения при решении текстовых задач.

Задача. Имеется два слитка сплава серебра и золота. Первый слиток содержит 360 г серебра и 40 г золота, а второй слиток - 450 г серебра и 150 г золота. От каждого слитка взяли по куску, сплавили их и в результате получили 200 г сплава, в котором оказалось 81% серебра. Определите массу куска, взятого от второго слитка.

1. Быстрое прочитывание текста задачи.

2. Выделение в тексте задачи смысловых единиц, понятий и отношений.

Пусть х г - масса куска, взятого от второго слитка, тогда (200-х) г - масса куска, взятого от первого слитка. Концентрация серебра в полученном сплаве - 81%, масса серебра и золота в первом куске (360 г и 40 г) и во втором куске (450 г и 150 г).

3. Анализ текста задачи на энтропийность.

Известные понятия: масса получившегося сплава - 200 г; концентрация серебра в получившемся сплаве - 81%.

Неизвестные понятия: масса первого ((200-х) г) и второго (х г) кусков, а также концентрация серебра (Ссеребро) и золота (Сзолото) в этих кусках.

4. Установление взаимосвязей между новыми и неизвестными понятиями.

Составим схему: серебро золото

серебро золото

серебро золото

+

5. Повторение ранее усвоенных понятий, необходимых для осознания новых понятий. Из учебного материала, изученного ранее, известно определение концентрации вещества:

Существа л ппо/

вещества = —--100%, °ТкуДа ^вещества = Лпп

''^гплякя ±ии

_ Свещества-^сплава

Заметим, что концентрация вещества (в данном случае серебро и золото) в первом сплаве и в первом куске одинакова (аналогично для второго сплава и второго куска). 6. Определение отношений между новыми понятиями. серебро золото серебро золото серебро золото

10%

25%

19%

200 - х х 200

Проведем расчет в задаче по золоту.

Расчет концентрации и массы золота в первом куске:

40

Сзолото1 = _.., • 100% = 10%; 360+40

10-(200-х) N

™3олото1 = —^— = 0'18 • (200 - х) грамм .

Расчет концентрации и массы золота во втором куске: 150

Сз°л°т°2 = 450+150 100% = 25%;

™золото2 = 25х = 0,25 • Х ГРаММ .

Расчет концентрации и массы золота в третьем куске: Сзолотоз = 100% - 81%= 19%;

19-200

^золотоэ = =38 грамм .

7. Оценка возможной значимости новых понятий.

Поскольку тезолото1+ тезолото2 = тезолото3, то на этом основании составим и решим уравнение: 10 25 19

(200 - х) + — ■ х = — ■ 200,

100 100 100 10 (200-х)+25- х = 19-200, 2 (200-х)+5-х= 19-40, -2^х+5- х=-400+760, 3х=360, х=120.

Таким образом, от второго сплава отрезали кусок массой 120 г.

Обстоятельный разговор о методике обучения учащихся решению текстовых задач читатель найдёт в наших работах [1, 2, 3].

В заключение остановимся на вопросе о понижении уровня сложности текстовых задач. Выделяют [10] следующие стадии формирования восприятия учебного материала, в том числе и восприятия текста задачи: ознакомление, понимание, усвоение, закрепление.

Сложность воспринимаемых заданий В. М. Михайлов и Н. В. Путилина формально выражают в их многоуровневом представлении (I, II, III, IV, V ступени).

Возможно понижение сложности текста, в том числе и текстовых задач. Рассмотрим пример. Задача. Из пунктов А и В с расстоянием между ними 280 км выехали навстречу легковой и грузовой

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_

автомобили. При этом легковой автомобиль прибыл в пункт В на 1 час и 10 минут раньше, чем грузовой автомобиль в пункт А. определите их скорость, если легковой автомобиль вторую часть пути проехал на полчаса быстрее, чем первую.

1) В условие задачи добавить скрытое в первоначальном виде уточнение: «Определить их скорости, учитывая, что они затратили одинаковое время до встречи, а легковой автомобиль втору часть пути прошел на полчаса быстрее, чем первую». Это дополнительное сообщение позволит сложность задачи уменьшить на единицу.

2) К первому добавлению присоединим ещё: «Определить их скорости, учитывая, что они затратили одинаковое время до встречи и легковой автомобиль вторую часть пути проехал на полчаса быстрее, чем первую, а разность во времени прибытия в конечные пункты справедлива как для прохождения всего пути, так и для его отрезков после встречи». Это добавочное сообщение позволит сложность задачи ещё уменьшит на единицу.

Как показывает практика, ученикам труднее всего даются такие тексты задач, в которых краткость изложения достигается за счет нанизывания нескольких придаточных предложений, большого числа причастных и деепричастных оборотов, вынесением конечного вопроса задачи в начало его условия, применения в тексте сложных синтаксических конструкций. Список использованной литературы:

1. Далингер В.А. Все для обеспечения успеха на выпускных и вступительных экзаменах по математике. Выпуск 2. Текстовые задачи, решаемые методом составления уравнений: Учебное пособие[текст]. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 1996. - 195 с.

2. Далингер В.А. Текстовые задачи на проценты, смеси, сплавы и концентрацию: учебное пособие[текст].- Омск: Изд-во ОмГПУ, 2006.- 170 с.

3. Далингер В.А. Обучение учащихся решению текстовых задач методом составления уравнений: Пособие для учителей[текст]. - Омск: Изд-во ОИУУ, 1991. - 50 с.

4. Детушева Л. В. Применение методики компрессивного обучения при решении текстовых задач на проценты [электронный ресурс] // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. - Курск, 2014. - № 4 (32). - режим доступа: http://stientific-notes.ru/pdf/037-027.pdf

5. Детушева Л. В., Детушев И. В. Применение компрессивного обучения при изучении математики старшеклассниками [текст] // Становление современной науки: сборник трудов X международной научно-практической конференции. - Прага: Изд-во «Образование и наука», 2014. - часть 8. - С. 48 - 50

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Детушев И. В., Детушева Л. В. Методические приемы компрессивного обучения математике в центрах довузовской подготовки при вузах [текст] // Современные тенденции экономики, управления и образования: материалы Всероссийской научно-практической конференции 26 февраля 2015 года. - Курск: Курский институт кооперации (филиал) БУКЭП, 2015. - С. 129 - 32

7. Детушева Л. В. Обучение слушателей подготовительных курсов при вузах решению текстовых задач по математике на ЕГЭ на основе компрессивного подхода: учебно-методическое пособие. - Курск: Изд-во КГУ, 2015. - 84 с.

8. Добрица В. П., Захарова Е. С., Матвеева И. С. Информационные технологии как условие реализации компрессивного обучения [текст] // Вестник МГПУ, серия «Информатика и информатизация образования».

- Москва, 2008. - Вып. 16 - С. 82 - 86

9. Добрица В. П., Садыкова А. Ж. К вопросу о необходимости компрессивных методов обучения [текст] // Качество школьного образования: состояние, тенденции и перспективы. Материалы международной научно-практической конференции (18 - 19 мая 200 г.), ч. 2, МОН РК, КОА им. Алтынсарина, ИОО. - Алматы, 2000.

- С. 34 - 36

10. Михайлов В. М., Путилина Н. В. Восприятие учебного материала как основа информационного обеспечения образовательного процесса [текст] // Вестник Московского университета. - Серия 20. Педагогическое образование. - 2015. - № 3. - С. 114 - 127

11. Михайлов В. М. Блок-схемы - один из этапов решения задач [текст] // Математика в школе. - 2012. - № 7. - С. 23 - 27

12. Пранцова Г. В., Романичева Е. С. Современные стратегии чтения: теория и практика. Смысловое чтение и работа с текстом : учебное пособие [текст]. - 2-е изд. испр. и доп. - М.: ФОРУМ, 2015. - 368 с.

© Далингер В. А., 2016

УДК 378.4

Денисова Елена Николаевна

канд. пед. наук, доцент КГУ, г. Курск, РФ E-mail: elena.nik.denisova @ yandex.ru Фетисова Екатерина Юрьевна канд. пед. наук, доцент КГУ, г. Курск, РФ E-mail: [email protected]

РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ДЕФЕКТОЛОГОВ

Аннотация

В статье раскрывается и анализируется сущность, задачи и направления воспитательной работы в подготовке будущих дефектологов.

Ключевые слова

Современная подготовка учителя, дефектолог, профессиональная компетентность, стратегия воспитательной работы, организация воспитывающей среды.

Современный период развития общества характеризуется как сложный и противоречивый в связи с изменениями социально-экономических и политических условий, разрастанием межнациональных конфликтов, обострением общечеловеческих и мировых проблем. Поэтому крайне актуальным становится воспитание молодого поколения, в частности - студентов педагогических вузов, возрастает роль учителя как носителя национальных и общечеловеческих ценностей, образца поведения, обладающего высокой гражданской культурой, сознательностью, ответственного за будущее России.

Перед высшей педагогической школой сегодня стоит сложная задача: воспитать личность будущего учителя-гражданина, личность с государственно-общественным мышлением, ориентированную в своей профессиональной деятельности на решение стратегической задачи, состоящей в укреплении и развитии авторитета российского образования, российского народа и государства на мировой арене.

И.М. Яковлева указывает на то, что одним из важнейших требований к специальному педагогу является профессионально-гуманистическая направленность его личности, выражающаяся в осознанности им гуманистических ценностей профессиональной деятельности, удовлетворенности ею, целеустремленности в овладении профессиональным мастерством, действенности и активности личности в достижении гуманистических целей и задач воспитания и обучения детей с нарушениями в развитии [3].

Современная подготовка дефектолога предполагает не только наличие соответствующего уровня профессиональной компетентности, но и высокого уровня воспитанности, поэтому воспитательная работа студентов на сегодняшний день остаётся одним из приоритетных направлений учебно-воспитательного процесса дефектологического факультета Курского государственного университета.

Стратегия воспитательной работы на факультете раскрыта в Концепции развития дефектологического факультета, в которой сформулированы цели воспитательной деятельности на факультете: формирование ценностного отношения к будущей профессиональной деятельности, организация воспитывающей среды для

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.