УДК 37
Чухров Александр Семенович
Кандидат технических наук, доцент кафедры систем радиосвязи Сибирского Государственного университета телекоммуникаций и информатики, mba3@ngs.ru, Новосибирск
РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМ СТАНОВЛЕНИИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Аннотация. В статье обсуждаются вопросы реализации воспитательной функции в условиях образовательного процесса в техническом университете, анализируются педагогические условия и факторы профессионально-личностного становления студентов технического университета, обосновываются принципы воспитания студентов с учетом специфики технического образования. Представлена краткая характеристика условий, способствующих формированию у студентов ценностно-смыслового отношения к себе, другим людям, к окружающему миру, актуализации потребности к саморазвитию личности будущего инженера. Дается обоснование принципов воспитания студентов с учетом специфики технического образования. Обозначены направления реализации комплекса воспитательных задач - профессиональных, социально-педагогических, социально-психологических.
Ключевые слова: студенческая молодежь, воспитание, техническое образование, ценностно-смысловое отношение.
Chukhrov Alexandr Semenovich
Candidate of Technical Sciences, Associate Professor of the Department of radio systems of Siberian State University of Telecommunications and Informatics, mba3@ngs.ru, Novosibirsk
ROLE OF THE EDUCATIONAL COMPONENT OF VOCATIONAL AND PERSONAL FORMATION OF ENGINEERING STUDENTS
Abstract. The article discusses the implementation of the educational function in terms of the educational process at the Technical University, examines the pedagogical conditions and factors of professional and personal formation of engineering students, settle principles of education students-specific technical training. A brief description of the conditions conducive to the students formi-rovaniyu value-semantic relationship to themselves, to others, to the outside world, updating needs to samo-razvitiyu person of the future engineer. The substantiation of the principles of education of students-specific technical education. Designated areas of implementation of the complex educational problems - professional, social, educational, social and psychological.
Keywords: student youth,, education, technical education, value-meaning attitude.
Воспитание выступает неотъемлемой составляющей образования, приоритетная роль в реализации которого принадлежит государству и социальным институтам. В современной социокультурной ситуации стратегии в области воспитания определяются национальной Доктриной об образовании, принятой до 2025 года [16], и тесно связаны с проблемами развития российского общества. Основополагающая цель воспитательной системы в современном вузе состоит в «формировании социально зрелых граждан и специалистов, способных эффективно
работать в условиях становления рыночной экономики. Эта общая цель подразделяется на две более конкретные:
- социальной адаптации, что означает подготовку молодого специалиста к жизни в российском обществе, развитие его задатков, освоение им социальной роли гражданина, необходимых для полноценной жизнедеятельности,
- профессиональной подготовки, что предполагает формирование профессиональных способностей и подготовку к самореализации в профессиональной сфере» [13, с. 4].
Именно национальными приоритетами, определяющими стратегию и тактику политического, экономического и социального развития России, обусловлена актуальность проблемы эффективной реализации воспитательной функции в системе высшего образования. Вместе с тем, отношение российского общества к проблеме воспитания за последние четверть века претерпело некоторые изменения. Так, в годы перестройки (1985-1990 гг.) наблюдалась устойчивая тенденция к нивелированию функций воспитания и, соответственно, реализация работы в этом направлении сводилась к минимуму. В последующее пятилетие (1991-1995 гг.) инерционные процессы, происходящие в системе образования, закономерно отразились и на содержании воспитания, в частности, воспитательные проблемы практически полностью игнорировались. И только на рубеже ХХ-ХХ1 в. (с 1999 г.) вопросы воспитания вновь оказываются в фокусе внимания государства и общества. Утверждается, что воспитание базируется на универсальных человеческих ценностях и строится в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры, регио-нальнымитрадициями [17]. С этого периода важнейшей составляющей развития общества и ключевой задачей воспитания становится культурное, духовно-нравственное и гражданское становление подрастающего поколения, подготовка детей и молодежи к самостоятельной и продуктивной жизни. На государственном уровне признается вариативность воспитательных систем, организаций и технологий, ориентированных, прежде всего, на формирование социально необходимых знаний и навыков профессиональных интересов, гражданской позиции личности (воспитанников и обучающихся) [11; 13; 20; 22].
В системе социальных институтов, реализующих воспитательную функцию, особое место отводится учреждениям высшего профессионального образования. Предполагается, что кроме высокого уровня знаний, умений и навыков, формирования готовности к профессиональному росту и мастерству, вузы призваны способствовать становлению базовой культуры личности, ее духовно-нравственному развитию, что, собственно, и актуализирует ведущую роль
воспитания в процессе профессиональной подготовки молодежи. О таком значении высших учебных заведений в жизни студентов свидетельствует мировая история развития университетского образования [15; 22; 25; 26].
Впервые система взглядов на роль университетов в обществе, на их гуманную и культурную миссию была представлена Дж.Г. Ньюменом в работе «Идея университета». По мнению автора, приоритетной целью университетского образования выступает именно воспитание, а не просто передача знаний. Университет должен образовывать студентов в полном смысле этого слова, формировать у них «философскую привычку ума» [14, с. 142]. Содержательно близкие идеи о значимости университетского образования сформулированы и немецким ученым Вильгельмом фон Гумбольдтом [8]. Он также полагал, что основная цель преподавания в университете состоит в обучении студентов самостоятельно мыслить, знакомстве их с основными принципами научного исследования. Позднее суждения о значимости университета в процессе фи-лософско-методологического осмысления сущности профессионального образования и его роли в воспитании духовности, передаче культурных традиций, научной подготовке будущих специалистов высказывали многие известные ученые, указывая на такие социальные функции университета, как трансляция культуры, обучение профессиям, организация научных исследований, подготовка научных кадров, изучение социальных проблем с целью определения способов их оптимального разрешения, философское осмысление достижений науки и техники, интериоризация моральных норм, гражданско-патриотических воззрений и правил социального саморегулирования [4; 15; 20; 25; 26].
Студенческая молодежь характеризуется рядом особенностей. Современные студенты - это, прежде всего, молодежь в возрасте от 17 до 25 лет. Студенчество И. А. Зимняя рассматривает как «центральный период становления человека, личности в целом, проявления самых разнообразных интересов» [9, с. 184]. Для данной категории молодежи ведущей деятельностью выступает учебно-профессиональная дея-
тельность. В современной науке понятие «студенчество» и сопряженные ему категории «молодежь», «студенческая молодежь», выступает, по преимуществу, предметом изучения в социологии (М. Н. Руткевич [19], И. М. Ильинский [10], В. А. Ядов [21] и др.), педагогике (И. А. Зимняя [9], М. В. и Т. А. Ромм [18], С. Д. Смирнов [20] и др.) и психологии (Б. Г.Ананьев [3], К. А. Абульханова, Т. Н. Березина [1], Л. Б. Шнейдер [24] идр.).
Реализация воспитательного процесса в вузе осуществляется через деятельность преподавателей [11; 13; 18]. По мнению М. Ю. Кононовой, специфика деятельности преподавателя в техническом университете состоит в том, что его внимание сосредоточено в большей мере на процессах получения студентами качественного технического образования и становления личности студента как будущего инженера, специалиста технического профиля, на формировании у него технических компетенций [12]. Техническое образование ориентировано, прежде всего, на решение комплекса взаимосвязанных задач: содействие социально-ценному развитию личности и профессиональному становлению студента в избранной области деятельности. Однако, кроме технических компетенций, важна и воспитательная составляющая подготовки специалистов-инженеров, которая предполагает формирование таких значимых для профессионала личностных качеств, как высокая социальная адаптивность и мобильность, критичность мышления, коммуникативная компетентность, общая культура личности. Вместе с тем, воспитание - это всегда формирование духовно-нравственных качеств личности и гражданско-патриотической позиции, в процессе которого знания и умения могут стать особым средством организации собственной жизнедеятельности личности. Воспитание в этом контексте становится интегральным и системообразующим процессом профессионального и личностного становления специалиста, включающим целенаправленное формирование отношения к системе наивысших ценностей и смыслов, способности выстраивать индивидуально-личностный континуум собственной жизни. При этом каждый студент, по мысли В. М. Аллахвердова (2003), оказывается
способен и имеет возможность свободно и самостоятельно вносить и в процесс познания, и в собственное поведение что-то свое, индивидуально-специфичное, поскольку творческое начало есть отличительный фундаментальный признак и современного, и будущего образования [2]. Ценность инициативной активности субъекта деятельности подчеркивает и ориентация общества и государства на личностно-развивающее обучение, способствующее стимуляции профессионального совершенствования личности [5; 6; 7].
Исходя из значимости воспитательного компонента образования, нами предложена программа комплексной педагогической поддержки профессионально-личностного становления будущих специалистов в образовательном пространстве современного технического вуза, включающая следующие направления:
- развитие мотивационно-деятельност-ных компонентов, обеспечивающих сбалансированность теоретической и практической подготовки специалистов, а при необходимости - коррекция общей направленности их учебной деятельности;
- воспитание у современного студенчества экологического мышления, пропаганда такой системы ценностей, в основе которой ценность человеческой популяции выступает одной из ведущих;
- создание условий для развития востребованных на рынке труда коммуникативных умений и навыков будущих технических специалистов, обеспечивающих высокий уровень их адаптивности в современной организационной среде;
- развитие интеллектуально-аналитических способностей и эмоционально-волевых качеств будущих специалистов, являющихся наиболее востребованными и значимыми в контексте специфики их профессиональной подготовки;
- воспитание не только компетентного специалиста, но и полноценной, здоровой личности с такими сформированными качествами и свойствами личности, как социальная активность, ориентация на здоровый образ жизни, эстетические идеалы и этические нормы жизни.
По данным нашего исследования выявлено, что к числу наиболее значимых факто-
ров профессионально-личностного становления студентов технического университета относится, прежде всего, образовательное пространство вуза, которое определяет успешность их профессионально-личностного становления, и в целом способствуют созданию условий для полноценной реализации учебно-воспитательного взаимодействия между преподавателями и студентами [22; 23].
Воспитательный процесс в техническом университете, на наш взгляд, предполагает реализацию следующих групп задач:
- профессиональных, направленных на создание условий:
• для профессионального самоопределения студентов;
• развития профессиональных специальных умений и навыков студентов;
- социально-педагогических, ориентированных на создание условий:
• для нравственного сознания, гражданской позиции, самосознания и соответствующей профессиональной миссии мотивации студента;
• формирования общей культуры студентов;
• формирования здоровьесберегающего стиля поведения студентов;
- социально-психологических, направленных на создание условий:
• для формирования социальной компетенции и максимально эффективной социальной адаптации студентов, как в процессе обучения, так и для дальнейшей жизни в обществе;
• формирования благоприятного психологического климата в группах и коллективах вуза.
Основными принципами воспитания студентов технического университета мы полагаем:
• принцип ориентации на универсальные человеческие ценности и ценностные отношения;
• принцип целостности педагогического процесса и единства воспитательных воздействий - неразрывность профессионального и личностного воспитания; концентрация средств, методов и форм воспитания на развитии профессиональной, социальной и культурной компетентности личности;
• принцип субъект-субъектного взаимодействия в контексте реализации идей педа-
гогики сотрудничества;
• принцип эффективности социального взаимодействия и общественной направленности воспитания, связи воспитания с социальной и культурной жизнью личности и общества.
Подводя краткий итог, отметим, что воспитание студентов в техническом вузе должно представлять собой процесс создания условий, способствующих формированию у них ценностно-смыслового отношения к себе, к другим людям, к окружающему миру, актуализации потребности в саморазвитии личности будущего инженера.
Библиографический список
1. Абульханова К. А., Березина Т. Н. Время личности и время жизни. - СПб.: Алетейя, 2001. - 304 с
2. Аллахеердое В. М. Методологическое путешествие по океану бессознательного к таинственному острову сознания. - СПб.: Речь, 2003. - 368 с.
3. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. - СПб.: Питер, 2001. - 282 с.
4. Барнетт Р. Осмысление университета. Образование в современной культуре. - Минск: Пропилеи, 2001. - 128 с.
5. Белобрыкина О. А. Традиции как средство развития профессиональной идентичности студентов-психологов // Психология в вузе. - 2004. -№ 2. - С. 99-109.
6. Большунова Н. Я. Субъекгность как социокультурное явление. - Новосибирск: НГПУ, 2005. - 324 с.
7. Брушлинский А. В. Субъект: мышление, учение, воображение. - М.: МПСИ, 2003. - 408 с.
8. Гумбольдт В. Язык и философия культуры. - М.: Прогресс, 1985. - 452 с.
9. Зимняя И. А. Педагогическая психология. -М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. - 384 с
10. Ильинский И. М. Молодежь и молодежная политика: Философия. История. Теория. - М.: Голос, 2001. - 696 с.
11. Киселев Н. Н., Киселева Е. В. Воспитание в вузе: исторические традиции, современные тенденции: исторические традиции, современные тенденции // Сибирский педагогический журнал. - 2014. - № 2. - С. 28-32.
12. Кононова М. Ю. Педагогический процесс и воспитание студентов в техническом вузе // Высшее образование в России. - 2011. -№ 8-9. - С. 51-54.
13. Методические рекомендации по анализу содержания и качества воспитания студентов в системе высшего профессионального образования (для эксперта аттестационной комиссии). -
М.: Национальный институтбизнеса, 2006. - 26 с.
14. Ньюмен Дж. Идея университета. - Минск: БГУ, 2006. - 208 с.
15. Ортега-и-Гассет X. Миссия университета. - Минск: БГУ, 2005. - 104 с.
16. Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 № 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - URL: http://base.consultant.ru/cons/ cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=97368;div=L AW;dst=100004 (дата обращения: 10.11.2014).
17. Программа развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 годы (утверждена приказом Минобразования РФ от 18 октября 1999 г. № 574) [Электронный ресурс] // Государственная дума [официальный сайт]. URL: http: //iam. duma. go v.ru/node/8/45 32/15418 (датаобращения: 12.08.2014).
18. Ромм M. В., Ромм Т. А. Социализация и профессиональное воспитание в высшей школе // Высшее образование в России. - 2010. -№ 12. - С. 104-114.
19. Руткевич М. Н. Социология образования и молодежи: Избранное (1965-2002). - М.: Гарда-
рики, 2002. - 541 с.
20. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. - М.: Академия, 2001. - 304 с.
21. Социология в России. - М.: Издательство Института социологии РАН, 1998. - 696 с.
22. Чесноков В. А Развитие субъектности личности будущего юриста в процессе профессиональной подготовки: автореф. ... канд. пед. наук. - Барнаул, 2012. - 23 с.
23. Чухров А. С. Принципы организации воспитательного процесса в техническом университете // Мир науки, культуры, образования. -№5, [42], 2013. - С. 209-211.
24. Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2004. - 600 с.
25 Ясперс К. Идея университета. - Минск.: БГУ, 2006. - 159 с.
26. Charles D. R. Universities and Engagement with Cities, Regions and Local Communities // Rebalancing the Social and Economic. Learning, Partnership and Place / C. Duke, M. Osborne, B. Wilson (eds.). - NIACE, 2005. - PP. 148-150.