Научная статья на тему 'РОЛЬ ВОЛОНТЁРСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ'

РОЛЬ ВОЛОНТЁРСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
64
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ / ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / ВОЛОНТЕР (ДОБРОВОЛЕЦ) / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЛОНТЕРСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Клеймёнова Татьяна Николаевна, Соколова Татьяна Альбиновна, Хватыш Наталья Владимировна

В данной работе показана роль волонтёрского движения в формировании ценностного отношения к природе в высшем учебном заведении. Результаты исследования могут использоваться в учебных заведениях при изучении вопросов хозяйственной деятельности человека и её воздействия на природу; принципов и правил охраны природы, в том числе при рассмотрении вопроса о воспитании высокой экологической культуры обучаемых. Предметом данной статьи является одна из форм вовлечение студентов в процесс непрерывного образования, социально-культурного творчества и рекреативно-развлекательного досуга - волонтерская деятельность. Волонтерское движение студентов предоставляет широкие возможности для самореализации личности, самовыражения в творческой деятельности. В процессе волонтёрского движения можно установить новые связи и взаимоотношения, приобрести организаторские и коммуникативные умения. Студенты должны принимать активное участие в экологических проектах . Это дает возможность приобрести уникальный опыт индивидуальной и коллективной экологической деятельности. Приобретаются навыки экологического образа жизни и чувство ответственного отношения к природе, окружающей среде и своему здоровью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Клеймёнова Татьяна Николаевна, Соколова Татьяна Альбиновна, Хватыш Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE VOLUNTEER MOVEMENT IN THE FORMATION OF A VALUE ATTITUDE TO NATURE IN HIGHER EDUCATION

This paper shows the role of the volunteer movement in the formation of a value attitude to nature in higher education. The results of the study can be used in educational institutions when studying the issues of human economic activity and its impact on nature; principles and rules of nature protection, including when considering the issue of fostering a high ecological culture of students. The subject of this article is one of the forms of involvement of students in the process of continuing education, socio-cultural creativity and recreational leisure - volunteer activity. The volunteer movement of students provides ample opportunities for self-realization of the individual, self-expression in creative activity. In the process of volunteering, you can establish new connections and relationships, acquire organizational and communication skills. Students should take an active part in environmental projects . This makes it possible to gain a unique experience of individual and collective environmental activities. They acquire the skills of an ecological lifestyle and a sense of responsible attitude to nature, the environment and their health.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ВОЛОНТЁРСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ»

Литература:

1. Волкова, С.В. Феноменология фонематических нарушений при афазии у детей старшего дошкольного возраста на этапе восстановительного обучения: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03 / Волкова Светлана Валентиновна. - М., 2017. - 24 с.

2. Данюшина, Л.А. Детский дискурс как феномен формирующейся языковой личности: автореферат дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01 / Данюшина Людмила Александровна. - Ростов-на-Дону, 2014. - 31 с.

3. Карасик, В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс / В.И. Карасик. - Волгоград: Перемена, 2002. - 477 с.

4. Киселева, М.М. Изучение дискурсивной компетенции старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня / М.М. Киселева, В.А. Дубовская, Г.А. Кузнецова // Интернет-журнал «Мир науки». - 2018. - №6. - URL: https://mir-nauki.com/PDF/38PDMN618.pdf (дата обращения 05.03.2023)

5. Корнев, А.Н. Формирование устного дискурса у детей 4-5 лет: функционально-динамический анализ влияния жанра и регистра на грамматический частотный профиль / А.Н. Корнев, И. Балчюниене // Экспериментальная психология. - 2022. - Т. 15. - №1. - C. 160-176

6. Криницкая, О.И. Специфические особенности становления речи детей дошкольного возраста в условиях зрительной депривации / О.И. Криницкая // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2010. - №2. -С. 138-147

7. Лебедева, Т.В. Современные подходы к исследованию речеязыкового развития детей / Т.В. Лебедева // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - №63(1). - С. 454-457

8. Мальцева, Н.Г. Устный дискурс русских и английских детей в возрасте 5-6 лет: диссертация ... канд. филол. наук: 10.02.19 / Мальцева Наталья Геннадьевна. - Саратов, 2002. - 219 с.

9. Павлов, А.В. Дискурсивные маркеры в речи детей с аутизмом / А.В. Павлов // Вестник Московского государственного областного университета. - 2017. - №4. - https://www.evestnik-mgou.ru/jour/article/view/255 (дата обращения 05.03.2023).

10. Павлов, А.В. Особенности устного дискурса высокофункциональных детей с расстройствами аутистического спектра (психолингвистическое исследование): автореферат дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19 / Павлов Александр Владимирович. - М., 2018. - 26 с.

11. Романова, А.А. Особенности развития речи детей с аутистическими расстройствами: автореферат дис. ... канд. психол. наук: 19.00.04 / Романова Антонина Александровна. - М., 2012. - 34 с.

12. Седов, К.Ф. Становление дискурсивного мышления языковой личности: Психо- и социолингвистический аспекты / К.Ф. Седов. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1999. - 180 с.

13. Халилова, Л.Б. Стратегии смыслового восприятия текста младшими школьниками в условиях нормы и речевой патологии / Л.Б. Халилова, А.С. Володина // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - №12. - С. 90-95

14. Щербак, С.Г. Формирование устной монологической речи детей с минимальными дизартрическими расстройствами: диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.03 / Щербак Светлана Геннадьевна. - М., 2011. - 168 с.

15. Щербак, Г.С. Предупреждение дислексии у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня: организационно-содержательная модель коррекционно-педагогической работы / Г.С. Щербак, Н.В. Менг // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10. - №4. - https://www.minin-vestnik.ru/jour/article/view/1408 (дата обращения: 05.03.2023)

16. Юрьева, Н.М. Интерактивное порождение устной истории ребенком при участии взрослого / Н.М. Юрьева // Научный диалог. - 2022. - Т. 11 - №2 - С. 159-180

Педагогика

УДК 378.2

кандидат сельскохозяйственных наук Клеймёнова Татьяна Николаевна

Калининградский филиал Аккредитованного образовательного частного учреждения высшего

образования «Московский финансово-юридический университет» (г. Калининград);

кандидат географических наук, доцент Соколова Татьяна Альбиновна

ФГБОУ ВПО Государственный университет по землеустройству (г. Москва);

кандидат биологических наук, доцент Хватыш Наталья Владимировна

ФГБОУ ВПО Государственный университет по землеустройству (г. Москва)

РОЛЬ ВОЛОНТЁРСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ В

ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

Аннотация. В данной работе показана роль волонтёрского движения в формировании ценностного отношения к природе в высшем учебном заведении. Результаты исследования могут использоваться в учебных заведениях при изучении вопросов хозяйственной деятельности человека и её воздействия на природу; принципов и правил охраны природы, в том числе при рассмотрении вопроса о воспитании высокой экологической культуры обучаемых. Предметом данной статьи является одна из форм вовлечение студентов в процесс непрерывного образования, социально-культурного творчества и рекреативно-развлекательного досуга - волонтерская деятельность. Волонтерское движение студентов предоставляет широкие возможности для самореализации личности, самовыражения в творческой деятельности. В процессе волонтёрского движения можно установить новые связи и взаимоотношения, приобрести организаторские и коммуникативные умения. Студенты должны принимать активное участие в экологических проектах . Это дает возможность приобрести уникальный опыт индивидуальной и коллективной экологической деятельности. Приобретаются навыки экологического образа жизни и чувство ответственного отношения к природе, окружающей среде и своему здоровью.

Ключевые слова: экологическая культура, экологическое образование и воспитание, волонтерское движение, волонтер (доброволец), экологическое волонтерство.

Annotation. This paper shows the role of the volunteer movement in the formation of a value attitude to nature in higher education. The results of the study can be used in educational institutions when studying the issues of human economic activity and its impact on nature; principles and rules of nature protection, including when considering the issue of fostering a high ecological culture of students. The subject of this article is one of the forms of involvement of students in the process of continuing education, socio-cultural creativity and recreational leisure - volunteer activity. The volunteer movement of students provides ample opportunities for self-realization of the individual, self-expression in creative activity. In the process of volunteering, you can establish new connections and relationships, acquire organizational and communication skills. Students should take an active part in

environmental projects . This makes it possible to gain a unique experience of individual and collective environmental activities. They acquire the skills of an ecological lifestyle and a sense of responsible attitude to nature, the environment and their health.

Key words: ecological culture, ecological education and upbringing, volunteer movement, volunteer (volunteer), ecological volunteering.

Введение. Цель статьи - анализ проблем, связанных с появлением новых экологических проектов: формирование экологического образа жизни, обучение студентов разных специальностей навыкам проектной деятельности в сфере экологии и природопользования, умению работать в команде и принятию решений. Результаты исследования могут использоваться в учебных заведениях при изучении вопросов хозяйственной деятельности человека и её воздействия на природу; принципов и правил охраны природы, в том числе при рассмотрении вопроса о воспитании высокой экологической культуры обучаемых. В России в последнее время волонтерское движение стало особенно популярным и престижным среди молодежи. Студенты участвуют в экологических проектах разного уровня.

Изложение основного материала статьи. Проблема волонтёрского движения в современных условиях заинтересовала ряд ученых. В процессе проведения исследований мы опирались на работы Назаренко А.В., Астраханцевой И В. [3, С. 3], Титаренко Л.Г. [13, С. 111], Щелиной Т.Т. [17, С. 7], Мухаметшина А.Г., Махубрахмановой В.Р., Зариповой Р.С. [9, С. 202] и других учёных. Волонтёрство связано с воспитанием экологической ответственности. Лощилова А.А., Рыжечкина Л.И. [8, С. 257] в своей работе уделяют внимание воспитанию экологической ответственности в процессе эколого-ориентированной жизнедеятельности обучающихся в культурном ландшафте. Авторы отмечают, что воспитание экологической ответственности-процесс трудоёмкий, имеющий значительную временную длительность. Значительный интерес представляет содержание программы внеурочной деятельности «Культурные ландшафты родного края - моя ответственность». На основе технологии коллективно-творческих дел И.П. Иванова авторами выделены следующие виды ответственных дел: мотивационно-стимулирующие, ценностно-смысловые,конструктивно-созидательные.

Многие исследователи отмечают, что для оценки результатов образования большое значение имеет выполнение студентами разнообразных проектов. Отмеченные проекты могут быть исследовательскими, информационными и творческими. Так, в Набережночелнинском государственном педагогическом университете студенты участвовали в рамках внеурочной деятельности в практических и санитарно-экологических акциях: «Да!» - чистоте» - экологических субботниках по очистке территории университета; «Делай добро» - ухаживали за животными в приютах; «Орнитология» -изучали биологические особенности птиц, внесённых в список редких и исчезающих видов Республики Татарстан; «Вторая жизнь отходов» - собирали макулатуру и проводили другие акции [9, С. 203].

Рассмотрим волонтерское движение, его цели, задачи и основные направления деятельности.

В России в последнее время волонтерское движение стало особенно популярным и престижным среди молодежи. В 2018 г. число волонтеров выросло с 7 до 14 миллионов. Почти 90% населения высказали желание участвовать в общественно полезной работе. 2018 год был объявлен Годом добровольца и волонтера в России. В ноябре 2017 года подписан соответствующий указ Президента РФ и был утвержден День добровольца (волонтёра) - 5 декабря. Государством признается важная роль добровольцев и волонтеров в жизни страны.

Экологическое волонтерство - волонтерская (добровольческая) деятельность в области защиты окружающей среды. Она направлена на формирование экологической культуры в обществе. Примером могут служить: помощь заповедным территориям, животным; озеленение; раздельный сбор отходов; экологическое просвещение. Так, в 2018 году (в Год волонтёра) Калининградский национальный парк «Куршская коса» вошёл в число 11 нацпарков и заповедников, признанных лучшими в стране по развитию волонтёрского движения. Волонтёры привлекаются на укрепление авандюны, сбор мусора и прочие работы.

Волонтерское движение студентов предоставляет широкие возможности для самореализации личности, самовыражения в творческой деятельности. Устанавливаются новые связи и взаимоотношения, приобретаются организаторские и коммуникативные умения. Благодаря национальному проекту «Образование» создаются условия для развития волонтёрского движения. В нём участвуют уже более 10 миллионов россиян. Уборка мусора с берегов Байкала, восстановление исторических домов в разных городах России, безвозмездная работа в заповеднике на Камчатке. Экоактивисты собрали и вывезли с берегов Байкала более 600 тонн мусора.

Студенты должны принимать активное участие в экологических проектах.

Для участия студентов в экологических проектах необходимо создание волонтерских (экологических) отрядов. Отряды можно рассматривать как одну из форм социально-значимой деятельности студентов.

Примером такой социально-значимой деятельности, в которой принимают участие и студенты, является Всероссийская акция «Сохраним лес». У Всероссийской акции «Сохраним лес» нацпроекта «Экология» важной целью является не только не допустить сокращение лесов, но и сформировать у россиян добрую семейную традицию заботы о природе [3, С. 95]. Каждый год к акции присоединяются всё больше волонтёров. Они осознают особую социальную значимость акции [1, С. 3].

Задачи экологического отряда многообразны. Масштаб мероприятий, проводимых экологическим отрядом, очень широк. Он включает наряду с уборкой территории корпуса учебного заведения участие во всероссийских экологических акциях, форумах. Например, «Партнёрство ради общих целей». Только объединившись, волонтёры смогут достичь результата в решении самых сложных и общественно-значимых проблем.

Одной из форм волонтерской деятельности студентов является работа по благоустройству природных парков г. Москвы. В настоящее время идёт процесс формирования «зелёных коридоров» (зелёного каркаса) Москвы и Московской агломерации в соответствии с современными к качеству среды города - мирового лидера. Москва располагает крупными природными массивами на северо-западе (Серебряный бор), востоке (Лосиный остров, Сокольники), юге - Битцевский лесопарк. Отмеченные массивы являются важными компонентами программы «Зелёный город». Они становятся продолжением природных территорий Московской области. Массивы создают условия для формирования устойчивого экологического развития Московской агломерации. Идёт активный процесс перехода от концепции «парки в городе» к «городу-парку». Застройка и природный комплекс должны образовывать единое целое. В данных условиях велика роль экологического волонтёрского движения.

Ниже представлен проект Дорожной карты, которая может быть реализована при участии студентов и преподавателей ФГБОУ ВО Государственный университет по землеустройству.

I. Цель проекта «Благоустройство территории парков г. Москвы»: вовлечение студентов и преподавателей в волонтерское движение с целью охраны окружающей среды ООПТ, пропаганды экологических знаний, формирования экологического сознания и культуры.

II. Задачи проекта «Благоустройство территории парков г. Москвы»: сохранение и развитие ООПТ на территории г. Москвы; обеспечение конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду; экологическое воспитание студентов путем вовлечения их в различные исследовательские проекты; развитие у студентов творческого

интереса к практической деятельности; содействие к проявлению социальной активности и самостоятельности студентов; развитие экологической культуры и формирование экологически осознанного поведения.

III. Обоснована нормативно-правовая база проекта «Благоустройство территории парков г. Москвы».

Исполнители проекта и основных мероприятий: преподаватели и студенты ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству».В рамках проекта «Благоустройство территории парков г. Москвы» проводятся разнообразные мероприятия.

Преподаватели проводят вводную лекцию о деятельности волонтеров в природоохранной среде. Затем производитсянабор волонтеров среди студентов и преподавателей; создаются экологические отряды. Участники экологических отрядовизучают природные условия территории парков и представляютинформацию об их растительном и животном мире .Активисты далее участвуют всоздании экологических троп.Обеспечение экологической тропы информацией (информационные щиты и др) имеет большое значение в плане экологического просвещения населения. Обустройство тропы лавочками, беседками, урнами значительно повысит степень комфортности нахождения их посетителей [7, С. 38].

В этом отношении примером может служить территория Строгинской поймы. Природно-экскурсионный маршрут расположен на территории Строгинского мыса, который является составной частью природно-исторического парка (ПИП) «Москворецкий». Он состоит из 17-ти остановочных пунктов - экскурсионных точек, представляющих собой наиболее интересные места парка с природной точки зрения. Особенность процесса экологического обучения и воспитания на экотропах состоит в том, что он строится на основе не дидактического, а непринуждённого усвоения информации и норм поведения в природном окружении. Достигается это путём органического сочетания отдыха и познания во время пребывания на маршруте [7, С. 46].

Сохранение природных комплексов НП очень важно для поддержания экологической стабильности в регионе [6, С. 37].

Основной принцип современного экологического образования - переход от трансляции и передачи знаний об экологических проблемах к практико-ориентированному образовательному процессу. Воплощение в жизнь практико-ориентированного проекта «Благоустройство территории парков г. Москвы» позволит студентам освоить необходимые знания и навыки для взаимодействия в социоприродной среде.

Выводы. Привлечение студентов к волонтерским экологическим проектам является одним из способов формирования экологического образа жизни молодежи.

Организация и проведение регулярных студенческих мероприятий позволяет углубить знания в области экологии, сформировать экологическое мировоззрение, экологическое сознание, экологическое мышление, экологическую культуру и экологический образ жизни. В целом, такие мероприятия побуждают молодежь к креативному решению глобальных экологических проблем современности. Они способствуют формированию экологической информированности и экологического поведения. Участвуя в молодежных экологических волонтерских проектах, студенты приобретают уникальный опыт индивидуальной и коллективной экологической деятельности, навыки экологического образа жизни и чувство ответственного отношения к природе, окружающей среде и своему здоровью. Участвуя в экологической волонтерской деятельности, которая однозначно является социально значимой, студенты приобретают ряд практических навыков, необходимых им и в повседневной жизни. С течением времени обучающиеся все отчетливее осознают важность выполняемой ими работы, понимая, что их активная жизненная позиция получает признательность и уважение окружающих.

Литература:

1. Азизова, Л.Р. Педагогические условия формирования экологического мировоззрения студентов технических вузов: автореф. дисс. к.п.н. / Азизова Луиза Ризвановна. - Махачкала, 2013. - 21 с.

2. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях: Учебное пособие / Святова Н.В., Мисбахов А.А., Кабыш Е.Г. [и др.] // - Казань. - ТГГПУ. - НЦ БЖД. - 2011. - 132 с.

3. Назаренко, А.В. Методологические основы формирования экологического образа жизни как условие природозащитного отношения к среде обитания / А.В. Назаренко, И.В. Астраханцева // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - Т. 11. - № 4. - 2016. - С. 94-106

4. Ильина, И. «Сохраним лес»: волонтёры спасают лесное богатство России / И. Ильина // Комсомольская правда. -2022. - С. 10-11

5. Концепция развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.12.2018 N 2950-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 53, с. 8791)

6. Клеймёнова, Т.Н. Динамика изменения экологического состояния березняков в национальном парке «Лосиный остров»/ Т.Н. Клеймёнова, Т.А. Соколова, Р.М. Фахреев //Экология и жизнь:сборник статей XXV Международной научно-практической конференции. - Пенза: Приволжский Дом знаний, 2013. - С. 37-47

7. Клеймёнова, Т.Н. Природно-экскурсионный маршрут по территории природно-исторического парка «Москворецкий» / Т.Н. Клеймёнова, Т.А. Соколова // Потенциал современной науки.Сборник научных трудов издан по итогам ХХХ-ой Международной научной конференции «Потенциал современной науки»(Российская Федерация, г. Липецк, 20 февраля 2017 г.) / Под ред. М.Ю. Левина. - Липецк: ООО «Максимал информационные технологии», 2017. - С. 55-59

8. Лощилова, А.А. Воспитание экологической ответственности в процессе эколого-ориентированной жизнедеятельности обучающихся в культурном ландшафте / А.А. Лощилова, Л.И. Рыжечкина // Проблемы современного педагогического образования. Сборник научных трудов. - Ялта: РИО ГПА, 2020. - Вып. 67. - Ч. 4. - С. 254-257

9. Мухаметшин, А.Г. Подготовка студентов педагогических вузов к формированию экологической культуры обучающихся / А.Г. Мухаметшин, В.Р. Махубрахманова, Р.С. Зарипова // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - Выпуск 62. - Часть 1. - С. 201-203

10. План мероприятий по реализации Концепции содействия развитию добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.12.2018 N 2950-р), утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Т. Голиковой 20.06.2019 N 5486п-П44. - 36 с.

11. Распоряжение Минприроды России от 05.02.2020 N 5-р «Об утверждении Методических рекомендаций по ведению добровольческой (волонтерской) деятельности на особо охраняемых природных территориях федерального значения, находящихся в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации».

12. Тарасова, О.Н. Экологический образ жизни: базовые принципы операционного определения понятия / О.Н. Тарасова. - [Электронный ресурс] // Современные исследования социальных проблем (Электронный научный журнал). - № 10 (54). - 2015. - С. 9-25

13. Титаренко, Л.Г. Экологический аспект образа жизни: основные ценности и типы поведения / Л.Г. Титаренко // Социологические исследования. - 2015. - №2. - С. 106-112

14. Тропа в гармонии с природой: Сборник российского и зарубежного опыта по созданию экологических троп. - М.: Р. Валент, 2007. - 176 с.

15. Федеральный закон от 14.03.1995 г. N ЗЗ-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" в редакции Федеральных законов с изменениями и дополнениями.

16. Фирулина, И.И. Формирование и развитие экологоценностных ориентаций в профессиональной подготовке обучающихся. Образование в современном мире: роль вузов в социально-экономическом развитии региона: сборник научных трудов Международной научно-методической конференции (Самара, 18 марта 2014) /отв. ред. Т.И. Руднева. -Самара: Изд-во «Самарский университет», 2014. - С. 53-56

17. Щелина, Т.Т. Организация и содержание волонтерской деятельности студентов / Т.Т. Щелина // Вестник. - 2006. -№ 7. - С. 6-9

Педагогика

УДК 376

доктор психологических наук, доцент Клыпа Ольга Викторовна

ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет» (г. Петрозаводск); студент Рахова Юлия Алексеевна

ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет» (г. Петрозаводск)

ФОРМИРОВАНИЕ СПОСОБНОСТИ К СОЗДАНИЮ ТВОРЧЕСКИХ ОБРАЗОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация. В предложенной статье представлено исследование особенностей развития воображения у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством серии занятий по сюжетному рисованию. Авторами статьи, на основе использования диагностического материала Н.В. Шайдуровой, были выявлены уровни художественно-творческого развития у выбранной группы дошкольников. Результатом диагностического исследования стало определение того, что дети с задержкой психического развития встречают ряд значительных трудностей при создании рисунка как на заданную тему, так и по собственному замыслу. Было выдвинуто предположение, что данные особенности связаны с несформированностью диагностируемых показателей. Помимо того, в предложенной статье изложены результаты проведенной коррекционно-развивающей работы по заданному направлению, и выявлена её эффективность.

Ключевые слова: старший дошкольный возраст, задержка психического развития, воображение, творческие образы, сюжетное рисование, коррекционная деятельность.

Annotation. The proposed article presents a study of the features of the development of imagination in children with mental retardation of senior preschool age through a series of lessons on plot drawing. The authors of the article, based on the use of diagnostic material by N.V. Shaidurova, identified the levels of artistic and creative development in the selected group of preschoolers. The result of the diagnostic study was the determination that children with mental retardation encounter a few significant difficulties in creating a drawing both on a given topic and on their own. It was suggested that these features are associated with the lack of formation of the diagnosed indicators. In addition, the proposed article presents the results of the correctional and developmental work carried out in a given direction, and its effectiveness is revealed.

Key words: senior preschool age, mental retardation, imagination, creative images, narrative drawing, correctional activities.

Введение. Воображение является важным психическим процессом, который позволяет человеку трансформировать существующие образы памяти в нечто новое. Оно принимает непосредственное участие в процессе становления личности. При помощи воображения человек учится создавать неповторимые образы и выдвигает идеи, от которых зависят будущие научные и художественные прорывы [1].

В старшем дошкольном возрасте начинает формироваться активное или по-другому творческое воображение. Основой его успешного формирования являются развитые психические процессы, в особенности образная память. Дополнительное влияние на формирование творческого воображения оказывает мироощущение ребенка. Большое количество образов и переживаний из прошлого дошкольника позволяют успешно развивать данный вид воображения [2].

Изложение основного материала статьи. Концептуальные основы проблемы задержки психического развития (далее - ЗПР) у дошкольников изложены в работах Т.А. Власовой, М.С. Певзнера, К.С. Лебединской и других ученых. Основываясь на теоретических выкладках упомянутых учёных, более подробно остановимся на рассмотрении основных характеристик данной категории детей. Учеными было установлено, что одним из основных признаков ЗПР у ребенка является недостаточная сформированность волевой сферы и эмоциональная неустойчивость при обучении. Эти дети не обладают необходимой выносливостью для усвоения знаний, часто отвлекаются и быстро утомляются [3]. Все это сказывается на особенностях формирования воображения.

По мнению E. A. Медведевой, процесс развития воображения у детей с ЗПР отстаёт от нормотипичных сверстников [4]. Отмечается, что такие структурные компоненты, как художественный опыт и чувственные переживания находятся у данных детей на порядок ниже. Основным сниженным показателем выступает способность к образному и целостному видению воображаемой ситуации. Старшим дошкольникам с ЗПР сложно уйти от подражания к самостоятельному творчеству. В подобном случае ребенку требуется помощь взрослого, который задаст сюжет, направит, пояснит ключевые моменты [6].

При организации изобразительной деятельности, в частности рисовании, педагоги сталкиваются с отсутствием мотивации у дошкольников с ЗПР. Такой ребенок способен испытывать интерес к творчеству, но заинтересованность повышается, если задание не сложное или оно выполняется совместно с педагогом. Как и любой ребенок, дошкольник с ЗПР чувствует острую потребность быть успешным, а неудачи лишь понижают его самооценку [5].

Основываясь на вышеизложенном, следует отметить, что процесс развития воображения у дошкольников с ЗПР имеет важное значение для становления творческих черт личности. При занятии творчеством, в частности рисованием, ребенок не только накапливает зрительные образы, но и осваивает процесс их создания.

Творчество даёт возможность ребенку взглянуть на знакомый объект под другим углом, через призму фантазии. Сюжетное рисование учит ребенка не только новым способам изображения того или иного героя, но и позволяет раскрыть их взаимоотношения, а также показать чувства самого ребенка к персонажу. Организованное нами на базе МДОУ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.