Волосков И.В.,
доктор философии, к.филол.н, учитель ГБОУ школа №2000, Валлис И.,
доктор философии, психолог, психотерапевт, аспирант ГБОУ ВПО «Синергия»
РОЛЬ ВОЛОНТЕРСКИХ ДВИЖЕНИЙ В СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ
Аннотация
В статье рассматривается роль волонтерских движений в социализации молодежи, анализируются мотивы вступления молодежи в волонтерские движения.
Ключевые слова: молодежь, волонтерское движение социализация
В современной научной традиции исследуют роль институтов гражданского общества на формирование социальных ценностей студенчества Горшков М.К [3], Гостев А.Н. [4]. Проведенный анализ источниковой базы показал, что многие авторы отмечают важность институтов гражданского общества в формировании таких социальных качеств студенчества как активная жизненная позиция, ответственность, организованность, лидерство, но констатируют, что вовлеченность студентов в деятельность организаций гражданского общества остается крайне невысокой. Потому в аспекте исследования воздействия институтов гражданского общества на процесс формирования социальных ценностей студенчества практически неисследованной проблемой остается мотивация участия в работе общественных организаций.
Важную роль в системе организаций гражданского общества занимают волонтерские организации. Волонтерство создает связи и платформы для гражданского участия, волонтерские организации аккумулируют вокруг себя социально активную, инициативную молодежь, мотивированную на безвозмездное служение обществу. Безвозмездность волонтерской помощи противостоит рыночному прагматизму, эгоизму, развивает такие социально значимые качества социальная активность, инициатива, ответственность. Волонтерские организации существуют как на всероссийском уровне (Движение первых), так на муниципальном и региональном уровне (московский волонтер). Всероссийский социологический опрос, проведенный ВЦИОМ в декабре 2023 года показывает высокую заинтересованность молодежи в волонтерской деятельности. 81% опрошенных убеждены, что «люди больше занимаются волонтерской деятельностью, чем 10-15 лет назад», в окружении 57% опрошенных россиян есть знакомые волонтеры [2].
Слово волонтер, волонтерство является иностранным, пришедшим из английского языка. Потому социально значимо, как воспринимают россияне данное слово, какие оно эмоции вызывает. Для 42% опрошенных в декабре 2023 года россиян волонтерство связано с помощью, участием и заботой, для 18% с позитивным восприятием в целом, для 11% с бескорыстной деятельностью, основанной на альтруизме (10%) [2]. Положительное восприятие в обществе приводит к социальной поддержке волонтеров, что становится значимым фактором привлечения молодежи в волонтерские движения и организации.
Превращение волонтерских движений в значимым силы гражданского общества требует задуматься о воздействии волонтерской деятельности на процесс социализации молодежи, а также о технологиях привлечения молодежи в волонтерскую деятельность.
АКАДЕМИЧЕСКОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО «НАУЧНАЯ АРТЕЛЬ»
Анализируя процесс социализации современной российской молодежи необходимо отметить многофакторность воздействия различных институтов общества, что придает процессу социализации многообразный, часто неуправляемый характер. Если одни институты общества оказывают положительное воздействие на процесс социализации (образование, религия, семья), то другие способны оказать негативное воздействие (СМИ). Не менее важным является и социальное окружение, в рамках которого происходит процесс социализации молодежи.
Опыт участия автора в движении Мосволонтер, исследование в процессе деятельности атмосферы участия в волонтерских проектах позволяет отнести волонтерское движение к очень важному фактору позитивной социализации молодежи. К наиболее значимым направлениям воздействия следует отнести следующие:
1. Организация досуга. Негативным аспектом социализации молодежи является неконтролируемость досуга со стороны государства, родителей. Включенность в волонтерское движение становится фактором организации досуговой деятельности социально значимой деятельностью, для которой создается благоприятные условия (полезный социальный опыт, обеспечение формой, едой, водой, а при необходимости выезда в другие города в программам волонтерской мобильности- жильем).
2. Развитие личности. Волонтерская деятельность, постоянное участие в волонтерских проектах способствует развитию таких духовных качеств личности как альтруизм, желание оказать помощь ближнему, внимание к другому человеку, социальная инициатива и социальная активность, коммуникативных качеств- умение работать в команде, самостоятельно организовывать свою деятельность и нести ответственность за ее результаты, профессиональных качеств, развитие которых напрямую зависит от направления волонтерской деятельности.
3. Создание и пропаганда позитивной психо-эмоциональной и духовной среды за счет внедрения духа братства, взаимопомощи, позитивного восприятия окружающего мира, здорового образа жизни. Оптимизация психо-эмоционального мира за счет позитивного мировосприятия, погружения в атмосферу дружества, взаимопомощи, встречи с единомышленниками оказывает положительное воздействие на социализацию, нейтрализует влияние деструктуктивных молодежных субкультур, которые пропагандируют уныние, одиночество, разочарование. На инструктажах, проводимых с волонтерами, постоянно подчеркивается, что молодой человек в волонтерской форме не пьет, не курит, не сквернословит, является образцом морально-нравственных качеств. Привычки волонтерского поведения могут превращаться в устойчивые навыки поведения.
Положительное влияние волонтерства на процесс социализации молодежи превращает его в значимый институт гражданского общества, институт. Учитывая положительное воздействие волонтерства на процесс социализации молодежи важно осмыслить мотивы вступление молодежи в волонтерские движения и объединения. Среди наиболее значимых факторов являются:
1. Опыт старших, в качестве которых могут выступать родители, учителя. Во многих школах существуют волонтерские отряды, которыми руководят учителя, педагоги дополнительного образования.
2. Социальная поддержка со стороны государства и высших учебных заведений учитывают волонтерские часы, начисляют дополнительные баллы к результатам государственной итоговой аттестации.
3. Позитивная социально-психологическая атмосфера дружбы, взаимопомощи, совместного времяпровождения.
4. Мотивационные программы. Волонтеры, участвующие в значимых проектах в виде дополнительных бонусов получают памятные подарки, экипировку, билеты в кинотеатры, купоны на
путешествия. Волонтеры, участвующие в программах мобильности, могут в рамках волонтерских проектов посетить другие города и регионы России.
5. Государственная поддержка. Участники волонтерского движения получают благодарственные письма, награды, памятные подарки от руководителей регионов, органов местного самоуправления. В результате формируется портфолио, повышающее конкурентоспособность молодого человека как при поступлении в высшее учебное заведение, так и на рынке труда. Список использованной литературы:
1. Волосков И.В. Основы организации работы с молодежью.-М.: Инфра-М., 2024.-300с.
2. ВЦИОМ Волонтеры России: мониторинг//усют.ги
3. Горшков М.К. Молодежь России: социологический портрет/ М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги.-М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2010. - 592с
4. Гостев А.Н. Гражданское общество: контроль над деятельностью государства/ А.Н. Гостев, Т.С. Демченко [Текст].- М.: Современная гуманитарная академия, 2011.- 239с
©Волосков И.В., Валлис И., 2024