Научная статья на тему 'ВОЛОНТЁРСТВО КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ'

ВОЛОНТЁРСТВО КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Алексеёнок Анна Алексеевна, Путилина Юлия Юрьевна

Целью работы является комплексный социологический анализ существующих практик волонтерской деятельности как фактора формирования личности студенческой молодежи. Основу работы составили результаты эмпирического социологического исследования, проведенного среди студенческой молодежи Орловской области по данной проблематике. В рамках исследования анализируются значение понятия волонтерства у современных молодых людей. Выделены факторы, влияющие на формирование личности в процессе реализации волонтерских проектов. Рассмотрено влияние волонтерской деятельности на молодое поколение: мотивация, динамика взглядов, серьезность отношения к волонтерской деятельности. В результате резюмировано, что волонтерская деятельность является личностно значимой, влияющей на формирование осознанной, ответственной, решительной, инициативной, увлеченной, социально зрелой личности молодого человека

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VOLUNTEERING AS A FACTOR IN THE FORMATION OF STUDENTS' PERSONALITIES

The purpose of the article is to carry out a comprehensive sociological analysis of the existing practices of volunteer activity as a factor in the formation of the students’.personality. The basis of the work is the results of an empirical sociological study conducted among the students of Orel region on this issue. The study analyzes the meaning of the concept of volunteering among modern young people, factors influencing the formation of personality, the influence of volunteer activity on the younger generation, the qualities of a volunteer's personality, motivation, the dynamics of views, and the seriousness of the attitude to volunteering, the qualitative composition of modern volunteers. As a result, the authors draw conclusions that volunteer activity is personally significant, influencing the formation of a conscious, responsible, determined, initiative, enthusiastic, socially mature personality of a young person

Текст научной работы на тему «ВОЛОНТЁРСТВО КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ»

УДК 316.334.23 DOI: 10.22394/2071-2367-2022-17-4-31-46

ВОЛОНТЁРСТВО КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

АЛЕКСЕЁНОК Анна Алексеевна,

доктор социологических наук, профессор Среднерусского института управления - филиала Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, адрес: 302028, Россия, г. Орёл, б. Победы, д. 5а, е-mail: alekseenok-aa@yandex.ru Author ID (РИНЦ): 257601

ПУТИЛИНА Юлия Юрьевна,

старший преподаватель Среднерусского института управления -филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, адрес: 302028, Россия, г. Орёл, б. Победы, д.5а, е-mail: yulia.putilina2011@yandex.ru Author ID (РИНЦ): 1103292

Аннотация. Целью работы является комплексный социологический анализ существующих практик волонтерской деятельности как фактора формирования личности студенческой молодежи.

Основу работы составили результаты эмпирического социологического исследования, проведенного среди студенческой молодежи Орловской области по данной проблематике. В рамках исследования анализируются значение понятия волонтерства у современных молодых людей.

Выделены факторы, влияющие на формирование личности в процессе реализации волонтерских проектов. Рассмотрено влияние волонтерской деятельности на молодое поколение: мотивация, динамика взглядов, серьезность отношения к волонтерской деятельности.

В результате резюмировано, что волонтерская деятельность является личностно значимой, влияющей на формирование осознанной, ответственной, решительной, инициативной, увлеченной, социально зрелой личности молодого человека

Ключевые слова: молодежь, социологические исследования, волонтерская деятельность, социальная активность, личность, социализация.

Цит.: Алексеёнок А. А., Путилина Ю.Ю. Волонтёрство как фактор формирования личности студенческой молодежи//Среднерусский вестник общественных наук. - 2022. - Том 17. - №4. -С.31- 46.

VOLUNTEERING AS A FACTOR IN THE FORMATION OF STUDENTS' PERSONALITIES

ALEKSEYENOK A. A., Doctor of Sociology, Professor, Central Russian Institute of Management - a branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russian Federation, Orel), e-mail: alekseenok-aa@yandex.ru

PUTILINA Yu.Yu., Senior Lecturer of the Central Russian Institute of Management - Branch Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russian Federation, Orel),

e-mail: yulia.putilina2 011 @yandex.ru

Abstract. The purpose of the article is to carry out a comprehensive sociological analysis of the existing practices of volunteer activity as a factor in the formation of the students'.personality.

The basis of the work is the results of an empirical sociological study conducted among the students of Orel region on this issue. The study analyzes the meaning of the concept of volunteering among modern young people, factors influencing the formation of personality, the influence of volunteer activity on the younger generation, the qualities of a volunteer's personality, motivation, the dynamics of views, and the seriousness of the attitude to volunteering, the qualitative composition of modern volunteers.

As a result, the authors draw conclusions that volunteer activity is personally significant, influencing the formation of a conscious, responsible, determined, initiative, enthusiastic, socially mature personality of a young person

Keywords: youth, sociological research, volunteer activity, social activity, personality, socialization.

For citations: Alekseyenok A.A., Putilina Yu. Yu. (2022) Volunteering as a factor in the formation of students' personalities// Central Russian Journal of Social Sciences. - Volume 17, Issue 4. - P. С.31-46.

ВВЕДЕНИЕ

Молодое поколение во все времена отличалось социальной мобильностью, активностью и динамичностью. Для государства и общества важно понимать его интересы, учитывать ценностные ориентации в решении возникающих проблем относительно общественной активности в молодежной среде. Социально-экономическое и культурное развитие нашей страны напрямую зависит от воззрений молодого поколения, от того, как активно оно принимает участие в решении соци-

ально значимых вопросов и задач. Интенсивность социальной активности молодежи можно считать сильным ресурсом для инновационных общественных преобразований. К сожалению, современное общество отличается нестабильностью, правовой незащищенностью, агрессивностью, а молодое поколение часто сталкивается еще и с профессиональной невостребованностью, что отрицательно сказывается на процессе самоактуализации и способствует появлению нравственного, психического и физического нездоровья в молодежной среде и обществе.

Для эффективного противостояния агрессивному воздействию социума нужно, чтобы молодое поколение было как минимум ознакомлено с возможностями и преимуществами, которые ему может предложить волонтерский труд. Институт волонтерства с каждым годом предлагает всё больше направлений, в которых молодые люди как волонтеры могут самореализовываться, ведь современный человек осознает, что практически в любой сфере жизнедеятельности может понадобиться помощь и поддержка общества.

В культурных традициях всех народов можно наблюдать стремление людей объединять усилия для преодоления трудных жизненных ситуаций. Масштабы взаимопомощи и уровень ее развития напрямую зависят от исторических, социальных, политических, экономических и культурных факторов.

Очень долгое время значение слова «волонтер» рассматривалось в военном смысле. Еще в XIX веке словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона раскрывал значение слова так: «добровольно поступающий на военную службу охотником или вольноопределяющимся» [2].

Сегодня волонтерство связано с представлениями о добровольческой деятельности, реализующейся на безвозмездных началах, обращенной к исполнению социально значимых целей и решению проблем общества.

Уже в XX веке советская власть стала формировать образ добровольца как патриота, способного на жертвы ради своей родины, готового служить социально значимым целям, ответственно относиться к общественной деятельности, даже если это затрагивает понятие самопожертвования [9]. С приходом XXI века стали развиваться условия для институционализации волонтерства как нового социального явления. Усилилось внимание СМИ, государства и общества в целом к развитию и поддержке добровольческих начал, в особенности молодежного во-лонтерства.

Идея добровольчества несет в себе главный смысл общежития -всегда есть люди, которым необходима помощь, и есть те, кто готов откликнуться и поспешит помочь [6].

Мотивы у «помогающих» могут быть самыми разными: альтруизм, религия, любопытство, желание научиться чему-то новому, чувство сопричастности к событию, поиск поддержки для себя, помогая другим, и т. д.

Волонтерство можно считать институтом, формирующим социальную активность, помогающим осознать жизненно важные ценности, такие как ответственность, честность, созидательность, верность, милосердие и т. д. [1].

В России важное значение в волонтерской деятельности отводится молодому поколению, среди которого возникают и развиваются волонтерские молодежные отряды, организации и движения.

Именно волонтерство оказывает значительное влияние на самоопределение, социализацию молодого поколения. Данному аспекту посвящены труды Зубок Ю.А., Чупрова В.И., Сорокина О.В. [4]. Много внимание процессу социализации молодого поколения уделяет в своих работах такой известный исследователь молодежи как Луков В.А. [9]. Множество исследований различных аспектов молодежной проблематики проводят ученные института Социологии РАН по руководством академика М.К. Горшкова. В частности сам Михаил Константинович в одной из своих недавних работ затрагивает проблему молодежной активности [3]. О непосредственном влиянии волонтерской деятельности на формирование системы ценностей современной российской молодежи пишет в своих научных трудах Кисиленко А.В. [6].

Важной социальной категорией является поведение в обществе, направленное на помощь (пользу) другому человеку. Просоциальность снижает уровень рисков и агрессии, возникающей в современном обществе, и способствует решению социально значимых задач. Молодое поколение можно смело отнести к особой социальной группе, в силу активного образа деятельности и мышления, к субъектам просоци-ального поведения в разных жизненных сферах [4].

В связи с этим становятся актуальными исследования, посвященные влиянию волонтерской деятельности на формирование личности, так как в современном обществе рождается запрос на появление нового типа потребностей, проявляющихся в способности безвозмездно помогать согражданам.

Стоит отметить, что в молодежной среде крайне необходимо развивать волонтерское движение так как этот вид деятельности способст-

вует проявлению сплоченности в обществе, формированию новых ценностей среди молодого поколения, что в свою очередь повышает уровень качества жизни.

Методология и методика исследования

Эмпирической основой данной работы стали результаты социологического исследования «Волонтерская деятельность как фактор формирования личности», проведенного на кафедре «Социология и информационные технологии» Среднерусского института управления -филиала РАНХиГС в мае 2022 года среди студенческой молодежи г. Орла с использованием «Яндекс форм» (403 респондента). Выборка репрезентативна по вузу, форме обучения (очная), курсу, полу [7].

Результаты исследования

Для начала необходимо понять, какую смысловую нагрузку вкладывает в понятие «волонтерство» орловская студенческая молодежь (табл. 1).

Таблица 1 - Значение понятия «волонтерство», % Table 1 - Meaning of the concept of "volunteering", %

Помощь/помощь людям 32,0

Общественная деятельность, осуществляемая добровольно и на безвозмездной основе на благо общества 22,1

Бескорыстная и безвозмездная помощь людям 20,3

Добровольная деятельность по оказанию помощи 15,3

Благотворительность/добро 5,5

Вклад в общее дело/стиль жизни 4,5

Развитие коммуникативных навыков 0,5

Дополнительная нагрузка (для галочки в портфолио) 0,3

Всего 100,0

Ответы респондентов демонстрируют, что третья часть опрошенных понимает под волонтерством деятельность по оказанию помощи. Примечательно, что половина из опрошенных (57,7 %) молодых людей вкладывает в основу этого понятия именно бескорыстность, безвозмездность и добровольность в данной деятельности. Положительно стоит отметить, что такой вариант ответа, как «Дополнительная нагрузка, исполняемая только для галочки или портфолио», не выбрал практически никто из респондентов.

Говоря о формировании личности, нужно учитывать, что это не инертный объект: она постоянно развивается в непосредственном взаимодействии с окружением в процессе социальной деятельности. Важность влияния социальной среды в данном процессе нельзя переоценить, поэтому

следующим шагом в исследовании стал вопрос о главном факторе (по мнению респондентов), влияющем на формирование личности (рис. 1).

Рисунок 1 - Важные факторы, влияющие на формирование личности, которые выделили респонденты, %

Figure 1 - Important factors influencing the formation of personality, which were identified by the respondents,%

Рисунок 1 демонстрирует наиболее важные, по мнению студенческой молодежи, факторы, влияющие на их становление и развитие. Для каждого человека семья является основой благополучия, ей каждый обязан своим становлением. Семья, безусловно, является воспитывающей средой для любого человека. Понятия «семья» и «воспитание» тесно связаны в нашем восприятии. Категория «окружающая среда» в данном опросе подразумевает культурные традиции, социально значимые ценности, экономико-политический уклад жизни, т. е. все признаки, структуру и понятия окружающего общества. Респонденты выделили именно эти варианты как наиболее значимые в процессе формирования личностных качеств: семья - 28,8 %, воспитание - 26,7 %, окружающая среда - 21,2 %.

Человечность и милосердие - это категории понятия «общественная деятельность», здесь берет свое начало добровольное служение на благо общества. Очень мало кто из участников исследования (5,5 %) обратил внимание на данный вариант ответа. Это ярко указывает на недостаток проводимой государством работы среди молодежи в области социальной политики. В последние годы в России статус волонтеров значительно набрал в позициях, но многие проблемы остаются нерешенными:

- не полностью налажена система подготовки добровольцев;

- во многих городах присутствует проблема низкой информированности о деятельности общественных организаций;

- практически отсутствует освещение в СМИ социальных проблем, которые были разрешены силами волонтеров из общественных организаций [8].

На вопрос «Оказывает ли влияние волонтерская деятельность на молодежь?» респонденты практически единогласно (86,7 %) ответили утвердительно (рис. 2).

100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10%

44,2 41,5 6,8 4,1 3,4

0% Да Скорее да, чем нет Скорее нет, чем да Нет Затрудняюсь ответить

Рисунок 2 - Оказывает ли волонтерская деятельность влияние на молодежь, %

Figure 2 - Does volunteering have an impact on young people, %

Центральное положение в волонтерстве отводится главнейшему принципу, заключающемуся в добровольности. Это способствует максимальной реализации себя в выбранной деятельности. Определение добровольчества Л. П. Конвисаревой также обращает внимание на личностный рост участников: «...добровольную форму объединения для достижения общественно значимых целей, способствующих социальной активности и личностному росту его участников.» [5].

Клэр Холдсворт отмечает укрепление гражданских позиций и развитие чувства ответственности, повышение трудоспособности, получение положительного опыта, новые знакомства [10].

Что думают по этому поводу сами респонденты, наглядно представлено в табл. 2.

Таблица 2 - Качества личности, развиваемые волонтерской деятельностью, %

Table 2 - Personal qualities developed by volunteering, %

Ответственность 23,6

Доброта 28,6

Отзывчивость 11,0

Сострадание 8,0

Коммуникабельность 7,8

Затрудняюсь ответить 7,3

Толерантность/терпимость 5,8

Милосердие 4,5

Никакие 4,3

Доброжелательность 4,0

Честность 4,0

Уважение 3,8

Инициативность/креативность 3,5

Бескорыстие 3,5

Искренность 3,5

Альтруизм 3,3

Сопереживание 3,3

Вдумчивость 1,2

Внимательность 0,8

Дисциплинированность 0,8

Самостоятельность 0,8

Справедливость 0,5

Всего 100,0

Ответственность и доброта выделяются половиной (52,2 %) респондентов как качества личности, которые формируются под воздействием волонтерской деятельности.

Следующие по популярности ответы - «Коммуникабельность», «Отзывчивость» и «Сострадание» - выделяет чуть менее трети респондентов (26,8 %). Безусловно, участие в волонтерских движениях дает возможность молодым людям осознать в себе созидательные качества, никакая помощь без этого не могла бы стать возможной.

Волонтерская деятельность предусматривает в своем арсенале оказание нуждающимся правозащитной, социально-бытовой, консультационно-психологической и других видов помощи. Если молодой человек решил проявить себя в волонтерстве, то он должен быть замотивирован на определенный вид деятельности. Однако одной мотивации недостаточно. Структура личности каждого человека обладает набором качеств и характеристик, которые могут способствовать или мешать осуществлению разного вида помощи. Какими качествами должен обладать волонтер, по мнению респондентов (рис. 3).

80 70 60 50 40

Рисунок 3 - Наиболее актуальные личностные качества волонтера, % (допускалось несколько вариантов ответов) Figure 3 - The most relevant personal qualities of a volunteer, % (multiple answers were allowed)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На рисунке отчетливо продемонстрировано, что респонденты выделяют основным качеством личности волонтера ответственность (78,9 %), на втором месте - социальная активность (49,7 %) и толерантность (42 %). Остальные качества респонденты выделяют в относительно равной степени. Эмпатию (10,6 %) и опрятность (6,5 %) считают наименее важными качествами из необходимых человеку, оказывающему помощь.

Если сосредоточиться на мотивации волонтерства, то необходимо уточнить: несмотря на то что данный вид деятельности подразумевает бескорыстие, этот процесс в любом случае нуждается в поддержке как минимум в виде словесного поощрения. Побуждающим стимулом для молодых людей, присоединяющихся к рядам волонтеров, могут быть самые разные стремления: чувство долга, интересы, склонности, чувство нужности и т. д.

Главной мотивацией к участию в добровольческих действиях являются внутренние личностные побуждения, осознаваемые и неосознаваемые потребности. Можно выделить целый ряд возможностей волонтерской деятельности, помогающей удовлетворить потребности личности, способствующие ее раскрытию и совершенствованию:

- каждый молодой человек испытывает выраженную потребность в признании другими людьми, положительной оценке своих действий, мыслей и поступков, у всех есть потребность нравиться;

- независимо от возраста, каждый человек стремиться поделиться своими достижениями, продемонстрировать уникальность, ценность, важность своих поступков;

- молодые люди инстинктивно стремятся к сепарации от родительского (воспитывающего) поколения. Этому всегда способствует чувство ответственности за свои поступки, решения, развитие чувства контроля над своей деятельностью и самодисциплина;

- для любой возрастной категории, а особенно для молодых людей рутина и скука часто бывают невыносимы, это проявление потребности в переменах, разнообразии и стимуляции;

- молодым людям крайне необходимо расширение знаний, приобретение жизненного и трудового опыта, они стремятся повысить свой статус и значимость для окружающих, имеют потребность в личностном росте, что является крайне важным мотивом к деятельности среди молодого поколения;

- каждому из нас необходимо чувствовать себя частью коллектива, общаться с другими людьми, ощущать чувство принадлежности, сплоченности, сотрудничества;

- выделиться, проявить свою индивидуальность, подчеркнуть уникальность, особенности - все это крайне важно в молодости.

Волонтерство является действенным инструментом в социально-личностном развитии молодого поколения.

Мнения студенческой молодежи по данному вопросу распределились следующим образом. Желание помочь, сделать мир лучше, быть полезным, стремление развиваться - это главные мотиваторы молодого поколения, способствующие развитию общественной деятельности [3]. Положительно стоит отметить, что варианты «Корысть» и «Прагматизм» не выбрал никто из респондентов.

Волонтерская деятельность эмоционально заряжена и пробуждает в человеке определенные качества и способности, про которые часто молодые люди не догадываются и которые, становясь доступными в процессе самопознания личности, способствуют ее раскрытию. В этом убеждены и респонденты, которые приняли участие в опросе. Так, подавляющее большинство (83 %) считает, что волонтерская деятельность способствует проявлению и раскрытию личностных качеств человека. Что данный вид деятельности не отражается на личности волонтера, не считает практически никто из респондентов.

К добровольческим ценностям, «пробуждающимся» в процессе данной деятельности можно отнести альтруизм. Волонтер и альтруизм воспринимается как синонимы. Люди нашедшие себя в этой деятельности занимаются ей по «доброй воле», от «чистого сердца», «безвозмездно». Национальная принадлежность, положение в обществе теряют свое значение в волонтерской деятельности. Целые группы людей совершают нечто полезное для других, не ища материальной пользы.

Но, все же, волонтеры имеют свою выгоду, которая носит некоммерческий характер, но обладает огромным потенциалом для самосовершенствования. Трудно отрицать, что, посвящая время волонтерст-ву, молодые люди приобретают новые знания, расширяют кругозор, находят единомышленников, узнают о новых видах деятельности. -все это только маленькая часть преимуществ волонтера.

В данном процессе многие замечают, что их взгляды на жизнь, ценности, ориентиры меняются. Меняется их взгляд и на себя, на свои жизненные принципы, молодые люди лучше начинают понимать себя, глубже чувствовать и осознавать значение и смысл многих ситуаций.

Еще раз подчеркнем, что новая форма социальной активности - во-лонтерство - это согласие и полное отсутствие принуждения. Волонтерские организации - это свободные союзы людей, имеющих общие интересы, взгляды, устремления, объединённых желанием помогать. Данное правило оставляет в своих рядах увлеченных молодых людей, отсеивая тех, кто настроен несерьезно. Опрошенные молодые люди считают, что вступающие в ряды волонтеров должны серьезно относиться к этой деятельности (84,4 %). В то же время для десятой части респондентов - это возможность провести время с единомышленниками, пообщаться с новыми людьми, что также расценивается как положительный ответ, который не несет в себе негативного отношения к волонтерской деятельности. Основное предназначение волонтерства большинство респондентов (78,4 %) видит в возможности приносить пользу обществу в целом и отдельным категориям нуждающихся в частности.

Большая часть людей осознает, что они часть общества и при объединении усилий можно изменить жизнь к лучшему. Это один из мотивирующих факторов для начала волонтерской деятельности. Для разных поколений волонтерство имеет различную цель и значение. Многие считают, что здесь можно получить профессиональные навыки, улучшить свой опыт и компетенции - это яркая выгода волонтерского движения для молодых людей. Для более старшего поколения выгода может заключаться в возникновении новых контактов, связей (медработники, реставраторы, репетиторы). Многие выбирают этот путь, потому что видят в нём свой гражданский долг.

«Серебряные волонтеры» стремятся к самореализации, востребованности. У них есть возможность делиться опытом, им тяжело находиться дома в одиночестве. По результатам данного исследования видно, что именно молодежь чаще всего приходит в добровольческое движение: у них больше всего мотивов, сил и времени для этого (табл. 3).

Из результатов, представленных в таблице, можно сделать вывод: половина респондентов (46,0 %) считает, что волонтерство - это занятие для молодежи. Так как опрос проводился среди студенческой молодежи, неудивительно, что каждый пятый (21,2 %). выделил именно студенческую молодежь.

Таблица 3 - Кто становится волонтером, % Table 3 - Who becomes a volunteer, %

Молодежь 46,0

Студенты 21,2

Все, кто хочет помочь/люди, неравнодушные к проблемам 20,6

других

Подростки 7,3

Взрослые люди 2,3

Школьники/старшеклассники 2,0

Дети из воскресных школ 0,8

Всего 100,0

Каждый пятый опрошенный (20,6 %) считает, что волонтерство не зависит от возраста и волонтерами становятся не по возрастным, а по личностным критериям, таким как желание помочь, неравнодушие к проблемам других.

В завершении респондентам был задан вопрос: «Является ли волонтерская деятельность фактором формирования личности?» (рис. 4).

Рисунок 4 - Волонтерство как фактор формирования личности, %

Figure 4 - Volunteering as a factor in personality formation, %

На рисунке наглядно продемонстрировано, что подавляющее большинство студенческой молодежи (81,0 %) считает: волонтерство оказывает непосредственное влияние на развитие и формирование личности. Не видят связи между процессом формирования и развития личности и волонтерской деятельностью 8,2 % респондентов.

Заключение

Волонтерская деятельность способствует расширению круга общения, получению профессиональных навыков, помогает отыскать еди-

номышленников, участвует в развитии социальной компетентности. Добровольчество способствует реализации личностного, в том числе творческого, потенциала молодежи. Волонтерство учит эффективно действовать в нестандартных ситуациях, воспитывает чувство цели, помогает преодолевать трудности, а также приносит удовольствие и чувство наполненности жизни.

Социализация молодого поколения должна стать прямой задачей и обязанность института добровольчества. Воспитание нравственных качеств в человеке, задача, легко решаемая в процессе волонтерской деятельности. От ценностей, убеждений, привязанности к традициям молодого поколения, напрямую зависит, какое будущее ожидает все общество завтра.

Наше государство стремится к сплоченности, граждансвенности, высокой духовности среди своих граждан, поэтому необходимо изучать формы и методы работы волонтерских организаций, как одного из механизмов оздоравливающих общество.

Нравственное воспитание молодого поколения это одна из задач государства с которой на отлично справляется волонтерская деятельность. Наших современников часто выручает волонтерская работа. В ней участвуют самые активные, неравнодушные, яркие представители молодого поколения. Им приходится в своей работе помогать разным категориям граждан (бездомные, мигранты, наркоманы и т.п.). Они сталкиваются с человеческими проблемами лицом к лицу, понимают и осознают их глубину. Волонтеры занимаются профилактикой, пропагандой, просто помогают людям и окружающей среде. Они не только получают, но и активно делятся своими ресурсами (знаниями, энергией, временем). Это способствует осознанию и пониманию важности таких базовых ценностей как гуманность, толерантность, милосердие, человеколюбие, честность, справедливость и т.д.

Волонтерская деятельность способствует проживанию ярких положительных эмоций связанных с удовлетворением своих социальных и духовных потребностей, получая общественное признание, находя подобных себе людей, реализуя свой творческий потенциал. Приобретая уверенность в своей полезности и нужности, прочувствовав, что есть искренняя благодарность, человек не остановится уже в своем развитии и совершенствовании личностных качеств, он всегда будет стремиться жить в согласии с моральными и этическими принципами.

В связи с вышеизложенным можно сделать вывод, что волонтерская деятельность является личностно значимой, влияющей на формирование осознанной, ответственной, решительной, инициативной, увлеченной, социально зрелой личности молодого человека. Вместе с тем это фундамент для успешного формирования личности современного молодого поколения в целом и студенческой молодежи в частности.

Волонтерство, это важный компонент успешного социального развития, который способен частично разрешить актуальные социально-экономические проблемы нашей страны и улучшить качество жизни людей.

Волонтерская деятельность меняет мировоззрение и самих помогающих и тех, кто принимает помощь. Милосердие всегда создает условия для раскрытия созидательного потенциала в людях

Называть себя волонтером сегодня это значит открыто заявить о своей готовности быть духовно богатой личностью, уметь быть счастливым, стремиться к саморазвитию, нести добро людям и быть достойным гражданином и патриотом своей Родины.

Библиография/References:

1. Богачева А.А. Волонтерство как форма социальной активности молодежи // Социальная активность молодежи как условие развития современного общества: сборник научных трудов по итогам Всероссийских социально-педагогических чтений имени Б.И. Лившеца, Урал гос.пед. ун-т., Екатеринбург, 2010. - С. 58-64.

2. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь: в 84-х т. / отв. ред.: Карев В. М., Хитров М. Н. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. - Т. 4.

3. Каира Ю.В. Информационные ресурсы для молодежи и их развитие // В сборнике: Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации: материалы Международной научно-практической конференции (заочной), посвященной 25-летию со дня создания Педагогического факультета Ульяновского государственного педагогического университета имени И.Н. Ульянова. - Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова; Ответственный редактор А.Ю. Нагорнова. - 2009. - С. 140-143.

4. Кисляков П.А., Шмелева Е.А., Говин О. Современное волонтерство в воспитании просоциального поведения личности // Образование и наука. - 2019. - Т. 21. - № 6. - С. 122-146.

5. Конвисарева Л.П. Волонтерское движение как фактор развития социальной активности молодежи // Профессиональный проект: идеи, технологии, результаты. - 2011. - № 3 (4). - С. 22-28.

6. Логинова Н.В. Добровольчество как социальное явление: опыт презентации концептуального словаря // Политическая лингвистика. - 2012. - № 3 (41). - С. 149-156.

7. Меркулов П.А., Алексеенок А.А., Леонова О.В., Михалев И.В. Молодежь региона в 2020-2021 гг. Научное издание. Информационно-социологический бюллетень. - Орел: из-во Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС, 2021. - 164 с.

8. Проказина Н.В., Алексеёнок А.А. Отношение молодежи к волонтерской деятельности: опыт фокус-группового исследования // Известия

Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. -2019. - № 4. - С. 111-118.

9. Решетников О.В. Организация добровольческой деятельности: учебно-метод. пособие. М.: Фонд содействия образованию XXI века, 2005. - 112 с.

10.Holdsworth Clare Why Volunteer? Understanding Motivations For Student Volunteering // British Journal of Educational Studies, 2010, Vol. 58 (4), pp. 421-437.

1. Bogacheva, A.A. (2010) Volonterstvo kak forma social'noj aktivnosti molodezhi [Volunteering as a form of social activity of youth] // Social'naya aktivnost' molodezhi kak uslovie razvitiya sovremennogo obshchestva: sbornik nauchnyh trudov po itogam Vserossijskih social'no-pedagogicheskih chtenij imeni B.I. Livsheca [Social activity of youth as a condition for the development of modern society: collection of scientific papers on the results of the All-Russian socio-pedagogical readings named after B.I. Livshets, Ural State Pedagogical University], Ural gos.ped. un-t., Ekaterinburg, 2010. -P. 58-64. (In Russ.)

2. Brokgauz, F.A., Efron I.A. (1993) Enciklopedicheskij slovar': v 84-h t. [Encyclopedic dictionary: in 84 volumes] / otv. red.: Karev V. M., Hitrov M. N. M.: Bol'shaya Rossijskaya enciklopediya [Moscow: The Great Russian Encyclopedia],- T. 4. {In Russ.)

3. Kaira, YU.V. (2009) Informacionnye resursy dlya molodezhi i ih razvitie [Information resources for youth and their development] // V sbornike: Aktual'nye problemy sovremennogo obrazovaniya: opyt i innovacii: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (zaochnoj), posvyashchennoj 25-letiyu so dnya sozdaniya Pedagogicheskogo fakul'teta Ul'yanovskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta imeni I.N. Ul'yanova [In the collection: Actual problems of modern education: experience and innovations: materials of the International Scientific and Practical Conference (correspondence) dedicated to the 25th anniversary of the establishment of the Pedagogical Faculty of the Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov]. - Ul'yanovskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet imeni I.N. Ul'yanova; Otvetstvennyj redaktor A.YU. Nagornova [Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov; Executive editor A.Y. Nagornova]. - P. 140-143. (In Russ.)

4. Kislyakov, P.A., SHmeleva, E.A., Govin, O. (2019) Sovremennoe volonterstvo v vospitanii prosocial'nogo povedeniya lichnosti [Modern volunteering in the education of prosocial behavior of the individual] //

Obrazovanie i nauka [Education and science]. - T. 21. - № 6. - P. 122-146. (In Russ.)

5. Konvisareva, L.P. (2011) Volonterskoe dvizhenie kak faktor razvitiya social'noj aktivnosti molodezhi [Volunteer movement as a factor in the development of social activity of youth] // Professional'nyj proekt: idei, tekhnologii, rezul'taty [Professional project: ideas, technologies, results]. -№ 3 (4). - P. 22-28. (In Russ.)

6. Loginova, N.V. (2012) Dobrovol'chestvo kak social'noe yavlenie: opyt prezentacii konceptual'nogo slovarya [Volunteerism as a social phenomenon: the experience of presenting a conceptual dictionary] // Politicheskaya lingvistika [Political Linguistics]. - № 3 (41). - P. 149-156. (In Russ.)

7. Merkulov, P.A., Alekseenok, A.A., Leonova, O.V., Mihalev, I.V. (2021) Molodezh' regiona v 2020-2021 gg. Nauchnoe izdanie. Informacionno-sociologicheskij byulleten' [Youth of the region in 2020-2021. Scientific publication. Informational and sociological journal]. - Orel: iz-vo Srednerusskogo instituta upravleniya - filiala RANHiGS [Orel: from the Central Russian Institute of Management - branch of RANEPA], 2021. - 164 p. (In Russ.)

8. Prokazina, N.V., Alekseyonok, A.A. (2019) Otnoshenie molodezhi k volonterskoj deyatel'nosti: opyt fokus-gruppovogo issledovaniya [The attitude of young people to volunteer activity: the experience of focus group research] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnye nauki [Proceedings of Tula State University. Humanities]. -№ 4. - P. 111-118. (In Russ.)

9. Reshetnikov, O.V. (2005) Organizaciya dobrovol'cheskoj deyatel'nosti: uchebno-metod. posobie. M.: Fond sodejstviya obrazovaniyu XXI veka, 2005 [Organization of volunteer activity: educational method. manual. Moscow: Foundation for the Promotion of Education of the XXI century, 2005]. -112 p. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.