Научная статья на тему 'КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕТРОСПЕКТИВА СТАНОВЛЕНИЯ ВОЛОНТЁРСТВА В РОССИИ'

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕТРОСПЕКТИВА СТАНОВЛЕНИЯ ВОЛОНТЁРСТВА В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
волонтерская деятельность / гражданская ответственность / национальные традиции / нравственные императивы / volunteer activity / civic responsibility / national traditions / moral imperatives

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Путилина Юлия Юрьевна, Поляков Алексей Алексеевич, Дорохова Юлия Викторовна

Целью данной работы является анализ культурно-исторической ретроспективы становления волонтерства в России. Авторы проводят исследование специфики идейно-духовной атмосферы и стратегий благотворительных организаций, существовавших с начала развития российской цивилизации. Отмечается, что развитие волонтерской деятельности выходит на новый уровень после 2009 года, приобретая новые формы и виды. В работе анализируются возможности объединения власти и народа в процессе волонтерской деятельности с целью преодоления испытаний, выпавших на долю россиян в разные периоды общественного развития. Теоретические умозаключения авторов находят подтверждение в результатах прикладных исследований, проведенных по данной проблематике в социологической лаборатории кафедры «Социология и социальные технологии». В ходе анализа резюмировано, что волонтерская деятельность является ресурсом для решения острых социальных проблем, повышает уровень гражданской ответственности, задает вектор поведения. Волонтерство формирует национальные идеалы и ценности, объединяет нравственные императивы, что диктует необходимость более глубокого и детального анализа данного феномена в ракурсе социально-исторического развития. В результате авторы приходят к выводу, что современному обществу необходимо совершенствовать модель поведения молодого поколения. Таким образом, волонтерский опыт является образцом национальных традиций, формировавшихся на протяжении всей истории нашей страны. Научно-критическое осмысление эволюции волонтерства позволяет сделать вывод о национальной самобытности развития волонтерской деятельности в России. Она является потенциалом развития патриотизма и гражданственности современного социума. Исследование выполнено в рамках государственного задания – проведения прикладных и фундаментальных исследований в интересах развития национального научного потенциала, экспертно-аналитического сопровождения Правительства Российской Федерации и органов государственной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURAL AND HISTORICAL RETROSPECTIVE OF THE FORMATION OF VOLUNTEERING IN RUSSIA

The purpose of this work is to analyze the cultural and historical retrospective of the formation of volunteering in Russia. The authors conduct a study of the specifics of the ideological and spiritual atmosphere and strategies of charitable organizations that have existed since the be-ginning of the development of Russian civilization. It is noted that the development of volunteer activities has reached a new level after 2009, acquiring new forms and types. The work analyzes the possibilities of uniting the government and the people in the process of volunteer activities in order to overcome the trials that befell Russians in different periods of social development. The theoretical conclusions of the authors are confirmed by the results of applied research conducted on this issue in the sociological laboratory of the Department of Sociology and Social Technologies. The analysis summarized that volunteering is a resource for solving acute social problems, in-creases the level of civic responsibility, and sets the vector of behavior. Volunteering shapes national ideals and values, unites moral imperatives, which dictates the need for a deeper and more detailed analysis of this phenomenon from the perspective of socio-historical development. As a result, the authors come to the conclusion that modern society needs to improve the behavior model of the younger generation. Thus, volunteer experience is an example of national traditions that have been formed throughout the history of our country. A scientific and critical understanding of the evolu-tion of volunteerism allows us to draw a conclusion about the national identity of the development of volunteerism in Russia. It is the potential for the development of patriotism and citizenship in modern society. The research was carried out within the framework of a state assignment –conducting applied and fundamental research in the interests of developing national scientific potential, expert and analytical support for the Government of the Russian Federation and state authorities.

Текст научной работы на тему «КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕТРОСПЕКТИВА СТАНОВЛЕНИЯ ВОЛОНТЁРСТВА В РОССИИ»

УДК 316.354.4 (470) DOI: 10.22394/2071-2367-2023-18-4-158-177

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕТРОСПЕКТИВА СТАНОВЛЕНИЯ ВОЛОНТЁРСТВА В РОССИИ

ПУТИЛИНА Юлия Юрьевна, старший преподаватель, Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС, адрес: 302027, Россия, г. Орел, ул. Октябрьская, д. 12, е-mail: yulia.putilina2011 @yandex.ru

ПОЛЯКОВ Алексей Алексеевич, аспирант, Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС, адрес: 302027, Россия, г. Орел, ул. Октябрьская, д. 12, е-mail: polykovaa75@gmail.ru

ДОРОХОВА Юлия Викторовна, кандидат экономических наук, доцент, Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС, адрес: 302027, Россия, г. Орел, ул. Октябрьская, д. 12, e-mail: robbbot@yandex.ru

Аннотация. Целью данной работы является анализ культурно-исторической ретроспективы становления волонтерства в России. Авторы проводят исследование специфики идейно-духовной атмосферы и стратегий благотворительных организаций, существовавших с начала развития российской цивилизации. Отмечается, что развитие волонтерской деятельности выходит на новый уровень после 2009 года, приобретая новые формы и виды. В работе анализируются возможности объединения власти и народа в процессе волонтерской деятельности с целью преодоления испытаний, выпавших на долю россиян в разные периоды общественного развития. Теоретические умозаключения авторов находят подтверждение в результатах прикладных исследований, проведенных по данной проблематике в социологической лаборатории кафедры «Социология и социальные технологии». В ходе анализа резюмировано, что волонтерская деятельность является ресурсом для решения острых социальных проблем, повышает уровень гражданской ответственности, задает вектор поведения. Волонтерство формирует национальные идеалы и ценности, объединяет нравственные императивы, что диктует необходимость более глубокого и детального анализа данного феномена в ракурсе социально-исторического развития. В результате авторы приходят к выводу, что современному обществу необходимо совершенствовать модель поведения молодого поколения. Таким образом, волонтерский опыт является образцом национальных традиций, формировавшихся на протяжении всей истории нашей страны. Научно-критическое осмысление эволюции волонтерства позволяет сделать вывод о национальной самобытности развития волонтерской деятельности в России. Она является потенциалом развития патриотизма и гражданственности современного социума.

Исследование выполнено в рамках государственного задания - проведения прикладных и фундаментальных исследований в интересах развития национального научного потенциала, экспертно-аналитического сопровождения Правительства Российской Федерации и органов государственной власти.

Ключевые слова: волонтерская деятельность, гражданская ответственность, национальные традиции, нравственные императивы.

Цит.: Путилина Ю.Ю., Поляков А.А., Дорохова Ю.В. Культурно-историческая ретроспектива становления волонтерства в России// Среднерусский вестник общественных наук - 2023. -Том 18. - № 4. - С. 158-177.

CULTURAL AND HISTORICAL RETROSPECTIVE OF THE FORMATION OF VOL UNTEERING IN RUSSIA

PUTILINA Y. Y., Senior Lecturer, Central Russian Institute of Management -branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russian Federation, Orel), e-mail: yulia.putilina2011@yandex.ru.

POLYAKOV A.A., Postgraduate Student, Central Russian Institute of Management -branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russian Federation, Orel), e-mail: polykovaa75@gmail.ru.

DOROKHOVA Y.V., Candidate of Economic Sciences, Docent, Associate Professor of the Department of Sociology and Social Technologies, Central Russian Institute of Management -branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russian Federation, Orel), e-mail: robbbot@yandex.ru

Abstract. The purpose of this work is to analyze the cultural and historical retrospective of the formation of volunteering in Russia. The authors conduct a study of the specifics of the ideological and spiritual atmosphere and strategies of charitable organizations that have existed since the beginning of the development of Russian civilization. It is noted that the development of volunteer activities has reached a new level after 2009, acquiring new forms and types. The work analyzes the possibilities of uniting the government and the people in the process of volunteer activities in order to overcome the trials that befell Russians in different periods of social development. The theoretical conclusions of the authors are confirmed by the results of applied research conducted on this issue in the sociological laboratory of the Department of Sociology and Social Technologies. The analysis summarized that volunteering is a resource for solving acute social problems, increases the level of civic responsibility, and sets the vector of behavior. Volunteering shapes national ideals and values, unites moral imperatives, which dictates the need for a deeper and more detailed analysis of this phenomenon from the perspective of socio-historical development. As a result, the authors come to the conclusion that modern society needs to improve the behavior model of the younger generation. Thus, volunteer experience is an example of national traditions that have been formed throughout the history of our country. A scientific and critical understanding of the evolution of volunteerism allows us to draw a conclusion about the national identity of the development of volunteerism in Russia. It is the potential for the development of patriotism and citizenship in modern society.

The research was carried out within the framework of a state assignment -conducting applied and fundamental research in the interests of developing national scientific potential, expert and analytical support for the Government of the Russian Federation and state authorities.

Keywords: volunteer activity, civic responsibility, national traditions, moral imperatives.

For citations: Putilina, Y. Y., Polyakov, A.A., Dorokhova, Y.V, (2023) Cultural and historical retrospective of the formation of volunteering in Russia// Central Russian Journal of Social Sciences. -Volume 18, Issue 4- P.158-177.

ВВЕДЕНИЕ

Волонтерское движение в настоящее время находится на этапе институционального формирования, что обуславливает активное включение граждан в социально-экономические процессы жизнедеятельности российского общества. Развитию феномена волонтерства препятствуют проблемы и противоречия, складывающиеся вследствие неоднозначного подхода к данному виду деятельности, которые лежат своими корнями в историко-культурном отношении к волонтер-ству. Это находит отражение в государственной политике и традициях базовых социальных институтов российского общества. Актуальность исследования обоснована повышением исследовательского интереса к отечественной истории развития волонтерской деятельности и пониманием ее роли в развитии общества. Современное волонтерство активно заявляет о себе, расширяя границы своего участия в жизни социума, формируя собственную институциональную систему. Согласно исследованиям фонда «Общественное мнение» в волонтерской деятельности принимают непосредственное участие на сегодня 23 % населения нашей страны, а более половины готовы принять участие в подобных практиках [14]. Волонтерство рассматривается современным российским обществом как одна из возможностей решения социально значимых задач, что доказывает масштаб роста добровольной помощи наиболее уязвимым категориям граждан в России в период пандемии. Этот период наглядно продемонстрировал зрелость современного волонтерского движения. Также необходимость анализа истоков формирования волонтерства и значимых характеристик волонтерской деятельности важна для определения характера ее восприятия российским обществом, что может способствовать выявлению факторов, позволяющих более легко интегрировать новые формы социальной активности населения и традиционно сложившиеся.

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА РАБОТЫ

Волонтерское движение вызывает высокий интерес современного научного сообщества. Теоретико-методологическую основу данной работы составил неоинституциональный подход, суть которого заключается в исследовании институциональных социальных функций как следствий определенных социальных взаимодействий, определяемых социокультурными контекстами, примененный в сравнительно-исторический перспективе, дающий возможность выявить влияние социальных реалий на становление волонтерства в России. В рамках данного подхода использовались научные работы С.В Вальцева [2],

Л.А Кудринской [7], Зборовского Г.Е.[4], Н.В. Проказиной [12]. Становление и развитие волонтерства в России рассматривают в своих трудах Е.А Луговая [9], А.И. Пантилеева [13], Е.И Холостова [17], В. Н. Якунин [18]. Волонтерство как фактор формирования ценностей современного общества исследуют такие ученые как, П.А. Меркулов, О.В. Леонова [10], А.А. Алексеенок [1], Ю.В. Каира [5],

Однако стоит отметить, что, исследуя процесс развития социальных практик в современной России, комплексный социологический анализ сущности и содержания волонтерской деятельности в культурно-исторической ретроспективе не находит достаточно полного освещения.

Эмпирическую основу работы составили результаты исследования «Волонтерская деятельность как форма социальной активности (на материалах Орловской области)». Метод исследования - анкетный опрос (май 2022 г.). Опрошено 598 респондентов, проживающих в Орловской области (областной центр, малые города, сельские поселения). Объем выборки определялся доверительной вероятностью 0,954. Выборка квотно-гнездовая, репрезентативна по половозрастной структуре и численности молодых людей по месту проживания. Средняя ошибка репрезентативности выборки не превышает 5 %1.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Социологический анализ эволюции развития волонтерства в культурно-историческом аспекте позволяет отметить, что волонтерская деятельность принимала разнообразные формы и виды в соответствии с социальными реалиями. Волонтерские практики всегда имеют прямую зависимость от состояния и уровня развития общества и связаны с его социокультурными традициями. Независимо от политического устройства страны и различных экономических и социальных условий жизнедеятельности социума волонтерский труд или его элементы всегда присутствовали во взаимоотношениях между людьми. Важное значение имеет то, что волонтерская деятельность способствует становлению гражданского общества через стимулирование социальной активности населения, а также формирование и закрепление его институтов. Само же во-лонтерство при этом признается и активно развивается только в рамках гражданского общества. Социокультурный потенциал наиболее активно себя проявляет в волонтерской деятельности как отдельных граждан, так и общества в целом.

1 Молодежь региона в 2020-2021 гг.: Научное издание. Информационно-социологический бюллетень / П. А. Меркулов, А. А., Алексеенок, О. В. Леонова, И. В. Михалев. - Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС, 2021. - 148 с.

Согласно результатам исследования Росстата волонтерская деятельность в Российской Федерации динамично развивается. Количество участников волонтерских акций старше 15 лет неуклонно растет - если в 2016 году это 1,44 млн человек, то в 2020 году это 2,03 млн человек, что составляет 40 % за данный период. Анализируя итоги статистических наблюдений за СОНКО, мы также можем наблюдать положительный рост численности зарегистрированных волонтеров с 2,16 млн человек в 2016 году до 3,79 млн человек в 2020-м, что составляет практически 75 %. Фонд «Общественное мнение», проводя опрос россиян, также выявил положительную тенденцию к увеличению количества граждан, принимавших прямое участие в волонтерской деятельности. По их мнению, четверть респондентов в 2020 году ответили «да» на вопрос «Считаете ли Вы себя волонтерами?», в 2013 году эта цифра составляла всего 3 %. Из тех опрошенных, кто на данный вопрос ответил отрицательно, 29 % заявляют, что хотели бы посвятить часть своего свободного времени общественно полезному труду и социально значимым мероприятиям на добровольной основе. Примерные расчеты возможностей экономического эффекта от привлечения граждан к волонтерскому труду показывают, что вовлечение 10 % населения страны в волонтерский труд эквивалентно сумме инвестиций в социальную сферу до 3 млрд долларов США [3].

Масштабы и динамика волонтерской деятельности в России (так же, как и во всем мире) дают возможность считать волонтерство особым видом трудовой деятельности. Научные исследования в данной области необходимо направить на поиск закономерностей влияния этого феномена на эффективность социокультурного развития современного общества, в частности на социализирующие механизмы воздействия данного вида деятельности, на формирование социально значимых личностных качеств.

Исследуя процесс развития волонтерского движения в России, К. И. Петренко, являясь экспертом по проблемам российского общества, отмечает, что «современные НКО не смогут существовать без активного участия в своей деятельности сил волонтеров. Учащаяся молодежь и пенсионеры являются главным жизненным ресурсом для деятельности общественных объединений. Без волонтерского вложения становятся невозможным проведение большинства социально значимых практик и благотворительной деятельности. Участники волонтерских движений отмечают, что получившие помощь граждане возвращаются в НКО уже в качестве добровольцев» [14].

Российское волонтерское движение имеет достаточно долгую историю своего становления. Опираясь на данные культурно-исторических источников, можно утверждать, что начало развития волонтерства совпадает с принятием христианства на Руси - приблизительно с 988 года. Православие до современного времени донесло традиции помощи «во славу Божию», которые выражаются в добровольном труде на территории монастырей, приходов и любых других церковных объектов. Фундамент волонтерства заложен на православных заповедях, проповедующих альтруизм, таких как «милостыня нужна самому дающему», «возлюби ближнего своего как самого себя», «пусть твоя левая рука не знает, что делает правая» - всё это значит «делай добро, не рассчитывая на ответный дар или благо», «дал и тут же забыл» и т. п. Именно объединение религиозной альтруистичности и волонтерской идеи доброй воли сформировало характер бескорыстного труда, ставшего важной частью развития общества, способствующего выживанию его членов. Механизмы привития принципов поведенческих ценностей силами религии со временем сформировали нравственную идеологию благотворительной помощи

[7].

Ярослав Мудрый, проводя реформы образования в 1030 году, дал распоряжение собрать всех талантливых детей, не обращая внимание на их сословия, в сиротские училища, которые существовали за счет милостыни, собираемой в поселениях, расположенных по соседству [13] Идеи «фандрайзинговой» помощи можно обнаружить и в «Поучении Владимира Мономаха»: «Повелел всякому нищему и убогому приходити на двор княжь и взимати всяку потребу, питие и ядение» [9].

Подобную инициативу организации благотворительных акций среди правителей российской монархии можно проследить до середины XVI в.

К сожалению, военные конфликты в данную историческую эпоху возрастали и количество нуждающихся в безвозмездной помощи неуклонно увеличивалось - благотворительность перестала быть личной инициативой правителей, она стала государственной необходимостью. Иван IV (Грозный) узаконил благотворительность как часть государственной политики, были созданы законы, регулирующие правила оказания помощи, и появились первые благотворительные учреждения, которые существовали не только за счет государства, но и опирались на частные пожертвования. Главными ценностями православного человека стали милосердие и благотворительность. Все монастыри и церковные приходы осуществляли уход за больными, сиротами, калеками. Они организовывали финансирование больниц, приютов, библиотек, школ для сирот, управление их работой и многое другое [16].

Допетровская Россия также связывала христианские добродетели с помогающими практиками. Церкви принадлежала главная роль вдохновителя на патриотическое отношение в служении своему Отечеству как в мирное время, так и во время войны. Гражданскую инициативу самих граждан также нельзя оставить без внимания. Например, князь Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин, выступив в качестве добровольцев, остановили польское вмешательство в дела России, угрожающее уничтожением российской государственности и национальности. Подобные примеры из истории нашего Отечества впоследствии стали мотивирующими для активизации готовности к самопожертвованию и безвозмездной службе во имя своей Родины.

Во время правления Петра I произошли существенные изменения в укладе жизни российского общества, что трансформировало подход к организации поддержки сирот, малоимущих и немощных в России. В этот период стало появляться понимание государственной политики, она еще слабо напоминала современную, но появился первый в стране официальный указ об основании во всех уездах, провинциях и округах госпиталей, которые должны были предоставлять необходимый для выживания уход калекам, старикам и незаконнорождённым младенцам. Основным источником обеспечения данных целей и задач стали частные пожертвования граждан, а примером служил сам император, который жертвовал большие суммы [13].

В результате Петровских реформ произошло разделение общества на «интеллигенцию» и «народ», что имело влияние на дальнейшее развитие волонтерства. Данная проблема социальной дифференциации известна как чувство «вины» образованных людей, которые в ту эпоху были в меньшинстве, перед угнетенным из-за своего невежества большинством. Самым ярким проявлением волонтерства в XIX в. стал феномен «кающегося дворянина», который пытался стать «проще» через демонстрацию непритязательных форм поведения и привычек. Подобная традиция «опрощения» описана во многих литературных произведениях, изображающих жизнь того времени, например в романе «Новь» И. С. Тургенева. Данная тенденция привела к расширению помогающих практик и увеличению числа жертвователей во благо народа.

Развитие благотворительности на Руси предлагает к рассмотрению множество примеров, но лишь в XIX веке данная деятельность приобрела институциональную структуру. В эпоху позднего феодализма, после крестьянской революции 1861 г., наступило время реформ. В этот исторический период были разработаны законодательные акты, сделавшие из бла-

готворительности структурную систему, определившую направление социальной политики государства на многие годы, формируя «неписаные» правила внутреннего взаимодействия в социальных группах. Общегосударственная концепция мотивировала общество на благотворительную деятельность, что стало мощным импульсом для ее стремительного развития. Под покровительством императорской семьи формируется «Человеколюбивое общество», в котором важными становятся проблемы социально незащищенных граждан. Обязательным для государства и его граждан становится забота о малоимущих и инвалидах, создание и содержание учебно-воспитательных заведений, приютов и больниц. Уже к концу XIX века в России благотворительность превратилась в масштабное действие, в котором в той или иной мере принимало участие всё общество. Важность добродетельности для социума обусловила возникновение специальной комиссии, которая следила за исполнением законов, правил, предписаний и финансовой составляющей благотворительности, главной целью этой комиссии было сделать данную деятельность максимально прозрачной, открытой и доступной для всех граждан. В тот же период появился общественный контроль, ярким результатом его деятельности стал высокий уровень доверия граждан к волонтерской работе, как закономерность это повлекло за собой всплеск гражданской социальной активности среди разных сословий того времени.

В конце XIX века в ряде центральных губерний возникли первые местные самоуправления (земства), их деятельность подобна современным некоммерческим общественным организациям, это стало важной вехой для истории развития волонтерской деятельности в России. Под управлением земств находилось подавляющее большинство начальных школ, где волонтеры вели преподавательскую деятельность [4]. Бесплатная медицинская помощь для жителей деревень и различных небольших поселений также появилась в рамках данных объединений за счет усилий врачей-энтузиастов, стремящихся добровольно помогать на безвозмездной основе.

Этот период принес ряд военных конфликтов между Российской и Османской империями, что стало еще одной ступенью для становления волонтерства в нашей стране. В эпоху данных исторических событий появились первые добровольно пришедшие на фронт в качестве сестер милосердия монахини Свято-Никольского монастыря. Подобное движение стало быстро распространяться среди женщин и явилось примером для подражания для зарубежных волонтеров - так появился Красный Крест.

К началу XX века волонтерство в России становится повсеместным тра-

диционным явлением. Благотворительность расширяет рамки своей деятельности до искусства, обеспечивая пожертвования на музеи, библиотеки, выставки, галереи. Меценаты тех времен являются примером для подражания и в наше время, такие имена, как Третьяковы, Мамонтовы, Морозовы, Щукины, Боткины, навсегда вошли в историю России.

В 1917 году в России произошли политические события (Октябрьская революция), в ходе которых к власти пришли большевики, имевшие глобальной целью построение социалистического общества с последующим преобразованием его в коммунистический строй. Эти события стали крахом в развитии волонтерского движения, так как большевистская идеология не допускала никаких форм волонтерской деятельности, считая их «пережитком» прошлого. Имущество ранее созданных общественных и частных организаций помогающего толка было максимально быстро национализировано и передано в ведение государства. Возможность создания подобных организаций была упразднена созданием запрещающих правовых актов (специальных декретов), запрет объяснялся несоответствием идеологии. Была развернута целая кампания, критиковавшая филантропию, высмеивая ее как «буржуазный пережиток», предлагая массам воспринимать подобное явление как «завуалированную эксплуататорскую сущность». Советская Россия уничтожила возможность проявлять гражданскую инициативу общественным организациям и частным лицам, данная активность стала деятельностью исключительно государства и правящих элит. В этой связи волонтерство перестало существовать как феномен «добровольного» проявления желания помогать, его сущность приобрела «принудительный» характер. Уже в 1930-х годах последняя в России негосударственная организация волонтеров «Красный Крест» (международный филиал) была закрыта.

В период ликвидации в России добровольчества советской властью на Западе данная деятельность стала популяризироваться и волонтерство приобрело размах мирового масштаба. В помогающей сфере выделилось множество форм и различных содержаний.

Весь народ объединился для защиты своей Родины от врага, война изменила позицию власти в отношении добровольчества. Ранее советская идеология не допускала церковного влияния на граждан, религия была официально отвергнута государством, однако общая задача заставила советскую власть пересмотреть идеологию и вернуть к жизни православные ценности и традиции, а также вспомнить героев монархической России (ранее отрицавшихся либо игнорировавшихся). В тот период была привлечена к помощи церковь, которая помогла собрать более 200 миллионов

рублей [17]. Собранные пожертвования сделали возможным сформировать танковые колонны, военно-воздушные силы Красной армии и т. п. Также были учреждены такие воинские награды, как ордена Суворова, Александра Невского, Кутузова и т. д.

В послевоенные годы Советский Союз восстанавливался и расширялся, поэтому волонтерами стали считать людей, идущих на совершение трудовых подвигов, таких как осваивание целины, строительство БАМа и т. д. Это люди, которые шли на «необходимую» для Родины работу, сознательно лишая себя комфорта цивилизации, но не на бескорыстной основе: подобная деятельность обеспечивалась гарантированной заработной платой. Также волонтерское начало общество видело в помощи государству, это выражалось в работах по сбору урожая и на субботниках. Подобная активность редко была на самом деле гражданской инициативой, скорее, данный труд имел характер общественного принуждения. В стране полностью отсутствовала законодательная база, касающаяся данного вида деятельности, а вот художественные и литературные произведения того времени были инструментом, который использовался для повышения гражданской сознательности и развития активной общественной позиции каждого члена общества Советского Союза.

Современное понимание феномена волонтерства в России определилось в 1990-х годах одновременно с зарождением третьего сектора, состоящего из некоммерческих общественных и благотворительных организаций. Политические события, произошедшие в Российской Федерации, повлекли за собой возрождение волонтерской деятельности в традиционной для России форме. Деятельность вновь появившихся благотворительных организаций стала подчиняться ФЗ № 135 от 11.08.1995 г. «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». В результате учреждения данного документа появилось определение понятия «волонтер», которое характеризовало его как гражданина, который занимается волонтерской деятельностью на безвозмездной основе в интересах получателя благ. Расходы, возникшие в результате подобной деятельности у волонтера, могут возмещаться благотворительной организацией1.

Исследование возникновения и формирования волонтерского труда, конечно, не может опираться исключительно на культурно-исторические традиции или на религиозные ценности, современное добровольчество не смогло бы стать жизнеспособным и развиваться без аксиологических и гуманистических ценностей либерального общества, без свободного проявления себя гражданами в обществе. В современной отечественной науке

1 Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11 августа 1995 г. № 135-Ф3 - М., 1995. - С. 1-9._

оценка волонтерства предполагает несколько подходов к операционали-зации данного феномена, учитывающих определенные теоретические концепции. Самыми распространенными можно считать следующие:

- безвозмездная помощь, опирающаяся на ценности христианского сообщества всех сословий, смысл которой выражается в словах: «Помоги ближнему своему». Волонтерство в данном понимании предполагает традицию безвозмездной взаимопомощи, в основе которой лежит чувство сострадания и любви, также важным является чувство рациональности, экономической выгоды, возможность разрешить многие проблемы внутри общины, не прибегая к сторонней помощи;

- труд на благо общества или работа, выполняемая индивидом с целью принести пользу социуму. Данная деятельность всегда выходит за рамки обычной трудовой деятельности, так как она производится не для приобретения каких-либо выгод экономического или общественного характера (приобретение прав, свобод и т. д.), а является коммунистическим безвозмездным трудом, не входящим в понимание общепринятой нормы, являясь одной из главных составляющих социалистического общества [8].

В основе данной концепции, сформулированной В. И. Лениным, лежит подход социалистического общества, где волонтерство воспринимается как коммунистический безвозмездный труд, выходящий за рамки установленной общепринятой нормы [8].

Исследователи советской эпохи, анализируя волонтерскую деятельность, подразумевали под этим феноменом обязательные субботники, тимуровские и пионерские действия, направленные на разрешение социально значимых вопросов. Труд воспринимался советским гражданином не как обязанность, а как основополагающая жизненная ценность. Гражданским обществом «свободный труд» воспринимался как деятельность, способствующая личностному самоопределению в социуме, раскрытию творческого потенциала и инициативности и, как следствие, созданию условий для формирования гуманистических убеждений и социальной ответственности.

Следует отметить религиозную сторону волонтерской деятельности с научной точки зрения. Выше мы уже обозначили, что данный аспект напрямую связан с появлением христианства. «Максимально ответственные члены социума способны проявлять альтруизм» - именно это мировоззрение внедряет в массы религия. Альтруизм в данном случае подразумевает под собой способность ставить благополучие другого на первое место относительно своего. Альтруизм и коллективность, по мнению исследователя С. В. Вальцева [2], являются взаимообуславливающими поняти-

ями. Понятие «альтруизм» в концептуальных взглядах религии определяется как добродетель морали. Данное положение закрепилось благодаря работе И. Канта о категорическом императиве, где высший принцип нравственности - «самоотверженность» - является базовой ценностью для групповых отношений [6]. Православные традиции не отвергают, чаще даже предполагают вознаграждение за проделанную работу (в отличие от католицизма и протестантизма), однако традиции демонстрируют бессчётное количество именно безвозмездного труда. Святой Климент Александрийский проповедовал, что внутренние побуждения являются мотивом внешнего поведения [16].

Вся история России говорит о том, что нам всегда были близки идеи во-лонтерства и бескорыстия. В нашем обществе всегда было много патриотов, способных на самоотверженные, бескорыстные поступки, направленные на улучшение благосостояния всего сообщества [1, 10, 12].

Теоретические умозаключения авторов находят подтверждение в результатах прикладных исследований, проведенных по данной проблематике в социологической лаборатории кафедры социологии и социальных технологий. Так, на вопрос «Что, по Вашему мнению, является основным мотивом к осуществлению волонтерской деятельности?» были получены следующие варианты ответов (рис.1).

Вопросы экологии, участие в благоустройстве территории

Работа с социально незащищенными категориями людей (дети-сироты, инвалиды, пожилые люди и т.д.)

Духовно-нравственное развитие молодежи и детей

Донорство

Политическая жизнь региона

0 10 20 30 40 50

Рисунок 1 - Основной мотив осуществления волонтерской деятельности, %

Figure 1 - Main motive for volunteering, %

Среди мотивов, которые в первую очередь побуждают к волонтерской деятельности, респонденты назвали: «желание помогать» -28,6 %, «сделать этот мир лучше» - 25,1 %, «приносить пользу» -17,0 %. Таким образом, можно сделать вывод о том, что мотивы волонтерской деятельности у абсолютного большинства ее участников бескорыстны и основаны на их ценностных установках и моральных принципах. Об участии в волонтерской деятельности с целью извлечения корыстных выгод заявили лишь 1,3 % опрошенных.

Следующий вопрос был задан людям, тем или иным образом, непосредственно принимающим участие в волонтерской деятельности, и касался смысла, который они в нее вкладывают (рис. 2).

Работа по принуждению Щ 2,7 Общение с интересными людьми 6,1

Реализация собственных жизненных принципов ^Н 6,8 Моральное удовлетворение 9,5

Возможность принести людям пользу 74,9

0 10 20 30 40 50 60 70 80

Рисунок 2 - Значение волонтерской деятельности, %

Figure 2 - Value of volunteer activity, %

Варианты ответов, полученные от респондентов, полностью коррелируют с предыдущими. Так, две трети волонтеров (74,9 %) ответили, что для них главное - приносить пользу людям. Участники отметили, что волонтерская деятельность удовлетворяет их системе ценностей, озвучив такие варианты ответов, как «приносит моральное удовлетворение» - 9,5 %, «соответствует их жизненным принципам» - 6,8 %. О том, что волонтерской деятельностью им пришлось заняться по принуждению, заявили лишь 2,7 % респондентов.

Идеи волонтерства в России всегда связывались с воспитательными процессами, именно через оказание безвозмездной помощи прививались моральные и этические принципы православия. Воспитательная система, делающая упор на нравственность, предопределила характер современной волонтерской деятельности. Еще в Русской Правде - древнейшем русском правовом кодексе - прослежива-

лась идея воспитания посредством волонтерства [10]. Один из вопросов исследования касался именно влияния, которое волонтерская деятельность оказывает на представителей молодого поколения. Подавляющее большинство респондентов - 83,7 % - отметили, что волонтерская деятельность положительно влияет на воспитание молодежи, и лишь 6,8 % придерживаются противоположного мнения. Остальные респонденты затруднились с выбором ответа.

Таким образом, своды социальных норм, сложившихся в нашей стране, основывались на безвозмездности волонтерской деятельности, касающейся заботы о сиротах, вдовах, калеках и т. д. Традиция подразумевает собственное бескорыстное желание творить благие дела в пользу нуждающегося или общества, и только в этом случае социум воспринимает данное действие как добро, как высокоморальный поступок личности. Роль волонтерства в процессах развития духовно-культурной жизнедеятельности общества имеет важное значение для социокультурной социализации подрастающего поколения. Для социума очень важна их включенность в деятельность общественных организаций с целью профилактики формирования социальных отклонений в поведении и мироощущении личности. Следующий вопрос касался качеств, которые можно сформировать у человека, занимающегося волонтерской деятельностью. Респонденты отмечали, что занятие волонтерством развивает и укрепляет в первую очередь такие качества, как доброта - 32,3 %, ответственность -31,4 %, отзывчивость - 29,4 %, сострадание - 19,9 %, милосердие -16,7 %, толерантность и альтруизм - 9,9 %.

В современной России потребность в волонтерах постоянно растет из-за неразрешенности многих социальных вопросов, таких как увеличение численности пожилых людей, экологическая деградация, безработица, алкоголизация населения, детское сиротство, вынужденная миграция и т. д.

Следующий вопрос касался направлений, по которым должна вестись волонтерская деятельность в Орловском регионе (рис. 3).

Несмотря на то что в регионе имеется достаточное количество направлений, по которым волонтерская помощь оказалась бы актуальной, респонденты отметили, что в первую очередь усилия волонтеров должны быть направлены решение экологических проблем и благоустройство территорий - 46,5 %; на втором месте - помощь социально незащищенным слоям населения - 37,6 %; на третьем - участие в развитии духовности и нравственных качеств у подрастающего поколения - 34,3 %.

Политическая жизнь региона

Донорство

Духовно-нравственное развитие молодежи и детей

Работа с «социально-незащищенными» категориями людей (дети-сироты, инвалиды, пожилые люди и т. д.).

Вопросы экологии,участие в благоустройстве территорий

9,6 10,1

34,3

3

37,6

46,5

10 20 30 40 50

0

Рисунок 3 - Наиболее важные для региона направления волонтерской деятельности, %

Figure 3 - The most important areas of volunteer activity for the region, %

Каждый десятый респондент также отметил донорство (9,6 %) и политическую жизнь региона (10,1 %).

Высокотехнологичный мир цифровых технологий внедряется во все сферы жизнедеятельности человека, становясь их неотъемлемой частью. Подобный способ получить статус волонтера возможен при присоединении к соответствующему интернет-сообществу. Виртуальное волонтерство осуществляется дистанционно с помощью интернета, это расширяет возможности для людей, которые не могут покинуть свое место жительства по тем или иным обстоятельствам. В интернете регистрируется большое количество некоммерческих благотворительных организаций, занимающихся филантропией на регулярной основе.

Ярким примером волонтерской деятельности стали зимние Олимпийские игры 2014 года. Волонтеры показали себя как незаменимая часть коллектива, которая обеспечила высокую организацию и безупречность проведения значимого для нашей страны масштабного мероприятия. Их участие было исключительно добровольным, но его

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

нельзя назвать совсем безвозмездным: для большинства участников Олимпиады это стало значимым событием в их жизни, огромным профессиональным опытом, возможностью попробовать себя в разных ролях, социокультурной площадкой для раскрытия творческого потенциала и формирования активной жизненной позиции. Выгоду, которую они получили, нельзя считать их личной, так как общество получает инициативного, мобильного, с более высокими стандартами профессиональной и культурной нравственности гражданина.

Современное общество без волонтерства не сможет стать жизнеспособным организмом: большое количество социальных вопросов решается за счет безвозмездного труда рядовых активистов.

ВЫВОД

Анализ культурно-исторической ретроспективы становления во-лонтерства позволяет сделать вывод о национальной самобытности развития волонтерской деятельности в России, которая может заключать в себе потенциал развития патриотизма и гражданственности современного социума. Ее можно определить как специфическую социокультурную площадку с высоким потенциалом для социализации современного российского общества. Волонтерство обладает ресурсом разрешения острых социальных проблем, повышает уровень гражданской ответственности, задает модель поведения, формирует национальные идеалы и ценности и объединяет нравственные императивы, что диктует необходимость более глубокого и детального анализа данного феномена в ракурсе исторического развития.

Современному обществу необходимо совершенствовать модель поведения граждан, особенно представителей молодого поколения, а добровольческий опыт является образцом национальных традиций, так как они формировались на протяжении всей истории нашего Отечества. Наш анализ показал, что волонтерская практика должна основываться исключительно на доброй воле и не иметь характера принуждения, иначе полностью утилизируется возможность добровольчества формировать просоциальную поведенческую модель у граждан.

Научно-критическое осмысление исторического опыта волонтерской деятельности позволяет сделать вывод о том, что современному миру необходимы примеры социально значимых поступков ведущих лидеров как моральных образцов, выступающих проводниками к гуманному и справедливому обществу.

Библиография / References:

1. Алексеенок А.А. Волонтёрство как фактор формирования личности студенческой молодежи / А. А. Алексеенок, Ю. Ю. Путилина // Среднерусский вестник общественных наук. - 2022. - Т. 17, № 4. - С. 31-46.

2. Вальцев С.В. Квалиметрия коллективизма, индивидуализма, альтруизма и эгоизма // Проблемы современной науки и образования. -2012. - № 11 (11). - С. 17-23.

3. Доклад о развитии добровольчества в Российской Федерации в 2020 году: Федеральная служба государственной статистики. - URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 08.08.2023).

4. Зборовский Г.Е. Социальная общность волонтеров сквозь призму темпоральных стратегий их поведения // Вестник СурГПУ. - 2014. - № 2. - С. 57-70.

5. Каира Ю.В. Ценности патриотизма молодежи России как ресурс социального развития общества / Ю. В. Каира, Е. К. Кондратова // Среднерусский вестник общественных наук. - 2022. - Т. 17, № 6. -С. 106-123.

6. Категорический императив // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.

7. Кудринская Л.А. Добровольческий труд: опыт теоретической реконструкции. Часть 2. Теоретическая реконструкция становления феномена добровольческого труда. - Издательство Московского университета, 2006. - С. 78.

8. Ленин В.И. Полное собрание сочинений / Ин-т марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. - 5-е изд. - Москва: Госполитиздат, 1958-1965.

9. Луговая Е.А. Феномен добровольчества в социокультурном пространстве России. Дис. на соиск. уч. степени кандид. соц. наук. - Саратов, 2012. - С. 120.

10. Меркулов П.А. Влияние молодёжных проблем на социально-политическую стабильность в условиях трансформационных сдвигов // Среднерусский вестник общественных наук. - 2023. - Т. 18, № 1. - С. 15-42.

11. Меркулов П.А. Патриотическое воспитание современной студенческой молодежи. Информационный бюллетень социологической лаборатории: Научное издание / П. А. Меркулов, А. А. Алексеенок, О. В. Леонова. - Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС, 2022. - 64 с.

12. Проказина, Н. В. Реализация добровольческого (волонтерского) потенциала в России / Н. В. Проказина, Н. Ю. Бобылева, Н. Н. Хатнюк / / Научный результат. Социология и управление. - 2019. - Т. 5, № 2. - С. 47-56.

13. Пантилеева А.И. 50 великих правителей России / А.И. Пантелеева, М.В. Носкова, О.А. Скрипалева. - М.: Белый город, 2009. - 104 с.

14. Петренко Е. Поговорим о гражданском обществе. - М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2001. - 133 с.

15. Точки роста: масштабное исследование потенциала волонтер-ства // Добро.Журнал - 15.06.2020. - URL: https://clck.ru/TatJR (дата обращения: 08.08.2023).

16. Холостова Е.И. Генезис социальной работы в России. - М., 1995.

17. Якунин В.Н. Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны: диссертационные исследования по проблеме // Макарьевские чтения: материалы X Международной научной конференции, Горно-Алтайск, 25-27 ноября 2015 года. - Горно-Алтайск: ФГБОУ ВО «Горно-Алтайский государственный университет», - 2015. -С. 399-407.

1. Alekseenok, A., Putilina, Ju. (2022) Volontjorstvo kak faktor formiro-vanija lichnosti studencheskoj molodezhi [Volunteering as a factor in the formation of the personality of student youth] // Srednerusskij vestnik ob-shhestvennyh nauk [Central Russian Bulletin of Social Sciences]. - Vol. 17, № 4. - P. 31-46. (In Russ.)

2. Val'cev, S. (2012) Kvalimetrija kollektivizma, individualizma, al'truizma i jegoizma [Qualimetry of collectivism, individualism, altruism and egoism] // Problemy sovremennoj nauki i obrazovanija [Problems of modern science and education]. - № 11(11). - P. 17-23. (In Russ.)

3. Doklad o razvitii dobrovol'chestva v Rossijskoj Federacii v 2020 godu: Federal'naja sluzhba gosudarstvennoj statistiki [Report on the development of volunteerism in the Russian Federation in 2020: Federal State Statistics Service] // URL: https://rosstat.gov.ru/ (Data obrashhenija 08.08.2023). (In Russ.)

4. Zborovskij, G. (2014) Social'naja obshhnost' volonterov skvoz' prizmu temporal'nyh strategij ih povedenija [Social community of volunteers through the prism of temporal strategies of their behavior] // Vestnik SurGPU [Bulletin of SurGPU]. - № 2. - P. 57-70. (In Russ.)

5. Kaira, Ju. V., Kondratova, E. (2022) Cennosti patriotizma molodezhi Rossii kak resurs social'nogo razvitija obshhestva [Values of patriotism of youth of Russia as a resource of social development of society] / / Srednerusskij vestnik obshhestvennyh nauk [Central Russian Bulletin of Social Sciences]. - Vol. 17, № 6. - P. 106-123. (In Russ.)

6. Kategoricheskij imperativ [Categorical imperative] / / Jenciklopedicheskij slovar' Brokgauza i Efrona : v 86 t. (82 t. i 4 dop.) [Encyclopedic dictionary of

Brockhaus and Efron : in 86 t. (82 t. and 4 add.)]. - SPb., 1890-1907. (In Russ.)

7. Kudrinskaja, L. (2006) "Dobrovol'cheskij trud: opyt teoreticheskoj rekon-strukcii" Chast' 2 Teoreticheskaja rekonstrukcija stanovlenija fenomena dobro-vol'cheskogo truda. ["Voluntary labor: the experience of theoretical reconstruction" Part 2 Theoretical reconstruction of the phenomenon formation volunteer work.] / / Izdatel'stvo Moskovskogo Universiteta. - P. 78. (In Russ.)

8. Lenin, V. Polnoe sobranie sochinenij (1965) [Complete Works] / In-t marksizma- leninizma pri CK KPSS [Institute of Marxism-Leninism under the Central Committee of the CPSU]. - 5-e izd. - Moskva: Gospolitizdat. (In Russ.)

9. Lugovaja, E. (2012) Fenomen dobrovol'chestva v sociokul'turnom pros-transtve Rossii. Dis. na soisk. uch. stepeni, kandid. soc. nauk. Saratov [The phenomenon of volunteerism in the socio-cultural space of Russia. Dissertation for a degree, Candidate of Social Sciences. Saratov]. - P. 120. (In Russ.)

10. Merkulov, P. (2023) Vlijanie molodjozhnyh problem na social'no-politicheskuju stabil'nost' v uslovijah transformacionnyh sdvigov [The influence of youth problems on socio-political stability in conditions of transformational shifts] / / Srednerusskij vestnik obshhestvennyh nauk [Central Russian Bulletin of Social Sciences]. - Vol. 18, № 1. - P. 15-42. (In Russ.)

11. Merkulov, P. Alekseenok, A., Leonova, O. (2022) Patrioticheskoe vospi-tanie sovremennoj studencheskoj molodezhi. Informacionnyj bjulleten' socio-logicheskoj laboratorii: Nauchnoe izdanie [. Patriotic education of modern student youth. Newsletter of the Sociological Laboratory: Scientific publication] / / Srednerusskij institut upravlenija - filial RANHiGS [Central Russian Institute of Management - branch of RANEPA], - 64 p. (In Russ.)

12. Prokazina, N. V. (2019) Realizatsiia dobrovol'cheskogo (volonterskogo) potentsiala v Rossii [Realization of voluntary (volunteer) potential in Russia] / N. V. Prokazina, N. Iu. Bobyleva, N. N. Khatniuk // Nauchnyi rezul'tat. Sotsiologiia i upravlenie [Scientific result. Sociology and management.]. -T. 5, № 2. -P. 47-56. (In Russ.)

13. Pantileeva, A., Noskova, M., Skripaleva, O. (2009) 50 velikih Pravitelej Rossii. [50 great Rulers of Russia] // M. Belyj gorod, -104 p. (In Russ.)

14. Petrenko, E. (2001) Pogovorim o grazhdanskom obshhestve [Let's talk about civil society]. - M.: Institut Fonda "Obshhestvennoe mnenie". - 133 p. (In Russ.)

15. Tochka rosta: masshtabnoe issledovanie potenciala volonterstva [Point of growth: a large-scale study of the potential of volunteerism] // Do-bro zhurnal [Welcome magazine]. - 15.06.2020 - URL: https://clck.ru/TatJR (data obrashhenija: 08.08.2023). (In Russ.)

16. Holostova, E. (1995) Genezis social'noj raboty v Rossii [Genesis of social work in Russia.]. (In Russ.)

17. Jakunin, V. (2015) Russkaja Pravoslavnaja Cerkov' v gody Velikoj Otechestvennoj vojny: dissertacionnye issledovanija po probleme [The Russian Orthodox Church during the Great Patriotic War: dissertation research on the problem]// Makar'evskie chtenija: materialy X mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii, Gorno-Altajsk, 25-27 nojabrja 2015 goda [Makariev readings: Materials of the X International Scientific Conference, Gorno-Altaysk]. - Gorno-Altajsk: Gorno-Altajskij gosudarstvennyj universitet, - P. 399-407. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.