Научная статья на тему 'РОЛЬ ВОЕННОГО ДУХОВЕНСТВА В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВВ.'

РОЛЬ ВОЕННОГО ДУХОВЕНСТВА В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВВ. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
военное духовенство / духовно-нравственное воспитание / военнослужащие / Россия второй половины ХIХ – начала ХХ века / military clergy / spiritual and mor-al education / military personnel / Russia / second half of the 19th – early 20th centuries

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Котельников Владимир Анатольевич, Пикалов Борис Викторович

Целью статьи является уточне-ние роли военного духовенства в духовно-нравственном воспитании военнослужащих. Основной задачей духовно-нравственного вос-питания военнослужащих в конце ХIХ – начале ХХ века было формирование у граждан высо-кой духовной нравственности и профессиона-лизма в области военного дела. В данном кон-тексте важную роль в исследуемый период играло военное духовенство, которое оказыва-ло помощь командованию в формировании духовно-нравственной атмосферы в военной среде. Основываясь на принципе историзма, авторы рассмотрели особенности проявления этой духовной поддержки и морального утеше-ния через религиозную практику и консультиро-вание в вопросах этики и нравственности. Ос-нову содержания деятельности военного духо-венства по воспитанию военнослужащих со-ставляло формирование таких качеств, как любовь к Отечеству; верность гражданскому и воинскому долгу, воинской чести; храбрость; стойкость; доблесть; мужество; взаимовыручка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE MILITARY CLERGY IN THE SPIRITUAL AND MORAL EDUCA-TION OF MILITARY PERSONNEL IN THE SECOND HALF OF THE 19TH – EARLY 20TH CENTURIES

The purpose of the article is to ana-lyze the role of the military clergy in t spiritual and moral education of military personnel. The authors emphasize that the main task of spiritual and moral education of military personnel in the late 19th early 20th century was the formation of high spir-itual morality and professionalism among citizens in the field of military affairs. In this context, the mili-tary clergy played an important role in the period under study, which assisted the command in the formation of spiritual and moral atmosphere in the military environment. On the basis of the principle of historicism, the authors examined the features of the manifestation of this spiritual support and moral consolation through religious practice and counsel-ing in matters of ethics and morality. As a result, the authors conclude that the basis of the content of the activities of the military clergy in the field of spiritual and moral education of military personnel was the formation of such qualities as love for the Fatherland; loyalty to civil and military duty, military honor; bravery; fortitude; valor; courage; mutual assistance.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ВОЕННОГО ДУХОВЕНСТВА В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВВ.»

УДК 355.17

DOI :10.22394/2225-8272-2023-12^108-116

КОТЕЛЬНИКОВ Владимир Анатольевич, кандидат педагогических наук, доцент, сотрудник Академии Федеральной службы охраны Российской Федерации (Россия, Орёл), е-ттаН: kafedraorel@mail.ru, SPIN-код: 1154-7233, ДиШогЮ: 353948 ПИКАЛОВ Борис Викторович, кандидат исторических наук, доцент, сотрудник Академии Федеральной службы охраны Российской Федерации (Россия, Орёл), е-таН: bvpikalov@mail.ru, SPIN-код: 59512330, Ди^Ю: 844424

KOTELNIKOV V.A Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor, The Academy of the Federal Guard Service of the Russian Federation (Russian Federation, Orel), e-mail: kafedraorel@mail.ru

PIKALOV B.V., Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, The Academy of the Federal Guard Service of the Russian Federation (Russian Federation, Orel), e-mail: bvpikalov@mail.ru

РОЛЬ ВОЕННОГО ДУХОВЕНСТВА В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ.

THE ROLE OF THE MILITARY CLERGY IN THE SPIRITUAL AND MORAL EDUCA-TION OF MILITARY PERSONNEL IN THE SECOND HALF OF THE 19TH - EARLY 20TH CENTURIES

Аннотация. Целью статьи является уточнение роли военного духовенства в духовно-нравственном воспитании военнослужащих. Основной задачей духовно-нравственного воспитания военнослужащих в конце XIX - начале XX века было формирование у граждан высокой духовной нравственности и профессионализма в области военного дела. В данном контексте важную роль в исследуемый период играло военное духовенство, которое оказывало помощь командованию в формировании духовно-нравственной атмосферы в военной среде. Основываясь на принципе историзма, авторы рассмотрели особенности проявления этой духовной поддержки и морального утешения через религиозную практику и консультирование в вопросах этики и нравственности. Основу содержания деятельности военного духовенства по воспитанию военнослужащих составляло формирование таких качеств, как любовь к Отечеству; верность гражданскому и воинскому долгу, воинской чести; храбрость; стойкость; доблесть; мужество; взаимовыручка.

Ключевые слова: военное духовенство, духовно-нравственное воспитание, военнослужащие, Россия второй половины XIX - начала XX века.

Abstract. The purpose of the article is to analyze the role of the military clergy in t spiritual and moral education of military personnel. The authors emphasize that the main task of spiritual and moral education of military personnel in the late 19th -early 20th century was the formation of high spiritual morality and professionalism among citizens in the field of military affairs. In this context, the military clergy played an important role in the period under study, which assisted the command in the formation of spiritual and moral atmosphere in the military environment. On the basis of the principle of historicism, the authors examined the features of the manifestation of this spiritual support and moral consolation through religious practice and counseling in matters of ethics and morality. As a result, the authors conclude that the basis of the content of the activities of the military clergy in the field of spiritual and moral education of military personnel was the formation of such qualities as love for the Fatherland; loyalty to civil and military duty, military honor; bravery; fortitude; valor; courage; mutual assistance.

Keywords: military clergy, spiritual and moral education, military personnel, Russia, second half of the 19th - early 20th centuries.

©Котельников В.А., 2023г. ©Пикалов Б.В., 2023г.

ВВЕДЕНИЕ

Духовно-нравственное воспитание военнослужащих в России в XIX - начале XX века складывалось под влиянием различных факторов, таких как социальные, политические и культурные, которые в значительной степени повлияли на военную сферу. Также можно отметить, что Церковь как таковая и православие, в частности, имели сильное влияние на общество, а военные были частью этого общества. Военнослужащие подвергались влиянию православной морали, ценностей и обрядов. Влияние дисциплины и порядка военной службы также играло важную роль в формировании у военнослужащих духовно-нравственных качеств, которые способствовали формированию моральных ценностей. Кроме того, литература, искусство и образование тоже влияли на духовно-нравственное развитие военнослужащих. Работы писателей, художников и философов могли вдохновлять военнослужащих, способствуя формированию их ценностных ориентиров.

Особенностью развития Российской империи, которая определяла особенности развития вероисповедной политики в исследуемый период, являлось то, что государство отличалось поликонфессионализмом, при котором права граждан зависели от их вероисповедания. Несмотря на то, что во второй половине XIX века, согласно годовым отчётам Синода, наблюдается увеличение численности православных граждан в стране, люди, исповедующие другие религии, составляли около 20 % населения Российской империи.

Методология и методика исследования основываются на применении системного подхода, при котором учитываются теоретические аспекты исследования государственно-религиозных отношений в Российской империи в XIX - начале XX века. В процессе

исследования применялись следующие методы: общенаучные методы (описание, сравнение, обобщение, синтез и т. д.); эмпирические методы (анализ исторических источников и научной литературы); частно-научные методы - исторический и историко-правовой методы.

Вопрос о государственно-религиозных отношениях в Российской империи изучается многими современными отечественными исследователями. Среди них такие учёные, как В. В. Андрощук, А. Батуркин, В. В. Клочков, К. В. Козлов, В. В. Субботина, В. В. Белослудцева, Г. В. Гусев и др. Такие учёные, как Н. В. Потапова, А. Батуркин,

A. А. Секирин и др., исследуют вероисповедную политику Российской империи в конце XIX - начале ХХ века. Такие исследователи, как К. В. Козлов, Н. Д. Константинова,

B. В. Субботина и др., уделяют внимание религиозному влиянию на сферу народного образования и просвещения в Российской империи. Такие учёные, как А. П. Беляков, А. В. Дробышев, Н. А. Рыбаков и др., занимались изучением вопроса о военном духовенстве Российской империи XIX - начала ХХ века.

Временные рамки исследования включают XIX - начало XX века, именно данный период развития Российской империи характеризуется усилением религиозного влияния на общественные отношения в стране. В то же время именно в данный период господствующая Православная церковь России была частью государственной системы, охранявшей интересы привилегированной части общества. Исследуемый период характеризовался распространением революционных идей, что требовало выстраивания эффективной политики взаимодействия власти с религиозными организациями. В связи с этим выбранные временные рамки исследования вызывают особый интерес.

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Так, в свободное время в армии и на флоте вокруг священника собирались солдаты или матросы, не владевшие грамотой, чтобы послушать христианские рассказы, публиковавшиеся в таких журналах, как «Отдых христианина», «Русский Паломник», «Доброе слово» и др. Прочитанное на собрании обсуждалось после его окончания. Практика подобных чтений была широко распространена, в особенности среди новобранцев, доля неграмотных среди которых была наиболее высока. Много внимания во время таких бесед уделяли религиозному воспитанию. В «Вестнике военного духовенства» № 3 за 1898 год писали о том, что истинно доблестным воином может стать только истинный христианин. Христианская Церковь, в свою очередь, благословляет его на защиту веры, монарха и Отечества. Таким образом, она вдохновляет его на духовный подвиг самоотвержения, бескорыстия, милосердия к побежденному врагу, а также на службу государству и Родине. Ещё в 1881 году была издана краткая история Кавалергардского полка, в связи с чем для нижних чинов было составлено чтение из 27 картин. В 1885 году чтения в полках с использованием «туманных картинок» стали обязательными. На практике осуществлялось конспектирование прослушанного при чтении нижними чинами. Наряду с чтениями, военные священники принимали участие в выступлениях в печати, в проведении братских собраний, в борьбе с сектантством, в написании истории полка или корабля и другой деятельности. Подобное занятие имело большое значение с точки зрения формирования высоких духовных и нравственных качеств воинов.

Патриотическое и религиозно-нравственное воспитание в армии и на флоте в дореволюционной России было одним из важных аспектов формирования духа и мо-

рального облика военнослужащих. За долгие годы развития российских вооруженных сил было разработано несколько подходов к этому воспитанию.

1. Религиозное воспитание. Религиозная вера занимала значительное место в жизни многих российских военнослужащих. Военное духовенство играло важную роль в обеспечении религиозной практики, проведении богослужений и поддержке духовного благополучия военнослужащих. Церковные службы проводились на базах, военных кораблях и в военных гарнизонах.

2. Патриотическое воспитание. Военные власти активно осуществляли патриотическое воспитание среди военнослужащих. Оно включало прославление исторических побед и героических достижений России, обучение национальным традициям, гимнам и символам государства, а также подчеркивание важности отстаивания и защиты Родины.

3. Этическое воспитание. Военнослужащим внушалось уважение к долгу, честь, справедливость и моральные ценности. Они должны были быть примером порядочности и честности, соблюдать строгую воинскую дисциплину и подчинение, а также проявлять заботу о подчиненных и товарищах.

4. Формирование коллективного духа. Особое внимание обращалось на формирование коллективного духа, чувства солидарности и товарищества среди военнослужащих. Различные общественные мероприятия, спортивные соревнования, праздники и традиции помогали укреплять командный дух и организацию военного коллектива.

5. Образование и культура. Развитие образования и культуры также имело важное значение в военной среде. Военнослужащие получали общее образование, а также специализированную военную подготовку. Они имели доступ к библиотекам, лекциям, театральным представлениям и культурным мероприятиям.

В целом патриотическое и религиозно-

нравственное воспитание в армии и на флоте в дореволюционной России было направлено на формирование высокоморальных военнослужащих, способных охранять интересы государства и выполнять военные задачи.

Патриотическое и религиозно-нравственное воспитание в армии и на флоте являлось необходимым, поскольку, в отличие от офицеров, получавших воспитание в военных учебных заведениях, нижние чины могли получить необходимое воспитание лишь в период прохождения военной службы. Принятие Положения о военном духовенстве привело к значительному росту образовательного уровня и престижа военных священников. Полковой и корабельный храмы выступали в качестве духовных центров для личного состава полка и корабля соответственно. В них также размещались полковое знамя и военные реликвии, памятные доски с именами погибших. При этом были зафиксированы случаи, когда офицеры, проходившие обучение в военно-учебных заведениях, уклонялись от посещения церковных служб. В качестве причин такого поведения называли усталость от военной службы и потребность в развлечении. К началу XX века в рядах нижних чинов стали появляться лица с революционным настроем, пропагандировавшие собственные идеи и достигавшие в этом деле определенных результатов, следствием чего стало понимание необходимости в религиозно-нравственном и патриотическом подходе к воспитанию военнослужащих. В связи с этим 18 мая 1901 года Главный штаб опубликовал приказ «О мерах по поднятию религиозно-нравственного воспитания». Церковно-приходские школы в исследуемое время стали весьма популярны и актуальны. Они создавались не только для военных, местное население также могло посещать их. Данное распоряжение было обусловлено тем, что военные священники считали: такие школы нужны не только военным, но и местным жителям. Во времена боевых действий школы

являлись местом оказания помощи раненным в боевых действиях. Также в расположении школ проводилась подготовка к погребению погибших и умерших своей смертью, здешние служители отпевали похоронные строки умершим, а также при необходимости могли сами хоронить. Помимо всего того, что связано с духовной жизнью умерших и погибших, местные священнослужители занимались ведением и хранением различной документации: описей полковых церквей и их имущества, клиро-выми ведомостями, приходно-расходными книгами, метрическими книгами, исповедными росписями. Также священники вели отчет о моральном состоянии военной армии. Исследование активности производительной работы военнослужащих по осуществлению духовно-нравственного воспитания позволяет выделить три основных направления данной деятельности, представленные на рис. 1.

Рисунок 1 - Основные направления деятельности духовенства по осуществлению духовно-нравственного воспитания военнослужащих

Figure 1 - The main directions of activity of the clergy in the implementation of spiritual and moral education of military personnel.

Основу воспитания духовных и нравственных качеств у военнослужащих составляло пастырское богослужебное направление, задача которого состояла в исправлении Божьего образа в человеке, искаженного под воздействием такого поведения человека, которое считается греховным перед Богом. Эта практика состояла и заключалась в исполнении молитвенных обрядов, выполнении различных богоугодных дел, исполнении цикла духовных песнопений (литургии), служении молебнов, осуществлении крестных ходов, совершении и

исполнении таинств, в том числе венчания и крещения, освящении боевых знамен и кораблей, а также разного рода сооружений, отпевании павших воинов. Следовательно, пастырское богослужебное направление в процессе духовно-нравственного воспитания военнослужащих военным духовенством предусматривало организацию живого общения с Богом в ходе выполнения тех или иных обрядов. Обязательной частью как для военнослужащих, так и для иных православных была исповедь. Она играла большую роль в воспитании, так как во время исповедования военнослужащие переоценивали свои негативные поступки. Помимо того, что в процессе исповеди они могли дать обещание Богу не совершать греховных, неправедных поступков, они также могли обещать не допускать и мысли о подобном. При воспитании военнослужащих важная роль отводилась проповедям, которые носили поучительный характер и, как правило, всегда сопровождали богослужения. Обычно в подобных проповедях священник произносил небольшую речь, в течение которой наставлял человека на правильный, истинный путь.

Пастырское внебогослужебное направление выступало в качестве дополнения к пастырскому богослужебному направлению и включало в себя наставление перед боем, поднятие боевого духа, повышение нравственных принципов и борьбу с пороками военнослужащих. Сюда также относятся условия оказания медицинской помощи больным и раненым, а также другая деятельность. В обязанности священника входило оказание влияния на военнослужащих посредством личного примера. В частности, он должен был проявлять твердость духа в сложных ситуациях, а также стойкость в исполнении воинского долга. Вместе с тем священник должен был вести трезвый образ жизни, быть образованным и аккуратным. По этой причине среди военных священников было множество примеров непоколебимой веры и мужества. Важную роль

играло проведение православных праздников и церковных парадов. Организацией таких мероприятий занимался военный священник. В обязанности армейского и флотского священников входил сбор информации о героических поступках. Большое воспитательное значение имело знание каждым из военнослужащих подвигов своих однополчан, в связи с чем на на этих духовных лиц возлагалась соответствующая обязанность. Перед каждым из полковых или корабельных праздников проводилось собрание низших чинов, на котором зачитывалась информация о подвигах, совершенных погибшими однополчанами. После этого проводилась панихида по погибшим.

Сущность просветительского направления духовно-нравственного воспитания военнослужащих военным духовенством заключалась в проведении коллективных и индивидуальных бесед, собраний, в ходе которых военнослужащие обучались грамоте, повышали образовательный уровень и т. д. Священнослужители преподавали военнослужащим Закон Божий, организовывали работу библиотек при воинских частях. Зачастую священники принимали участие в написании истории полка или корабля и т. д. Одной из главных обязанностей военного духовенства было проведение индивидуальных бесед с военнослужащими, причем священник должен был организовывать их целенаправленно. Чётко определялась цель просветительской беседы, готовилась и изучалась необходимая для достижения цели беседы информация, планировались возможные вопросы и т. д. Индивидуальные и коллективные беседы священника с военнослужащими должны были проходить на темы, понятные для всех из них. Значительная роль в духовно-нравственном воспитании военнослужащих принадлежала полковым и корабельным библиотекам, которые организовывало военное духовенство. В них военнослужащие не только брали книги, но и получали совет от священника, что почитать, а также ответы на любые

интересующие их духовные вопросы. Большое значение в сфере подобной деятельности имели внедренные в те времена приходские школы, которые работали не только благодаря слаженной работе священнослужителей, но и за счет активного труда офицеров. В них военнослужащие изучали Закон Божий, Библейскую историю, приобщались к церковному пению и т. д. Таким образом, в процессе организуемого военным духовенством духовно-нравственного воспитания каждый военнослужащий не только обучался грамоте, но и приобретал знания в вопросах веры. Военные действия корректировали работу военных священников. Однако в обязанности священника входила поддержка и подпитка религиозного чувства в воинах для предостережения их от уныния и отчаяния, а также от возможных разврата, насилия, грабежа и ожесточения. Вместе с тем они должны были поддерживать в воинах мужественный дух и честность, а также самоотверженность в исполнении ими собственного долга.

Таким образом, в конце XIX - начале XX века военному духовенству принадлежала значительная роль в духовно-нравственном воспитании военнослужащих. Основу содержания деятельности военного духовенства по воспитанию военнослужащих составляло формирование таких качеств, как внимание и любящее отношение ко всему, что касается его Отечества, ответственность и верность долгу службы, сохранение чести и достоинства своих и своей воинской части и т.д.

Положение о военном духовенстве впервые было принято в России в 1769 году. Оно регулировало организацию и деятельность духовных лиц, служащих в Российской армии. Положение о военном духовенстве в России включало следующие аспекты:

1. Структура и иерархия. Положение определяло структуру военного духовенства, включая ранги и должности духовных лиц. Были установлены различные ранги - от обер-

офицеров до простых священнослужителей.

2. Обучение и квалификация. Положение предусматривало требования к образованию и обучению духовных лиц. Они должны были иметь высшее духовное образование и пройти специальную военную подготовку.

3. Обязанности и функции. Положение устанавливало обязанности и функции духовных лиц. Они должны были обслуживать военнослужащих в духовном отношении, проводить религиозные службы, заботиться о религиозных обрядах и обеспечивать духовное благополучие военных.

4. Права и привилегии. Духовные лица имели определенные права и привилегии, такие как освобождение от военной службы в боевых действиях, освобождение от некоторых военных обязанностей и приоритетное пользование некоторыми льготами.

5. Церковное и военное управление. Положение определяло взаимоотношения между церковными и военными органами управления, сотрудничество военного духовенства с военным командованием и регулирование вопросов религиозной практики и ритуалов.

Это положение в значительной степени базируется на договоренностях между Русской православной церковью и государством в то время и служило основой для деятельности военного духовенства в Российской империи. Впоследствии оно неоднократно изменялось и совершенствовалось с учетом изменений в социально-политической и военной среде.

Принятие Положения о военном духовенстве привело к значительному росту образовательного уровня и престижа военных священников. Полковой и корабельный храмы выступали в качестве духовных центров для личного состава полка и корабля соответственно. Анализ деятельности военного духовенства по осуществлению духовно-нравственного воспитания военнослужащих позволяет выделить такие три основных направления данной деятельности, как пастырское богослужебное

направление, пастырское внебогослужебное направление, просветительское направление. Основу воспитания духовных и нравственных качеств у военнослужащих составляло пастырское богослужебное направление, предусматривающее организацию общения военнослужащих с Богом в процессе выполнения обрядов, например во время исповеди. Пастырское внебогослужебное направление выступало в качестве дополнения к пастырскому богослужебному направлению и включало в себя напутствие перед боем, личный пример, организацию духовных торжеств, борьбу с нравственными пороками военнослужащих и т. д. Сущность просветительского направления духовно-нравственного воспитания военнослужащих военным духовенством заключалась в проведении коллективных и индивидуальных бесед, проведении собраний, в ходе которых военнослужащие обучались грамоте, повышали образовательный уровень и т. д.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Духовно-нравственное воспитание военнослужащих в России в XIX - начале XX века складывалось под влиянием религии, военной дисциплины и порядка, а также культурных и образовательных факторов. Среди военнослужащих к началу ХХ века происходило усиление роли православия, в связи с чем назрела необходимость изменения структуры военного духовенства, чтобы оно находилось в распоряжении одного лица. В 1890 году было подписано и введено Положение об управлении церквами и духовенством военного и морского ведомств, вследствие чего военное духовенство приобрело четкую организационную структуру со строгой иерархической системой. Согласно положению, была учреждена должность протопресвитера, который был наделен широкими полномочиями, в том числе правом произведения дознания по делам о должностных преступлениях. Таким образом, к началу

XX века в Российской империи сформировалась специальная служба, занимавшаяся контролем духовенства при воинских частях. К 1900 году было разработано законодательство о военном духовенстве, укрепившее его в системе государственно-религиозных отношений и являющееся достаточно эффективным в регулировании военно-духовной деятельности.

В конце XIX - начале ХХ века военному духовенству принадлежала значительная роль в духовно-нравственном воспитании военнослужащих. Важным считалось формирование у военнослужащих таких качеств, как привязанность и верность гражданскому и воинскому долгу, любовь к Родине и т. д. Принятие Положения о военном духовенстве привело к значительному росту образовательного уровня и престижа военных священников. Полковой и корабельный храмы выступали в качестве духовных центров для личного состава полка и корабля соответственно.

Деятельность военного духовенства подразделялась на три основных направления: пастырское богослужебное направление, пастырское внебогослужебное направление, просветительское направление. Изучая все три направления, военнослужащие не только повышали уровень своей грамотности, также у них формировалась любовь к своему делу, появлялось понимание о воинском и гражданском долге, о чести и достоинстве, о геройских поступках. Среди военных священников также существует масса примеров доблестной службы. Всё вышеперечисленное создавало благоприятный имидж такому явлению, как военное духовенство, тем самым привлекало заинтересованных лиц как на военную службу, так и в ряды военных священников.

Библиография / References:

1. Беляков А.П. Деятельность армейского и флотского духовенства по воспитанию духовных и нравственных качеств военнослужащих:

на материале армии и флота дореволюционной России XVIII - начала XX в.: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01. - Краснодар, 2017. - 23 с.

2. Беляков А.П. Воспитательная деятельность военного духовенства в вооруженных силах дореволюционной России // Историко-педагогический журнал. - 2016. - № 3. - С. 5464. EDN: WLUVKP.

3. Захарченко М.В. К проблеме формирования системы принципов православной педагогики // Материалы III Пюхтицких чтений «Культурно-исторические традиции православия». - Куремяэ, Эстония, 2014. - 296 с.

4. Иванов В.П. Становление и развитие системы религиозного воспитания военнослужащих Русской армии в XVII - начале ХХвека: дис. ... доктора пед. наук: 13.00.1. - М., 2014. -608 с.

5. Ливцов В.А., Матвеева Е.С. Влияние Орловского православного Петропавловского братства на распространение образования в Орловской губернии во второй половине XIX -начале XX века // Учёные записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2015. - № 3 (66). - С. 53-57. EDN: UZDABZ.

6. Матвеева Е.С. Влияние миссионерских обществ на распространение образования в Орловской губернии в XIX - начале XX века // Образование и общество. - 2015. - № 1 (90). -С. 16-20. EDN: TLAWXJ.

7. Просветительская деятельность военного духовенства в Вооруженных силах дореволюционной России. [Электронный ресурс]. -Режим доступа - свободный. - URL: https://ruskline.ru/analitika/2016/08/04/prosvetitels kaya_deyatelnost_voennogo_duhovenstva_v_voo ruzhennyh_silah_dorevolyucionnoj_rossii (дата обращения: 21.05.2023).

8. Правила о церковно-приходских школах (утверждены Указом Его Императорского Величества от 13 июня 1884 г.) // Официальный отдел Московских церковных ведомостей.

[Электронный ресурс] - Режим доступа - свободный. - URL: https://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/media/priestdb/materialattachmen t/attachment/92/0a/920a0459-9d20-4920-8633-7216a7e1a68c.pdf (дата обращения: 27.04.2023).

9. Россия. Синод. Обер-прокурор. Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего синода по ведомству православного исповедания ... [по годам]. - СПб.; Пг., 1886-1916. [Электронный ресурс]. - Режим доступа - свободный. - URL: http://elib.shpl.ru/ru/nodes/ 23457-rossiya-sinod-ober-prokuror-vsepoddanneyshiy-otchet-ober-prokurora svyateyshego-sinoda-po-vedomstvu-pravoslavnogo-ispovedaniya-po-godam-spb-pg-1886-1916 (дата обращения: 27.04.2023).

10. Савинова М.А. Народные чтения как одна из форм внешкольного образования в России (вторая половина XIX - начало ХХ века) // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. - 2007. - № 3 (7). - С. 134136. EDN: JWQWEL.

1. Belyakov A.P. Deyatel'nost' armeyskogo i flotskogo dukhovenstva po vospitaniyu dukhovnykh i nravstvennykh kachestv voyennosluzhashchikh: na materiale armii i flota dorevolyutsionnoy Rossii XVIII - nachala XX vv. [Activities of the army and navy clergy in educating the spiritual and moral qualities of military personnel: based on the material of the army and navy of pre-revolutionary Russia in the 18th - early 20th centuries]: avtoreferat dis. ... kandidata ped-agogicheskikh nauk: 13.00.01. - Krasnodar, 2017. - 23 s. (In Russ.).

2. Belyakov A.P. Vospitatel'naya deyatel'nost' voyennogo dukhovenstva v vooruzhennykh silakh dorevolyutsionnoy Rossii [Educational activities of the military clergy in the armed forces of pre-revolutionary Russia] // Istoriko-pedagogicheskiy zhurnal. - 2016. - №3. - S.54-64. EDN:

WLUVKP (In Russ.).

3. Zakharchenko M.V. K probleme formiro-vaniya sistemy printsipov pravoslavnoy pedagog-iki // Materialy 3-kh Pyukhtitskikh Chteniy «Kul'turno-istoricheskiye traditsii pravoslaviya» [On the problem of forming a system of principles of Orthodox pedagogy]. - Kuremyae, Estoniya,

2014. - 296 s. (In Russ.).

4. Ivanov V. P. Stanovleniye i razvitiye sistemy religioznogo vospitaniya voyennosluzhashchikh Russkoy armii v XVII - nachale XX veka [Formation and development of the system of religious education of military personnel of the Russian Army in the 17th - early 20th centuries]: dis. ... doktora ped. nauk: 13.00.1. - M., 2014. - 608 s. (In Russ.).

5. Livtsov V.A., Matveyeva E.S. Vliyaniye or-lovskogo pravoslavnogo petropavlovskogo bratstva na rasprostraneniye obrazovaniya v or-lovskoy gubernii vo vtoroy polovine XIX nachale XX veka [The influence of the Orel Orthodox Peter and Paul Brotherhood on the spread of education in the Orel province in the second half of the 19th and early 20th centuries] // Uchonyye zapiski Or-lovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnyye i sotsial'nyye nauki. - 2015. - № 3 (66). - S.53-57. EDN: UZDABZ (In Russ.).

6. Matveyeva E.S. Vliyaniye missionerskikh obshchestv na rasprostraneniye obrazovaniya v Orlovskoy gubernii v XIX-nachale XX veka [The influence of missionary societies on the spread of education in the Orel province in the 19th-early 20th century] // Obrazovaniye i obshchestvo. -

2015. - №1(90). - S. 16-20. EDN: TLAWXJ (In Russ.).

7. Prosvetitel'skaya deyatel'nost' voyennogo dukhovenstva v Vooruzhennykh silakh dorevoly-utsionnoy Rossii [Educational activities of the military clergy in the Armed Forces of pre-revolutionary Russia]. [Elektronnyy resurs]. -Rezhim dostupa - svobodnyy. - URL: https://ruskline.ru/analitika/2016/08/04/prosvetitels kaya_deyatelnost_voennogo_duhovenstva_v_voo ruzhennyh_silah_dorevolyucionnoj_rossii (data

obrashcheniya 21.05.2023). (In Russ.).

8. Pravila o tserkovno-prikhodskikh shkolakh (utverzhdeny Ukazom Yego Imperatorskogo Velichestva ot 13 iyunya 1884 g.) // Ofitsial'nyy otdel Moskovskikh tserkovnykh vedomostey. [Elektronnyy resurs] - Rezhim dostupa - svobodnyy.

- URL: https://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/media/priestdb/materialattachmen t/attachment/92/0a/920a0459-9d20-4920-8633-7216a7e1a68c.pdf (Data obrashcheniya: 27.04.2023). (In Russ.).

9. Rossiya. Sinod. Ober-prokuror. Vsepod-danneyshiy otchet Ober-prokurora Svyateyshego sinoda po vedomstvu pravoslavnogo ispovedani-ya ... [po godam]. - SPb.; Pg., 1886-1916. [Elektronnyy resurs] - Rezhim dostupa - svobodnyy.

- URL: http://elib.shpl.ru/ru/nodes/23457-rossiya-sinod-ober-prokuror-vsepoddanneyshiy-otchet-ober-prokurora svyateyshego-sinoda-po-vedomstvu-pravoslavnogo-ispovedaniya-po-godam-spb-pg-1886-1916 (Data obrashcheniya: 27.04.2023). (In Russ.).

10. Savinova M.A. Narodnyye chteniya kak odna iz form vneshkol'nogo obrazovaniya v Rossii (vtoraya polovina KHIKH - nachalo KHKH veka) // Izvestiya Penzenskogo gosudarstvennogo peda-gogicheskogo universiteta im. V.G. Belinskogo. -2007. - № 3(7). - S.134-136. EDN: JWQWEL (In Russ.).

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

The authors declare no onflict of interest. Поступила в редакцию (Received) 10.04.2023 Поступила после рецензирования (Revised) 20.09.2023.

Дата выхода в свет 29.12.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.